Если ребенок обманывает родителей можно почитать и обсудить с ним несколько сказок (выберите, какая подойдет по возрасту). Сказкотерапия — эффективный способ борьбы с это вредной привычкой. Наверно все помнят притчу про мальчика, овец и волка? Помню на меня она произвела сильное впечатление. Здесь еще несколько вариаций на тему.

Если ребенок обманывает родителей почитайте: «Сказка про лягушонка Васю» или»Как Юля научилась говорить правду» или «Дворец Врулей».

Подберите сказку, наиболее подходящую возрасту ваше­го малыша и прочитайте ему.

Подумайте, почему ребёнок стал вас обманывать. Мо­жет быть он боится говорить правду, тогда не будьте с ним слишком строги.

Возможно он кого-то копирует. Дети очень хорошо раз­бираются где правда, а где ложь. Будьте с ребёнком предель­но откровенны и правдивы. Ведь, если малыш уличит вас во лжи, пусть даже самой маленькой и незначительной, то перестанет вам доверять и тоже начнёт обманывать. Дети воспитываются на подражании нам, взрослым!

Сказка про Лягушонка Васю

Жил-был маленький зелёный лягушонок Вася, который всегда обманывал маму с папой. Они жили в красивом бо­лоте, где было много мошек и комаров. Лягушонок с мамой и папой прыгали с кочки на кочку и ловили их. Вася часто кричал: «Ква-ква! Мама! Папа! Я застрял, спасите меня!» И мама с папой бросали свою лягушачью работу и бежали к Васе, а он смеялся громко-громко: «Ква-ква! Я вас обма­нул!» И так повторялось изо дня в день.

Однажды лягушонок прыгал, как обычно, с кочки на кочку и зацепился лапкой за веточку. Он стал звать маму с папой на помощь, но мама с папой подумали, что Вася опять их обманывает и не пошли к нему.

До вечера просидел лягушонок на кочке. И как только он ни квакал, как только ни звал, никто к нему не пришёл.

Еле-еле он высвободил лапку и прискакал домой, когда было уже совсем темно. Вася понял, что нельзя обманывать взрослых, и попросил у мамы и папы прощения. А потом он лег спать и уснул счастливым лягушачьим сном. Теперь он был уверен, что если ему нужна будет помощь, мама и папа всегда придут и помогут.

Как Юля научилась говорить правду

Жила-была девочка Юля. Всем она была хороша, да вот только иногда обманывала маму, папу и ребят во дворе.

И вот однажды пошла Юля в лес с подружками погулять. В лесу подружки разбрелись в разные стороны: кто грибы искал, кто ягоды собирал, а кто просто лесом любовался. Осталась Юля одна. Увидела ягодку-землянику, побежала за ней и случайно сломала сосновую веточку. Вдруг откуда ни возьмись — старичок-лесовичок.

Спрашивает он Юлю: «Это ты, девочка, ветку сломала?»

А Юля ему отвечает: «Что ты, дедушка, не я! Это ветер подул и сломал ветку. А я не ломала».

Не понравилось старичку, что Юля его обманула, и ре­шил он сделать так, чтобы она больше никого не обманы­вала.

— Угости меня, девочка, ягодками, которые ты насоби­рала, а я тебе взамен волшебную палочку подарю. Она ис­полняет любые желания, но только после того, как человек правду скажет. Но помни, — сказал старичок, — если ты хоть раз обманешь, палочка исчезнет!

Девочка залюбовалась палочкой и не заметила, как ста­ричок исчез. Она, радостная, побежала домой.

Дома мама спрашивает Юлю: «Ты где была?»

Юля только хотела обмануть по привычке, как вспом­нила про палочку и сказала маме: «Я была с подружками в лесу, ягоды собирала».

Потом она побежала к себе в комнату и попросила у па­лочки большую куклу. Кукла тут же появилась. Юля была в восторге.

«Оказывается, говорить правду совсем не страшно, а наоборот, ещё и очень приятно», — подумала Юля и побе­жала во двор к ребятам. Ей не терпелось ещё кому-нибудь сказать правду.

С этого дня Юля стала говорить всем только правду, а палочка исполняла все её желания. Юля даже уже не зна­ла, что бы ещё себе попросить. Тогда она решила помогать с помощью палочки другим людям. Сначала она исполня­ла желания мамы с папой, помогала им. Потом исполнила желания у ребят во дворе. А затем решила помогать всем, кому нужна была помощь.

С тех пор Юля подросла. У неё появилось много добрых хороших друзей. Юля поняла, что многое может делать сама, без палочки. Тогда она решила подарить её соседско­му мальчику: «Пусть и он научится говорить правду!»

Дворец врулей

Иногда случается так, что человек, немножко соврав, с большим трудом может остановиться. Тогда приходится об­манывать все больше и больше, аж до самого конца. А ещё бывает, что человек завирается так сильно, что его вранье начинает ему казаться правдой. Вот тут-то бессовестного лжеца и подстерегает главная опасность: в любой момент он может незаметно для себя очутиться во дворце врулей.

В этом необычном призрачном дворце все обманы и вра­ки начинают сбываться. Но, очутившись раз в этом дворце, выбраться из него не так просто. Не найдет человек выхода из бесчисленных комнат, пока не станет честным и не сде­лает все свои обманы правдой.

Впрочем, некоторым, кому нравится обманывать, эту историю можно и не слушать. Ведь они сами могут попасть во дворец и все увидеть своими глазами. Ну, а если кому-то из вас врать не нравится и попадать в эту страну не хочется, то приготовьтесь слушать об удивительных приключениях девочки Лизы.

Лиза была, в общем-то, неплохой девочкой, но иногда, если ей очень было нужно, она могла запросто соврать. А если уж она начинала кого-нибудь обманывать, то остано­виться не могла. Как-то раз, выйдя во двор, Лиза увидела у Маши большую новую куклу. Она была в красивом платьи­це, умела ходить за ручку и говорить слово «мама». Увидев такую куклу, Лизе вдруг захотелось соврать, и она заяви­ла Маше, что у неё тоже дома есть точно такая же кукла. Только она намного больше и лучше, потому что может не только говорить и ходить, но и громко плакать.

Не поверила Маша словам Лизы и стала расспрашивать о кукле: какая у неё одежда, когда и кто её купил, где она сейчас лежит и можно ли на эту куклу взглянуть. И тут пришлось Лизе все больше и больше завираться. А когда она совсем завралась, то перед её глазами стали появляться разноцветные большие круги и пятна. Они становились все больше, и вскоре Лиза перестала видеть и слышать. Очну­лась она в незнакомой комнате рядом с огромной куклой.

— Вот это да, — воскликнула Лиза. — Ну, прямо точь-в-точь такая, о какой я Маше наврала.

Не успела Лиза обрадоваться, как вдруг кукла стала очень громко плакать. Сначала Лиза закрыла свои уши, а потом решила убежать из комнаты. Она толкнула дверь, но та оказалась запертой.

— И зачем это я врала, что у меня такая огромная кукла есть, — подумала Лиза. — Что мне теперь делать с ней — та­кая тяжелая, что даже поиграть с ней нельзя. И тут Лиза искренне подумала:

— Вот увижу Машу, обязательно признаюсь, что про свою большую куклу я ей соврала.

Только Лиза об этом подумала, как кукла стала превра­щаться в облачко, а потом и вовсе исчезла. Дверь из комнаты сама отворилась, и Лиза, осторожно озираясь по сторонам, прошла в большой безлюдный зал с колоннами. Как только Лиза дошла до середины зала, вдруг неожиданно стало тем­неть. Лизе сделалось страшновато, потому что на потолке появились какие-то тени, очень похожие на привидения. И тут вспомнила Лиза, как вчера она, хвасталась ребятам в школе, что совсем не боится темноты и что даже темные подвалы с привидениями её не испугают.

А в зале тем временем становилось все темнее и страш­нее. Вспомнила Лиза, как кукла исчезла сразу после того, как она решила рассказать Маше правду и сознаться в сво­ем вранье, и тут же решила обмануть темноту:

— Вот встречу ребят, — громко сказала она на весь зал, -обязательно скажу им всю правду о том, что я очень боюсь темноты и привидений.

Но темнота как будто не услышала её хитрости. В зале с каждой минутой все больше и больше темнело, а одна тень на стене стала даже похожа на зубастое чудовище.

— Что же мне делать, — думала испуганная Лиза, — Как мне избавиться от придуманных мною врак? Может, мне надо исправиться и перестать бояться темноты. Вдруг вра­ки, став правдой, исчезнут. Надо мне сделать так, как будто я никого не обманывала и не боюсь темноты и привиде­ний.

Так Лиза и поступила. Она заставила себя не бояться темноты и принялась ходить по залу, заглядывать в темные углы и дотрагиваться до теней на стенах. Она угадала. Как только её вранье перестало быть враньем и превратилось в правду, темнота сразу же пропала, и в зале снова стало свет­ло. Лизе сильно захотелось домой, она огляделась вокруг и увидела ещё одну дверь.

— Может быть, через эту дверь можно выйти из этого противного дворца, наполненного моими враками, — поду­мала она.

Но это был не выход. В следующей комнате стоял стол с кастрюлей, тарелкой и ложкой. Заглянула Лиза в кастрюлю, а там самая обыкновенная гречневая каша, которую Лиза терпеть не могла. Каждый раз, когда мама давала ей эту кашу, Лиза незаметно несколько ложек выкидывала в мой­ку и смывала водой. Маму она при этом каждый раз обма­нывала, притворяясь, что съела всю кашу и очень наелась. Теперь же вся эта выкинутая каша, про которую она врала, стояла на столе и ждала её. Испугалась Лиза, что кастрю­ля сейчас к её рукам прилипнет, быстро руки от кастрюли отдернула и бегом к следующей двери, хотела открыть эту дверь, а она заперта. Поняла Лиза, что схитрить ей опять не удастся. Пока всю кашу не съешь, двери ни за что не откро­ются. Даже заплакать ей захотелось. Но плачь — не плачь, а кашу ей все же пришлось съесть до последней ложки, что­бы её вранье правдой стало и исчезло.

Много комнат ещё пришлось пройти Лизе, и каждый раз приходилось ей исправлять свои давние обманы. А когда все её враки закончились, она открыла последнюю дверь, и перед глазами опять поплыли цветные круги и пятна. Оч­нувшись, Лиза увидела, что она стоит во дворе, на том же месте, где и стояла, а Маша ей вопрос следующий задает про куклу. Оказалось, что все её долгие приключения во дворце врулей на самом деле были только одним мгновени­ем, и Маша даже совсем не заметила отсутствия Лизы.

И тут Лиза вспомнила то, что пообещала сделать, когда была во дворце врулей. Потупив от стыда глаза, она честно призналась:

— Маша, у меня нет на самом деле никакой большой ку­клы. Я просто тебя обманула, потому что хотела поиграть с твоей куклой.

— На, играй, мне не жаль, — сказала Маша и протянула

Лизе свою куклу.

Так закончилась эта история. Лиза и теперь помнит про дворец врулей и знает, что надо делать, чтобы там не ока­заться опять. А всем врунам и лгунам она советует старать­ся быть честными. Ведь тогда, случись что, комнат с их вра­ками в этом дворце окажется совсем мало.

«Вор и маска»

А. А. Пискунов и его коллеги

Жил как-то мудрый король со своей прекрасной дочерью. Когда наступила пора принцессе выхо­дить замуж, король объявил, чтобы кандидаты в женихи явились во дворец для отбора. Было постав­лено только два условия: иметь хорошую репута­цию (это было требование короля) и быть краси­вым (этого желала принцесса).

Среди узнавших об этом людей был один вор. Жизнь, полная преступлений и обмана, наложила отпечаток на его лицо. Морщины лжи и преда­тельства обезобразили его внешность, но когда-то он был красив.

Природная хитрость не давала ему покоя, и вор решил бороться за руку принцессы.

«Я придумаю, как обойти других!» — подумал он. Он тайно посетил знаменитого изготовителя масок и заказал маску, которая возвращала ему облик невинной юности.

С помощью маски вору удалось легко пройти первые туры отбора. Сначала, возвращаясь вечерам домой, он смеялся над тем, как легко ему удалое обмануть советников короля.

«Ну и глупцы же они!» — думал он, рассматривая в зеркале свое настоящее лицо. Однако через несколько недель он понял, что дело обстоит не так просто. Вор остался в числе последних два­дцати претендентов на руку принцессы, и их фо­тографии были напечатаны во всех газетах. Те­перь репортеры все время толпились у дверей его дома и задавали вопросы, на которые ему совсем не хотелось отвечать. Вор притворялся скромным и говорил, что, наверное, не пройдет дальнейший отбор и что его личная жизнь не представляет никакого интереса. Теперь он больше не рисковал снимать маску даже ночью и жил в постоянном страхе разоблачения.

Вскоре его известили, что он остался в числе последних трех кандидатов. Понимая, что в слу­чае разоблачения его ждет казнь, вор решил бе­жать из страны. Но, когда он выходил из дому, его приветствовали два солдата, присланные коро­лем. Было слишком поздно!

В день последнего тура вор отправился во дво­рец, ожидая самого худшего. Впрочем, в нем еще теплилась надежда, что не он окажется избран­ником принцессы. Однако девушка уже приняли решение и говорила с другими кандидатами очень недолго, просто из вежливости. Потом она взял его за руку и сказала отцу: «Вот он».

В отчаянной попытке избежать разоблачения, вор отвел короля в сторону:

— Ваше величество, — сказал он. — Это боль­шая честь для меня, но мне необходимо время на подготовку. Нельзя ли отложить обручение на один год?

Король с радостью согласился. Конечно, насто­ящим намерением вора было желание при первой же возможности убежать из страны, однако это оказалось невозможным. Теперь он стал вторым по известности человеком в королевстве. Толпы зевак постоянно собирались вокруг его дома в на­дежде хоть мельком увидеть будущего короля. Его приглашали произносить речи, присутствовать на церемониях. И что было хуже всего — целовать младенцев. А он ненавидел младенцев! И при этом ему надо было сохранять видимость чести и доб­родетели, стараясь соответствовать той лжи, на которую его обрекла маска. Он проклинал себя за то, что купил ее.

Целый год ему пришлось терпеть эти муки, и никто не догадывался, что за внешностью благо­родного человека скрывается душа вора.

Наконец настал день Королевского Обручения. Уверенный, что его ждет разоблачение и смерть, вор отправился во дворец с тяжелым сердцем.

Принцесса вышла встретить своего избранни­ка, и он попросил ее остаться на короткое время с ним наедине. Девушка подумала: «Может быть, он меня, наконец, поцелует?» Но вместо этого он бросился к ее ногам:

— Ваше Королевское Высочество, — зарыдал вор. — Я должен сделать ужасное признание. Можете ли вы простить меня?

И он поведал ей всю историю обмана и рассказал, что он вовсе не прекрасный принц, а уродли­вый вор. После того как он закончил, наступило долгое молчание. Наконец принцесса заговорила.

— Я прощу тебя. — сказала она. — Но только при одном условии: сними маску и покажи мне, какой ты на самом деле!

С трудом он заставил себя поднести руки к лицу. Дрожа от стыда и страха, он снял маску и повернулся к принцессе.

— Чудовище! — закричала она и дала ему поще­чину.

— Да, да, я знаю, — бормотал он. — Я…

— Что это за глупая шутка? — снова закрича­ла принцесса. — Чего ты добиваешься?

— Что вы хотите сказать?

— Возьми это, — сказала она ему, подавая зер­кало.

Он взглянул в зеркало. Потом в изумлении не­сколько раз перевел взгляд с зеркала на маску и опять на зеркало. Там было одно и то же лицо! За тот год, что ему пришлось прожить как добродетельному и порядочному человеку, его лицо изменилось. Да что лицо, он сам изменился! Добродетельные поступки изменили его внешность и характер, хотя он сам и не ощущал этого. Но сомнений не было — он стал другим.

К счастью, принцесса скоро заметила забавную сторону происшедшего:

— Пойдем! — сказала она. —Давай сделаем вид, что ничего этого не было.

И пара направилась на встречу с королем. Потом, когда они стали новыми правителями страны, люди стали считать бывшего вора самым мудрым и справедливым королем из всех, что ког­да бы то ни было правили их народом.

После прочтения сказок обсудите их с ребенком. Узнайте, что ему понравилось, что нет. Спросите как он понял произошедшие перемены, нарисуйте рисунок по сюжету т.д.

Детская ложь может быть развлечением, но чаще всего указывает на глубокие проблемы, которые нельзя игнорировать. О чем стоит задуматься, если ребенок врет?

Родителям

«Мечтаю, что муж найдет другую и бросит меня»473634

Дети рано или поздно учатся врать. Лгут все, но те, кто не уверен в себе, — чаще других. Ребенок врет, чтобы избежать наказания или прибавить себе ценности в глазах сверстников или старших. Каждая проблема, которую скрывает детская ложь, требует от родителей особого подхода. Психолог Лоренс Катнер, автор пяти книг о детской психологии, перечисляет пять причин, которые побуждают детей ко лжи.

Страх наказания

Дети боятся, что их накажут. Особенно если родители не могут отказаться от нереалистичных ожиданий. Например, мама хочет, чтобы пятилетняя дочь без напоминаний аккуратно складывала одежду и убирала со стола после еды. Когда ее спрашивают, сделала ли она это, девочка отвечает «да», даже если на самом деле об этом забыла.

В результате мама жалуется на то, что ребенок врет, но под этим скрывается совсем другая проблема — завышенные ожидания по отношению к дочери. Ребенок справляется с ситуацией, как может. Учитывая, что девочка еще не все умеет и у нее нет права голоса в семье, ложь — просто способ адаптации.

Повышение самооценки

Школьники лгут, чтобы повысить свой статус и лучше выглядеть в глазах товарищей. Например, они рассказывают, что встретили рок-звезду, известного спортсмена или актера, или преувеличивают доход родителей. Если такое случается редко, можно не беспокоиться о том, что ребенок врет: хвастовство и «игры в суперменов» для детей — обычное дело.

Но если ребенок вновь и вновь преувеличивает свой социальный статус, это значит, что он всерьез недоволен собой. В такой ситуации можно выяснить, почему он чувствует себя бесполезным или униженным. Может, на него не обращают внимания? Может, над ним смеются и унижают его?

Протест

Для многих детей ложь — способ пойти против ограничений, бросить вызов авторитету родителей. В возрасте 10–12 лет они чувствуют, что больше незачем рассказывать обо всем родителям.

Поэтому дети могут солгать в ответ на вопрос, который воспринимают как проявление родительской власти и давления.

Установление личных границ

По мере взросления ребенок начинает остро чувствовать важность независимости, личной жизни и личного пространства. И чем больше родители стараются его опекать и контролировать, тем больше ребенок врет или недоговаривает. Частенько дети при этом еще и грубят, подчеркивая желание остаться наедине с собой.

«Куда ты идешь?» — «Никуда». «Что ты делаешь?» — «Ничего». «Кто это?» — «Ты его не знаешь».

Проблемы в семье

Когда ребенок врет слишком много, это знак, что в семье что-то не так. Особенно это касается тех случаев, когда к вранью добавляются воровство и вандализм. Если жертвами детских пакостей становятся другие члены семьи, это заслуживает особого внимания — нередко это жест отчаяния, крик о помощи, гораздо более выразительный, чем слова.

Часто такое случается с детьми, чьи родители подумывают о разводе. Устроить кражу или испортить родительскую вещь — часто такого рода поступки скрывают попытку заставить родителей объединиться снова, хотя бы на какое-то время. Эта мотивация не осознается ребенком, но его действия ясно говорят о его потребностях.

Все люди лгут. В среднем обычный человек врёт трижды за десятиминутную беседу с незнакомцем. Ложь сглаживает острые моменты в серьёзных беседах и смягчает не самые приятные новости. Осознанно врать люди начинают рано — с трёх-четырёх лет. Что заставляет детей обманывать, в каких случаях это оправданно и как бороться с детским враньём — разбиралась Ирина Захарова.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

В 1989 году Майкл Льюис, Кэтрин Стангер и Маргарет Салливан из Института исследования детского развития провели довольно простой эксперимент: детей помещали в комнату с игрушкой и запрещали смотреть на нее. Потом исследователи покидали комнату и записывали все действия ребенка на камеру. Большинство трехлетних во время эксперимента смотрели на игрушку, а когда их об этом спрашивали, врали. Когда тот же эксперимент провели на детях постарше, результат был еще более драматичным. Каждый пятилетний ребенок смотрел на игрушку и каждый врал об этом.

Дети обманывают из-за страха, стыда, хвастовства, реже — из личной выгоды, пишет американский психолог Пол Экман в книге «Почему дети лгут?». Независимо от причин, детская ложь чаще всего выводит взрослых из себя. Они не знают, как на нее реагировать, они чувствуют себя преданными и делают то, что кажется им наиболее логичным: отчитывают провинившегося ребенка. Однако все психологи в области лжи уверены, что наказание — не самое эффективное оружие против обмана, намного важнее найти его первопричину.

«Что делать, если вы заподозрили ребенка во лжи? Самое главное, попытаться не реагировать в раздражении, не позволять вырваться гневу, порожденному болью, досадой и чувством, что вас предали».

Пол Экман «Почему дети лгут?»

Самый частый мотив для обмана — страх. Около 70% опрошенных детей утверждали, что врали, потому что боялись наказания или гнева взрослых. И в этом нет ничего удивительного, особенно если наказание действительно строгое или же ожидания родителей слишком завышены. Банальный пример — школьная успеваемость. Если систематически повторять ребенку, что он должен учиться только на «отлично» и ругать за плохие оценки, то любая «тройка» будет расцениваться им как серьезный проступок, рядом с которым умолчание или даже небольшие махинации с неугодной оценкой в дневнике будут выглядеть безобидно.

Взрослые слишком многого ожидают от обычного второклассника, отсюда и ложь — ребенок пытается оправдать их ожидания любыми способами

Еще пример — любимая ваза. Вы еженедельно говорите сыну: «Осторожно, это дорогая ваза, если ты ее разобьешь, мало не покажется». Однажды неловкий мальчик поскальзывается и задевает рукой фарфоровый предмет декора: ваза разбивается в осколки. Конечно же, он сделал это не специально, по большому счету он и не виноват в случившемся, но мальчик знает — за проступком последует наказание. Скорее всего, он до последнего будет отрицать свою вину.

Дети врут и из более меркантильных побуждений — чтобы получить то, что никак иначе они получить не смогут. Например, ваша дочь знает, что за выполненное домашнее задание ей полагается шоколадная конфета. Она очень устает, сил на математику совсем не остается, а вот конфету съесть хочется. И тогда на вопрос родителей о домашней работе она отвечает положительно: «Да, мам, я все сделала». Дочка получает конфету и не делает уроки, а значит — выигрывает с любой стороны. Эта форма лжи, пожалуй, самая неприятная: она осознанная, неслучайная, для нее нет оправданий.

Другой популярный мотив — защита своих товарищей или родных. В одной средней школе ученые Герберт Харари и Джон Макдэвид провели интересный эксперимент. В два одинаковых класса направили «подставных» учеников (остальные дети не знали о том, что проводится психологическое исследование). Один ребенок имел высокий статус в классе, второй — низкий. Посреди урока воспитателя вызывали из класса звонком, ученик вставал с места и уверенно сгребал с учительского стола мелочь: около 75 центов. После этого детей вызывали по одному и спрашивали, видели ли они, кто украл деньги. Все опрашиваемые называли имя вора, несмотря на его статус. Ситуация изменилась коренным образом, когда учеников начали вызывать парами. Теперь каждое их слово было слышно товарищу. Ребенка с высоким социальным статусом не выдал никто, все лгали о том, что им известно о пропаже. А вот воришку с низким статусом не стали защищать — все ученики назвали его имя.

Желание защитить своего товарища от наказания или же себя — от всеобщего презрения и обидного прозвища «ябеды» — в любом обществе огромно

Чуть ли не самый распространенный вид детской лжи — хвастовство. Мотив у нее простой: показаться лучше, больше, интереснее, чем ты есть на самом деле, доказать свое превосходство над окружающими. Преувеличенный факт всегда увлекательнее реально случившегося, придуманная история гарантированно захватывает дух слушателей. Современные реалии таковы, что дети оценивают друг друга, исходя не из личных качеств, а из общей «крутости». Под «крутостью» подразумевается наличие дорогого телефона, машины у родителей, опыта путешествий.

Дети придумывают родственников из дальних стран, работу родителям, домашних животных, чтобы выглядеть лучше в своем окружении. В малых дозах в хвастовстве нет ничего плохого. Напротив, даже во взрослой жизни небольшое преувеличение помогает продвигаться по социальной лестнице. Однако в больших количествах эта ложь свидетельствует о том, что ребенок не удовлетворён своим существованием — погружаясь в мир фантазии, он рискует совершенно замкнуться в себе и отречься от реального мира.

Есть более безобидная форма лжи, взрослые называют ее «белой» ложью. Вот пример: восьмилетняя девочка осталась дома одна, родители вышли в магазин. Вдруг к двери подходит подозрительного вида мужчина, звонит и спрашивает, дома ли родители. «Да, они дома, но сейчас прилегли отдохнуть, зайдите попозже», — отвечает ребенок. Она соврала, но эта ложь никому не навредила, а могла и, наоборот, спасти ее. Обман в целях самозащиты практически никем не порицается, он считается необходимым, за него хвалят. Есть еще правила приличия: нельзя сказать добродушным хозяевам, что их утка с яблоками не удалась, а любимой бабушке — что связанный ею свитер колется, жмет и вообще давно вышел из моды.

Нужно кивать, улыбаться и благодарить. Это тоже ложь, но ложь ради заботы о сохранности чужих чувств. «Белая» ложь — реалии взрослой жизни, но ребенок знакомится с ней довольно рано. Он видит и слышит, как мама в домашнем халате грустно говорит соседке по телефону, что никак не может прийти: опаздывает на встречу и прямо сейчас убегает. Или как папа хвастается друзьям, что прошлым летом поймал «воооооооот такую щуку», хотя на рыбалке он не был последние года три. Так формируется двойственное восприятие ребенком обмана: врать не всегда плохо. И он запоминает это.

В том, что родители часто попадаются на уловки своих детей, нет ничего плохого, пишет психолог Мария Конникова в книге «The Confidence Game: Why We Fall for It… Every Time» (англ. — «Игра на доверии: почему мы попадаемся на это каждый раз»). Чем больше мы доверяем людям, тем более высок шанс того, что мы будем обмануты ими. «Эмоции — лучший друг обманщика, — замечает Конникова в беседе с The New York Times, — Есть несколько вещей, с которыми мы эмоционально связаны больше, чем наши дети. Мы не хотим замечать их бесчестность, потому что это идет в расход с нашим представлением об их личности».

Что же делать с ребенком, который систематически и умышленно вас обманывает? Как уже было сказано раньше, главное — не реагировать сгоряча. Не стоит кричать на ребенка за каждую двойку, забытую тетрадь или разбитую чашку. Но и спускать обман с рук тоже нельзя.

«Ничто не подстегивает обман больше, чем безнаказанность. Многие обманщики начинают с малого, и, стоит им осознать, что никто их не остановит, они уже вряд ли сойдут с этого пути. Обличение лжи и разговоры о ней идут на пользу детям, это делает их более честными».

Мария Конникова «The Confidence Game: Why We Fall For It…Every Time»

Самое правильное — обдумать предполагаемый диалог с ребенком. Нужно объяснить ему, в чем состоит его вина, нужно, чтобы он понял, что ранил ваши чувства и поступил неправильно, что вы наказываете его не за разбитую вазу, а именно за его ложь. Важно понять, что каждое брошенное вами слово надолго отложится в памяти ребенка, сформирует или же травмирует его личность, поэтому подбирать их нужно осторожно и обдуманно.

«Часто от вас требуется не более чем просто смириться с тем фактом, что ваш ребенок совершил некий неблаговидный поступок. Постарайтесь, как это ни трудно, взглянуть на мир его глазами. Будьте на его стороне. Продемонстрируйте способность прощать», — советует Пол Экман.

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • дети в семье
  • семейные отношения

Врать или не врать?.. Наши журналисты провели небольшой опрос на улицах Москвы и выяснили, что 70% родителей не обманывают своих детей, а 30% считают, что ложь оправдана в некоторых ситуациях.

Иногда говорить правду детям на самом деле очень сложно. В каждой семье постоянно происходят какие-то события – счастливые и не очень, и совершенно нормальная реакция родителей – оградить ребенка от проблем, не обидеть, не опечалить его. Иногда это действительно серьезные темы, касающиеся смерти близких, развода родителей, гибели питомцев. Однако психологи едины во мнении, что и в таких ситуациях обманывать детей нельзя.

Безобидная ложь

Есть и повседневные моменты, когда близкие не хотят огорчать ребенка. Например, родители всегда берут с собой малыша, если идут куда-то, но тут решили сходить в кино вдвоем, а сыну или дочке говорят, что их вызвали на работу.

Или, отправляясь с ребенком в поликлинику сдавать кровь, делать прививку, родители часто говорят малышу: «Больно не будет», «Это как комарик укусит», «Доктор просто посмотрит» и т. п. Или, собирая ребенка в детский сад или оставляя его с няней, родители успокаивают: «Придем быстро – не успеешь соскучиться».

Даже когда вы уверены, что обман является способом уберечь ребенка от разочарования, не забывайте о том, что дети хорошо чувствуют фальшь: они способны чувствовать неправду на подсознательном уровне. Если же вы решили на время отложить трудный и тяжелый разговор – не затягивайте. Чем быстрее вы найдете нужные слова, тем проще ребенок воспримет правду. Для него куда лучше будет узнать всё от вас, а не от посторонних людей.

Пример для подражания

Большая ложь начинается с маленькой. Ложь отнимает силы. Солгав однажды, вы должны будете поддерживать свою ложь и рискуете однажды забыть о сказанной неправде. Это принесет немало вреда ребенку, вызовет много обид и вопросов, на которые вам будет неприятно отвечать. К тому же не забывайте: все модели вашего поведения копируются ребенком – порой неосознанно, но обязательно в полном объеме.

Ребенок всему учится в семье. Дети, в отличие от нас, поначалу все принимают за чистую монету. И если мама, мило беседуя с соседкой, хвалит ее, как она хорошо выглядит, какая она мастерица, но, закрыв дверь, говорит о ней гадости, а папа, проспав, сообщает коллеге по телефону, что стоит в пробке, то ребенок впитает и повторит те лживые модели поведения, которые ему ежедневно демонстрируют взрослые.

Можно тысячу раз рассказывать ребенку о своей честности и правдивости, читать книги об этом и приводить примеры из жизни знакомых – вы не добьетесь нужного результата, если сами не будете вести себя так.

Доверительные отношения

Доверительные отношения родителей и детей гарантируют и безопасность ребенка, что особенно важно, если ребенок вечером проводит время вне дома – посещает дополнительные занятия, кружки или секции. Дети, которые привыкли говорить правду и получать при этом поддержку родителей, охотнее доверяют свои проблемы отцу и матери и рассказывают им про все подозрительные контакты.

В трудный подростковый период, когда идет формирование личности и системы ценностей, а жизненного опыта у ребенка еще очень мало, крайне важны доверительные отношения в семье. Доказано, что подростки, привыкшие слышать от родителей правду, легче переносят трудности отрочества.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *