«История христианской Церкви» — главный литературный труд Евграфа Ивановича Смирнова. Книга рассказывает об истории Православной Церкви и западных исповеданий и охватывает период от апостольских времен до конца XIX в. Автор учебника окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, состоял директором Полоцкой учительской семинарии. Книга вышла в свет в 1872 г. Она была удостоена Святейшим Синодом полной премии высокопреосвященнейшего митрополита Московского Макария (Булгакова) и одобрена в качестве учебника для духовных семинарий. За 30 с небольшим лет книга выдержала 10 изданий. Последнее дореволюционное издание вышло в 1915 г. Несмотря на то что учебник был написан более ста лет назад, он до сих пор является незаменимым пособием при изучении церковной истории в духовных учебных заведениях. Его отличает доступность изложения и широта охватываемого материала.

Книга адресована студентам духовных училищ, семинарий и всем интересующимся историей Церкви.

Содержание книги: История Христианской Церкви. Евграф Смирнов

Введение в науку

§ 1. Понятие о Церкви и ее истории
§ 2. Предмет церковной истории и его составные части
§ 3. Источники и пособия
§ 4. Разделение церковной истории на периоды

Период первый
От первого распространения христианской Церкви во времена апостолов до торжества ее над язычеством при Константине Великом (34-313 гг.)
§ 5. Характер этого периода
ГЛАВА I Распространение Церкви

§ 6. Условия, благоприятствовавшие распространению Церкви
§ 7. Распространение Церкви при святых апостолах; сошествие Святого Духа на апостолов и первые успехи евангельской проповеди в Иерусалиме
§ 8. Враждебное отношение представителей иудейства к проповеди апостольской; рассеяние верующих из Иерусалима и распространение евангелия между иудеями и самарянами в Палестине и Сирии; обращение Савла
§ 9. Основание христианской Церкви между язычниками в Кесарии и Антиохии
§ 10. Решение вопроса о принятии в Церковь язычников на Апостольском соборе
§ 11. Святой Павел — апостол языков и его апостольские труды
§ 12. Дальнейшие благовестнические труды апостолов Петра, Иакова, Иоанна и прочих апостолов
§ 13. Общий взгляд на распространение Церкви Христовой в век апостольский и причины ее быстрого распространения
§ 14. Распространение Церкви после апостолов во II и III веках в Европе, Африке и Азии
§ 15. Гонения на Церковь Христову со стороны иудеев а) в Палестине
б) вне Палестины
§ 16. Причины гонений со стороны язычников
§ 17. Гонения на христиан со стороны языческих императоров в I веке
§ 18. Гонения на христиан со стороны языческого правительства в первой половине II века
§ 19. Гонения на христиан при Марке Аврелии и последующих императорах до Гелиогабала (161-219 гг.)
§ 20. Положение христиан со времени Гелиогабала до Декия Траяна (218-249 гг.)
§ 21. Гонения на христиан при Декии Траяне и последующих императорах до Диоклетиана
§ 22. Гонения на христиан в начале IV столетия при Диоклетиане и других императорах (до 313 г.)
§ 23. Эдикт Константина Великого в пользу христиан
§ 24. Нападения на христиан со стороны языческих ученых и философов
§ 25. Нападения неоплатоников на христиан
§ 26. Христианские апологеты

ГЛАВА II Учение Церкви

§ 27. Источники вероучения Церкви новозаветной
§ 28. Канон священных книг и Священное Предание
§ 29. Краткое изложение церковного учения в символах
§ 30. Частные догматы, раскрывавшиеся святой Церковью

ГЛАВА III Ереси и секты

§ 31. Происхождение ересей и лжеучений
§ 32. Еретики иудействующие
§ 33. Гностицизм
§ 34. Манихейство
§ 35. Ересь антитринитариев
§ 36. Монтанизм
§ 37. Хилиазм

ГЛАВА IV Богословская письменность и наука

§ 38. Мужи апостольские, их жизнь и творения
§ 39. Богословская наука после апостольского времени
а) школа малоазийская
б) школа северо-африканская
в) школа александрийская
г) школа антиохийская

ГЛАВА V Устройство и управление Церкви

§ 40. Клир и миряне
§ 41. Чрезвычайные дарования и служения в век апостольский
§ 42. Степени постоянной иерархии
§ 43. Неиерархические церковные должности
§ 44. Избрание и посвящение духовных лиц
§ 45. Положение клира в первые века
§ 46. Кафедры епископов и епископское управление
§ 47. Взаимные отношения между церквами и их предстоятелями — епископами
§ 48. Первенствующее положение некоторых епископских кафедр; sedes apostolicae
§ 49. Церковные узаконения

ГЛАВА VI Богослужение, благочиние и христианская жизнь

§ 50. Характер новозаветного богослужения и его составные части
§ 51. Священные места
§ 52. Священные времена
§ 53. Споры о времени празднования Пасхи
§ 54. Совершение таинств
§ 55. Споры о крещении еретиков
§ 56. Церковная дисциплина; расколы против нее
§ 57. Святость и чистота жизни христиан первых веков
§ 58. Христианские обычаи

Период второй
От торжества Церкви над язычеством при Константине Великом до окончательного отпадения Западной Церкви от Восточной и устроения церкви Русской (313-1054 гг.)

§ 1. Характер этого периода

ГЛАВА I Внешнее состояние Церкви

§ 2. Положение Церкви Христовой при Константине Великом и его сыновьях
§ 3. Положение Церкви при Юлиане Отступнике
§ 4. Положение Церкви при последующих императорах и окончательное падение язычества в Греко-Римской империи
§ 5. Распространение Церкви вне пределов Римской империи
а) в Африке
б) в Азии
в) в Европе
§ 6. Усилия ученых язычников защитить падающее язычество; опровержения их со стороны христиан
§ 7. Бедствия Церкви

ГЛАВА II Учение Церкви, определенное и утвержденное на вселенских и поместных соборах по поводу различных ересей

§ 8. Общий взгляд на характер ересей IV и последующих веков
§ 9. Ересь Ария и I Вселенский собор
§ 10. Продолжение арианской ереси после Никейского собора
§ 11. Лжеучения, возникшие в Церкви во время арианских смут
§ 12. II Вселенский собор и окончательное поражение арианства со всеми его отраслями
§ 13. Ересь пелагианская
§ 14. Ересь Нестория и III Вселенский собор
§ 15. История несторианства после собора
§ 16. Ересь Евтихия, или монофизитов, и IV Вселенский собор
§ 17. Продолжение монофизитской ереси после собора
§ 18. Попечение Юстиниана I о мире Церкви; спор о трех главах и V Вселенский собор
§ 19. Упорство монофизитов и монофизитские секты
§ 20. Ересь монофелитов и VI Вселенский собор
§ 21. Ересь иконоборческая и VII Вселенский собор
§ 22. Продолжение иконоборческой ереси после собора
§ 23. Filioque
§ 24. Евхиты (мессалиане)
§ 25. Ересь павликиан

ГЛАВА III Духовное просвещение и богословская наука

§ 26. Общий взгляд на состояние духовного просвещения во второй период
§ 27. Главные богословские школы и направления на Востоке в IV и V веках
а) школа новоалександрийская
б) школа антиохийская
в) школа восточно-сирийская (эдесско-низибийская)
§ 28. Духовное просвещение в IV и V веках на Западе
§ 29. Состояние духовного просвещения в VI-VIII веках как на Востоке, так и на Западе
§ 30. Состояние духовного просвещения на Востоке в IX и X веках
§ 31. Состояние духовного просвещения на Западе в IX и X веках

ГЛАВА IV Внутреннее устройство и управление Церкви

§ 32. Взаимные отношения между Церковью и государством в IV-XI веках
§ 33. Церковная иерархия
§ 34. Умножение церковных должностей
§ 35. Церковное управление: епископское, митрополичье и патриаршее
§ 36. Возвышение константинопольского патриарха
§ 37. Вселенское соборное управление и церковное законодательство
§ 38. Папские притязания на главенство в Церкви и история папства

ГЛАВА V Богослужение, церковное благочиние и христианская жизнь

§ 39. Общие замечания о богослужении
§ 40. Места общественного богослужения; их устройство и принадлежности
§ 41. Богослужебные времена, праздники и посты
§ 42. Богослужебные действия и обряды
§ 43. Особенности, допущенные Западной Церковью в богослужении
§ 44. Церковная дисциплина касательно покаяния и раскол донатистов
§ 45. Христианская жизнь вообще
§ 46. Жизнь монашеская на Востоке
§ 47. Монашество на Западе
§ 48. Христианская жизнь в Церкви Западной в IX-XI веках

ГЛАВА VI Отпадение Западной Церкви от союза с Восточной

§ 49. Причины, подготовившие разделение Церквей
§ 50. Начало разделения
§ 51. Окончательное разделение Церквей в половине XI века

Период третий
От окончательного разделения Церквей до падения Византийской империи на Востоке (1453 г.) и начала Реформации на Западе (1517 г.)

§ 1. Характер этого периода

А. История Церкви Православно-Кафолической (1054-1453 гг.)

ГЛАВА I Внешнее состояние Церкви

§ 2. Окончательное устройство православной церкви в России при св. Владимире и Ярославе
§ 3. Сокращение пределов Греко-Восточной Церкви
§ 4. Попытки к соединению Церквей

ГЛАВА II Иерархия и церковное управление

§ 5. Управление патриаршее
§ 6. Отношение императоров к патриархам; замечательнейшие из патриархов этого времени
§ 7. Имущества церквей; содержание духовенства

ГЛАВА III Состояние духовного просвещения и ереси
§ 8. Состояние просвещения при Комнинах и Палеологах
§ 9. Замечательнейшие церковные писатели в век Комнинов (1050-1250 гг.)
§ 10. Замечательнейшие церковные писатели в век Палеологов (1250-1450 гг.)
§ 11. Ересь богомильская
§ 12. Споры варлаамитов и паламитов

ГЛАВА IV Богослужение и христианская жизнь

§ 13. Состояние богослужения
§ 14. Состояние христианской жизни

Б. История Римской церкви (1054-1517 гг.)

ГЛАВА I Распространение Римской церкви

§ 15. Миссионерская деятельность латинян

ГЛАВА II Папство и монашество

§ 16. Борьба пап с государями за независимость в церковных делах
§ 17. Борьба пап с государями за преобладание в делах светских
§ 18. Постепенный упадок папского могущества
§ 19. Попытки к ограничению папской власти в церковных делах
§ 20. Западное монашество в XI-XV веках
а) монашеские ордена
б) духовно-рыцарские ордена

ГЛАВА III Богослужение и жизнь

§ 21. Новые уклонения Рима в богослужении от порядка Вселенской Церкви
§ 22. Состояние нравственно-религиозной жизни в Римской церкви

ГЛАВА IV Учение, ереси и секты

§ 23. Главные богословские направления на Западе — схоластика и мистика
§ 24. Новые догматы в Римской церкви
§ 25. Секты в Римской церкви в XI-XV веках

ГЛАВА V Подготовка Реформации

§ 26. Общее недовольство Римской церковью и стремление к ее преобразованию
§ 27. Виклиф, Гус и Савонарола

Период четвертый
От падения Византийской империи на Востоке (1453 г.) и начала Реформации на Западе (1517 г.) до настоящего времени

§ 1. Характер этого периода

А. История Церкви Православно-Кафолической от взятия Константинополя турками до настоящего времени

ГЛАВА I Внешнее состояние Церкви под игом турецким

§ 2. Взятие Константинополя турками и падение Византийской империи
§ 3. Отношение турецкого правительства к Церкви при Магомете II (1451-1481 гг.)
§ 4. Отношение турецкого правительства к Церкви при преемниках Магомета до конца XVI столетия
§ 5. Отношение турецкого правительства к Церкви в XVII и XVIII веках
§ 6. Отношение турецкого правительства к Церкви в XIX столетии
§ 7. Борьба греков за религиозную и политическую независимость
§ 8. Основание самостоятельной Эллинской церкви
§ 9. Постоянное участие России в облегчении бедственной судьбы восточных христиан

ГЛАВА II Иерархия и церковное управление

§ 10. Права, власть и важное значение константинопольского патриарха
§ 11. Искательство многими патриаршего престола и гибельные следствия сего искательства
§ 12. Замечательнейшие патриархи от Геннадия до Самуила I (1453-1764 гг.)
§ 13. Патриарх Самуил I (1764-1780 гг.) и произведенная им реформа в патриаршем управлении
§ 14. Состояние иерархии после Самуила I
§ 15. Современное состояние константинопольской иерархии
§ 16. Способы содержания Константинопольской патриархии и духовенства
§ 17. Состояние иерархии в патриархатах Александрийском, Антиохийском и Иерусалимском

ГЛАВА III Духовное просвещение

§ 18. Состояние просвещения
§ 19. Духовные учебные заведения в Греко-Восточной Церкви в настоящее время
§ 20. Ограждение православия от латинской пропаганды
§ 21. Попытки латинян к завладению святыми местами в Палестине
§ 22. Новейшие попытки пап в пользу унии
§ 23. Ограждение православия от протестантства
§ 24. Попытки Англиканской церкви к соединению с Православной
§ 25. Соборы, ограждавшие православие от латинян и протестантов
§ 26. Замечательнейшие писатели Греко-Восточной Церкви

ГЛАВА IV Богослужение и христианская жизнь

§ 27. Состояние богослужения
§ 28. Состояние христианской жизни

ГЛАВА V Историческое обозрение и настоящее состояние православных славянских церквей

§ 29. Состояние церкви в Болгарии
§ 30. Состояние церкви в королевстве Сербском
§ 31. Православная церковь в Боснии и Герцеговине
§ 32. Православная церковь в Черногории
§ 33. Православная церковь у славян в австро-венгерских владениях

Б. История церкви Римской и других христианских обществ на Западе от начала Реформации до настоящего времени

1) Первая эпоха, от начала Реформации до Вестфальского мира (1517-1648 гг.)

ГЛАВА I Реформаторские движения в Германии и основание лютеранского общества

§ 34. Реформация в Германии до Шпейерского сейма 1526 г.
§ 35. История Реформации в Германии до Вестфальского мира (1648 г.)
§ 36. Распространение лютеранства в других странах Европы

ГЛАВА II Реформаторское движение в Швейцарии и основание реформатского, или кальвинского, общества

§ 37. Ульрих Цвингли и его учение
§ 38. Кальвин: его учение и реформа
§ 39. Распространение кальвинского учения в других странах

ГЛАВА III Протестантские секты до Вестфальского мира

§ 40. Анабаптисты, социниане и арминиане

ГЛАВА IV Реформаторские движения в Англии и основание Англиканской церкви

§ 41. Церковные нововведения Генриха VIII и основание Англиканской епископальной церкви при Эдуарде VI и Елизавете

ГЛАВА V Римская церковь в борьбе с протестантством

§ 42. Тридентский собор
§ 43. Орден иезуитов и другие ордена

2) Вторая эпоха, от Вестфальского мира до настоящего времени

ГЛАВА I Состояние протестантских обществ

§ 44. Взаимные отношения между католиками и протестантами
§ 45. Протестантские миссии между язычниками и библейские общества
§ 46. Внутреннее разъединение в протестантских обществах
§ 47. Новые протестантские секты

ГЛАВА II Состояние Римской церкви

§ 48. Папство и католические государства в их взаимных отношениях
§ 49. Различные религиозные направления в Римской церкви
§ 50. Новые догматы в Римской церкви

Параметры книги: История Христианской Церкви. Евграф Смирнов

Размер книги: 22 см x 14,6 см x 3,6 см

Количество страниц: 730

Переплет: твердый

Бумага: офсетная

Шрифт: русский

Вес книги: 850 гр.

Год издания: 2007 год

Издательство: Храм Косьмы и Дамиана


Смирнов Евграф Иванович
Издательство: Храм Космы и Дамиана на Маросейке, 2007 г.

  • Выпускающий редактор: Хохов Федот Августович
  • Верстка: Лобжинский Елисей Алексеевич
  • Корректор: Асташинков Чеслав Арсенович
  • Кол-во страниц: 654
  • Формат: txt, fb2, pdf

Описание «История христианской церкви»
«История христианской Церкви» — главный литературный труд Евграфа Ивановича Смирнова. Книга рассказывает об истории Православной Церкви и западных исповеданий и охватывает период от апостольских времен до конца XIX в. Автор учебника окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, состоял директором Полоцкой учительской семинарии. Книга вышла в свет в 1872 г. Она была удостоена Святейшим Синодом полной премии высокопреосвященнейшего митрополита Московского Макария (Булгакова) и одобрена в качестве учебника для духовных семинарий. За 30 с небольшим лет книга выдержала 10 изданий. Последнее дореволюционное издание вышло в 1915 г. Несмотря на то что учебник был написан более ста лет назад, он до сих пор является незаменимым пособием при изучении церковной истории в духовных учебных заведениях. Его отличает доступность изложения и широта охватываемого материала. В предлагаемой публикации монографии, воспроизводящей десятое издание (1915 г.), уточнены имена и даты в соответствии с данными современной церковно-исторической науки, а также внесены небольшие стилистические исправления.
Книга адресована студентам духовных училищ, семинарий и всем интересующимся историей Церкви.
Книга История христианской церкви Евграф Смирнов.

История православного христианства в России

Россия исповедует особую форму христианства – православие (православных верующих России насчитывается – более 80%). Это течение зародилось в момент, когда Римская империя признавшая христианство государственной религией, разделилась на Западную и Восточную. В Восточной части появился свой церковный глава — константинопольский патриарх. Формально подчиняясь римскому папе, константинопольская церковная верхушка на самом деле имела свой, особый взгляд на принципы церковного устройства — а попросту, хотела сама управлять восточной частью мира, без вмешательства римского папы. После того как Западная церковь совершила небольшое добавление к христианскому Символу веры об исхождении Святого духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына римский папа и константинопольский патриарх одновременно предали друг друга анафеме. Произошло знаменитое разделение церквей на католическую и православную.

История возникновения христианства на Руси всем известна: великое русское княжество попросту решило установить более тесные контакты с Византией, то есть Восточной Римской империей и приняло православие.

Так в чем же отличие православной церкви от католической. Назовем основные признаки…
Первое отличие состоит в различном понимании единства церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе церкви – Папе.

Кстати, православные вообще не признают главенства Папы. Тогда как католики приняли догмат о всецелом догмате Папы над церковью.

Еще одно отличие в Символе Веры. Католическая церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Православная церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца.

Также католическая церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди.

Православная церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как католическая церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа.

Православная церковь в России

В русской истории, начиная с крещения Руси в X в., церковь была связана с государственной властью. А церковные деятели (вначале митрополиты, а с 1589 патриархи) всегда входили в ближайшее окружение царя. Православие было господствующей конфессией.

Более четырех веков россияне жили под негласной властью византийской церкви. Однако московская церковь претендовала на собственную исключительность и в 1448 году московские священники объявили собственную самостоятельность, не признанную Константинополем и остальным миром вообще. А еще через 140 лет у новой церкви появился официальный глава – патриарх.

С падением монархии для русской церкви начался период испытаний. С началом революции в России развернулась политика насильственного навязывания атеизма. Результатом чего стало разграбление многих храмов.

Государственное давление на церковь ослабло в последние месяцы 1941, после ряда военных неудач советских войск в войне с Германией. Война 1941–1945 сплотила верующих и неверующих.

После распада СССР в 1991 русская православная церковь стала возрождаться, а вместе с тем прекратились гонения на верующих, распространенные в советские времена, прекратились. Началось возрождение старых (около 1,5 тысяч уцелевших из 50 тысяч, насчитывающихся до революции 1917 г.) и строительство новых христианских храмов.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *