Сирийская Православная Церковь

Классический сирийский : ܥܺܕܬܳܐ ܣܽܘ̣ܪܝܳܝܬܳܐ ܗܰܝܡܳܢܽܘܬܳܐ ܬܪܺܝܨܰܬ ܫܽܘ̣ܒ̣ܚܳܐ

Тип

Антиохийский

Классификация

Восточно-христианский

Ориентация

Восточные православные

Писание

Пешитта

Теология

Миафизитизм

Политика

Епископальный

Структура

Причастие

Патриарх

Патриарх Игнатия Афрем II

Католикат Индии

Сирийская христианская церковь якобитов

Ассоциации

Всемирный совет церквей

Область

Ближний Восток , Индия и диаспора

Язык

Классический сирийский

Литургия

Западно-сирийский : Литургия святого Иакова

Штаб-квартира

Собор Святого Георгия , Дамаск , Сирия (с 1959 г.)

Происхождение

1 век *
Антиохия , Римская империя

Независимость

518 г. н.э.

Разветвленный от

Церковь Антиохии

Организация помощи

EPDC Комитет развития Свято-Ефремского Патриархата

Официальный сайт

Сирийский Православный Патриархат

* Происхождение согласно Священной традиции .
Западно-сирийский крест Unicode (U + 2670): ♰

Часть серии по

Восточное Православие

Восточные православные церкви

Подразделения

  • Автономные церкви, сгруппированные по традиции:
  • Коптский: французский
  • Армянский: Киликия , Константинополь , Иерусалим
  • Сирийский: Маланкарский якобит

Неканонические / независимые церкви

  • Независимые церкви, сгруппированные по традиции:
  • Коптский: британский
  • Сирийский: Малабарский независимый

История и богословие

  • Вселенские соборы:
  • Исторические темы и события:

Портал христианства

Сирийский Православная Церковь ( классический сирийский : ܥܺܕܬܳܐ ܣܽܘ̣ܪܝܳܝܬܳܐ ܗܰܝܡܳܢܽܘܬܳܐ ܬܪܺܝܨܰܬ ܫܽܘ̣ܒ̣ܚܳܐ , латинизируется: ‘Idto Suryoyto Haymonuṯo Triṣat Šuḇḥo , арабский : الكنيسة السريانية الأرثوذكسية ), или сирийский православный патриархат Антиохии и всего Востока , или неофициально якобитского церкви и исторически Ассирийская апостольская церковь — восточная православная церковь, ответвленная от Антиохийской церкви . Епископ из Антиохии , известный как патриарх , руководители церкви, претендующие апостольское преемство через Святой Петр ( классические сирийский : ܫܡܥܘܢ ܟܐܦܐ , латинизируются: Šem’ōn Кемп ) в с.  1 век по священной традиции . В 512 году византийский император Анастасий I свергнул патриарха Антиохии Флавиана II , и в Сирии в Лаодикии был проведен синод для избрания преемника. Северус Великий был избран 6 ноября и освящен в Великой Антиохийской церкви 16 ноября. Автокефальной патриархат был создан в Антиохию на Северуса Великого в с. VI века и был организован Якобом Барадеем ( ок.  500–578 ) в отказе от диофизитства .  

В церкви используется Божественная литургия святого Иакова , связанного с Иаковом , «братом» Иисуса и лидером еврейских христиан в Иерусалиме . Сирийский — официальный и литургический язык церкви. Монастырь Мор Хананьо был штаб-квартирой церкви с ок.  С 1160 по 1932 год. Патриархат был переведен в Хомс из-за последствий Первой мировой войны . Нынешний вид церкви — Собор Святого Георгия , Баб Тума , Дамаск , Сирия , с 1959 года. С 2014 года Игнатий Афрем II является нынешним Патриархом Антиохии . У церкви есть архиепископии и патриархальные викариаты в странах, охватывающих шесть континентов . Являясь активным членом Всемирного совета церквей , церковь участвует в различных экуменических диалогах с другими церквями.

Христиане в Сирийской Арабской Республике

Всего населения

Примерно 10% населения

Религии

Христианство (такие деноминации, как восточное православие ; восточный католицизм ; восточное православие, например, Сирийская православная церковь и Армянская апостольская церковь ; Ассирийская церковь Востока ; римский католицизм ; протестантизм )

Священные Писания

Библия (все конфессии)

Часть серии о

Восточная Православная Церковь

Мозаика Христа Вседержителя , Собор Святой Софии

Обзор

Автокефальные юрисдикции Автокефальные церкви, официально входящие в общину:

Автокефалия признана повсеместно де-факто некоторыми автокефальными церквями де-юре.

Частично признанная автокефалия Константинополем, Греческой церковью и Александрией.

  • Первые семь Вселенских соборов :
  • Другие вселенские соборы:
  • Другие важные советы:

  • Отцы Церкви
  • Пентархия
  • Византийская империя
  • Христианизация Болгарии
  • Христианизация Киевской Руси
  • Великий раскол
  • Россия
  • Османская империя
  • Северная Америка
  • Московско-константинопольский раскол
    • 15–16 вв.
    • 1996 г.
    • 2018 г.

  • Пасхальный цикл
  • 12 великих праздников
  • Другие застолья:
  • Четыре периода голодания:

Часть серии по

Восточное Православие

Восточные православные церкви

Подразделения

  • Автономные церкви, сгруппированные по традиции:
  • Коптский: французский
  • Армянский: Киликия , Константинополь , Иерусалим
  • Сирийский: Маланкарский якобит

Неканонические / независимые церкви

  • Независимые церкви, сгруппированные по традиции:
  • Коптский: британский
  • Сирийский: Малабарский независимый

История и богословие

  • Вселенские соборы:
  • Исторические темы и события:

Портал христианства

Христиане в Сирии составляют около 10% населения. Самой большой христианской конфессией в стране является Восточная Православная Церковь Антиохии (известная как Греческий Православный Патриархат Антиохии и всего Востока), за которой следует Мелкитская католическая церковь , одна из восточно-католических церквей , имеющая общий корень с восточной Православная церковь Антиохии, а затем церкви восточного православия, такие как Сирийская православная церковь и Армянская апостольская церковь . Есть также меньшинство протестантов и членов Ассирийской церкви Востока и Халдейской католической церкви . Считается, что в городе Алеппо проживает самое большое количество христиан в Сирии. В период позднего османского владычества большой процент сирийских христиан эмигрировал из Сирии, особенно после кровавой череды событий, нацеленных на христиан, в частности, в 1840 году, резне 1860 года и ассирийского геноцида . По словам историка Филипа Хитти , в период с 1899 по 1919 год в США прибыло около 900 000 сирийцев (более 90% из них христиане). Упомянутые сирийцы включают историческую Сирию или Левант, включая Сирию, Ливан, Иорданию и Палестину. Сирийские христиане имеют тенденцию быть относительно богатым и весьма образованным .

Не путать с Церковью Востока или Древней Церковью Востока .


Свято-Апостольская Католическая Ассирийская Церковь Востока

ܥܕܬܐ ܩܕܝܫܬܐ ܘܫܠܝܚܝܬܐ ܩܬܘܠܝܩܝ ܕܡܕܢܚܐ ܕܐܬܘܪ̈ܝܐ

Резиденция Патриарха в Кудшанисе , Османская империя (1692–1918).

Сокращенное название

Классификация

Восточно-христианский

Ориентация

Сирийский христианин

Теология

Несторианство

Католикос — Патриарх

Геваргис III

Архиепископия Индии

Халдейская сирийская церковь Индии

Область

Центральный Ближний Восток , Индия ; диаспора

Язык

Восточно-сирийский , арамейский

Литургия

Восточно-сирийский обряд

Штаб-квартира

Анкава , Эрбиль , Ирак

Происхождение

Апостольская эпоха

Впитывается

Халдейская сирийская церковь (1870-е годы)

Разлуки

Халдейская католическая церковь (1830 г.) (линия Элиа)
Древняя церковь Востока (1968 г.)

Члены

400 000+ (2011)

Официальный сайт

Официальный сайт

Часть серии по

Восточное христианство

Основные общины

Альтернативные общины,
полусообщества или независимые церкви

Восточные литургические обряды

  • Портал христианства

Часть серии по

христианство

Портал христианства

Ассирийская Церковь Востока ( классический сирийский : ܥܕܬܐ ܕܡܕܢܚܐ ܕܐܬܘܖ̈ܝܐ , латинизируется: ‘Ēḏtā D-Maḏnḥā D-‘Āṯūrāyē , арабский : كنيسة المشرق الآشورية ), официально Апостольской Святой Католическая Ассирийская Церковь Востока ( классический сирийский : ܥܕܬܐ ܩܕܝܫܬܐ ܘܫܠܝܚܝܬܐ ܩܬܘܠܝܩܝ ܕܡܕܢܚܐ ܕܐܬܘܪ̈ܝܐ , латинизируется: ‘Ēḏtā Qaddīštā Wa-Šlīḥāytā Qāṯōlīqī D-Maḏnḥā D-‘Āṯūrāyē , арабский : كنيسة المشرق الآشورية الرسولية الجاثلقية المقدسة ), является восточная христианская церковь , которая следует традиционной христологии и экклезиологии исторической Церкви Востока . Он принадлежит к восточной ветви сирийского христианства и использует Божественную литургию святых Аддаи и Мари, принадлежащих к восточносирийскому обряду . Его основной разговорный язык — сирийский , диалект восточно-арамейского языка , и большинство его приверженцев — этнические ассирийцы .

У церкви также есть архиепископия в Индии, известная как Халдейская сирийская церковь Индии . Ассирийская церковь Востока официально расположена в городе Эрбиль , Иракский Курдистан, на севере Ирака ; его первоначальная территория также распространилась на юго-восток Турции , северо-восток Сирии и северо-западный Иран , что примерно соответствует древней Ассирии . С 2015 года предстоятелем Ассирийской Церкви Востока является Католикос-Патриарх Мар Геваргис III .

Ассирийская Церковь Востока претендует на преемственность с исторической Церковью Востока, но не находится в общении ни с Восточными Православными Церквями, ни с Восточной Православной Церковью . Фракция Ассирийской церкви, которая полностью присоединилась к Святому Престолу Рима, — это Халдейская католическая церковь . После принятия Общей христологической декларации в 1994 году между Ассирийской церковью и Католической церковью и богословского диалога между церквями в 2001 году они разработали руководящие принципы для верующих по взаимному допуску к евхаристии между Халдейской католической церковью и Ассирийской церковью Востока. .

Ассирийская Церковь Востока имеет традиционную епископальную структуру, которую возглавляет Католикос-Патриарх . Его иерархия состоит из митрополичьих епископов и епархиальных епископов , а низшее духовенство состоит из священников и диаконов , которые служат в епархиях (епархиях) и приходах на Ближнем Востоке , в Индии , Северной Америке , Океании и Европе (включая Кавказ и Россию ). .

Статьи — ПАЛОМНИЧЕСТВО

Сирия занимает особое место среди арабских государств. Её по праву можно назвать колыбелью христианства. На её территории разворачивалась библейская история. Здесь находится пещера, где, по преданию, родился Авраам, а на горе Касьюн, вблизи Дамаска, Каин убил своего брата Авеля. В Сирии находятся важнейшие христианские святыни мира. На одной из улиц Дамаска жил апостол Павел, где и был исцелен от слепоты св. Ананием. Здесь в результате проповеди святых апостолов Павла и Варнавы образовалась одна из первых крупных церковных общин, члены которой впервые стали называться «христианами». Главная христианская церковь Сирии – Антиохийская – древнейшая из пяти главных центров православного мира. Сирия — родина выдающихся христианских подвижников и мыслителей. Среди них Ефрем Сирин, Исаак Сирин (VII век), Иоанн Дамаскин и преподобный Симеон Столпник. В сирийской земле проповедовал Иоанн Златоуст, родившийся неподалеку. Творения этих преподобных отцов внесли большой вклад в формирование христианской аскетической письменности. Особое место в христианской истории Сирии того периода занимает святитель Иоанн Златоуст, который именно у себя на родине в Антиохии и в сирийской пустыне написал свои лучшие и основные богословские произведения. Сирия, вместе с Израилем, Ливаном и Иорданией, является для всех христиан мира «Святой Землей».

Гора Касьюн, где Каин убил Авеля

История Сирии

Современное сирийское государство появилось после Первой мировой войны, когда Османская империя распалась, а многие её территории были оккупированы Францией и Великобританией. Т.н. Великая Сирия была разделена на 4 государства: Сирию, Ливан, Палестину и Трансиорданию. В апреле 1946 года Сирия обрела независимость от Франции и стала президентской республикой.

Религия

Население Сирии составляет 20 миллионов человек. Примерно 86% населения Сирии – мусульмане, 10% – христиане, однако эти данные не совсем верны, потому что в них не учитывается число беженцев, а также число почти не скрывающихся криптохристиан. Вероятнее всего, христиане сейчас составляют примерно 15% населения страны, а это почти 3 миллиона человек, из них половина — православные (Антиохийская Церковь, Армянская Апостольская Церковь, Греко-Православная Церковь), другие — католики и протестанты.

Жители Запада зачастую уверены, что все арабы — мусульмане и что мусульмане в свою очередь представляют собой вполне однородную группу. На самом деле из сирийских мусульман 82% – сунниты (это, так называемые, традиционные мусульмане, самое крупное течение в исламе, около 90% всех исповедующих ислам; так, большинство российских мусульман — сунниты), остальные – шииты (вторая по величине ветвь ислама, которая делится на умеренных и крайних; шииты составляют около 10% от общей численности всех мусульман). 10% сирийских мусульман являются алавитами, членами секты, которая только номинально считается мусульманской и корни которой в действительности уходят в христианство и гностику — они даже отмечают Рождество. В Сирии их также называют нусайритами — «маленькими христианами». Сейчас в Сирии также проживают несколько сотен тысяч друзов (3%), чьи религиозные взгляды еще сильнее отличаются от верований ортодоксальных суннитов.

Разумные сунниты и христиане говорят, что делить им нечего, наоборот, есть много общих духовных ценностей: вера в Творца, в загробную жизнь, ответственность перед Богом за свои дела и т. д. Как христиане, так и мусульмане Сирии ощущают себя единым народом, а сирийское правительство и президент одинаково хорошо относятся к представителям обеих религий и поэтому пользуются полной поддержкой православной и других христианских общин.

Русская Православная Церковь и Антиохийский Патриархат общаются веками. Устав, церковный канон, монашеское облачение пришли в Россию из Сирии. Первым митрополитом Киевской Руси был Михаил Сирин (араб сирийского происхождения), который, помимо духовного пастырства, осуществлял при дворе обязанности министра иностранных дел. В православной традиции он почитается как святитель Михаил или Михаил Грек, поскольку прибыл из Византии. Главным стимулом к сотрудничеству всегда были паломничества на Святую Землю, маршруты которых пролегали через Сирию.

Святыни Сирии

Будучи одним из древнейших государств мира, Сирия стала колыбелью многих цивилизаций и культур. Сегодня на территории Сирии сохранились и процветают многие древнейшие монастыри и памятники культуры. Здесь можно найти римские укрепления, византийские храмы и старейшие арабские мечети, воздвигнутые на древних храмах (например, минарет Исы (Иисуса) на древнем храме Юпитера).

Дамаск

Дамаск — столица и второй по величине (после Алеппо) город в Сирии. Дамаск — один из старейших городов мира — по оценке археологов ему от 5000 до 10000 лет (древнее его, пожалуй, всего один город – палестинский Иерихон). Кроме того, Дамаск является крупным культурным и религиозным центром Леванта (общее название стран восточной части Средиземного моря (Сирия, Ливан, Израиль, Иордания, Палестина, Египет, Турция и др.)). Первые христиане появились в Дамаске уже в I веке нашей эры после визита апостола Павла.

Дамаск неоднократно упоминается в Священном Писании. В конце XI в. до н.э. Дамаск был покорён царем Израильско-Иудейского государства Давидом. Однако уже в 940 году до н.э. город стал столицей Дамасского царства, основанного арамейскими племенами в стране Сури, то есть Сирии. В состав арамейского царства входила Палестина (4 Цар. 8. 7-15). После 732 года до н.э. город последовательно входил в состав Ассирии, Ново-Вавилонского царства, Персии. В 333 году до н.э. Дамаск был захвачен армией Александра Македонского, а в 66 году — римскими войсками, в результате чего он вошёл в состав провинции Сирия.

Дамаск связан с евангельской историей, именно здесь произошло чудесное обращение Савла, будущего апостола Павла, к Христу Спасителю. (Деян. 9, 2-22). Согласно Деяниям, по дороге в Дамаск шел ученый фарисей Савл, рьяный гонитель первых христиан. Иерусалимский синедрион дал Савлу поручение расправиться с христианской общиной, обосновавшейся в Дамаске. В местечке Каукаб, в 24 километрах от нынешней сирийской столицы, фарисей услышал голос: «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» Так фарисей Савл превратился в апостола Павла. В 1965 году на месте обращения Савла в Павла была выстроена православная часовня, а в мае 2005 года был открыт храмовый комплекс, названный в честь первоверховного апостола (Патриарший монастырь святого апостола Павла).

Патриарший монастырь святого апостола Павла

На одной из улиц Дамаска жил священномученик Ананий, который крестил и исцелил от слепоты апостола Павла. Это историческое место отмечено древним церковным памятником, сохранившимся до нашего времени, — храмом святого апостола Анании (Iв.), который расположен под землёй, в старой части Дамаска. Христианская община здесь существовала с первых лет проповеди святых апостолов.

Храм Святого Анания в Дамаске

С IV века, в период, когда земли Сирии находились под властью Византийской империи, город стал столицей провинции Финикия Ливанская и являлся важным центром восточного христианства.

В 391 году по приказу римского императора Феодосия I Великого здесь был построен величественный храм во имя святого пророка Иоанна Крестителя, который стал кафедральным для местных епископов. Считается, что предание о захоронении в храме честной главы святого пророка Иоанна Крестителя появилось в конце VI века. Однако церковная история знает несколько других преданий о святой главе Иоанна Крестителя, которые, впрочем, принципиально не противоречат друг другу.

В 661 году Дамаск стал столицей Арабского халифата при Омейядах. В это время Халифат уже был могущественным государством, простиравшимся от Пиренейского полуострова до Центральной Азии. Дамаск стал культурным и экономическим центром всего арабского мира, уже в VIII веке являясь одним из крупнейших городов мира. На смену греческому государственному языку пришел арабский, хотя в некоторых отдаленных селениях продолжали говорить на арамейском. В 750 году Омейяды были свергнуты династией Аббасидов, после чего столица Халифата переместилась в Багдад.

В 1300 году Дамаск разграбили монголы. Они устроили такую резню, что, по свидетельству арабского историка аль-Макризи, «по улицам рекой текла кровь». В 1400 году Тамерлан разрушил город до основания и вывез все его богатства в Самарканд.

С 1517 года Дамаск на 4 века вошел в состав Османской империи.

Мечеть Омейядов в Дамаске. Здесь находится могила Иоанна Предтечи, одна из главных святынь христианства.

В самом Дамаске есть мечеть Омейядов (VIIIв.)- одна из крупнейших и старейших мечетей в мире. Здесь находится могила Иоанна Предтечи, одна из главных святынь христианства. Голова, возможно, была найдена во время раскопок при строительстве мечети. Святую главу пророка Иоанна Крестителя всегда почитали не только христиане, но и мусульмане. Для последних Иоанн Креститель — один из святых пророков, которого они называют Яхья ибн Закария. Мусульмане верят, что здесь пророк Иса (Иисус Христос) сойдет с небес на землю во время своего второго пришествия. Иса спустится вниз по минарету, который носит название Белого минарета Исы. Войдя в мечеть, Иса воскресит пророка Яхья. Оба пророка потом войдут в Иерусалим, где будут вершить суд над нечестивцами.

Могила пророка Яхьи (Иоанна Крестителя) внутри мечети Омейядов

Место, где сейчас стоит мечеть, в арамейскую эру было занято Храмом Хадада. Позже, в римскую эпоху, на этом месте располагался Храм Юпитера, затем, в византийское время, христианская церковь, в которой хранилась одна из святынь христианства — голова Иоанна Крестителя.

Алеппо

Алеппо — крупнейший город Сирии и один из самых крупных городов Леванта. На протяжении многих веков Алеппо был самым крупным городом в Великой Сирии и третьим по величине в Оттоманской империи, после Константинополя и Каира. Это один из самых древних городов мира (древнее Дамаска), он был заселен в 6 тыс. до н.э.

Древние стены Алеппо

Большинство жителей Алеппо — арабы-мусульмане. Христианское население состоит из армян, греков, маронитов, сирийских католиков; существуют еврейская и американская протестантская общины. Большая община христиан принадлежит Армянской апостольской, Сирийской православной и Греко-православной церквям.

Собор Сорока Мучеников — армянская церковь (XVI век).

Алеппо окружает множество исторических памятников и древнейших останков мёртвых городов. Они представляют собой группу из 700 заброшенных поселений на северо-западе Сирии. Эти города датируются V веком до н. э. и содержат элементы византийской архитектуры.

С Сирией связано имя знаменитого подвижника и аскета IV века Симеона Столпника. Он прославился тем, что, приняв постриг и спасаясь от зависти братии, приковал себя к большому двухметровому камню. Постепенно он стал наращивать высоту камня. Двухметровый камень превратился в 16-метровый столп. Симеон Столпник стал зачинателем столпничества, нового для того времени направления в христианской аскетике. В 476-490 годах на горе, находящейся к западу от Алеппо, был возведен комплекс, центром которого стал столп Симеона.

Монастырь преподобного Симеона Столпника

До наших дней сохранились следы монастыря святого Симеона, разрушенного в X веке мусульманским правителем Алеппо.

Монастырь преподобного Симеона Столпника

Монастырь преподобного Симеона Столпника, самый впечатляющий христианский памятник ранневизантийской архитектуры в Сирии. Основную часть обители составлял огромный храм из четырех базилик, поставленных крестом вокруг колонны, на которой святой праведник провел почти 37 лет своей жизни. Однако ни время, ни люди не пощадили это святое место. Сохранившиеся величественные развалины монастырского комплекса придают особое ощущение месту, где до сих пор находится великая христианская святыня – часть столпа, в форме гигантского яйца – остатки двенадцатиметровой колонны, воздвигнутой самим преподобным Симеоном.

Разрушенный монастырь святого Симеона Столпника

С началом Гражданской войны в Сирии Алеппо стал ареной ожесточённых боёв между повстанцами и боевиками с одной стороны и правительственными войсками — с другой.

Хомс

3,5 тысячи лет назад, в библейские времена, Хомс назывался Кадеш. Этот древний город основан около 2400 года до Р.Х. как крепость на перекрёстке древних торговых путей. Слава о нем гремела на весь Ближний Восток. Еще в эпоху фараонов здесь интенсивно развивалась торговля, процветали ремесла. Город был настоящими воротами из Азии в Европу. Выгодное географическое положение сделало его перевалочной базой знаменитого «шелкового пути». Хомс являлся третьей остановкой на «шёлковом пути» после Дура-Европос и Пальмиры. В римскую и византийскую эпохи город называли Емеса. Здесь проповедовали святые апостолы Пётр и Павел. Христианская община сложилась здесь в середине первого столетия, в апостольский век. В восточном квартале, где до сих пор живет много христиан, в зданиях обнаружены катакомбы. В византийскую эпоху Емеса была столицей провинции Ливанская Финикия, в состав которой входил Дамаск. В тот период здесь построили многочисленные христианские храмы и монастыри.

Христианство в Эмесе было широко распространено в III—VII вв.. В 636 году город захватили арабы-мусульмане, которые переименовали его в Хомс, что означает застенчивость, скромность. В 855 году во время восстания большинство христианских храмов были уничтожены. В 968 года византийский император Никифор II Фока вернул Хомс в состав империи, но не надолго, так как в начале XI века его захватили турки-сельджуки. В начале XII века город захватили крестоносцы, назвав его Шамель («Верблюжий город»). Впоследствии он стал частью графства Триполи. В 1174 году крестоносцев выбили из города войска египетского султана Салах ад-Дина. С тех пор и до 1262 года в Хомсе правили эмиры из династии Айюбидов, которую сменили Бахриты, египетская династия мамлюков. В XIII веке около города мамлюки дважды разбили наголову войско монголов. В начале XV столетия Хомс чудом избежал разрушения от войск великого эмира Тимура Тамерлана, который подарил его одному из своих союзников. Позднее, в 1516 году город вошел в состав Османской империи, где он оставался, за исключением краткого периода египетского контроля в 1830-х годах.

Для христиан всего мира побывать в Хомсе, почти то же, что совершить паломничество в Святую Землю, потому что здесь находится, основанный в 59 году по Р.Х., храм в честь Пояса Пресвятой Богородицы (Умм Зунар).

Храм Пояса Пресвятой Богородицы (г.Хомс, Сирия)

Над входом в храм находится большая икона, изображающая сцену передачи Пресвятой Богородицей своего пояса апостолу Фоме. В одном из приделов храма хранится величайшая христианская святыня – пояс Пресвятой Богородицы. В подсвеченном киоте, обрамленном колоннами, в удивительно красивом серебряном ковчеге в виде цветка на ножке-подставке, в окружении ажурных лепестков под стеклом лежит скрученный колечком тонкий шерстяной поясок – святая реликвия православной Сирии.

Пояс Пресвятой Богородицы в серебряном цветке в церкви Ум аз-Зуннар в Хомсе

В Хомсе также находится христианский храм святого мученика Илиана, из сорока севастийских мучеников, построенный на месте его погребения.

Храм святого мученика Илиана в Хомсе

В 65 км от Хомса находится Замок Крак де Шевалье (Аль-Хосн) — крепость крестоносцев (госпитальеров), один из крупнейших рыцарских замков, дошедших до нашего времени. Замок был внесён в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Крак де Шевалье или Аль-Хосн

Недалеко от крепости Крак де Шевалье, в городке Эль-Хумайра находится древний православный монастырь святого великомученика Георгия Победоносца, который местные жители называют Дэр Мар Журжу или Мар Джорджиус.

Монастырь Святого Георгия (VIв.), Сирия

Обитель была основана в первой половине VI века, в правление византийского императора Юстиниана I Великого. Внутри монастыря с византийских времён прекрасно сохранился подземный храм, в котором находится чтимый образ святого Георгия Победоносца и часть его пояса. Древний храм украшен уникальным резным иконостасом из чёрного дерева, изготовленным в XIII веке.

Маалюля

Маалюля — это единственное место на земном шаре, где до сих пор говорят на арамейском языке – на том самом языке, на котором говорил и проповедовал Иисус Христос.

В Маалюле находится один из древнейших монастырей в мире – женский монастырь святой равноапостольной Феклы Иконийской. Над обителью расположена пещера, в которой жила и погребена была святая Фёкла, ученица апостола Павла. Монастырь святой Феклы – первый женский монастырь в мире.

Монастырь св. Феклы в пос. Маалюля

В 2013 году Маалуля захватывалась боевиками ИГИЛ. Во время захвата в монастыре святой Феклы был устроен погром и захвачены в заложники 13 монахинь и 3 послушницы вместе с игуменьей Пелагией (Сайяф). Монахини пробыли в плену у боевиков около 100 дней и при посредничестве ливанских спецслужб были обменены на родственников боевиков (преимущественно женщин).

В Маалюле также расположен еще один древнейший в мире монастырь, построенный в 313 году — монастырь Святых Сергия и Вакха, римских воинов, принявших мученическую смерть за христианскую веру.

Храм вмч Сергия и Ваква (IVв.)

Седиайя

Сайедная — небольшой город в 27 километрах от Дамаска, является вторым по значимости после Иерусалима центром христианского паломничества. Здесь расположен Сайданайский монастырь. Главной достопримечательностью Сайданайского монастыря является чудотворная Сайданайская икона Божией Матери, почитаемая в христианстве за святыню и привлекающая множество паломников.

Сайданайский монастырь

По преданию, византийскому императору Юстиниану I в 546 году тут явилась Дева Мария и дала указание построить на этом месте монастырь. Первой настоятельницей этого монастыря была родная сестра императора Юстиниана I. В монастыре находится древняя икона Божьей Матери, написанная евангелистом Лукой при жизни Богородицы. Бесценный образ много раз пытались похитить. Самая первая игуменья обители повелела не показывать образ никому. С тех пор реликвия хранится в часовне, в серебряном ларце, находящемся в специальной нише за металлической решеткой. Икона почитается как чудотворная, так как излечивает множество болезней, но паломникам увидеть её невозможно — доступ открыт только к ларцу, где она хранится.

Сайданайский монастырь является самым крупным женским монастырём в Сирии. В монастыре проживает около 30 монахинь и послушниц. Действует приют для девочек-сирот и гостиница для паломников. Массовый наплыв богомольцев происходит 8/21 сентября каждого года, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы.

Неподалеку от Сейднаи есть пещера, где, по местному преданию, святой Илия укрывался от преследований царицы Иезавели.

На вершине самой высокой горы Сайеднаи располагается монастырь Херувимов (2 тыс. метров над уровнем моря) с видом на пригороды Дамаска и ливанские горы.

Монастырь Херувимов на вершине горы Каламон на высоте 2000 м над уровнем моря

В нем находится крупнейший центр православного просвещения, и именно там установлен монумент Иисусу Христу, выполненный в русской иконографической традиции.

Между Саеднаей и монастырем Херувимов расположен католический монастырь Мар Тома (св. Фомы).

Пальмира

Пальми́ра (греч. «город пальм») — один из богатейших городов поздней античности, расположенный в одном из оазисов Сирийской пустыни, между Дамаском и Евфратом, в 240 км к северо-востоку от первого и в 140 км от второго.

Пальмира была основана израильским царём Соломоном.

В настоящее время на месте Пальмиры — развалины величественных сооружений, принадлежащих к числу лучших образцов древнеримской архитектуры и признанных ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия. В числе наиболее значимых сооружений храм Бэла (I век), храм Баалшамина (II век), агора (III век), театр с общественным центром и караван-сарай.

Панорамы Пальмиры

С 2012 года, из-за непрекращающихся военных действий на территории Сирии, несколько сотен памятников удалось эвакуировать из Пальмиры, однако не все они транспортабельны.

В мае 2015 г. в результате захвата Пальмиры боевиками ИГИЛ многие памятники, которые не были увезены властями, подверглись разграблению и уничтожению. 27 июня снесена статуя «Лев Аллат», 23 августа стало известно, что взорван храм Баалшамина. Боевики также казнили хранителя Пальмиры, известного сирийского археолога 82-летнего Халеда аль-Асаада. 30 августа 2015 года исламисты произвели взрыв храма Бэла, разрушив его.

Храм Баалшамина, уничтоженный в августе 2015 года боевиками ИГИЛ

***

Сирия — страна многолетнего мирного и плодотворного взаимодействия ислама и христианства. Здесь христиане и мусульмане жили вместе в течение 1400 лет. Это последний очаг веротерпимости на Ближнем Востоке, последнее светское государство на Ближнем Востоке, один из последних форпостов арабского христианства. Большинство сирийских христиан принадлежат арабской культуре.

На протяжении долгого времени Сирия была единственной страной на Ближнем Востоке в мирном состоянии. Большинство христиан Ближнего Востока бежало именно в Сирию, единственную спокойную для проживания страну в этой части мира. Приезжали жить, работать, молиться и учиться. Дамаск – университетский город. Если бы не было Сирии, большинство христиан покинуло бы Ближний Восток. Совсем недавно Сирия приняла около миллиона христиан, которые вынуждены были бежать из Ирака, где их преследовали. Теперь они вновь становятся беженцами – уже из Сирии.

Сегодня Сирия — в мировых сводках новостей. С 2011 года в Сирии идёт гражданская война. Конфликт в Сирии скорее политический, чем религиозный. Но враги Сирии стараются превратить текущую ситуацию в религиозный конфликт.

От того, как будет разыграна «сирийская карта» напрямую зависит будущее геополитики. Если система власти в стране рухнет, первыми жертвами безвластия в Сирии станут христиане. Это станет политической, религиозной и гуманитарной катастрофой. Если президент Сирии Башар Асад под давлением Запада и США уйдет в отставку, это неизбежно приведет к власти исламистский режим, который угрожает повторить армянский геноцид по отношению к христианам и положит конец эпохе терпимости и разнообразия. Уже сегодня в оккупированных оппозицией районах христиане подвергаются преследованиям: оттуда постоянно поступают сообщения об убийствах, изнасилования и грабежах.

Исчезновение христианства в Сирии станет решающим шагом по выполнению давно вынашиваемых планов по дехристианизации всего Ближнего Востока.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Использованные материалы:

1. Православная энциклопедия ДРЕВО

2. Syrianews. Артур Приймак. Христианство начинается с Сирии

Ссылки по теме:
ИГИЛ (Исламское государство)

Станислав Стремидловский, 20 ноября 2019, 09:14 — REGNUM

Вера Cigr.net

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган дал обещание защищать христиан в Сирии и восстановить их церкви. Его заявление последовало в ходе совместной пресс-конференции в Вашингтоне с президентом США Дональдом Трампом во время недавнего визита Эрдогана в США. Отвечая на вопрос репортера относительно судьбы христиан на северо-востоке Сирии, где Анкара проводит военную операцию «Источник мира», турецкий лидер сказал: «Как я уже говорил, христианские меньшинства — арамеи, католики, халдеи, езиды — те, кто живет по нашу сторону границы (с Сирией — С.С.), не имеют никаких проблем вообще. Но те, кто остаются на стороне сирийской территории, увидят, что их культы будут возобновлены и восстановлены особым образом».

О ком же говорил Эрдоган? Применительно к Турции и Сирии арамеями здесь будут ассирийцы, они, действительно, проживают в обеих странах и исповедуют христианство. Что касается католиков, то это как верующие латинского обряда, так и местных Церквей — Халдейской католической церкви и Армянской католической церкви, причем, армян как таковых турецкий президент почему-то не упомянул, равно как и многочисленных православных. Езиды вообще не христиане. Поэтому если говорить о смысловом акценте, то он в ответе Эрдогана пришелся на ассирийцев и католиков, что трудно объяснить с религиозной точки зрения, но легко — с политической. Дело в том, что после начала Анкарой военной операции «Источник мира» на турецкого президента обрушилась резкая волна критики со стороны именно католической общественности, которая продемонстрировала здесь редкое единодушие и консенсус. Следует отметить, что католики «не пожадничали» и поставили в вину Турции преследования не только своих единоверцев на северо-востоке Сирии, а христиан в принципе.

Турецкие танки. Сирийско-турецкая граница Ktwop.com

Сразу отметим, что турецкие военные — это, безусловно, не ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и прочие джихадисты, звери лютые и безжалостные. Турецкой армии нельзя поставить в вину целенаправленное преследование сирийских христиан. Те бежали, но бежали от войны. При этом Анкара и раньше проводила в Сирии военные операции, однако сейчас она, похоже, попалась на крючок. Потому, что религиозные преследования и религиозная свобода становятся новым принципом реагирования внешней политики Соединенных Штатов. Соответственно, массовое осуждение Турции со стороны католической, в частности, и христианской в целом общественности пришлось Вашингтону кстати. В точку попало заявление главы влиятельной американской католической организации «Рыцари Колумба» Пола Андерсона, который подверг критике вторжение турецкой армии в северо-восточную Сирию. И добавил, что США должны сыграть «решающую» дипломатическую роль и сделать благополучие и физическую безопасность христианских общин на Ближнем Востоке «постоянным пунктом повестки дня во всех обсуждениях с правительствами региона вопросов предоставления американской помощи и военной поддержки».

Проблема для Эрдогана здесь в том, что он не сможет свести помощь христианам лишь к одной Сирии, ограничиться восстановлением церквей в зоне вторжения на сирийском северо-востоке. Западные, и не только западные средства массовой информации начинают поднимать другие темы, опровергая тезис Анкары о том, что в самой Турции с «христианскими меньшинствами» все в порядке. Спустя несколько дней после выступления Эрдогана на пресс-конференции в Вашингтоне залп дала The Times, посвятив публикацию судьбе ассирийцев-христиан на юго-востоке Турции, в Диярбакыре, связав это уже с борьбой Анкары с турецкими курдами. Так британское издание обозначило второй сюжет, заявляя, что «бегство христиан не является чем-то необычным в этих краях», однако местная община «оказалась под перекрестным огнем другой войны» во время подавления Эрдоганом «курдских мятежников и последующим уничтожением турецким государством живой истории». Не поэтому ли президент Турции вспомнил о защите езидов, которым приписывают курдское происхождение?

Так что для Анкары «христианский вопрос» только начинает раскручиваться. Претензии к ней есть у многих христиан, и они сейчас начинают ощущать, что их время наступает. Так, издание американской армянской диаспоры Asbarez напоминает о судьбе «сотен заброшенных армянских церквей в Турции за пределами Стамбула». Как пишет издание, «после Геноцида армян 1915 года осталось более 4000 церквей и школ. Несмотря на то, что большинство из них были уничтожены, до сих пор существуют сотни нетронутых объектов, которые используются турецким государством, организациями или отдельными лицами для других целей». И констатирует: «Патриархат (Константинопольский патриархат Армянской апостольской церкви — С.С.) имеет право и даже обязан предпринять шаги по возвращению этих объектов законному владельцу — патриархату». Новый фронт для Анкары может развернуться и на Северном Кипре. Ведь на острове после вторжения турецкой армии в 1974 году были вынуждены покинуть зону оккупации местные христиане, православные епископы и священники изгнаны, храмы и монастыри подверглись разрушению.

Армянская церковь

На днях в Ватикане состоялась встреча папы Римского Франциска с президентом Кипра Никосом Анастасиадисом. Как подчеркивает итальянский католический портал Asia News, она прошла накануне возобновления переговоров между греческой и турецкой общинами острова. «Встреча с понтификом приобретает особое значение в свете геополитического значения Кипра на Ближнем Востоке для так называемых великих держав, — сообщило издание. — Президент Кипра сказал Святейшему отцу, что обе общины хотят достичь соглашения, которое гарантировало бы мирное сосуществование, свободное от иностранного вмешательства, особенно турецкого. Таким образом, Кипр может стать примером христианско-исламского сосуществования на неспокойном Ближнем Востоке». В свою очередь, папа Франциск пообещал посетить Кипр в следующем, 2020 году. Если греки-киприоты и турки-киприоты смогут выработать модель «христианско-исламского сосуществования», это станет еще одним поводом давления на Анкару в контексте «христианского вопроса». Так что грезы о возрождении Османской империи могут обернуться для Турции возрождением знака креста, а не полумесяца.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *