§ 83. Теогония и борьба между поколениями богов

Уже само имя Зевса с несомненностью свидетельствует о том, что перед нами индоевропейское небесное божество (ср. § 62). Еще Феокрит (IV, 43) приписывал Зевсу способность как сиять в небесах, так и проливаться дождем. Согласно Гомеру, «Зевсу досталось меж туч и эфира пространное небо» («Илиада», XV,192). Многочисленные эпитеты Зевса предполагают в нем источник различных небесных явлений: Ombrios (Тучегонитель), Hiettyos (Дождящий), Urios (Посылающий попутные ветры), Astapios (Громовержец), Bronton (Высоко-гремящий) и т. д. Однако Зевс отнюдь не только лишь олицетворение небосвода, доступного наблюдению. Ураническую природу Зевса подтверждают и его ранг верховного властителя, и многочисленные браки с хтоническими богинями.

Но в то же время, несмотря на свою верховную власть (которую он, впрочем, стяжал в суровых битвах), Зевс отличается от древних индоевропейских богов неба, таких, к примеру, как ведийский Дьяус. Греки не только не приписывали Зевсу роль создателя Вселенной, но даже не относили его к изначальным божествам. Согласно Гесиоду, вначале не существовало ничего, кроме Хаоса, из которого вышли Гея (Земля) и Эрос. Затем «широкобедрая» Гея «породила дитятю равновеликого ей, то был Уран многозвездный» («Теогония», 127). Согласно Гесиоду, Уран «любвью пылая, приблизился к Гее, и обволок ее Ночью» (176–177). Последствием этого космического брака стало рождение второго поколения богов, уранидов: шести титанов (старший — Океан, младший — Крон), шести титанид (в числе которых Рея, Фемида, Мнемозина), трех одноглазых циклопов и трех сторуких (гекатонхейров).

Первоначальные божества вообще отличались исключительной, даже подчас устрашающей, плодовитостью. Однако Уран сразу же возненавидел своих детей и поместил их в лоно Геи. Обиженная богиня смастерила огромный серп и призвала своих детей: «О мои отпрыски, злодея семя, накажем преступление Урана, пусть он вам и отец, но первым совершил он злодеянье». Однако дети «испуганно молчали как один». Только Крон внял призыву матери. Стоило Урану приблизиться к Гее, «пылая похотью, стремясь проникнуть в лоно» (Эсхил, фр. 44), как Крон оскопил его. Оросившая Гею кровь породила трех богинь мести Эриний, гигантов и лесных нимф. Гениталии Урана, низвергнутые в Океан, вспахтали белоснежную пену, из которой явилась Афродита («Теогония», 188 и далее).

Данный сюжет излагает наиболее жестокую версию древнего мифа об отделении Неба от Земли. Как мы уже отмечали (§ 47), речь идет о широко распространенном предании, разнообразно запечатленном в культуре. Кастрация Урана положила конец его беспредельной плодовитости, оказавшейся тщетной, поскольку отец «прятал» новорожденных обратно в лоно Земли. Нанесение увечий богу-космократу его собственным сыном, таким образом захватывающим власть, — основополагающая тема хурритской, хеттской и ханаанейской теологии (§ 46). Можно предположить, что Гесиод был знаком с этими восточными традициями, поскольку главный мотив его «Теогонии» — борьба между поколениями богов за верховную власть. Действительно, лишив отца силы, Крон становится властелином. Он женится на своей сестре Рее. которая рожает ему пятерых детей: Гестию, Деметру, Геру, Аида, Посейдона. Но Гея и Уран предупредили Крона, что он обречен «быть поверженным собственным сыном» («Теогония», 463). Поэтому, стоило родиться младенцу, как он тотчас его проглатывал. Наконец, отчаявшаяся Рея последовала совету Геи: удалилась на остров Крит и там, разрешившись Зевсом, спрятала его в тайной пещере. Крону она подложила камень, завернутый в пеленку, который тот проглотил вместо сына (478).

Когда Зевс подрос, он заставил Крона изрыгнуть своих братьев и сестер. Он освободит затем и братьев отца, которых Уран держал в заточении, а те в благодарность одарят Зевса громом и молнией. Обладая столь могучим оружием. Зевс сделается властителем «разом богов и людей» («Теогония», 493–506). Но прежде ему предстояло одолеть Крона и Титанов. Сражение длилось десять лет с переменным успехом, пока Зевс и молодые боги по совету Геры не привели трех сторуких, заточенных Ураном в земных недрах. Вскоре титаны были побеждены и низринуты в Тартар, где их сторожат сторукие («Теогония», 617–720).

Описание титаномахии («Теогония», 700) создает впечатление регресса на докосмогоническую стадию. Победа Зевса над титанами, явившая беспредельность его силы и власти, равнозначна, таким образом, переустройству мироздания. Можно сказать, что Зевс пересоздал Вселенную (ср.: Индра, § 68). Впрочем, его творение дважды подвергнется серьезнейшим угрозам. В строфах Гесиода, долгое время считавшихся позднейшей вставкой («Теогония», 820–880) и аутентичность которых доказал последний издатель «Теогонии», чудовище Тифон, порождение Геи и Тартара, восстал против Зевса. «Из плеч же его исходила сотня ужасных змеиных голов, изрыгавших черные жала; метали огонь его жуткие очи» и т. д. («Теогония», 824). Зевс поразил чудовище своими молниями и низверг в Тартар. А согласно гигантомахии, мифологическому эпизоду, не известному ни Гомеру, ни Гесиоду, а впервые упомянутому Пиндаром («Немейские песни», I, 67), гиганты, явившиеся из оросившей Гею крови Урана, также выступили против Зевса и его братьев. Аполлодор утверждает, что Гея произвела на свет гигантов, чтобы они отомстили за титанов, а после их неудачи породила Тифона («Библиотека», I, 6, 1–3).

Попытки Геи низвергнуть Зевса обнаруживают недовольство изначального божества переустройством Мироздания или утверждением нового порядка (ср. с месопотамской теомахией, § 21). И в то же время, именно благодаря Гее и Урану Зевс сумел сохранить верховную власть, положив предел насильственной смене божественных правлений.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Самым важным и широко распространенным типом зданий в античной Греции был храм. Самые первые каменные храмы появились, как предполагается, в начале 6-го столетия до нашей эры. В следующем столетии они уже росли как грибы. «Сердцем» греческого храма обычно служила культовая статуя или другой религиозный символ. Религия в древней Греции не требовала от верующих собираться внутри храма для молитвы, храмы выступали преимущественно в роли памятников олимпийским богам. Самая примечательная особенность греческого храма — массивные колонны. Греки использовали при постройке святилищ три типа колонн: дорического, ионического и коринфского ордера.
Обзор самых знаменитых греческих храмов, находящихся в средиземноморском регионе.

10 Храм Зевса Олимпийского

Хотя от Храма Зевса Олимпийского в Афинах осталось лишь несколько колонн, несложно подключить воображение и представить, насколько огромным и величественным был этот храм в античные времена. Постройка храма началась в 6-ом столетии до нашей эры, в эпоху правления афинских тиранов, решивших возвести самый большой храм древнего мира. Завершено же строительство было лишь через 638 лет после закладки первого камня, во втором столетии нашей эры, в эпоху правления римского императора Адриана.

9 Храм Посейдона на мысе Сунион

Храм Посейдона расположен на Сунионе, самом южном мысу полуострова Аттика, и с трех сторон окружен морем. Он был построен примерно в 440 году до нашей эры на руинах более раннего храма, датировавшегося архаическим периодом греческой истории. От храма Посейдона сохранилось лишь несколько колонн, но сегодня еще можно увидеть храм Гефеста у афинского Акрополя, спроектированный (предположительно) тем же архитектором.

8 Храм Зевса в Кирене (Ливия)

Кирена была важнейшей из пяти греческих колоний на территории современной Ливии. Над руинами древнего города возвышается храм Зевса, датирующийся 5-ым столетием до нашей эры. Он был разрушен во время еврейского восстания в 115 году н. э. и пятью годами позже восстановлен римлянами по приказу императора Адриана. В 365 году храм был вторично разрушен сильным землетрясением и пролежал в руинах вплоть до нашего времени, когда его восстановлением занялись английские и итальянские археологи. Этот храм больше Парфенона, отражения богатства и значимости Кирены для древнегреческого мира.

7 Храм Эрехтейон

Эрехтейон — древнегреческий храм, возведенный в ионическом стиле с северной стороны от Акрополя в Афинах. Храм, который можно увидеть сегодня, был построен между 421-ым и 407-ым годами до нашей эры. Название, согласно наиболее популярной версии, было унаследовано Эрехтейоном от более древнего храма, посвященного легендарному афинскому царю Эрехтею. Храм больше всего известен шестью женскими фигурками кариатид, поддерживающими свод крытой галереи.

6 Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах

Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах расположен в горах полуострова Пелопоннес. Этот хорошо сохранившийся, необычный греческий храм был построен приблизительно между 450 и 400 годами до нашей эры. Здание сориентировано с севера на юг, в отличие от большинства других древнегреческих храмах, ориентированных с востока на запад. Необычно святилище в первую очередь тем, что в его дизайне представлены все три классических ордера древнегреческой архитектуры: дорический, ионический и коринфский. Дорические колонны можно увидеть в перистале, окруженном крытой колоннадой дворе. Ионические колонны поддерживают свод портика, а коринфские находятся внутри храма. Храм Аполлона Эпикурейского в настоящее время прикрыт гигантским тентом, защищающим сооружение от неблагоприятного воздействия осадков.

5 Дорический храм в Сегесте (Италия)

Храм Сегеста расположен в северо-западной части итальянского острова Сицилия. Некогда Сегеста была одним из важнейших городов элимцев, одного из трех древнейших народов Сицилии, известных ученым современности. Население города было смешанным. Здесь проживали элимцы и греки, хотя впоследствии элимцы эллинизировались и переняли привычки и обряды греков. Хорошо сохранился древний дорический храм, находящийся возле древнего города. Он был построен в конце 5-го столетия до нашей эры и имеет 6х15 дорических колонн. Несколько моментов доказывают тот факт, что храм так никогда и не был достроен. В частности, не завершены дорические колонны, а над главным залом нет крыши.

4 Пестум

Пестум — древний греко-римский город, расположенный в южной Италии, неподалеку от берега моря. До нашего времени в нем хорошо сохранились три дорических храма. Старейший храм Пестума посвящен богине Гере. Он был построен примерно в 550 году до нашей эры греческими колонистами. Стоящий возле него храм построили где-то на столетие позже. Он тоже посвящен Гере, богине замужества и деторождения. Чуть дальше стоит храм Афины, возведенный примерно в 500 году до нашей эры.

3 Храм Гефеста в Афинах

Храм Гефеста в Афинах — лучше всего сохранившийся древнегреческий флаг в мире. Находится примерно в пятистах метрах к северо-западу от знаменитого афинского Акрополя. Известен широкой туристической общественности намного меньше, чем его сосед Акрополь. Храм был построен в 5-ом столетии до нашей эры в районе, где жило много кузнецов. Именно поэтому его посвятили Гефесту, богу кузнечного дела. Считается, что строивший храм Гефеста архитектор, оставшийся неизвестным, заодно принимал участие в постройке храма Ареса на Агоре и храма на мысе Сунион на полуострове Пелопоннес.

2 Долина храмов Агридженто (Сицилия)

Долина храмов Агридженто расположена в горах у сицилийского города Агридженто. Археологический комплекс состоит из семи древнегреческих храмов. Храм Согласия, построенный в 5-ом столетии до нашей эры, лучше всего сохранившийся из храмов долины и один из крупнейших (и лучше сохранившихся) дорических храмов из сохранившихся до нашего времени. Дорические колонны достигают высоты 7 метров (с учетом капителей) и имеют диаметр 1,3 метра у основания. Другие храмы включают в себя храм Юнона, использовавшийся для проведения ритуалов бракосочетания, а также храм Геракла, старейшее святилище в Долине храмов, от которого до нашего времени сохранилось только восемь колонн.

1 Парфенон, Акрополь

Парфенон на афинском Акрополе — одна из самых популярных туристических достопримечательностей Греции и место, которое просто обязательно нужно посетить при поездке в греческую столицу. Строительство Парфенона началось в 447 году до нашей эры на месте более древнего храма, разрушенного персами. Завершилось строительство в 432 году до нашей эры. Святилище строилось под статую богини Афины-Девственницы (по гречески «Афина Парфенос»), сделанную из слоновой кости. В 5-ом столетии статуя была вывезена одним из римских императоров в Константинополь, где позже ее разбили. На протяжении своей долгой истории Парфенону приходилось выступать в качестве крепости, христианской церкви, мечети и даже магазина по продаже пороха.

Лот № 65510.
Антикварная книга «Иллюстрированная история религий» Шантепи де ля Соссей. Это первое издание этой книги на русском языке, оно вышло в 1899 году и стало в настоящее время библиографической редкостью. «Иллюстрированная история религий» уже по замыслу своего создателя, профессора теологии из Амстердама Д.П.Шантепи-де-ля Сосея, была предназначена для всех, кто действительно интересуется историей религиозных воззрений разных народов. Описание Материал для этого энциклопедического издания базируется исключительно на первоисточниках, которые изучались авторами на языках оригиналов. Однако изложен он популярно, с расчетом на широкую аудиторию читателей. Книга богато иллюстрирована, в ней представлены изображения богов у разных народов, предметов религиозного культа, реликвий и святынь. В издании представлены практически все нехристианские религии. Первый том посвящен религии первобытных народов, а также китайцев, японцев, египтян, семитских народов Передней Азии, иудаизму и исламу. Рассказывается о верованиях африканских племен, их представлениях о мире, о жестоких культах ацтеков, в ходе которых в жертву богам приносились сердца лучших воинов, о религиозных представлениях народов Океании и т.д. Второй том «Иллюстрированной истории религий» содержит разделы, в которых рассматриваются ведийская и браманская религии, джайнизм, буддизм, индуизм, зороастризм, а также греческие и римские культы. Уделено внимание и балто-славянским верованиям. Внимание в книге, таким образом, обращается на все крупные традиционные религии мира! Важно еще и то, что издание готовилось долгое время большой группой известных ученых, историков, каждый из которых являлся специалистом в своей области – славянских, древнегреческих и др. культах. Большой мифологический и этнографический материал, представленный в книге, дает простор для сравнений, поисков общих черт в религиозных системах разных народов, древнейших мифологических сюжетов, кочующих из культуры в культуру. Настоящее издание отличается большой пестротой в своем содержании. Обусловлено это тем, что для углубления специализации к созданию тех или иных отделов двухтомника были привлечены исследователи, изучавшие определенные религии и культуры, то есть узкие специалисты, чьи знания в областях их специализации были особенно полны и всеобъемлющи. Достичь некоего единства мнений между ними даже по самым базовым понятиям не удалось. Но это и придает книге дополнительное очарование, поскольку научные поиски еще и по сей день спорны, и не привели к созданию точной, более или менее правильной схемы, точки в истории! Характеристики Артикул:m Авторы: Шантепи де ля Соссей Д.П. Издатель: Издание магазина «Книжное дело» Год издания: 1899 Формат/Размер (см): 18х24 Кол-во страниц:436+546. Переплет: владельческий полукожаный переплет того времени.
Цена: 120000 руб.

Продавец: Антикварный магазин
Приглашаем Вас посмотреть и приобрести уникальные предметы антиквариата. Некоторые из них находятся в Европе и поставляются под заказ.
Звоните +7 (495) 798-10-27 пн-пт 10-19 +7 (495) 740-38-10 пн-вс 10-22
При обращении просим назвать номер лота.
Уважаемые дамы и господа! Если вы видите в графе цена «1000 руб» — это не стоимость лота, это значит, что актуальную стоимость необходимо запрашивать! Позвоните нам и мы все уточним для Вас!
Все лоты продавца
Контактные данные:
E-mail:
Телефон: +7 (495) 798-10-27, +7 (495) 740-38-10

Просмотров: 1145

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *