«Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля — национальная гордость России, подлинный шедевр русской словесности. Здесь представлены около 200 тысяч слов и не менее 30 тысяч пословиц и поговорок.
Перед Вами — первое современное иллюстрированное издание этого единственного в своем роде памятника отечественной словарной науки. Многочисленные иллюстрации — образы национальной истории, богатый предметный мир культуры нашего народа — делают этот уникальный словарь истинной энциклопедией русской жизни.
«… Составитель словаря не указчик языку, а служитель, раб его; это же можно сказать о всяком писателе: напишешь пером, не вырубишь топором. Сколько можно было собрать речений, посвящая весь свой досуг сбору и обработке русских слов, столько внесено в словарь, и с умыслу не упущено ни одного… С языком шутить нельзя: словесная речь человека — это видимая, осязательная связь между душой и телом, духом и плотью…» В. И. Даль
Количество страниц: 896

Об авторе
Владимир Иванович Даль родился в Лугани (ныне город Луганск). Получил образование в петербургском Морском кадетском корпусе и на медицинском факультете Дерптского университета. Служил офицером на флотах Черноморскоми Балтийском, военным врачом в сухопутных частях, чиновником особых поручений при Оренбургском военном губернаторе, позже — при министре внутренних дел, одновременно состоял директором «особенной» (то есть секретной) канцелярии при том же министре, одновременно был секретарем при товарище министра уделов, наконец — управляющим Нижегородской удельной конторой. Даль участвовал в русско-турецкой войне 1828-1829 годов, вместе с русской армией перешел через Балканы, отличился при взятии Сливно и Адрианополя. Затем участвовал в Польской кампании 1831 года и в Хивинском походе 1839 года. Объездил вдоль и поперек всю Россию, при этом вел наблюдения как этнограф, натуралист, статистик. 19 сентября 1845 года в Петербурге, на квартире Даля, состоялось первоезаседание Русского географического общества. Кроме того, Даль сконструировал и навел мосты через реки Вислу и Урал. В течение сорока лет Даль выступал в литературе как под собственным именем, так и под псевдонимом Казак Луганский. Собрание его сочинений (неполное) составило 10 томов. Автор многих научных трудов, учебников «Зоология» и «Ботаника». Им записано огромное собрание народных сказок(безвозмездно отданное Афанасьеву), песен (подаренное Киреевскому), собрано множество лубочных картин (отосланы в Публичную библиотеку). Но главным делом всей его жизни считается»Толковый словарь живого великорусского языка», составлявшийся долгие годы. Умер писатель и ученый 4 ноября 1872 года в Москве.

Введите слово или последовательность букв, из которых нужно составить слова

Из «иллюстрирующий» можно составить 90 слов из 2,3,4,5,6,8,10 букв.

Слова из 2 букв, составленные из комбинации «иллюстрирующий» (15 слов):

  • ил
  • ли
  • рт
  • си
  • ст
  • су
  • ту
  • тю
  • ул
  • ус
  • ут
  • щи
  • юр
  • юс
  • ют

Слова из 3 букв, составленные из комбинации «иллюстрирующий» (37 слов):

  • или
  • илл
  • ист
  • итр
  • ищи
  • лис
  • лит
  • луи
  • лур
  • лют
  • рис
  • риу
  • рлс
  • рту
  • рур
  • рус
  • сии
  • сил
  • сир
  • сиу
  • сию
  • стр
  • сут
  • сущ
  • тир
  • тис
  • три
  • тру
  • тур
  • усл
  • уст
  • уют
  • щит
  • щур
  • юит
  • юрт
  • юру

Слова из 4 букв, составленные из комбинации «иллюстрирующий» (20 слов):

  • ирис
  • ирит
  • лист
  • литр
  • люли
  • русл
  • руст
  • силл
  • сити
  • стул
  • сутр
  • тилл
  • тирс
  • трус
  • турс
  • уйти
  • улит
  • утри
  • юлий
  • юрий

Слова из 5 букв, составленные из комбинации «иллюстрирующий» (11 слов):

  • лисий
  • литий
  • люстр
  • рутил
  • силур
  • сущий
  • тулий
  • турий
  • улюлю
  • усищи
  • юрист

Слова из 6 букв, составленные из комбинации «иллюстрирующий» (4 слова):

  • сующий
  • трущий
  • туллий
  • усилий

Слова из 8 букв, составленные из комбинации «иллюстрирующий» (2 слова):

  • лютующий
  • рисующий

Слова из 10 букв, составленные из комбинации «иллюстрирующий» (1 слово):

  • юстирующий

Copyright © 2017 by the Kalmyk Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

Published in the Russian Federation

Bulletin of the Kalmyk Institute for Humanities

of the Russian Academy of Sciences

Has been issued since 2008

ISSN: 2075-7794; E-ISSN: 2410-7670

Vol. 32, Is. 4, pp. 159-164, 2017

DOI 10.22162/2075-7794-2017-32-4-159-164

Journal homepage: http://kigiran.com/pubs/vestnik

UDC 82-311.1

The Word as a Symbol in Literature

Pavel D. Minichkin 1

Keywords: word, meaning, language, symbol, ‘lost symbol’, literature, culture.

В настоящее время происходит активное осмысление роли всего культурного наследия, в том числе представленных в нем символов (от греч. sumbolon ‘опознавательная примета, знак’). В художественной литературе как неотъемлемой части этого наследия символ означает художественный образ, задача которого передать какую-либо мысль или эмоции. Делается это посредством Слова. В рамках художественной литературы одна из задач Слова — выступать в качестве символа.

Биььетм ор тне К1Н ор тне ЯЛ8, 2017, Уо1. 32, 4

Основным материалом для написания статьи послужили произведения художественной литературы Х1Х-ХХ1 вв. Методологическую базу исследования составили научно-исследовательские труды, в которых представлены описательно-аналитические, текстологические и историко-культурные подходы к рассмотрению Слова, его смысловой наполненности, представленности в качестве символа.

Художественная литература представляет собой огромное «хранилище» различных символов, которые представлены в эпитетах, метафорах, олицетворениях, сравнениях и т. д. Олицетворения в баснях, аллегоричность сказок и др. есть разновидности символики . Безусловно, писатели уже готовые, широко известные в культуре символы, например библейский образ пророка, средневековые образы-символы Прекрасной Дамы и ее рыцаря и т. д., нередко переосмысливают, дополняют их теми чертами, которые важны, по их представлению, для создаваемого произведения, а также придумывают свои. Символично, например, название острова Матеры в повести В. В. Распутина «Прощание с Матерой» (1976). Одинокие сосна и пальма в стихотворении М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко …» (1841) — символы людей, испытывающих сильную нравственную боль от одиночества или отчуждения. У того же М. Ю. Лермонтова есть стихотворение «Пророк» (1841), написанное на основе библейского сюжета и являющееся своеобразным продолжением стихотворения А. С. Пушкина под тем же заглавием. Не вдаваясь в подробную интерпретацию этого произведения, скажем только: у М. Ю. Лермонтова пророк имеет свою смысловую нагрузку.

Значение символа в художественной литературе можно вписать в так называемый семантический треугольник: 1) образ; 2) предмет, им обозначенный; 3) смысл образа. Символ в художественной литературе есть образ, обозначающее предмет и выражающее его суть.

Художественная литература — это неотъемлемая часть культуры, определяется как искусство Слова. Слово есть средство объективизации мысли и носитель образности в литературе, у него неисчерпаемый потенциал. Одна из главных функций Слова — смыслосозидание, т. е. отображение бытия в духовно-мыслительных формах. Художественная литература творит свои, особые символы из Слов, что постигается посредством интеллектуального понимания. Через них писатели могут «обнажать» глубинные вопросы, осмысливать различные события, размышлять о будущем, выражать свое отношение к жизни в рамках своего времени и т. д.

Культура, и прежде всего художественная литература, осуществляет две важные функции. С одной стороны, она поддерживает традицию и вместе с тем вырабатывает новые направления и стили, т. е. переосмысливает традицию, символы и формы. Происходит особый процесс отбора наиболее жизнеспособных пластов в культурном слое народа и общества. Например, рубеж Х1Х-ХХ вв. породил три ярких направления в литературе: символизм, акмеизм и футуризм. Последнее направление в лице И. Северянина, В. Хлебникова, В. В. Маяковского и др. делало установку на обновление значения Слова, придание большого значения визуальной представленности Слова (например, расположение строчек «лесенкой»). С другой стороны, идет утрата отдельных элементов духовности. На неизбежность этой тенденции указывали писатели и философы той же эпохи Серебряного века, говоря о разрушении всеединства , утрате «мудрости» .

Затрагивая эпоху Серебряного века, не лишним будет отметить, например, литературно-художественные взгляды поэта-символиста А. Белого на природу Слова. Для него существовал особый «культ слова», оно является, по его мнению, «деятельной причиной нового творчества». «Слово — символ», который может изменить не только мир, но и самого человека. А. Белый выделил живое слово (слово-плоть), слово-образ, слово-термин, слово — полуобраз-полутермин, дал им характеристики. «Миры отвлеченных понятий, как и миры сущностей, как бы мы эти сущности ни называли (материя, дух, природа)» не существуют без Слова. «Слово — единственный

реальный корабль, на котором мы плывем от одной неизвестности в другую — среди неизвестных пространств, называемых землею, небом, эфиром, пустотой и т. д.» . В отношении А. Белого показателен дополнительный культурно-художественный штрих: в 1903 г. он создал литературно-художественный кружок «Аргонавты», в котором, например, литераторы совершали «плавание» за своим «золотым руном» — новым Словом, которое может изменить мир.

Следует добавить, что проблема художественного произведения находится в неразрывной связи с проблемой внутренней формы Слова. «Символизм языка <…> может быть назван его поэтичностью; наоборот, забвение внутренней формы кажется нам прозаичностью слова», — считал языковед и литературовед А. А. Потебня . Он полагал, что, наряду с утратой внутренней формы Слова, есть возможность восстановления этой формы. Ученый был уверен, что потребность находить забываемую внутреннюю форму — одна из причин возникновения символов. Слово в понимании А. А. Потебни — это символ чего-либо: «Слово только потому есть орган мысли и непременное условие всего позднейшего понимания мира и себя, что первоначально есть символ, идеал и имеет все свойства художественного произведения» . «Утрата изобразительности, однако, компенсируется в языке, то есть «воссоздающая сила» языка непременно должна уравновесить разрушающее действие времени». Как полагал А. А. Потебня, «ближайшее этимологическое значение» Слова — это его «внутренняя форма»» . «»Потребность восстановить забываемое собственное значение слов» и была одной из важнейших причин образования символов», — пишет, анализируя взгляды А. А. Потебни на природу Слова, В. И. Еремина . Если у Слова теряется внутренняя форма, то происходит утрата Словом первоначальных этимологических связей с тем Словом, которое стало основой его номинации; восстановление этимологии Слова — выход на его образ, т. е. на то, что оно означает (символ).

Рассмотрение Слова в рамках художественной литературы, на наш взгляд, может быть также реализовано через понятие «утраченный символ». Под ним мы в первую очередь понимаем разорванную во

времени духовность, разрушенную преемственность в развитии культуры и ее жанрового многообразия .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрение роли Слова как символа стало темой не только научных исследований (об этом подробнее см.: ), но и литературных произведений, в частности романа американского писателя Д. Брауна «Утраченный символ» . Автор выразил основной смысл своего произведения так: «Жить в мире, не стремясь понять его смысл, все равно, что расхаживать по огромной библиотеке и не трогать книги» . Книга напоминает, что в исторических документах содержится довольно много свидетельств о тайной мудрости, которая передается из поколения в поколение. Она возникла в древнеегипетских школах мистерий, затем стала доступна только в эпоху Возрождения. Эта мудрость привлекала внимание ученых Европы, в частности Лондонского королевского общества. В него входили И. Ньютон, Ф. Бэкон, Б. Франклин, А. Эйнштейн, Н. Бор, А. Цельсий. Существует мнение, что их идеи связаны с постижением тайной мудрости, которая хранится невидимым колледжем. Мистерии древности — утраченная мудрость веков — с давних пор считаются сокровищем человечества. Они не были доступны непосвященным. Для того чтобы обезопасить мистерии древности, ученые объединялись в тайные братства масонов. В целях защиты великой мудрости масоны спрятали тайные знания в неприступные крепости, перевезли их из Старого Света в Америку, а затем построили для их хранения тайную пирамиду. Согласно мифу о масонской пирамиде, в ней спрятаны сведения, написанные «на мистическом языке утраченных Слов, доступном лишь избранным». В книге воспроизводится легенда, согласно которой «утраченное Слово воспроизводилось на таком древнем и загадочном языке, что человечество предало его забвению». Это язык символов. Утраченное Слово — это не слово в привычном для нас понимании, а символ. В романе упоминается теория, согласно которой в Священном Писании имеется подтекст, скрытый аллегорией, символикой и иносказаниями. Мы утратили Слово. Однако оно есть во всех священных книгах, которые нам сейчас известны, — от Бхагавад-гиты до Библии и Корана. Мисте-

рия древности — наука — Священное Писание — это единое целое .

Тема возрождения Слова в его функциях смыслосозидания, творения высших форм и отображения действительности стала одной из центральных в исследовании Историко-социологического института Мордовского государственного университета «Истина в слове» . Авторы книги видят суть гуманитарного знания в Слове, полагая, что это знание «имеет дело не с объектами как таковыми, а с сознанием, внутренним духовным миром и ценностями. Объект гуманитарного знания возникает и формируется при освоении и усвоении культуры, когда человек имеет дело с ценностями, значениями и смыслами», в издании подчеркивается, что «каждая эпоха, каждый исторический пласт в жизни человеческого общества шифрует знаки реальности по-своему, в соответствии со своими целями и представлениями об истине, добре, справедливости и красоте…» , что требует расшифровки данных символов.

Проблема Слова и его изначального смысла показана М. М. Бахтиным в его философии языка, основанной на диалогическом принципе. Так, в работе «Слово в романе» (1934-1935) он выступал против идентификации языкового знака (Слова со значением), считал необходимым разрушить «абсолютную сращенность» «между словом и конкретным идеологическим смыслом» , осознать исторические границы языка: язык не есть единственное воплощение смысла, а лишь «одна из возможных гипотез смысла» . Язык — не только средство общения, но и препятствие («языковый барьер»). Слово должно постоянно преодолеваться в процессе диалога, чтобы открыться его истинному смыслу. Таким образом, согласно мыслителю, язык есть историческое явление: необходим анализ истории формирования понятий, идеологем и концептов.

В своем историческом развитии Слово (язык) включено в процессы канонизации и переакцентуации, в ходе которых изменяется его значение. Канонизация устраняет изначально данную многозначность Слова, закрепляет единственное его значение. Переакцентуация выявляет заложенные интенциональные возможности Слова к модификации значения, появлению новых смысловых моментов. Переакцентуация — следствие «большого диалога» между исто-

рическими эпохами. Она выявляет неисчерпаемый потенциал Слова — участника диалога: оно способно к видоизменению своих значений .

Таким образом, одна из задач Слова в рамках художественной литературы — выступать в качестве символа. Роль Слова как символа в системе мировоззрения, мироощущения и духовно-творческого бытия писателей неоспорима и принципиально важна, в результате чего появляется множество сюжетов, новых смыслов, требующих отдельного рассмотрения. Проблема смысловой наполненности Слова, роли его как символа и понимания лежит в плоскости не только художественных произведений, в частности отдельных философских размышлений и духовных исканий писателей как мастеров Слова, но и научной мысли.

Литература

Бахтин М. М. Слово в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худ. лит-ра, 1975. С. 72-233.

Белый А. Магия слов // URL: http://az.lib.ru/b/belyj_a/text_13_1909_ simvolizm. shtml (дата обращения: 25.04.2017).

Миничкин П. Д. Актуализация символического капитала финно-угорского мира в современных культурных практиках Республики Мордовия: дисс. … канд. культурологии. Саранск, 2016. 181 с.

Левушкина О. Н. Художественный текст как явление национальной культуры: лингвокуль-турологический анализ образов-символов // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2008. № 4. С. 30-37.

Нестеров А. Ю. Литературный текст, читатель и символ: проблема символического моделирования эстетического объекта. Самара: Самар. ун-т, 2002. 35 с.

Осмонова Н. И. Слово как символ в традиционной культуре кыргызов // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. 2015. № 8. С. 175-189.

Стернин И. А., Розенфельд М. Я. Слово и образ. Воронеж: Истоки, 2008. 243 с.

Юркина Т. В. Языковое сознание, культурный концепт и проблема самоидентичности // Регионология. 2009. № 4. С. 245-249.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Braun D. Utrachennyy simvol. . Available at: https://www.litmir.co/ br/?b=117278 (accessed: 20 April 2017) (In Russ.).

Medvedeva A. V. Simvolicheskoe znachenie slova . Voronezh, Istoki Publ., 2008, 192 p. (In Russ.).

Slovo. Simvol. Tekst: sb. nauch. tr., posvyashchennyy 80-letiyuprof. M. A. Karpenko. podobshch. red.

Sternin I. A., Rozenfeld M. Ya. Slovo i obraz . Voronezh, Istoki Publ., 2008, 243 p. (In Russ.).

УДК 82-311.1

СЛОВО КАК СИМВОЛ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Павел Дмитриевич Миничкин 1

1 кандидат культурологии, преподаватель, кафедры художественного образования, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева (Саранск, Российская Федерация). E-mail: mini4ckin.paw@yandex.ru

Аннотация. В настоящее время происходит активное осмысление роли всего культурного наследия, в том числе представленных в нем символов. В статье показано, что немаловажную роль в этом играет художественная литература, в которой представлены многочисленные символы. Выступать в качестве символа в рамках художественной литературы — одна из задач Слова. Оно как символ неразрывно включено в систему мировоззрения и мировосприятия писателей, благодаря чему обнаруживается множество сюжетов, новых смыслов, требующих особого рассмотрения. Проблема осознания его роли как символа, его смысловой наполненности стала темой не только художественных произведений, в том числе отдельных философских размышлений и духовных исканий писателей, но и научно-исследовательских работ, так как Слово, его неисчерпаемый потенциал, а также роль в культурно-художественном пространстве составляют постоянный предмет изысканий ученых.

Ключевые слова: слово, смысл, язык, символ, «утраченный символ», художественная литература, культура.

Умные слова, заимствованные из других языков, призваны сразить окружающих интеллектом говорящего или пишущего. И ведь многие хотят знать заумные слова для общения и их значение, но ленятся просто поискать их в интернете и использовать в простой речи. Пора наконец составить словарь самых непонятных слов в русском языке и их значения и заучить их наизусть! Где и как это вам поможет? Например, в рецензиях на новые фильмы, спектакли и книги, в разговорах с коллегами, в ток-шоу на ТВ и блогосфере тут и там мелькают с важным видом «инсайт», «эксцесс», «экзистенциальный» и, конечно, сверхмодный «когнитивный диссонанс». А вы не понимаете ни слова, а ведь никто не хочет чувствовать себя «недалеким» и неосведомленным.

Помните пословицу «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»? Полный список самых умных слов в мире, которые можно использовать для разговора, и их значение мы, конечно, привести не сможем, но предлагаем вашему вниманию список грамотных умных слов для общения с людьми (и их значение) – этакий мини-словарь популярных умных выражений.

Умные существительные

Самые полезные замудренные слова со значениями, который должен знать каждый, именно имена существительные, ведь они являются основой нашей речи. Все эти умные словечки, типа, «инсайт», «коллаборация», «фрустрация»… Итак, пополняем словарный запас длинными умными словами, которые надо знать на зубок.

АДДИКЦИЯ

Английское слово addiction характеризует зависимость, пагубную привычку, способ ухода от реальности. Аддикциями являются не только алкоголизм, игромания, наркомания, курение. Психологи уверяют: похожий механизм зависимости у тех, кто переедает, живет и горит на работе, обожает экстремальный спорт, днями зависает в Интернете, обожает творчество и… влюбляется. Другое дело что формы аддикции делятся на приемлемые обществом, как тот же трудоголизм или влюбленность, и неприемлемые, как чрезмерная тяга к спиртному.

АМФИБОЛИЧНОСТЬ

Амфиболичность – это неоднозначность какого-либо понятия, его противоречивое толкование. Как правило, это слово употребляется редко – в диссертациях, на слушаньях в суде или в биохимических работах. Но совсем неплохо понимать, если кто-то скажет «это амфиболично» или «амфиболичность этого понятия ставит меня в тупик, ведь я придерживался строго одной линии», а вы-то понимаете, что речь все лишь о неоднозначности обсуждаемого вами понятия.

ВИЗАВИ

«Француз» vis-a-vis в русском языке может быть и наречием («сидеть визави», то есть напротив друг друга), и существительным, причем мужского и женского рода («мой умный визави», «твоя прекрасная визави»). Своим визави вы имеете полное право назвать того, кто находится напротив вас, с кем вы сидите лицом к лицу.

ИДИОСИНКРАЗИЯ

Что имел в виду Штирлиц, когда говорил: «У меня идиосинкразия к рифме»? То, что он напрочь лишен поэтического дара. Скромничал, конечно… Слово с древнегреческими корнями (idos – «отдельный, особый»; synkrasis – «смешение») долгое время было знакомо лишь медикам, но вошло в широкий обиход как синоним слов «аллергия», «неприятие»: «Да у него идиосинкразия ко всему новому!», «У меня идиосинкразия на пустые разговоры».

ИНСАЙТ

В переводе с английского «инсайт» (insight) буквально означает озарение, проницательность. Это понятие используется в философии и психологии, чтобы передать проникновение в суть, внезапное понимание чего-либо, не выводимое из прошлого опыта. Так что кто-то скажет: «И тут меня осенило!» – а кто-то гордо заявит: «У меня был инсайт!»

КОЛЛАБОРАЦИЯ

Объединение нескольких равноправных, независимых участников ради достижения общих целей в моде, искусстве, бизнесе, науке и образовании называется коллаборацией (от английского collaboration – сотрудничество). Например, в конце марта в честь 50-летия фантастической франшизы «Звездный путь» косметическая компания МАС объявила о выпуске бьюти-коллекции Star Trek. Варианты макияжа будут заимствованы у киногероинь франшизы и воплощены при помощи 25 лимитированных средств для губ, глаз и лица. Старт продаж – в августе 2016-го.

КЭРРИЛИЗМ

Явление, при котором собеседник переспрашивает у вас вопрос, хотя прекрасно его слышал. Зачем он это делает? Ученые говорят, что человек это делает сознательно или подсознательно, чтобы иметь больше времени для формулировки ответа. Они же (или их коллеги) до сих пор спорят, каково происхождение слова. Многие связывают его с американским политиком Джоном Керри, который в конце 2015 года не смог сразу ответить на вопрос российского школьника и переспросил его несколько раз. Если кто-нибудь захочет обвинить вас в медлительности с ответом, ответьте ему, что это не более, чем кэррилизм, и вам нужно пару секунд, чтобы сформулировать ответ.

ЛИПОФРЕНИК

Помните это: «Не трожь меня, старуха, я в печали». Говорил это не Иван Грозный, а липофреник. Если подробнее, то липофреник – это человек, который чувствует непреодолимую печаль, тоску и не знает причин появления этого состояния. Липофрения, которую также называют апатией, депрессией, тоской, обычно появляется от долгого нахождения в одиночестве, от рутинной деятельности или недостаточной деятельности (что актуально для современной молодежи), а также от недостатка положительных эмоций. Если не хотите носить не совсем гордое название «липофреник», чаще занимайтесь любимыми делами, виртуальному общению предпочитайте живое, гуляйте больше на свежем воздухе.

НАТИФОРМА

Вам встречались камни в виде сердечка или помидор с носом? Если да, то вы на полпути к осознанию слова «натиформа». Но здесь более частный случай, ведь натиформа – это природное образование, напоминающее очертания женского тела или его части. Это может быть дерево, на которое вы посмотрели под определенным углом и увидели плечи, грудь, талию, бедра… Или камни в скале выглядит так причудливо, что напомнили вам вашу бывшую. Это всё натиформы.

ПАЛИНФРАЗИЯ

Замечали за некоторыми людьми, что они повторяют одно слово или фразу чуть ли не в каждом предложении? Если нет, вам повезло, а если встречались с этим, поздравьте своего знакомого: у него палинфразия. Это не заразно, но абсолютно неприятно, когда в каждом предложении вам будут говорить «сударь-с» или «а я же говорил, что…». И так по кругу. В итоге, вы не будете слышать других слов, потеряете суть повествования и вообще потеряете всякий интерес к разговору.

СИНЕРГИЯ

Когда называют это слово, обычно вспоминают его арифметическую «формулу»: 1 + 1 = 3. Древнегреческое synergeia переводится как «сотрудничество, содружество». Означает оно удивительный эффект, который возникает при взаимодействии нескольких субъектов или объектов. Этот суммированный эффект превышает отдачу от действий каждого участника процесса в отдельности. Пример синергии: вы освоили несколько секретов нанесения консилера, а ваша подруга знает все тонкости о туши для ресниц. Поделившись лайфхаками, вы обе, не потеряв прежний опыт, обретете и новый, то есть подрастете в искусстве визажа.

СОФИСТИКА

Философское течение в Древней Греции, последователи которого славились умением хитроумно вести научные споры, дало название словесным утверждениям, основанным на подтасовке фактов, упрощениях, нарушениях логики. Иной софист (от древнегреческого sophiа – «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка, мудрость, знание») блестяще способен доказать явную нелепость: «Полупустое есть то же, что и полуполное. Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное». Поэтому софистикой в переносном смысле называют всякую речь, которая выстроена на ложных умозаключениях, но маскируется под правильную, логичную.

ТУШЕ

Заимствованное из спортивной сферы слово «туше» (touchér по-французски – прикосновение) подводит черту некоему спору, когда один из собеседников признает правоту, превосходство другого после решающего довода или же словесного укола – вдруг вы состязались не в знании темы, а в остроумии? Туше, аргумент засчитан, как засчитываются фехтовальные уколы или броски на спину у борцов, выполненные по всем правилам.

ФРУСТРАЦИЯ

Впасть в состояние фрустрации (латинское frustratio – обман, неудача, тщетное ожидание) – значит пережить целую гамму негативных чувств из-за невозможности достичь желаемого. Например, вы планировали отпуск на море, уже собрали чемодан, и вдруг начальство кнутом и пряником переносит ваш отдых на месяц позже из-за важного проекта, в котором без вас не обойтись. Естественно, что вы чувствуете гнев, отчаяние, тревогу, раздражение, разочарование и безысходность… Частое переживание подобных состояний, отмечают психологи, портит характер, ударяет по самооценке.

ЭГОЦЕНТРИК

Тезка эгоиста эгоцентрик (от латинских слов ego – «я» – и centrum – «центр») все же не схож с ним. Эгоцентрик сосредоточен на собственном внутреннем мире, точке зрения, своих интересах, потребностях и не замечает чужие, но способен «подвинуться», помочь окружающим, услышать их, если его попросить о поддержке. Эгоцентризм в той или иной мере присущ каждому. Эгоист видит чужие интересы, но намеренно игнорирует их, противопоставляет себя другим, всегда ставя свою персону на первое место.

ЭКСЦЕСС

Латинское excessus означает «выход, уклонение». В русском языке созвучное «процессу» слово имеет два значения. Первое – крайнее проявление чего-либо: «Это не литература, а графоманский эксцесс!» Второе – чрезвычайное происшествие, нарушение нормального хода событий: «Ее сплетни вызвали настоящий эксцесс в коллективе».

ЭСКАПАДА

Дерзкая, шокирующая, провокационная, своевольная выходка во вкусе Сальвадора Дали, Леди Гаги или Майли Сайрус, например, тухлая селедка на шляпе или платье из сырого мяса, – это и есть эскапада. У французского слова escapade есть и второе значение – поездка с приключениями – в нашем языке не востребованное.

Умные прилагательные

После существительных самое время увидеть словарь умных прилагательных слов на каждый день и их значения, ведь именно наличие в вашей речи прилагательных выгодно отличит вас среди прочих собеседников. Украшайте свою речь малоизвестными умными словами, поверьте: это поможет вам во всех сферах жизни. Этакие незнакомые интеллигентные слова (и их значения) помогут повысить ваш статус как среди друзей, так и среди коллег.

АПСКЕЙЛЬНЫЙ

Образовано от английского прилагательного upscale – «высококачественный, первоклассный, эксклюзивный». Характеризует абсолютное воплощение желаемых свойств в каком-либо предмете, объекте: апскейльный дизайн интерьера, апскейльный звук, апскейльное изображение.

ВЕРБАЛЬНЫЙ

К деревцу с пушистыми почками это прилагательное отношения не имеет, а вот к нашей речи очень даже. Латинское verbum переводится как «слово», поэтому «вербальный» – это словесный, устный. Например, вербальное мышление, вербальный интеллект, вербальный метод. Существует и прилагательное «невербальный» – не имеющий словесного выражения: невербальное общение, невербальные сигналы.

ДЕВИАНТНЫЙ

Что же имеют в виду, когда говорят о девиантном поведении? Французское слово deviation характеризует отклонение от нормы, будь то положение стрелки компаса, курс самолета или морского судна, а также особенность психики человека. Иными словами, девиантное поведение разрушает личность и здоровье того, кто предпочитает асоциальный образ жизни, а также причиняет моральный и материальный вред окружающим.

КОГНИТИВНЫЙ

В переводе с латыни cоgnitio – это знание, познание. Прилагательное «когнитивный» описывает способность человека приобретать знания, познавать окружающий мир и самого себя. Этот психологический термин не был бы столь популярен без своего спутника-«француза»: dissonance означает «разлад, дисгармония, несогласованность».

Получается своеобразная ситуация «моя твоя не понимай», когда прежний опыт, уже накопленные знания вступают в противоречие с новой информацией, новыми обстоятельствами. В вашей голове сразу два противоположных представления об одном и том же. Допустим, ваш знакомый подчеркивает, что очень ценит пунктуальность, вам это нравится, и в то же время вы не помните ни одной встречи, когда бы он не опоздал. Так считать его пунктуальным, организованным, верным слову и оправдывать его поведение случайностями или же нет? Необходимость выбрать что-то одно, оценить и интерпретировать вновь полученную картинку становится причиной душевного дискомфорта.

Синонимом к «когнитивному диссонансу» можно назвать еще одну устойчивую фразу, значение которой не все знают. Это «разрыв шаблона». Это более широкое понятие, но суть та же: у вас в голове была какая-то схема относительно человека, понятия, явления, и в одночасье это схема рушится из-за новых знаний. Оказывается, дважды два не всегда четыре. Как это?..

СМАРТ

С английского слово «smart» переводится как «умный», «сообразительный». Именно такое значение слова «смарт» сейчас и используется в России. Нельзя сказать, что оно крепко засело в умах россиян, но если вы не знаете, что такое «смарт-часы» или «смарт-телевидение», а уж тем более «смартфон», стыд и позор вам. Если говорить попросту, то приставка (или часть в слове) «смарт» означает «умный»: смартфон = умный телефон, смарт-часы = умные часы и т.д. Как вы, наверное, заметили, слово «смарт» употребляется именно с высокотехнологичными предметами, поэтому употребляя его, следите за контекстом.

ТРАНСПАРЕНТНЫЙ

Прилагательное с английскими корнями (transparent – прозрачный) в почете у политиков, блогеров и даже косметологов. Первые заключают транспарентные соглашения и озвучивают транспарентные позиции без секретов и недомолвок, вторые клятвенно обещают быть максимально открытыми, искренними с аудиторией. А транспарентная, то есть прозрачная пудра не выглядит маской на лице и при этом прекрасно его матирует. Да, ей не под силу скрыть несовершенства кожи, но это уже другая тема для разговора.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ

Есть хорошее понятное слово «непостижимый». А когда вне философского диспута хочется придать речам интеллектуальной глубины, некоторые щеголяют латинским «трансцендентный» (transcendentis) с тем же значением. И вот уже говорящий либо пишущий и его аудитория принимаются искать и обсуждать трансцендентные смыслы, связи, чувства…

ТРИВИАЛЬНЫЙ

Банальный, скучный, обыденный, примитивный, обыкновенный – вот сколько синонимов у прилагательного «тривиальный». Оно имеет французскую родословную, и в родном языке trivial означает то же самое – нечто заурядное. Поменьше вам собеседников с тривиальными мыслями и анекдотами, театральных постановок и кинопремьер с тривиальным сюжетом!

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ

Еще одно философское понятие, связанное с бытием, жизнью человека. Латинское слово existentia так и переводится – «существование». Много что влияет на наши дни, но употребление эпитета «экзистенциальный» добавляет этим «агентам влияния» вселенской масштабности. Экзистенциальные проблемы, кризисы, опыты – это явления, существующие в основе мира, проявляющиеся в реальности и зачастую неподвластные воле человека.

Вообще, если не все новые слова смогли сразу уложиться в голове, советуем составить словарь сложных интеллектуальных слов для разговора, которых мало кто знает, с их значением, разумеется, и как можно чаще использовать их – в переписке, при записях в дневнике, в разговоре. Только так это не станет пустой информацией, о которой вы забудете, закрыв эту страницу. И кстати: не думайте, что это зазорно или наигранно. Совсем не зазорно искать и заучивать мудреные слова с определениями, чтобы казаться умным. Ведь запрос «сложные слова с объяснениями для умных людей» встречается в Рунете очень часто. Заметьте, для уже «умных людей», глупые такое даже искать не будут.

Вот чего бы не советовали вам искать на просторах Интернета, так это умные слова для статуса девушки, которые никто не знает. Если их никто не знает, зачем их писать в статусе? Кстати, есть еще список с очень умными синонимами к простым словам, которые нужно знать, чтобы блеснуть в разговоре, но об этом как-нибудь в другой раз.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *