Вот такая икона находится, как правило, на аналое посреди храма в пасхальную ночь и на Светлой седмице. Обычно ее называют иконой Воскресения Христова; но, если быть точнее, на ней изображено событие, предшествовавшее Воскресению: схождение Христа во ад. На иконе Спаситель выводит из адской бездны души праведников, начиная с Адама и Евы: «Безмерное Твое благоутробие адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную» (песнь 5 Пасхального канона). Попробуем разобраться с этим событием — таинственным и непростым для нас; поищем ответы на возникающие вопросы.

Откуда мы знаем о сошествии Христа во ад? Ведь в Евангелиях об этом нет ни слова. Евангелия рассказывают о Его смерти на Кресте, о положении мертвого Иисуса во гроб, а затем — о Его Воскресении и о встречах людей с Воскресшим.

Как пишет в своей работе «Христос — победитель ада» Митрополит Иларион (Алфеев), учение о сошествии Христа во ад является неотъемлемой частью догматического предания Церкви. То, что ученики Христовы об этом событии знали, подтверждает Первое Послание апостола Петра (3, 18–20): …Хрис­тос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению…

А вот что пишет апостол Павел в Послании к Ефесянам (4, 8–10): Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.

Во второй главе книги Деяний апостольских, в день Сошествия Святого Духа на Христовых учеников, апостол Петр, обращаясь к собравшимся иудеям, напоминает им о пророчестве Давида (см.: Пс. 15, 10) — предка Христа по плоти: он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления (Деян. 2, 31). Запомним эти слова: не оставлена душа Его во аде…

Как же это произошло? Может быть, Христос, воскреснув и покинув Свой Гроб, сошел в преисподнюю, а потом уже явился на земле — живым людям?

Нет, не совсем так, и в том-то все и дело.

Смертью смерть поправ

Обратим внимание на слова апостола Петра: умерщвлен по плоти, но ожив духом. Православная Церковь исповедует и проповедует Христа, Который был полностью, до конца — Человеком, и полностью, до конца — Богом, одним из Лиц Пресвятой Троицы. Его человеческое существо было двухсоставным, как и наше: душа и тело. И именно об этом говорят Его предсмертные слова: Отче! В руки Твои предаю дух Мой (Лк. 23, 46). Далее сказано, что Хрис­тос испустил дух.

Тело лежало в новом Гробе, обвитое чистой плащаницей Иосифа Аримафейского (см.: Мф. 27, 59; Мк. 15, 46; Лк. 23, 53), а душа Умершего, как все человеческие души до Него, сошла в мрачный Шеол, в царство смерти, в то царство, о котором многострадальный Иов говорил: Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет, не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его (7, 9–10).

Душа в преисподней, тело во Гробе, а почему же умирающий Христос говорит благоразумному разбойнику, что он ныне же (т. е. сегодня же) будет в раю вместе с Ним (см.: Лк. 23, 43)?

Ответ на этот вопрос мы найдем, если вспомним тропарь, читаемый на пасхальных часах: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный».

Бог вездесущ (Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты (Пс. 138, 8)), Троица неразделима: Божеством Своим Христос пребывает в раю, телом на земле, душою во аде.

Какое значение имеет для нас сошествие Христово в «преисподняя земли»? С какой целью Спаситель сошел туда, где обитали мертвые? Что Он изменил для них, лишенных уже, казалось бы, всякой надежды?

Сошествие во ад — неотрывная часть миссии Христа. Это предел Его смирения, истощания Божества — кенозиса. Святитель Григорий Богослов писал о двойном сошествии, или двойном нисхождении, Хрис­та — во плоть, как все люди, и во ад, как все умершие люди. «…Страданием человеческой природы Оно (Божество Иису­са. — Ред.) исполнило домостроительство нашего спасения, разлучив на время душу с телом, но Само не отделившись от того, что однажды было воспринято, и, вновь соединив расторгнутое, тем положило путь и начало воскресения из мертвых для всей человеческой природы…» — это слова святителя Григория Нисского. Расторгнутое соединено: Христос воскресает во плоти: не оставлена душа Его в аде (Деян. 2, 31). Так же — в новых, преображенных телах — воскреснем в последний день (Ин. 6, 40) и все мы. Апостол Павел объяснял это христианам Коринфа: И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу , братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 49–55) Последние слова — очень древние, они из книги пророка Осии (13, 14): От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало?..

У Бога нет мертвых на самом деле: Христос — Владыка и над живущими еще на земле, и над теми, кто уже с нее ушел. Апостол Павел в Послании к Римлянам (14, 9) пишет, что Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. Песнопения Великой Субботы, богослужение которой пронизано темой схождения во ад, говорят нам о том, что Христос душою Своею проповедовал душам — обитателям Шеола. Третья песнь канона этого дня: «…Ныне же сокровенная Твоя богомужно уяснил еси, и сущим во аде, Владыко, несть свят, разве Тебе, Господи, взывающим».

Святитель Иоанн Дамаскин писал: «Обоженная душа (Хрис­та) сходит в ад, чтобы, подобно тому, как для находившихся на земле воссияло Солнце правды, таким же образом и для находившихся под землей, пребывающих во тьме и тени смертной, воссиял свет».

К кому была обращена проповедь Христа в преисподней и каково было ее содержание? Кого именно вывел Спаситель из Шеола?

Если о земной жизни Иисуса Христа мы знаем от свидетелей (см.: Лк. 1, 2; Ин. 1, 14), то схождение во ад — событие для нас таинственное: «подробности» есть только в многочисленных апокрифах, но в них с неизбежностью присутствует вымысел. Обратимся к Священному Писанию. Продолжим ту цитату из Послания апостола Петра, которую уже приводили в начале (3, 19–20): …находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божиему долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега…

Итак, о победе над смертью, о воскресении в последний день, но также и о вечной каре для нераскаянных грешников услышали и те, кто захлебнулся в водах Всемирного потопа (см.: Быт. 6–7), и те, кто сгорел в серном пламени Содома (см.: Мф. 10, 15; Быт. 19, 24–25). Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом, — пишет апостол Петр в том же Первом Послании (4, 6). Иоанн Златоуст писал, что Христос как на земле «для уверовавших сделался причиной вечного спасения, а для неуверовавших — обличением неверия, таким же образом проповедал и находившимся в аду». Иными словами, те, кто умер до Рождества Хрис­това, с Его сошествием во ад получили возможность выбора. Святитель Ириней Лионский писал: «Господь сошел в преисподнюю земли, благовествуя и здесь о Своем пришествии и объявляя отпущение грехов верующим в Него. Веровали же в Него все уповавшие на Него, т. е. предвозвещавшие Его пришествие и служившие Его распоряжениям праведники, пророки и патриархи, которым, так же как и нам, Он отпустил грехи». Многие святые отцы и духовные писатели позднейших времен считали, что Хрис­тос вывел из ада и привел к Отцу души, отозвавшиеся на Его проповедь. «Те, кои ожили духом, не могли уже быть оставленными среди жилища смерти», — говорил в своем «Слове в Великую Субботу» святитель Иннокентий Херсонский.

Следует понимать: схождение Спасителя в царство мертвых — это не просто «визит», это вход Победителя в побежденный город. Если победитель входит, значит, победа окончательна и безоговорочна. И об этой победе мы услышим в «ночь светозарную» — когда в наших храмах будут читать Слово огласительное Иоанна Златоуста: «Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил её, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того, который коснулся плоти Его…». Плоти Христа коснулась смерть. У того же Златоуста есть грубый натуралистический пример: если человек случайно проглотит камень, желудок извергнет этот камень наружу вместе со всей ранее принятой пищей. Смерть проглотила краеугольный камень — Христа — и, не будучи в силах Его переварить, исторгла Его из своего чрева вместе со всеми ранее поглощенными. Об этом поется в Пасхальном каноне: «Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащыя связанныя, Христе, и тридневен яко от кита Иона, воскресл еси от гроба». И далее — то, от чего всегда замирает сердце: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Газета «Православная вера» № 07 (579)

Смертию смерть поправ

Александр Ченин

Сегодня День; — страшнее быть не может.
Ведут на казнь Святую Доброту.
И Всемогущий Бог здесь Сыну не поможет, —
Исполнить должен Миссию свою…

Народ отстал, — всё Небо потемнело
В ужасном Горе  Мать с Ним до конца,
А палачи терзают Сына Тело
И слёзы горькие текут с Её лица.

«УВЫ МНЕ, ЧАДО МОЁ, УВЫ МНЕ, СВЕТ МОЙ»

Взывает Мать в бессилии жестоком.
Её страдания пройдут через века.
Склонится мир в почтении глубоком; —
Заслуга матерей безмерно велика.

О, горе матерей, теряющих ребёнка!
Никто не сможет так всё испытать.
Страшнее смерти были похоронки.
Ведь жизнь даёт всему на свете Мать!

Уходит Сын к Отцу, исполнив всё, как надо.
Так никому не выпадет страдать!
Но встанет Он пред Смертию преградой
И будет души от Неё спасать.
==============================

Великий Пост. Последняя неделя…
И Пятница. День памяти Христа.
А в нас, (порою, веря и не веря)
В душе хранится светлая Мечта.

Бессмертие души; — Христос нам это сделал.
Грехи Адама смертью искупил.
А что же я? Забыл и почти предал?
Как Жертву я понял и оценил?

Великий Пост; — как зеркало поставил.
У совести окно почистил и открыл.
И жизнь свою и «подвиги» представил.
И стыдно стало, как неверно жил.

Не нарушал законов я и правил,
Как будто честно жизнь свою прожил.
Но, всё-таки, бывало, и лукавил.
И ближнего не каждого любил.

Склоню я голову и встану на колени.
Я знаю, где бы в пятницу ту был.
Сейчас во мне нет капельки сомнений; —
Ты в Коммунизм дорогу нам открыл! 

Твои Заветы каждому понятны; —
Трудиться, жить, не делать людям зла.
Что так живём, — мы сами виноваты,
Но вера есть в победу Сил Добра.

           10 Апреля 2015 года. Пятница.
           29 Апреля 2016 года.
           14 Апреля 2017 года.
            6 Апреля 2018 года.

© Copyright: Александр Ченин, 2015
Свидетельство о публикации №115041003727

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Александр Ченин

Рецензии

Написать рецензию

…и мы пошли глумливо и кроваво
Все заповеди Божии поправ,
Насилием венчая Беса Право:
"Кто злее и сильнее — тот и прав!"

Нас вспять швырнули вечные пороки,
Поработили вечные грехи.
Да, Октября бесценные уроки
Для лжемессий грядущих — не плохи.

Михаил Васильевич Гуляев   28.08.2015 13:06   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Михаил Васильевич, Вы меня крепко озадачили. За всё время пребывания на Стихирии (около 6-ти лет) у меня такого ЧИТАТЕЛЯ ещё не было. Естественно породило множество вопросов, в том числе и сомнений. Я прекрасно понимаю, что убеждать в чём-то своём человека, у которого есть своё чёткое понимание и убеждение; — дело безнадёжное, не нужное и бестактное. Судя по Вашему отзыву, Октябрь Вы оцениваете однозначно. Частично с Вами согласен, но малой частью. Октябрь Велик и в Нём есть всё и самое главное; — протест простых тружеников против несправедливости, неравенства, унижения. Разумеется, Вы меня заинтересовали (и отвечаю я всегда взаимностью) и я бы попросил Вас, подсказать, в каких Ваших стихах вы наиболее полно представляете своё мировоззрение. У меня есть такие циклы, которых Вы не коснулись. Могли бы обмениваться и более конкретно вести диалог.

«СМЕРТИЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ»

Но это всего лишь пожелание; — всё на Ваше усмотрение. Выражаю Вам свою глубокую благодарность за интерес к моему творчеству. Правда, остаётся загадкой для меня, чем вызвана такая заинтересованность. Ценность, как поэт, я особую не представляю и не обольщаюсь на этот счёт. Благодарю ещё раз и желаю Вам всего доброго везде и во всём.

Александр Ченин   29.08.2015 09:42   Заявить о нарушении

Я хирург, Александр. То есть человек, в битве за зрение и здоровье человека решающий ножом задачи, неподвластные иным способам решения на данный момент развития науки. Ответственность за каждый шаг, и принятое решение — огромная. Сруктура, организация, здоровье и болезни государства и общества — почти всегда имеют прямые аналогии с человеческим организмом. Вот почему опасно попадать в руки хирурга, имеющего на все случаи жизни закостенелые догмы, не поддающиеся коррекции в связи с полученным новым опытом, результатами работы и информацией коллег. Каждая встреча с интересным человеком для меня — не повод для споров с целью победы в битве убеждений и удовлетворения гордыни, но дверь в неизведанный мир, видимый иначе. Ваше творчество очень интересно. Меня мало интересует совершенство рифм и стилистики. Меня интересует путь и опыт души, т.к. даже профессию свою не считаю упражнениями над костями и мясом. Не говоря уже о вселенной, вне узких профессиональных рамок. Как и любое сложное, неоднозначное и величайшее событие, Войны, конфликты и Октябрь в том числе прежде всего помимо несомненной пользы и чудовищного вреда рассматриваю как бесценный опыт Человечества в попытках построения лучшей жизни. Ошибки и неудачи несомненно помогут потомкам выработать способы профилактики и лечения.

Михаил Васильевич Гуляев   29.08.2015 10:57   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Александр Ченин

«Смертию смерть поправ…»

В это воскресенье весь православный мир празднует Пасху. Мы печем куличи, красим яйца, многие даже идут в храм на крестный ход. Но большинство из нас видят лишь внешнюю атрибутику праздника, не задумываясь об истинном значении этого события. Чтобы глубже понять его смысл, мы предлагаем нашему читателю побеседовать с православным священником.

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав»

Нашим собеседником, который уже знаком нашему читателю по ряду публикаций стал отец Сергий, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Богородское и храма Святителя Спиридона Тримифунтского в Беляной горе.

— Чтобы понять смысл праздника Святой Пасхи, давайте разберемся с тем, какие события предшествовали этому дню. Сейчас идет страстная неделя. Она особо чтится Церковью и является особенным временем в церковном календаре. Богослужения, которые служатся сейчас в храмах – особенные. Поняв их, мы поймем и суть подвига Иисуса Христа, его великое деяние ради спасения всего человечества. И тогда поймем, почему Воскресение Христово, Святая Пасха – праздников праздник и торжество из торжеств.

Страстная  неделя посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день Страстной седмицы именуется святым и великим, в эту неделю последовательно воспроизводятся история страданий Спасителя. В эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения.      Богослужения Страстной седмицы особенно  величественные, возвышенные, с глубоким смыслом, вдохновенными песнопениями, особенными обрядами, которые совершаются только в эти дни. Те, кто постоянно посещает в эти дни богослужения в храме, как бы идут за Господом, грядущим на страдания.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь приготовляет верующих к созерцанию и сердечному сопереживанию  Крестных страданий Спасителя.

С четверга начинаются красивые, проникновенные службы, посвященные Тайной вечере Иисуса Христа с учениками. Это событие чрезвычайно важно. Сам господь установил таинство Причастия, благословил хлеб и чашу с вином. И его заповедь «Сие творите в мое воспоминание» мы соблюдаем и сегодня. Впервые апостолы причастились Тела и Крови Господа; с тех пор это чудо происходит на каждой Божественной литургии.
 Благодаря этому таинству, человек реально соединяется с Богом: Бог входит в самые глубины человеческого бытия и сам человек приобщается к подлинной Жизни в Боге. Сам Спаситель так обращается к Своим ученикам: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6, 53-56). Святитель Иоанн Златоуст так говорит об этом: «Как многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду! Вот, ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе самого Себя и не только видеть, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь».

Во время вечерней службы Великого четверга читаются двенадцать Евангелий Святых Страстей, верующие держат в руках зажженные свечи, а затем уносят этот огонек домой. В народе Великий четверг называют еще «Чистым четвергом». Это связано с традицией наводить порядок в доме. В этот же день пекут куличи, красят яйца.

Следующий день – самый страшный в истории человечества. Иисус Христос, воплощенный Сам Господь Бог, Создатель мира, Мессия, которого так долго ждали, был отвергнут людьми, подвергся мучительным истязаниям, а затем предан  самой страшной и позорной казни. День страстной пятницы посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В этот день Уставом не полагается служение Божественной литургии, причастия в этот день нет. В самой службе неоднократно подчеркивается невероятность происходящего: «Одевающийся светом, как одеянием, стоял нагим на суде, и принял удары по щекам от рук, Которые Сам создал», «Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую облачается Одевающий небо облаками; пощечины принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане», «Владыка твари предстоит Пилату… от Своих рабов поругается Создатель всех». Утром читаются Великие часы. Днем совершается чин выноса Плащаницы Христовой.

В великую субботу Церковь вспоминает погребение Спасителя, его нахождение во гробе, сошествие в ад, избавление томящихся там душ.  Плащаница обносится вокруг храма с песнопениями (это называется чин погребения и совершается в пятницу вечером), а ночью в субботу она вносится в алтарь. Лишь раз в году, на страстной неделе с вечера пятницы до ночи субботы она доступна верующим для поклонения. Это день покоя и предвкушения великой радости – Воскресения Христова, победы над грехом и смертью. Христос, его человеческое естество, умер на кресте. Он был погребен. Еще со времен грехопадения Адама и Евы врата рая были закрыты для людей. И Иисус, как и все люди до него, по своему человеческому естеству после смерти попал в ад. Но врата ада не могли удержать Сына Божия. И вот ад стонет и вопит: «Лучше было бы мне не принимать родившегося от Марии, ибо найдя на меня, Он разрушил мою державу, сокрушил медные врата, а души, которыми я прежде владел, Он, как Бог воскресил. Разрушена моя власть, я принял мертвого как одного из умерших, но удержать Его никак не могу, и теряю вместе с Ним тех, над кем царствовал. Я от века содержал мертвецов, но вот, Он всех воскрешает. Поглощена моя держава, Пастырь распят и Адама воскресил. Всех, над кем царствовал, я лишился, и кого смог поглотить, всех извергнул. Распятый опустошил гробы, и держава смерти обессилена».

До пришествия Спасителя ад был местом, куда отходили все умершие вне зависимости от их добродетелей и пороков – и грешники, и праведники. Это было место, где нет Бога. Но с момента сошествия Христа во ад путь к воскресению из мертвых открыт для «всякой плоти», спасение даровано всякому человеку, и врата рая открыты для всех того желающих (не просто желающих, но трудящихся на ниве собственного спасения). Для этого только нужно сделать правильный выбор.

Субботнее богослужение совершается утром, после чего начинается освящение куличей и т.д. О самом Воскресении будет прочитано уже на литургии Великой субботы. До светлого праздника Воскресения Христова останется только несколько часов радостного ожидания праздника.

То есть службы составлены таким образом, что посещая ежедневно храм на страстной седмице, верующий последовательно созерцает последние дни земной жизни Иисуса Христа, становится как бы свидетелем этих событий, сострадает и сопереживает.

Те, кто присутствует на Крестном ходе, должны понимать его смысл. Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, — это шествие навстречу воскресшему Спасителю. Подобно женам-мироносицам, идущим ко гробу Христа Спасителя вне Иерусалима, христиане встречают весть о наступлении Светлого Христова Воскресения вне стен храма – они как бы шествуют навстречу воскресшему Спасителю.

Пасхальный Крестный ход идет со свечами, хоругвями, кадильницами и иконой Воскресения Христова под непрерывный трезвон в колокола. Прежде чем войти в храм, торжественное Пасхальное шествие останавливается при дверях и входит в храм лишь только после трижды прозвучавшей ликующей вести: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» Крестный ход входит в храм, подобно тому, как жены-мироносицы пришли в Иерусалим с радостной вестью ученикам о воскресшем Господе.

Пасха, день Воскресения Христова – самый главный праздник Православной Церкви. Именно в нем заключается основной смысл Православной веры — сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. Пасха – это праздник праздников. Своего апогея он достигает в полночь, когда верующие приветствуют друг друга радостным восклицанием «Христос воскрес!». Все богослужения Светлой Седмицы совершаются при открытых Царских вратах, так что каждый может во всех подробностях наблюдать за священнодействием. Открытые Царские врата — образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень, образ открытых врат в Царствие небесное. Светлая седмица — сплошная: поста в среду и пятницу нет, и даже готовящиеся к причастию в эту неделю не постятся, при условии, что они соблюдали весь Великий пост. Все пронизано великой радостью, люди поздравляют друг друга, «христосуются», трижды целуя друг друга. «Целуйте друг друга целованием святым…» -как заповедовал апостол Павел. Ходят в гости, угощают друг друга куличами, крашеными яйцами. В Светлую седмицу разрешается всем желающим подниматься на колокольни и звонить в колокола.

И огласительное слово Святого Иоанна Златоуста читается на  Пасху в православных храмах:

«Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые почтите этот день; постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне. Трапеза обильна, — насыщайтесь все; телец велик, — никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все, пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил её, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того, который коснулся плоти Его. Об этом и Исаия, предузнав, воскликнул: «Ад», — говорит он, — «огорчился» (Ис.14:9). Он огорчился, ибо стал праздным; огорчился, ибо посрамлен; огорчился, ибо умерщвлен; огорчился, ибо низложен; огорчился, ибо связан. Он взял тело, и нашел в нем Бога; взял землю, и сретил в ней небо; взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор.15:55). Воскрес Христос, — и ты низложился; воскрес Христос, — и пали бесы; воскрес Христос, — и радуются ангелы; воскрес Христос, — и водворяется жизнь; воскрес Христос, — и мертвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мертвых, — «первенец из умерших» (1Кор.15:20). Ему слава и держава во веки веков. Аминь».

Записала Анна Гамзина

Вернуться к списку статей >>>

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *