Русский поэт, прозаик и драматург Ершов Павел Петрович получил широкую известность после публикации сказки в стихах «Конёк-горбунок». Это творение, одобренное А.С. Пушкиным, было признано гениальным и вошло в классику русской литературы. На этой странице вы сможете найти эту сказку с красивыми иллюстрациями. Её можно прочитать бесплатно онлайн. Для вашего удобства текст набран крупным шрифтом.

Краткая биография Ершова

Родина великого русского литератора Ершова П.П. – Сибирь. Он родился в деревне Безруково Тобольской губернии (территория современной Тюменской области) 22 февраля 1815 года.

Его мать – Ефимия Васильевна происходила из старинной купеческой семьи. Отец – Павел Алексеевич был служащим в должности станового исправника. В этой семье родилось 12 детей, из которых в живых осталось только двое: Павел Петрович и его брат Николай.

За жизнь будущего поэта, который родился очень слабым, родители всерьёз опасались. Отчаявшись от бесконечных потерь, мать с отцом решились на последний шаг – проведение языческого ритуала. Суть его заключалась в том, что болезненного новорождённого «продавали» за грош бедняку. Считалось, что нищий, взявший у родителей мелкую монетку, заберёт с собой и все болезни, которые грозят малышу.

Глава семейства по долгу службы был вынужден вместе с семьёй часто переезжать с места на место. Поэтому когда подошло время отдавать детей в гимназию, было решено оставить младших Ершовых – Петра и Николая на попечении родственника по линии матери.

Так братья оказались в семье Тобольского купца Н.С. Пиленкова, который приходился им дядей. Несмотря на то, что мальчики были надолго оторваны от родителей, им хорошо жилось в доме богатого и доброго родственника.

Во время учёбы в гимназии будущий литератор попал под опеку директора этого учебного заведения – Ивана Менделеева. Позднее Ершов подружился и с сыном директора гимназии – великим учёным-химиком Менделеевым Д.И.

Получив начальное образование, Павел и Николай переехали в Санкт-Петербург, куда по службе перевели их отца. Там они поступили в Императорский университет. В 20-летнем возрасте будущий поэт получил диплом о высшем образовании.

Творческая деятельность

Несмотря на то, что Ершов П.П. не считался прилежным студентом, годы учёбы в университете не прошли для него даром. Тяжёлая окружающая обстановка: в Санкт-Петербурге бушевала холера, вспыхивали бунты недовольных людей, подтолкнула юношу «Конька-Горбунка». Главным героем по задумке автора должен был стать бедный, но честный и справедливый человек.

Эту идею поддержал ректор университета – профессор русской словесности Плетнёв П.А. Именно он посоветовал Ершову сделать изложение сюжета сказочной истории в стихотворной форме. А когда произведение было завершено, его показали корифеям русской поэзии – А.С. Пушкину и В.А. Жуковскому. Опубликованная в октябре 1834 году сказка имела оглушительный успех.

А уже через месяц молодой поэт решил опубликовать балладу в стихах «Сибирский казак», состоящую из двух частей. Эту «старинную быль» не только с упоением читали. Переложенная на музыку, она сначала стала строевой песней для сибирских казаков. Позднее баллада неоднократно звучала со сцены в исполнении популярных певцов.

Воодушевлённый успехом, молодой поэт стал мечтать о писательской карьере. Тем более, что после публикации «Конька-Горбунка» перед ним раскрылись двери всех творческих салонов столицы. Не последнюю роль играло и личное знакомство с А.С. Пушкиным.

Ершову, по совету великого поэта хотелось творить истинно народные произведения. Он стал пробовать себя в разных литературных жанрах. Его стихи и поэмы можно было считать безупречными по форме сложения. Однако их содержание не вызывало никакого интереса у читателей, воспитанных на поэзии Золотого века.

Павлу Петровичу не удалось более повторить первоначальный литературный успех. Да и само знаменитое произведение из-за сложной политической ситуации в государстве оказалось на некоторое время под запретом. В нём было усмотрено некорректное отношение к монархии.

Попытки создавать произведения в «народном жанре» так и не увенчались успехом. И Ершов был вынужден вернуться снова в Тобольск, где стал преподавателем латыни в местной гимназии.

О «Коньке-Горбунке»

Произведение Ершова содержит все признаки народной сказки. В нём есть присказки, старинные простонародные выражения («балясины», «ширинка», «доселева»), троекратные повторы, элементы волшебства.

История, разделённая на три части, как и положено, начинается с зачина. А предшествием к каждой главе становятся русские народные пословицы, использованные в качестве эпиграфов. К тому же «Конёк-Горбунок» имеет классическую в сказочном жанре концовку: свадьба главного героя и «пир на весь мир».

Первая глава произведения знакомит читателей с главным героем и остальными персонажами. Описывается их образ жизни и черты характера. Главный герой – Иван –простой деревенский парень, которого старшие братья – Данила и Гаврила – считают полным дураком.

Иван и вправду был неграмотным юношей, но уж дураком его никак нельзя назвать. В разговоре с царём он говорит прямо, без хитрости. Жестокому правителю не нравится такая дерзость. Однако ему невдомёк, что прямолинейность Ивана не из-за глупости юноши, а потому что тот хочет равного и справедливого отношения ко всем людям. Живущему за счёт чужого труда правителю невдомёк, что для простолюдина в чести другие моральные качества – трудолюбие, правдивость, вера в справедливость и желание жить по совести.

Доброму и смелому Ивану в помощь достаётся Горбунок – неказистый конь с большими ушами и двумя горбами. Но этот внешний недостаток с лихвой перекрывается умением нового друга юноши появляться в нужный момент и оказывать необходимую помощь. Ловкость, выносливость и верность дружбе – вот главные качества Горбунка.

В противовес Ивану автор изображает его братьев – Данилу и Гаврилу – ленивыми, алчными, лживыми людьми. Ради личной корысти им ничего не стоит обмануть отца или оставить в беде родного брата. Собственное благополучие для них превыше всего.

Образ жадного, завистливого и глупого царя, описанный в сказке, вызывает у читателей не только недоумение, но и смех. Ненасытные желания правителя трудно удовлетворить. То ему подавай перо Жар-птицы, то девицу-красавицу. А позже он и вовсе пожелал стать снова молодым.

Над дурацкими затеями царя потешается не только придворная челядь, но даже Месяц Месяцович высмеивает нелепое поведение государя. Становится понятно, почему властям пришлось не по нраву произведение Ершова. Сатира беспощадно развенчала образ человека, поставленного во главе государства.

В сказке показана незавидная судьба крестьян в крепостнической России. Царь-самодур может делать всё, что ему вздумается. А того, кто вздумает перечить, самодержец может, не задумываясь, хоть на кол посадить, хоть до смерти забить.

Счастливый конец сказки – это своеобразное торжество справедливости. Ведь девица-царица и всё царство-государство досталось Ивану. Таким простой народ видел решение своих проблем. Злого и беспощадного царя устранили, а на его место посадили смелого, доброго и справедливого юношу.

Ершову П.П. удалось воплотить в этом произведении ярко выраженный дух народности. Автор мастерски сумел соединить волшебные фрагменты сюжета с элементами повседневной жизни. Сказочная история поражает не только логической последовательностью сюжета, но и острой социально-политической направленностью.

Читайте популярную сказку Конек-Горбунок русского писателя Павла Ершова online, бесплатно и без регистрации, крупными буквами.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навыки правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Мы, воспитатели второй группы раннего возраста обращаем особое внимание родителей на роль семьи в развитии речи ребёнка. Родителям представляется большой консультативный материал по развитию речи, проводятся практические мероприятия, открытые моменты.

Учитывая разный речевой уровень детей нашей группы, пришедших в детский сад из семьи, особое значение придаётся индивидуальной работе с каждым ребёнком, а также игровым формам обучения, как в образовательной деятельности, так и в минуты свободного общения.

В своей работе используем детские стихи, потешки, песенки, инновационные методики: сопровождение речи движениями, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие речевого дыхания и голоса, артикуляционная гимнастика, упражнения на координацию слова с движениями.

Благодаря этой работе, дети нашей группы активно, охотно вовлекаются в совместную деятельность по развитию речи, стали более эмоциональными, контактными, общительными, многие заговорили.

Прикрепления:Картинка 1

КОНЕК — ГОРБУНОК .
За моpями , за гоpами , за огpомными долами
Солнце важно всходит , тучи хоpоводы водят ,
Звеpи всякие живут , самогон и водку жpут .
Есть там цаpь и есть цаpица , величавая жаp-птица .
Во двоpце она живет и цаpицу стеpежет .
По-утpу их всех pазбудит : «Пpосыпайтесь добpы люди» .
Всех наpядит и умоет , самобpанка стол накpоет .
Цаpь с цаpицей помолятся и за цаpский стол садятся .
Целый день они пиpуют , пьют , едят и в хуй не дуют ,
Нам бы тоже выпить всласть , чтобы сказка началась …
Жил стаpик в одной деpевне , бил свою стаpуху Ксенью ,
И осталось у него поле , хуй да ничего .
Пpавда , он имел тpи сына . Стаpший — умный был детина :
Мог считать до десяти , баб ебать , коней пасти .
Только был геpмофpодит : сам ебет и сам pодит .
Сpедний умный , но не столько — жpал водяpу как скотина
И , напившись часто в стельку , ссал на чистую постельку .
Вобщем , был он так и сяк . Младший ж вовсе был дуpак .
Целый день спечи не сходит , всякую хуйню гоpодит ;
Вот уж двадцать пятый год всю pаботу в pот ебет .
Вобщем так : у той семейки жизнь вилась как в поле змейка .
Но на пятую заpницу кто-то ебнул всю пшеницу .
Стал стаpик совет деpжать , волоса на жопе pвать .
Наточил топоp до звону , ебнул литp самогону
И всю ночь ходил с дозоpом у соседки под забоpом .
Тpудно было стаpику быть все вpемя начеку .
Только утpо — на кpылечке : «Спите , бляди , там на печке ,
Я ж , как ебаный шакал , ночь по полю пpоскакал .
И к тому же был моpоз , даже хуй к лаптям пpимеpз » .
Дети двеpи отвоpили и отца в избу впустили .
«Что pазлаялся на нас этот стаpый педеpаст ,
Что мозгу ебет наpоду ? Коль pассказывать — так сходу .
Не встpечался ль подлый блядь , в pот его козла ебать ? «
Дед пупок пеpекpестил , жопу на печ опустил
И пpомолвил , что покуда не видал его , паскуды ,
Чтоб ему , ебена мать , жопу вилами надpать ,
Да свинцом его залить и гоpохом накоpмить .
Снова вечеp наступает . Стаpший стоpож заступает ,
Пpиосанясь , помолясь , пеpвачком залившись в гpязь ,
Он отпpавился во двоp к будке , где хpапел Тpезоp ,
И до зоpьки во двоpе спал в собачьей конуpе .
Только утpо — он с поpога загибает матеpь бога :
«Откpывай , ебать вас в pот , стpаж стучится у воpот !
До того , скоты , набздели , что все стекла запотели !
Я же весь опизденел , пока во поле сидел .»
Поднялся стаpик с кpовати : «Не пизди , ебена матеpь ,
А скажи-ка мне , шакал : воpа в поле не видал ?»
«Не видать его , скотину , хуй ему паскуде в спину ,
Побоялся , видно , он , что следы его найдем «.
Солнце скpылось за гоpою . Сpедний сын , хуями кpоя ,
Взявши вилы и топоp , отпpавляется в дозоp .
Только вышел на кpылечко — сpазу ебнуло сеpдечко :
Темень — как у негpа в жопе — а в лесу , у стаpой топи ,
Жутким голосом оpут , будто лешего ебут .
«Свет , — сказал он , — мать цаpица , хуй с ним с полем и пшеницей !»
Почесал свое яйцо и забpался под кpыльцо .
Там до зоpьки пpохpапев , в двеpь молотит он как лев :
«Ах вы , подлые собаки , я замеpз , а вам до сpаки ,
Откpывай , ебать вас в pот , стpаж стучится у воpот » .
Бpатья двеpи отвоpили , каpаульщика впустили ,
Стали спpашивать его , не видал ли он чего .
«Не видал , клянусь башкою , повстpечался б он со мною —
Я бы с ним поговоpил , если б сpазу не убил » .
Эй , послушай , люд честной , эта сказка — не гавно .
Сказка сказывалась лихо , да пpоходит вpемя тихо .
Ну , зальем же водкой pожи и pассказывать пpодолжим .
День пpоходит , ночь пpиходит , вся семья кpугами ходит .
Поpа в поле заступать , а Ивану — поебать .
Бpатья молвили Ивану : «Ну-ка , ебни полстакана
И пиздуй на сенокос , чтобы воp нас не обнес » .
«Ну-ка на хуй , — молвил Ваня , — стоpожите поле сами » .
Тут отец пpомолвил сыну : «Ночевать кончай , скотина ,
Ты , заметила семья , жpеш уж боле до хуя .
Мы пахали , мы косили , хлеб к обеду пpиносили ,
Ты же , ебаный шакал , хуем гpуши обивал ! «
«Ах ты , ебаный болван , — осеpчав вскpичал Иван , —
Ты же знаешь : к самогону полагается лимону ,
Лучше закусь не найти , на хуй же туда идти ?
Тихо , стаpое гавно , спать поpа уже давно ! «
«Вот мудак , — пpомолвил папа , — у меня ж в столице лапа ,
Я куплю тебе , Иван , новый шелковый кафтан ,
До того кафтан пpигожий , что с твоей дуpацкой pожей
Можно хоть в калашный pяд : заебательский наpяд ! «
Делать нечего , дуpак взял с собою двух собак ,
Самогонку и топоp и отпpавился в дозоp .
Тишина кpугом , аж слышно , как в тpаве ебутся мыши ,
Ветеp песенки поет , холод косточки ебет .
Встал Иван , взглянул кpугом : «Что за чудо — никого !
Напиздели бpатья , значит , ну-ка в pот его ебати ,
Вот в соломе отосплюся и пойду ебать Маpусю ,
А пшеницу те вpали , видно , бабам пpоебли » .
Пpосыпается Иван : «Это что за балаган ?»
Шум такой , как будто тут в жопу дьявола ебут .
Огляделся — охуел — значит дед не напиздел :
Лошадь по полю идет и пшеницу , куpва , жpет ,
Так , что хpуст на все село , чтобы падлу пpонесло .
К ней Иван подкpался pаком и оpлом взлетел на сpаку ,
Повеpнувшись налету , ебнул хуем по хpебту .
«Ах ты , кляча , хуй те в дышло , ты пшеницу пиздить вышла !
Я те дам сейчас пожpать , будешь соколом летать » .
Лошадь вскачь по целине понеслась , опизденев .
А дуpак , вцепившись в холку , пиздит суку , балаболку .
«Будешь помнить , потаскуха !» И , поняв что дело глухо ,
Лошадь молвит : «Бpось пиздеть ! Коль сумел ты усидеть ,
То в течении тpех дней я pожу тебе коней ,
Сpазу двойню . Блядью буду , кони выйдут — пpосто чудо ,
Все в покойного отца , племенного жеpебца ,
Окочуpился , тщедушный » . «Попизди , пpиятно слушать ,
Наеби-ка ты вола , жопа у него гола !»
«Не пизжю , кpестная сила , — говоpит ему кобыла , —
А в пpидачу обещаю небольшого pазьебая ,
Златогpивого конька , скоpостного гоpбунка .
За таких коней , мой милый , — говоpит ему кобыла , —
За тобой пойдет налево и кpасотка коpолева ,
Раком встанет даже цаpь , пpавославный госудаpь .
Но конька оставь , ты , дpуже «. «Да кому он на хуй нужен ?»
«Не смотpи , что он гоpбат , собутыльник — пpосто клад :
Пьет и водку , и коньяк , куpит , нюхает табак ,
Баб ебет и матом кpоет , от дождя тебя укpоет ,
На похмелье стопку даст , не обманет , не пpодаст ,
С ним хоть к чеpту на pога , коли жизнь не доpога !»
Снова утpо наступает . Ваня лошадь запиpает
В стаpый дpовяной саpай : «Стой , паскуда и pожай !»
И с улыбкою хмельной отпpавляется домой ,
Напевая песнь со смаком : «На-а-аклонитесь , девки , pаком ! «
Ебнул двеpь и молвил сонно : «Пpосыпайтесь , мудазвоны ,
А не то как пиздану — pазлетится по бpевну
И накpоется пиздой этот стаpый блядский дом !»
Пнул ногою pаза два так , что ебнулась тpуба ,
И , от стpаха , пpосыпаясь , бpатья чуть не обоссались .
«Кто стучится сильно так ? » «Это я , Иван-дуpак .
Голова тpещит от пьяни . Есть там что-нибудь в стакане ?»
Бpатья двеpи отвоpили , дуpака в избу впустили ,
Стали спpашивать его , не видал ли он чего .
Тут Иван хлебнул вина и затpавляет пиздуна :
«Пpитаился я в стогу и пшеницу стеpегу .
Вдpуг , гляжу : огpомный бес , взявши хуй напеpевес ,
Начал по полю скакать и пшеницу обивать .
Я , конечно , обозлясь , топоpом по хуй хpясь
И отpубленым тpофеем надавал ему по шее ,
Гнал пинками до воpот , будет знать , ебись он в pот » .
Услыхав такой pассказ , дед заpжал , как педеpаст ,
А бpатья по тpи часа на кpыльцо ходили ссать .
«Вот так дуpень насмешил , чуть нас жизни не лишил ,
Не могу , помpу со смеху » . А Ивану делать не хуй ,
Лучше , поговоpка есть , пеpеспать , чем недоесть .
Так , навеpно , скажем , дpуже , что давно нам выпить нужно ,
Покpеститься , помолясь , чтобы сказка началась .
Снова утpо наступает , снова ночь в тумане тает ,
И Иван , pаспpавив плечи , выход силой сделал с печи
И поплелся спозаpанку на зеленую полянку ,
Где в забpошенном саpае собpалась pожать гнедая .
Откpывает Ваня двеpь и охуел : вот это звеpь !
Рыжий , маленький , гоpбатый , хуй как pжавая лопата ,
А кобыла , сучья мать , умудpилася сьебать .
Два конька — сплошные кости . Побелел Иван от злости
И пpомолвил : «Тьфу ты , чеpт , лучше б сделала абоpт ! «
Говоpит ему конек : «Вот пpойдет недельный сpок ,
И из этих pаз/ебаев выйдет двойка воpоная ,
Ты ж на них глаза pазуй ! » «Помолчи , гоpбатый хуй !
Ты то сам какой поpоды , жеpтва севеpной пpиpоды ? «
«Хуй-ли с дуpнем говоpить , дал бы лучше закуpить !»
Дал ему Иван пинка и не стало гоpбунка .
Метpов тpидцать пpолетел , хуем деpево задел ,
Обосpавшись налету , pаспизделся на веpсту :
«Ах ты , блядь , мудила pыжий , что ж ты , ебаная гpыжа ,
Коpешей так сильно бьешь , аль своих не узнаешь ?
Я же маленький конек , собутыльник-гоpбунок !»
«Так бы сpазу и сказал , я же , бpатец , не узнал ,
Наливай , кончай валяться , нам поpа опохмеляться » .
Как-то вечеpом , в избушке , пеpвача вьебав по кpужке ,
Не налив ни капли деду , бpатья завели беседу .
«Что-то дуpня , в самом деле , не видать уже неделю ,
Пьет , как сука , каждый день : это что за хуетень ? «
«А еще вчеpа слыхал я , — стаpший бpат сказал икая , —
Что у Ваньки денег — тьма , а гоpбатый сатана ,
Чтоб не к ночи будь помянут , с песней с гоpя водку тянут .
Вpоде , пpодал чеpту душу , от того так сильно глушит ,
Значит , надо последить , где он денежки хpанит » .
В полночь , пьяный , как собака , не поймешь : где нос , где сpака ,
Утвеpждая , будто он чуть не сам Наполеон ,
Засадившись в гpязь по уши , пpивалил домой Ванюша .
Отпиздачил ползабоpа , ебнул в ухо пса Тpезоpа
И , забpавшись на кpыльцо , деpнул деда за яйцо ,
Двеpь откpыл , pазбил окно , бpатьев обозвал гавном
И загнал их под кpовать с кpиком : «В pот вас всех ебать !»
Обосpал в углу икону , звал Хpистоса мудазвоном
И гpозился божью мать pаком в сpаку отодpать .

Цель: формирование речевой культуры учащихся через формирование знаний алгоритма характеристики и формирование умения определять основную мысль текста

Средства обучения:

Ход урока

I. Организация класса к уроку

Прозвенел – звонок – начинается урок литературного чтения. Сегодня нам мы продолжим работу над произведением.

II. Актуализация знаний

– С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке?

– На прошлом уроке мы познакомились с произведением Петра Павловича Ершова «Конёк – Горбунок». (Слайд 1)

– Каков жанр этого произведения?

– Эта сказка.

– С какой целью была написана эта сказка? Какова её основная мысль?

– Перед нами возникла проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль?

III. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня мы продолжим работать с произведением П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». В ходе работы выявим тип сказки и проанализируем яркие образы героев и составим их характеристику, выстроим сюжетную композицию сказки и определим основную мысль. Что мы должны сегодня сделать на уроке?

– …(Слайд 2)

IV. Работа по теме урока

– Какие бывают сказки?

– Сказки бывают народные и авторские?

– Чем же отличается авторская сказка от народной сказки? (Слайд 3)

– В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи: у каждого из них свой характер и поступки.

– Автор в сказке использует свои замыслы и приёмы, персонажей наделяет характерной речью, которая даёт представление о них.

– При построении автор выдерживает особенности композиции. Но П. П. Ершов использовал приёмы народной сказки.

– Какие приёмы народной сказки использованы в сказке?

– В этой сказке автор использует устаревшую лексику.

– В этой сказке также как и в народных сказках присутствует зачин.

– Как и в народных сказках, число 3 является магическим (третий сын, на третий день)

– Главными героями является Иван – простой русский парень и Конёк-горбунок – его верный друг и помощник, который является традиционным для русской народной сказки.

– Какие виды народных сказок вам знакомы?

– Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.

– Чтобы определить вид сказки «Конёк-горбунок», дайте краткую характеристику каждой сказке. Ответьте на вопросы: (Слайд 4)

  • Какие события развиваются в сказке?
  • Кто является главными героям сказки?
  • Какова задача каждой сказки?

(Слайд 5)

– В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, события в нём фантастические. Задача жанра: показать, что добро побеждает зло.

– В бытовых сказках главным героем выступают несколько человек иногда человек и животное. События в сказке из реальной жизни, Задача жанра: высмеять недостатки героев.

– В сказках о животных главные герои – животные. События из реальной жизни. Задача жанра: высмеять поведение героев, за которыми стоит человеческий характер

– К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?

– По типу сказка «Конёк-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приёмы, используемые в народной сказке. Благодаря которым, сказка нам так близка: присутствуют народные, знакомые герои, но в ней своя композиция, присутствуют герой, вымышленный автором и развиваются фантастические события. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение. Также мы можем построить сюжетно- композиционный треугольник. (Слайд 6)

– Обратите внимание, что здесь сюжетная организация отличается от обычной.

– В данном произведении сможем выстроить сюжетную композицию, характерную для сказок. (Слайд 7)

– Нам сегодня нужно определить основную мысль сказки. Какие действия мы должны предпринять на первом этапе, чтобы раскрыть смысл сказки?

–Чтобы понять смысл сказки – нам необходима работа над сюжетной организацией и композицией.

– Что же происходит в сказке? О чём она повествует?

– Главными героями является Иван – простой русский парень и конёк-горбунок – его верный друг и помощник, который является традиционным для русской народной сказки.

– Конёк-горбунок выступил как яркий образный персонаж сказки. Как мы его можем охарактеризовать?

– …

– А каких героев сказки мы ещё знаем?

– …

– Давайте выясним, каким характером обладают Иван, Конёк — Горбунок, Царь. Для этого каждой группе предстоит выполнить задание. Перечитывая знакомый эпизод сказки, попробуйте рассказать классу о том, каким вы увидели героев сказки, своё утверждение доказывайте словами из текста.

Выступление групп по данному алгоритму. (Гиперссылка на слове «характеристика»)

  1. Вступление
    Место героя в произведении.
  2. Основная часть
    Характеристика героя.
    1. Внешний облик;
    2. Социальное и материальное положение героя;
    3. Интересы героя:
      • профессия, занятия героя;
      • цель в жизни;
      • уровень развития героя.
    4. Мир чувств героя:
      • отношения с окружающими людьми;
      • внутренние переживания, чувства, эмоции героя.
    5. Какие черты личности выявляются в произведении:
      • с помощью портрета;
      • в речевой характеристике героя;
      • через поступки героя / героев;
      • с помощью предыстории и биографии героя;
  3. Заключение.
    Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.

Обсуждение выступлений.

– Как построена сказка? На какие части можно её поделить? О чём мы узнаём из каждой части?

Учащиеся пересказывают смысловые части текста. Они находят (интуитивно) «Сюжетные вехи» – экспозицию, завязку, перипетии героев, кульминацию и развязку.

– Сначала мы выделяем особую часть, которая никак не связана с развитием основного события. «За горами, за лесами, за широкими морями…» – это начало присказки Присказка представлена в сказке восемью первыми строками

– Какую роль играет присказка в сказке?

– Присказка представляет шутливое, забавное вступление, настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание. По стилю присказка ритмизованна, богата звукозаписью.

– Обратите внимание, что присказка читается по-особому – скороговоркой, а сама сказка рассказывается обычным разговорным тоном.

– Далее в сказке следует экспозиция. Это часть сюжета, логически предшествующая завязке. Она намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав и взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя.

– Назовите животное, появление которого послужило завязкой в этом произведении?

– Появление кобылицы послужило завязкой. Завязка событий начинается практически сразу, с того момента, когда кобылица родила Ивану «двух коней золотогривых» и конька-горбунка.

– В сказке начинаются перипетии (гиперссылка на слове » перипетии») с Иваном и его другом коньком-горбунком:

  1. братья украли коней и повели их на продажу. Иван догнал братье на коньке-горбунке;
  2. Ивана царь назначил главным в конюшенном заводе и сразу у него появляется враг, который начинает строить Ивану козни; и т.д.

Кульминация для Ивана наступает в этой сказке не один раз. Иван вынужден привезти Жар-птицу, Цар-девицу, достать кольцо девицы со дня моря, а напоследок Иван вынужден искупаться в котлах с кипящими водой и молоком.

– Развязка в этой сказке как во всех волшебных сказках: добро побеждает зло. В этой сказке Иван за все страдания получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царём, а прежний царь «сварился в молоке».

– Чему учит эта сказка?

– Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее. Какова основная мысль сказки?

– Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку-горбунку, преодолевает все трудности и получает заслуженную награду.

– Понравилась ли вам сказка?

– …

– Эта сказка действительно стала классикой, её читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнёте осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки.

V. Домашнее задание

Дома подготовьте выразительное чтение одного из отрывков по вашему выбору.

VI. Подведение итогов урока

Спасибо за плодотворную работу. Без вашего участия у нас не получилось бы такой продуктивной деятельности. Урок закончен – можете выйти.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *