Содержание

Пасха Христова и подвижный богослужебный круг

Воскресение Христово, Пасха, является главным церковным праздником, как поется в церковных песнопениях, «праздником праздников и торжеством из торжеств». Пасха всегда празднуется в воскресенье и поэтому приходится не на определенное число, а на разные даты. Русская Православная Церковь живет по особому, юлианскому календарю и по нему же вычисляет день празднования Пасхи. Мы отмечаем Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния, после дня весеннего равноденствия. Наше вычисление Пасхи находится в полном соответствии с постановлениями I Вселенского Собора.

От дня празднования Пасхи зависят все связанные с ней подвижные праздники: Вход Господень в Иерусалим (в воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи) и Троица, или Пятидесятница (на пятидесятый день по Пасхе). Также от Пасхи зависит Великий пост, он готовит нас к дню Воскресения Христова и начинается за семь недель до Пасхи.

Великий пост

Великопостное богослужение довольно сильно отличается от обычного, годового. Хотя совершается суточный круг служб, но богослужение отмечено особой строгостью и продолжительностью, на службе меньше поют, больше читают, священники облачены в черные строгие ризы.

Во время служб часто читается молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Великим постом только по субботам и воскресеньям совершается полная литургия. В среду и пятницу совершается особая литургия, именуемая литургией Преждеосвященных Даров. Святые Дары на ней освящаются и заготавливаются на литургии в воскресенье. В первую неделю Великого поста, в первые четыре дня, в храмах читают по вечерам Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Также этот канон прочитывается полностью в четверг пятой недели Великого поста. Эта служба называется Марииным стоянием, потому что во время нее читают житие преподобной Марии Египетской и на великом каноне есть тропари, посвященные ей.

Вход Господень в Иерусалим

В воскресный день за неделю до Пасхи празднуется двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим, называемый также Неделей Ваий или Вербным воскресеньем. В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос за несколько дней до Своих крестных страданий торжественно въехал в Иерусалим сидя на молодом осле, а весь народ с ликованием встречал Его как Помазанника Божия. В память о том, как люди в Иерусалиме встречали Христа с ветвями деревьев и пальм (по-славянски — ваий), мы в этот день приходим в храм с ветвями вербы (в средней полосе к этому времени она обычно уже распускается).

Накануне этого дня, в субботу, Церковь празднует воскрешение праведного Лазаря. Тропарь Лазаревой субботы и Входа Господа в Иерусалим один:

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. Прежде Своего страдания удостоверяя (нас) во всеобщем воскресении, Ты воскресил из мертвых Лазаря, Христос Бог наш. Посему и мы, подобно детям нося знаменье победы, восклицаем Тебе, Победителю смерти: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне».

Страстная седмица

Следующая неделя перед Пасхой имеет название Страстной седмицы. То есть неделя, посвященная страстям, страданиям Спасителя. Службы Страстной седмицы очень важны и строги. Каждый день посвящен определенным воспоминаниям. Дни Страстной седмицы носят название Великих. В Великую Среду мы вспоминаем предательство Иуды. В Великий Четверг (Четверток) — Тайную Вечерю и установление Таинства причащения, в этот же день, накануне Страстной пятницы, на службе вечером читаются 12 Евангелий, посвященных страстям, страданиям Христовым. И в Великую Пятницу (Пяток) мы вспоминаем страдания, распятие и погребение Спасителя. Состоится вынос плащаницы (изображения Христа во гробе), и вечером служится чин погребения. В Великую Субботу плащаница продолжает лежать во время всех служб в центре храма и только перед пасхальным богослужением заносится в алтарь.

Пасха Христова и Светлая седмица

Новозаветная Пасха — радостное переживание священнейшего события: воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа в третий день после дня распятия. Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор 5, 7). Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Пасхальная радость предызображает нескончаемое блаженство в невечерние дни в Царствии Небесном.

Служба Святой Пасхи происходит таким образом. С вечера в субботу перед плащаницей начинают читать книгу Деяний святых апостолов. В одинадцать часов или в половине двенадцатого совершается полунощница, и плащаница уносится в алтарь. В полночь начинается пасхальный крестный ход вокруг храма. Ночное шествие вокруг храма с иконами, хоругвями и свечами напоминает идущих ко гробу Спасителя жен-мироносиц. Обойдя храм крестным ходом с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе…», верующие останавливаются перед закрытыми дверьми храма: они олицетворяют камень, которым был завален гроб Распятого. Предстоятель с кадилом возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Затем священнослужители трижды поют тропарь Пасхи:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех Живот Даровав. Христос воскрес из мертвых, поразив (Своею) смертью смерть и даровав жизнь находящимся в гробах.

Начинается пасхальная заутреня, главной частью которой является пасхальный канон — творение святого Иоанна Дамаскина. После каждой песни совершается каждение. Священнослужители приветствуют друг друга и прихожан: «Христос Воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину Воскресе!» В конце утрени хор поет победно-радостные стихиры Пасхи. После утрени поются часы, а затем совершается пасхальная Божественная литургия.

В пасхальные дни христиане приветствуют друг друга радостным победным восклицанием: «Христос Воскресе!» При этом с апостольских времен принято целование. По традиции верующие дарят друг другу красные яйца. Предание говорит, что этот обычай берет свое начало от равноапостольной Марии Магдалины, которая поднесла императору Тиверию красное яйцо с приветствием «Христос Воскресе!» Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше Кровью Иисуса Христа.

Пасхальное бдение в монастыре Хиландар

Праздник Пасхи празднуется в продолжение тридцати девяти дней. Особенно торжественно совершается служба в первые семь дней — на Светлой седмице. Все эти дни царские врата открыты, символически указывая, что Спаситель Своим воскресением открыл нам Царство Небесное. Служба на Светлой седмице почти такая же, как в день самой Пасхи. Каждый день после литургии совершается пасхальный крестный ход вокруг храма. Земные поклоны во время богослужения и молитвы отменяются до дня Святой Троицы.

Вознесение Господне

После завершения дней празднования святой Пасхи, на сороковой день после нее, Церковь празднует Вознесение Господне. Таким образом, праздник Вознесения всегда приходится на четверг шестой недели после Пасхи. В этот день воспоминается, как Господь Иисус Христос, пообещав Своим ученикам и апостолам неотступно невидимо пребывать с ними, телесно вознесся от них на небо. Возносясь, Господь пообещал Своим ученикам, что Он пошлет им от Небесного Отца Своего Утешителя, Святого Духа.

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. Ты вознесся во славе, Христос Бог наш, исполнив радостью учеников Своих чрез обещание им Духа Святого, уверив их Своим благословением в том, что Ты Сын Божий, Спаситель мира.

Пятидесятница. День Святой Троицы

Спустя десять дней после Вознесения Господня, в седьмое воскресенье после Пасхи, Церковь празднует день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день принято украшать храм травой и зелеными ветвями деревьев. Живая зелень символизирует животворящее действие Духа Святого.

После Божественной литургии в этот день служится великая вечерня, на которой читаются особые коленопреклоненные молитвы.

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей Вселенную, Человеколюбче, слава Тебе! Благословен Ты, Христос Бог наш, явивший премудрыми рыбаков (то есть апостолов), ниспослав им Духа Святого, и ими уловивший Вселенную. Слава Тебе, Человеколюбец!

>Пасхальное богослужение

Пасхальное богослужение — праздничное богослужение, совершаемое на праздник Пасхи.

История

В ранней Церкви Великий пост служил подготовкой к принятию оглашенными Таинства Крещения в ночь Великой Субботы. Из баптистерия новокрещенные шли в храм к принятию Святых Таин на пасхальной литургии. Принятие Крещения на Пасху переживалось по-особенному как участие (со-погребение и со-воскресение) в вольной Смерти и Воскресении Господа:

мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть и воскресения.
(Рим. 6:4-5)

В жизни новокрещённых активно участвовала вся церковь. В IV веке, когда институт оглашенных потерял своё значение, Великий пост из подготовки оглашенных стал временем покаяния и подготовки верующих к Пасхе.

В православии шествие из баптистерия в храм осталось по отдельности в чине крещения в виде послекрещального шествия, а в чине пасхальной службы в виде крестного хода перед утреней и Литургией.

С тех пор в византийском чинопоследовании литургии в Великую Субботу сохранился ряд элементов от «крещальной литургии»:

  1. чтение на Вечерне, совершаемой непосредственно перед собственно литургией, пятнадцати паремий (ветхозаветных чтений) для покрытия времени крещения оглашенных баптистерии, пока верующие ожидали их в храме;
  2. апостольское 91-е зачало (Рим. 6:3-11) и евангельское 115-е зачало от Матфея (Мф. 28:1-20), наиболее близко повествующее о Воскресении, чту́тся только на литургии Великой Субботы. Оба эти зачала литургии взяты с таинства крещения;
  3. пение вместо Трисвятого крещального гимна «Ели́цы во Христа крести́стеся, во Христа облеко́стеся, аллилуия.» (крещенные входили в храм).
  4. переоблачение священнослужителей в светлые одежды во время пения «Воскресни́, Боже, суди́ земли, яко Ты насле́диши во всех язы́цех.» по чтении Апостола.

В католицизме древний обычай крещения взрослых на Пасху сохранился. Обряд крещения проводится в ходе Пасхальной Литургии между Литургией слова и Евхаристической Литургией. В православии в настоящее время обычай крещения взрослых на Пасху вновь возрождается, но, как правило, из-за удаленности баптистерия — крещальной купели, крещение проводят отдельным чином в Великую Субботу или на Пасху днём.

Православие

Общие замечания

От дня Пасхи седмицы начинаются с Недельного дня (воскресенья) и оканчиваются субботой — седмицы периода пения Постной Триоди, исключая Страстную седмицу, начинаются с понедельника и оканчиваются Неделей. Празднование Пасхи продолжается в течение 39 дней и заканчивается в канун Вознесения, когда бывает Отдание Пасхи. По воспринятому в Русской Церкви при митрополите Сергии в 1929 от современной греческой Цветной Триоди обыкновению, в канун Отдания (вечером) и на Отдание (утром) совершается чинопоследование, аналогичное последованию служб Светлой седмицы, с пением пасхальных часов.

Приготовление к Пасхе

Освящение водой куличей вечером перед наступлением Пасхи (Украина)

Подготовительный период охватывает Великий пост и Страстную седмицу. В это время православные христиане усиленно молятся, постятся, исповедуются, причащаются, занимаются благотворительностью. Тогда же общественные богослужения в храмах приобретают особые отличия. В Великую субботу скорбные песнопения сменяются радостными предпраздничными.

По Типикону Литургия Василия Великого в Великую субботу должна совершаться вечером (вечерня, соединяемая с Литургией, начаться о часе́ 10-м дне ≈ 16.00), а между ней и самой пасхальной службой небольшой промежуток времени заполниться чтением Деяний св. апостолов. Монахи обязаны с прилежанием выслушать — «в таковы́х бо времене́х и ме́стех тщи́тся враг оскверни́ти неради́выя и многосонли́выя мона́хи.» Для подкрепления телесных сил благословляются хлебы и вино, как на литии. В часу 4-м но́щи (≈ 22.00) начинается пасхальная полунощница:

  • вжига́ются вся канди́ла,
  • ударяется било,
  • Трисвятое по Отче наш,
  • Псалом 50,
  • Канон Великой субботы, глас 6: «Волною морскою: «,
  • по 3-ей песни: седален и Слова Епифания Кипрского: «Что сие днесь безмолвие много, яко Царь спит,..»
  • по 6-ой песни: кондак, икос и толкование Евангелия от Матфея или от Иоанна и слово воскресно Златоустаго,
  • по 9-ой песни: Трисвятое по Отче наш,
  • тропарь глас 2: «Егда снизшел еси к смерти…»,
  • ектения сугубая,
  • отпуст.

В современной приходской практике Литургия Великой субботы заканчивается примерно в полдень и в большой промежуток времени до ночного богослужения происходит уборка храма, подсветка прилегающей территории, украшение храма и некоторых предметов церковной утвари живыми цветами, разучивание певчими хора пасхальных песнопений, освящение пасхальной пищи — яиц, куличей, творожных пасх, чтение Деяний св. апостолов, исповедь и чтение молитв ко Святому Причащению. В Великую субботу иногда Патриарх без предупреждения посещает некоторые московские храмы. В 23.00 совершается пасхальная полунощница, на 9-й песни которой плащаница с середины храма через царские врата священниками вносится в алтарь и полагается на престол, где она остаётся до отдания Пасхи. В некоторые московские храмы к этому времени доставляется из Иерусалима сошедший в этот день Благодатный огонь, Которым зажигают все свечи и лампады (прежде зажжённый огонь тушится, а также электрические лампочки). Все в тишине и в темноте ждут полночи.

Служба ночью в первый день Пасхи

По сложившейся в России к концу XIX века практике, пасхальную утреню (также часто именуемую заутреней) принято начинать ровно в полночь по местному времени пением в алтаре духовенством праздничной стихиры, глас 6:

Воскресение Твое, Христе́ Спа́се, Ангели поют на небесе́х, и нас на земли сподо́би чистым сердцем Тебе́ сла́вити.

В алтаре эта стихира поётся трижды: первый раз — тихо, при затворённых Царских вратах и задёрнутой катапетасме (завесе). Второй раз — несколько громче, при закрытых Царских вратах, но открытой катапетасме. Третий раз — при отверстых Царских вратах, громко и до половины; вторую половину стихиры велегласно допевает хор.

Продолжая петь стихиру «Воскресение Твое, Христе Спасе,..» клир в белом облачении и народ с красными свечами исходят из храма и идут вокруг него крестным ходом под непрерывным колокольным трезвоном: впереди церковнослужитель несёт фонарь со свечой внутри под стеклом, за ним попарно шествуют другие с запрестольными крестом и иконой, с хоругвями, диакона со свщами. Один из священников несёт Евангелие, другой икону Воскресения, за ними — предстоятель с трисвещником и кадилом. Где только один священник служит, допускается мирянам нести на пелена́х иконы Воскресения Христова и Евангелие (ещё не освящённый артос на этом крестном ходе не носится, он остаётся на столике у иконы Спасителя справа от царских врат).

Пред затворенными дверьми храма (на паперти) шествие останавливается, трезвон прекращается. Церковнослужители с крестами и иконами выстраиваются у дверей храма в одну линию лицом к молящимся. Предстоятель в тишине совершает каждение переносимых святынь, духовенства, певцов и других участников крестного хода, затем повернувшись ко храму, крестообразно осеняет кадилом затворённые церковные двери с громким (велегла́сным) возгласом:

Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Все поют: «Аминь». Затем следует так называемое пасхальное начало, которое предваряет в течение всей Светлой седмицы служение вечерни, утрени, Литургии, случившихся отпеваний и молебнов:

  • духовенство трижды поет тропарь Пасхи:
Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х Живо́т дарова́в.
  • лик троекратно повторяет тропарь,
  • предстоятель (клир) поёт стихи из пророческого псалма (Пс. 67:2-4): «Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́!», «Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут!», «Та́ко да поги́бнут гре́шницы от лица́ Бо́жия, а пра́ведницы да возвеселя́тся!», «Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся во онь!» (Пс. 117:24), «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху!», «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь!». После пения каждого стиха предстоятель всех поздравляет пасхальным приветствием: «Христо́с воскре́се!», на что присутствующие отвечают: «Вои́стину воскре́се!», а хор затем поёт тропарь Пасхи по-единожды,
  • последний раз предстоятель поёт тропарь до половины,
  • лик (народ) допевает тропарь.

При сем двери храма отверзаются (Устав предписывает, чтобы предстоятель сам их отворил). «Та́же ударя́ют во вся кампа́ны, и кле́плют дово́льно, три зво́ны.»

  • пока нарядно одетые молящиеся с крестного хода входят в храм и занимают свои места, в некоторых храмах с амвона зачитывается ежегодное Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси с пасхальным поздравлением. Во времена Российской империи дворяне офицеры являлись на пасхальное богослужение в парадной форме при всех орденах.

Утреня продолжается. Все молитвословия Пасхи поются. Обычных для праздничной утрени шестопсалмия, полиелея, величания, евангельского чтения и великого славословия не бывает (кроме редкого случая совпадения Пасхи с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля)):

  • великая Ектения,

Канон Пасхе, Песнь 1. Старообрядческая рукопись поморской традиции (московские филипповцы, XIX век)

  • Пасхальный канон — творения прп. Иоанна Дамаскина, глас 1-й: «Воскресения день,..». Общее количество повторяемых (обычно не повторяются) ирмосов и тропарей на каждой из девяти песен (второй песни нет) канона должно быть 16, к тропарям припевы: «Христос воскресе из мертвых.». На каждой песни канона может совершаться каждение алтаря и всего храма. При соборном служении священники совершают каждение поочерёдно, а при очень большом количестве иереев — попарно. При каждении они радостно возвещают: «Христо́с воскре́се!», а молящиеся: «Вои́стину воскре́се!». Архиерей на каждой песни канона может менять на себе облачения разных (белого, зелёного, красного, жёлтого и др.) цветов.
  • после каждой песни — малая ектения, на которую диакона исходят из алтаря царскими вратами и с большими свечами в руке. После ектении возгласы священников на каждой песни разные.
  • по 3-й песни — Ипакои Пасхи, глас 4:

«Предвари́вшия у́тро я́же о Мари́и и обре́тшая ка́мень отвале́н от гро́ба, слы́шаху от А́нгела: во све́те присносу́щнем Су́щаго с ме́ртвыми что́ и́щете, я́ко челове́ка? Ви́дите гро́бныя пелены́: тецы́те и ми́ру пропове́дите, я́ко воста́ Госпо́дь, умертви́вый смерть, я́ко есть Сын Бога, спаса́ющаго род челове́ческий.», и, по Типикону, чтение Григория Богослова: «На стра́жи моей стану: »

  • по 6-й песни — Кондак Пасхи, глас 8:

«А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́, я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: Ра́дуйтеся! и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й Воскресе́ние.», Икос: «Еже прежде солнца…», (по Уставу читается Синаксарь), затем поётся: Воскресение Христово видевше,.., «Воскресы́й Иисус от гроба,..»

  • по 9-й песни — Ексапостиларий Пасхи:

«Пло́тию усну́в, яко мертв, Царю́ и Го́споди, тридне́вен воскре́сл еси́, Ада́ма воздви́г от тли, и упраздни́в смерть: Па́сха нетле́ния, ми́ра спасе́ние.»

  • стихиры на хвалитех,
  • стихиры Пасхи:

Стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха двери райския нам отверзающая, Пасха всех освящающая верных. Стих: Яко исчезает дым, да исчезнут. Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения Воскресения Христова; красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба яко жениха, происходяща. Стих: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся. Мироносицы жены, утру глубоку, представша гробу Живодавца, обретоша ангела, на камени седяща, и той провещав им сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми? Что плачете Нетленнаго во тли? Шедше проповедите учеником Его. Стих: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия! Пасха! Радостию друг друга обымем. О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь яко от чертога возсияв Христос, жены радости исполни глаголя: проповедите апостолом. Слава, и ныне: Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие, и ненавидящим нас, простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

При пении стихир Пасхи духовенство в алтаре и народ в храме христосуются, произнося слова Пасхального приветствия: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», троекратно целуются и дарят друг другу пасхальные яйца (в некоторых храмах предстоятель даже слегка подбрасывает крашенные яйца в толпу народа). По Уставу предстоятель с крестом, а другие священники с Евангелием и образа́ми, выходят из алтаря царскими вратами и христосуются с каждым присутствующим в храме.

  • чтение Огласительного слова Иоанна Златоуста: «А́ще кто благочести́в и боголюби́в…»,
  • пение тропаря свт. Иоанну Златоусту: «Уст твоих я́коже све́тлость огня…»,
  • ектении — сугубая: «Помилуй нас, Боже…» и просительная: «Исполним утреннюю молитву…»,
  • пасхальный отпуст,
  • тропарь Пасхи,
  • многолетны.

Пасхальные часы: 1-й, 3-й и 6-й состоят из благословения священником, пения хором пасхального тропаря, воскресной песни «Воскресение Христово видевше…», ипакоя, кондака, богородична, Господи помилуй, отпуста. Так как часы ничем не отличаются друг от друга, то для сокращения времени вместо трёх часов часто поётся два, или только один (Входные молитвы и Проскомидия перед Литургией совершается заблаговременно — ещё до Пасхальной полунощницы).

Литургия Иоанна Златоуста:

Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков.
  • тропарь Пасхи с пасхальными припевами: «Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́!»… (Пасхальное начало),
  • мирная ектения,
  • пение первого пасхального антифона — стихи псалма 65: «Воскли́кните Го́сподеви вся земля,..» с припевом: «Молитвами Богородицы Спа́се спаси́ нас.»,
  • малая ектения,
  • пение второго пасхального антифона — стихи псалма 66: «Боже уще́дри ны и благослови ны,..» с припевом: «Спаси́ ны Сы́не Бо́жий, Воскресы́й из ме́ртвых, пою́щия Ти: Аллилу́ия.»,
  • Единородный Сыне,
  • малая ектения,
  • третий антифон: пасхальные стихи: «Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́!»… с пением тропаря Пасхи,
  • вход с Евангелием и возглашением: «Прему́дрость, про́сти. В це́рквах благослови́те Бо́га, Го́спода от исто́чник Изра́илевых!»
  • пасхальные трпарь, ипакои и кондак,
  • вместо трисвятаго — «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся: Аллилуия»,
  • прокимен: «Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся во онь!» со стихом,
  • чтение первого зачала Апостола (Деян. 1:-18),
  • Аллилуиарий: «Ты воскре́с, уще́дриши Сио́на.» со стихом,
  • чтение первого зачала Евангелия от Иоанна (Ин. 1:1-17), которое обычно делят на три ста́тии: «В нача́ле бе Сло́во,..» всеми священнослужителями, стоящими в разных местах алтаря и храма, на разных языках, как древних, так и новых, в память о завете Христа проповедовать Слово Божие всем народам (церковнославянском, русском, древнегреческом, латинском, иврите, английском, местных языках и др.). Интересно то, что это 1-е зачало от Иоанна не повествует о Воскресении, но предлагает высокое богословие о Личности Воскресшего. Во время чтения Евангелия колокольный перебор и трезвон.

Далее Литургия продолжается по обычному чину:

  • Ектении сугубая, об оглашенных и о верных (заупокойной ектении в праздники не положено, чтобы не омрачать радость),
  • Херувимская песнь,
  • Просительная ектения,
  • Символ веры,
  • «Милость мира» с Евхаристическим каноном при открытых царских вратах,
  • Задостойник Пасхи, глас 1:

«А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся, и па́ки реку́: Ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый: лю́дие весели́теся. Свети́ся, свети́ся Но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на Тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего.»

  • Причастный стих Пасхи: «Те́ло Христо́во приими́те, Исто́чника Безсме́ртнаго вкуси́те! Аллилуия» (трижды).
  • через отверстые царские врата все прихожане могут свободно наблюдать за причащением духовенства в алтаре.

На Литургии в Пасху все христиане призваны причаститься, то есть, непосредственно соединиться с воскресшим Христом.

  • во время причащения и после него многократно поётся тропарь Пасхи.
  • по заамвонной молитве освящается артос, который затем ежедневно торжественно переносится Чином возношения панагии в братскую трапезу, но не раздробляется и не съедается до светлой субботы, а возвращается в храм и на столике ставится между службами в царских вратах, открытых всю светлую седмицу. Также артос ежедневно носится в пеленах на крестных ходах вокруг храма в течение всей светлой седмицы,
  • чтутся Благодарственные молитвы по Святом Причащении.

Согласно уставным предписаниям, после Литургии должно быть «освящение брашен», но по сложившейся в XX веке практически повсеместной в СССР практике оно совершается в Великую Субботу. На Пасху в храмах освящают куличи и пасхальные яйца. По Уставу молочную и яичную пищу нельзя вносить в храм, и освящать её можно только в притворе или возле храма (в южных тёплых регионах России это достаточно распространено). Мясная пища для освящения должна приноситься в дом иерея (не монашествующего).

В некоторых храмах после ночного пасхального богослужения организуются бесплатные угощения сотрудников храма, прихожан и всех нуждающихся чаем, бутербродами, пасхальными яйцами, куличами, шоколадками. Раздаются пасхальные подарки. Если ночное пасхальное богослужение закончилось раньше 6.00 и общественный транспорт ещё не ходит, прихожане беседуют в трапезной, или поют пасхальные песнопения в храме, группами отправляются домой пешком или на личном транспорте.

После домашнего ро́зговения моло́сной (скоро́мной) пищей и отдыха от ночного богослужения, некоторые богомольцы примерно в полдень совершают праздничные гуляния по улицам и славле́ние в домах и квартирах своих родственников и воцерковлённых знакомых, что придаёт сходство с Рождественским колядованием. При этом поются пасхальные церковные и народные (ка́нтики) песнопения.

Великая вечерня первого дня Пасхи

Митрофорный протоиерей с пасхальным трёхсвечником

Вечером в Неделю Пасхи в православных храмах совершается великая пасхальная вечерня, имеющая ряд особенностей:

  • духовенство служит в полном облачении;
  • на малом входе с Евангелием, в кафедральных соборах, архиереи в честь Пасхи на этой вечерне торжественно присваивают очередные богослужебные награды за усердное служение подчинённым им священнослужителям;
  • великий прокимен: «Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш? Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́!» со стихами;
  • чте́тся Евангелие (65-е зачало от Иоанна: Ин. 20:19-25) предстоятелем в алтаре в Царских вратах лицом к народу, то есть на запад;
  • в конце этой вечерни в кафедральных соборах происходит торжественное поздравление с Пасхой Христовой правящего архиерея представителями власти, выдающимися деятелями данного региона, благочинными, настоятелями местных монастырей и храмов, собравшимся духовенством и мирянами. Зачитывается ежегодное Пасхальное послание правящего архиерея. Взаимно вручаются памятные подарки, пасхальные яйца и цветы. Архиерейский хор и лучшие певческие коллективы епархии исполняют концертные пасхальные песнопения.

Богослужения светлой седмицы

Богослужения особым Пасхальным чином совершаются всю Светлую седмицу. Они имеют много общего с ночной пасхальной службой:

  • пасхальное начало в начале каждой службы,
  • в храме не читается Псалтирь,
  • всю седмицу отверсты царские и пономарские врата,
  • каждый день после Литургии крестный ход вокруг храма с четырёхкратным чтением Евангелия,
  • в некоторых храмах прихожанам в пасхальные дни дозволяется ежедневно причащаться без соблюдения поста, с упрощённой исповедью и с укороченным молитвенным правилом,
  • сокращены заупокойные поминовения.
  • в светлую пятницу совершается праздник Живоносный Источник с малым водосвятием.
  • в светлую субботу читается молитва на раздробление артоса, который затем раздаётся верующим. Перед воскресным всенощным бдением закрываются царские врата.

Богослужения до отдания Пасхи

От Неде́ли Фомино́й начанается постепенный переход к обычным (непасхальным) богослужениям. Последний раз пасхальным чином богослужение может быть совершено на отдание Пасхи.

Римско-католическая церковь

Католический диакон поёт Провозглашение Пасхи

В католическом литургическом календаре Пасхальное триденствие, состоящее из служб Великого четверга, Великой пятницы и Великой субботы, представляет собой вершину годового богослужебного круга.

Вечером Великой субботы совершается Навечерие Пасхи. Оно начинается с Литургии Света. Во дворе храма разводится костёр, от которого священник зажигает большую пасхальную свечу, «пасхал», и входит в храм, провозглашая «Свет Христа». От пасхала верующие в храме зажигают свои свечи. Свет пасхальных свечей символизирует христианское учение, призванное просветить мир. По окончании процессии диакон устанавливает пасхал на специальный подсвечник в пресвитерии и просит у священника благословения на провозглашение Пасхи, после чего подходит к амвону, с которого провозглашает древний христианский гимн «Провозглашение Пасхи» (Exsultet). Как правило, Exsultet провозглашается нараспев, в форме речитатива (в Liber usualis не нотирован). Кроме диакона его могут читать священник или чтец. Во время пения Exsultet верующие стоят в храме с зажжёнными свечами.

Во время Литургии Слова читается не три, как в обычные дни, а девять библейских чтений, семь ветхозаветных чтений призваны показать божественный замысел в отношении человечества от момента сотворения человека до пришествия Христа на Землю, чтения из Апостола и Нового Завета иллюстрируют события и значение Воскресения Христа в деле спасения людей. После ветхозаветных чтений поётся торжественный гимн Gloria, причём при исполнении гимна впервые с литургии Великого четверга звучит орган. С этого момента богослужение сопровождается звуками музыкальных инструментов. Перед евангельскими чтениями звучит торжественное «Аллилуйя».

В католической церкви сохраняется древний христианский обычай во время литургии пасхальной ночи проводить крещение взрослых. Принятие таинства в такую ночь считается особенно почётным. Литургия Крещения следует сразу за Литургией Слова.

Перед совершением таинства священник спрашивает оглашенных, хотят ли они принять крещение, затем благословляет их, чертя знак креста на лбу новокрещаемых, после чего совершает молитву экзорцизма для очищения крещаемых от первородного греха. Все присутствующие в храме, включая катехуменов, читают литанию всем Святым, после чего священник благословляет воду для крещения, трижды погружая в крещальную воду пасхал — пасхальную свечу.

Разведение пасхального костра перед началом Навечерия Пасхи

Оглашенные и все присутствующие в храме отрекаются от сатаны и читают Апостольский Символ веры, обновляя свои крещальные обеты. Священник совершает собственно крещение путём троекратного погружения или обливания крещаемого со словами «Крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». После совершения таинства новокрещённому вручается зажжённая свеча и надевается белая одежда, как символ света Христова и очищения для новой жизни. Затем совершается помазание новокрещённых елеем (не являющееся таинством миропомазания), которое символизирует крепость в борьбе со злом.

После крещения следует Евхаристическая Литургия, проводимая обычным порядком, но сопровождаемая торжественными пасхальными песнопениями.

Заканчивается служба торжественным провозглашением «Христос воскрес», на что прихожане отвечают «Воистину воскрес» и крестным ходом вокруг храма.

Католические пасхальные библейские чтения

Пасхальный крестный ход в соборе Святого Марка (Венеция)

  • О сотворении мира и сотворении человека (Бытие)
  • О жертве Авраама (Бытие)
  • О переходе через Красное море (Исход)
  • О Новом Иерусалиме (Книга пророка Исайи)
  • Пророчества о спасении людей (Книга пророка Исайи)
  • Об источнике премудрости (Книга пророка Варуха)
  • О новом сердце и новом духе (Книга пророка Иезекииля)
  • О крещении во Христа(Послание к Римлянам, гл. 6)
  • О Воскресении Христа (Евангелие от Матфея, гл. 28)

Богослужіння в храмах у Велику Суботу

У всіх християнських храмах цього дня служба і Богослужіння починається з самого ранку і триває весь день, поступово переходячи в урочисту Великодню заутреню.

Оплакування Христа. Фреска монастиря Грачаніца

Фарбувальна субота

Також страсну суботу називають “фарбувальною” суботою, тому що в цей день прийнято фарбувати яйця. Все: і старі, й малі в суботу йшли до церкви піднести молитви Господу і приносили до храмів для освітлення паски, паски та яйця. Як фарбувати яйця і пекти традиційні великодні паски, баби і паски, ви знайдете посилання в кінці цієї статті.

Історія великої пристрасної суботи

За християнською і православною історією у страсну суботу учні Ісуса Христа перебували у скорботи за втратою свого Вчителя. Дух же Спасителя залишив своє тіло в гробі і спустився в пекло, щоб звільнити праведні душі, відкрити для них “ворота раю” і розсіяти темряву.

Що таке тиха субота?

“Тиха” Субота – саме так називають цей день православні християни, день скорботи за розіп’ятим в п’ятницю Ісусу Христу. У цей день гріх веселитися. І події цього дня відображені на багатьох іконах.

Коли велика субота 2018?

У нинішньому році 2018 Велика субота припадає на 7 квітня. Весь день в храмах і церквах йде богослужіння. Починається служба ще ввечері в Страсну п’ятницю чином утрені.

У цей день в центрі храму на узвишші розташовують Ікону Христа, що лежить у гробі. Ця ікона символізує Плащаницю, якою накривали тіло Ісуса. Прикрашається ікона квітами. У цей день співаються Канони, що славлять Христа, який переміг смерть.

Традиційний великодній кошик на велику суботу

Традиційно на Русі господині в день Великої Суботи збирали великодній кошик. У нього завжди клали фарбовані яйця, сирні паски, кулічи.

За традицією і звичаєм обов’язково повинні бути у великодньому кошику шматок вершкового масла, запечена свинина і сіль. Свинина символізує родючість, а сіль – енергію життя і зв’язок Господа з народом.

Що не рекомендується (не можна) робити в велику суботу

Так як ще триває піст, то страви, які готуються на Великодній стіл, їсти ще заборонено. Їх можна тільки готувати до свята. Взагалі найкраще цей день присвятити молитвам і відмовитися від будь-якої важкої роботи.

У тому числі в страсну суботу не можна займатися шиттям, пранням білизни, рубати дрова і працювати на городі теж забороняється.

Ходити на полювання і риболовлю не треба; навіть якщо день народження випадає на цей день, краще всього таке торжество перенести.

Голосно сміятися, ображати своїх близьких, лихословити і лаятися не можна – це великий гріх. І хоча можна в цей день відвідувати кладовище, то поминки по покійним влаштовувати не можна.

Велика і пристрасна субота – час християнського покаяння

В цей день всі віруючі намагаються усвідомити свої гріхи, намагаються знайти сенс життя, знайти душевний спокій. У Велику суботу необхідно пробачити всім образи і попросити вибачення у тих, кому образи завдали.

Великий піст закінчується в неділю, тому в суботу рекомендується вживати в їжу тільки хліб, воду та сирі овочі і фрукти.

Ніч без сну на страсну суботу

Православні християни в ніч з суботи на неділю не сплять. Навіть якщо вам не вдалося потрапити в храм, вдома треба запалити свічку перед іконою Ісуса Христа і присвятити молитвам деякий час.

Остання субота перед Великоднем – день допомоги бідним і нужденним. Можна і потрібно роздавати частування знайомим і незнайомим людям, а так само надавати благодійну допомогу грошима. А родичам треба приготувати Великодні подарунки.

Прикмети та звичаї у Велику суботу

У народі існує багато прикмет, пов’язаних з пристрасною суботою.

Прикмети, а вірніше народні забобони, пов’язані з погодою і природою:

– Ясний день в Страсну суботу до сухого і ясного літа.
– Туман і негода в цей день- літо обіцяє бути похмурим і холодним.

Слов’янські звичаї і прикмети великої суботи

У Велику страсну суботу наші предки слов’яни “закликали” морози не губити урожай ярих культур, льону і конопель.

У суботу перед Великоднем прийнято не спати, хто витримає ніч без сну – тому бути здоровому весь рік. Дівчатам неспання принесе вдале заміжжя, а юнакам удачу в полюванні. А тим, хто голосно сміється і веселиться у Страсну суботу, весь рік доведеться плакати.

Прийшовши додому з церкви, покладіть освячене яйце у воду. Якщо чоловік вмиється цією водою, то він стане успішним в роботі, а жінці таке умивання принесе красу і молодість.

Що треба говорити у велику суботу?

Рано вранці 7 квітня Священики в храмах вітають прихожан словами: “Христос Воскрес!”, щоб отримати відповідь: “Воістину воскрес!”. Причому бажано не автоматично і завчено як папуга, а розуміючи що ці слова означають, і яка це велика подія для всіх християн, а по суті це і є самою великою подією, а Пасха – саме значиме свято в році.

Скоро закінчується Великий піст і за старовинним звичаєм на свято Пасхи збираються сім’ї в будинках батьків покуштувати частувань та привітати один одного. І ми бажаємо вам зустріти свято Великодня в колі сім’ї.

Грошові ритуали, ворожіння та гадання на Пасху

В праздник Пасхи Христовой митрополит Марк возглавил Великую вечерню

В Светлое Христово Воскресенье в 16.00 в сослужении сонма духовенства митрополит Марк возглавил Великую вечерню в Успенском кафедральном соборе Трифонова-монастыря.

В пасхальный праздник собрался полный храм верующих. Еще до начала богослужения православные христиане с благоговением прикладывались к иконе Христова Воскресения, украшенной к празднику.

За богослужением Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Свято-Трифонова монастыря архимандрит Федор (Рулев), духовник Вятской Епархии протоиерей Геннадий Сухарев, клирики Успенского собора, ключари и настоятели храмов города Кирова.

Пасхальные песнопения, прозвучавшие в исполнении архиерейского хора Успенского кафедрального собора под руководством регента Людмилы Телегиной, придали вечерне особую торжественность.

В завершении Пасхальной вечерни митрополит Вятский и Слободской Марк обратился к собравшимся с пастырским словом:

«Возлюбленные о Господе, дорогие отцы, братья и сестры, вновь обращаюсь к вам с радостным приветствием, которое мы с вами сегодня слышим по всему лицу Земли, извечные слова радости о Воскресении Христовом: “Христос Воскресе!”»

«Воистину Воскресе!» — раздалось ответное приветствие под сводами величественного собора.

«Много веков назад род человеческий пребывал в определенном состоянии, в отчаянии, потому что всякий уже понимал, что своими силами человек спастись не может, — продолжил Владыка. — И ради нашего спасения Сын Божий принимает на Себя человеческое естество, воплощается среди людей и призывает к радости богообщения всякого этого момента, этой жизни желающего. Спаситель говорит “Не праведников Я пришел спасти, а грешников”, то есть тех людей, которые осознают свои немощи, свои наклонности и уповают не на свои силы, а на силу Божию, понимают, что ни своими трудами, ни своими словами, ни своими помыслами не могут они оправдаться перед Богом, а только могут получить прощение по милости Божией. И таких людей, которые осознавали свои немощи – и мытаря, и блудницу, и разбойника, который покаялся на кресте, Он призвал к Себе, тех людей, которые стремились милостью Божией отвратиться от греховной жизни и, исправив ее, прийти в радость Господа Иисуса Христа.

И, конечно же, когда весть о Воскресении Христовом разнеслась по всему лицу Земли таковые люди возрадовались и возвеселились, потому что узрели на примере, который Сам Спаситель показал, что только Он может привести к Воскресению из мертвых падший род человеческий, и тому свидетельство не только воскрешение четыредневного Лазаря, но те события, когда Сын Божий Сам взошел на крест, снишел во гроб, во ад преисподнейший, вывел оттуда ветхозаветных праведников, воскрес, явился своим ученикам и на глазах их вознесся и сел одесную Бога Отца, чем и привел к теснейшему общению человеческую природу со всей полнотой Божества. Конечно же, этот пример воодушевил и их и воодушевляет всех нас: Господь всех нас любит и призывает к радости не только богообщения, но и к жизни с Богом. И как тогда укреплял веру людей своими чудесами, так и поныне укрепляет нашу с вами веру, чтобы мы не унывали, уповали на Бога. И поныне Он являет Свои чудеса, поныне ежегодно на Гробе Господнем перед Святой Пасхой сходит Благодатный огонь, который уже по доброй традиции доставляется к нам на Вятскую землю».

Владыка также выразил благодарность всем тем людям, которые потрудились, чтобы доставить неугасимую лампаду сначала из Иерусалима в столицу, а затем к нам на Вятку, благодаря чему, по слову митрополита, «и мы приобщились к этому таинству, благодати и чуду».

По окончанию Великой вечерни верующие зажгли лампады от свечей митрополита Марка. Минуты соприкосновения со святыней наполнили собор особенным теплом и светом.

Пресс-служба Вятской Епархии

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *