Автор

Анна Шехова — психолог, преподаватель йоги, консультант, автор нескольких статей, разработчик некоторых телесно-психологических программ

Сложность изложения

2 из 5.

Целевая аудитория

Женщины, которые пытаются соответствовать высоким стандартам, но постоянно сталкиваются с проблемой, что с ними что-то не так.

Зачем читать

В книге рассказывается о том, как перестать соответствовать образу «хорошей девочки» и чужим ожиданиям. Автор рассуждает о том, как можно чувствовать себя уникальными и уверенными в себе вместе с изменением личного представления, как быть настоящими и создавать себя вопреки любым стартовым условиям.

Читаем вместе

Синдром Золушки характеризуется следующим набором проблем:

  1. Неуверенностью и мнительностью.
  2. Склонностью к депрессиям.
  3. Отсутствием личных границ.
  4. Трудоголизмом.
  5. Неумением быть счастливой.
  6. Страхом перед будущим.
  7. Проблемами со здоровьем, низкой стрессоустойчивостью, усталостью.
  8. Невозможностью мечтаний.

Мы часто живем прекрасной жизнью в глазах окружающих, но никто не знает, что на самом деле скрывается за ее фасадом. Наши мотивы, цели и действия навязаны другими людьми, и поэтому жить мы начинаем не для себя, а для них.

Быть настоящей — это значит признавать личные чувства, состояния и эмоции, и не только те, которые мы считаем «правильными». Мы способны на самостоятельный выбор, который не всегда нравится окружающим, но мы смело ищем персональный путь вопреки движению по инерции, признаем право на любовь и уважение независимо ни от чего. Другими словами, мы не боимся снять Золушкин фартук и поехать на бал без помощи доброй феи.

Увы, но многое в этом мире не зависит от нас: мы не всегда способны оказывать влияние на людей и обстоятельства, и некоторые элементы нашего подсознания сложно поддаются воздействию.

На осознание девочкой ее привлекательности больше влияет отец, а не мать. Именно из его любви она получает женскую уверенность, и ему не обязательно бесконечно хвалить ее — можно просто любить, проводить с ней время, играть, общаться и т.д. Тогда девочка убеждается, что она достойна любви такой, какая она есть.

Любая женщина обладает уникальными возможностями для произведения прекрасного впечатления на окружающих, но для грамотного его использования она должна непредвзято посмотреть на себя. Бывает так, что то, что она считает недостатком, является ее особенностью. Только неуверенность в себе может быть источником непривлекательности, а не наоборот. Это происходит потому, что мы все время хотим быть хорошими, но уверенность в себе можно выработать через осознание нескольких моментов:

  1. Всегда видно, когда люди жаждут одобрения.
  2. Мы не золото, чтобы всем нравиться.
  3. Другие люди — такие же, как и мы.
  4. Чтобы люди тянулись к нам, мы должны быть собой.
  5. Нам необходимо доверие к самим себе.

Можно легко научиться быть счастливыми и получать от жизни радость. Для этого не стоит торопиться, брать на себя чужие эмоции, нужно оставаться детьми и следовать порывам, чаще вспоминать о том, что мы любим, и принять решение быть счастливыми.

На наше самочувствие влияет наш образ жизни и мыслей. В любых проблемах со здоровьем лежит психологическая причина, и лучше всего обратиться за помощью к психотерапевту. Если нет возможности сделать это, нужно прислушаться к внутренним ощущениям и подумать, что именно вызвало напряжение или болезненные ощущения. Затем следует подумать и проанализировать, что случилось в начале болезни. Чтобы справиться со стрессом, мы должны регулярно заниматься спортом, антистрессовыми практиками, аутотренингом.

Здоровый образ жизни — это прежде всего прислушивание к себе и личным желаниям. Тело не так просто обмануть, потому что оно заботится о нашем выживании и не может лгать. Если мы не будем «разговаривать» с ним, у нас не останется возможностей для развития. Для контакта с телом необходимо соблюдение трех условий: регулярности занятий, внимательности и ежедневности контакта.

Когда в нас живет излишняя скромность, мы быстро приобретаем синдром Золушки и губим нашу индивидуальность. Для Золушек проще повторять одни и те же действия, молчать и быть неприхотливыми. Этот синдром можно лечить самостоятельно или обратиться к специалисту, сюда входит:

  1. Умение отвечать «нет».
  2. Обдумывание перед соглашением на чужие просьбы.
  3. Отказ от перфекционизма.
  4. Умение смотреть на мир глазами ребенка.

Необходимо понять, без каких качеств нам тяжело жить, а отсутствие каких нас не беспокоит. Когда мы начинаем менять что-либо, нам следует научиться глубоко дышать, пробовать все новое и экспериментировать, озвучивать все, что чувствуем в процессе. Воспринимая обратную связь, мы должны вовремя остановиться. Человек взрослеет тогда, когда начинает доверять себе больше, чем эксперту.

На пути к свободе мы должны распрощаться с нашим прошлым, чтобы не оставаться в плену гнева или обиды на человека. Прощение и прощание можно ускорить с помощью выражения боли и агрессии по отношению к обидчику, прощения того, что можно простить, и отпускания ситуации. Самообвинения и сожаления нам не друзья, поэтому нам следует помнить, что не существует альтернативной реальности, а из данных обстоятельств можно извлечь выгоду. Не имея возможности изменить ситуацию, мы всегда можем поменять отношение к ней.

Несомненно, меняться страшно, но после этого еще страшнее подумать, что мы могли остаться прежними. Бояться перемен — это нормально, и если мы хотим их, то не стоит ждать, что страхи растворятся сами собой. Именно предназначение делает нашу жизнь осмысленной и дарит нам ощущение стабильного счастья. Истинность желания заключается в том, делает ли его исполнение нас счастливыми. Всего лишь нужно позволить себе осуществить то, о чем мы мечтаем.

Психолог никогда не сможет решить все проблемы, но и переоценивать наши силы тоже нельзя. Человеческая психика работает по определенным законам, от которых невозможно отмахнуться. Психолог распутывает сложные клубки стереотипов и убеждений в сознании, разделяя эффективные и разрушительные.

Зачастую наши проблемы в отношениях встречают коммуникативный барьер, когда мы не способны донести мысли друг до друга. Поэтому очень важно говорить от себя и о себе, успокоиться и только потом поднимать ту или иную тему, слушать и слышать собеседника, принимать то, что он мыслит иначе.

Хорошо, когда у нас есть желания, цели и мечты, но если быть чересчур привязанными к ним, мы можем превратить нашу жизнь в ожидание. Забота о настоящем — это гарантия прекрасного будущего.

Лучшая цитата

«Нас не учили искать себя, поэтому в поисках мы часто идем не в ту сторону».

Чему учит книга

— Если мы принимаем, уважаем и любим себя, мы способны по-настоящему работать над нашим развитием. В противном случае самовоспитание рождает бесконечную войну с самими собой.

— Не бывает правильных или неправильных желаний — есть только своевременные, работающие на долгосрочное благо, и несвоевременные, подрывающие его.

— Морщины и седина не являются препятствием проявления интереса к миру, а также активности и гибкости мышления.

От редакции

Хорошая девочка уверена, что «женщина для мужчины», ведь Ева была создана для Адама, а не наоборот. Поэтому готова терпеть, подстраиваться и ждать, что когда-нибудь и ей перепадет кусочек счастья. Историю из жизни такой девочки рассказала писатель, популярный блогер Малка Лоренц: https://psy.systems/post/podozhdi-nemnogo.

Хорошую девочку заставить что-то сделать ничего не стоит, если призвать к ее совести. Почему иногда полезно стать «бессовестной», объясняет специалист психологического консультирования Ольга Спиридонова: https://psy.systems/post/chelovek-bez-sovesti.

Хорошая девочка уверена, что должна стать идеальной матерью и отдать всю себя детям. А что такое на самом деле любовь к ребенку? Об этом рассуждает психолог и мать троих детей Ольга Юрковская: https://psy.systems/post/yazhemateri-i-kukushki.

Когда будущие родители ждут желанного и долгожданного ребенка, они практически всегда представляют его тихим, примерным, послушным, покладистым малышом. И зачастую так и получается. Послушный ребенок – не об этом ли мечтают любые родители?
Конечно же, это так. Но, оказывается, такое поведение ребенка таит в себе немало опасных моментов. Сегодня мы рассмотрим «подводные камни» поведения примерных детей.
В том случае, если ваш малыш ведет себя примерно не для того, чтобы кому-то понравится, угодить или потому что так приказала мама, а просто потому, что ему так хочется, то, скорее всего, комплексов в дальнейшей жизни у него просто не будет.
Но если ребенок старается лишь для того, чтобы его похвалили или подарили что-нибудь за его послушание, то родителям в будущем будет туго. Поэтому о правильном развитии ребенка нужно задумываться уже сейчас, пока его психика гибкая и воспитание дается легко.
Частая похвала может серьезно навредить ребенку, так как она зарождает повышенную самооценку. Поэтому любая, даже самая незначительная проблема или неудача может сильно ранить малыша, что порой приводит к совершенно непоправимым реакциям.
Постоянное примерное поведение может свидетельствовать о давлении на ребенка со стороны родителей или других взрослых. Вследствие этого возникает невозможность самостоятельно выполнить даже самые простые действия, так как любая инициатива ребенка подавляется взрослыми.
В будущем это зарождает немало проблем не только со сверстниками, но и в карьере. Кроме того, при таком поведении родителей контакт с ребенком намного ухудшается.
Чрезмерно послушному ребенку нужно обязательно объяснить, что бы он не делал, всегда найдутся люди, которым могут не понравится его действия, и это нужно принимать с достоинством, что человек не может нравится всем подряд. В этом случае можно рассказать случай из жизни и спросить мнение самого ребенка.
Необходимо убрать из своего лексикона высказывания: «Это плохая девочка (мальчик)», «это хорошая девочка (мальчик)». Нужно дать понять малышу, что если человек один раз оступился и сделал плохую вещь, то это не означает, что всегда был плохой, что он может исправиться.
То же самое, когда плохой человек совершил благородный поступок. Ребенку нужно объяснить разницу между хорошим человеком, который один раз сделал плохой поступок и плохим человеком, который совершил много недобрых вещей и всего раз – хороший. Таким образом вы можете уберечь своего ребенка от многих опрометчивых шагов.
Конечно, похвала для ребенка просто необходима для его самооценки. НО! Нужно учитывать то, что хвалить необходимо не самого ребенка, а только его поступки.
Следует отметить, что хвалить желательно лишь длительные действия малыша, то есть его старание учиться, развиваться с ранних лет, добиваться своей цели. Разовая похвала намного меньше влияет на воспитание ребенка.

Нельзя ругать малыша за его неудачи. Объясните, что без ошибок учиться невозможно, что в жизни существуют и взлеты, и падения, что после черной полосы обязательно наступит белая. Ваша поддержка для него много значит.
Отправляя ребенка в гости, в школу, детский сад, не давайте ему наказы в виде слов: «не балуйся», «будь умницей», «не капризничай» и так далее. Просто обнимите его и поцелуйте.
Если ваш малыш – не единственный в семье, не следует его сравнивать с братом или сестрой. Это совершенно разные дети, как по темпераменту, так и по характеру. К тому же, часто случается, что непослушный сын выбивается в «большие» люди, а примерная девочка так и остается ни с чем.
И главное, не забывайте любить своего дитя. И не ждите, что он будет всегда ласковым и примерным. Каждый ребенок – личность, и вы должны дать ему возможность развиваться самостоятельно. А ваша задача – лишь подтолкнуть его в правильное русло.

Перенесем эту идею на менеджмент. «Хороший руководитель» рассыпает вдохновляющие ценности, создает творчески-расслабленную атмосферу, подбирает индивидуально мотивирующие задания и вручает огромные вкусные пряники.

Хороший руководитель ни в коем случае не огорчает своих подчиненных скучной неприятной работой, анализом проблем, контролем, нормированием, регламентированием и тем более наказаниями. Не сокращает издержки, не выявляет недостатки в бизнес-процессах, не просит обосновать запрос на ресурсы, не закрывает убыточные направления и не увольняет. «Гений и злодейство — две вещи несовместные.»

Получается, что целый перечень логически необходимых профессиональному руководителю компетенций и подходов изначально попадают в перечень «запретного». Их применение автоматически переводит руководителя из категории «хороший человек» в категорию «бяка офисная». Руководитель — человек вполне разумный, рассудком он понимает: что-то явно не так, «на доске не все фигуры расставлены», а бессознательное блокирует логику мощным «Ни-и-и-ззя-я-я! Ты будешь плохим, и все от тебя отвернутся.»

Коллеги, знакомо, не правда ли? 🙂

Синдром хорошей девочки – состояние, в чем-то близкое к синдрому отличницы и перфекционизму. Как и следует из названия, подвержены ему чаще женщины, однако и некоторых мужчин он не обходит (и тогда речь идет речь о синдроме хорошего мальчика). Это явление не является заболеванием или каким-либо отклонением, однако своим обладателям оно может серьезно подпортить жизнь. Поэтому ниже мы рассмотрим, что же свойственно «хорошим девочкам и мальчикам», а главное – как избавиться от такого состояния.

Как вырабатывается синдром хорошей девочки и в чем он заключается?

Что говорят почти все родители почти всем детям? Что надо хорошо себя вести, слушаться старших, не перечить им, делать уроки, помогать маме и папе и т.д. При этом к девочкам часто требования выше – если мальчикам прощают шалости, беготню, громкие игры, нелучшее поведение, то юным леди – не всегда. В ход часто идут традиционные увещевания вроде «Хорошие девочки себя так не ведут!». К ним добавляются другие – «Веди себя тихо», «Будь прилежной», «Ты должна помогать по хозяйству», «Не смейся громко», «Будь скромной, не выделяйся» и многие другие.

В большинстве случаев, если девочка следует всем этим правилам, ее хвалят родители, учителя, родители друзей, друзья родителей и пр. Ее ставят в пример другим детям, говорят ей различные приятные слова или выделяют каким-либо другим образом. Не в последнюю очередь любовь взрослых объясняется тем, такая девочка очень удобна – тихая, послушная, беспроблемная. Вырастая, некоторые уже девушки и женщины такими и остаются – послушными, старающимися выполнить все на отлично и никому не причинять неудобств. В их голове закрепилось мнение, что любят только хороших девочек, и любовь надо заслужить, ведя себя соответствующе.

И здесь мы сталкиваемся с одной из важных проблем синдрома хорошей девочки – подверженные ему с детства привыкли отказываться от своих чувств и желаний в пользу желаний других, считая, что таким образом заслужат их любовь и хорошее отношение к себе. Ведь еще когда наша героиня была маленькой, никого не интересовало, что она хочет и что чувствует. Родители, учителя и другие авторитетные для нее взрослые нарисовали ей картину, как она должна себя вести, и задали соответствующую систему ценностей. Например, «Хорошая девочка не лазает по деревьям, а вышивает крестиком. Карате – это для мальчиков, девочки должны любить танцы». Точное так же вырисовываются понятия, что такое хорошо, что такое плохо, что должно и не должно делать. Взрослые хорошие девочки и по сей день придерживаются подобных установок – по их мнению, в противном случае их не будут любить. Абсолютно аналогично ситуация развивается для хороших мальчиков.

По факту такие личности очень удобны окружающим – но не себе самим. Все свои поступки они примеряют на модель поведения, которую условно можно назвать «Как бы поступила хорошая девочка, что бы сделал хороший мальчик?». Этот идеалистический персонаж всегда идет навстречу другим людям (потому герои нашего рассказа практически никогда не отказывают), всегда делают все быстро и правильно (следовательно, наши герои ставят перед собой исключительно высокие планки, а любой неидеальный результат считают поражением). Фактически главная цель «хорошего ребенка» – угождать другим, делать то, что говорят друзья, начальник, коллеги, соседи и т.д. Подверженные этому синдрому считают, что благодаря такому поведению окружающие будут к ним хорошо относиться, любить их, идти им навстречу. Однако на практике часто все получается по-другому.

Почему взрослый «хороший ребенок» удобен всем, но не себе?

  • Одна из главных проблем многих взрослых «хороших детей» – они несчастны и вечно недовольны собой. Это логично для ситуации, когда человек отказывается от своих желаний и чувств в пользу некоего навязанного идеала. Но в реальности, во-первых, идеал недостижим; во-вторых, угодить всем вокруг практически невозможно; в-третьих, сложно быть счастливым, когда свои чувства и эмоции полностью или в значительной степени игнорируются. Некоторые взрослые «хорошие дети» насколько привыкли не обращать на них внимания (а зачем, если с самого детства к ним никто не прислушивается?), что сами не понимают, чего же на самом деле хотят. Такая же черта есть и у инфантильных личностей.
  • Из-за того что взрослые «хорошие дети» постоянно стараются, но не могут угодить всем вокруг, они чувствуют вину, стресс и излишнее давление. Частично они сами в этом виноваты – так как хотят достигать только идеальных результатов. В то же время нашим героям кажется, что они делают все недостаточно быстро и/или качественно, не в полном объеме.
  • Таким людям и в голову не придет кому-то отказать, ведь «хорошие мальчики/девочки» никому не отказывают. А из-за этого порой у них накапливается огромное количество дел. Причем многие из них в реальности можно было бы или не делать вовсе, или делать с меньшими затратами по времени.
  • Проблема еще и в том, что такие люди не добиваются своей конечной цели – заслужить любовь и хорошее отношение. Часто окружающие начинают пользоваться безотказностью «хороших мальчиков и девочек», привыкают к тому, что они всегда идут на встречу и делают то, что им говорят. Это воспринимается как само собой разумеющееся и может отрицательно сказаться на наших героях.

Существуют и другие проблемы, сравнительно более мелкого масштаба:

  • Хорошие мальчики и девочки воспринимают любые (даже незначительные) ошибки как трагедию – ведь идеалистический герой, на которого они равняются, ошибок не совершает.
  • Они встречают в штыки любую критику: она рассматривается не как пространство для улучшения результатов, а как «доказательство», что работа была выполнена неправильно, неидеально.
  • Хорошие дети, как и инфантильные личности, часто имеют проблемы с принятием решений, особенно если вопрос плохо вписывается в их систему ценностей и нравственных ориентиров.
  • Герои нашего рассказа не будут отстаивать свою точку зрения (ведь это может кого-то обидеть), у них с трудом получается постоять за себя.
  • Многие не умеют заботиться о себе, баловать себя. Вся энергия (и материальные ресурсы) уходит на заботу о других, стремление им угодить.

Как избавиться от этого синдрома

В первую очередь нужно заранее подготовить себя к тому, что как только вы перестанете быть удобной (-ым), в вашу сторону наверняка польется волна негатива. В основном от тех, кто просто пользовался вашим удобством. Поэтому перемену отношения можно рассматривать как лакмусовую бумажку, которая покажет, кто вам действительно близок. Хотя, возможно, даже настоящим друзьям потребуется время, чтобы приспособиться к тому, что вы изменились. В любом случае для вас потраченные усилия определенно окупятся.

Итак, чтобы избавиться от рассматриваемого синдрома, постепенно приучайте себя заботиться и о себе тоже, а не только о других. Это может быть не так просто, как кажется, потому что с детства у вас не было такой привычки. Начните ее вырабатывать! Речь не идет о том, чтобы ставиться эгоисткой/эгоистом. Речь всего лишь о том, чтобы научиться ценить себя и переориентировать свою жизнь не только на окружающих, но и на себя.

Помните, перестройка способна занять довольно продолжительное время, и не все может получаться с первого раза. Это абсолютно нормально. Если вы чувствуете, что у вас что-то не выходит, на помощь всегда придет психолог.

Несколько теоретических установок

  • Прежде всего поймите и примите, что вы – не банкнота, чтобы всем нравиться. Важно не только понимать это на словах, но и повторять себе, когда кто-то выражает недовольство. Тогда постепенно эта установка станет частью вашего мировосприятия.
  • Вторая половинка, друзья и близкие родственники любят вас как личность и за то, что вы есть в их жизни, а вовсе не за то, что вы все время стараетесь им угодить. Повторимся: если же их привлекает именно ваш комплекс хорошей девочки / хорошего мальчика – для вас это повод пересмотреть окружение.
  • Критика, неидеально выполненная работа, стремление побаловать себя и другие вещи, которые позволяют себе «нехорошие» мальчики и девочки, – все это абсолютно нормальные вещи. Вы не робот, чтобы все и всегда делать в превосходной степени и без ошибок. Кроме того, вам тоже нужно расслабляться и радовать себя.

Как избавиться от синдрома на практике

  • В любых ситуациях, прежде чем на что-то соглашаться и принимать какое-то решение, спросите себя, чем это хорошо именно для вас. Если вас попросят поработать в субботу, дадут ли вам дополнительный выходной или денежную компенсацию? Предоставит ли эта переработка какой-то уникальный шанс, который вы не можете получить в рабочее время? Если вы понимаете, что лично для вас ничего хорошего не ожидается и вас просто используют, вежливо откажитесь или выдвигайте свои условия («Вот и хорошо, я как раз собиралась попросить выходной в среду»).
  • Аналогично с желаниями, эмоциями, чувствами – почаще спрашивайте себя «Что я чувствую? Как я к этому отношусь? Нравится ли мне это? Чего я хочу?». Постарайтесь отбросить точку зрения других людей, их потребности и намерения. Не думайте о том, как вы будете выглядеть и что о вас подумают. Просто докопайтесь до сути – что вы хотите и как вы относитесь к той или иной просьбе, ситуации и т.д. Вырабатывайте привычку слушать себя, свои желания и ощущения.
  • Балуйте себя приятными мелочами – это касается как покупок понравившихся вам вещей, так и радостей, не связанных с лишними тратами. Например вместо того чтобы готовить супругу суперсложное блюдо, выберите вариант попроще, а в сэкономленное время примите ванну. Вместо того чтобы доводить до идеала очередной проект, посмотрите новую серию любимого сериала.
  • В первое время траты на себя (как временные, так и материальные) наверняка будут сопровождаться чувством вины и/или стыда. Как же так: вы уделяете время себе, а не делаете то, что должно. Постарайтесь проигнорировать это чувство – вы увидите, мир от этого не рухнул, относиться к вам хуже не стали, а удовольствие вы себе доставили. Постепенно это также войдет для вас в норму.

  • Работайте с «симптомами» своего синдрома: если вы страдаете от перфекционизма или синдрома отличницы, воспользуйтесь советами, как от них избавиться (прочитать можно и ). Если вы не умеете отказывать – научитесь. Если у вас пониженная самооценка, повышайте ее. Если вы не умеете принимать комплименты или болезненно реагируете на критику, совершенствуйте себя в этих направлениях.

Избавление от синдрома хорошей девочки / хорошего мальчика принесет вам свободное время, освободит от лишнего груза, позволит профильтровать свое окружение, обратиться к своим эмоциям и чувствам и, возможно, полнее реализовать себя в тех сферах, которые нравятся именно вам. Думается, это достаточные причины для того, чтобы побороть в себе послушного, покорного ребенка и начать заботиться о себе.

Подарки нашим читателям

В благодарность тем, кто дочитал статью до конца, мы дарим подарки от наших партнеров: скидки на книги, фильмы, онлайн- и офлайн-курсы, подарки и многое другое! А для любителей вкусненького – скидки на чай/кофе, сладости и пиццу ;))

Получить подарок

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • дети в семье
  • семейные отношения

Как и многие психологи, я убеждена, что не бывает плохих и хороших детей. Можно ввести любую градацию: активный и пассивный; быстрый и медленный; щедрый и жадный и так до бесконечности. Каждый ребенок неповторим именно собственным уникальным набором личных качеств. Дети – не роботы, их нельзя одинаково запрограммировать, считая любое отклонение ненормальным.

Однако многие родители хотят видеть своих детей идеальными, особенно девочек, поэтому определяют рамки и устанавливают правила, подчиняясь которым дочка непременно должна оправдать их надежды.

Поведение, направленное на желание получить родительское одобрение, закрепляется и выходит за рамки семьи: не хочется огорчить воспитательницу, учительницу, начальника, подругу, соседку.

Быть идеальной несложно: хорошо учись, не груби, будь скромной (не стремись за модой), говори тихим голосом, не участвуй в общих шалостях. Одним словом, выполняй всё, что от тебя требуют взрослые.

Свои чужие желания

В группе детского сада были Тани, Сережи, Вали, Коли, еще 20 таких же детей и… Мариночка. «Хорошая девочка» – так называли ее все: воспитатели, родители, соседи. У Мариночки были светлые волосы, всегда заплетенные в косу, она носила только платьица, не бегала на прогулке, не каталась на горке, не играла в песочнице – поэтому всегда была опрятной. Она не дралась, говорила тихо и беспрекословно слушалась взрослых. Воспитатели ее очень любили, хвалили и ставили в пример другим детям.

Выполнение требований значимых людей становится привычкой. Так надо – и девочка уже не представляет, что можно жить по-другому. К тому же это удобно: отношение взрослых особенное, ей прощаются ошибки, к ней снисходительны. Правда, сверстники могут недолюбливать, но в детстве их мнение не очень важно. Свои желания она не учитывает или прячет глубоко внутри – собственные желания и ожидания общества перестают различаться.

Быть хорошей – значит:

  • всем нравиться;

  • всем угождать;

  • жить по правилам общества.

Малейшее отклонение от этих требований приведет к тому, что девочка сразу услышит упрек: «Как ты могла?! Ты же хорошая!». Упрек будет сказан взрослыми, и сверстники тут же его подхватят. Девочке спокойно и комфортно только под маской «хорошести». Она убеждена, что если снять маску, то сразу посыплются неприятности и проблемы.

Хорошим девочкам нравится все, что происходит вокруг. У них нет своего мнения, вернее, кажется, что есть, и оно полностью совпадает с социально желаемым. Они не покажут, что им что-то не нравится, будут терпеть отсутствие комфорта до тех пор, пока проблема не решится сама.

Они не умеют отказывать. Они боятся обидеть кого-то или вдруг для кого-то стать плохими. Они боятся критики и замечаний, так как это ставит под угрозу их идеальность. Они всегда должны поддерживать имидж хорошей девочки.

Со временем все внутреннее, противоречащее социальным ожиданиям вытесняется. У ребенка не остается своего мнения, желаний, предпочтений. Из такой девочки вырастет послушная, безынициативная, скучная взрослая женщина.

Можно только представить, как сложно станет такой девочке в жизни, когда ей перестанут говорить, что делать. Выход из детства станет настоящим бедствием. Общение с противоположным полом станет пыткой или может обернуться бедой, ведь неизвестно, какая сторона медали перевесит: желание подчиняться или неприступность.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *