Во всех православных церквях, соборах и храмах проводятся религиозные службы. О том, во сколько начинаются такие мероприятия, будет рассказано в данной статье.

Церковные службы делятся на несколько видов: утренняя, вечерняя, всенощная, праздничная и т.п. Само собой разумеется, что утреннюю службу (литургию) проводят утром, вечернюю – вечером.

Каждый храм, собор и церковь сами устанавливают часы начала службы. Для получения точных данных рекомендуем узнать расписание конкретного духовного учреждения. Ниже мы рассмотрим временные промежутки, в пределах которых чаще всего начинается та или иная церковная служба.

  1. Утренние службы делятся на ранние и поздние. Первые начинаются не раньше 6:00 и не позже 8:00. Поздние могут начинаться в период с 9 до 11 часов утра.
  2. Вечерние службы начинаются в 16:00-18:00.
  3. Всенощные службы начинаются так же, как и вечерние.
  4. Праздничные службы имеют свое расписание, поэтому об их начале нужно узнавать в храме/соборе/церкви.

Церковные службы на христианские праздники в 2017 году

Отдельного рассмотрения требуют церковные службы, проводимые в дни христианских праздников. Несколько событий мы перечислим ниже.

  1. Рождественская служба проходит с 6 на 7 января каждого года. В большинстве духовных заведений она начинается 6 января в 17:00, в полночь проводится всенощное бдение, а утренняя рождественская служба начинается в 9:00.
  2. Служба на Крещение (19 января 2017 года) проводится 18 января в 23:00. Некоторые церкви устраивают службы в 17-18:00. Всенощное бдение чаще всего соединяется с утренней службой, хотя в некоторых заведениях отдельная лигурия в честь праздника начинается в 9:00.
  3. Служба, посвященная Сретению Господня (15 февраля 2017 года), начинается в 7-8 утра. Вторая (вечерняя) служба проводится в 16-17:00.
  4. На Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля 2017 года) проводится 3 службы: всенощное бдение 6 апреля (с 23:00), лигурия (в 7:00-9:00), и вечеря (в 16-18:00).
  5. Служба на Пасху (16 апреля 2017 года) начинается 15 апреля в 23:00, переходит в заутреню (1-2 часа ночи), потом – в лигурию (7:00-9:00).
  6. В день Святой Троицы (4 июня 2017 года) служба проходит следующим образом: лигурия начинается в 7-9 утра, и обычно длиться дольше обычного. После нее служится Великая вечеря (в каждом храме и церкви по-разному).

Время службы на каждый праздник приведено на базе усредненных показателей. Точное расписание необходимо узнавать в самой церкви.

На заметку: Христианские праздники делятся на 2 разновидности: переходящие и непереходящие двунадесятые праздники. К непереходящим христианским праздникам относятся:

  • Рождество (7 января);
  • Крещение Господне (19 января);
  • Сретение Господне (15 февраля);
  • Благовещение (7 апреля);
  • Преображение Господне (19 августа);
  • Успение Богородицы (28 августа);
  • Рождество Богородицы (21 сентября);
  • Воздвижение Креста Господня (27 сентября);
  • Введение в храм Богородицы (4 декабря).

Переходящие церковные праздники:

  • Вербное воскресенье: празднуется за неделю до Пасхи. В 2017 году отмечается 9 апреля, в 2018 году – 1 апреля.
  • Пасха: главный праздник христиан.

    Во сколько начинается служба в церкви. Особенности православных богослужений

    В 2017 году празднуется 16 апреля, в 2018 году – 8 апреля.

  • Вознесение Господне: празднуется через 40 дней после Пасхи. В 2017 году отмечается 25 мая, в 2018 году – 17 мая.
  • Пятидесятница (день Святой Троицы) – проводится на 50 день после Пасхи. В 2017 году празднуется 4 июня, в 2018 году – 27 мая.

Длительность всех церковных служб отличается друг от друга. Это зависит от вида службы, скорости ее исполнения (как священником, так и хором), количества исповедующихся и причастников, от наличия и длительности проповеди и др. Например, утренняя служба длиться примерно 1,5-2 часа, вечерняя – 2-2,5 часа.

Если вы опоздаете на службу, никто вас не осудит. Если вы не хотите исповедоваться и причащаться, то продолжительность мероприятия станет несколько короче. Помните о том, что духовные заведения нужно посещать в скромном одеянии, женщинам стоит отказаться от откровенных вещей и яркого макияжа.

Видео

Во сколько начинается утренняя молитва в церкви

В книге доступным языком раскрывается духовный смысл православного богослужения, даются начальные понятия о том, как устроен храм, как следует совершать крестное знамение, что означает священническое благословение, что символизирует свеча, просфора, антидор, артос. Книга поможет людям, делающим первые шаги в храме, почувствовать себя в доме Отца Небесного

Первые шаги в храме

О необходимости посещать храм Божий

Господь наш Иисус Христос, пришедший на землю спасения нашего ради, основал Церковь, где невидимо присутствует и поныне, подавая нам все необходимое для жизни вечной, где "невидимо Силы Небесные служат", как сказано в православном песнопении. "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Евангелие от Матфея, глава 18, стих 20), – сказал Он Своим ученикам апостолам и всем нам, верующим в Него. Поэтому много теряют те, кто редко посещает храм Божий. Еще больше согрешают родители, которые не заботятся о том, чтобы дети их посещали церковь. Помните слова Спасителя: "Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 14).

"Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Евангелие от Матфея, глава 4, стих 4), – говорит нам Спаситель. Пища духовная так же необходима душе человеческой, как пища телесная для поддержания телесных сил. А где же христианин услышит слово Божие, как не в храме, там, где Сам Господь невидимо наставляет собравшихся во имя Его? Чье учение проповедуется в церкви? Учение пророков и апостолов, говоривших по внушению Духа Святого, учение Самого Спасителя, Который есть истинная Мудрость, истинная Жизнь, истинный Путь, истинный Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир.

Церковь – Небо на земле; совершающееся в ней богослужение – дело ангельское. По учению Церкви, при посещении храма Божия христиане получают благословение, способствующее успеху во всех их добрых начинаниях. "Когда услышишь звон церковного колокола, призывающего всех на молитву, и совесть подскажет тебе: в дом Господень пойдем, отложи тогда, если можешь, всякое дело в сторону и спеши в церковь Божию, – советует святитель Феофан Затворник. – Знай, что Ангел хранитель твой зовет под кров дома Божия; это он, небожитель, напоминает тебе о Небе земном, чтобы там освятить твою душу благодатию Христовою, чтоб усладить твое сердце небесным утешением, а – кто знает? – может быть, он зовет туда и для того еще, чтобы отвести тебя от искушения, которого не избежать тебе, если дома останешься, или укрыть тебя под сению храма Божия от великой опасности…"

Чему же учится христианин в церкви? Небесной мудрости, которая принесена на землю Сыном Божиим – Иисусом Христом! Тут узнает он и подробности жизни Спасителя, знакомится с житием и поучениями угодников Божиих, принимает участие в молитве церковной. А соборная молитва верующих – великая сила!

Многое может молитва одного праведника – тому немало примеров в истории, но еще больший плод приносит усердная молитва собравшихся в дом Божий. Когда апостолы ожидали пришествия Святого Духа по обетованию Христову, то пребывали вместе с Божией Матерью в Сионской горнице в единодушном молении. Собираясь в храме Божием, мы ожидаем, что и на нас снизойдет Дух Святой. Так и бывает… если только мы сами не положим препятствия.

Например, недостаточная открытость сердца мешает прихожанам соединиться в храмовой молитве. В наше время это часто происходит оттого, что верующие ведут себя в храме Божием не так, как требует того святость и величие места. Как же устроен храм и как нужно вести себя в нем?

О устройстве храма

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Очень часто храм Божий имеет в основании форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти диавола. Нередко он устраивается в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг – знак вечности или восьмиугольная звезда, символизируя, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест – во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы – три Лица Святой Троицы, пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав – семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских, тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав.

Над входам в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Ныне в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления.

Первые шаги в Православной Церкви: двенадцать фактов, о которых нужно знать.

Также в притворе можно купить свечи, подать записки для поминовения, заказать молебен и панихиду и т. д. Перед входом в притвор устраивается возвышенная площадка, называемая папертью.

Христианские храмы строятся алтарем на восток – в сторону, где восходит солнце: Господа Иисуса Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный свет, мы называем "Солнцем Правды", пришедшим "с высоты Востока".

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются приделами.

Главная » Богослужебная жизнь » Как составляется богослужение

КАК СОСТАВЛЯЕТСЯ БОГОСЛУЖЕНИЕ

Каждый» раз приходя на службу, мы слышим молитвы, которые поёт хор, читают чтецы и возглашает батюшка. А задумывались ли мы, откуда они берут эти молитвы? И что нужно знать, чтобы они прозвучали в нужный момент? Что за книги открывает для хора регент на клиросе?

Богослужение Православной Церкви совершается по богослужебным книгам. Церковный устав не разрешает совершения богослужений на память, без книг (Служебник, “Известие учительное”). Апостол Павел пишет о церковной молитве: "В церкви…всё благообразно и по чину да бывает" (1 Кор., 14, 40).

Каждая служба имеет своё название, свой чин (порядок), время и символику.

Чтобы составить каждую из церковных служб, нужно хорошо знать Устав богослужения, составленный за два тысячелетия отцами церкви. За это время было написано множество книг, содержащих тексты для церковных служб, например, Октоих, Минея, Часослов, Служебник и другие. Уставщик или регент должны уметь найти во всех этих книгах молитвы, назначенные для каждого определённого момента каждой службы.

Сложность состоит в том, что тексты для одной и той же службы содержатся не в одной, а сразу в нескольких книгах. Например, тексты молитв чинавечерни и чина утрени (вместе составляющих всенощное бдение в субботу вечером), нужно искать сразу и в Октоихе, и в  Минее, и в Часослове, и в других книгах.

Причина в том, что в Церкви каждый день одновременно вспоминают сразу несколько праздников, зависящих от нескольких разных календарей.

Один календарь, как мы и привыкли, следует по месяцам и по числам, из года в год. По этому календарю празднуются все дни памяти святых и почти все двунадесятые праздники (Рождество, Благовещение и другие). Тексты этих праздников печатаются в книге Минея. Всего в Минее 12 томов, по числу месяцев.

Второй календарь считает удалённость дней от Пасхи, которая каждый год, как известно, попадает на разные дни. И каждый год получается, что вслед за Пасхой, сдвигаются и все остальные праздники этого календаря. То есть Вознесение, Троица, дни Великого поста и Страстной седмицы, и некоторые другие праздники каждый год попадают на разные числа. Тексты этих праздников находятся в Постной Триоди (на Великий пост), в Цветной Триоди (на дни Пасхи) и в Октоихе.

О книге Октоих нужно сказать особо. Название книги происходит от греческого слова Ὀκτώηχος, то есть «восьмигласник». Октоих разделён на 8 глав, в каждой главе находятся службы на всю седмицу. (Седмица – это церковная неделя, где первый день – Воскресение и последний – суббота.) Все дни в седмице имеют своё посвящение. Воскресенье – так и называется в память Воскресения Христова. В понедельник вспоминаются ангельские силы, во вторник – святой Иоанн Креститель, в среду – Пресвятая Богородица, в четверг – апостолы и святитель Николай, в пятницу и в среду – крестные страдания Христа, в субботу – все святые и усопшие православные христиане. В течение одной седмицы все песнопения поются на 1-й глас, в следующую седмицу на 2-й, затем на 3-й и т.д. Когда пропоют все 8 гласов, начинают снова с 1-го гласа. Такой порядок соблюдается в течение всего года. Песнопения Октоиха – тоже принадлежат системе пасхального календаря, так как отсчёт гласов начинается каждый раз заново от Пасхи.

Совместить праздники обоих календарей возможно благодаря особому, установленному издревле порядку совершения служб в храме. Каждый день, ежесуточно, церковь назначает на одно и то же положенное время, специальные чины, повторяющиеся изо дня в день. Они называются, по порядку следования – вечерня, утреня и часы, и ещё некоторые другие. Приходя в храм, мы участвуем именно в этих богослужениях. Все они состоят из собственных, постоянных и неизменных молитв из книги Часослов. Слова их, наверное, знакомы каждому, например, «Свете тихий», «Сподоби, Господи», «Величит душа Моя Господа».

Без Часослова никак не обойтись ни на одной службе. Но одной только этой книги будет недостаточно. Ведь на службе ещё нужно помолиться святому, память которого в этот день, и почтить событие, положенное в пасхальном календаре.

В церкви утренняя молитва

Поэтому в определённые, специально назначенные моменты всех суточных богослужений к изначальным каждодневным текстам обязательно добавляются тексты праздников. Добавленные молитвы составляют примерно половину службы.

Итак, чтобы составить службу, нужно взять молитвы из Часослова и добавить в них по определённым правилам тексты из Октоиха и Минеи. Все они предназначены для пения и чтения клиросом (так называется хор церковных певчих, и чтецы).

Главное в Церкви и на церковных службах – соборность, совместная молитва. Поэтому в полноте богослужение можно совершить участием в нём народа и священника. Он возглавляет службу и произносит положенные ему молитвы, некоторые возглашая вслух, а некоторые про себя (так называемые тайные молитвы). Все они печатаются отдельно в книге Служебник.

Главная церковная служба – Божественная Литургия – обособлена от остальных суточных служб, не считается в их числе. Но способ составления этой службы похожий – к постоянным, неизменным песнопениям, составляющим основу Литургии (они печатаются в книге Ирмологий), добавляются молитвы, посвящённые праздникам этого дня, из Октоиха и Минеи.

 

Материал подготовила регент нашего храма Ольга Белякова

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *