Недалеко от города Пскова, на склоне живописной горы Снятная, раскинулся Снетогорский женский монастырь, который действует и в наши дни. Первые описания монастыря пришли к нам из документов 1299 года. В это время монастырь стал жертвой ливонских вандалов и грабителей, которые уничтожили настоятеля монастыря, всех его жителей и сожгли святыню.

Непростая история была у этого прекрасного монастыря, его много раз грабили и не раз пытались уничтожить, но, несмотря на все это, всегда находились люди, которые восстанавливали руины и от этого монастырь становился лишь краше.

Стены монастыря воспитали таких пустынножителей как преподобный Ефросин и преподобный Савва. Впоследствии они основали свои монастыри, которые стали не менее известными и почитаемыми.

Снетогорский монастырь Пскова, несмотря на все испытания в 14 веке становится одним из главных монашеских центров земель псковских. В 14 веке в монастыре был построен каменный храм, что в те времена свидетельствовало о значимости монастыря. До сих пор Храм Рождества Богородицы остаётся наиболее значимой святыней монастыря. Хоть внешне Собор и походит на Спасо-Преображенский собор, который находится в Мирожском монастыре, внутреннее убранство храма уникально. Здесь собрана неповторимая коллекция фресок именитых мастеров, которые отображают библейские сюжеты, они не имеют аналогов в мире.

Эти фрески предстали публике абсолютно случайно, во время ремонта в 1909 году под толстым слоем штукатурки были обнаружены эти произведения искусства. Их пришлось спрятать под слоем извёстки после набегов войск Стефана Батория. Служители монастыря посчитали фрески непоправимо испорченными, и спрятали их от людских глаз.

Помимо уникальных фресок Снетогорский монастырь прославился своей церковью, которая достигала в высоту 86 м. Церковь носила название «Вознесения под Колоколы». Её было видно далеко за пределами монастыря. К сожалению, Храм не дожил до наших дней, его разрушили после революции. Сегодня на месте церкви лежат величественные руины.

В 90-х годах двадцатого столетия монастырь стали восстанавливать. Сегодня восстановлена большая часть монастыря. Действует Никольский храм, который был построен в 16 веке. В храме хранятся уникальные иконы Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца, а также здесь хранится ларец с мощами Иоасафа Снетогорского. В разное время к монастырю совершали паломничество известные поэты и писатели. Сегодня монастырём можно полюбоваться с палубы прогулочного корабля.

В наши дни вниманию туристов в Снетогорском монастыре доступны для обозрения Храм Рождества Пресвятой Богородицы, трапезная, Собор Николая Чудотворца, руины величественной церкви Вознесения под Колоколы, Святые ворота и Архиерейский дом.

Собор расположен в южной части верхней террасы монастыря. Является композиционным центром комплекса. Доминирует над окружающим ландшафтом северо-восточной долины и поймой излучины р.Великой. Построен из известняковой плиты и кирпича /крыльцо/ на известковом растворе. Размер кирпича 28х12х6,5 см. В плане представляет собой трехапсидный храм с двумя симметричными приделами приложенными к северному и южному фасадам четверика, с притвором и крыльцом, охватывающими четверик с запада. Объемно-пространственная композиция состоит из кубического одноглавого четверика под четырехскатной кровлей. Боковые апсиды значительно понижены по отношению к центральной. Объемы приделов и притвора понижены по отношению к четверику. Кровля над приделами, притвором и крыльцом единая, 4-скатная. Северный и южный фасады четверика расчленены тремя лопатками, стянутыми большой аркой, смещенной к востоку /в интерьере- ширина и высота трансепта/ и малой, смещенной к западу /в интерьере — нижние палатки западных угловых членений четверика/. На западном и восточном фасадах четверика сохранились следы трех закомар. Четверик имеет северный и южный дверные проемы и устроенные над ними, в среднем ярусе, оконные проемы с лучковыми, перемычками и наружными, четвертями. Подобные более узкие проемы устроены в арках западных членений /северный проем заложен/. Апсиды жертвенника и дьяконника прорезаны аналогичными проемами; центральная апсида имеет три проема с широкими откосами и арочными перемычками, причем средний проем находится выше боковых. Барабан прорезан восемью узкими арочными проемами. К декору четверика относятся глубокие арочные ниши, расположенные над дверными проемами северного и южного фасадов и орнаментальный пояс барабана. Верхний ряд орнамента составляют ступенчатые арочные нишки, под ними ряд поребрика, бегунец и вновь поребрик. Нижний ряд, восстановленный по сохранившимся стесанным следам В 1953-55 гг. выполнен в виде рельефного аркатурного пояса с треугольным верхом. Глава луковичной формы обита медью и увенчана металлическим крестом. Фасады приделов и притвора ритмично расчленены пилястрами. В простенках расположены широкие оконные проемы с лучковыми перемычками, обрамленные плоскими наличниками с ушами и замком. Боковые проемы западного фасада — ложные. Под кровлей расположен многообломный карниз, крепованный на пилястры. Главный западный вход в собор оформлен в виде крыльца на столбах /северная и южная арки заложены/. Широкий входной арочный проем закреплен металлической связью. Фасад крыльца обильно декорирован печными муравлеными изразцами в сочетании с фигурным кирпичом. Основные мотивы декора изразцов- растительный орнамент. Типы фигурного кирпича — «веревочка», столбики с двумя и тремя перехватами. Техника обработки рельефа — ручная теска. Интерьер собора в целом характеризуется сложностью и неоднородностью пространственной композиции. Структура интерьера четверика аналогична композиции интерьера Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Представляет собой крестовокупольный храм по типу вписанного креста с пониженными подпружными арками, несущими световой барабан. Пространство интерьера четверика формируется центральным нефом, продолженным апсидой и трансептом. Дьяконник и жертвенник отделены от трансепта глухими стенами и образуют замкнутые помещения, связанные с центральной апсидой и четвериком узкими арочными проемами. Центральная апсида и жертвенник перекрыты конхами, дьяконник имеет плоское перекрытие /позднее/. В западных стенах жертвенника и дьяконника устроены прямоугольные глубокие служебные ниши. В северо-западном углу жертвенника находится ниша Г-образной формы. В ее основании положена известняковая плита с вытесанной в центре круглой чашей с небольшими углублениями по наружному диаметру и круглым отверстием в центре чаши. Под плитой устроен очаг, выложенный кирпичом. Над плитой в стены заведен металлический стержень. В северной стене апсиды устроен небольшой арочный дверной проем с углом, скругленным в сторону ниши и очага /проем заложен/. Западные угловые членения первого яруса перекрыты цилиндрическими сводами. Арки, выходящие в интерьеры трансепта, нефа и нартекса понижены по отношению к своду. Две пары столбов нижнего яруса служат опорой аркам. Столбы в сечении имеют слабо выраженную Г-образную и прямоугольную, формы. Во втором ярусе западных компартиментов устроены сводчатые палатки с нишами в восточных стенах и арочными дверными проемами — выходами, на каменные хоры. Площадка хор связана с нартексом каменной внутри стенной лестницей, проходящей в толще кладки западной и южной стен четверика. Помещение нартекса, трех частное в плане, увеличено по оси С-Ю за счет боковых приделов. Центральная часть является продолжением среднего нефа четверика; коробовый свод также продолжает свод нефа, однако в нартексе прорезан двумя парами глубоких встречных распалубок, смыкающихся вершинами в шелыге свода. Западный .дверной проем имеет в интерьере треугольное завершение. Боковые членения нартекса отделены от центрального пониженными подпружными арками, расположенными по оси западных столбов четверика. Коробовые своды устроены по оси 3-В /по оси сводов западных палаток нижнего- яруса/. Пара пониженных арок отделяет пространства придельных храмов от нартекса. Перекрытия приделов однотипны, сочетают конху над апсидой, с коробовыми и элементами сомкнутых сводов. В центральной части сводов сохранились следы оснований барабанов приделов. Своды закреплены двумя парами крупных металлических связей и двумя парами небольших связей по сторонам колец оснований барабана, в направлении С-Ю. Северный придел имеет два наружных оконных проема, расположенных в стене апсиды и в средней части северной стены. Южный придел имеет три оконных проема — два в стене апсиды и один в центре южной стены. Проемы широкие, с глубокими откосами и решетками. В южной стене апсиды южного придела устроены две прямоугольные глубокие ниши. Западная стена, отделяющая нартекс от притвора, частично состоит из стен наружного фасада древнего притвора XVв. и частично перестроена в 1749г. В центре ее расположен перспективный арочный портал бывшего главного входа, обрамленный валиком. По сторонам портала находятся оконные проемы, растесанные в ХVIII в. на месте древних. Аналогичный оконный проем устроен в стене, отделяющей северный придел от помещения притвора со столбом. Южный придел связан с притвором широким арочным проемов. Притвор имеет П-образный план благодаря расположенному по центральной оси крыльцу, обстроенному с северной и южной сторон боковыми помещениями. Свод центральной части притвора относится к XVI в. Его восточная часть опирается на бывшую фасадную стену более раннего притвора XV в., а западная часть — на стену крыльца XVII в. Свод прорезан встречными распалубками, устроенными над дверными проемами и имеет следы распалубок над оконными проемами древнего западного фасада. Столбы боковых помещений притвора, образованные из углов притвора XVI в. при реконструкции 1749 г., смещены к стенам крыльца / к северу и югу/. Столбы служат опорой для сводов середины XVIIIв. Симметрично расположенные оконные проемы боковых помещений притвора / по три в каждом/ аналогичны проемам придельных храмов. Проемы имеют неглубокие округленные распалубки. Крыльцо XVII в. перекрыто кирпичным сомкнутым сводом, ребра которого сходятся на кольце основания небольшого заложенного барабана. Арки крыльца понижены по отношению к своду. Северная и южная арки заложены в 1749 г. Перспективный портал западного входа обрамлен керамическим наличником с изображением виноградной лозы. Габариты: Длина — 32 м Ширина — 24м Высота — 12 м

Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь — действующий женский монастырь в Пскове. Один из древнейших из ныне существующих псковских монастырей, первое упоминание в летописи относится к XIII в.

Монастырь находится в 3,5 км от центра современного города Псков, на высоком правом берегу излучины реки Великой. Снятная гора, на которой стоит монастырь, зовется так по названию местной промысловой рыбы — снети.

Точная дата возникновения монастыря доподлинно не известна. Согласно одному из преданий, его могли основать монахи, прибывшие со Святой Горы Афон. По другим сведениям, основателем обители был игумен Иоасаф.

Впервые монастырь упоминается в псковской летописи конца XIII в., согласно которой 4 марта 1299 г. уже существовавшая к тому времени обитель была сожжена при нападении на Псков ливонских рыцарей. При этом погибли настоятель монастыря преподобномученик Иоасаф и 17 иноков.

В XIV-XV вв. Снетогорский монастырь становится главным духовным и монашеским центром Пскова. О возросшей роли монастыря уже в начале XIV в. говорит факт строительства в нем каменного храма — одного из первых на Руси после длительного перерыва в каменном строительстве, вызванного нашествием монголов. В самом Пскове рядом с кромом на берегу реки Псковы с середины XIV в. существовало подворье монастыря, где в 1352 г. была построена церковь ап. Иоанна Богослова. Подворье укрепляло хозяйственные связи монастыря с псковским посадом, кроме того монастырь поддерживал торговые связи с прибалтийскими купцами.

Монахами Снетогорского монастыря были преподобные Евфросин Псковский, Савва Крыпецкий — выходец из Сербии или со Святой Горы Афон. Ими были основаны другие, расположенные в окрестностях Пскова монастыри: Спасо-Елеазаровский и Крыпецкий.

В монастыре принимали постриг уходившие на покой псковские князья и бояре. Во время мора 1420-21 гг. здесь постригся заболевший московский наместник князь Федор Александрович Ростовский, вернувшийся, однако затем в Москву. В притворе монастырского собора в 1416 г. был погребен князь Григорий Евстафиевич, сын изборского князя Евстафия. Кроме того, внутри храма на стенах сохранились погребальные плиты-керамиды XVI-XVII вв. Снаружи собора сформировалось монастырское кладбище. В древности к северной стене храма были пристроены часовни, отмечавшие места некоторых погребений.

Располагаясь на берегу реки Великой при въезде в Псков монастырь встречал купцов и путешественников. В 1472 г. здесь останавливалась византийская царевна София Палеолог, совершавшая переезд из Италии в Москву через Восточную Европу и Прибалтику.

Во время Ливонской войны монастырь оказался разорен войсками польского короля Стефана Батория, осаждавшего Псков в 1581-1582 гг. Монастырский собор пострадал от пожара, что имело роковые последствия для его фресковой живописи. Братия монастыря была вынуждена укрыться на псковском подворье обители. Таким же образом в период смутного времени разорение монастырю приносили попеременно осаждавшие Псков казаки и отряды польского воеводы Лисовского. Наконец, в 1615 г. монастырь занял шведский король Густав Адольф, безуспешно пытавшийся взять Псков.

Тем не менее в XVII в. монастырь оправился от разрушений. Сыграло свою роль пограничное положение Пскова, приобретшего важное для всей России торговое значение. Снетогорский монастырь обладал обширным хозяйством, участвуя при этом в снабжении армии, а также направляя живущих на монастырских землях крестьян на казенное строительство и ремонт городских стен.

Положение монастыря резко ухудшилось в начале XVIII в. в связи с Северной войной. Кроме того, в 1710 г. произошел крупный пожар, уничтоживший в том числе архив, хранивший документы со времен основания обители. Окончательный упадок монастыря был вызван секуляризацией церковных земель Екатериной II. В 1804 г. монастырь был упразднен. Тогда же на его месте было решено устроить загородный архиерейский дом.

В 1816-1822 гг. здесь жил архиепископ Псковский Евгений (Болховитинов), являвшийся не только деятельным архиереем, но и выдающимся историком. Помимо трудов по истории России владыка занимался и изучением истории Пскова, используя архивы Псковской духовной консистории. В 1825 г. монастырь посещал А.С. Пушкин. В период существования архиерейского дома богослужения в основном осуществлялись в домовом храме святого князя Владимира — бывшей трапезной церкви святителя Николая Чудотворца.

После 1920 г. началось разорение архиерейского дома, затронувшее и древний Рождественский собор, несмотря на то, что он был включен в список подлежащих государственной охране памятников старины. Храм лишился купола, кровель, оконных рам. Территорию монастыря занял дом отдыха. В 1934 г. была частично разрушена Вознесенская церковь-колокольня, достигавшая высоты 86 метров. В настоящее время от нее сохранились лишь руины первого, наиболее древнего яруса.

В время Великой Отечественной войны здесь расположился штаб группы армий «Север». Территория и здания монастыря были благоустроены для проживание немецких офицеров. При этом в Никольской церкви был устроен зал собраний, в соборе винный склад и тир, в руинах Вознесенской церкви гараж. При отступлении немецкие войска вывели из строя артезианскую скважину и водонапорный бак, стоявший над церковью Вознесения.

В послевоенный период продолжил свое существование дом отдыха и детский санаторий. Однако, Рождественский собор был отдан в ведение органов государственной охраны памятников истории и культуры. Уже в конце 1940-х — начале 50-х гг. была проведена его частичная реставрация, продолженная в 1985 г. и ведущаяся до сих пор.

В 1993 г. монастырь был передан Псковской епархии и открыт как женский. Богослужения совершаются в трапезной Никольской церкви.

Снетогорский монастырь

г. Псков, Снятная Гора. Снетогорский монастырь. Тел. (81122) 2-19-63

В 3,5 км от центра Пскова на высоком берегу реки Великой стоит Снетогорский монастырь. Он был основан в XIII веке. Название горы — Снятная — происходит от слова «снеть». Снеток — маленькая рыбка, которой так славился Псков. Снятная гора необычайно живопис­на. Лучшего места для размещения монастыря и придумать нельзя. До монастыря можно доехать на автобусе, кото­рый идет от вокзала, примерно за 20 минут.

В 1299 г. на монастырь напали немецкие рыцари и раз­грабили его. В огне погибли 17 иноков и основатель мо­настыря — игумен Иосаф. Псковский князь Довмонт-Тимофей с дружиной разгромил рыцарей и повелел по­ставить в монастыре новый храм — каменный. Но это был последний год жизни прославленного князя. Строи­тельство храма затянулось. В 1310 -1311 гг. был завершен, а в 1313 г. расписан фресками каменный собор Рождества Богородицы.

Снетогорский монастырь стал традиционным местом пострижения псковских князей — принятия схимы перед смертью. Особо памятным для монастыря было посеще­ние обители невестой Ивана III византийской царевной Софьей Фоминичной Палеолог в 1472 г. по пути в Москву. В Смутное время один из самозванцев, выдававший се­бя за царевича Дмитрия-Сидорка, был схвачен в Пскове.

Сопровождать его в Москву было доверено игумену Снетогорского монастыря. Побывали под стенами монастыря и войска шведского короля Густава-Адольфа. В 1614 г. здесь стоял шведский лагерь.

Важным строительным этапом в истории монастыря стало возведение каменных храмов и гражданских зданий в первой четверти XVI века. Обновление монастыря связано с переходом Пскова под управление великого московского князя. Близ древнейшей и особо почитаемой местной святыни — собора Рождества Богородицы в 1519 г. была построена Никольская церковь, сохранив­шаяся до настоящего времени. Около 1526 г. возведена Вознесенская церковь, реконструированная и надстроенная высоким шатром в XVII веке (не сохранилась).

Архитектура Рождественского собора неоригинальна, он является копией Преображенского собора Мирожского монастыря. Однако строители Снетогорского монастыря внесли в композицию храма свою «поправку». Интерьер храма сделан по типу креста, вписанного в четверик, огра­ниченного стенами. В XVI веке с западной стороны собора к нему сделали пристройку, сохранившуюся до сих пор.

Рождественский собор знаменит своими фресками. Во времена нашествия на Псков Стефана Батория (1581-1582 гг.) собор горел, верхняя часть барабана разру­шилась. Сильно пострадали и фрески. Через год барабан был восстановлен, значительно удлинен и украшен пояс­ком с псковским орнаментом, характерным для XIV века. Фрески в центральной части здания были прикрыты новым иконостасом, а в открытых местах забелены. В 1909 г. на­чалась расчистка снетогорских фресок, она продолжается и по сей день.

При создании фресок псковские мастера использова­ли почти все тона местных минеральных красок с пре­обладанием известной «псковского черлени», придающей росписям своеобразный, теплый колорит.

Настенная снетогорская роспись относится к началь­ному периоду расцвета псковской фрески. Помимо яркой, живописной манеры, в которой работали мастера, их рос­пись характеризуется очень вольной трактовкой религи­озных сюжетов. Пророки, апостолы, святители не про­сто символы веры, а живые люди с разными характера­ми и внешностью. В поисках новых сюжетов псковские живописцы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы, не вполне совпа­дающие с официальным вероучением.

Композиции фресок необычайно живы. Северную сте­ну занимает фреска «Успение», над дверью в жертвен­ник — сцена «Введение во храм». Сильное впечатление производит «Страшный суд», изображающий не только грешников и героев религиозных мифов, но фантастичес­ких животных.

Живописцы выработали смелый стиль письма — «про­бела», т.е. белильные блики, которые оживляли фигуры и придавали им динамичность.

К нашему времени общая цветовая гамма фресок силь­но изменилась, непрочные краски выцвели, изменился ла­зурный фон. К фрескам нужно присмотреться, и тогда будет понятен замысел ее творцов. Они прекрасны.

На XVII век приходится расцвет монастыря. Жизнь в Пскове способствовала бурному развитию торговли, росту богатства. Монастырю тогда принадлежало око­ло 370 крестьянских дворов. Но пришла Северная война, монастырь опять горел, в огне погиб архив, содержащий документы о времени основания монастыря.

В 1760-х гг. в России происходит секуляризация монастырских и цер­ковных владений. Снетогорский монастырь постепенно пустеет, а в 1804 г. он и вовсе упразднен. Штат его был приписан Спасо-Елизаровскому монастырю. В 1805 г. Снетогорский монастырь был отдан правительством под загородный архиерейский дом.

После революции в 1919 г. бывший Снетогорский мо­настырь был включен в охранные списки памятников архи­тектуры, что не помешало древним постройкам медленно разрушаться. До войны там был дом отдыха. Во время вой­ны древние стены были осквернены присутствием гестапо.

Сейчас Снетогорский монастырь возрожден. На его территории находится женский монастырь. В монастыре проживает более 60 сестер, а с трудниками и церковным клиром около 100 человек. Руководство монастыря осуществляет игуменья Людмила. Все ведущие направления деятельности распределены по послушаниям, за которые отвечают сестры. Послушания разные: клирос, просфорная, пекарня, огородницы, швеи, историки, трапезницы, птичницы и пр.

Материалы: Путеводитель «Псковская область». ИД «Симон-Пресс», 2000 г.
Фото: Михаил Глущенко, Антон Дубенской
[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *