Содержание

Зачем это нужно?

Движимые самыми добрыми побуждениями, будущие родители зачастую не представляют, сколько сил и знаний им потребуется, чтобы построить с ребенком теплые близкие отношения. Недоверие, агрессия, апатия, задержка в развитии — это лишь часть сложностей, спровоцированных травматичным опытом осиротевшего ребенка. Завоевать его любовь будет очень непросто, и будущим родителям важно это понимать.

Начало пути

Обучение в «Родительском мосте» состоит из нескольких этапов. Все начинается с первичного приема — одного или двух, затем следует первый групповой тренинг, а дальше — от 12 до 25 часов индивидуальной работы с психологом. В этот период психологи всегда рядом с человеком, чтобы отслеживать его эмоциональное состояние.

Такая длительная подготовка задумана неспроста: в это время специалист изучает личностные и семейные риски и ресурсы кандидата, чтобы оценить, насколько он готов принять ребенка, и в какой степени осознана его мотивация стать приемным родителем.

Около 30 процентов кандидатов на этом этапе оставляют мысль стать приемным родителем, тогда как по итогам всего обучения отсеиваются около 15 процентов.

«Индивидуальная работа с психологом до старта школы как раз дает возможность такого плавного постепенного входа, — рассказывает выпускница Школы Екатерина. — Тогда человек приходит в групповую работу с пониманием себя и представлением о будущем родительстве».

Часто в фонд обращаются родители, для которых еще не закрыта дверь в кровное родительство. Возможно, недавно они перенесли перинатальные утраты, еще не до конца их пережили и в душе еще надеются родить «своих» детей. Таким кандидатам особенно важно пройти весь путь осознания собственной мотивации, иначе приемный ребенок будет принят от безысходности, а значит, с высокой степенью сопротивления, негодования или протеста. Ему будет сложно адаптироваться в семье, да и сами родители рискуют своим психологическим здоровьем и сохранностью семьи.

130 часов на пути к себе

В «Родительском мосте» кандидаты учатся 130 часов, в которые не входит выезд в приют или детский дом, а также часы экзаменов. В других учреждениях обучение занимает 80 часов. Однако в фонде считают, что этих часов недостаточно для глубокой работы, ведь обучение — это в первую очередь «путь к себе», который должен пройти каждый родитель.

Программа разбита на несколько блоков и распределена между специалистами: это психологическая работа кандидата с собой, теоретические знания о психологических особенностях ребенка, пережившего травму, а также юридический блок.

Однако в центре обучения всегда стоит «работа над собой». «На занятиях в Школе приемных родителей мы работаем с такими понятиями, как «персона» и «тень», — рассказывает Марина Левина, президент фонда. — Приемный ребенок во многом выступает тем самым учителем, который приходит в твою жизнь и говорит «давай меняться». Он показывает все неприятные стороны твоей личности — все твои «тени», а они таят возможности, которыми ты не пользуешься и несут в себе ту жизнь, от которой ты отказываешься».

Когда время идет на минуты

Бывают ситуации, когда судьба ребенка решается буквально на глазах — например, у него погибли родители или их лишили родительских прав, а рядом есть близкие, готовые стать опекунами. Специально для этих случаев в фонде работает программа индивидуальной подготовки — серия встреч, в рамках которых будущие опекуны проходят все этапы обучения, но по ускоренной программе. Это помогает уберечь ребенка от попадания в детский дом или в дом ребенка и сразу передать его близким людям.

Выпускники

Ежегодно Школа «Родительского моста» выпускает более 80 будущих приемных родителей. Они подарят шанс жить в семье десяткам детей, лишенных родительской любви. Узнать о работе фонда и оказать ему помощь можно на официальном сайте организации.

А что потом?

После обучения в Школе выпускники получают диплом и психологическое заключение, которое предоставляют в органы опеки. Но на этом все не заканчивается — впереди их ждетмедицинское обследование, и только после этого они могут встать на очередь за ребенком.

Психологи фонда могут дать родителям отрицательное заключение и не рекомендовать брать ребенка, однако финальное решение всегда остается за органами опеки.

«Мы часто наблюдаем ситуации, когда мотив человека стать приемным родителем связан с какой-то болью, которую он неосознанно пытается компенсировать, — рассказывает Марина Левина. — С такими людьми мы можем работать индивидуально очень долго, вплоть до года. После этого они либо оставляют мысли о приемном родительстве, либо возвращаются через время, но уже в другом состоянии и с другой мотивацией. Если же люди приходят к мысли, что они просто хотят ребенка — не важно, кровного или приемного, — это та позитивная установка, от которой можно двигаться дальше».

Кандидаты в опекуны и усыновители, желающие пройти подготовку в Школе приёмных родителей, задают множество вопросов о работе самой Школы. В этой публикации мы постараемся ответить на самые популярные.

1. Проходить ШПР обязательно?

Да, с 1 сентября 2012 года все граждане, выразившие желание усыновить или принять под опеку ребёнка, должны пройти подготовку (ФЗ №351 от 30.11.2011), за исключением отдельных категорий граждан. Подготовку в обязательном порядке проходят именно те граждане, которые планируют стать усыновителями или опекунами, т.е. в ШПР нужно отучиться обоим супругам, если они планируют усыновление, или будущему опекуну, если он планирует оформить опеку на себя. Другие будущие «родственники» ребёнка проходят подготовку по желанию. Но мы бы очень рекомендовали пройти её всем, кто будет проживать совместно с ребёнком.

2. Я могу сам выбрать Школу или меня должны «направить» из органов опеки и попечительства?

Обязанность ООП — проинформировать вас о необходимости пройти подготовку. Также органы опеки могут порекомендовать вам ту или иную ШПР, расположенную на территории, но выбор организации остаётся за самим гражданином. Школы приёмных родителей есть во всех регионах, но, к сожалению, не везде есть, из чего выбирать. В Москве, к примеру, подобных организаций несколько десятков, в Сочи — одна.

Формат свидетельства, выдаваемого по завершении курса подготовки, един, т.е. любой орган опеки и попечительства в любом регионе обязан его принять.

3. Должна ли быть лицензия у Школы приёмных родителей?

Данный вид деятельности не лицензируется, т.к. считается не образовательной, а социальной услугой.

Организации, осуществляющие подготовку граждан, на региональном уровне получают отдельные полномочия в сфере опеки и попечительства. Эти полномочия закрепляются в приказе регионального Департамента или Министерства, после чего ШПР становится «уполномоченной организацией, участвующей в осуществлении подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью».

4. ШПР обязательно должна быть «государственная»?

Нет, это может быть как структурное подразделение государственной организации: учреждения для детей-сирот (ЦССВ или детского дома) или Службы психологической помощи населению, так некоммерческая организация (НКО). «Государственных» школ больше, т.к. у каждого региона РФ есть обязанность их создавать. Качество обучения в «государственных» и «негосударственных» ШПР бывает разное. В целом, в Школах при НКО обычно программа и состав преподавателей шире, т.к. зачастую эти организации сами состоят из действующих приёмных родителей и начали свою работу задолго до введения обязательной подготовки. Подготовка в ШПР при детских учреждениях нередко бывает привязана к устройству конкретных детей («собственного контингента») в семьи кандидатов, т.е. ведущие стараются адаптировать программу под нужды воспитанников своего учреждения. Подготовка в «отдельно стоящих» ШПР знакомства с конкретными детьми обычно не предусматривает. При выборе ШПР лучше ориентироваться не на «государственность», а на отзывы выпускников и собственные запросы.

Само словосочетание «школа приёмных родителей» было когда-то именем собственным сообщества приёмных родителей, которое около двадцати лет назад по собственной инициативе начало готовить будущих усыновителей и опекунов к принятию детей в семью. Автор термина «школа приёмных родителей» — Алексей Геннадьевич Рудов.

5. Могу ли я пройти подготовку в Школе приёмных родителей дистанционно?

Да, если организация, проводящая подготовку, является «уполномоченной».

Однако, стоит понимать, что обучение в дистанционной ШПР — это всё же суррогат. Много материала придётся изучать самостоятельно, а полноценный тренинг в дистанционном формате провести невозможно. Дистанционное обучение не быстрее и не проще очного. Такая форма подходит кандидатам, чья профессия подразумевает сложный сменный график работы, либо гражданам, на территории проживания которых найти организацию для прохождения подготовки затруднительно (например, для жителей Байконура).

6. Что такое «свидетельство ШПР установленного образца»?

Форма свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, утверждена Приказом №623 Министерства образования и науки РФ от 20.08.2011. Свидетельство должно выдаваться на бланке организации, содержать сведения об уполномоченной организации, ФИО гражданина, прошедшего подготовку, а также даты проведения подготовки. То есть совершенно неважно, на белой или на жёлтой бумаге оно напечатано, как кандидат проходил обучение — очно или дистанционно, и т.д.

Органы опеки и попечительства вправе проверить подлинность вашего свидетельства. Для этого они самостоятельно обращаются в организацию, проводившую подготовку, с запросом. Т.е. вам ничего «доказывать» не нужно, сотрудники ООП справятся сами.

7. Надо ли проходить подготовку повторно, если я уже учился в Школе приёмных родителей?

Нет, это не обязательно. Свидетельства Школ приёмных родителей, выданные после 1 сентября 2012 года, действуют бессрочно. Т.е. подготовку нужно проходить один раз.

Однако, по своему желанию вы можете пройти ШПР повторно или прослушать дополнительный курс для кандидатов, желающих принять детей особых категорий (например, детей с нарушениями здоровья или детей, чьи родители временно не могут осуществлять свои родительские обязанности).

Вывод:

Выбирайте Школу приёмных родителей

  • по отзывам выпускников;
  • исходя из своих временных ресурсов;
  • ориентируясь на собственные «представления о прекрасном» .

С помощью данного проекта мы оказываем содействие органам опеки и попечительству в семейном жизнеустройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи проекта

  • Обучение потенциальных приемных родителей — «Школа приемных родителей» до 2018 года.
  • Сопровождение приемных семей, прошедших Школу приемных родителей на базе организации;
  • Оказание процессуальной, юридической, психологической, психотерапевтической помощи потенциальным и состоявшимся приемным родителям, как до приема ребенка в семью, так и после взятия ребенка в семью усыновителей, опекунов и приемных семей (в период оформления документов и выбора ребенка, в период появления ребенка в семье, в период адаптации, взросления приемного ребенка, когда могут появиться затруднения и конфликты, связанные с принятием в семью ребенка-сироты).
  • Видеоанкета кандидата в приёмные родители: как рассказать ребёнку о себе
  • Работа специалистов с базой видеоанкет в замещающие родители для детей-сирот на сайте Ванечка.рф

На базе организации работает Клуб приемных семей (общение семей, проведение встреч, праздников, совместных выездных мероприятий, лекционных мероприятий по запросу родителей).

Максим АникеевFollow Jun 26, 2017 · 7 min read

Да, ребенку важнее быть любимым в семье, чем получить отличную оценку, одобрение учителя или аттестат. Это — приоритет. И поэтому я хочу рассказать о заколдованных кругах, которые проходят приемные семьи в школьном образовании, пока не встретят учителей, директоров, завучей, которые встанут на их сторону.

Предисловие

Никто не любит трудных задач, особенно когда они появляются в большом отлаженном школьном механизме. Любое отклонение от нормы требует дополнительных материальных, управленческих и человеческих ресурсов. Любая инаковость детей с большим напряжение воспринимается в традиционных общественных институтах, один из которых школа.

В чем же суть и трагедия истории с приходом в школу приемного ребенка? Попробуем, как в ролевой игре, встать на место каждого из участников этой жизненной ситуации.

Приемные родители: радости и горести

Приемный родитель, приглашая ребенка в свою семью из детского дома или социального приюта, часто внутренне ощущает гордость
и подъем, потому что делает экстраординарный поступок, который должен изменить к лучшему судьбу ребенка. Однако достаточно скоро приемный родитель понимает, что помощи, сочувствия и поддержки достаточно мало в том обществе, в котором он создал приемную семью. Соседи подозревают его в корысти: думают, что ребенка приняли в семью из-за денег. Медицинские учреждения приходится штурмовать, пытаясь понять, какие заболевания — нередко хронические — нужно лечить срочно. Трудно найти хорошую школу, так как в личном деле у ребенка все достаточно плачевно.
И вот, сталкиваясь с подозрительностью и осуждением в обществе, приемный родитель занимает позицию глухой обороны. Он готов агрессивно защищать свою правоту и бороться за лучшие условия для своих детей в школе, учится не надеяться на помощь и поддержку, учится не доверять, критиковать, скандалить и искать правды в верхах управленческой иерархии. А иногда терпит несправедливость, пытается подстроиться под ожидания учителей, администрации, психологов, родственников, знакомых, испытывает стыд и вину за неудачи своего нового ребенка.

И бывает, что, не имея больше сил сопротивляться и пытаться найти помощь и поддержку, отдает ребенка обратно в детский дом…

Приемный ребенок: в чем его инаковость?

Никто не любит проблем и не рад, если трудности вдруг возникают в его жизни. Ребенок, оставшийся без родительской заботы, являет собой суть проблем нашего общества, а для школы становится вызовом. Он недополучил любви, родители не участвовали в его развитии и воспитании, а часто пренебрегали потребностями ребенка или были настолько непостоянны, что нельзя было предугадать, когда появится еда, утешат ли детское горе, можно ли рассчитывать на их любовь и физическое присутствие в своей жизни. А многие сироты просто не знают: кто их мама или папа.

В этом хаосе непредсказуемости, отсутствия безопасности, а часто и в атмосфере агрессии и насилия стихийно формируется личность ребенка, который собирает все проблемные черты современного общества.

В таком аномальном развитии страдает эмоционально-волевая сфера, рождается переживание неудовлетворенности своих потребностей, страх, тревожность, низкая оценка себя и своих результатов, любовь и ненависть по отношению к родителям, месть любым взрослым и детям, которые проявляют заботу и ласку, отсутствие воли в поступках, в достижении желаемого результата.

Страдает и интеллектуальная сфера психики ребенка. Бедность впечатлений от жизни в течение долгого времени, однообразие, концентрация внимания на поисках еды, крова, защиты — все это не позволяет ребенку вовремя сформировать важные мыслительные функции, поэтому ему тяжело осваивать абстрактное мышление, теоретические понятия, модели, что означает тотальный неуспех в старших классах школы.

На это накладывается негативный опыт учебной деятельности, низкая оценка способностей со стороны учителей, что приводит к несформированности специфических учебных навыков: понимания учебной задачи, алгоритма решения, умения прочитать условие, сформировать правильные выводы, объяснить результат и т.д.
В итоге — тотальный неуспех в школе, недоверие к фигуре учителя, закрытость или активное сопротивление, нежелание приходить в школу и, в целом, отсутствие интереса к жизни и новым событиям, людям, явлениям.

Сюда остается добавить только социальную незрелость и отклоняющееся от нормы поведение приемных детей. Ценностные установки детей-сирот часто асоциальны, вступают в противоречие с общепринятыми нормами, социальные роли стереотипны и шаблонны, упрощены. В мировосприятии доминирует асоциальный настрой, опора на негативный жизненный опыт, неприятие опыта других людей.

Попробуйте эмоционально пережить внутреннее мироощущение такого ребенка, постарайтесь найти здесь позитивную, радостную волну. Правда, это очень трудно сделать? Как легко соскальзывать в такой негатив при любой неудаче в общении с учителем, одноклассниками.

И как трудно восстанавливать веру в себя, в разумность мира, помощь и поддержку взрослых, если весь твой опыт говорит, что предадут, наплюют, осудят и будут заставлять что-то делать.

Учителя в школе: перекладывание ответственности как защитный механизм

Учитель не готов ко встрече с приемным ребенком, поведение которого определяется травмой. Для педагога негативные эмоции ребенка, непредсказуемость, асоциальность, резкость, недоверие всегда являются вызовом, сломом привычных стратегий поведения и коммуникации.

Авторитета социальной роли учителя и взрослого не хватает, чтобы управлять ребенком или договариваться с ним. Ведь приемному ребенку могут быть не знакомы такие условности, как вежливое общение, совместная работа, социальные нормы и границы.

Переживая в воспитании или обучении неудачу за неудачей, учитель достаточно быстро приходит к пониманию, что он не справляется
с ситуацией. Иногда возникает непрекращающийся конфликт между учителем и приемным ребенком, иногда учитель перестает его воспринимать в общей жизни классного коллектива, так как там, где невозможно ничего сделать, и не нужно ничего желать.
Механизмы психологической защиты действуют достаточно верно и быстро в ситуации профессионального неуспеха, ответственность трудно взять на себя и начинается поиск виноватого.

Учитель быстро определяет приемного родителя как основного виновника неудачи. Приемная семья сразу становится должна готовить уроки с ребенком, отвечать за его поступки, влиять на общение со сверстниками, отвечать за скорость чтения и т.д. Учитель просто перекладывает свою ответственность и ожидания на приемного родителя. А такой родитель сразу понимает, что он не справляется.

Классический сценарий прихода приемного ребенка в новую школу заключается в том, что буквально через месяц приемная семья начинает получать указания и наставления, требования участвовать в учебе и воспитании ребенка в школе. А в это время сам приемный ребенок пытается понять, как ему жить в новой семье, кто ему эти новые люди, бросят ли они его так же, как его родные родители, будут ли его любить, несмотря на «плохие» черты характера и неуспехи в школе. Так школа начинает вбивать клин между детьми и родителями. И если приемный родитель начнет играть по правилам школы, то скоро он будет главный преследователь, надзиратель, источник осуждения для своего приемного сына или дочери.

Мудрые приемные родители понимают, что все делается постепенно: сначала — новая семья, семейная роль, выстраивание отношений, преодоление недоверия, шаг навстречу друг другу, а потом школьные успехи, секции и кружки, развитие талантов, выбор профессии и пр.
И в такой логике повторное обучение в одном классе — это возможность без лишних переживаний и сверхусилий войти в новый ритм своей жизни, устранить пробелы в знаниях и адаптироваться к новой обстановке. И тут нет ничего трагичного. Понимающий родитель видит существенные отличия между двойкой, выставленной за 30 ошибок, и двойкой, полученной за 15 ошибок. Приемная семья должна иметь свободу и запас уважения в школе, бережное отношение к непохожести, проблемам и трудностям детской жизни.

Администрация образовательного учреждения: лучше пусть это пройдет мимо

Директору или завучу вовлекаться в конфликты учителей с приемными семьями не хочется. Это дополнительные усилия, трата главного ресурса — времени, который и так в дефиците. Да и вообще, успеваемость приемных детей портит статистику, они с трудом переходят из класса в класс, у них не все учебные предметы выше двойки или тройки. С внутренним напряжением школа ждет результатов ГИА и ЕГЭ — этих главных показателей эффективности ее работы.

А еще конфликты, прогулы, вызывающее поведение, кражи, вранье, полиция — зачем все это школе?! И лучше бы сделать так, чтобы такой проблемы в школе не было. Поэтому учитель должен сам решать возникающие проблемы с приемными семьями, лучше, когда можно точно определить, что родитель не справляется со своими обязанностями по воспитанию приемного ребенка. Тогда появляется мощный рычаг воздействия: родительский комитет, КДН, визиты классных руководителей. Если не справляетесь, то зачем вообще брали приемного ребенка в свою семью? И зачем привели его к нам в школу? Лучше бы их не было.

Вместо заключения: новые горизонты

Я прекрасно пониманию, что не все школы разделяют описанный выше подход. Я также видел прекрасные модели реальной помощи приемной семье, родителям и детям. Знаком и с замечательными директорами и их заместителями, которые отстаивают право детей быть особыми, непохожими. Знаю много случаев, когда учителя занимали сторону приемной семьи, заботились о будущем ребенка, добросовестно следуя педагогической этике.

Но проблема неприятия инаковости остается живой и болезненной для многих приемных семей, для детей из детских домов и социальных приютов. Нет программ и курсов обучения педагогов работе с детьми, пережившими травмирующий опыт сиротства, школьных психологов мало, и их подготовка не позволяет помочь таким детям и приемным семьям. Законодательство не учитывает особые потребности детей, оставшихся без родительской заботы: практически невозможно добиться обучения по компенсирующим программам, повторного обучения при отсутствии неудовлетворительных оценок, но по социально-психологическим показаниям.
В среднем невысокий уровень педагогической культуры в обществе проявляется в недостатке сострадания и эмпатии к детям с проблемами в поведении, развитии, обучении.

Школа приемных родителей – это курсы подготовки кандидатов в опекуны/усыновители, на которых будущие приемные родители получают знания о психологии и развитии приемных детей, вопросах адаптации детей к семье и семьи к детям, особенностях воспитания приемных детей, правовых основах усыновления и установления опеки/попечительства. С 01.09.2012 года эти курсы (сокращенно ШПР) являются обязательными для всех кандидатов, за исключением: 1) действующих или бывших опекунов/усыновителей, в отношении которых опека/усыновление не были отменены, 2) близких родственников ребенка (родители, дедушки и бабушки, братья и сестры), 3) отчимов и мачех ребенка.

По окончании ШПР кандидат получает свидетельство о прохождении подготовки, которое включено в список документов, обязательных для получения заключения о возможности быть усыновителем/опекуном (для получения разрешения на временное пребывание детей в семье – гостевой режим – свидетельство о подготовке не требуется). Если Вы получили свидетельство до 01.09.2012 (ШПР существовали и тогда, но не были обязательными) и не стали приемным родителем к настоящему моменту, то Вам необходимо получить свидетельство нового образца – обратиться в ту ШПР, где Вы проходили подготовку, и, возможно, пройти курсы заново, так как программа подготовки кандидатов также была изменена.

Законодательством не установлен срок действия свидетельства о прохождении ШПР, следовательно, на данный момент его можно считать бессрочным.

Обратите внимание, что прохождение ШПР обязательно, по закону, только для кандидата в опекуны/усыновители. Если документы оформляются только на одного из супругов в семейной паре, то второй супруг может, но не обязан проходить ШПР. Тем не менее, часто органы опеки и попечительства предлагают и второму супругу пройти такую подготовку – и это справедливо по отношению к будущему приемному ребенку, который будет жить в семье не с одним, подготовленным, родителем, а с двумя.

Обязанность по организации курсов подготовки и направлению граждан на эти курсы лежит на органах опеки и попечительства, которые могут передавать полномочия по проведению подготовки в иные организации. Например, курсы ШПР могут быть организованы при детских учреждениях, благотворительными организациями и т.п. Но первую информацию о том, где в Вашем населенном пункте можно пройти такую подготовку, контакты организаций, осуществляющих подготовку, направление на прохождение курсов Вам должны предоставить именно в органах опеки по Вашему месту жительства.

Подробные указания по срокам прохождения курсов подготовки и их организации Вы можете найти в «Порядке организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей», утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 13.03.2015 № 235.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *