&nbspКанонизация

Как стать святым

О канонизации в Русской Православной Церкви
На ближайшем Поместном соборе Русской Православной Церкви должна состояться канонизация последнего российского императора Николая II и членов его семьи. Материалы по канонизации, куда входят историческое и богословское исследование жизни и деятельности членов царской семьи, проект Деяния собора и проект Жития венценосных страстотерпцев (именно в качестве страстотерпцев они будут канонизованы) уже изучены и обсуждены российскими архиереями. Эти материалы в течение четырех лет готовила синодальная комиссия по канонизации. Один из ее членов, преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей ГЕОРГИЙ МИТРОФАНОВ рассказал корреспонденту Daily АНДРЕЮ Ъ-СИНИЦЫНУ о том, как, собственно, происходит канонизация в современной церкви.
— Отец Георгий, что такое комиссия по канонизации? Каков ее состав и полномочия, разделение функций?
— При Священном синоде существует несколько комиссий, которые разрабатывают те или иные вопросы, имеющие актуальность для жизни церкви. Синодальная комиссия по канонизации святых представляется наиболее работоспособной и заметной по результатам своей работы, в силу того что многие десятилетия естественный процесс прославления святых был заторможен коммунистической государственной властью. Поэтому сейчас одним из основных вопросов является именно вопрос прославления новомучеников, хотя, конечно, мы изучаем и жизнь, деятельность, творчество, служение церковное других подвижников православного благочестия — 19 века и других веков.
Принципы деятельности следующие. Комиссия является лишь рабочим органом, она не имеет права выступать с самостоятельными инициативами. В комиссию приходят материалы либо из епархий — когда епархиальный архиерей предлагает материал с целью его изучения с точки зрения возможности канонизации подвижника данной епархии — либо материалы поступают от патриарха или из Священного синода. Получив материал или даже запрос о возможности прославления какого-то подвижника, комиссия начинает собирать данные о его жизни, служении, выясняет, имеет ли место церковное почитание подвижника, имеют ли место зафиксированные определенным образом чудотворения, бывшие в связи с его почитанием или при его жизни, — потому что основанием для канонизации являются прежде всего чудотворения и всенародное почитание. Собранные материалы поступают на рассмотрение Священного синода. Если, допустим, речь идет о канонизации подвижника как местночтимого, то материал может быть направлен непосредственно к патриарху. Потому что для канонизации местночтимого святого необходимо благословение патриарха, для канонизации общецерковной необходимо решение Священного синода, или Архиерейского собора, или Поместного собора. Материал, предлагаемый комиссией, может включать в себя проект жития подвижника, но последнее слово принадлежит синоду либо собору.
Председатель комиссии — митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В число членов входят несколько преподавателей Санкт-Петербургской и Московской духовных академий. В основном это историки, есть несколько богословов. Кроме того, комиссия имеет право приглашать как в число своих членов, так и помощников всех клириков и вообще ученых специалистов, кого сочтет нужным, но постоянными членами комиссии являются вместе с председателем и секретарем семь священнослужителей.

— Светские ученые и специалисты могут привлекаться к работе в комиссии?
— Да, вот, например, по вопросу о канонизации царской семьи приглашались различные специалисты, в частности, доклад делал старший следователь генпрокуратуры по особо важным делам Соловьев, которому было поручено ведение дела об убийстве царской семьи.
— Работа в комиссии оплачивается как-то?
— Нет. Может быть, в этом есть даже какой-то глубокий смысл. Работа в синодальной комиссии не предполагает какого-либо вознаграждения, вся она осуществляется по благословению священноначалия и совершенно безвозмездно. Это делает атмосферу в комиссии не обремененной никакими сторонними мыслями. Хотя материалов очень много, работа отнимает много времени и сил, но членов комиссии вдохновляет то, что они действительно делают одно из самых важных дел в современной церкви, прославляя угодников Божиих.
— Подобная комиссия существовала всегда?
— Нет, она возникла в канун 1000-летия крещения Руси, когда появилась возможность начать серию канонизаций святых угодников. Тогда комиссия стала функционировать на постоянной основе. Традиционно же в истории русской церкви комиссии подобного рода собирались по мере необходимости канонизации того или иного подвижника. То есть они рассматривали конкретный вопрос, а потом прекращали свою работу. Постоянного состава комиссии не было. Сейчас приходится порой слышать, что, существуя как постоянный орган, синодальная комиссия начнет «штамповать» канонизации. На самом-то деле наличие такой комиссии достигает прямо противоположной цели. В течение многих десятилетий наши епархиальные архиереи, наше приходское духовенство не имело опыта в прославлении святых; поэтому сегодня в епархиях редко могут квалифицированно подготовить подобные материалы. Недавно синод принял решение о создании епархиальных комиссий по канонизации, но пока этого еще не произошло. Подавляющее большинство епархий в этом направлении не работает. Вопрос о канонизации возникает обычно перед приездом патриарха: вот столько-то церквей открыть к его визиту, да хорошо бы еще канонизовать кого-нибудь. Очень часто материал приходит в синод или патриарху совершенно не подготовленным. Комиссия же объединяет в своих рядах священнослужителей, многие годы занимающихся изучением русской святости, и позволяет довести материалы до необходимого богословско-канонического уровня. Комиссия даже в ряде случаев задерживает те или иные канонизации, если нет соответствующих оснований для прославления святого. Не случайно подготовка материалов к канонизации царской семьи продолжалась четыре года.
— При советской власти канонизовали кого-нибудь?
— Было несколько канонизаций. Святителей Николая Японского, Иннокентия Вениаминова… Их было очень мало. И Церковь ничего не могла поделать. Не случайно, когда была получена возможность провести канонизацию, то есть в конце 80-х, сразу были прославлены великие подвижники благочестия, почитавшиеся, несмотря на запреты, все советское время — Блаженная Ксения Петербуржская и Святый Праведный Иоанн Кронштадтский.

— Как определяется день почитания канонизуемого святого?
— Существует довольно древняя традиция, которая предполагает, что память того или иного подвижника благочестия празднуется в день его кончины, что обусловлено представлением о том, что кончина праведника является его рождением для вечного пребывания в горнем мире, когда его святость становится достоянием всей Церкви. Канонизация при жизни невозможна. Существует также еще один праздник — день обретения или перенесения мощей.
— А когда день кончины неизвестен?
— В таких случаях идет речь о максимально приближенной дате или празднуется обретение мощей.
— Существуют ли случаи массовой канонизации?
— Это очень сложный вопрос. Зарубежная церковь пошла по пути прославления соборного, безымянного всех тех, кто погиб в результате гонений, развязанных против церкви большевистским режимом. В результате возникли несообразности. Например, был канонизован погибший вместе с царской семьей лакей Алоизий Трупп, который был римо-католиком по вероисповеданию. Была канонизована гоф-лейктриса Шнейдер, сопровождавшая царскую семью и тоже погибшая, которая была лютеранкой. Самая главная проблема же заключается в том, что в 20-30-е годы погибло большое число священнослужителей, и об обстоятельствах смерти многих из них мы знаем пока еще очень мало. Поэтому сейчас, когда открываются архивы советских спецслужб, у нас есть возможность выяснить эти обстоятельства смерти. Ведь бывали нередко случаи, когда в застенках НКВД погибали представители обновленческого духовенства — люди, которые выступили как активные раскольники, враги Церкви, и канонизация которых только за то, что они погибли от НКВД, не может произойти. Точно так же, как не порывавшие с Патриаршей Церковью священнослужители могли выступать, например, в качестве секретных осведомителей, которые в общем принесли немало вреда Церкви, которые обременили свои души немалым количеством грехов. Установить такого рода факты тоже надо. Нельзя сказать, что таких случаев обнаружено очень много, но они были. И здесь необходимо строгое отношение к изучению обстоятельств гибели того или иного священнослужителя.
Тем более что не всегда при большевистских гонениях смерть священнослужителя и просто христианина была связана с тем, что его принуждали отречься от Христа. И, наконец, традиции не только Русской Православной Церкви, но и других православных церквей соответствует поименное прославление святых, а случаи массовых безымянных канонизаций были крайне редки. У нас сейчас есть возможность знакомиться с материалами и делать какие-то выводы.
— Может ли сейчас произойти канонизация подвижника, жившего давно — в 15, например, веке?
— Ну, нечто подобное уже имело место в связи с канонизацией родителей Преподобного Сергия Радонежского, которая произошла относительно недавно. Но по опыту своей работы в комиссии я могу сказать, что последние годы главное внимание мы уделяли подвижникам благочестия 19-20 веков. Потому что потребность именно в их прославлении сейчас наиболее велика.

— Какие святые почитаются одновременно разными церквями — католической, РПЦ, зарубежной? Может ли произойти новая канонизация «общего» святого?
— Мы почитаем тех святых Римо-Католической Церкви, которые жили и несли свое служение до 11 века — до момента разделения церквей. После отделения римо-католиков вопрос о признании святости тех, кто канонизован Римо-Католической Церковью, в православной церкви никогда не ставился. Случаев таких нет, хотя мы, конечно же, не исключаем наличия у римо-католиков подвижников благочестия. Но в соответствии с существующими церковными канонами почитать подвижников благочестия Римо-Католической Церкви, находящейся в разделении с православной, нет никаких возможностей…
— А зарубежники? Существует ли взаимное влияние при канонизации?
— Та канонизация подвижников 20 века, которая проведена зарубежной церковью, вызывает, конечно, неоднозначное впечатление у нас. Безусловно, канонизация Блаженной Ксении Петербуржской и Святаго Праведного Иоанна Кронштадтского кажется вполне приемлемой, точно так же, как тропари, кондаки, написанные в память этих подвижников. Замечательна служба Всем Святым Новомученикам, которая составлена в зарубежной церкви. Но принцип соборной канонизации привел их к определенным проблемам, о которых я уже говорил. Я думаю, что такого рода проблемы будут усугубляться.
— Какова мистическая основа деятельности комиссии? Всего процесса канонизации?
— То, что основанием для возбуждения вопроса о канонизации является свидетельство чудотворений, имевших место при жизни подвижника или после его смерти, уже говорит о том, что в основу канонизации полагается явление, трудно поддающееся какой-то фальсификации. Действительно, обращаясь к чуду, к мистическому явлению, Церковь полагается на те указания, которые как бы сам Господь дает нам — христианам, живущим на земле. Впрочем, при канонизации святых имеют место исключения следующего характера: если речь идет о гибели мученика, то есть человека, погибшего за исповедание православной веры, и это мученичество доказано, то наличие чудотворений и всенародного почитания для прославления этого угодника необязательно. Они могут быть или не быть, но факт мученичества дает основания для канонизации. Мученичество — это единственный тип благочестия, канонизации представителей которого могут не предшествовать всенародное почитание и чудотворения.
— Может ли быть, что, допустим, факт мученичества доказан не на 100%? Все-таки это людские свидетельства. В акте самой канонизации Поместный собор и патриарх как бы отвечает перед Богом?
— Безусловно, тот орган, который благословляет канонизацию, и несет главную ответственность за прославление святого.
— Что можно сказать о канонизации царской семьи?
— Вопрос об этом был впервые поставлен на Архиерейском соборе в апреле 1992 года. С этого времени синодальная комиссия начала свою работу и завершила ее совсем недавно, в начале осени 1996 года. После того как митрополит Ювеналий 10 октября 1996 года сделал доклад на заседании Священного синода, синодом было принято решение, цитирую: «Исходя из особой важности этой темы, считать, что решение о канонизации царской семьи должно быть принято Поместным собором РПЦ. Поручить преосвященному митрополиту Ювеналию представить очередному Архиерейскому собору результаты работы комиссии по вопросу о канонизации царской семьи». Что и было сделано.

В докладе митрополита Ювеналия изложена точка зрения комиссии на решающие основания для канонизации царской семьи в качестве страстотерпцев — такой особый для русской государевой святости тип благочестия явила царская семья. И если Богу будет угодно, чтобы канонизация состоялась на Поместном соборе, то житие, проект которого составлен синодальной комиссией, будет уже опубликовано для широкого круга членов Церкви.
Учитывая то, что общество секуляризовано, что даже у православных канонизация царской семьи может вызывать вопросы, некоторые наиболее сложные моменты жизни царской семьи изучались специально. Такие, как мера ответственности царской семьи за события 9 января 1905 года, значение для духовной жизни царской семьи Григория Распутина, значение отречения императора Николая II для возможности его прославления. Но главное внимание комиссия обращала на последний год жизни членов царской семьи, когда действительно была явлена всей Церкви удивительная страница их жизни, ознаменованная их осознанной, молитвенно-вдохновенной подготовкой к тому страстотерпческому концу, которому суждено было быть. Святые, по учению православной церкви, не безгрешны, и святым того или иного христианина делает то, что в его жизни есть такие деяния, такие духовные устремления, которые превосходят его человеческую немощь, слабость и грехи. Поэтому комиссия, давая достаточно объективную оценку жизни и деятельности царской семьи, главное внимание уделяла именно исследованию обстоятельств их страстотерпческой кончины. И здесь поражает удивительное созвучие со всей традицией русской святости. Не следует забывать, что первыми русскими святыми государями, признанными православным миром, стали святые Борис и Глеб — юноша и отрок. Юноша, который, будучи преемником Святого Князя Владимира, имея в своем распоряжении дружину, предпочел не сражаться с узурпатором Святополком, а отдаться в его руки и принять смерть. Страна была ввергнута в междоусобицу, и князь Ярослав Мудрый лишь через несколько лет положил ей конец, победив Святополка. Но замечательно то, что прославлен он так и не был. А князь Борис был прославлен, и святость его была признана уже в 11 веке. С этого подвига страстотерпчества, неизвестного до того православным церквям, — то есть с христианским смирением принятой безвинной кончины — начинается святость русских государей. И значительная часть русских государей, прославленных как святых и принявших насильственную смерть, были именно страстотерпцами. Святой Михаил Черниговский, Святой Михаил Тверской…
Четырехлетняя работа сопровождалась подчас очень серьезным давлением со стороны разных церковно-политических и просто политических сил. Именно потому, что к вопросу канонизации в нашем обществе привыкли подходить с точки зрения какого-то политического прагматизма, комиссию обвиняли, c одной стороны, в том, что она исполняет политический заказ каких-то национал-патриотических сил, что ни о какой канонизации и речи быть не может. С другой — в том, что она недостаточно глубоко изучает вопрос, что, говоря о канонизации царской семьи в качестве страстотерпцев, комиссия не делает главного — она не подчеркивает того, что вся жизнь и деятельность государя была идеальной, что убийство имело ритуальный характер, что смерть его должна рассматриваться исключительно как мученическая, а не как страстотерпческая. Поэтому столь неспешная работа комиссии над канонизацией царской семьи была призвана к тому, чтобы сделать канонизацию основанной на традиции прославления святых Православной Церкви и одновременно чтобы канонизация стала основанием для покаяния за тот тяжкий грех, который лежит на всех нас за все происшедшие в начале века кровавые события.

Руководитель комиссии по канонизации святых — иерей Даниил Бураков.

Комиссия по канонизации убедительно просит сообщать о случаях чудесной помощи по молитвам угодников Божиих, а также ждeт поддержки в сборе документальных свидетельств о жизни и служении подвижников веры и благочестия. Все это необходимо для увековечивания памяти выдающихся священно- и церковнослужителей и мирян нашей епархии.

Материалы в электронном виде направлять по адресу judexdei@yandex.ru в печатном виде приносить в Епархиальное управление по адресу г. Волжский, ул. Набережная 12 б с пометкой «В Комиссию по канонизации святых».

Комиссия действует на основании определения Архиерейского Собора 1992 г.: «Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников XX столетия, в пределах каждой епархии».

Постоянная работа по собиранию материалов к прославлению подвижников Калачевской епархии ведется с момента образования оной в 2012 году.

Направления работы Комиссии по канонизации:

1. Сбор материалов о конкретных людях — священнослужителях, монашествующих и мирянах, пострадавших в годы гонений, — для последующего предоставления в Синодальную Комиссию по канонизации святых.

2. Исследования по церковной истории края, житиям святых, связанных с территориями, входящими ныне в Калачевскую епархию.

3. Установление контактов с Администрацией области, с органами УФСБ РФ, с Государственными архивами с целью получения рассекреченной и дозволенной законом информации и создания базы данных о пострадавших за веру по Волгоградской области.

4. Создание рабочей группы в помощь Комиссии по канонизации из священнослужителей и мирян, интересующихся церковной историей. Задачи рабочей группы: сбор и обработка информации о пострадавших за веру, церковно-исторические исследования по различным направлениям.

Контактные данные:

Адрес: 404111. г. Волжский, ул. Набережная 12б. Епархиальное управление, Комиссия по канонизации

Рекомендации к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых в епархиях Русской Православной Церкви

Синодальная комиссия по канонизации святых

Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 25.03.1993 г. (Журнал № 32) с одобрением доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о порядке канонизации местночтимых святых Русской Православной Церкви на епархиальном уровне

Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 1-2 октября 1993 года (Журнал № 80) с одобрением представленного Комиссией порядка канонизации местночтимых святых и работе епархиальных комиссий по канонизации святых

Из Деяния Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века 13-16 августа 2000 года

Определение Священного Синода от 26 декабря 2002 года об упорядочении в епархиях Русской Православной Церкви практики, связанной с канонизацией святых

Определение Священного Синода от 26 июля 2010 года о составе епархиальных Соборов святых

О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших (Документ принят 2 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви)

Канонизация святых и их богослужебное почитание. Из доклада Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2011 года

Определение Священного Синода от 6 октября 2011 года об утверждении «Рекомендаций к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых» в качестве обязательных к применению в епархиях Русской Православной Церкви

Определение Священного Синода от 4 октября 2012 года о порядке обретения мощей подвижников веры и благочестия

Канонизация святых и богослужебные вопросы. Из доклада Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года

Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 29 мая 2013 года (Журнал № 57) об именовании Собора новомучеников и исповедников Российских и Недели всех святых, в земле российстей просиявших

Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 23 октября 2014 года (Журнал № 107) о порядке установления соборов святых для митрополий и для епархий, не входящих в состав митрополий

Постановление Священного Собора Православной Российской Церкви о порядке прославления святых к местному почитанию 21 августа (3 сентября) 1918 года

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых

Протоиерей Владимир Воробьев. «Обзор деятельности Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви».

Документы, подтверждающие канонизацию

Циркулярное письмо, регламентирующее взаимодействие епархиальных комиссий с Синодальной комиссией по канонизации святых

8 февраля 1991 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы Святейшим Патриархом Алексием II была совершена архиерейская хиротония архимандрита Варсонофия (Судакова) во епископа Саранского и Мордовского. К моменту вступления его на Мордовскую кафедру, в епархии насчитывался 51 храм (по сведениям на 2015 г. в митрополии действуют 400 храмов: в Саранской епархии — 168 храмов, 6 монастырей, 4 подворья, в Краснослободской — 145 храмов, 6 монастырей, 3 подворья, в Ардатовской епархии — 87 храмов, 1 монастырь, 1 подворье). Таким образом, за 25 лет в Мордовии было построено 90 новых храмов, остальные были восстановлены.
Согласно общецерковной статистике, Мордовская митрополия занимает одно из ведущих мест среди регионов Российской Федерации по количеству храмов на душу населения – один храм на 2,7 тысячи человек против 8-11 тысяч в среднем по России, сообщили «Вестнику Мордовии» в пресс-службе епархии.
7 мая 1991 года постановлением Совета Министров Мордовии Саранской епархии передан Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь г. Темникова. Первые воспитанники Санаксарского монастыря возродили еще несколько обителей — Чуфаровскую Свято-Троицкую, Краснослободскую Спасо-Преображенскую, Макаровскую Иоанно-Богословскую.
С первых дней основания епархии создается организационная структура епархии: профильные отделы и комиссии, координирующие работу в социальной, молодежной, миссионерской, катехизаторской, издательской и иных сферах. Координатором связей епархии с общественностью служит Совет по православной культуре при Главе РМ, возглавляемый правящим архиереем Саранской епархии. В Совет входят представители власти, науки, образования, здравоохранения. Также, ведётся интенсивная просветительская работа: издается журнал «Ведомости Мордовской митрополии», организованы катехизаторские курсы.
В 1992 г. на очередном епархиальном собрании была образована комиссия при Саранском Епархиальном Управлении по канонизации подвижников веры и благочестия Мордовии и новомучеников Российских. В течение последующих лет, в результате работы комиссии, были канонизированы: преп. Феодор Санаксарский, преп. Филарет Ичалковский, св. прав. воин Феодор Ушаков, и новомученики и исповедники земли Мордовской. В настоящее время Отделом по канонизации святых Саранской Епархии продолжается сбор материалов для последующей мордовских новомучеников.
К первому пятилетию существования епархии в Мордовии действовало уже около 120 приходов и 8 монастырей: к первым мужским присоединились Казанская Ключевская пустынь, Кимляйский Александро-Невский монастырь и две женские обители — Пайгармская Параскево-Вознесенская и Куриловская Свято-Тихвинская. В следующее пятилетия открылись еще несколько монастырей: женские Инсарский Свято-Ольгинский, Покрово-Селищенский Свято-Варсонофиевский, Ковыляевский Свято-Троицкий и два мужских — Дракинский Покровский и Журавкинский «Живоносного источника».
Знаменательная страница истории Саранской епархии началась с 1995 г. в связи с вступлением на пост главы Республики Мордовия Н. И. Меркушкина,. Находясь на этом посту с 1995 по 2012 гг., Н. И. Меркушкин принимал активное участие в жизни Саранской епархии. Ежегодно между Главой РМ и архипастырем Саранской епархии происходило тесное сотрудничество, организовывались встречи, на которых обсуждались епархиальные проекты, вопросы духовно-нравственного воспитания молодежи, реставрационных работ и строительства храмов.
В 1995 г архиепископом Саранским и Мордовским Васонофием было написано «Письмо к председателю Государственного собрания Республики Мордовия Н.И. Меркушкину о возвращении епархии церковных зданий». По указу Н. И Меркушкина, в распоряжение епархии были переданы храмы и исторические здания: в 1996 г. – здание по ул. Советская 49 а (бывшие покои наместника Петропавловского монастыря) и Свято-Предтеченская церковь, ныне здание Саранского духовного училища, в 1997 г. – здание епархиального управления. Троицкий храм по ул. Володарского 55, а также Свято-Ольгинская церковь в г. Инсаре.
Значительным событием для епархии стало создание в 1997 году Саранского духовного училища – центра богословского образования в Мордовии, готовящего священно- и церковнослужителей на приходы и в монастыри епархии. Ректором Саранского духовного училища 26 февраля 1997 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был назначен священник Александр Пелин. СДУ было зарегистрировано в администрации г. Саранска 8 августа 1997 года как «негосударственное образовательное учреждение религиозного образования». В рамках своей деятельности, училище также проводит множество просветительских и научных мероприятий: конференций, семинаров, круглых столов, концертов духовной музыки, выставок, чтений. Срок обучения в училище составлял 2 года. В 1999 г. состоялся первый выпуск воспитанников училища, диплом получили 34 человека.
Также в целях духовно-нравственного воспитания молодого поколения и приобщения молодых людей к вере открыт студенческий храм святой мученицы Татианы при Мордовском государственном университете имени Н.П. Огарева. Впоследствии, в МГУ на базе историко-социологического института при кафедре философии была открыта специальность «Теология».
С 2000 года для своевременного информирования общественности о жизни Церкви в Мордовии начинает работу официальный web-сайт Саранской епархии. К настоящему времени в Саранской и Мордовской епархии существуют 27 интернет-сайтов: Официальный сайт Саранской епархии, 12 благочиннических, 3 монастырских, 5 епархиальных отделов, 6 приходских, 1 сайт хора духовной музыки им. А.А. Архангельского.
2000 г. отмечен визитом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Этот визит состоялся по инициативе и личному приглашению главы Республики Мордовия Н. И. Меркушкина и владыки Варсонофия. Предстоятель возглавил Божественную Литургию на главной (бывшей Соборной) площади города, перед зданием администрации РМ. На этом месте до 30-х гг. XX века возвышалась самая красивая в городе церковь Рождества Христова.
В 2001 г. прошли торжества, посвященные канонизации святого праведного воина Феодора (Ушакова), адмирала Российского флота. Правительство РМ приняло в организации торжеств активное участие. На прославление святого была приглашена делегация ВМФ России, во главе с начальником штаба ВМФ адмиралом флота В. А. Кравченко.
2002 год – год начала строительства кафедрального собора в честь св. прав. воина Феодора Ушакова. Как показал визит Святейшего Патриарха Алексия II в Мордовию в 2000 г., ни один храм Республики не смог вместить столь большое количество верующих. В связи с этим, епископ Варсонофий от имени духовенства и всех верующих Мордовии неоднократно ставил вопрос перед руководством Республики о строительстве нового Кафедрального собора. Правительство Республики Мордовия и ее Глава Николай Меркушкин курировали проектирование собора. Глава Республики лично присутствовал на обсуждении проекта: «Новый храм – это символ, без которого невозможно поднять дух народа, его оптимизм, веру в завтрашний день. Без него мы никогда не станем вровень с крупнейшими регионами и городами и не расстанемся с комплексом провинциальности. Без таких символов не выстоять в сложившейся мировой геополитической обстановке».
В последствии, глава РМ взял строительство собора под собственный контроль ввиду огромного значения этого объекта для Республики. Под его председательством, Общественный наблюдательный совет активизировал сбор средств. Многие промышленные предприятия оказали финансовую помощь. Среди них «Химмаш», «Сарансккабель», «Резинотехника», «Рузхиммаш» и «Мордовспирт».
В 2002 г. для работы с молодежью была создана республиканская молодежная общественная организация «Союз православной молодежи Мордовии”. В состав Союза входят клубы, объединения, студии, такие как: клуб исторического фехтования и реконструкции «Владычный полк”; клуб славяно-горицкой борьбы имени святого благоверного князя Александра Невского; архивно-поисковая группа «Броня”; литературная студия «Феникс”; православный педагогический отряд им. священника Алексея Масловского; студия художественного слова «Наше наследие”; церковно-археологическая группа «Амвон”; киноклуб «Преображение”; футбольный клуб «Светозар”. При поддержке главы РМ в 2002 г. состоялся первый съезд православной молодежи Приволжского Федерального округа. Целью съезда явилось объединение усилий Церкви и государства в вопросах молодежной политики и нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения. Этот съезд стал продолжением работы, начатой на I Всероссийском съезде православной молодежи в Москве в 2001 г.
В начале 2000 гг., одним из приоритетных направлений в работе Саранской епархии явилась деятельность миссионерского отдела. Так, с 2004 г. под руководством миссионерского отдела Саранской епархии впервые в истории Русской православной церкви на территории Мордовии стали действовать курсы по подготовке епархиальных миссионеров.
Также, начале 2000-х гг. продолжился процесс формирования законодательной базы сотрудничества Саранской епархии РПЦ с государственными учреждениями Республики Мордовия. Например, Министерство внутренних дел РМ 29 июня 2005 г. заключило соглашение о взаимодействии с представителями Саранской епархии, согласно которому мероприятия нравственного просвещения населения и профилактики правонарушений, осуществляемые МВД РМ, будут происходить с участием православных священнослужителей.
Для удобства взаимодействия с православной общественностью при Главе Республики Мордовия действует Общественный Совет по развитию православной культуры, утвержденный Указом Главы Республики, являющийся важным общественным институтом формирования гражданского общества в республике. Совет проводит большую организационно-методическую работу по структурированию православной общественности, по сбору предложений и инициатив верующих и доведения этих предложений до Главы Республики Мордовия.
В начале 2000х гг. на территории Мордовии активно продолжилось восстановление старых и возведение новых православных храмов. Трудами архиепископа Варсонофия, в 2005 г. получили «вторую жизнь” храм Михаила Архангела села Куликовка Рузаевского района, построенный в 1851 г., и церковь села Мальцево Торбеевского района, ведущая свою историю от 1796 г. Сегодня эти памятники православной архитектуры XVIII-XIX веков не только находятся в ведении Саранской епархии, но и охраняются государством. В сентябре 2005 года архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий освятил новый храм в селе Кочкурово Дубенского района (предыдущая церковь этого села была полностью разрушена большевиками в 1934 г.). Главным же православным храмом Мордовии и ее столицы в рассматриваемый период стал, конечно, Кафедральный собор Святого Феодора Ушакова, воздвигнутый под эгидой республиканских властей в 2002-2006 гг.
В рассматриваемый период продолжалась и научно-просветительская деятельность Саранской епархии РПЦ, признанным центром которой стало Саранское духовное училище (СДУ), возглавляемое протоиереем А. Пелиным. Так, 17-18 февраля 2005 г. в Саранске состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Адмирал Ф. Ф. Ушаков: непобедимый, праведный, святой”, приуроченная к 260-летию выдающегося русского флотоводца. В качестве соучредителей конференции выступили Министерство образования Республики Мордовия, Мордовский республиканский институт образования, Саранская епархия Русской православной церкви, а также Морское собрание Республики Мордовия имени Ф. Ф. Ушакова. Большое развитие в Мордовии начала 2000- х гг. получили духовно-образовательные конференции, такие как Сретенские образовательные чтения, Масловские чтения.
В 2006 году состоялось освящение Свято-Федоровского собора — по личному приглашению главы РМ, был совершен пастырский визит Святейшего Патриарха Алексия в г. Саранск. Прибытие главы Русской православной церкви было приурочено к целому ряду торжественных дат – к тысячелетию вхождения мордвы в состав Русского государства, к 15-летию Саранской епархии и пятилетию канонизации Феодора Ушакова. Предстоятель Русской Православной Церкви и Н. И. Меркушкин торжественно открыли памятник Святейшему Патриарху Никону, установленный близ собора во имя святого праведного Феодора Ушакова. Совершив первую литургию в стенах собора, Алексий II обратился к присутствовавшим с первосвятительским словом, выразив благодарность всем, кто принимал участие в возведении собора. За «особо весомый вклад в дело строительства нового кафедрального собора” Патриарх наградил главу РМ Н.И. Меркушкина орденом преподобного Сергия Радонежского I степени.
В этом же году было подписано соглашение о сотрудничестве ректором МГУ им. Н. П. Огарева и архиепископом Саранским и Мордовским Варсонофием. Основными целями этого соглашения явились: воссоединение прерванных традиций духовно-нравственного, правового и патриотического воспитания молодежи, предупреждение проявления религиозного экстремизма, выработка конкретных мер в сфере изучения религии и религиозной культуры в МГУ им. Н.П. Огарева. В том же 2006 г. группа ученых под эгидой Министерства образования РМ и Историко-социологического института (ИСИ) Мордовского госуниверситета (МГУ) имени Н.П. Огарева издала учебник «Основы православной культуры”, который с 1 сентября того же года был введен в средних школах Мордовии.
В 2011 г. архиепископ Варсонофий выступил инициатором создания на территории Мордовии двух новых епархий:
«Для эффективного управления епархией в ней не должно быть больше 150 приходов. <…> Разделив Мордовию на три епархии, мы решим основные наши проблемы. Новые епископы смогут более последовательно и внимательно работать с приходами.» 30 мая 2013 Г. из состава Саранской епархии были выделены Ардатовская и Краснослободская. Тогда же владыка был назначен временно управляющим Ардатовской епархией, а 6 октября 2011 года назначен главой новообразованной Мордовской митрополии.
В 2011 г. по благословению митрополита Варсонофия началась полная реконструкция здания Епархиального управления. В разработке проекта реконструкции принимал участие Н.И. Меркушкин. В этом же году состоялся визит Патриарха Кирилла в связи с освящением Казанского собора. Строительство собора, как и другие епархиальные проекты в Республике Мордовия, находилось под личным контролем владыки Варсонофия. Часто именно его инициатива и включенность в процесс имели решающий фактор. В строительстве собора активное участие принимало Правительство РМ и администрация г. Саранска.
С мая 2012 г. на посту Главы РМ. Н. И. Меркушкина сменил Председатель Правительства РМ, Волков В. Д.
В августе 2012 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание строящегося храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Саранске. Трудами и попечением митрополита Варсонофия были привлекаемы к сотрудничеству в строительстве храма Правительство РМ и администрация г. Саранска. Строительство было закончено в 2015 году.
В декабре 2012 г. совершилось освящение Свято-Троицкого собора г. Рузаевки. Помощь в строительстве была оказана городскими и республиканскими властями. А также, основные средства на его постройку выделил стекольный завод города.
6 октября 2011 г. решением Святейшего Синода была образована Мордовская митрополия, в состав которой вошли Ардатовская, Краснослободская и Саранская епархии.
19 марта 2014 г. главой Мордовской митрополии назначен владыка Зиновий, который продолжил служение митрополита Варсонофия на благо Церкви, храмостроительства и духовно-нравственного окормления жителей Республики Мордовия. Так, начиная с 2014 г. трудами владыки Зиновия, в Республике построены и освящены: больничный храм свт. Луки Крымского при Республиканском психоневрологическом диспансере, храм свт. Николая Мирликийского в селе Сиалеевский Майдан Кадошкинского благочиния, молебная комната в честь святых Новомучеников и Исповедников Российских в городской школе № 30, храм в честь мученика Андрея Стратилата в поселке Левженский, храм святой великомученицы Екатерины в селе Старая Уда Лямбирского района, храм в честь Собора Архистратига
Божьего Михаила в поселке Ялга, храм свт. Спиридона Тримифунтского в Луховке, а также совершил чин закладки памятной капсулы в основание строящегося храма в честь Святой Троицы села Троицк Ичалковского благочиния.
В 2014 г. состоялось первое Координационное совещание по взаимодействию органов государственной власти с епархиями Русской Православной Церкви в ПФО. Совещание провел полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич. Основной темой обсуждения стали вопросы взаимодействия в сфере образования и воспитания молодёжи, реализации общественных проектов и социальной политики. Выступая на Координационном Совете, Михаил Бабич отметил, что в Мордовии благодаря совместной работе органов государственной власти и духовенства достигнуты ощутимые результаты по возрождению приходов, духовному благополучию жителей республики.
В августе 2015 года попечением митрополита Зиновия принята подпрограмма «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в республике Мордовия на 2015-2020 годы» в рамках государственной программы развития образования в Республике Мордовия. И сегодня, выходя на новый уровень взаимоотношений государства и Церкви, подписывается соглашение о сотрудничестве между Республикой Мордовия и Мордовской митрополией.
18 октября 2015 года был совершен однодневный визит святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, итогом которого явилось освящение храма свв.равноапостольных Мефодия и Кирилла. По завершении литургии и освящения храма, в своем слове, Святейший Патриарх поблагодарил митрополита Санкт-Петербургского Варсонофия, который, будучи управляющим Саранской епархией, положил начало строительству храма свв. Кирилла и Мефодия, и главу Республики Мордовия В.Д. Волкова — за помощь в этом богоугодном деле. Также Предстоятель выразил благодарность митрополиту Зиновию, который содействовал скорейшему завершению строительства храма.
В течение 2015 г. были подписаны соглашения о сотрудничестве епархий Мордовской митрополии с рядом ведомств Республики. Среди них, соглашение о сотрудничестве с УФСКН по Республике Мордовия, по итогам которого в Саранской епархии была создана Комиссия по противодействию алкоголизму и наркомании. Также, были заключены соглашения с ГУ МЧС по Республике Мордовия, Республиканской службой ЗАГС.
При отделе по церковной благотворительности и социальному служению уже не первый год открыто Православное сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. В результате работы по противодействию абортам, количество абортов на территории Республики за последние 2 года сократилось почти на 13 %.
Также, в 2015 г. впервые в рамках регионального этапа Рождественских образовательных чтений, при активной поддержке В.Д. Волкова и Правительства РМ, были проведены Парламентские Рождественские встречи.
При содействии госкомитета РМ по делам молодежи Администрации Главы Республики Мордовия, Правительства Республики Мордовия, Администрации г.о. Саранск, в столице периодически проходят различные фестивали, в которых принимает активное участие союз православной молодежи Мордовии. Стало доброй традицией в январе проводить творческий фестиваль и Большой рождественский концерт «Рождественская звезда», который приобрел уже международную известность. Среди участников фестиваля – представители Сербии, Болгарии, Украины, Белоруссии, Казахстана и Израиля. Не первый год в мае проводится Межрегиональный турнир-фестиваль традиционной военно-исторической культуры и ратоборств народов России «Весенние ристания», собирающий до 500 участников из различных городов России. В рамках фестиваля проводится круглый стол «Проблемы патриотического воспитания современной молодежи», участниками которого являются представители военно-патриотических, историко-реконструкторских, спортивных молодежных клубов, священнослужителей, педагогов, историков, экспертов в области национальных и молодежных проблем.
Министерством по национальной политике Республики Мордовия совместно с Министерством образования Республики Мордовия и Саранской епархией уже в шестой раз проводился республиканский творческий конкурс «Святыни земли Мордовской», победители которого неизменно награждаются паломнической поездкой по святым местам России. В рамках республиканского молодежного лагеря «Созидание» организуется палаточный лагерь, в котором активное участие принимает православная молодежь из районов республики.
Между представителями религиозных и общественных организаций заключаются соглашения о сотрудничестве в реализации социально значимых и общественно полезных задач. Так, например, по соглашению о сотрудничестве между ГУ «Мордовский республиканский молодежный центр» и отделом по делам молодежи Саранской епархии был проведен обучающий семинар «Формы социального партнерства между муниципальными органами власти и приходами епархии». По результатам семинара был объявлен грантовый конкурс на реализацию социально значимых проектов и выделены государственные средства на их финансирование.
Кроме того, осуществляется планомерное сотрудничество с республиканскими творческими союзами: Союзом писателей Мордовии, Союзом художников Мордовии, Союзом театральных деятелей Мордовии, Союзом журналистов Мордовии и др.
В заключение необходимо отметить, что на протяжении ряда лет трудами правящих архиереев Мордовской митрополии, в республике Мордовия выстраивается конструктивный диалог между органами государственной власти и Мордовской митрополией, позволяющий решать широкий спектр задач, стоящих перед государством, Церковью и обществом.

реклама

Совсем недавно, вся страна отмечала прекрасный и светлый праздник Рождество. вы сможете узнать более подробнее об этом важном историческом событии с которого и н0430алось исчисление наших лет.

Версия для печати

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *