Содержание

Христианство — всемирная религия, во Христе нет ни эллина, ни иудея. Но в силу ряда причин оно у многих людей ассоциируется с Западом. А что Восток?

Христианство в трех великих восточных цивилизациях: Китае, Японии и Индии — тема этой подборки, основу которой составили лекции Василия Чернова, проходившие в нашем лектории. Заходите к нам — планируем лекции о христианстве и анархизме, сериале «Молодой Папа» и псалмотерапии.

Китай

«Сияющая религия: первое рождение и первая смерть христианства в Китае»
Василия Чернова

Лекция о первом появлении христианства в Китае и его неудаче. Христианство приходило в Китай трижды, но и сегодня христиан в этой древней стране немного. Если в послевоенном Китае бедственное положение христианства можно списать на коммунистическое правление, то что помешало этой религии закрепиться или хотя бы сохраниться со времени первых проповедников Евангелия в Поднебесной? Что встало на пути миссионеров, в VI в. открывших Китай и христианство друг другу? Почему в одной стране христианская религия веками выживает перед лицом гонений, а в другой — исчезает без очевидных причин? Наконец, какой урок мы можем извлечь из драматической судьбы первых китайских христиан?

«Христианство и китайская культура» А. В. Ломанова — кажется, единственная русская монография, обстоятельно рассматривающая историю христианства в Китае. Особую ценность представляет акцент книги на диалоге христианства и китайской духовности, сложные противоречия и взаимоотношения Благой Вести и Поднебесной, способы «перевода Благой Вести на китайский».

А. В. Ломанов рассматривает историю китайского христианства от прибытия несториан (VII в.) до конца XIX в.

«Христианство в Китае: история и современность» Дацышева — очерк истории христианства в Китае: несторианство в Средневековье, католическая и протестантская миссия в Новое время, история православия в Китае, восстание тайпинов (китайских христиан-утопистов) — крупнейшая в мире крестьянская война и антихристианские выступления, христианство в Китае в XX в. и на современном этапе.

Особое внимание Дацышен уделяет влиянию на общественно-политическую жизнь Китая в XIX в. и проблемам возрождения христианства в наше время. Особо интересен анализ отношений китайской и европейско-христианской культур.

«Из истории христианства в Китае» Иванова — собрание статей об истории и современном положении христианства в Китае: распространение христианства в Китае, христианство в КНР и Тайване. Лидеры Гоминьдана Сунь Ятсен и Чан Кайши как протестанты. Особенности китаизированного христианства и синкретические религиозные движения. Православная миссия в Китае и переводы библейских и богослужебных текстов на китайский.

Япония

«Христианство в Японии: рождение, гибель, воскресение» Василия Чернова

Как случилось, что первая христианская миссия в Японии, сначала весьма успешная, закончилась катастрофой? Какие силы и обстоятельства привели японскую христианскую общину, всего за столетие выросшую почти до трехсот тысяч человек, к почти поголовному истреблению? Наконец, какова была судьба тех немногих, кто сумел сберечь свою веру среди гонений и в полной изоляции от всего мира?

«Цветущая ветка сакуры. История Православной Церкви в Японии» Сухановой — популярное изложение истории японского православия от свт. Николая Японского до наших дней. Деятельность святого равноапостольного Николая (Касаткина): создание и упрочение Японской Православной Церкви. Японская Православная Церковь в первой половине XX века (1912–1945 гг.). Японская Православная Церковь после Второй мировой войны.

«История Японской Православной Церкви в XX веке: путь к автономии» — книга Натальи Сухановой, посвященная интереснейшей и мало знакомой широкой публике теме — истории японского православия после Николая Японского. Автор отдельно останавливается на проблеме юрисдикций, вызванной сложностями РПЦ в XX в., и на обретении Японской Церковью автономии.

Собрание дневников и писем равноапостольного Николая Японского. Эти дневники не нуждаются в комментариях: что можно добавить к тому, что это дневники святого? Особую ценность представляет то, что это не просто фиксация каких-то событий в жизни апостола Японии, хроника его миссии, но и очень откровенная запись его душевных движений: мы наблюдаем за его тоской, одиночеством, безвыходностью, чуть ли не депрессией. Главное, однако, не забывать, кто это пишет и что он сделал.

Будущий патриарх Сергий (Страгородский) по окончании Духовной Академии служил в Японии миссионером под руководством Николая Японского. Этому периоду его жизни посвящены книги «По Японии (записки миссионера)» и «На Дальнем Востоке. Письма японского миссионера».

Индия

«Загадки и уроки индийского христианства»
Василия Чернова

Почему истории изолированных человеческих сообществ вызывают такой интерес? Возможно, потому, что в них мы пытаемся разглядеть альтернативные варианты собственной исторической судьбы. Было ли всё предрешено или же могло пойти иначе? То, что нам кажется непреложным, — не есть ли это лишь одна из многих условностей, проявление культуры или стечение исторических случайностей?

История древнейшей христианской общины в Индии — ее членов еще называют «христианами святого Фомы» — отвечает на многие из этих вопросов, оставляя, однако, еще больше загадок. Как удавалось сиро-иранским христианам веками хранить свою идентичность среди гонений, в окружении древней и развитой нехристианской культуры? Почему контакт с европейцами в итоге расколол не только индийских христиан, но и белых колонистов? Наконец, как сложились судьбы осколков древней общины в дальнейшем?

Рождение, жизнь и смерть церквей

«Обобщающая» лекция Василия Чернова

Пятидесятницу часто называют днем рождения Церкви. Большинство христиан верят, что Церковь, возникшая в этот день почти 2000 лет назад, будет существовать до конца времен. Однако история свидетельствует, что подобная уверенность оправдана лишь отчасти. Известно множество примеров, когда большие христианские общины и даже целые поместные церкви исчезали с лица земли. Рушились стены храмов, гибли рукописи, забывалась духовная мудрость, и сегодня лишь археологи работают в тех местах, которые некогда считались оплотами веры…

Рождение и смерть связаны в нашем мире, и любая отдельно взятая христианская культура, единожды зародившись, начинает путь к своему концу. Завершение пути бывает разным. Церковь Северной Африки, подарившая миру блаженного Августина, была сметена вихрем завоевателей и обратилась в ничто. Византийское православие, исчезнув, дало жизнь целому сонму национальных духовных традиций. На Северном Кавказе христианская цивилизация умирала несколько веков из-за изоляции, культурного упадка и конфликтов могущественных соседей. Христианские общины Индии, Ирана, Египта смогли выжить, лишь замкнувшись в этноконфессиональные анклавы.

Почему история той или иной Церкви порой завершается? Чем определяется то, что будет в конце? Каким может быть итог исторического пути современных христианских Церквей? Историк религии Василий Чернов и психолог Наталия Скуратовская поделятся своими мыслями на эту тему.

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Владимир Шалларь

Редактор медиатеки «Предание.Ру»

  • В плане религиозных убеждений Тайвань очень разнообразен. Здесь практикуют буддизм, даосизм, христианство, мормонизм, присутствует Церковь объединения, католицизм, ислам, православие, иудаизм и индуизм, а также представлены местные секты, такие как Игуаньдао и прочие. Жители острова не только уважают традиционные верования, но и открыты другим религиям, приходящим извне.
    Преимущественные традиционные религии, исповедуемые на Тайване — это буддизм, даосизм и народные верования. Тем не менее, за исключением небольшого числа исключительно буддийских храмов, большинство традиционных культовых мест острова объединяют все три традиции. Религиозная церемония Дунган Ванье
    Конфуцианство — еще одна важная составляющая религиозного мышления на Тайване. Конфуций был самым известным и любимым китайским наставником, ратующим за практику ритуалов предков и уважение к ним. Император Юань-ди из Западной династии Хань (207 г. до н.э. — 24 г. н.э.) построил первый храм в честь Конфуция, после чего было возведено еще множество святилищ в знак уважения к мудрецу. Религии из внешнего мира впервые появились на Тайване в начале 17-го века, когда испанские и голландские миссионеры стали проповедовать католицизм и протестантизм. Пресвитерианство, одно из направлений в протестантизме, возможно, сыграло наиболее заметную роль в истории Тайваня.
    Даосизм — традиционное китайское учение, и многие из его богов — это обожествленные люди, которые на самом деле жили в прошлом и внесли важный вклад в развитие общества. Классический пример — Гуань Гун, бог войны; при жизни он был известен как Гуань Юй, военачальник эпохи Троецарствия. Даосизм пришел на Тайвань в 17 веке, но в период японской оккупации (1895-1945) его сторонников притесняли из-за того, что учение несло дух китайской культуры. В те годы исповедующим даосизм приходилось тайно поклоняться своим богам в буддийских храмах, и после того, как страна вернулась под власть Китая, сближение двух религий продолжилось. Сегодня всем божествам поклоняются в одном храме — одна из уникальных религиозных особенностей Тайваня.

    Смотрите также: Свобода религии в Китае Несторианская стела является Тан китайской Стелы возведена в 781 г. н.э. , что документы 150 лет истории раннего христианства в Китае. Он включает тексты как на китайском, так и на сирийском языках .

    Христианство по странам

    Портал христианства

    Христианство в Китае появилось в 7 веке, во времена династии Тан , но не пустило корни до тех пор, пока не было повторно введено в 16 веке миссионерами-иезуитами . Сегодня в его состав входят католики , протестанты , евангелисты и небольшое количество православных христиан . Хотя его история в Китае не такая древняя, как даосизм , буддизм махаяны или конфуцианство , христианство различными путями присутствует в Китае, по крайней мере, с VII века и приобрело значительное влияние за последние 200 лет. Число китайских христиан значительно увеличилось после ослабления ограничений на религиозную деятельность во время экономических реформ в конце 1970-х годов; До 1949 года христиан было четыре миллиона (три миллиона католиков и один миллион протестантов). Точные данные о китайских христианах труднодоступны. В 2018 году правительство заявило, что в Китае более 44 миллионов христиан. С другой стороны, по оценкам некоторых международных христианских организаций, существуют еще десятки миллионов человек, которые предпочитают не называть себя таковыми публично, но эти оценки обычно противоречивы и даже подозреваются в преднамеренной инфляции. Отправление вероисповедания по-прежнему жестко контролируется властями. Китайский в возраст старше 18 лет имеют право вступать только официально санкционированные христианские группы , зарегистрированные с утвержденным правительством протестантской Три самостоятельной Церковью и Китаем христианского советом и китайской Отечественной католической церковью . С другой стороны, многие христиане практикуют в неформальных сетях и незарегистрированных общинах, которые часто называют домашними церквями или подпольными церквями , распространение которых началось в 1950-х годах, когда многие китайские протестанты и католики начали отвергать контролируемые государством структуры, якобы представляющие их. Считается, что члены таких групп представляют «молчаливое большинство» китайских христиан и представляют множество разнообразных богословских традиций.

    Китай — это огромная и многонациональная страна. Пятая часть населения нашей планеты – граждане Китайской Народной Республики. На этой территории существовало множество могущественных империй и сталкивались интересы всех великих коллониальных держав. Пестрый многонациональный состав вызван тем, что где-то в этом регионе начинались и заканчивались движения народов. На самом деле нет такого понятия, как китаец. У коренных жителей Китая существует множество народностей. На данный момент национальный состав Китайской Народной Республики выглядит так: 90% — представители народности Хань, 8% — представители всевозможных Китайских народностей. Остальные 2% представлены тибетцами, корейцами, монголами, уйгурами, таджиками, киргизами, казахами и многими другими.

    Такая ситуация вызывает и большое религиозное разнообразие. Основными религиями Китая являются даосизм и буддизм. Около 20 млн. жителей КНР исповедуют ислам. В основном, мусульмане Китая — это казахи, киргизы, таджики и другие народы, проживающие на западе страны.

    Христианство исповедуют около 5% населения страны. Веру в Христа в Китай принесли несторианские миссионеры с территории современного Ирана в VII веке. Через два века христианство в Китае стало подвергаться преследованию государства и несторианские монастыри были закрыты. В XIII веке Китай достигла францисканская миссия. Позже тут появились иезуиты и многие другие монашеские ордена. Появлялись также миссионеры Православной церкви из Российской Империи. Все это время христианство подвергалось гонениям со стороны властей, а также представителей других религий. В XIX веке в Китай хлынула волна протестантских миссионеров из Европы и США. Это было связано с коллониальным вторжением и торговыми проектами западных государств. Миссия очень быстро росла, открывались новые церкви. Впервые миссия ушла с побережья в глубь материкового Китая. Но западные коллонизаторы и торговцы вели жестокую политику по отношению к местному населению. В итоге, это вызвало волну борьбы с иностранцами в Китае и также негатив по отношению к христианским проповедникам.

    С конца ХIX века в Китае началась большая смута. Сначала пал монархический режим. После чего последовал ряд гражданских войн. В итоге, в 1949 году была образована КНР. К власти в стране пришли коммунисты. Они провозглашали бесклассовое общество и отмену всех религий. Вплоть до 1979 года было запрещено отправление всех религиозных обрядов.

    На данный момент в стране провозглашена свобода вероисповедания. Но она касается только тех организаций, которые являются узаконенными и полностью контролируются государством. Есть православное, католическое и протестантское объединение. Они полностью сотрудничают с государством и являются скорее элементом системы. На самом деле, это лишь государственный институт, призванный максимально контролировать население, совершенно не выполняющий основных своих функций. Но в Китае гораздо больше христианских общин, оставшихся верными Христу и своему истинному предназначению. Подпольные христиане Китая подвергаются серьезным гонениям. Но, несмотря на реальную опасность для жизни, число христиан в подпольных церквях с каждым годом увеличивается.

    Действие иностранных проповедников на территории Китая провозглашено угрозой государственной безопасности страны. Также и действие подпольных церквей приравнивается к деятельности шпионских организаций.

    [ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *