Увлекательное знакомство с историей российско-немецких отношений и ролью выходцев из Германии в культуре России на улицах бывшей «маленькой Европы» столицы. Мы полюбуемся памятниками готической архитектуры, особняками немецких промышленников, посетим Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла и узнаем, верна ли известная поговорка «Что русскому хорошо, то немцу смерть»? С аутентичным немецким обедом в национальном ресторане «Линдерхоф»!
Русь во все времена притягивала иноземцев. Начиная с 10 века изо всех уголков Европы тянулись они сюда, обретая вторую родину, обзаводясь семьями и оседая здесь навсегда. И вот что интересно! Уроженцев Англии в России называли англичанами, выходцев из Италии – итальянцами, жителей Франции – французами… А вот с выходцами из Германии вышло совсем по-другому — не прижились на русской почве ни «дойчи», ни «германцы». Немцы, да и все тут, от слова «немой», не говорящий по-русски!

В самом начале XVIII века массовому немецкому «исходу» в Россию способствовал указ Петра Великого года о вызове иностранцев в Россию с обещанием свободы вероисповедания и правом пользования немецким языком. Эти «чужеродные элементы» из Германии получали неслыханные привилегии. Немцы воспитывали цесаревичей и великих князей, с национальной немецкой любовью к порядку, трудолюбием и упорством управляли университетами, военными академиями, заводами, фабриками и поместьями, возглавляли кругосветные экспедиции и открывали материки!

Конец XIX — начало XX – время расцвета немецкой диаспоры в Москве. Семейства немецких предпринимателей — Марк, Вогау, Кноппы, Листы руководили развитием тяжелой промышленности и задавали тон деловой жизни города. Фармацевтический завод и аптека Карла Феррейна прославились на всю Москву, сладкими шедеврами паровой фабрики шоколадных конфет и чайных печений Фердинанда Теодора фон Эйнема восторгалась вся Россия, а по проектам Франца-Альберта Шехтеля построены десятки роскошных, необыкновенных особняков и зданий, признанных гордостью российской архитектуры.

А началось все с появления в XVII веке на территории Москвы аккуратного немецкого городка с чистыми прямыми улицами и опрятными домиками, а разросшаяся впоследствии немецкая диаспора оказала огромное влияние на развитие российской промышленности, образования, культуры, архитектуры, науки.

Современная Москва бережно хранит память о своих «русских немцах». Мы совершим увлекательную прогулку по бывшему центру расселения немцев в районе реки Яузы – Немецкой слободе. Вы полюбуетесь дворцами и особняками, построенные «немцами»: увидите дворец Лефорта, Слободской и Екатерининский дворец, старое Немецкое кладбище, основанное во время ужасной эпидемии чумы. Мы остановимся у бывшей полицейской больницы «святого доктора» — Фридриха Иосифа Гааза и полюбуемся небольшим изысканным особняком Евангелического приюта для сирот в Гороховом переулке и познакомимся с историей создания Евангелической больницы.

Сегодня вы узнаете:

— кто построил первый московский небоскреб

— кто открыл Антарктиду

— какой всемирно известный институт возник на «базе» Евангелической больницы

— как и где возник первый немецкий театр и клуб в Москве

— кто из «московских немцев» прославился «русской» широтой души из-за щедрого благотворительства

— за что «выжили» Фридриха Гааза из запасной аптеки московской медицинской конторы
До сих пор главный «хранитель» национальной культуры и традиций немецкой общины в Москве — Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла Евангелическо-Лютеранской церкви.

Мы посетим этот великолепный, величественный собор, возведенный в самом начале прошлого века, в котором ведутся богослужения на русском и немецком языках в сопровождении органной музыки. Акустика собора считается уникальной в Москве, поэтому в Кафедральном соборе Петра и Павла проходят концерты органной музыки в исполнении лучших органистов Европы и России. Кстати, орган Кафедрального собора – один из немногих в столице органов, сохранившихся с XIX века. Здесь вы познакомитесь с особенностями богослужения и обрядов лютеран-евангелистов и с особенностями интерьера лютеранского храма.

Очень символичным продолжением нашей экскурсии станет аутентичный немецкий обед в одном из лучших национальных ресторанов Москвы. Пивной ресторан «Линдерхоф» специализируется на традиционной немецкой кухне, выдержан в баварском стиле, с колоритным интерьером настоящей «бюргерской» пивной, с очень уютной и веселой атмосферой, а главное – с вкуснейшими сытными немецкими блюдами! Это будет приятное во всех отношениях, маленькое путешествие в Германию на московской земле!
Меню обеда:
— суп «Франкфурт»
— «Мюнхенские колбаски» — ассорти
— брецель с солью
— разливное бочковое пиво 0,3 л. (для совершеннолетних)
Продолжительность 5 часов (ориентировочно)
Стоимость программы:
взрослый — 1300 руб.
ребенок — 1300 руб.
Сбор 10:15, отправление 10:30 от м. Тургеневская.

Собор Святой Великомученицы Екатерины — подлинная архитектурная жемчужина Слободского. Уже более трёх столетий он является важным духовным, просветительским и культурным центром этого вятского городка и потому имеет кафедральный статус. В Слободском его здание является старейшим, сложенным из камня, и в официальных письменных источниках упоминается с начала ХVII века. Уже в 1615 году исторические документы свидетельствуют о том, что в городе Слободском стоит деревянная «церковь мученицы Христовы Екатерины». В дальнейшем она упоминается всё чаще. В числе таких письменных источников — известная «Книга вятских пригородов Слободского да Шестакова посадов и уездов писма и меры Ивана Борисовича Доможирова да подъячего Ивана Кокушкина 137 (1629) году». В ней так описывается слободской храм: «Церковь мученицы Екатерины, деревянна, клецки, с трапезою. В церкви находится образ Пречистой Богородицы с младенцем. Да на колокольнице колокол большой, — государево жалование, да 7 колоколов мирских». В 1681 году сильный и опустошительный пожар разгорелся в Слободском. Огонь полностью уничтожил большую часть города: выгорело 86 жилых дворов, немало келий женского монастыря и дом архиерея, а также множество казённых учреждений, таких как земский приказ и тюремный дом. В этом скорбном перечне оказалась и Екатерининская церковь вместе с колокольней.

Печальный опыт пожаров всегда диктует необходимость восстанавливать здания в камне, однако миновало ещё почти два десятка лет, прежде чем храм Великомученицы Екатерины был опять отстроен, и теперь уже в новом качестве. Примечательно, что десятью годами ранее предприниматель Трифон Каркин, родоначальник местной купеческой династии, основал первый в истории округи и один из первых в России завод по отливке колоколов. В 1692 году именно Каркин изготовил огромный колокол для Вятского кафедрального собора, а три года спустя стал обеспечивать «звонами» местные храмы, включая и сельские. В дальнейшем пальму первенства в колоколитейном ремесле перехватили представители семейства Бакулевых, Каркины же в начале ХIХ столетия прославились как умелые производители поддужных колокольчиков, на которые был устойчивый спрос по всей стране.

В июне 1699 года преосвященный Иона, архиепископ Вятский и Великопермский, даровал слобожанам разрешение на строительство тёплого каменного храма Вознесения и Екатерины. Для строительства церкви имелись веские основания. Ещё в 1658 году Пермская земля отделилась от Вологды, будучи присоединённой к Вятке, неслучайно её епископы в пору строительства Екатерининского храма именовались и Вятскими, и Великопермскими. Справедливости ради стоит отметить, что в Вятском крае каменное зодчество начало развиваться гораздо позднее других областей России. В то время здесь утвердилось мнение: на Вятке каменщиков и ныне нет, потому что каменного дела не бывало! Поскольку местных каменщиков церковного зодчества в этот период пока не было, архиепископ Иона поначалу приглашал московских строителей. Вятские мастера учились у них, одинаково успешно перенимая и азы и секреты непростого ремесла. Поэтому к 90-м годам ХVII века в регионе уже сформировалось сразу несколько артелей, способных возводить храмы.

Храм во имя великомученицы Екатерины строился в Слободском неподалёку от речного откоса на берегу Вятки. Перед этим была завершена постройка Спасо-Преображенской церкви в Хлынове, обогатившая опыт артельщиков Ивана Никонова новыми наработками в области церковного зодчества, которые они не преминули использовать при возведении Екатерининского храма. Это является косвенным подтверждением авторства бригады Ивана Ивановича Никонова в постройке этого здания, в особенности — характерные элементы и общая роскошь декора, а также схожесть новой церкви с некоторыми вятскими храмами. При этом специалисты отмечают в облике и конструкции храма Великомученицы Екатерины уже гораздо большую основательность и «ритмичность» в чередовании деталей здания по сравнению с храмами Хлынова, что также свидетельствует о возросшем мастерстве Никонова и его сотоварищей-зодчих. Известна легенда, повествующая о негласном соревновании, будто бы развернувшемся между мастерами-артельщиками в пору проведения отделочных работ будущей церкви и формирования её оконных проёмов. Каждый норовил отличиться по-своему, но индивидуальное мастерство артельщиков до поры до времени скрывали строительные леса. Когда же при большом стечении народа высокие заграждения сняли, толпа от восхищения дружно ахнула. Слободской ещё не видел такой красоты каменных кружев, украсивших стены и окна церкви.

Спустя полвека, в 1753 году, к храму была пристроена весьма просторная церковь, освящённая в честь Вознесения Господня. Она не отапливалась, стены здания стали постепенно разрушаться из-за недостаточной прочности кладки. Вдобавок в мае 1823 года после удара молнии случился пожар, оказавшийся губительным для деревянной крыши придельной церкви. Она простояла вплоть до 1847 года, после чего было решено разобрать вконец обветшавшее здание и собрать пожертвования на новое. Большую помощь при этом оказали потомственные граждане Слободского, братья-купцы 1-й гильдии Вдадимир и Николай Герасимовы. В итоге, спустя полтора столетия после постройки, в 1853 году, Екатерининский храм обрёл три престола. Правый освятили в честь Тихвинской иконы Божией Матери, центральный — в честь Вознесения Господня, левый — во имя святых Захарии и Елизаветы. При этом местночтимая храмовая икона Святой Великомученицы Екатерины пребывала в иконостасе центрального престола церкви. В церемониях освящения принимали участие епископ Вятский и Слободской Елпидифор и архимандрит Успенского Трифонова монастыря Амвросий. Спустя пять лет окончательно оформился цельный храмовый комплекс. «Дуэт» двух церквей включал в себя также и трёхъярусную колокольню, построенную ещё столетие назад. Отныне они стали носить общее название — Вознесенский и Екатерининский собор.

20 мая 1837 года город посетил наследник российского престола, будущий император Александр II. Осматривая Слободской, он не преминул побывать и в Вознесенско-Екатерининской церкви, а напоследок охарактеризовал город как вполне хороший, а губернские дороги в округе — «лучшие из всех проследованных»! Метрическая книга Вознесенского и Екатерининского собора, тоже общая для обоих храмов, в разделе «О рождающихся» содержит запись, датированную 20 июля 1795 года, которая регистрирует появление на свет очередного новорождённого слобожанина: «Находящегося города Слободского в должности городнической Петра Федоровича Чайковского сын Илья». Счастливый родитель — дед великого композитора Петра Ильича Чайковского, с января 1795 года он служил градоначальником Слободского, много сделав для его развития и процветания.

Комплекс Вознесенско-Екатерининского собора находился в центре города. В 1877 году рядом с храмами, на живописном берегу реки Вятки, был заложен общественный сад, неизменно притягивавший к себе слобожан. Накануне октября 1917 года в Екатерининском соборе по штату числились протоиерей, три священника, столько же псаломщиков и дьякон. В храме заботились о благосостоянии своих служителей: его духовенство располагало квартирами в двух каменных домах — двухэтажном здании и флигеле. Гордостью храма был его хор под управлением церковного псаломщика, истинного подвижника православной музыки Кувшинского. В хоре нередко насчитывалось до двух десятков певчих, и он заслуженно считался одним из лучших в епархии.

Екатерининский кафедральный собор — типичный представитель вятского барокко. Органичное сочетание патриархальности Москвы и новомодной петербургской архитектуры, красота и изысканность, богатый и щедрый декор при отсутствии излишнего пафоса, свойственного стилистике европейского барокко, — вот отличительные черты его вятской разновидности, которые хорошо прослеживаются в облике фасадов Екатерининского собора в Слободском. В плане архитектурной стилистики архитектура храма созвучна некоторым постройкам в Трифоновом монастыре соседнего Кирова. Вместе они формируют стилистику нарождавшегося особого направления в местном зодчестве — так называемого «вятского барокко». Оно получило здесь широкое распространение в ХVIII веке, поэтому церковь в Слободском является одной из предтеч этого оригинального направления в храмоздательстве. Здание собора выложено из кирпича. Поскольку Екатерининская церковь была объединена с Вознесенской в единый архитектурный ансамбль, в этом комплексе она несла функцию «тёплого» зимнего храма. В её основу положен традиционный четверик, бесстолпный и двусветный; его красиво завершают пять глав, увенчанных голубыми куполами.

Начиная с 1914 года, когда здание подверглось существенной перестройке и расширению объёма согласно проекту знаменитого вятского зодчего И. А. Чарушина, оно обрело обширную трапезную и два новых придела, также увенчанных главками. Каждому из приделов зодчий придал форму полусферы. Отныне посетитель собора святой Екатерины видит перед собой прежде всего широкую лицевую часть здания с двумя выдвинутыми вперёд крышами-шатрами и парой глав по бокам, третья же возвышается над фронтоном. Прежнее высокое пятиглавие продолжает доминировать в общей композиции фронтальных фасадов, однако среди некоторых специалистов бытует мнение, что нововведения 1914 года чересчур заслоняют основной объём храма для его обзора со стороны. Однако все эти возможные конструктивные огрехи с лихвой компенсируются великолепной эстетикой внешнего вида собора и прежде всего его богатым и изысканным декором — обильным фасадным украшением из лекального или тёсаного кирпича. Действительно, фантазия оформителей здания этого собора кажется поистине безграничной. И это — ещё одна, важнейшая черта вятского барокко и таланта его зодчих.

Удивительный по красоте, щедрый и праздничный, но отнюдь не вычурный декор здания собора является одной из важнейших примет изначального вятского каменного зодчества. Его зачастую сравнивают с тортом в пышной белой глазури или узорчатым и фигурным заварным пряником. Екатерининский собор «двусветный» — его окна располагаются в два яруса. Они оформлены изящной и сложной лепниной, находясь в обрамлении оригинальных фигур, резных каменных кружев и орнаментальных узоров. Над оконными проёмами можно увидеть такие традиционные элементы декора, как наличники и кокошники. Примечательно, что из всех окон основного объёма не найти ни одной одинаковой пары — каждое отличается индивидуальностью, выражая почерк изготовившего его мастера-каменщика. Екатерининскому собору присущи все особенности композиции храмов, строившихся зодчими Ивана Никонова в пору зарождения вятского барокко. Прежде всего, это отсутствие колокольни, которую могли заменить простой звонницей. Структура храма, как правило, включая в себя бесстолпный пятиглавый или одноглавый четверик и просторную трапезную, к которой нередко дополнялась паперть. Следование первоначальному плану было весьма условным: конечный результат мог весьма отличаться от запланированного облика. В 1915 году храм обрёл свой нынешний вид, яркой деталью которого являются завершения здания. Его голубые купола видны в городе издалека. Цвет куполов означает небесную сферу, а круг является образом вечности, это символизирует неземную чистоту и непорочность Божией Матери. Внутренние интерьеры Екатерининского собора претерпели самые серьёзные метаморфозы в кунун Первой мировой войны, когда храм решено было значительно расширить. Именно поэтому сегодня здесь и светло, и просторно.

Сто лет назад, когда в соборе шла перестройка, был ликвидирован придел, находившийся в задней части храма. Вместо двух старых и обветшавших арок была возведена одна большая, которая открывала впечатляющий вид на всю центральную часть церкви. При этом на северной и южной сторонах здания были обустроены приделы, для чего строителям пришлось аккуратно демонтировать западные потолки собора. Результаты того стоили. В 1921 году будущий архиманрит Серафим, а тогда двадцатилетний юноша, вятский уроженец Сергей Суторихин, описал внутреннее убранство Екатерининского храма, который ещё не успели осквернить большевики: «Внутри собора поражает изобилием света и воздуха. Главный алтарь расположен глубоко в восточной части храма на высоком амвоне. Площадь храма четырьмя большими колоннами разделена на части. Две передних колонны вместе с иконостасами отделяют два боковых алтаря, а две задние колонны поддерживают обширные хоры в западной части храма. Главный купол с изображением в самом верху Господа Саваофа, как бы воздушный, высится над срединой храма. Стены как внутри, так и снаружи, совершенно гладкие, выштукатуренные». К моменту этого описания екатерининским иконостасам исполнилось почти сто лет. Они были изготовлены в 1823 году вятскими мастерами и несли на себе отпечаток классических традиций российских резчиков. Так, главный храмовый иконостас получил вогнутый по форме абрис царских врат, над которым ангелы Божии поддерживают свиток с надписью «Всякий верующий в Него не погибнет». Иконостас Екатерининского собора строгий и лаконичный. В его остове много свободного пространства — «воздуха»; дополнительную основательность ему визуально придают аттик с фронтоном на резных консолях. Придельные иконостасы украшены тонкой резьбой работы крепостных мастеров, резчиков Бориса и Василия Миричевых. Многие иконы принадлежат кисти известного в Вятском крае иконописца Ивана Мамаева, который в 1811 году работал над росписью интерьеров Успенского собора в вятском Трифоновом монастыре. Характерная деталь оформления иконостасов Екатерининского собора — резная фигурка голубя на фоне небесного сияния.

Сегодня богатая роспись — подлинное украшение этого храма, без которого его невозможно представить. Она создаёт особенную, молитвенную атмосферу. Библейские сюжеты, изображённые на стенах и потолке храма, выглядят удивительно современно и притягательно, порождая у посетителей интерес и желание вновь и вновь обращаться к первоисточнику Божественного Откровения. Одной из самых почитаемых икон Екатерининского собора на протяжении большей части его истории была икона Божией Матери «В скорбях и печалях утешение». Она является списком со светлого образа, привезённого в Слободской ещё в 1863 году с Афона тамошним иеромонахом Паисием. Название её символично: многие верующие приходят в храм в поисках покоя и утешения, получаемых от соприкосновения с Благодатью Божией.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №303, 2018 г.

Свято — Екатерининский собор в городе Слободском является вторым Кафедральным собором Вятской епархии. И первым храмом, посеявшим зерна истинной православной веры, для многих поколений слобожан. На протяжении трех столетий — это один из основных центров духовной жизни Вятской земли.

Освящен храм во имя Св.Великомученицы Екатерины. Святая покровительница его жила в Александрии в начале IV века от Рождества Христова. С юных лет уверовала она oт всего сердца в Иисуса Христа и приняла святое Крещение. За веру свою Екатерина была избрана Христом невестой нетленной и вечной, а в знак обручения получила от Него перстень. В дни жестокого гонения на христиан при римском императоре-язычнике Максимиане Святую Екатерину подвергли жестоким истязаниям и обезглавили. «Честные ее мощи, как видели удостоившиеся того верующие, тотчас же были взяты святыми ангелами и перенесены на гору Синайскую, во славу Христа Бога, который с Отцом и Сыном и Святым Духом во Едином Божестве царствует во веки.» Части нетленного тела находятся сейчас в Синайской обители во имя Преображения Господня.

Память Св.Великомученицы Екатерины чествуется 24/7 ноября-декабря* во всем православном мире с особым благоговением и торжественностью. И на Вятке в честь ее издавна создавались церкви и монастыри (вспомним храм в селе Екатерининском, срубленный Св.Трифоном Вятским чудотворцем, Екатерининскую Верховятскую обитель и др.). В городе Слободском деревянная «церковь мученицы Христовы Екатерины» упоминается н старинных документах 1615, 1629, 1646 годов. В 1681 году странный пожар истребил множество домов горожан и Екатерининскую церковь с колокольней. Восстановить храм решено было в камне.

По грамоте преосвященного Ионы, архиепископа Вятского и Великопермского, церковь была построена в 1699 году. Работы выполняла артель хлыновских зодчих, руководимая Иваном Никоновым и старостой Иваном Пашкиным.

Внешне Слободской храм схож со Спасо-Преображенской и Трехсвятительской церковью в Вятке. По есть одна особенность. Набор декоративных деталей тот же, но в композиционном решении одинаковых форм больше спокойствия и ритмичности. Особенное вдохновение посещало, вероятно, мастеров, прилагавших руку к благолепию храма. По преданию, мастера-каменщики, оформлявшие окна, соревновались между собой, кто сделает это более красиво. Высокие строительные леса скрывали работу зодчих от глаз сторонних наблюдателей. А когда преграды были убраны, люди ахнули, так разнообразны и красивы были наличники и кокошники над оконными проёмами.

До 1914 года храм был днухпрестольный, с приделом в честь Владимирской иконы Божией Матери. Затем храм был расширен и частично перестроен (архитектор И.А.Чарушин). Основным же остался старый пятиглавый храм, а стилизованные под архитектуру XVII века новые приделы были украшены двумя выделяющимися шатровыми крышами и тремя главками.

Просмотров: 25955

Слободской район

История города Слободского

Первое упоминание о городе Слободском было зафиксировано в одном из документов в 1505 году. Историки склоняются к версии, что город был основан в конце XIV века. В то время, большинство городов имели деревянное укрепление. И Слободской не был исключением, его окружала деревянная стена с двумя воротами, а также две глухие башни. Вся постройка представляла собой крепость, которую с юга и юго-запада окружал глубокий ров. Большинство горожан жили в большом Остроге (посаде), расположенной рядом с Кремлем. С северной стороны от посада был выстроен Богоявленский мужской монастырь, который и по сей день расположен на центральной городской площади города Слободского.

С 1780 года Слободской был официально признан уездным городом Вятского наместничества. Несомненно, город Слободской, являясь древним поселением, имеет очень богатую историю. Он стоит на правом берегу реки Вятки, на месте, где в нее впадает небольшая река Спировка.

В XVIII веке о городе Слободском узнали как о развитом торговом центре, который установил тесные торговые отношения с городами Великий Устюг и с Архангельск. Он являлся основным пунктом торговли на пути следования купцов из Архангельска в Вятку. Архангельские купцы привозили продавать изделия из кожи и меха, что в последующем способствовало возникновению на Слободской земле кожевенно-мехового промысла. Уже в начале XIX века Слободские купцы стали вывозить на продажу в Архангельск, а через него в страны Западной Европы такую продукцию как мыло, хлеб, водку, спички, изделия из кожи и меха, льняные изделия и прочее. Особым спросом на рынке в ту пору пользовались поддужные колокольчики и самовары, изготовленные слободскими мастерами.

И сегодня город Слободской известен как один из крупных промышленных районов Кировской области. Здесь достаточно хорошо развита пищевая промышленность, есть свой молокозавод, мясокомбинат, хлебозавод. Производимые этими заводами продукты весьма достойного качества, они пользуются спросом не только среди жителей областного центра, но и среди жителей районов области. Славится Слободской район по всей России своими изделиями из кожи и меха, в магазинах от меховой фабрики «Белка» приобретают слободские меха даже иностранцы. В поселке Вахруши вот уже много лет действует обувная фабрика, выпускаемая продукция всегда качественна и по приемлемой для покупателей цене.

На территории Слободского района обнаружено много видов полезных ископаемых: глина, используемая в производстве кирпича, пески для строительных работ и изготовления стекла, карбонатные породы для производства щебня и извести, торфа, минеральных вод.

Слободской район богат лесами, поэтому здесь ведутся интенсивные работы по лесозаготовке и деревообработке. Лидером на сегодняшний день в этой отрасли является фанерный комбинат «Красный якорь», его продукция представлена в 35 странах. Уже много лет действует спичечная фабрика. Местные леса богаты дичью, что во время сезона привлекает к эти края любителей охоты.

А еще город Слободской стал родиной известных людей нашей огромной страны. Здесь родился писатель А. С. Грин (Гриневский), а также жил врач-хирург А. Н. Бакулев.

В целом, экономический потенциал Слободского района, его историческая значимость, богатая природная среда, незначительная удаленность от города Кирова и невысокая цена на недвижимость делают район привлекательным для приобретения здесь недвижимости.

Достопримечательности Слободского района

Слободской район – один из самых богатых районов Кировской области на археологические памятники. Слободской очень красивый город.

Михайло-Архангельская часовня, город Слободской

Эта часовня является одним из наиболее древних архитектурных сооружений на территории Вятского края, сохранившееся со времен крепостной Руси в первозданном виде. Иначе Михайло-Архангельскую часовню еще называют жемчужиной вятского зодчества. Она была срублена в начале XVII века, в эпоху смутного времени, когда существовала реальная угроза нападения яранских повстанцев, сторонников Лжедмитрия. Согласно легенде, инициатором сооружения Михайло-Архангельской часовни в городе Слободском стал преподобный Трифон Вятский.

Военное назначение часовни не подлежит сомнению. На восточном фасаде сооружения видны глухие стены с окнами-бойницами, там же расположены и проездные ворота. Западный фасад постройки совершенно иной, он скорее напоминает древнерусский терем. Часовня имеет один небольшой луковичный купол, увенчанный деревянным крестом.

Туристы, приезжающие в Слободской, никогда не оставляют без внимания колокольню Спасо-Преображенской церкви. Она находится недалеко от Михайло-Архангельской часовни, где в 1851 году крепостной мастер Рысев установил известные в слободской округе куранты, которые уже более полутора веков отмеряют время в городе Слободском.

Шестаковский кремль

В Слободском районе по сей день есть село Шестаково, история которого уходит в далекое прошлое. Ранее это село было уездным городом, входившим в состав Хлыновской провинции. Город Шестаков был основан в середине XVI века. Согласно сохранившимся документам, Иван Грозный не только одобрил идею создания Шестакова, но и предоставил льготы и привилегии тем людям, которые трудились на его строительстве.

Город Шестаков по своей планировке был подобен другим древнерусским городам и имел кремль и посад. Вокруг кремля с двух сторон были прорыты рвы. В случае нападения противника, он был снабжен всем необходимым военным снаряжением. Шестаковский кремль был небольшой, согласно писцовой книге он включал две церкви, две житницы государевы, казенный амбар, девять нищенских келий, колокольницу, тюрьму и сторожевую башню.

К сожалению, Шестаковский кремль не сохранился до наших дней. Поскольку сам город носил скорее оборонительное значение, торговли и экономического развития в нем не было, поэтому, просуществовав 150 лет, население города Шестакова значительно сократилось, он потерял свое военное значение. Ремонтом и реставрацией кремля никто не занимался, его стены и башни со временем разрушились, рвы заросли травой. Вдобавок ко всему, в 1699 году почти весь город выгорает во время пожара. Так, превратился город Шестаков из автономного административного пункта в пригород города Хлынова. Так закончилась история Шестаковского кремля.

Никульчинское городище – это уникальный археологический памятник древнерусского периода конца I тыс. до н. э. – XV века. Обнаружено было Никульчинское городище в 1950-е годы, благодаря опытной деятельности археологов Л. П. Гуссаковского и Л. Д. Макарова. Площадь городища составляла 1 га, оно было огорожено двумя валами и рвом глубиной 3 метра.

О Никульчинском городище было упомянуто в летописи «Повесть о стране Вятской», написанную в конце XII века. До взятия новгородцами местные жители называли это место «Болванский городок». Впервые новгородская дружина узнала о нем, когда плыла по реке Вятке, именно тогда новгородские воины заметили хорошо укрепленное городище и решили взять его. Для этого они пообещали святым Борису и Глебу, что не будут есть и пить до тех пор, пока не возьмут это городище. Таким образом, 24 июля 1181 года «Болванский городок» сдался, многие его защитники были убиты, а выжившие вместе с жителями поселения убежали в лес.

Новгородцы же на месте взятого городища основали новый город и назвали его Никулицын. Первое, что они там сделали – построили церковь святых Бориса и Глеба. Икона этих святых во все времена являлась чудотворной и почитаемой среди православных христиан Вятки.

Предположительно, название города Никулицын происходило от имени святого Николая Чудотворца, которого древние вятичи особо почитали. В ходе археологических раскопок были даже найдены крест-энколпион и небольшая икона с изображением этого святого. Кроме того, археологами было найдено много разных предметов вооружения, что свидетельствует об оборонительном статусе Никулицына.

Местные жители занимались также и обычными бытовыми делами. Об этом говорят, найденные остатки гончарного горна, кованые вещи из железа и меди, изделия из камня, дерева, ткацкие работы. Очевидно, что жители города Николицына занимались обработкой почвы, держали домашний скот, ловили в реке рыбу, а также занимались охотой. Было найдено даже писало, которое свидетельствует о навыках грамотности у жителей древнерусского поселения. О существовании языческих суеверий наряду с православием говорят найденные археологами амулеты.

Город Никульчин не раз подвергался пожарам и был затоплен. Число жителей в нем со временем существенно сократилось. В XVII веке он лишается статуса уездного города и переходит в ведомство города Слободского. Таким образом, в 1704 году город Никулицын изменил свой статус и стал селом Никульчиным Слободского уезда.

Троицкая церковь, город Слободской ул. Советская, 98

Красива и величественна постройка Троицкого храма в городе Слободском, ее по праву можно назвать настоящим шедевром Вятского барокко. Троицкая церковь уникальна по своему архитектурному решению, ее роскошные ворота напоминают православные храмы Западной Европы и уж совсем не типичны для Вятской глубинки.

История этой церкви начинается с 1773 года, именно тогда мастер-каменщик Иван Коршунов построил здание Троицкого храма на месте, отведенном под кладбище, а позднее и дивные ворота. Не так давно была воссоздана и церковная колокольня.

Прихожанам поистине всегда был дорог Троицкий храм, согласно воспоминаниям очевидцев, даже в будние дни там всегда собиралось много прихожан, иногда даже не хватало всем места в храме. Тогда староста церкви выступил с предложением расширить храм, несколько его перестроив. В результате реконструкции здание Троицкой церкви лишь незначительно изменило свой внешний облик за счет продления здания до входных ворот. Так, прекрасные ворота и храм воссоединились, также была перестроена и колокольня.

В годы советской власти здание храма было закрыто, несмотря на все уговоры верующих. В период атеизма помещение Троицкой церкви служило складом для меховой фабрики «Белка», а после там расположился городской архив.

Открытие Троицкого храма состоялось лишь в 1994 году, ее настоятелем стал протоиерей Николай. С 1997 года при храме действует воскресная школа для детей, в настоящее время в школе учится около 50 учеников. В 2006 году впервые открыла двери и воскресная школа для взрослых, у которых есть возможность изучить церковно-славянский язык и нравственное богословие.

В 2008 году была закончена постройка часовни с купелью, носящая имя святого Иоанна Предтечи. На кануне праздника Крещения Господня часовня была освящена.

Ильинская церковь (заложена в 1722 году), село Ильинское

Храм с оригинальной архитектурой расположен в селе Ильинском (село находится по средине маршрута Слободской – Белая Холуница). Само село получило название в честь местного храма – Ильинской церкви, которая стала значимым памятником архитектуры. Ильинский храм был построен в 1772 году. Согласно некоторым предположениям, архитектором, по проекту которого была выполнена постройка храма, являлся И. Д. Коршунов. Ему помогала артель каменщиков. Ильинский храм поражает своими размерами и величественностью, он не может оставить равнодушным человека, проходящего мимо. Храм имеет также и подвальное помещение (крипту). Масштабы постройки можно предположительно объяснить тем, что раньше село Ильинское было очень большим населенным пунктом и там проживало много жителей. Богатство архитектурного декора свидетельствует о хорошем достатке сельчан.

Как утверждают некоторые источники, прежде возле Ильинской церкви находилось местное кладбище. В годы атеизма в помещении храма была открыта сельская школа, а также располагались склады.

В настоящий момент здание церкви находится в упадке и состоянии разрушения ввиду неблагоприятных погодных условий. Осыпалась штукатурка с фресками, обвалились некоторые своды. Сохранились лишь фрагменты росписи и напольной плитки, но и их состоянию остается только посочувствовать. Одним словом, церковь в селе Ильинское нуждается в основательной и скрупулезной реставрации.

Екатерининский кафедральный собор, город Слободской ул.Володарского, 54

В 1629 году на этом месте стояла небольшая церквушка из дерева с колокольней. Упоминается, как церковь мученицы Екатерины, в которой находился образ Пречистой Богородицы с младенцем. Но в 1661 году церковь и колокольня сгорели в пожаре. Более чем через три десятка лет в 1699 году построили каменную теплую церковь.

Нижняя задняя часть храма с приделом в честь Владимирской иконы Божией матери на юго-востоке и с двумя арками, которые ведут в переднюю часть храма. Круглый алтарь был отделен от храма стеной, окна украшал орнамент, характерный для построек того времени.

Просторная холодная церковь была пристроена в 1753 году и освящена во славу Вознесения Господня. Но время показало, что кладка не качественная, церковь быстро обветшала и деревянная крыша не пережила пожара весной 1823 года. Церковь пришла в негодность и ее разобрали, и на пожертвования построили новую. Три престола храма освятили в 1853 году по правую сторону в честь иконы Божией Матери Тихвинской, по центру – Вознесения Господня, и по левую сторону во имя святых Захарии и Елизаветы. Старая храмовая икона св. Великомученицы Екатерины находилась в иконостасе в центральном пределе. С 1858 года храмовый комплекс с колокольней в три яруса стал именоваться Вознесенским и Екатерининским собором.

В 1914 году при расширении собора были разрушены две арки и вырублена одна, по бокам храма были устроены два предела: в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери и в честь Архистратига Михаила в Хонех. Храм внешне стал выглядеть еще более красиво и стал напоминать форму креста с главным алтарем в верхней его части. Пять глав основного храма и на широкой передней части две выделяющихся шатровых крыши и третья глава на фронтоне. Внутреннее помещение очень светлое и просторное. Именно в таком виде мы видим этот храм сейчас.

В годы ВОВ в храме находилась военная база. Вновь Екатерининский собор открыли в 1945 году. В тяжелые послевоенные годы молящиеся несли в храм последние копейки, было приложено много сил и старания, чтобы возродить Храм Божий. До 1994 года храм был единственным действующим в городе. И именно по этому Екатерину особенно чтят в Слободском, и считают ее покровительницей города.

Никольская церковь, город Слободской ул.Советская, 68

История Никольского храма уходит корнями в далекое прошлое. Первые упоминания о нем были высказаны в 1629 году, но, судя по упоминаниям, уже к этому времени Никольская церковь пережила богатую историю. Изначально ее здание было деревянным, а позднее церковь была перестроена в камне. Вятский архитектор И. А. Чарушин поступил грамотно, следуя канонам древности, и оставил здание Никольской церкви на старом месте.

Для вновь построенного Никольского храма характерен русский архитектурный стиль с традиционной окраской, прямо над входом в храм расположена висячая гирька. По своему внешнему виду Никольская церковь скорее напоминает сказочный терем. Как архитектурная постройка, этот храм имеет сложную конструкцию, колокольня объединена с храмовым помещением. В целом, зданию Никольского храма присущ светский характер. В данный момент ведутся реставрационные работы.

Музейно-выставочный центр

Краеведческий музей

Открытие музея в городе Слободском состоялось 2 мая 1921 года, его основателем стал писатель-краевед Всеволод Владимирович Лебедев. С 1937 года музей расположен в историческом здании Благовещенской церкви, а его филиал – в здании деревянной церкви Святого Михаила Архангела.

В краеведческом музее можно познакомиться во всех подробностях с историей старинного Вятского городка, узнать об особенностях культуры и быта его жителей. Неподдельный интерес посетителей вызывает отдел природы с диорамами, реконструкция кузницы, изба крестьянина и купеческие комнаты. Очень много в музее антикварных экспонатов. Сохранились даже некоторые экземпляры техники, которые и сегодня можно привести в рабочее состояние.

При краеведческом музее действует и выставочный зал, где экспозиции меняются почти каждые два месяца. Есть в музее и изделия слободских мастеров, коллекция дымковской игрушки, а также коллекция по этнографии.

Среди основных экскурсий, которые проводят опытные экскурсоводы, следующие: рассказ об истории города и района, посещение выставочных залов музея, а также обзорная экскурсия по отделу «Природа края».

Музей-усадьба академика А.Н. Бакулева

Усадьба Бакулевых расположена в деревне Бакули. Именно здесь 8 декабря 1890 года родился великий русский ученый, талантливый хирург, один из основателей нейрохирургии в России, Александр Николаевич Бакулев.

Музей-усадьба – это уникальный музей, его скорее можно назвать музеем медицины. Впервые здание было открыто для посетителей 20 декабря 1991 года. Вскоре о музее академика Бакулева узнали многие, каждый год его посещают школьники и студенты, ученые и врачи, представители культуры из разных регионов России и даже иностранные гости.

Усадьба семьи Бакулевых представляет собой двухэтажный дом, выполненный наполовину из кирпича, наполовину из дерева. Экскурсия, которую проводят для посетителей работники музея, проходит в увлекательной и незабываемой форме. Экскурсоводы подробно рассказывают об известном земляке, знакомят с бытом старой деревенской Вятки, а также могут продемонстрировать старинные вятские игры и забавы на самой усадьбе и даже напоить посетителей чаем.

В этом доме прошли детские годы ученого, сохранилась даже зыбка, в которой качали всех младенцев Бакулевых. Посетители могут увидеть, каким образом был устроен дом изнутри, здесь находилась спальня, светлая горница, столовая с большим дубовым столом, где обедала вся семья Бакулевых.

Второй этаж музея-усадьбы полностью посвящен медицинской и социальной деятельности ученого, здесь можно увидеть его хирургическое оборудование, а также некоторые из научных работ А. Н. Бакулева. Интерес туристов вызывают и такие объекты на территории усадьбы как мельница-ветрячок, баня, колодец, кузница и различная сельскохозяйственная техника. Все эти объекты окружает необычайно красивый пейзаж, не случайно каждый год здесь предпочитают организовывать проведение народных праздников.

  • Адрес: 613152, Кировская область, Слободской район, дер. Бакули, д. 20
  • Тел.: (83362) 4-41-70
  • Режим работы: ежедневно с 9.00 до 17.00, выходные – воскресенье и понедельник
  • Проезд на автобусе № 3 до остановки «Улица Мира». От г. Слободского по Первомайскому тракту, при выезде из города – поворот налево.

Дом-музей Яна Райниса

Этот музей имеет литературно-художественную направленность, он является памятником истории и культуры России. Открылся музей сравнительно недавно, 19 мая 1992 года, в двухэтажном деревянном здании. На первом этаже расположены выставочные залы, а на втором – гостиная народного поэта Латвии Яна Райниса (Плиекшанса, 1865-1929 гг.)

О музее сегодня знают многие, поскольку каждый год на его базе проходят самые разные выставочные мероприятия (живопись, графика, декоративно-прикладное и народное творчество). Здесь также реализуются встречи с творческой интеллигенцией и работают мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, а для школьников проводятся экскурсии с викторинами, интеллектуальными тренингами и показом видеофильмов.

Подробнее о Слободском МВЦ можно посмотреть
Интересная информация о городе и районе на сайте Слободской библиотеки им. А.Грина http://sloblib.narod.ru/ Просмотров:[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *