СКОЛЬКО НАС, ПРАВОСЛАВНЫХ?

Есть данные, что православных в России 70 процентов. Соцопросы показывают, что регулярно причащаются около 10 процентов. Однако даже в Москве редко можно найти храм, который полностью заполняется во время службы. Если, конечно, не считать особо почитаемых праздников. Так сколько же нас на самом деле – русских православных христиан?

Священник Артемий Скрипкин, руководитель молодежного отдела С.-Петербургской епархии:

– Если говорить о том, что 70 процентов россиян считают себя православными, то это происходит оттого, что эти люди себя отождествляют с православием, с русской православной культурной традицией. Человек может не верить в Бога и иметь самое смутное представление о церковной стороне жизни, но при этом все равно считает себя православным. Это, конечно, не вера, но это некая тенденция, положительный потенциал на будущее – человек внутренне свободен к принятию православной веры в более глубоком понимании. Это попытка обретения своего истинного лица, обретения души.

Авторитет и роль Церкви в обществе, несомненно, растут, хотя, с другой стороны, есть статистика, говорящая о том, что количество православных уменьшается, а численность сект растет. Этот отток у нас происходит за счет людей, которых православными можно назвать в кавычках – не верующих в Бога, но считающих себя православными. Настоящих православных людей, исповедующих Христа, ведущих церковный образ жизни, не так много: где-то 4-5 процентов. И это не так мало. Проблема сейчас в том, что русский народ сейчас вымирает. За год потери населения составляют 711000 плюс 8 миллионов абортов. Под этим углом зрения будущее русского народа выглядит весьма проблематичным. По статистике нашего Комитета по молодежной политике, к 2010 году количество молодежи уменьшится в 2 раза. Сейчас в Питере 200 тысяч юношей и девушек, а будет 100. Откуда мы можем восполнить людские ресурсы? Ответ только один – эмиграция. Это значит, что скоро нас постигнет участь Европы и Америки. Если там людской поток идет из Африки и Латинской Америки, то наша «Африка» – это Кавказ, Средняя Азия и, конечно, Китай.

Это значит, что Русская Церковь должна всерьез задуматься о необходимости создания в ближайшее время миссионерской доктрины, рассчитанной на проповедь не только среди этнических русских, но и среди людей, которые скоро будут жить на нашей земле, хотим мы этого или нет.

Если говорить о духовно-нравственном пробуждении народа, то, к сожалению, те четыре процента православных, живущих церковной жизнью, далеко не всегда осознают свою роль в современной жизни. У нас сильна тенденция перекладывать всю полноту ответственности на клир – священников. Нам недостает гражданско-общественной ответственности. В том числе за судьбу Церкви и православного народа. Это вечное ожидание кого-то: архиерея, батюшки, Царя, Президента… «Уж он-то все разгребет! Все выправит!» Этот духовный инфантилизм нужно преодолевать и становиться народом, понимающим свою истинную роль.

Иерей Александр Гаврилов, настоятель домовой церкви св. блгв. кн. Александра Невского в следственном изоляторе «Кресты» (С.-Петербург):

– В Ветхом Завете был такой момент, когда царь и пророк Давид без повеления Божия решил пересчитать, сколько населения в Израиле. Это не было угодно Богу, и гнев Всевышнего излился на Давида и подвластный ему народ в виде смертоносной язвы. Испытывать веру каждого отдельного человека – это великая дерзость. Человек и тем более его душа – это тайна. Вера должна быть сокрыта от посторонних взглядов. Иначе мы станем фарисеями: «Мы посты соблюдаем, мы творим милость…» Сейчас немало число людей, которые недавно воцерковившись, начинают считать себя истинно православными. И иногда впадают в крайность: начинают делать православие, как они его понимают: «У вас тут не так – надо вот так». Осуждение священства, Церкви, архиереев… – это прелесть и гордыня. Стать христианином – это стать соработником Христа. Все святые, преподобные, мученики постоянно смиряли себя, свою гордыню. Даже апостол Павел говорил, что из всех людей первый грешный есть он.

Сколько в истории примеров, что во времена гонений люди начинали отрекаться от христианства! Хотя до этого внешне ничем не отличались от других христиан. И случалось так, что язычники, видя мужество и истинную веру последователей Христа, становились мучениками за веру христианскую. Поэтому вопрос о том, сколько в России православных христиан, не совсем корректен.

Церковность тоже трудно определить. Человек может ходить в церковь, исповедоваться, причащаться, но делать это поверхностно, без внутренней работы над своими грехами. Св.Феофан пишет, что если часы точно идут и тикают, то это не говорит о том, что в них есть дух жизни. Правильное, исправное поведение в церкви – это только начало. Цель же – стяжание Духа Святого.

В России, как и во всем мире, происходит охлаждение веры. Я как тюремный священник вижу это. Во всем Петербурге нашлось несколько человек, готовых помогать мне! Хотя «Кресты» – это самый большой следственный изолятор в городе, куда стекаются «сливки» со всего Северо-Западного региона. И эти «авгиевы конюшни» должен разгребать один священник. А что говорится в неделе о Страшном Суде!? «…ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня… в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 35-36).

Те же протестанты в социальном служении своему ближнему дают нам хороший пример. У нас же, русских православных, беспризорные дети за каждым углом, в каждом подвале. А где у нас православные приюты!? Наши дети нюхают по подвалам клей, курят, сквернословят. А в этом же доме этажом выше сидит такой «православный» и бьет себя в грудь: «Я православный, я хожу в церковь, я спасусь»! Если мы не опомнимся, то гнев Божий снова обернется на Россию. И мы должны не высчитывать, сколько у нас православных, а все усилия приложить на то, чтобы спасать Россию, спасать беспризорных детей. Каждый должен пойти в темницы, больницы, детские приюты, увидеть боль и беду ближнего своего, и только тогда Господь помилует Россию!

Иеромонах Игнатий Бакаев, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в п.Максаковка (Республика Коми):

– Наш поселок насчитывает около трех тысяч человек. Из них в наш храм ходит 12-15 человек, кто-то из максаковских окормляется в городе. Остальные мои прихожане живут в Сыктывкаре, Эжве. По этим расчетам получается, что воцерковленных людей в поселке около одного процента.

И так, наверное, по всей республике. Причем не уверен, что число верующих растет. В середине 90-х годов был такой расчет: если есть в селении 5 тысяч человек – значит, можно священнику с семьей селиться. Сейчас, как правило, нет. Батюшки в сельских приходах едва концы с концами сводят за счет собственного хозяйства.

Но дело ведь не в численности. В одном районе зашла речь о строительстве храма. Глава администрации спросил: «Сколько человек состоит в общине?» – «Тринадцать».

Он развел руками: зачем, мол, для такой горсти выделять большие средства, строить церковь. А ведь остальные пять тысяч жителей района тоже в основном православные, но они в пути. И кто-то дойдет до храма, приведет семью. А если в небе над ними не будет креста, они рассеются и физически вымрут. Что и происходит сейчас в России.

Почему им тяжело прийти? В храме надо работать, молиться. Святые говорят, что молиться тяжелее, чем за больными ухаживать. Молитве, стоянию в церкви нужно учиться, как и любому другому делу, плотницкому, например.

Поэтому активно верующих никогда не было много. По словам св.Феофана Затворника, жившего в XIX веке, регулярно исповедовались и причащались, жили духовной жизнью 1,2 процента жителей России. Когда в 1917 году солдатам была дана свобода выбора – ходить в храм или нет, – продолжило окормляться у полковых батюшек около 1 процента. В этом смысле почти ничего не изменилось.

Думаю, что за минувшие сто лет число воцерковленных людей, способных на такой труд, как молитва, не сократилось. Сейчас время особое. Христианство – не надоевшая мораль, а жизнь, в нем велика потребность, тысячи тянутся, кто-то доходит до храма. Но очень мешает та ложь, та напраслина, которая возводилась и продолжает возводиться на Церковь.

Выступали мы как-то с матушкой Стефанидой, настоятельницей Кылтовского монастыря в Республиканской больнице. Зал человек на 100-120 полностью набит людьми. Но атмосфера какая-то напряженная. Встает одна, говорит: «А че в вашей Церкви сидеть нельзя?» Матушка стала объяснять, а в ответ: «Не нужна нам такая церковь. Кто со мной – пойдем». Половина зала вышла. Вторая дама встает: «Иконы, попам руки лизать мне противно». Вышла и увела с собой еще половину народа. Осталось нас человек 15. И было очень хорошо.

Кого больше — православных или католиков?

Но я все думал: почему многие так не любят Церковь?

То драгоценное, бесценное, что есть в Церкви, открыто не всякому. А все, что есть плохого, – всегда на виду. И диавол клевещет, что это и есть суть православной веры, лжет, что никакой жемчужины в ней нет. И люди околдованы этой ложью.

Поэтому это правда, когда священник, возьмем меня, например, горько сетует иной раз, что нас, православных, не более одной сотой от числа народа. И неправда одновременно. Пришел я в одну палату к больным, вокруг собралось человек тридцать – целый приход. Поговорили тепло, решили, что назавтра приду их соборовать. Пришел, но они уже остыли за ночь. Только одна и согласилась пособороваться.

Ничего, я запомнил имена тех, кто в палате лежит. Стал произносить их на ектеньях, в молитвах, где положено. Смотрю – другие снова оттаяли. Не остались равнодушны.

Так сколько нас, православных? Во времена святителя Иоанна Златоуста, времена наивысшего расцвета веры, воцерковленных православных людей было не более 15 на сотню, и, очевидно, это предел. Но остальные их уважали, тянулись к ним. И государство было христианским.

Когда нам удастся расколдовать, освободить от лжи наших соотечественников – наша страна тоже станет православной. И неважно, что твердых в вере людей не так уж и много. Бог готов был помиловать Содом и Гоморру ради трех праведников. У нас больше. Ради них Господь Россию и терпит.

Священник Серафимовского собора Александр Коротаев (г.Киров):

Существуют данные по разным конфессиям – сколько там активно верующих, а сколько числится таковыми. Активных – 10-12 процентов.

Наверное, таких людей, которые более или менее живо причисляют себя к православию, у нас не меньше. Но причащаются 1-2 процента. А тех, кто причащается раз в месяц, гораздо меньше. Как правило, это те, кто имеет духовников, находятся под их руководством.

Но справедливы и те утверждения, что нас, православных, две трети общества. Это этически православные люди, которые связывают какие-то свои упования, надежды с верой. Они Церкви не чужие.

Меня больше волнует то, что через 20-25 лет русский народ может исчезнуть. Не физически исчезнуть, а утратить своеобразие, большую часть которого составляет православие. То есть у нас – русских христиан – есть менее четверти века, чтобы что-то изменить.

назад

вперед

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга

eskom@vera.komi.ru

Религиозный состав населения России — состав населения Российской Федерации по вероисповеданию, конфессиональной принадлежности.

В России, как и во всех демократических странах, граждане которых пользуются правом свободы совести и вероисповедания, религиозная принадлежность считается личным делом человека. Официальный учет верующих не ведется, поэтому статистические данные о религиозном составе населения фрагментарны и приблизительны.

Наиболее распространенные в России религии: христианство (православие), ислам, буддизм. Значительная часть населения страны — неверующие.

Правовые основы религиозной жизни в России

В Конституции Российской Федерации закреплены следующие правовые принципы относительно религии и религиозной жизни граждан:

запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание национальной и религиозной розни (глава 1, статья 13);

Российская Федерация — светское государство; никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (глава 1, статья 14);

религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (глава 1, статья 14);

государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности, отношения к религии, убеждений; запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности (глава 2, статья 19);

каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (глава 2, статья 28);

не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда религиозного превосходства (глава 2, статья 29);

гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (глава 2, статья 59).

Согласно Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»:

в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;

никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

Таким образом, закон устанавливает право граждан не отвечать на вопросы о религиозной принадлежности. Это затрудняет сбор статистики о религиозном составе населения России.

Закрепляя равноправие различных религий, закон учитывает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии русской культуры. Вместе с тем закон указывает на то, что прочие религии, широко распространенные в России (ислам, буддизм, иудаизм и др.), составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов Российской Федерации.

Религиозный состав населения России: опрос 2012 года

Официальной статистики относительно религиозной принадлежности россиян не существует. Все данные о религиозном составе населения России собраны в ходе различных социологических опросов. Численность последователей той или иной конфессии оценивается по-разному, в зависимости от методов и масштабов исследований.

В 2012 году был проведен Всероссийский репрезентативный опрос населения с целью составить картину вероисповеданий и национальностей России. В анкетах учитывались численность, географическое и административное распределение, следование религиозным практикам, мировоззренческие и социально-демографические характеристики респондентов.

Опрос проводился среди россиян, проживающих в городах и сельской местности. Выборка составила 56 900 респондентов в возрасте от 18 лет из 79 субъектов РФ.

Религиозная принадлежность

Число последователей

Православные (воцерковленные)

41 %

Верующие (без определенной религиозной принадлежности)

25 %

Атеисты

13 %

Мусульмане

4,7 %

Христиане

4,1 %

Мусульмане-сунниты

1,7 %

Православные вне Церкви

1,5 %

Язычники

1,2 %

Буддисты

0,5 %

Староверы

0,5 %

Протестанты

0,5 %

Мусульмане-шииты

0,5 %

Католики

0,5 %

Иудаисты

0,5 %

Индуисты

0,5 %

Пятидесятники

0,5 %

Согласно опросу, больше всего православных христиан в Тамбовской, Липецкой, Нижегородской, Курской, Рязанской, Пензенской и Тульской областях, а также в Мордовии. Меньше всего православных насчитывается в республиках Тыва и Дагестан.

Самый высокий процент мусульманского населения в Кабардино-Балкарской Республике, Башкирии, Карачаево-Черкесской Республике, Дагестане и Татарстане. Меньше всего мусульман (около 0,1 %) проживает в Орловской, Смоленской, Тамбовской, Нижегородской, Вологодской, Курской областях и Забайкальском крае.

Буддисты проживают главным образом в Тыве, Калмыкии, Бурятии, а также в Забайкальском крае. Меньше всего буддистов в Калининградской, Тюменской, Мурманской областях, в Республике Башкортостан, Москве и Санкт-Петербурге.

Самые высокие показатели атеизма у населения Приморского края, Алтайского края, Якутии, Амурской области, Хабаровского края, Калининградской области и Еврейской автономной области.

Сколько в России православных

Меньше всего атеистов в Дагестане и Северной Осетии.

Изменения в религиозном составе населения России: 1991 — 2011 годы

В августе 2011 года Левада-Центр провел опрос по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения. В число опрашиваемых вошли 1624 человека в возрасте от 18 лет, проживающие в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Результаты были сопоставлены с данными предыдущих опросов и выражены в процентном соотношении.

1991

1994

2001

2004

2007

2010

2011

Православие

31 %

38 %

50 %

57 %

56 %

70 %

69 %

Ислам

1 %

2 %

4 %

4 %

3 %

4 %

5 %

Католицизм

<1 %

<1 %

<1 %

<1 %

<1 %

<1 %

Протестантизм

<1 %

<1 %

<1 %

<1 %

<1 %

<1 %

Иудаизм

<1 %

<1 %

<1 %

<1 %

<1 %

<1 %

Другая религия

1 %

<1 %

2 %

1 %

1 %

<1 %

1 %

Не считаю себя верующим человеком

61 %

58 %

37 %

32 %

33 %

21 %

22 %

Затруднились ответить

6 %

1 %

7 %

6 %

6 %

4 %

4 %

Христиане в современной России

Согласно опросу ВЦИОМ 2010 года, две трети россиян соблюдают религиозные обряды, но не систематически, а лишь от случая к случаю (главным образом по праздникам).

По данным опроса, христианами являются 75 % населения России. Из числа христиан 84 % приняли крещение (в 1989 году — 89 %). Около 50 % христиан читали Священное Писание (в 1989 году читавших было только 38%).

Среди православных крещены 94 % респондентов, среди последователей других христианских религий — 58 %. Меньше всего крещеных верующих на Дальнем Востоке (66 %). Среди женщин, исповедующих христианскую религию, крещение приняли 88 %, среди мужчин — 79 %.

«Индекс веры»: сколько на самом деле в России православных&nbsp

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *