ФИО автора: Трофимова Мария Александровна

МБОУ СОШ с.Дуван

Учитель начальных классов

Выполнили: обучающиеся 4б класса

Руководитель: Трофимова М.А.

Сроки реализации:

Внимание! Внимание!

Спешите все за знаниями!

Царица Математика всех вас будет ждать!

Она научит детишек считать:

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Загадки отгадывать, задачки решать

Новые знания добывать!

Награды ожидают всех!

Пусть вам сопутствует успех!

План проведения недели математики в 4б классе

Дата

Название мероприятия

30 — 31 января

Открытие недели математики

Зачет «Таблица умножения»

31 января

Анкета-игра «Я, мой класс и школа в числах»

1 февраля

Выставка рисунков «С кем дружат числа»

Конкурс «Лучший счетчик»

2 февраля

Конкурс поделок «Занимательные числа и фигуры»

2 февраля

Внеклассное мероприятие «Математическая игра – веселый поезд»

3 февраля

Конкурс «Математическая сказка»

Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным.

Б. Паскаль

Открытие » Недели математики»

Посвящение математике.

Арифметика! Даже в каменный век

Обращался к тебе человек.

Без тебя невозможно предметы считать,

Невозможно построить мосты

Там, где сложное, новое надо создать,

Лучшим другом становишься ты.

Если раньше тебе приходилось одной

Много трудных вопросов решать,

То теперь на просторах планеты большой

Ты у нас многодетная мать.

Геометрия, алгебра — дети твои,

С ними в жизнь претворяем мечты,

Но запомни: огромным успехом своим

Человеку обязана ты.

Важное знание.

В наше время, чтобы строить И машиной управлять, Прежде нужно уже в школе Математику узнать.

На войне ли современной, В годы ль мирного труда, При расчетах непременно Математика нужна.

Давайте, ребята, учиться считать!

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.

Без счета не будет на улице света.
Без счета не сможет подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Летит выше звезд арифметика наша,
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины кует,
До самого неба рукой достает.

Считайте, ребята, точнее считайте:
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте.
Учебник научит вас точному счету,
Скорей за работу, скорей за работу!

Анкета — игра «Я, мой класс и школа в числах»

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает задание.

1. Номер кабинета нашего класса.

2. Сколько человек в классе?

3. Сколько в классе девочек?

4. Сколько в классе мальчиков?

5. Кого/ чего в классе только 1? (учитель, пианино, доска, компьютер, имя Ангелина и т.д.)

6. Кого/ чего в классе только 2?

7. Кого/ чего в классе только 3?

8. Кого/ чего в классе только 4?

9. Кого/ чего в классе только 5?

10. Сколько окон в актовом зале школы?

11. Сколько имен в классе на букву Б? А? Г?

12. Найдите периметр и площадь нашего кабинета.

13. Сколько всего членов семьи в вашей группе.

14. Определите средне арифметический возраст вашей группы.

15. Найдите периметр учебника математики.

16. Сколько дверей на втором этаже школы.

Конкурс «Лучший счетчик»

Принимают участие все желающие

За 10 минут решить 10 примеров и выражений

Победители награждаются медалью и подарком

Конкурс поделок » Занимательные числа

и фигуры»

Обучающиеся на уроке технологии изготавливают панно «Занимательные числа и фигуры» За основу берётся картонная заготовка в виде геометрической фигуры (круг, овал, ромб и др.) Затем дети из пластилина или соленого теста лепят числа и прикрепляют на фигурную основу. Работы получаются яркие и необычные.

Из выполненных работ в классе оформляется выставка. В конце недели ребята выбирают понравившиеся панно, и учитель вручает грамоту «Приз зрительских симпатий»

Выставка рисунков «С кем дружат числа»

1 вариант: на уроке ИЗО обучающиеся рисуют любую цифру в виде какого–либо предмета, на который она похожа. Например, 1 – стоящий боком человек, 2 – лебедь, стоящая змея, 3 – птица в полёте, 4 – перевёрнутый стул, 5 — одноколёсный велосипед т.д.

2 вариант: обучающиеся рисуют по своему воображению на тему Дружбы чисел

Цели проекта

  1. Принять участие в общешкольной неделе математики.
  2. Убедиться в том, что математика – чудесная и интересная наука.
  3. Расширить знания, повысить свой интеллект.
  4. Быть дружными и оказывать друг другу помощь.
  5. Нарисовать рисунки и изготовить поделки.
  6. Повторить таблицу умножения.
  7. Выявить самых быстрых и лучших «счетчиков».
  8. Провести измерительную практическую работу в ходе игры «Я, мой класс и школа в числах», повторить понятие периметра и площади фигур.
  9. Сочинить и проиллюстрировать сказку на математическую тематику, познакомиться с вариантами других математических сказок.
  10. Оформить проект с фотоотчетом по завершению недели.

Внеклассное мероприятие «Математическая игра — веселый поезд»

Заранее обучающиеся инсценируют сказки.

Цель:

— развитие логического мышления, находчивости, сообразительности, памяти, оригинальности и гибкости мышления.

-воспитание выдержки, терпения, заинтересованности к математике.

Вступление.

Тем, кто учит математику,

Тем, кто учит математике,

Тем, кто любит математику,

Тем, кто ещё не знает,

Что может полюбить математику, эстафета наша посвящается! Ребята мы отправляемся на веселом поезде в страну «Математика». Путешествуя по стране » Математика» мы посетим следующие станции:

  1. Инсценирование
  2. Логические задачки
  3. Мозаика
  4. Карандаши и спички
  5. Геометрические фигуры
  6. Кроссворд
  7. Математический фокус

1 станция «Инсценирование»

Вы приготовили небольшие инсценировки, давайте посмотрим, что у вас получилось

Сценка «Таблица умножения”

Две девочки третьеклассницы догоняют убегающую подругу, продолжая занятия с ней, — повторение таблицы умножения.

Маша: (требовательно)

Скажи нам, сколько будет шестью шесть!

Лентяйка.

Вы погодите, дайте сесть. (Садится)

Я сразу не соображу.

Я посижу, тогда скажу.

Настя: (садясь слева от нее).

А сколько будет пятью пять?

Маша: (села справа от лентяйки).

Уж это стыдно бы не знать.

Лентяйка.

Ну как мне этого не знать? Я просто не хочу сказать. (Капризно)

Вот не желаю… не хочу…

Вот не хочу и промолчу…

Обе девочки переглянулись, решили терпеливо продолжать.

Настя: (настойчиво)

А сколько будет семь на семь?

Лентяйка (вскочила с возмущением)

Вы надоели мне совсем… (Несколько спокойнее.)

Я это завтра вам скажу… Сейчас мне некогда – спешу… (Хочет уйти)

Маша: (останавливая ее)

А сколько будет трижды три?

Настя: Скажи, да тут хоть не соври!

Лентяйка (со стоном).

Ах, я больна… я вся в жару… В жару я, может, и совру…

(Девочки смеются)

Маша: А сколько будет дважды два?

Лентяйка (хнычет)

От вас устала голова…

Ну отвяжитесь, вас прошу…

(В сторону.) Пойду у мамы я спрошу… (Уходит)

Девочки смеясь уходят в другую сторону.

Учитель: Надеюсь, что эта сценка будет для некоторых из вас поучительной, ведь таблицу умножения необходимо знать всем без исключения.

Сценка «Треугольник и Квадрат».

Жили- были два брата –

Треугольник с Квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать Квадрат:

«Почему ты злишься, брат?»

Тот кричит ему: «Смотри:

Ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре!»

Но Квадрат ответил: «Брат!

Я же старше, я Квадрат».

И сказал еще нежней:

«Неизвестно, кто нужней!»

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал: «Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился – был Квадратом,

А проснешься – без углов!»

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он – нет квадрата.

Онемел… Стоял без слов…

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов.

Ведущий: спасибо за выступление, а мы переходим к следующей станции

  1. Станция «Логические задачки»

Если знаете правильный ответ, поднимайте руки и получайте жетон

1. Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)

2. У бабушки жил внук Федор, пес Шарик, кот Вася. Сколько внуков у бабушки?(1)

3. Сколько в комнате кошек, если в каждом из четырех углов комнаты сидит по одной кошке, а напротив каждой кошки сидят по три кошки?(3)

4. Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах?(2)

5. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 минуты)

6. Длина удава

Удав в мультфильме был равен 38 попугаям, а императорский удав (Мексика) равен по длине 11 травянистым синекрылым попугаям (Тасмания), длина тела которых 23 см. Найдите длину Императорского удава. (253 см).

3 станция «Мозаика»

Станция «Мозаика» Работа в 3 группах. 1. На этой станции участникам выдаются разноцветные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники и т. д.) и клей. На листе бумаги нужно сделать аппликацию. Кто быстрее справится и у кого лучше получится рисунок.

  1. Станция «Карандаши и спички «

1) «Математика из карандашей»

Для проведения этой игры нужны цветные карандаши. Соревнуются три команды. Учащиеся в командах становятся по парам. Перед каждой командой на одинаковом расстоянии находятся карандаши (10-15 штук) в маленьком подарочном пакете. Учитель называет число, фигуру и другие математические понятия, а пара из команды добегает до пакета с карандашами и выкладывает названное определение.

Например, треугольник – 6 карандашей, ломаная незамкнутая линия – 5 карандашей, три – 4 карандаша, плюс – 4 карандаша, см – 7 карандашей, х(икс) – 4 карандаша, пятиугольник – 7 карандашей, 12 – 7 карандашей, знак больше — 4 карандаша, 85 – 12 карандашей.

2) Работа в группе по 2 человека Положи 12 спичек так, чтобы получилось 5 квадратов.
3) В фигуре, построенной в предыдущей задаче, убери 4 спички так, чтобы осталось два одинаковых квадрата.
4) В фигуре задачи № 1 убери 2 спички, чтобы осталось два квадрата разного размера.

  1. станция «Геометрические фигуры»

«На фигуры посмотри…»

Посмотрите в течение 10 секунд на нарисованные фигуры, запомнить их порядок и у себя на листе воспроизведите эти фигуры. За правильный ответ – жетон.

Цифра верная нужна!

Часто знает и дошкольник, что такое треугольник.
А уж вам то, как не знать.
Но совсем другое дело, быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой, сколько разных

Рассмотри.
Всё внимательно исследуй
И по краю и внутри.

Художник.

Нарисуйте двумя руками одновременно: левой – три окружности, правой – два квадрата.

6 станция «Кроссворд»

Работа в 3 группах

1. Линия, которую нельзя свернуть.

2. Оценка плохого ученика.

3. Часть прямой, но не луч.

4. Ребус: в букве О число 7.

5. Единица измерения длины.

6. Прямоугольник, у которого все стороны равны.

7. В треугольнике их ….

8. Инструмент для измерения длины.

9. Форма Солнца, часов …. (не окружность, а …)

10. Результат сложения.

7 станция «Математический фокус»

  • Задумайте число. Запомните его.
  • Умножь его на 2.
  • К произведению прибавь 3.
  • Полученную сумму умножь на 4.
  • От полученного произведения вычесть 12.
  • Полученную разность разделить на задуманное число.

У вас получилось 8?!!

За правильные решения — жетон

Учитель

Подведение итогов. Количество жетонов

Поздравляю участников игры. Все вы молодцы! Желаю вам пронести любовь к математике «царице всех наук» через всю жизнь. Пусть ваша смекалка и крепкие знания помогут вам справиться с любой математической задачей, а решения будут для вас легкими и интересными. Желаю, что бы в вашей жизни не было не решенных задач.

Сценка «Таблица умножения”

Две девочки третьеклассницы догоняют убегающую подругу, продолжая занятия с ней, — повторение таблицы умножения.

Маша: (требовательно)

Скажи нам, сколько будет шестью шесть!

Лентяйка.

Вы погодите, дайте сесть. (Садится)

Я сразу не соображу.

Я посижу, тогда скажу.

Настя: (садясь слева от нее).

А сколько будет пятью пять?

Маша: (села справа от лентяйки).

Уж это стыдно бы не знать.

Лентяйка.

Ну как мне этого не знать? Я просто не хочу сказать. (Капризно)

Вот не желаю… не хочу…

Вот не хочу и промолчу…

Обе девочки переглянулись, решили терпеливо продолжать.

Настя: (настойчиво)

А сколько будет семь на семь?

Лентяйка (вскочила с возмущением)

Вы надоели мне совсем… (Несколько спокойнее.)

Я это завтра вам скажу… Сейчас мне некогда – спешу… (Хочет уйти)

Маша: (останавливая ее)

А сколько будет трижды три?

Настя: Скажи, да тут хоть не соври!

Лентяйка (со стоном).

Ах, я больна… я вся в жару… В жару я, может, и совру…

(Девочки смеются)

Маша: А сколько будет дважды два?

Лентяйка (хнычет)

От вас устала голова…

Ну отвяжитесь, вас прошу…

(В сторону.) Пойду у мамы я спрошу… (Уходит)

Девочки смеясь уходят в другую сторону.

Сценка «Треугольник и Квадрат».

Жили- были два брата –

Треугольник с Квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать Квадрат:

«Почему ты злишься, брат?»

Тот кричит ему: «Смотри:

Ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре!»

Но Квадрат ответил: «Брат!

Я же старше, я Квадрат».

И сказал еще нежней:

«Неизвестно, кто нужней!»

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал: «Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился – был Квадратом,

А проснешься – без углов!»

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он – нет квадрата.

Онемел… Стоял без слов…

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов.

6 станция «Кроссворд»

Работа в 3 группах

1. Линия, которую нельзя свернуть.

2. Оценка плохого ученика.

3. Часть прямой, но не луч.

4. Ребус: в букве О число 7.

5. Единица измерения длины.

6. Прямоугольник, у которого все стороны равны.

7. В треугольнике их ….

8. Инструмент для измерения длины.

9. Форма Солнца, часов …. (не окружность, а …)

10. Результат сложения.

1. Номер кабинета нашего класса.

2. Сколько человек в классе?

3. Сколько в классе девочек?

4. Сколько в классе мальчиков?

5. Кого/ чего в классе только 1? (учитель, пианино, доска, компьютер, имя Ангелина и т.д.)

6. Кого/ чего в классе только 2?

7. Кого/ чего в классе только 3?

8. Кого/ чего в классе только 4?

9. Кого/ чего в классе только 5?

10. Сколько окон в актовом зале школы?

11. Сколько имен в классе на букву Б? А? Г?

12. Найдите периметр и площадь нашего кабинета.

13. Сколько всего членов семьи в вашей группе.

14. Определите средне арифметический возраст вашей группы.

15. Найдите периметр учебника математики.

16. Сколько дверей на втором этаже школы.

1. Номер кабинета нашего класса.

2. Сколько человек в классе?

3. Сколько в классе девочек?

4. Сколько в классе мальчиков?

5. Кого/ чего в классе только 1? (учитель, пианино, доска, компьютер, имя Ангелина и т.д.)

6. Кого/ чего в классе только 2?

7. Кого/ чего в классе только 3?

8. Кого/ чего в классе только 4?

9. Кого/ чего в классе только 5?

10. Сколько окон в актовом зале школы?

11. Сколько имен в классе на букву Б? А? Г?

12. Найдите периметр и площадь нашего кабинета.

13. Сколько всего членов семьи в вашей группе.

14. Определите средне арифметический возраст вашей группы.

15. Найдите периметр учебника математики.

16. Сколько дверей на втором этаже школы.

1. Номер кабинета нашего класса.

2. Сколько человек в классе?

3. Сколько в классе девочек?

4. Сколько в классе мальчиков?

5. Кого/ чего в классе только 1? (учитель, пианино, доска, компьютер, имя Ангелина и т.д.)

6. Кого/ чего в классе только 2?

7. Кого/ чего в классе только 3?

8. Кого/ чего в классе только 4?

9. Кого/ чего в классе только 5?

10. Сколько окон в актовом зале школы?

11. Сколько имен в классе на букву Б? А? Г?

12. Найдите периметр и площадь нашего кабинета.

13. Сколько всего членов семьи в вашей группе.

14. Определите средне арифметический возраст вашей группы.

15. Найдите периметр учебника математики.

16. Сколько дверей на втором этаже школы.

План проведения недели математики в 4б классе

Дата

Название мероприятия

30 — 31 января

Открытие недели математики

Зачет «Таблица умножения»

31 января

Анкета-игра «Я, мой класс и школа в числах»

1 февраля

Выставка рисунков «С кем дружат числа»

Конкурс «Лучший счетчик»

2 февраля

Конкурс поделок «Занимательные числа и фигуры»

2 февраля

Внеклассное мероприятие «Математическая игра – веселый поезд»

3 февраля

Конкурс «Математическая сказка»

Сказка про цифру 4 для дошкольников

Четыре желания цифры четыре

Однажды цифра 4 взяла с собой пакет с четырьмя печеньями и пошла гулять в лес. Не успела она дойти до леса, навстречу ей четыре волка бегут, еле дышат.

– Куда это вы бежите? – удивилась цифра 4.

– От страшного зверя убегаем. Раньше мы сами всех пугали, а теперь поселился в чаще леса огромный зверь с четырьмя глазами, четырьмя крыльями и четырьмя хвостами. Он так страшно рычит, что даже нас, волков, до смерти напугал, – сказали волки и убежали.

«Если это зверь с четырьмя глазами, четырьмя крыльями и четырьмя хвостами, значит, я с ним подружусь», – подумала цифра 4.

Зашла она в лесную чащу и услышала страшный рев:

– Кто пришёл ко мне?

– Это я – цифра 4, – сказала цифра.

– Что ты принесла? – снова зарычал зверь.

– Четыре сладких печенья, – ответила цифра 4.

– Скорее, давай их сюда, – завопил страшный зверь.

Цифра 4 бросила зверю четыре печенья, и он мигом проглотил их

– Я умирал от голода, а ты накормила меня, – вдруг замурлыкал зверь. – За это я исполню четыре твоих желания.

– Хочу, чтобы в мире было больше четвероногих, четве- рокрылых, четырехугольных и четырехглазых! – попросила цифра 4.

Подписывайтесь на блог автора сайта
@mama7ya.ru

***

Сказка про цифру 4 для 1 класса

Жила-была цифра Четыре. Она всегда стояла на тоненькой ножке, и была вся такая чрезвычайная и чарующая. Но вот однажды случилось ужасное.

Школьник Кузя обидел её. Он посчитал, что Четвёрка недостаточно красивая, угловатая, её трудно написать, и стёр стирательной резинкой. Цифра Четыре обиделась, и убежала из Математического царства.

Что тут началось!

Дома из четырехугольных превратились в пятиугольные, шкафы стали треугольные, а окна – шестиугольные. С неустойчивых разноугольных тумбочек стали сыпаться предметы. Всё выглядело непривычно и, если честно, страшновато.

Школьник Кузя испугался первым. Он понял, что цифру 4 надо срочно возвращать в Математическое царство. И крикнул погромче: «Уважаемая цифра Четыре, возвращайся! Мы тебя любим и ценим. Без тебя в этом мире всё вкривь и вкось».

И Четвёрка вернулась. С её возвращением всё в этом мире стало гармоничным и красивым.

***

Сказка где встречается цифра 4

Четверка в Королевстве математики

Другой жительницей королевства Математики была Четверка, она жила вот в таком дворце.

Во дворце было четыре комнаты. В одной комнате жил Ежик, другой – Котик, в третьей – Черепаха, а в четвертой сама хозяйка Четверка.

Они весело развлекались, пели, танцевали.

Однажды, Четверка рассказала своим друзьям, что есть четыре стороны света: север, юг, восток и запад, и они захотели отправиться в путешествие.

Они взяли с собой четыре яблока, четыре печенья, четыре сока, сели в самолет и полетели на север. Там было много – много снега и жили белые медведи.

Четверка со своими друзьями очень замерзли и решили они отправиться на юг. На юге было жарко, там пели необычные птицы и водились интересные животные.

Когда наши путешественники попали на восток, их встретил восточный принц, который гордо ехал на слоне. А на западе Четверка познакомила своих друзей с ковбоями – храбрыми героями.

Путешественники очень устали и полетели домой, в королевство Математики. Дома Ежик, Котик и Черепаха сочинили для Четверки стишок:

У меня в руке флажок!

Посмотри скорей, дружок,

До чего же он хорош,

На четверочку похож!

© Валентина Еремеева, 2016

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Пролог

Вы любите математику, друзья? А знаете ли вы, что это не просто наука, а целая планета, на которой расположено большое количество различных стран: Геометрия, Тригонометрия, Алгебра и другие. Каждая страна – это новые герои и новые приключения.

Главная на этой планете – царица Математика по имени Цифира. Одна она ни за что не смогла бы управлять всеми городами и посёлками, многочисленными жителями. В стране Геометрии её правая рука – Фея Геометрии. У неё много помощников: принцессы Леталочка, Умейка, Лекарка…. Они помогают своим друзьям преодолеть все трудности, учат не только математические понятия, определения, но и правила общения между собой.

Рядом со страной Геометрия находится Арифметика. Здесь много разных городов: Цифроград, Числоград, город Признакус, город Относитикус, город Выраженный, город Задачный и другие. В стране Арифметике главным помощником царицы является маг Арифм. Его коллеги и сподвижники – магистры Бим и Бом, счетоводы Тим и Том…

В одной из стран мы побывали. Это Геометрия. Мы познакомились с её жителями, узнали об их жизни.

А встречаются ли обитатели разных стран планеты Математикус? Дружат ли страны между собой? Кто населяет страну Арифметика?

Об этом рассказ в новой книге «Нолик и Кружок».

Глава 1. Кружок

Город Точкоград. Замок Феи Геометрии. Здесь кипит работа. В зале Превращений появляются новые фигуры. Они ищут товарищей и друзей. Большие фигуры и малыши бегают, прыгают, присоединяются друг к другу. В комнате царит шум и гам.

Среди других геометрических фигур находится и маленький Кружок. Он с интересом наблюдает за действиями других фигур.

Проходит несколько дней и фигуры начинают пропадать, а потом появляются вновь. Кружок подходит к большому взрослому Кругу:

– Куда исчезают фигуры?

– Они отправляются в Геометрическую школу, чтобы получить первичные знания. Ты уже был в этой школе?

– Что я там забыл! Я и так всё про себя знаю.

– Что же ты знаешь?

Кружок раздувается от важности и громко говорит:

– Круг – это раскрашенная или вырезанная окружность. Центр круга или окружности обозначается точкой О. Если провести отрезок из центра круга к любой точке на его окружности, то получится радиус, а если провести отрезок от одной точки окружности к другой – хорда, если этот отрезок будет проходить через центр окружности, то это диаметр. Диаметр равен двум радиусам.

Кружок кричит, что привлекает внимание других геометрических фигур. Они бросают все дела и подходят к кругам. Большой Круг внимательно выслушивает Кружка и интересуется:

– Как построить окружность по диагонали квадрата?

– Как? Как? А зачем мне это знать? Главное ведь я знаю.

– Скоро ты станешь самостоятельным, и тебе пригодятся все знания по геометрии.

– Ничего, и так проживу.

Все геометрические фигуры смотрят на маленького Кружка неодобрительно и расходятся, занявшись своими делами: одни читают книги, другие решают задачи, третьи пишут что-то в тетрадках. Один Кружок ничем не занимается. Ему скучно и грустно. Он начинает играть с такими же малышами, как он, но товарищи через несколько минут отправляются в школу.

Прошла неделя. Кружок видит, как несколько фигур подходят к появившемуся в стене окошку. Оно открывается, фигуры прыгают на подоконник и исчезают.

– Куда пропали эти фигуры? Что это за окошко? Зачем туда нужно прыгать? – пристаёт он с вопросами к Кругу.

Круг отмахивается от него, но Кружок не отстаёт. Он начинает ходить за Кругом по всему залу, ожидая ответа на свои вопросы.

Круг сдаётся, отводит малыша в угол, где стоят маленькие диванчики, усаживает на один из них. Взрослый медленно и понятно всё начинает объяснять.

Кружок узнаёт, что все геометрические фигуры в определённый момент отправляются в самостоятельную жизнь. Через окошко они идут в кабинет к Фее Геометрии. Она даёт каждому разрешение на проживание в определённом городе страны Геометрии.

Теперь Кружок ждёт, когда же и ему предоставят свободу. Но дни идут, а он всё ещё остаётся в замке. Вот и Круга нет, и другие знакомые ему геометрические фигуры исчезли, а он всё в зале Превращений.

Вдруг Кружок слышит, как над ним смеётся маленький Квадратик. Подлетает он к обидчику, толкает его. А Квадратик встаёт и говорит возмущённо:

– Драться-то ты умеешь, умному ничему не хочешь учиться, поэтому и сидишь в зале Превращений так долго. Будешь сидеть здесь всегда, потому что Фея выпускает в самостоятельную жизнь только прилежных и любознательных.

Кружок вздохнуть не может от возмущения, но возразить нечего. Он долго обдумывает слова Квадратика и понимает, что тот прав. Другой бы на его месте понял свою промашку и отправился в Геометрическую школу, но Кружок ленив и упрям. Он думает идти другим путём. Наш герой решает бежать из замка Феи Геометрии.

Глава 2. Нолик

Город Цифроград из страны Арифметика небольшой, всего десять улиц по числу цифр.

Улица Нулевая представлена круглыми и овальными домиками разных цветов и размеров. Они расположены лучами вокруг Круглой площади. Именно отсюда легко попасть во дворец царицы Математики. Этот дворец находится во всех городах планеты Математикус, но войти туда можно только по особому пропуску, выданному царицей Цифирой.

У цифр очень важная работа: составлять числа. Этим они занимаются в другом городе – Числограде, куда отправляются каждое утром на работу. Днём поселение безлюдно, только иногда мелькают фигуры взрослых и пожилых цифр, а остальные работают или учатся в детских садах и школах.

На улице Нулевой в домике с круглыми окнами и большими дверями живёт маленький Нолик. Он сам раскрасил свой домик в зелёный цвет, потому что был самым свободным в их семье.

Папа у него работает Главным Придворным Советником. Мама – Главной Придворной Дамой царицы Математики. Братья и сёстры служат при дворе пажами и фрейлинами.

Рано утром всё семейство отправляется на Круглую площадь. Папа Ноль в плаще, мама Единица – в длинном платье с пелериной, старшие дети в нарядных одеждах выстраиваются на площади у фонтана. Папа бросает в бассейн блестящий диск. Вода бурлит, поднимаясь большой струёй, которая превращается в узкий прозрачный мостик. Подниматься по нему нужно очень быстро, иначе не попадёшь во дворец.

Нолик грустно смотрит, как мостик удаляется, унося придворных к царице Цифире. Нолик ещё очень мал, чтобы служить во дворце.

Он дошколёнок и скоро будет посещать первый класс, но в школу не берут до сентября. Все друзья отдыхают на море, а он сидит дома, ведь родители не могут оставить службу. Они просят потерпеть немного. Сын долго ждёт обещанного. Он целых три дня смотрит мультики, читает книги, рисует. На четвёртый день ему всё надоедает.

Малыш скучает в обществе старого Ноля-пенсионера. Дедушка сегодня рассказывает внуку сказки и весёлые истории, но быстро устаёт и засыпает.

Нолик тихонько открывает дверь и выходит на улице. Куда повернуть? Слева улица Единиц, справа – Девяток. Где он найдёт товарищей для игр?

Улица Девяток расположена на холме, вокруг которого протекает ручей. Его весёлое журчание привлекает Нолика, и он шагает вправо.

Здесь очень красиво: берега усыпаны разноцветными цветами. Малыш осматривает окрестности, наблюдает за крохотными рыбками, их ровно девять. Играть ему не с кем, ведь рыбки молча ныряют, играя друг с другом, а затем уплывают по своим делам. Вздохнув, Нолик отправляется дальше.

Так как он двигается с улицы Девяток, то рядом находится улица Восьмёрок. Она закручивается петлёй. Сколько Нолик не поворачивает – опять возвращается на прежнее место. Сначала ему это понравилось. Как же – новая игра! Пройдя по улице восемь раз, он сворачивает – надоело.

Пробравшись через кустарник, малыш оказывается на улице Семёрок. Возле каждого домика стоят небольшие лавочки.

– Их будет по семь, – догадывается малыш. Считает и… не ошибся. Ничего интересного: взрослых мало, детей совсем нет.

Улица Шестёрок находится рядом с городским парком. Здесь постоянно слышен детский смех. Сейчас парк пуст, ведь все дети летом отдыхают в лагерях. Нолик спешит к качелям. Их ровно шесть. Надо покачаться на всех. Вот и хорошо, что в парке пусто, зато никто не прогоняет, никто не донимает, никто не толкается. Но как скучно! Вздохнув, малыш шагает вперёд. И… о радость! Он видит маленькую Шестёрочку. Подбежав ближе, малыш радостно кричит:

– Привет! Давай поиграем!

– Привет! Мне некогда. Видишь, я тренируюсь.

Малышка ловко перевернулась с головы на пятку.

– Ничего себе, – восклицает Нолик. – Ты теперь похожа на девятку.

– Правда? – радуется Шестёрочка. – Я хочу стать девяткой. Это так прекрасно.

– А зачем? – удивляется Нолик.

– Как зачем? Девятка обозначает большее число, чем шестёрка.

– Каждый должен быть тем, кем родился, – вспоминает Нолик слова деда Ноля.

– Иди отсюда! Ничего ты не понимаешь! Тоже мне нашёлся учитель! – возмущается Шестёрочка, продолжая прыжки через голову.

Нолик с сожаление покидает улицу, переходя на следующую.

Улица Пятёрок самая опрятная. Здесь возле каждого домика растут черёмуха и сирень. Нолик слышит детский смех и вбегает в маленький дворик, где прыгают через скакалку две девочки-пятёрочки.

Они очень аккуратно причёсаны, красивые платьица в горошек надуваются колоколом при движении.

– Один, два, три, четыре, пять, – считает первая Пятё-рочка.

– Пять, четыре, три, два, один, – отвечает её подруга.

Нолик тихо подходит и спрашивает:

– Можно и мне попрыгать?

– Ой, Нолик! – морщится первая Пятёрочка.

– Разве ты умеешь считать? – спрашивает вторая де-вочка.

– Конечно, умею, – говорит Нолик и протягивает руку.

Вторая девочка неохотно протягивает скакалку, а первая недовольно хмурится. Малыш прыгает на одной ноге, на другой, на двух вместе.

– Какой неуклюжий малыш, – ехидничает первая Пя-тёрочка.

– Будем справедливы: он хорошо прыгает и замечате-льно считает до десяти и обратно, – возражает вторая Пятё-рочка.

– Ах, так! – восклицает первая малышка. – Ну и играй с ним, я пошла домой.

Девочка встаёт и направляется к двери дома.

– Подожди, подружка, куда же ты? – вторая девочка убегает за первой, а Нолик опять остаётся один. Не торопясь, идёт дальше

Улица Четвёрок отличается необычными крылечками. Они гордо красуются у каждого входа одноэтажных домиков. Крылечки деревянные с резными перилами и небольшими навесами. Они имеют по четыре ступеньки. Нолик взбирается на одну из ступенек ближайшего домика. Слышится музыка. Нолик прыгает вверх – крылечко начинает напевать весёлую песенку. Вниз спускается малыш – грустная звучит песенка, словно крыльцо не хочет отпускать пешехода. Напрыгавшись, Нолик направляется на другую улицу.

Улица Троек самая красивая, ведь она благоухает цветами жасмина. Нолик удивлён: на каждой ветке по три цветка. Он пересчитывает. Нет, не ошибся – чудеса! Налюбовавшись необычными цветами, Нолик направо сворачивает.

Улица Двоек утопает в зелени берёз, которые растут по две у каждого домика. Оглядевшись, малыш, не останавливается. Здесь нечего смотреть. Подумаешь – две берёзы! Он считать умеет до ста.

Улица Единиц устремилась в небо своими шпилями на башнях. Какие высокие! Заглядевшись, Нолик шагает вперёд, подняв голову к небу.

– Ты чего толкаешься! – слышится недовольный голос.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *