Каллиграфическая надпись «Мухаммад»

  1. Полное имя Пророка Мухаммада ﷺ
  2. Этика поминания Пророка ﷺ
  3. Мухаммад и Ахмад
  4. Другие имена
  5. Литература

У Мухаммада ﷺ (у разных народов звучит как Muhammad, Мухаммед, Мохаммед, Магомед) – множество имен, и часть из них происходит из хадисов, часть – даны ему мусульманскими учеными, которые присвоили их ему на основании информации, обнаруженной в каком-либо источнике, имена эти славны и благословенны. Их значения разнообразны, но все они свидетельствуют о необычайных качествах Посланника Аллаха ﷺ. Главными из имен Пророка Мухаммеда ﷺ являются Мухаммад и Ахмад – о них упоминает Священная Книга Коран. Некоторые имена Пророку Мухаммаду ﷺ были присвоены в силу ряда причин, то есть относительно определенного времени, места или определенного общества, и они составляют отдельную категорию.

В полное имя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) включены его предки по мужской прямой линии, которые известны от Адама. Полное имя Пророка Мухаммада ﷺ также содержит кунью (наречение человека по имени его сына или дочери) сына аль-Касима и звучит как: Абуль-Касим Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абду-ль-Мутталиб (Абду-ль-Мутталиба звали Шэйба) ибн Ха́шим (Ха́шима звали ‘Амр) ибн Абду Мана́ф (Абду Мана́фа звали аль-Мугыра) ибн Кусай ибн Киля́б ибн Мурра ибн Ка‘б ибн Луайй ибн Галиб ибн Фихр ибн Ма́лик ибн ан-Надр ибн Кина́на ибн Хузайма ибн Мудрика (Мудрика звали ‘А́мир) ибн Илья́с ибн Мудар ибн Низа́р ибн Ма‘адда ибн Адна́н. Согласно общему мнению исламских ученых, эта часть родословной Пророка ﷺ считается достоверной. Однако, относительно предшествующей ей линии предков: ибн Адад ибн Мукаввим ибн Нахур ибн Тайрах ибн Иаруб ибн Яшджуб ибн Набит ибн Исмаил ибн Ибрахим существуют расхождения. Однако все ученые едины в том, что последний из приведенных предков Адна́н является одним из потомков пророка Исмаила – сына пророка Ибрахима (мир им обоим).

Этика поминания Пророка ﷺ

После каждого упоминания имени Пророка Мухаммада ﷺ человеку следует обязательно произносить салават, которые звучит как «Саллаллаху алейхи ва саллям». На письме такой салават может обозначаться сокращенно в скобках как (с.а.в., saw, saaw, pbuh, ﷺ). Слова «Саллаллаху алейхи ва саллям» в переводе означают «мир ему и благословение Аллаха».

Все имена Посланника Всевышнего ﷺ мусульманин должен произносить с религиозным почитанием, глубоким уважением и трепетом.

Мухаммад и Ахмад

Имя Пророка Мухаммеда ﷺ на арабском языке

Первое и основное из имен Пророка ﷺ – Мухаммад ﷺ, в переводе с арабского языка означает «премного превозносимый», именно так называли его во время исполнения пророчества. Второе – Ахмад, в переводе с арабского означает «премного прославляющий». Во всех источниках, которые предшествовали Священной Книге Коран, Посланника Аллаха ﷺ звали «достохвальный», то есть тот, кто достоин самых высоких похвал.

Священная Книга Коран один раз упоминает имя Ахмад и четырежды имя Мухаммад ﷺ. Евангелие или Инджиль упоминает не только Ахмеда, но еще и имя Фараклит, у которого значение такое же, как и у двух главных имен Пророка ﷺ.

Сам Посланник Всевышнего Аллаха ﷺ говорил, что «Я Мухаммад и Ахмад» и называл себя тем Махи, чье пророчество, управляемое рукой Аллаха, уничтожит неверие на земле.

Среди мусульман имя Ахмад – альтернатива имени Мухаммед общепринятая. Существует предание, по которому пророк Иса (Иисус) предсказывал приход Мухаммеда ﷺ, сообщая в своем предании об Ахмаде: «Воистину, я — посланник Аллаха к вам, подтверждающий истинность того, что было в Торе до меня, и сообщающий вам благую весть о посланнике, который явится после меня и имя которому— Ахмад».

Другие имена

Также он ﷺ называл себя Хаширом, за которым в Судный день последуют люди, когда Мухаммада ﷺ называли «собирающим», то имели в виду то, что он соберет людей вокруг себя и поведет за собой. Он называл себя Акибом и Хатимуль-Анбийя — Печатью пророков. Мухаммед ﷺ также говорил о том, что он будет последним пророком, и после него больше пророков не будет. Имя Ахир, также означает «последний» подразумевая окончание пророческой миссии человечеству.

На той стороне Священной Киблы, которая выходит на Могилу Мухаммеда ﷺ, изысканной каллиграфической вязью нанесены благословенные качества и имена Пророка Всевышнего ﷺ:

  • Махмуд (было дано ему после его смерти);
  • Ахмад;
  • Халид;
  • Мухаммад;
  • Башир;
  • Хамид, что означает «достойный похвалы»;
  • Бурхан или «довод» в переводе;
  • Назир или «предостерегающий»;
  • Амин, что в переводе означает «надежный».

Также Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) называли следующими именами и атрибутами:

Хабибуллах, что в переводе значит «любимый Аллахом», Хади, что означает «указывающий истинный путь».

Литература

Надписи-украшения в мечети с именами Мухаммада и праведных халифов (справа налево: Мухаммад, Умар Фарук (ибн аль-Хаттаб))

Имена Посланника Аллаха ﷺ, которые указываются в хадисах и Коране, как указываются и качества и достоинства, прозвища, имеющие значения для исламской религиозной культуры, легли в основу и стали вдохновением для целого ряда произведений в жанре прозы. Из этих произведений самым известным можно назвать произведение Сулеймана Джезули, в котором объясняются значения имен Пророка Мухаммада ﷺ числом двести одно. Однако среди них есть безосновательные, и автором была проявлена крайность в некоторых именах и качествах, приписываемых к Пророку ﷺ.

Поскольку классическая художественная литература тесно связана в мире человека с культурой религии, то существуют такие жанры и типы произведений, которые связаны с личностью Посланника Аллаха ﷺ – они носят название маулид (те, что имеют отношение к дню рождения Порока Мухаммада), сира (те, что предполагают жизнеописание Пророка Мухаммеда ﷺ), а также жанр канонического искусства, которое предполагает воссоздание словесного портрета Мухаммеда ﷺ или хилйа. Также существуют такие виды, как мираджнамэ, суть которого – это рассказ о том путешествии, которое совершил на небо ночью Посланник Всевышнего ﷺ, как рассказ о том, как Посланник Аллаха ﷺ со своими последователями переселился в Медину из Мекки, или хиджра ан-Наби из Мекки в Медину. Книги о заступнической деятельности Пророка Мухаммеда ﷺ относятся к виду шафаатнамэ, а сорок хадисов, в которых повествуется о самых важных аспектах исламской религии, относятся к виду арбаун.

Существуют не только такие прозаические литературные произведения мусульман, в которых повествуется о достоинствах Пророка Мухаммада ﷺ и раскрывается их сущность: но также и отдельные стихотворения, которые также посвящены этой теме, и являются независимыми от основной религиозной культурологической линии. Такие стихотворения являются составной частью стиля асма ан-Наби, занимают особое место в своем ряду, но поскольку их не так много, то и известностью особенной среди мусульман они не обладают.

Для мусульман наречение ребенка именем – ответственное событие в жизни, поэтому они уделяют выбору имени для ребенка пристальное внимание. Имя человека – это не просто слово: в нем содержится частичка человеческой души, его личности. Недаром Посланник Аллаха ﷺ уделял выбору его большое внимание. Следует выбирать так, чтобы оно было благозвучным, чтобы у него был хороший смысл. Мухаммад ﷺ, встречая человека с именем, у которого был негативный смысл, обязательно давал человеку другое имя, с хорошим смыслом.

На эту тему часто приводят выказывание Посланника Мухаммада ﷺ о том, что каждый новорожденный ребенок с акикой связан: ему режут акику, дают имя и сбривают волосы на седьмой день после его рождения. Таким образом становится ясно, что нарекать ребенка именем нужно на седьмой день. Есть и такие хадисы, по которым младенца можно нарекать сразу после того, как он родился, в первый день: по словам имама Бухари, это могут делать те, у кого нет средств на то, чтобы резать курбан акыка. Те же, кто имеет достаточно денег и собирается резать курбан, должны нарекать ребенка на седьмой день.

Но в большинстве случаев вопрос относительно того, когда нарекать ребенка, остается на усмотрение его родителей.

Выбор же имени для ребенка – выбор порой очень трудный, особенно если речь идет о наречении девочки. И в этом случае стоит обратить свое внимание на имена дочерей Посланника Всевышнего ﷺ, его детей и внуков, поскольку эти имена, выбранные самим Посланником Аллаха ﷺ, являются образцом наиболее желательных для детей мусульман.

Дети пророка Мухаммада

У Мухаммада ﷺ было семеро детей: три сына и четыре дочки. Сыновей Мухаммада ﷺ звали Абдуллах, Ибрахим и Касим. Имена дочерей Посланника Аллаха ﷺ: Уммукульсум, Фатыма, Рукайя и Зайнаб. Мать шестерых из его детей – это Хадиджа, а матерью седьмого ребенка, сына Ибрахима, была Мария. Все дочери пророка ﷺ приняли ислам и совершили переселение в Медину.

Дочери пророка Мухаммада

Зайнаб

Старшую из дочерей Пророка Всевышнего ﷺ звали Зайнаб (Zainab bint Muhammad). Она родилась, когда Пророку Мухаммеду ﷺ было тридцать лет. Выйдя замуж за ‘Аса, своего двоюродного брата по материнской линии, она стала матерью сына Али, который покинул этот мир еще до своего совершеннолетия, и дочери Умама. Мужа Зайнаб взяли в плен при Бадре еще до принятия Ислама, и, чтобы выкупить его из плена, она передала подаренную ей матерью на свадьбу золотую цепочку, чтобы выкупить его. ‘Аса освободили без выкупа, но поставили условие, что он отпустит Зайнаб в Медину, как только прибудет в Мекку. Вскоре ‘Ас переселился в Медину вслед за Зайнаб после того, как добровольно принял Ислам. Зайнаб умерла в 8 год хиджры, оставив после себя дочь Умама. Зайнаб была любимой дочерью Пророка Мухаммада ﷺ.

Рукайя

Вторую дочь Посланника Аллаха (мир ему и благословение) звали Рукайя или Рукийя (Ruqayyah bint Muhammad). Она вышла замуж за сына Абу Ляхаба, который заставил своего сына развестись с ней назло Пророку Мухаммаду ﷺ, и того же требовали родственники ‘Аса. Однако, ‘Ас хотел быть только с Зайнаб, в результате чего обрел спасение и был возвеличен в Исламе – в противоположность сыну Абу Ляхаба, который был погублен. Рукайя после развода с ним была выдана замуж за Усмана. Их первенец покинул этот мир еще в детстве, а позже и сама Рукайя покинула этот мир – тяжелая болезнь сразила ее во время битвы при Бадре, Усман ухаживал за ней, поэтому участия в битве не принимал, но все-таки она умерла. Будучи замужем за Усманом, Рукайе дважды пришлось переселяться – в Эфиопию и в Медину.

Фатима

Дочь пророка Мухаммеда ﷺ Фатима (Fatimah bint Muhammad) была четвертым ребенком среди его ﷺ детей. Она родилась, когда Пророку Мухаммаду ﷺ было тридцать пять лет – в то время Кааба возводилась заново, и была любимой дочерью Мухаммада ﷺ. Мухаммад ﷺ выдал ее замуж за Али, сказав, что его он любит больше всех из людей. У Али и Фатимы родилось пятеро детей – Мухсин, Хусейн, Хасан, Зайнаб и Уммукульсум. Мухсин умер, будучи еще младенцем.

Фатима вошла в историю как предводительница правоверных в Ахирате и в миру – не было никого более усердного в молитвах, чем она, более терпеливого в бедах, чем она, более правильной в речи и убежденной в величии Посланника ﷺ, чем она. Она была похожа своим характером на своего отца ﷺ. По словам ‘Аишы, Фатима была очень дорога ей – дороже нее был для ‘Аиши только их отец Мухаммад ﷺ.

Сам Посланник Аллаха ﷺ тепло говорил о Фатиме, называя ее «куском моей плоти» и говоря, что будет считать своим личным обидчиком того, кто посмеет обидеть дочь – об этом упоминается в хадисе аль-Бухари.

Фатима была свидетельницей притеснений и обид, которые терпел от неверных Мухаммад ﷺ, но и сама претерпела много притеснений и обид. Когда неверный оскорбил Пророка Мухаммада ﷺ, поклоняющегося возле Каабы, бросив на него верблюжьи внутренности, Фатима бросилась к отцу и смыла нечистоты с его шеи, ругая Укбу. Когда Мухаммед ﷺ после битвы при Ухуде страдал от огромной потери крови, Фатима и Али смывали кровь с ран Мухаммада ﷺ, а затем натирали золой рану Пророка ﷺ, чтобы остановить кровь.

Последние слова Пророка ﷺ перед смертью были обращены к Фатиме. После его слов Фатима заплакала, но Посланник Аллаха ﷺ произнес еще одни слова, и Фатима обрадовалась, однако никому до самой смерти Пророка Мухаммада ﷺ она не сказала, о чем говорил ей отец.

‘Аиша попросила рассказать о последних словах отца после смерти Мухаммеда ﷺ, и Фатима рассказала, что сначала он сказал, что скоро умрет – его смерть приближается, и тогда Фатима заплакала. Но тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал о том, что Фатима из всей семьи будет первой, кто умрет после него, и станет старшей среди женщин в Раю, и эти слова зажгли радость в сердце Фатимы.

Фатима покинула этот мир через полгода после смерти Пророка Мухаммада ﷺ: она умерла в двадцать девять или двадцать пять лет, оставив после себя единственное потомство Пророка Мухаммада ﷺ.

Уммукульсум

Дочь Мухаммеда ﷺ Уммукульсум (Umm Kulthum bint Muhammad) стала его пятым ребенком. Выйдя замуж за второго сына Абу Ляхаба, она также покинула эту семью, когда семья ее мужа отказалась принимать Ислам. После развода она вернулась в дом отца. Но когда умерла Рукайя, за ее мужа Усмана Пророк ﷺ выдал Уммукульсум. В результате Усман получил прозвище «Обладатель двух светочей» или «Зуннурайн». Уммукульсум скончалась в 9-м году хиджры, прожив в браке с Усманом шесть лет. Посланник Аллаха ﷺ даже говорил, что выдал бы за Усмана и третью дочь, если бы она у него была.

Значение имен дочерей пророка Мухаммада

Имена дочерей Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение) стали весьма распространены среди мусульман – каждый считает честью назвать своего ребенка в честь одного из детей Пророка ﷺ. Все их имена особенные, имеют свое значение и наполнены особой духовностью и теми личностными качествами отпрысков самого Пророка Мухаммеда ﷺ, которые были ими развиты и приобретены в течение жизни.

Имя Уммукульсум, которое носила дочь Пророка ﷺ Умм Кульсум бинт Мухаммед, означает в переводе с арабского языка «полнощекая». Оно ассоциируется с кем-то младшим, нуждающимся в особой заботе.

Имя Фатима ассоциируется с дочерью Пророка ﷺ Умм аль-Хасан Фатимой бинт Мухаммед аль-Кураши. В дословном переводе оно означает «отнятая от груди», и оно стало очень популярно среди мусульман, поскольку и сама дочь Пророка ﷺ Фатима являла собой образец доброты, преданности и женской верности.

Имя Зайнаб, которое носила не только старшая дочь Пророка Зайнаб бинт Мохаммед ﷺ, но и одна из его жен Зайнаб бинт Джахш, а также одна из его внучек Зайнаб бинт Али. Зайнаб — одно из самых частых доисламских и исламских имен, означающее название красивого дерева с приятным запахом.

Имя Рукайя, которое носила еще одна дочь Пророка Мухаммада ﷺ, означает в переводе «заклинание». Рукайя бинт Мухаммад ﷺ стала символом преданности и стойкости перед лицом жизненных перипетий.

Пророки рассказывали людям об Аллахе, учили основам веры и поклонению Аллаху. Они разъясняли Законы религии, нормы морали и сами выполняли все, к чему призывали. Пророки были примером для людей, во всем. Для того, чтобы люди поверили в их пророческую миссию, они по Воле Аллаха совершали то, что непосильно было другим, т.е. являли чудеса. Пророки радовали вестью вхождения в Джаннат тех, кто соблюдал повеления Аллаха и оповещали тех, кто их не соблюдал об ожидающих мучениях в Джаханнаме. Сказано в Священном Коране:

قُلْ سِيرُواْ فِي الأَرْضِ ثُمَّ انظُرُواْ كَيْفَ كَانَ عَاقِبَةُ الْمُكَذِّبِينَ

Значение: «Скажи (О, Мухаммад): «Пройдитесь по земле и посмотрите, каково было воздаяние тем, кто не признавал (посланников)».

Пророки – это избранные Аллахом мужчины, которые обладали высокой нравственностью и были примером для людей. Каждый из Пророков верный, умный и прорицательный. Ни один из них не был лжецом, предателем или глупцом. Каждый из них был непогрешим, защищен от куфра, от больших и малых грехов до и после получения пророчества.

Первым Пророком был Адам, мир Ему, последним – Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям). Между ними было много Пророков. Имена 25 Пророков упомянуты в Священном Коране. Но на самом деле их число гораздо больше. Мы верим во всех Пророков, точное число которых знает Аллах не делая между ними различия.

Имена Пророков, упомянутых в Коране:

1. Адам (а.с.);

2. Идрис (а.с.);

3. Нух (а.с.);

4. Худ (а.с.);

5. Салих (а.с.);

6. Лут (а.с.);

7. Ибрахим (а.с.);

8. Исмаил (а.с.);

9. Исхак (а.с.);

10. Якуб (а.с.);

11. Юсуф (а.с.);

12. Шуайб (а.с.);

13. Харун (а.с.);

14. Муса (а.с.);

15. Дауд (а.с.);

16. Сулейман (а.с.);

17. Айюб (а.с.);

18. Зулькифль (а.с.);

19. Юнус (а.с.);

20 Ильяс (а.с.);

21. Альяса (а.с.);

22. Закарийя (а.с.);

23. Яхья (а.с.);

24. Иса (а.с.);

25. Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!)

  1. Основная заповедь
  2. Десять заповедей
    1. Не убей
      1. Самоубийство
    2. Не прелюбодействуй
    3. Не кради
    4. Не злословь
    5. Не завидуй
    6. Почитание родителей
    7. Забота о детях
    8. Совершение молитвы
    9. Пустое времяпрепровождение
    10. Полезные знания и благие дела
    11. Отстранение от дурных дел
    12. Чистота — часть веры
    13. Активный образ жизни
    14. Богатство и халяльный заработок
  3. Коран и сунна как неиссякаемый источник мудрости

Единственному и Единому Богу поклоняются мусульмане, чтут заповеди Бога, которые были ниспосланы в Священном Коране, а также исполняют заповеди сунны Пророка Аллаха — Мухаммада ﷺ. Коран гласит: «Ваш Бог – один, нет иного бога, божества, кроме Него, нет ничего, подобного Ему» (сура Аль-Бакара (Корова), 163-й аят). Для мусульманина, который чтит заповеди Ислама, самым великим грехом является приобщение в сотоварищи Богу чего-то или кого-то. Ширк – самый великий грех, и он включает в себя отход от Единобожия, обожествление чего-то из материального мира или кого-то, многобожие, язычество или идолопоклонство.

Мусульманин не преклоняется и перед такими явлениями мира людей, как положение в обществе, богатство и достаток, не поклоняется этому. Мусульманин является покорным рабом Божьим и испытывает перед Ним сильный трепет, любое его достижение в жизни совершается с именем Бога на устах, он не причиняет боли и страдания другим творениям Бога, считаясь с их правами.

Десять заповедей

Верующему мусульманину предписано соблюдать в Исламе его каноны, они не ограничиваются только десятью заповедями Бога, однако эти десять заповедей, которые есть в христианстве, есть и в Исламе, но мусульманину предписаны и другие обязанности, которые следует соблюдать неукоснительно.

Не убей

«Не убей!» — гласят заповеди Бога. Наихудшим грехом является преднамеренное убийство человека, поскольку это является посягательством на собственность Создателя и Его творение. Верующий никогда не совершит убийства. По словам Посланника Всевышнего ﷺ, муслим или мусульманин – это тот, кто не причиняет людям вреда ни языком своим, ни руками, и в отношении представителей других культур всегда проявляет порядочность и воспитанность. Пророк Мухаммад ﷺ предупреждает мусульман о том, что человек, убивший другого, но не имевший права на это, «не почувствует райского аромата» — он будет удален из Рая.

После того, как был совершен первый грех на земле – Кабиль убил Хабиля, потомкам Якуба было предписано: кто убьет душу не за преступление и не за душу, тот станет подобен убийце всего человечества по тяжести своего греха. Кто же оживит душу, то есть спасет от смерти кого-то или предотвратит убийство, вылечит или исцелит смертельно больного или раненого, тот станет подобен оживившему все человечество.

Право убивать есть лишь тогда, когда вынесен смертный приговор судом, и имеет право убить только палач – лицо, на которое обязанность убивать возложена государством.

Самоубийство

Заповеди Ислама называют самоубийство одним из самых худших грехов. По словам Пророка Мухаммада ﷺ, кто намеренно себя убьет, то будет навечно в адском огне, где будет повторять самоубийство бесконечно.

Не прелюбодействуй

«Не прелюбодействуй!» — гласят заповеди Бога, прелюбодеяние или зина — является одним из десяти самых страшных грехов.

В Священной Книге Коран сказано: «Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем!» (сура Аль-Исра (Ночной перенос), 32-й аят).

Не кради

«Не кради!» — гласят заповеди Бога. Как сказал Посланник Всевышнего ﷺ, «Не прелюбодействует прелюбодей, оставаясь верующим; не употребляет спиртное пьющий, сохраняя веру; не ворует вор, оставаясь верующим; не грабит или не похищает грабитель, сохраняя веру свою». Людей, совершающих эти грехи, покидает их вера, но им никогда не поздно покаяться в совершенных грехах.

Не злословь

«Не злословь!» — гласят заповеди Бога, и в Коране сказано о том, что верующие должны сторониться негативных размышлений и подозрений, не думать плохого и не произносить этого вслух, поскольку, греховны размышления, когда мусульманин думает бездоказательно плохо о ком-то или о чем-то, выслеживает или выискивает недостатки других людей, шпионит или ищет то, что старается скрыть другой человек.

В одном из хадисов приводится случай, когда у своих сподвижников Посланник Аллаха ﷺ спросил, знают ли они, что такое аль-гыйба, то есть хула или злословие, и объяснил, что «гыйба» — это то, когда о другом в его отсутствие говорят то, что ему не понравится, это греховное злословие. Если же то, что говорят о человеке, еще и не является правдой, то тогда это будет клеветой или ложью (бухтаном), а это гораздо хуже, чем просто злословие.

Не завидуй

«Не завидуй!» — гласят заповеди Бога. Как говорил Пророк Мухаммад ﷺ, злоба и зависть – это болезни прошлых цивилизаций, которые проникли в среду его последователей, и они подобны лезвию, которое убивает в человеке веру, и люди, совершающие грех зависти, не войдут в Рай, пока не уверуют, а стать истинно верующим невозможно, пока в сердце по отношению к ближним есть зависть и злоба, а не любовь и уважение.

Почитание родителей

Ислам предписывает уважать и почитать своих родителей. Мусульманину следует быть благодарным и предельно благодетельным и благородным по отношению к своим родителям. Только в одном случае заповеди Ислама позволяют не подчиняться своим родителям: если они принуждают своего ребенка стать язычником. Но если родители придерживаются других взглядов и убеждений, они все еще остаются родителями, и мусульманин должен вести себя по отношении к ним воспитанно и благонравно, как предписывает это благоразумие (ма‘руф) и местные традиции.

Забота о детях

Ислам предписывает заботиться о своих детях. Лучшим, что может подарить своему ребенку родитель, является хорошее воспитание.

Совершение молитвы

При любых обстоятельствах, услышав призыв, мусульманин должен встать на молитву. Мусульманину следует читать, изучать, слушать Коран, поминать имя Аллаха.

Пустое времяпрепровождение

Не следует проводить даже малую часть своего времени без пользы. Заповеди Корана предписывают беречь время, напоминая о том, что время, которое Бог выделил мусульманину или даже целой нации – ресурс ограниченный, и об этом сказано в Коране: «Для каждой общины (народа) есть свой срок. Когда же наступает их срок, они не могут отдалить или приблизить его даже на час» (сура Ограды:34).

Сказано Пророком Мухаммадом ﷺ, что существует два блага или бесценных дара Бога, которые люди не умеют достаточно ценить, пренебрегая ими беспечно не извлекая из них необходимую пользу для себя и нанося этим себе большой ущерб: это здоровье и свободное время.

Полезные знания и благие дела

Мусульманин имеет много обязанностей, но немного времени, поэтому Бог предписал помогать окружающим в их нужде, если в ней нет ничего запретного и использовать время с пользой.

Мусульманину предписано изучать арабский язык, всегда учиться и стремиться к познанию. Мусульманин должен брать лучшее из того, что он слышит и видит, идти путем Ислама, двигаю вперед свою жизнь и стремиться к тому, чтобы стать лучшим в мастерстве и своих навыках.

В Коране сказано, что Бог сотворил жизнь и смерть для того, чтобы испытать людей, кто в своих поступках, труде и занятиях будет лучшим, при этом относясь хорошо к окружающим, воспитывая в себе благой нрав и соблюдая предписания Ислама. Заповеди Корана предписывают стремиться опередить других в совершении дел благих, соревноваться в качестве своих благих поступков и их количестве, украшая этим мирскую обитель: «…Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах…» (сура Аль-Бакара (Корова), 148-й аят). По заповедям Бога, следует не тратить попусту времени и не упускать того единственного шанса, который дается в жизни земной, и у каждого мусульманина есть бесконечные возможности для того, чтобы стремиться быть лучшим в благих поступках, в познании и эрудиции, в постижении окружающего мира.

Отстранение от дурных дел

Мусульманин не должен много спорить, поскольку к добру спор не приводит. Не следует своего голоса возвышать больше, чем требуется — это вредно и глупо.

Заповеди Бога предписывают не любопытствовать бесцельно и не пустословить.

Как говорил Пророк Мухаммад ﷺ, по божьим заповедям, следует воздерживаться от трех вещей:

  • от недостоверных фактов, бесцельных, бесполезных и дилетантских разговоров, особенно если речь идет об области богословия;
  • от расточительства в отношении материальных ценностей;
  • от чрезмерного любопытства и «вопросительности».

Мусульманину не следует много смеяться, поскольку сердце, которое связано с Богом, должно быть спокойным и серьезным, не следует много шуметь и отзываться о ком-либо дурно, следует говорить только доброе.

Заповеди Бога предписывают говорить благие вещи или же промолчать. Ничего, кроме хороших и добрых вещей, вежливых слов от верующего мусульманина слышать люди не должны. По словам Пророка Мухаммада ﷺ, Ислам предписывает, чтобы мусульманин говорил только хорошее, веруя в Бога и неотвратимость наступления Судного Дня и его истинность, либо должен молчать.

Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Пусть слова ваши будут прекрасны», подразумевая, что мусульманин должен в своей речи использовать только красивые и позитивные слова, которые приятны на слух, и это должно быть так не только тогда, когда человек говорит вслух, но и тогда, когда он говорит сам с собой.

Посланник Аллаха ﷺ обращал внимание своих последователей на то, что, по заповедям Ислама, мусульманин не должен:

  • поносить кого-то или что-то, порочить и дискредитировать;
  • проклинать что-то или кого-то;
  • грубить и вести себя непристойно и неприлично;
  • вести себя похабно и ругаться.

Заповеди Бога предписывают не разжигать вражду и не участвовать в этом, а помогать в благом и в сохранении набожности.

Чистота — часть веры

Заповеди Бога побуждают соблюдать чистоту, быть опрятным и аккуратным. Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что чистота, предельная чистота, чистоплотность и стремление быть чистым, является частью веры. Если в сердце есть живая вера в Бога, то и верующий стремится быть всесторонне чистым не только снаружи, но и внутри, и тогда Всевышний Аллах вознаградит верующего. Пророком Мухаммадом ﷺ сказано: «Пусть же будет хорошим ваше средство передвижения, пусть будет хорошей ваша одежда, чтобы вы были примером среди людей». Бог предписывает, чтобы верующий мусульманин, представая перед своими братьями, оставался примером для других. Неряшливость, неприличности и непристойности – это то, чего не любит Бог.

Активный образ жизни

Заповеди Бога учат тому, что есть следует столько, чтобы этого было достаточно для того, чтобы поддерживать жизненные силы. Об этом говорил Пророк Мухаммад ﷺ, указывая, что относительно своих последователей он опасается больше всего нескольких вещей:

  • «больших животов», имея в виду чрезмерное питание, полноту и тучность;
  • «долгого сна», имея в виду пассивность, малоподвижности и не следование строгому распорядку дня;
  • «лени», имея в виду то, когда человек не имеет конкретных задач и целей в жизни;
  • «слабости в убеждениях», имея в виду такие ситуации, когда убеждения человека существуют только на его словах, а в делах, в том, как поступает человек, насколько постоянен он в своих убеждениях, это не проявляется, когда он не следует своим убеждениям собственным сердцем.

Приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ: «Верующий или мумин ест за одного человека, а неверующий ест за семерых».

Богатство и халяльный заработок

Заповеди Бога учат тому, что богатство является Божьим даром, поэтому человек должен стремиться к тому, чтобы у него были средства для ведения достойной жизни.

По словам Пророка Мухаммада ﷺ, если Бог дал человеку материальный достаток, то «пусть это будет заметно другим», поскольку Господь любит видеть в человеке признаки щедрости Бога и Его даров. Всевышний не любит, когда человек прибедняется, какого бы достатка он ни был, стараясь перед другими людьми выглядеть несчастным и жалким. Верующий мусульманин по Исламу должен быть открытым и настоящим, не должен кичиться своим богатством, но и не должен стремиться вызвать у окружающих жалость.

Стать богатым, умным и сильным, как предписывает то Сунна и Бог мусульманам, — это нелегкий процесс, и оставаться нищим и немощным, жить на пособия и вызывать жалость у окружающих, склоняя их к заботе о себе и помощи – это гораздо легче. Мусульманин, по заповедям Ислама, должен сочетать в себе нравственность и финансовое благополучие, и эти две категории не противоречат друг другу. Гораздо важнее, чтобы был именно честный и добрый человек богатым, поскольку в его руках богатство и достаток принесут больше пользы, нежели в неправедных руках.

Коран и сунна как неиссякаемый источник мудрости

Верующий должен оценивать с точки зрения исламской морали все свои поступки. Коран предписывает судить о своих поступках в контексте нравственности и тех общепризнанных норм, которые существуют как в общечеловеческом масштабе, так и в местных традициях, не противоречащих Корану.

Для того, чтобы обрести успех в мирской жизни и самое главное в жизни вечной человек должен обратиться к Корану и жизни Пророка Мухаммада ﷺ, как неиссякаемому источнику мудрых заповедей, помогающих справиться с испытаниями и трудностями, направляющих человека на истинный путь, как сообщается об этом в Коране: «Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных… Они следуют верному руководству от их Господа, и они являются преуспевшими» (сура Бакара: 2-5 аяты).

Для верующего мусульманина заповеди Ислама и его ценности являются духовным оживлением и вдохновением, источником его мыслей и чувств, настроений и устремлений, перспектив и приоритетов. Счастье в земной жизни и в вечной является той наградой, которую получит мусульманин, преобразивший свою земную жизнь в соответствие с заповедями Ислама.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *