ГИДРОТЕХНИКА В ДРЕВНЕМ МЕЖДУРЕЧЬЕ

М.П. Саинов, Н.П. Саинова

МГСУ

Как известно, древнейшие мировые цивилизации возникали на берегах какой-либо крупной реки : египетская — на Ниле, китайская — на Хуанхэ. Но возможно самая древняя цивилизация возникла в Междуречье, на берегах сразу двух рек — Тигра и Евфрата. По характеру эти реки не похожи друг на друга. Евфрат не столь полноводен, как Тигр, но и течение у него более спокойное. Берега Тигра более высокие, из-за чего его долина менее доступна для орошения, чем берега Евфрата. Поэтому люди чаще селились на берегах Евфрата.

Первые поселения в Междуречье возникли, по-видимому, в VI тысячелетии до н.э. . Первоначально люди селились в северной части Междуречья, на берегах Евфрата и Тигра.

Ни Тигр, ни Евфрат не создавали столь благоприятные условия, как Нил в Египте. Несомый ими ил был не столь плодороден, а разлив наступал лишь в конце весны. Кроме того, весеннее половодье этих рек наступало довольно бурно — за одни сутки уровень воды мог подняться более чем на 10 м.

В верхней Месопотамии земледелие могло поддерживаться за счёт дождевых осадков, тем не менее здешние земледельцы уже в VI тысячелетии до н.э. стали рыть искусственные оросительные каналы . Археологами обнаружен канал шириной 46 м, относящийся к Vтысячелетию до н.э. .

Эти каналы проходили в полувыемке-полунасыпи (рис. 1) — вынутая земля использовалась для отсыпки ограждающих дамб. Такая система позволяла не только облегчить строительство, но и удобно подавать воду на поля. Дамбы иногда укреплялись «плетёными циновками» для защиты от размыва .

В нижней (южной) Месопотамии земля была более плодородна и можно было получать более высокие урожаи, если использовать искусственное орошение. Поэтому постепенно земледельцы стали продвигаться на юг.

Южную область Междуречья иногда называют Двуречьем, т.к. Тигр и Евфрат здесь резко сближаются. Природные условия Двуречья в дрености были не такими, как сейчас. Сейчас перед впадением в Персидский залив Тигр и Евфрат сливаются в один проток — Шатт-Эль-Араб (длиной 187 км). В древности же Тигр и Евфрат в своём нижнем течении, по-видимому, образовывали общую дельту (рис. 2), а сам Персидский залив занимал часть нынешней долины. Известно, что Евфрат имел по два основных рукава. В северной части это Баранун и Ирнина, в южной — Баранун и Итурунгаль . Русла протоков постоянно блуждали по аллювиальной равнине, образуя заболоченные низины, богатые влагой.

Тем не менее природные условия в Двуречье были довольно трудными для жизни — температура в тени летом могла достигать +50°C, а дождя не было в течение 8 месяцев в году. Жизнь этой земле давали только Тигр и Евфрат.

Первыми жителями Двуречья стали шумеры, этническое происхождение которых до сих пор не разгадано. Где-то в IV тыс. до н.э. шумеры стали создавать ирригацион-

ВЕСТНИК _МГСУ

Рис. 1. Схема поперечного сечения канала! — профиль первоначальной насыпи; 2 — профиль насыти; 3 — минимальный уровень воды; 4 — уровень воды при орошении

ную систему. Если раньше их селения были беспорядочно разбросаны вдоль рукавов Евфрата, то теперь (культура Варки или Урука) они вытягиваются в линию вдоль трассы канала. Города свом шумеры строили на искусственных холмах, чтобы уберечь их от наводнения .

К концу IV тысячелетия до н.э. жители Двуречья создали сеть магистральных каналов большой протяжённости с постоянными плотинами и дамбами . Создание огромной и сложной сети оросительных каналов указывает на существование у шумеров довольно сильной центральной власти. Тем не менее шумеры не создали единого централизованного государства. Страна состояла из отдельных государств, включавших город с ближайшими пригородами. Это города Эреду, Ур, Киш, Лагаш, Умма (рис. 2). Но возможно первым среди них был Урук, заселённный ещё около 4200 г. до н.э. .

Города-государства образовывались на каждом крупном магистральном канале, который они могли контролировать. Например, Киш контролировал систему каналов Евфрат — Ирнина, а Ур и Урук — систему каналов Евфрат — Итурунгаль . Каналы одновременно служили транспортными путями.

Рис.2. Карта Древнего Междуречья

В ту пору власть в шумерских городах принадлежала обыгчно жрецам, и тысячи храмовых работников рыли каналы. Города непрерывно враждовали между собой, главным образом из-за земли и воды. Нам известно о таком конфликте между Лагашем и Уммой, начавшемся около 2600 г. до н.э. . Первоначально конфликт

был решён мирным путём и была установлена граница между Уммой и Лагашем. Но решение было более выгодно Лагашу, чем Умме, поэтому вскоре Умма нарушила соглашение. В правление Эаннатума войска Лагаша смогли разбить войска Уммы и восстановить прежнюю границу. Глава Уммы поклялся Эаннатуму, что не будет «отсекать» пограничных плотин и каналов . Более того, в результате военных побед над Уром, Уруком, Кишем Эаннатум смог претендовать на роль общешумерского царя («царя Киша») . Но власть его была недолгой — его войска были разгромлены Уммой, а сам он — убит. Но в период мира Эаннатум успел построить канал Луммагимдуг, стены которого были обложены кирпичом .

Следующий правитель Лагаша, Энтемена, чувствуя, что спор о воде для орошения должен быть закончен, вырыл новый канал от Тигра к Лагашу. Этот канал до сих пор действует и известен под названием Шатт-эль-Хай .

Ещё один правитель Лагаша, Урукагина, правивший в XXIV в. до н.э. также прославился строительством каналов для городов Нингирсу и Нанше и созданием искусственного водоёма . Из одного из текстов Урукагины мы узнаём, что для орошения полей использовались быки. По-видимому, речь шла о простейшем водоподъёмном устройстве , черде1.

В ХХ^ХХШ в. до н.э. (третий раннединастический период) была расширена ирригационная сеть страны, особенно в северной части. Были прорыты новые искусственные русла Евфрата — каналы Арахту, Апкалпату и Ме-Энелиля . На них возникли новые города. В частности, в устье канала Арахту возник город Вавилон.

Реки и каналы имели огромное значение для жизни страны — от них зависела жизнь целых городов. Об этом говорят несколько примеров.

Первый пример — судьба г. Ура. Ур некоторое время главным городом Шумера. В течение века (ХХХ11-ХХХ1 вв. до н.э) он был столицей обширного государства. Город стоял на берегу Евфрата, а с востока он был защищён широким каналом . Этот канал был построен Римсином, царём Ларсы (1985-1925 гг. до н.э) . От реки и канала отходило множество оросительных каналов. Но примерно в IV в. до н.э. река изменила своё русло и в настоящее время течёт в 16 км восточнее. Жители покинули город .

Другой древний шумерский город Эреду также был оставлен жителями из-за изменения русла реки .

Ещё один пример — города Ларсы. При правителе Нур-Ададе произошёл катастрофический разлив Тигра и Евфрата . Наводнение разрушило ирригационные сооружения или сделало их бесполезными, т.к. реки изменили свои русла. Последствия катастрофы были преодолены только при следующем правителе.

Наводнения в Двуречье были частыми. Именно шумеры первыми создали сказание о Всемирном потопе . Он изложен в известном «Эпосе о Гильгамеше». По нему боги решили уничтожить людей с помощью наводнения. Лишь один человек по имени Утнапишти благодаря богу Энки спасся, построив корабль.

Шумеры создали богатую культуру, добились больших успехов в земледелии и строительстве. Но во 11-ом тысячелетии до н.э. инициатива перешла от шумеров к аккадцам. Впервые объединение Междуречья под их властью произошло в ХХ^ в. до н.э. при Саргоне I. Столицей стал г. Аккад .

1. Черд представляет собой кожаный мешок, поднимаемый из воды волоком по наклонной плоскости тягловыми животными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3/2009 ВЕСТНИК

После смерти Саргона I его царство распалось, произошёл последний период расцвета Шумера. На рубеже ХХ11-ХХ1 вв. до н.э. Двуречье объединяется в могучее государство во главе с правителями г. Ура (так называемая третья династия Ура). В это время шумеры строили колоссальные храмовые башни — зиккураты. Просуществовало это государство недолго — менее двух веков. Цивилизация шумеров была разрушена кочевниками Элама.

В Междуречье возникают новые государства, заселённые в основном амореями. Среди них возвышается Вавилон. Как уже было сказано, этот город был расположен в устье одного из крупных каналов Евфрата, Арахту (рис.3).

Рис. 3. Схематичный план Вавилона:

При Хаммурапи (1792 — 1750 до н.э) под властью Вавилона Аккад и Шумер были объединены, образовав Старовавилонское царство.

Хаммурапи уделял огромное внимание развитию ирригационной сети. При Хаммурапи был построен крупный канал, названный его именем . Были возведены также крупные плотины для защиты от наводнений. Известны ряд писем-распоряжений Хаммурапи, посвящённых вопросам ирригации. В одном он приказывает очистить канал Даманум, в другом — велит прорыть канал к г.Уруку . Ещё в одном письме Хаммурапи даёт совет о целесообразности устройства водоподъёмной машины на одном из каналов .

Специальные чиновники были обязаны следить за состоянием каналов. К выполнению ирригационной повинности привлекалось всё трудоспособное к труду население. В знаменитом кодексе законов Хаммурапи четыре статьи рассматривали ответственность земледельца за невнимание к оросительным сооружениям на своём участке. В случае их прорыва и затопления поля соседей он обязан был возместить ущерб, в противном случае его имущество и его самого продавали в возмещение нанесённого соседям ущерба .

В последующем под ударами эламитян и хеттов Вавилон уступил своё первенство более северному соседу — Ассирии. Первоначально Ассирия с центром в Ашшуре был рядовым княжеством. С появлением сильной царской власти Ассирия стала проявлять агрессивную политику. В начале VIII в. до н.э. Вавилон подчиняется влиянию Ассирии. В 729 г. до н.э. Вавилон был захвачен Тиглатпаласаром III. При этом Вавилон сохранил своё значение как религиозный и культурный центр.

Тем не менее Вавилон много раз пытался освободится от зависимости, поднимая восстания. После подавления мятежа в 689 г. до н.э. ассирийский царь Синнахериб приказал не только снести все постройки Вавилона, но и затопить его, прорыв каналы. Об этом он похваляется в одной из своих победных надписей .

Тем не менее ассирийские цари не только разрушали, но и строили, в т.ч. каналы и плотины. Известно, что около 1300 г. до н.э. царь Ассирии Ададнерарри I построил в своей столице, г. Ашшур, огромную дамбу из обожжённого кирпича для защиты восточного берега Тигра . Как и в Египте, для подъёма воды использовали шадуфы . Его изображение встречается на ассирийских памятниках (рис. 4).

Рис.4. Изображение шадуфа на ассирийском памятнике

Тот же Синнахериб построил десятки новых каналов и плотин . Однако главное его достижение — строительство новой столицы, г. Ниневия. Для её защиты от паводков Тигра были возведены ограждающие дамбы . Стены города окружал ров шириной 42 м (рис.5). Особое внимание было уделено водоснабжению новой столицы. Был возведён грандиозный канал для доставки воды чистой горной реки Гомел в Ниневию. Длина канала составила около 50 миль (свыше 80 км). Берега канала были мощены камнем. Через глубокое ущелье на пути канала было переброшен белокаменный акведук . Руины этого акведука можно наблюдать и сейчас (рис.6).

Синнахериб был убит в 681 г. во время моления в храме . Его сын Асархаддон полностью восстановил Вавилон по старым планам и чертежам.

3/2009 ВЕСТНИК Г72009_МГСУ

Рис.6. Акведук Синнахериба близ Ниневии. Фасад и план моста

Но Вавилон возродился не только как город, но и как государство. В 626 г. до н.э. вавилонский царь Набопаласар освободился от ассирийского владычества, а затем заключил военный союз против Ассирии с мидийским царём. В 612 г. до н.э. мидийские и вавилонские войска, а также скифы три месяца осаждали Ниневию (рис. 5). После трёх сражений им удалось овладеть плотинами на р.Хуцур и осушить рвы вокруг города, подойти к стенам. Но штурм стен не привёл к успеху. Тогда союзники отвели воды Хуцур во рвы и по её руслу вошли в Ниневию 2. Победители полностью разрушили Ниневию. Ассирия перестала существовать, а Вавилон снова занял главенствующее место в Междуречье (Нововавилонское царство).

Цари Вавилона заботились не только о военной мощи страны, но и о развитии производительных сил. Было предпринято грандиозное строительство по всей стране. К г. Сиппар на севере страны Набопаласар прорыл канал от Евфрата, т.к. Евфрат «ушёл» из города . В Вавилоне и Сиппаре были построены набережные из обожённого кирпича и асфальта.

Своего расцвета Нововавилонское царство достигло при Навухудоносоре II, сыне Набопаласара. Он гордо именовал себя «оросителем полей». В VI в. до н.э. в Междуречье была создана сложная ирригационная сеть , служившая до XIII в. н.э.

Четыре новых канала от Евфрата к Тигру служили для орошения и судоходства. Кроме того, было создано большое водохранилище («море») около 35 миль в окружности, которое могло регулировать распределение воды во время засухи и наводнения . Отвод воде в этот резервуар позволил некоторое время осушить Евфрат для того, чтобы построить в Вавилоне мост и набережные (543 н. до н.э.).

При Навухудоносоре II был возведён канал Паллукат для защиты Вавилонии от наводнений . Став ещё одним рукавом Евфрата, он принял на себя часть его расхода. В настоящее время по трассе канала Паллукат проходит современное русло Евфрата.

Основой водной системы Нововавилонского царства были два больших канала, соединявших Евфрат с Тигром. Один начинался у Сиппара, а другой — у Вавилона .

2. По другой версии, они наоборот запрудили Хуцур и затопили город .

Особо Набопаласар и Навухудоносор заботились об украшении своей столицы -Вавилона. Город был обнесён высокими крепостными стенами. Через реку был построен мост на семи кирпичных быках. При Набопаласаре был заново построен храм Эль-Темен-Ан-Ки, вошедший в историю как Вавилонская башня. Это была семиступенчатая башня (зиккурат) высотой 300 футов (около 90 м) .. При Навухудоносоре II были построены Висячие Сады, одно из Чудес Света. Считается, что они были построены для жены царя Амитис, мидийской царевны . Сады были оборудованы машиной, поднимавшей воду из колодца.

Нововавилонское царство окончательно перестало существовать в 539 г., когда оно вошло в состав державы персидского царя Кира Великого. Существует несколько версий по поводу того, как был взят Вавилон. Некоторые из них (версии Геродота, Ксено-фонта) говорят о том, что Кир отвёл воды Евфрата из русла и по нему проник в город.

В 331 г. до н.э. Вавилон был взят Александром Македонским, который хотел сделать его столицей своей державы. Он задумал сделать Вавилон морским центром, связав его с Египтом системой каналов Красное море-Нил и даже приступил к строительству огромной гавани.

Но в 323 г. до н.э. Александр Македонский умер и его держава распалась на отдельные государства. Вавилон вошёл в государство, правителем которого был Селевк. Се-левк построил себе новую столицу рядом с Вавилоном и переселил туда вавилонян.

Постепенно город превратился в захолустный центр. Окончательно Вавилон был покинут жителями в начале нашей эры, когда Евфрат изменил своё русло и ушёл из города. На многие века люди забыли, где он находился.

Но ту же судьбу постигло и всё Междуречье. Уже в нашу эру Тигр «ушёл» восточнее, примерно туда, где он течёт и сейчас. Он принял однорусловую форму, и земли между Тигром и Евфратом по большей части превратились в мёртвую пустыню.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разорённое многочисленными завоевателями население не смогло восстановить сложную ирригационную систему, и к VII в. н.э., когда в Междуречье пришли арабы, от неё практически ничего не осталось. После монгольского нашествия в ХШ в. н.э. цивилизация Древнего Междуречья была забыта на несколько веков..

Библиографический список

1. Антонова Е.В. Месопотамия на пути к первым государствам. — М.: Издат.фирма «Восточная литература» РАН, 1998.

2. Белявский В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. — М.: «Мысль», 1971. -319 с.

3. Белявский В.А. Канал Паллукат (Природа и общество в Вавилоне в VI в. до н.э.) // Народы Азии и Африки, 1978, №4.

4. Белявский В.А. Тайны Вавилона — М.: Вече, 2001. — 320 с.

5. Веллард Дж. Расцвет и гибель города Чудес / пер. с анг. О.И.Перфильева. — М.: ЗАО Центр-полиграф, 2004. — 268 с.

6. Вулли Леонард. Ур халдеев Пер. с англ.Ф.Л. Мендельсона. М.: Издательство Восточной литературы, 1961.

7. Гладкий В.Д. Древний мир : Энциклопедический словарь. Т.1. М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 1998.

8. Гуляев В.И. Шумер. Вавилон. Ассирия : 5000 лет истории М.: Алетойя, 2004.

9. Древние царства Востока : Ассирия, Вавилон. Составитель Царёва Г.И. — М.: Изд-во Царёва В.П., 2002 — 568 с., илл.

3/2009 ВЕСТНИК

10. История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч.1. Месопотамия. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. — 534 с с илл. И карт.

12. Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле / Пер. с англ. А.В.Милосердовой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2002.

14. Ллойд С. Реки-близнецы. Пер. с англ. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1972. — 239 с.

18. Садаев Д.Ч. История древней Ассирии. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979. — 247 с., илл.

Ключевые слова: гидротехнические сооружения, шумерская цивилизация, Междуречье, Двуречье, история.

Статья представлена Редакционным советом «Вестника МГСУ»

На главную

Погибшие цивилизации: Арктида, Аратта, Винча.

Павел Тулаев.

Наиболее отдаленный, так называемый доисторический период, хорошо изучен с точки зрения астрономии, геологии и мифологии. Он начинается с глобальной катастрофы, вызвавшей повышение уровня воды в океане и вошедшей в мировую историю как всемирный потоп, и в целом совпадает с эпохой древнего каменного века, палеолита, когда с северной части Евразии сошел ледник и началось глобальное потепление климата.

Большинство историков, даже специалистов по древнему миру, предпочитают не углубляться в эти архаичные времена, хотя о допотопных временах сохранилось немало легенд, вроде рассказа Платона об Атлантиде. И все же есть энтузиасты, которые расшифровывают мифы и пытаются реконструировать глубокое прошлое. Мы тут не будем излагать гипотезу смещения полюсов и историю формирования континентов, а упомянем лишь широко известную ныне «гиперборейскую теорию». Ее создатели (В. Уоррен, Г. Вирт, Б.Г. Тилак, Е. Елачич) настаивают на существовании в районе Полярного круга арктического палеоконтинента — Арктиды, или Арктогеи. До Потопа в Арктиде были благоприятные климатические условия (субтропики). Там жили предки ариев — гипербореи; оттуда пошло распространение белой расы и ее цивилизации. Современные исследователи мифологии, сакральной географии и рунологии (Н. Гусева, А. Дугин, В. Демин, С. Жарникова) находят все новые и новые аргументы в пользу арктической теории, хотя другие ее отрицают.

В эпоху нового каменного века, неолита (VI — IV тыс. до н.э.), начинает формироваться так называемая «индоевропейская общность» племен с родственными корнями и близкими языками. Ученые спорят, в каком именно регионе Евразии стала складываться эта древняя культура, к которой восходят такие великие памятники человеческой мысли, как Ригведа, Авеста, Махабхарата, Илиада и Одиссея.

Лингвисты В.В. Иванов и Г.В. Гамкрелидзе считают, что индоевропейская языковая и культурная общность формировалась в районе Передней Азии и Средиземноморья не позднее IV тысячелетия до н.э. Используя сложную методологию структурной и сравнительной лингвистики, разработанную Р. Якобсоном, они реконструируют с помощью ключевых понятий предполагаемый индоевропейский язык и его образный мир. Особую роль в формировании реконструируемой протокультуры они отводят анатолийским племенам, жившим на территории Малой Азии в эпоху Хеттского царства (т.е. до падения Трои). Вместе с тем, они не отрицают, что до этого индоевропейцы могли жить в других регионах.

Это предположение подтверждают исследования ученых, использующих иные методы («ностратическая семья языков» В. Иллича-Свитыча, «прародина индоариев» Е. Кузьминой, «история Евразии» А. Гудзь-Маркова). Выдающийся лингвист и идеолог евразийства кн. Н. Трубецкой, критически относившийся к теории единого праязыка, использовал понятие «индоевропейцы» (оно родилось в кабинетах ученых XIX века) исключительно в лингвистическом смысле. Под ним он понимал не некую абстрактную или историческую общность племен, а людей различных времен и народов, говорящих на различных языках так называемой «индоевропейской семьи».

Автор книги «Индоевропейские прародины» профессор В.А. Сафронов (М., 1989) считает, что вряд ли можно говорить и о единственном источнике происхождения белой расы. Индоевропейская цивилизация, по его мнению, развивалась одновременно, как минимум, в трех регионах: в Малой Азии, на Балканах и в Центральной Европе. Опираясь на археологические открытия последних десятилетий, Сафронов прослеживает древнейшие миграции индоариев, индоиранцев, протохеттов и протогреков, начиная с VII тыс. до н.э. Важное место в его книге занимает исследование культуры Винча (середина V — конец IV тыс. до н.э.), которую он считает «древнейшей цивилизацией Старого Света, более древней, чем культуры Месопотамии, Нила и Инда». Винча достигла высокого уровня развития, имела сложную архитектуру, прикладное и сакральное искусство, до сих пор не расшифрованную письменность, развитую религию, классовую иерархию и обширную систему внешних связей. «В истории Европы культура Винча имела значение, сравнимое лишь с ролью Греции и ее воздействием на «варварский мир». Сходство этих двух культурных феноменов заключается в схеме освоения пространства (колонизация, торговля, путешествия, но не завоевания), а также в длительности и глубине воздействия». От цивилизации Винча, истоки которой еще недостаточно изучены, произошли, по мнению Сафронова, культурные общности Сопот-Лендьел в Хорватии и Словении, Бичке — в Задунайской Венгрии, Биня — в Западной Словакии и Лужанки в V — IV тысячелетии до нашей эры.

Этот факт не прошел мимо внимания Ивана Томажича, уделившего культуре Винча внимание в разделе «Новые направления». В своем исследовании словенский ученый, в свою очередь, ссылается на данные доктора Пещича, сравнивающего венетский язык с письмом Винча и санскритом. Винча, как свидетельствует археология, была связующим звеном между малоазийской и европейской цивилизациями, поэтому именно она может помочь прояснить вопрос о взаимовлиянии и первенстве культур.

Концепцию Сафронова значительно дополняют труды Ю.А. Шилова: его докторская диссертация «Прародина ариев» (Киев, 1995), посвященная курганам Северного Причерноморья, книги «Пути ариев» (Киев, 1996), «Прародина Руси» (М., 1999). Русско-украинский ученый продолжает исследования специалиста по космогонии древнего общества В.Н. Даниленко, изучившего вместе с шумерологом А.Г. Кифишиным раскопки знаменитой Каменной Могилы. Каменная Могила (III тыс. до н.э.) содержит в гротах и пещерах таблички с дошумерской письменностью. Она была частью древнейшей в Евразии арийской цивилизации Аратты, чьи корни связаны с археологическими памятниками XIII — XII тыс. до н.э. К VII тыс. до н.э. одним из главных центров Аратты стала Малая Азия, где специалисты рскопали жреческий город с десятками храмов (у современного Чатал-Гююка). Ю.А. Шилов убежден, что именно арийская Аратта породила шумерскую Аратту, иранскую Арту, этрусскую Артану, древнерусскую Арсанию, греческий Ортополис и украинскую Артаплот. Отсюда вышли и праславяне — пелазги, чье имя связывается с историей Трои. На пути из Поднепровья в Троаду, так называемой «тропе Трояна», прослеживаются следы гиперборейских богов Зевса-Дива и Латоны-Лады.

«В XVII — XI вв. до н.э. (задолго до, а затем сразу после Троянской войны), — пишет автор «Прародины ариев» в статье об этногенезе славян, — большая часть праславянских лелегов, брежан, венедов и др. переселилась из Троады в Этрурию, получив здесь имя этрусков — среди которых впервые появляются русы. Некоторые из них, в особенности венеты, стали постепенно продвигаться «янтарным» и прочими путями на север — к Прибалтике и на Левобережье Дуная, где римско-византийские авторы начала I тыс. до н.э. зафиксировали их как несомненно славянские племена». Античные цивилизации Греции и Рима выросли не на пустом месте, а на плечах «истинного патриарха не только европейской, но и всемирной цивилизации — Аратты (Пелазгии-Троады)». Вот почему, по мнению Шилова, русские ученые А. Чертков, Е. Классен и Ф. Воланский так убедительно читали «не поддающуюся расшифровке» трояно-этрусскую письменность на основе славянских языков.

Государство и право Шумера – первой известной человечеству цивилизации – являются малоисследованными. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, достоверно известно о существовании самого народа – шумеров – и шумерского государства стало всего около полутора веков назад. Во-вторых, ученые столкнулись с большими трудностями при расшифровке клинописного шумерского языка. В-третьих, если об истории, экономике, архитектуре, литературе Шумера известно хоть что-то, то о государственном и правовом устройстве – очень немного. Отчасти это потому, что писаное право в Шумере появилось где-то около 2400г. до н.э. (все даты весьма приблизительны); отчасти в связи с тем, что сохранившиеся памятники истории в виде глиняных табличек в основном посвящены неюридической тематике. В-четвертых, фрагментарная изученность государственных и правовых явлений Шумера объясняется традициями отечественной юридической науки, в которой повышенное влияние уделялось не государству и праву Древнего Востока, а государству и праву античного мира (в частности, Древнего Рима). Шумер в основном интересовал историков, а не юристов: И.М. Дьяконова, В.В. Емельянова, С.Н. Крамера, В.А. Якобсона и др. Среди юристов проблематикой Шумера интересовались (да и то, как правило, лишь отдельными вопросами) немногие авторы – помимо авторов учебников по истории государства и права зарубежных стран, это А.А. Клименко, А.Д. Никитина, Е.Н. Трикоз, С.Ф Ударцев и др. Диссертационные работы, посвященные государству и праву Шумера, отсутствуют. В-пятых, государственная и правовая история Шумера весьма интересна современному исследователю, поскольку достижения шумерского народа поистине велики (письменность, литература, техника, идеи, идеалы и ценности) и сыграли огромную роль в государственном и правовом строительстве не только стран Древнего Востока и античного мира, но в последующем, в средние века. Данными обстоятельствами и объясняется актуальность темы настоящей статьи.

Шумер занимал южную часть Месопотамии и географически примерно совпадал с современным Ираком, простираясь от Багдада на севере до Персидского залива на юге. По своему характеру шумерская цивилизация была преимущественно городской, хотя и основывалась на сельском хозяйстве, развитию которого способствовали не столько природные условия, которые никак нельзя было назвать благоприятными, сколько трудолюбие шумерского народа, который создал сложнейшую ирригационную систему. Примерно с середины IV тысячелетия до н.э. в Южном Двуречье появились первые надобщинные политические структуры в форме городов-протогосударств (номов) – Ашшур, Киш, Лагаш, Ларса, Ниппур, Сиппар, Умма, Ур, Урук, Шуруппак, Эриду, Эшнунна .

Общественным и хозяйственным центром каждого города был храм. Как отмечает Л.С. Васильев, поначалу жрецы храма исполняли функции правителей во главе с верховным жрецом . Храм владел частью земли, которая сдавалась в аренду испольщикам. Эта земля могла также продаваться. Храмовые земли делились на три категории: 1) нигенна – земля для нужд храма (урожай с нее предназначался для сакральных нужд, торгового обмена, страховых и экстраординарных выдач); 2) курра – наделы землевладельцев, обрабатывающих нигенну, а также ремесленников и административного штата храма, получаемые в качестве платы за службу, не наследуемые, и которые в любое время могли быть отняты по решению храмового руководства; 3) урулаль – земля, предоставлявшаяся в обмен на часть урожая (1/6–1/8) различным лицам (обычно это был храмовый персонал) .

Интересно, что шумерская экономика была довольно свободной и основывалась на частной собственности. Это подтверждает множество документов из Лагаша и других шумерских городов с четким указанием на то, что граждане городов-государств могли покупать и продавать свои земельные участки и дома, не говоря уже о движимом имуществе. Даже представители бедных сословий имели в собственности дома, сады и пруды с рыбой. Распоряжался недвижимостью не обязательно глава семейства. Впрочем, обычно другие члены семьи участвовали в передаче земельного участка в качестве свидетелей, тем самым подтверждая свое согласие на сделку. Свидетели получали символическую плату. Иногда в сделках принимали участие представители государственных органов.

Безусловно, немалой частью земли владела знать (энси, их семьи, администрация двора, главные жрецы). Обработка их земельных участков велась клиентами или иждивенцами. Клиенты были представлены тремя категориями лиц: 1) зажиточные храмовые иждивенцы, к примеру, храмовые администраторы или наиболее ценные ремесленники; 2) основная часть храмового персонала; 3) иждивенцы знати. Клиенты первых двух категорий получали во временное пользование небольшие храмовые земельные участки, но некоторым предоставлялись только продовольственный паек и шерсть .

Торговля, как внутренняя, так и внешняя, была довольно хорошо развита. Как отмечается в литературе, тамкары – торговые агенты – отправлялись на груженных зерном судах в далекие экспедиции, включая морские, с целью выменять зерно на столь необходимые в скудных полезными ископаемыми районах Шумера металлы, камень, строительный лес и т.п. . В глубочайшей древности в качестве денежной единицы фигурировали скот и зерно. Впоследствии значение денег приобрели слитки металлов. Однако эти слитки ещё не снабжены чеканом, который мог бы гарантировать точность веса и чистоту сплава. Поэтому при каждой торговой операции необходимо было проверять вес слитка меди или серебра .

Также в структуру шумерского общества входили рабы (саги). Источниками рабства были: военный плен, совершение преступления, продажа в рабство детей родителями в случае нужды, самопродажа за долги (но не более чем на три года). Раб был собственностью хозяина. Его могли клеймить, продать (стоимость раба была довольно высока и составляла 14-20 шекелей серебром – 112-160 г серебра) и наказывать, но, как правило, с рабами обращались хорошо. Рабы были частично дееспособны: они могли совершать сделки и даже выкупиться на свободу. Если раб вступал в брак со свободным человеком, дети от такого союза считались свободными. К рабам из числа соплеменников относились весьма мягко, примерно как к младшим членам семьи. Позднее на начальном этапе правления III династии Ура все храмовые и государственные хозяйства были слиты в одно. Работники такого хозяйства именовались гурушами, а работницы – нгеме, т.е. рабынями. Все они работали за стандартный паек, семей не имели. Рабочая сила пополнялась за счет пленных. Положение частных рабов – неполноправных членов семьи рабовладельцев – было значительно лучше. Они могли выступать в суде, даже против рабовладельца, оспорить свое рабское положение .

Все горожане объединялись в большие патриархальные семьи, кланы и общины. Семья была основной единицей общества. Брак организовывали родители, и помолвка считалась состоявшейся, как только жених подносил отцу невесты свадебный порядок. Помолвка часто подтверждалась контрактом, записанным на табличке. Женщина наделялась довольно существенным объемом правоспособности и дееспособности: она могла иметь имущество на праве собственности, участвовать в сделках, выступать свидетелем. Муж мог довольно легко развестись с супругой. Если же она оказывалась бесплодной, он мог привести в дом вторую жену. Дети полностью подчинялись родителям. Был известен институт усыновления. Усыновитель платил отцу усыновлённого некоторую сумму в качестве платы . Таким образом, это усыновление было скрытой формой продажи ребёнка.

Теперь обратимся к структуре государственного аппарата Шумера. Со второй трети III тысячелетия до н.э. в большинстве городов-государств (Киш, Лагаш, Ур, Урук и др.) население исчислялось десятками тысяч, а количество общинных деревень – многими десятками. Происходило отделение общинных полей от полей храма. Общинники обрабатывали свои земли и выплачивали ренту-налог, тогда как в обработке храмовой земли они переставали принимать участие, что, впрочем, не исключало их участия в общественных работах, строительстве каналов, дамб, храмовых или дворцовых сооружений, дорог и т.п. с обеспечением их питанием и выдачей необходимых орудий труда из храмовых амбаров и складов . Отделение храмового хозяйства от общинного сыграло важную роль в укреплении экономических, а затем и политических позиций жреческой администрации во главе с энси (городским главой). Опираясь на такого рода хозяйства, энси отдалялся от коллектива общинников, приобретал в их глазах сакральные признаки отмеченного покровительством богов правителя и становился во главе заметно возраставшего бюрократического аппарата . Вначале выборная . Ранее, когда Шумер еще не представлял собой единого государства, связи между городами больше походили на военный союз. Энси отдельных городов-государств выполняли и культовые, и военные функции; отдельные из них принимали титул лугаля (военного вождя общины, но не жреца), что означало некую претензию на гегемонию среди всех городов . Со временем правитель стал обожествляться, что прослеживается с Шульги, сына основателя третьей династии Ура Ур-Намму. Как считалось, царь был царем от рождения, боги специально создавали его для «царской судьбы». С этого времени власть правителя была в высокой степени централизована; региональные подразделения – бывшие города-государства – управлялись назначаемыми из центра наместниками, которые по традиции именовались энси.

Верховный чиновник Шумера носил титул «нубанда». Это должностное лицо, сведения о котором встречаются в надписях, происходящих из Лагаша, и относящихся к XXIV в. до н.э. Нубанда сосредоточивал в своих руках управление всей хозяйственной жизнью страны. Его полномочия были весьма широкими: он ведал земледельческими работами, в частности теми, которые были связаны с ирригационными системами, раздавал земельные участки, заведовал выдачей сельскохозяйственных орудий и сдачей их в ремонт, управлял продовольственными складами и царской казной. Наконец, нубанда стоял во главе государственного архива и гражданской палаты, которая ведала заключением договоров. Также известно о существовании хозяйственного ведомства, в состав которого входили тамкары – особые агенты, ведавшие торговыми операциями. Среди них выделялся «великий тамкар патэси», очевидно, возглавлявший ведомство. Отдельными амбарами или продовольственными складами ведали чиновники, называвшиеся «дуггур». В состав финансово-податного ведомства входили сборщики податей, называвшиеся «машким». Наконец, существовали должности военных командиров («галь-уку»), что указывает на развитие военного дела.

Таким образом, шумерский государственный аппарат был достаточно развит. Налицо наличие трех важнейших государственных ведомств: хозяйственного, финансового, военного.

Право шумерских городов-государств заслуживает особого внимания. «Закон и правосудие, – писал известный шумеролог С.Н. Крамер, – были основополагающими понятиями для древних шумеров как в теории, так и на практике… археологи обнаружили тысячи глиняных табличек со всевозможными юридическими текстами: договоры, соглашения, завещания, векселя, расписки, судебные постановления. В Древнем Шумере ученики старших классов посвящали немало времени изучению законов и усердно осваивали трудные и специфические юридические формулы, а также переписывали своды законов и судебные решения» .

Мировоззренческой основой права в Шумере были категории ни-ги-на («истинность, постоянст­во») и ни-си-са («справедливость, равенство»). Эти ка­тегории возникли в общине и рассматривались как неотъемлемые атрибуты мироздания, без ко­торых невозможен мировой порядок. В целом издание законов и вообще правовое регулирование, исходящее от правителей, стало обычным явлением в 2400г. до н.э., а может, и раньше. Видимо, поэтому в течение трех последующих столетий многим приходила в голову мысль фиксировать текущие и ранее созданные правовые нормы и прецеденты с целью ссылок на них, в том числе и для обучения. Но пока таких компиляций не было обнаружено за весь период с правления Уруинимгины и до Ур-Намму, который пришел к власти приблизительно в 2050г. до н.э.

Известно, что в результате борьбы за власть различных политических сил около 2500г. до н.э. жители Лагаша были лишены многих политических и экономических свобод. Существенно повысились налоги и пошлины; было введено много новых. Это привело к обнищанию одной части населения и обогащению другой. Ситуация стала меняться только с приходом к власти правителя Уруинимгины (XXIVв. до н.э.). Его Законы – самые древние из известных истории права. Сам текст до нас не дошел, встречаются только упоминания о нем. Содержащиеся в Законах нормы в основном еще нельзя назвать чисто правовыми – так, большинство правил устанавливало неюридического характера порядки в государственно-храмовом хозяйстве Лагаша, упорядочивало содержание жрецов и других слуг правителя, гарантировало держателям храмовых и государственных наделов их права на будущее на основе справедливости. Уруинимгина возвратил земли божеств Нингирсу, Бабы и др. из собственности правителя в собственность храмов, запретил отбирать имущество у горожан и взимание многочисленных поборов чиновниками. Гильдиям ремесленников и некоторым другим категориям населения в качестве социальной помощи предоставлялся продовольственный паек. Была проведена масштабная амнистия, в результате которой были освобождены из рабства должники и те, кто отбывал наказание по сфабрикованным обвинениям. Осуществлялась социальная поддержка вдов и сирот. В Законах упоминались преступления против личности и имущественные; в качестве наказаний в основном фигурировали штрафы. Были внесены изменения в судопроизводство. Оно должно было осуществляться письменно с обязательным указанием вины, за которую человек понес наказание .

Следующий известный нам правовой свод – это Законы Шульги (конец III тыс. до н. э.), которые были, без сомнения, когда-то выбиты на каменной стеле. Частично содержание данных Законов было восстановлено по глиняной табличке. Правитель провозглашался представителем богов на земле. Указывалось, что Шульги обеспечил политическую и военную безопасность своего города, установил стандарты мер и весов, предписал оказывать социальную поддержку вдовам, сиротам и неимущим. Сохранилось 29 параграфов, касавшихся главным образом охраны брачно-семейных устоев: так, мужу разрешалось беспрепятственно убить любовника неверной жены, допускался развод, о чем составлялся особый договор. Впервые упоминалось о приниженном социальном статусе рабов: так, за попытку рабыни «равняться с госпожой» следовало весьма своеобразное наказание – промывание рта килограммом соли. Также Законы перечисляли известные в то время составы преступлений. Установлено, что карались лжесвидетельство в суде, членовредительство в драке, разного рода оскорбления, колдовство. Основным наказанием был штраф. Некоторые правила регулировали вопросы охраны частных земледельческих хозяйств .

Очевидно, что задачами Законов Шульги стали установление правовых ограничений для богатых собственников, строгое определение цены наемного труда, установление размеров ростовщических процентов, закрепление права пострадавшей стороны на материальную компенсацию, т.е., говоря в общем, целью Законов являлось поддержание существующего статуса основной части населения .

С этого времени также сохранились несколько сотен судебных записей, которые достаточно красноречиво свидетельствовали о правовой практике и судебной процедуре шумерских городов-государств. Большинство этих судебных архивов было раскопано в Лагаше. Судебная запись называлась дитиллой (буквально – «завершенный судебный процесс»). Установлено, что основную массу рассматриваемых дел составляли дела, касающиеся браков, разводов, наследования, статуса рабов, найма кораблей, различного рода претензий, закладов, краж, повреждения имущества, противоправных действий на службе. Должность судьи не была про­фессиональной; большинство судей одновременно являлись жрецами, крупными чиновниками и т.п. Иногда споры разрешал правитель города, порой его первый заместитель. В судебном заседании также участ­вовал чиновник машким, получавший обязательный судебный сбор. Суды обычно состояли из трех судей. Существовал также особый царский суд, состоявший из семи сановников (возможно, он выступал последней инстанцией). Однако дела общины по-прежнему рассматривала са­ма община, а именно собрание ее старейшин или всех взрослых мужчин. Процесс возбуждался или по инициативе одной из сторон, или государственной администрацией. Он был состязательным: истец и ответчик в присутствии судей должны были доказать свою правоту. В качестве доказательств выступали показания свидетелей, истца и ответчика, письменные документы, акты экспертизы. Вердикт был краток; основание решения указывалось далеко не всегда; порой перечислялись причины отклонения иска. Если истину было невоз­можно установить, прибегали к испы­танию ответчика, проходившему в двух основных формах: либо его погружали в реку, и если бог ре­ки «отпускал» его – освобождали; либо заставляли клясться перед статуей бога в храме, и это уж бы­ло самым серьезным испытанием. Все жители Шу­мера, безусловно, были люди верующие и знали, что за ложную клятву их постигнет кара божия. Если ответчик клялся в своей невиновности именем бога – сомнений в его невиновности быть не мог­ло. Если же отказывался – тем более не возникало сомнений в его виновности в совершении преступлении .

Спустя два столетия правитель Липит-Иштар (XXI-XX в. до н.э.) издал Свод законов, который частично дошел до наших дней. По указу правителя их высекли на каменной стеле, чтобы все прониклись идеей всеобщей справедливости, о которой гласил Пролог. Сохранилось 43 статьи-правила, большая часть которых посвящалась отношениям собственности, правовому статусу царских людей и найму ими рабочих. Частная собственность стала охраняться весьма строго: за кражу со взломом предписывалось зарыть вора в землю на месте преступления. Среди составов преступлений также упоминаются уничтожение и повреждение имущества, неиспользование земельного участка по назначению, укрытие чужого раба. Специальный раздел (ст.ст. 25-37) заключал в себе новые правила, которыми следовало руководствоваться царским судьям в брачно-семейной сфере. Разрешалось иметь двух жен, причем личные и имущественные права жены были значительными; так, ее приданое наследовали только ее дети. Впрочем, дочери не могли наследовать за отцом, если только не были храмовыми жрицами. Развод допускался, но только через суд. Дети от рабыни после смерти господина получали свободу. Охранялась честь женщин: за ложное обвинение в отсутствии невинности при вступлении в брак полагалось наказание в виде штрафа; также наказывалось изнасилование (правда, оговаривалось, что лишь в том случае, если женщина «не могла дозваться на помощь»; если она этого не делала, то считалась виновной сама). Также в законах регламентировались аренда судов, продажа недвижимости, рабов, заем, основания снижения налогов. Определялись условия отпуска раба на свободу, последствия принуждения к совершению деяния, в котором принуждаемый ничего не смыслил; последствия уплаты налога за другое лицо. Впервые упоминалось наказание по принципу талиона: за ложное обвинение обвинитель подвергался тому же наказанию, которому подвергся бы обвиненный .

Подводя итог обзорному исследованию государства и права Шумера, следует отметить следующее.

1. История Шумера иллюстрирует процесс эволюции государственного образования от городов-протогосударств до единого государства Шумер.

2. К сожалению, как единое государство Шумер оказался весьма неустойчивым. Не один раз это государство распадалось на части ввиду недостаточной централизации и слабости власти правителя-лугаля.

3. Если к Шумеру и применимо понятие восточной деспотии, то с определенными оговорками. В частности, несмотря на существенную роль общины в жизни отдельного человека, последний достаточно рано стал осознавать себя как личность, наделенную неотъемлемыми правами и свободами, а не исключительно обязанностями. Хотя шумерский правитель и приравнивался к богам, он никогда не обладал абсолютной властью. Ввиду децентрализованности государства роль лугаля переходила к правителям различных городов-государств Шумера, к тому же у каждого города был свой бог-покровитель. По-видимому, богатый пантеон богов сыграл негативную роль в деле создания централизованного единого государства, ибо каждый город в наибольшей степени почитал своего бога-покровителя. Доля рабов в хозяйстве Шумера была незначительной – основную массу работ выполняли свободные общинники, которые в том числе поддерживали в должном состоянии сложные ирригационные системы своего государства.

4. Право Шумера стало писаным около 2400г. до н.э. и было синкретичным. Другими словами, далеко не сразу правовые нормы стали отделяться от религиозных, этических, корпоративных и т.п. Несмотря на то, что шумеры не различали публичное и частное право, найденные правовые памятники доказывают, что можно достаточно четко выделить такие отрасли права, как государственное, административное, уголовное, процессуальное, семейное, наследственное, гражданское. Любопытно, что достаточно развитым было шумерское гражданское право и в особенности договорное право. Так, шумеры составляли типовые формы договоров. Таким образом, право Шумера на тот период времени было весьма развитым, поскольку обе его сферы – публичное и частное – развивались довольно равномерно и предоставляли свободной личности (а большинство шумеров были свободными людьми) достаточные возможности для реализации своих способностей.

Библиографический список
Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Филимонова Ирина Владимировна»

ШУМЕРЫ
первый из обитавших на территории Древней Вавилонии (в современном Ираке) народов, достигших уровня цивилизации. Вероятно, еще ок. 4000 до н.э. шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер) в верховьях Персидского залива с востока или спустились с гор Элама. Они осушили болота, научились регулировать разливы рек и освоили земледелие. С развитием торговли с Ираном, Эламом, Ассирией, Индией и районами Средиземноморского побережья шумерские поселения превратились в процветающие города-государства, которые к 3500 до н.э. создали зрелую цивилизацию урбанистического типа с развитыми металлообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектурой и системой письма.
ГУДЕА, правитель Лагаша.
Шумерские государства были теократиями, каждое из них рассматривалось как достояние местного божества, представителем которого на земле являлся верховный жрец (patesi), наделенный религиозной и административной властью. Наиболее важными центрами в этот ранний исторический период были города Ур, Урук (Эрех), Умма, Эриду, Лагаш, Ниппур, Сиппар и Аккад — семитское государство на севере Месопотамии. Города постоянно воевали между собой, и если какому-то городу удавалось захватить несколько соседних, то на короткий срок возникало государство, имевшее характер небольшой империи. Однако примерно в середине III тысячелетия до н.э. семитские племена с Аравийского полуострова, заселившие северные области Вавилонии и воспринявшие шумерскую культуру, настолько усилились, что начали составлять угрозу для независимости шумеров. Около 2550 до н.э. Саргон Аккадский завоевал их и создал державу, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря. Приблизительно после 2500 до н.э. аккадская держава пришла в упадок, и для шумеров наступил новый период независимости и процветания, это эпоха третьей династии Ура и возвышения Лагаша под властью Гудеа. Она закончилась ок. 2000 до н.э. с усилением Аморейского царства — нового семитского государства со столицей в Вавилоне; шумеры навсегда утратили независимость, а территория прежних Шумера и Аккада была поглощена державой Хаммурапи. Хотя народ шумеров исчез с исторической сцены и в Вавилонии перестали говорить на шумерском языке, шумерская система письма (клинопись) и многие элементы религии составили неотъемлемую часть вавилонской, а позже ассирийской культуры. Шумеры заложили основы цивилизации значительной части Ближнего Востока, унаследованные от них способы организации хозяйства, технические навыки и научные сведения сыграли исключительно важную роль в жизни их преемников.
ЛИТЕРАТУРА
Тураев Б.А. История Древнего Востока, т. 1. М., 1935

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *