Содержание книги. В книге содержатся проповеди архимандрита Петра. Имя архимандрита Петра, духовника Свято-Боголюбского женского монастыря, известно в православном мире как имя ревностного поборника благочестия и хранителя истинной веры, а также восстановителя храмов и монастырей.

«Смотрите, како опасно ходите…» (Еф. 5: 15)

Возрождая храмы и монастыри и очищая души людей от пороков и греховной скверны, архимандрит Петр, как и многие другие ревностные священнослужители, вносит свою лепту в духовное становление Отечества и русского самосознания. Его наставниками на пути пастырского служения были такие старцы-подвижники, как архимандрит Таврион (Батозский), схиархимандрит Серафим (Тяпочкин) и другие.

Духовником отца Петра является досточтимый старец архимандрит Кирилл (Павлов). Тысячи людей, соприкоснувшись в жизни с отцом Петром, унесли в своих сердцах частицы божественной благодати, обрели веру и смысл своего предназначения. Сотни духовных чад посвятили свою жизнь на служение Богу в монастырях или стали священнослужителями. Помолимся же, дорогие братья и сестры, чтобы продлил Господь его дни для спасения и назидания своей паствы и сохранил в здравии и благоденствии на многая лета. Сегодня поистине народное уважение и любовь к боголюбскому старцу архимандриту Петру (Кучеру) настолько раздражает тех, кто этими сокровищами обделен, что дня не проходит без очередной злобной клеветы в его адрес. Хочется верить, что, несмотря на очевидные ныне гонения на старчество и монашество в целом, подменить духовную мудрость и опыт миссионерским многознанием и книжничеством, инициаторам этих апостасийных процессов, в России все же не удастся. Как не удастся им опровергнуть и другой очевидный факт: та поддержка, которую тогда оказал архимандрит Петр (Кучер), сегодня дала добрые плоды в общегосударственном масштабе. А, ведь сказано, по плодам дел их, узнаете их! Одним из итогов встреч с отцом Петром стало появление в телеэфире на центральных телеканалах видеоролика «Вернуть святыни народу». Вопрос о возвращении награбленных безбожной властью святынь православному народу России. Проблема реституции в последнее время действительно в центре общественного внимания. Дебаты по вопросу возврата святынь ежедневно звучат в СМИ и делят страну на два лагеря: на тех, кто оправдывает воровство, и на тех, кто, следуя христианским заповедям, призывает к деятельному покаянию перед ограбленной большевиками матушкой-Церковью и возвращением украденного православному народу. Этой теме суждено стать одной из важнейших. Файл формат fb2

Материалы

Блюдите убо, како опасно ходите

«Блюдите убо, како опасно ходите.» (Еф.5:15)

Галина Руссо, катехизатор храма

В пространстве интернета есть такая «страна» — Кошляндия. Там люди в течение многих лет разговаривают только о кошках. А сейчас и там заговорили о Церкви. Это симптоматично.

Православную Церковь можно сравнить с кораблем, на котором верные чада Церкви плывут ко своему спасению, в Небесный Иерусалим, в вечную жизнь с Господом. Таковых немного, большинство стоит на берегу, взойти на корабль отказывается, но наблюдает за его движением – кто со смутной надеждой, а кто неодобрительно или даже враждебно.

Озлобленность понятна. Сам Господь сказал: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; но как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15:19).

А что же современный невоцерковленный человек ожидает от Церкви? Одновременно двух взаимоисключающих вещей: чтобы Церковь указала путь выхода из того духовного кризиса, в котором находится Россия, и чтобы при этом она не вмешивалась в приватную жизнь человека. Но так не бывает, поскольку нынешняя ситуация в России, да и во всем мире, и общественно-политическая, и нравственная, обусловлена именно духовным состоянием человека и той культуры, которую человечество создает.

Культура – это образ жизни, поведения, мышления, присущий группе людей. В любой традиционной культуре (хоть древнего Египта, хоть православной Руси) существует иерархия ценностей. Приоритеты в разных культурах различны: где-то человеческая жизнь – высшая ценность, а, скажем, в культурах майя, инков и других племен доколумбовой Америки, приветствовались человеческие жертвоприношения. Но во всех культурах было и есть понимание того, что духовная, религиозная, сакральная составляющая жизни человека более значима, чем материальная, мирская.

Признание главенства духовного необходимо для того, чтобы человеческая жизнь имела смысл и цель, для того, чтобы общество не утеряло нравственных критериев, и, в конечном счете – для того, чтобы человечество просто могло существовать. Поэтому во всех культурах преступления против сакрального, богохульство, каралось даже более сурово, чем этого требовал здравый смысл. Социум защищал не только и не столько культурообразующую религию, он защищал сам себя.

В последние годы в мире наметилась тенденция ликвидации культуры как феномена. Не культуры какого-то конкретного народа, а культуры вообще, культуры, как системы ценностей, упорядоченных по их значимости. Делается попытка заменить все культуры разом мировоззренческой позицией под названием «постмодернизм».
Постмодернизм отрицает иерархию ценностей как таковую. Все утверждения равнозначно истинны. У любого человека своя правда и все они равноценны. Абсолютной Истины не существует, Бога в мире нет, каждый человек сам для себя определяет критерии нравственности. Человек имеет право делать то, что ему хочется, самореализоваться всевозможными способами, и законодательно закрепленные «права человека» должны это ему позволять.

Все элементы культурного пространства равно самоценны, нет никакого деления на «высокое» и «низкое», святость и грех, целомудрие и разврат.

Читаем Добротолюбие. Макарий Великий. Блюдите убо, како опасно ходите

Все религии равны друг другу, равны агностицизму и атеизму, а также равны личной духовности Васи Пупкина. Добро и зло одинаково значимы и их можно легко поменять местами. И тогда люди примут зло, которое будет проповедовать антихрист, за добро, и пойдут за ним к вечной гибели.
Постмодернизм провозглашает профанацию сакрального, уничтожает тот стержень, который удерживает мир от погружения в хаос.

Презентация постмодернизма в России состоялась 21 февраля 2012 года в храме Христа Спасителя.

Пять активисток панк-группы «Пуси Райот» буквально взломали сакральное пространство храма, устроив на солее так называемый, панк-молебен «Богородица, Путина прогони!». Акция эта получила широчайшую известность во всем мире и была поддержана множеством знаковых представителей постмодерна. Участниц акции называют, например: «символом борьбы за духовную свободу, за живое религиозное чувство», направленной против традиционных религий. Группа «Пуси Райот» уже получила несколько престижных премий и номинирована на премию «За свободу мысли» им. Андрея Сахарова, вручаемую за достижения в области демократии и защиты прав человека.

Продолжение последовало быстро. По России прокатились акции вандализма, осквернения храмов, были спилены несколько поклонных крестов.

Зародился даже новый термин: «крестоповал». Все в полном соответствии со стилем постмодерна. Деревья пилят – «лесоповал», кресты – «крестоповал». Никакой разницы, что хотим, то и пилим, имеем право.

Суд над феминистками из «Пуси Райот», приговоривший их к двум годам лишения свободы по статье 213 УК РФ (хулиганство) вызвал масштабный резонанс во всем мире. Посыпались обвинения в адрес Святейшего Патриарха, Церкви, Президента – якобы они инициировали столь «жестокий» приговор. Заодно вновь всплыла тема «сращивания Церкви и государства».

Достоверной информацией о том, имело ли место чье-то влияние на действия суда, никто из критиков не располагает. Но примем как гипотезу, что они правы. Что действительно, Президент и Патриарх, сговорившись между собой, потребовали от суда вынесения «сурового» приговора. Что бы это могло означать?

А только то, что и светские и религиозные руководители России отчетливо осознают ту пропасть, к которой движется человеческая цивилизация. То, что они готовы всеми силами отстаивать иерархичность ценностей русской культуры, отдавая первенство ее духовной составляющей, даже в ущерб либерально-постмодернистским «правам человека». Не знаю кому как, но у меня такая трактовка ситуации ничего, кроме радости, не вызывает.

И не только у меня. По данным социологических опросов, только 10% населения России считают, что участницы группы «Пуси Райот» не совершили преступления, что их кощунственная выходка в храме вполне безобидна и является перфомансом или «политическим высказыванием в художественной форме».

90%, осуждающих акцию – это гораздо больше, чем число верных православию людей. Значит и номинальные православные, и люди, безразличные к религии, ощущают, что вакханалия в храме оскорбляет их лично. Значит, 90% населения России еще не утратили своих культурных корней. Это внушает надежду на то, что Россия пока не готова к принятию идеологии постмодернизма. И хочется верить, что, с Божией помощью, постмодернистское мировоззрение обойдет нас стороной. «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2Фес.2:7).

Очень уж не лежит сердце к постмодернистскому будущему, которое гениально предвосхитил своими строками Бертольд Брехт:

«Шагают бараны в ряд,
Бьют барабаны.
Кожу для них дают
Сами бараны»

Назад в раздел © 2010-2018 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50

Блюдите убо, како опасно ходите

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *