Диакон Андрей Кураев

ШКОЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Книга составлена на основании двух брошюр, которые мне довелось написать два года назад в помощь школьным учителям, и некоторых моих статей в светских газетах. И в том и в другом случаях приходилось писать для людей, чьи познания в области христианского богословия не следовало переоценивать. Для обычных людей.

Поэтому оказалось возможным совместить «методические» и «газетные» тексты и, на их основании, составить сборник, дающий более целостное представление о Православии.

Но, чтобы с самого начала найти язык, который позволил бы перекинуть мостик из мира православного богословия в мир нашей повседневности, основной темой этого сборника я решил сделать детскую.

Все желают добра детям. И мир ребенка может стать тем общим полем, на котором встретятся потоки православной духовной культуры и культуры светской. Попытки навести мостики между ними предпринимаются нередко. Одну из этих попыток я считаю достаточно неудачной, и, потому, буду говорить о ней особо:

В хрестоматию по литературе для пятых и шестых классов общеобразовательных школ введены библейские отрывки. Надо отметить, что удачно именно такое решение о включении библейских текстов в учебную программу.

Во-первых, возраст учеников делает их маловосприимчивыми к собственно смыслу Писания. Пятиклассники — это уже не те малыши, которые доверчиво относятся к любому рассказу, но еще и не старшеклассники, способные понимать культурно-символическую логику библейских текстов самих по себе. Пятиклассники будут приставать к учителям с одним вопросом: «Это правда или нет? Действительно так было или нет?». И, увы, могут найтись такие учителя, которые не смогут сказать ничего кроме: «Это, дети, еврейский фольклор такой». И все еще реалистическим остается предположение, что в ответ на детский вопрос о Евангелии может прозвучать и куда более разрушительное: «поповские бредни».

Во-вторых, неудачен выбор переложения собственно библейских текстов. «Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома» о.Александра Соколова — не лучшая из существующих «Детских Библий». Кроме того, она слишком отмечена стилем прошлого века и, поэтому, вопреки своим популяризаторским целям, сегодня она скорее отдаляет библейский текст от читателя, а не приближает к нему.

В-третьих, иным мог бы быть сам подбор библейских сюжетов. Особенно это касается Нового Завета. Суть Евангелия — не в притчах, а в рассказах о Жертве Христа. Но именно об этом, самом главном событии Нового Завета дети так ничего и не узнают. Кроме того, для детского восприятия ближе была бы сюжетная, запоминающаяся история Страстей, а не притчи (остающиеся особенно непонятными вне контекста самого Евангелия).

Но, поскольку учебная хрестоматия уже существует, надо постараться, сделать так, чтобы у учителей и родителей знания о Библии не ограничивались воспоминаниями об институтских лекциях по «научному атеизму»; но и не основывались на отрывках из переложений о. Александра Соколова.

Отрывки из «Детской Библии» вряд ли могут являться предметом художественного изучения: к числу шедевров мировой литературы их не отнесешь. Изучение же с чисто «нравственной» точки зрения, очевидно, должно по меньшей мере, учитывать ту этическую традицию, которая сформировалась в самом христианстве. А этика христианства, как мы увидим дальше, неотделима от его собственно религиозного содержания. Преподавать же пятиклассникам «историю религии» вообще — бессмысленно. Так что самый корректный способ интерпретации вошедших к хрестоматию текстов — это рассказ о том, как именно та культура, что выросла из Библии и понимала Библию, научилась ее читать. А в таком случае, возникает вопрос: какие комментарии к Библии предпочесть.

Для ответа на этот вопрос переведем разговор на более знакомую для всех тему: чьи комментарии к Достоевскому стоит прежде всего сообщать детям — людей, которые ценят его и единомысленны с ним, или тех, которые его терпеть не могут? Ответ очевиден. Столь же очевиден он должен быть и по отношению к Библии: детям сначала надо дать христианское, а не, скажем, кришнаитское изложение Библии. Знание того, как христиане читают Библию, что видят в ней, не помешает никому: ни мусульманину, ни иудею. И именно христианское прочтение Библии легло в основу европейской и русской культуры, а не мусульманское или теософское.

Сегодня модно увлекаться «эзотерикой», всюду искать оккультизм и «астральные тайны». Еще модно считать, что различия между религиями состоят лишь в обрядах: философия, мол, у них одна, только выражается она в разных формах. Это не так. У христианства есть своя философия, свое понимание человека, мира и Бога — понимание и достаточно своеобразное, и достаточно продуманное и логичное.

Слишком много в масс-медиа сегодня говорят о православных обрядах. Слишком мало — о христианской мысли. А ведь даже над Откровением надо — думать. И, входя в храм, надлежит снимать шляпу, а отнюдь не голову. Опыт размышления над Священным Писанием и предлагается в этой книге. И если удастся детям привить хотя бы начальные навыки религиозной мысли и научить их проникать чуть глубже поверхности текста — значит, уроки по знакомству с Библейскими отрывками смогут принести пользу даже неверующим ученикам.

В каком объеме стоит раскрывать детям все подробности церковного прочтения Евангелия — вопрос особый. Одно несомненно — учитель сам обязан наиболее полным образом ознакомиться с двухтысячелетней традицией чтения Библии, сформировавшейся в христианской культуре. Обязан же учитель прежде ведения урока по Пушкину ознакомиться с трудами ученых-пушкинистов. Литератор, не знающий работ Ю. Лотмана и В. Непомнящего, посвященных творчеству Пушкина, профессионально некомпетентен. И если даже относиться к Библии как к чисто литературному тексту, то все равно, немыслимо приступать к ее преподаванию без ознакомления с классическими комментариями (например святителя Иоанна Златоуста).

В любом случае, у меня есть просьба к учителям: и самим помнить, и детям объяснить, что тексты, включенные в их учебники — это не сама Библия, а вполне вольное ее переложение для детей прошлого века. (Замечу, тех детей, которые, в отличие от современных, росли в верующих семьях и могли заниматься со священниками и в гимназиях, и в воскресных школах.)

Учителям не предложено никаких методических материалов, которые могли бы помочь им самим разобраться в новом материале. Восполняя эту лакуну, я решил предложить опыт кратких размышлений над библейскими текстами.

Кроме того, я решил немного рассказать родителям и учителям об их же детях — но о той стороне их жизни, которая не видна в школе и дома. Поэтому в сборнике есть несколько рассказов о детской вере и о детском восприятии православия.

Наконец, поскольку нет единодушного отношения к православию в самих школьных коллективах, я решил изложить здесь несколько аргументов, которыми учитель, решившийся познакомить детей с основами православия, мог бы оправдать свой выбор перед лицом своих иначе настроенных коллег.

Как отличить подделки от подлинного Предания Церкви? Нередко сегодня православно-русскими традициями называются те языческие предрассудки, с которыми Церковь веками боролась. Богословие сегодня — это не отвлеченность и не предмет занятий узкого круга профессионалов. Богословие — это вопрос религиозной безопасности, вопрос просто личного выживания.

Уверенность нынешнего россиянина в том, что любая дорога ведет к Храму, что любая «духовность» — это благо, делает его беззащитным перед любым гуру, который подойдет к нему с каким бы то ни было «писанием» в руке. А, значит, пора не просто заявлять о своей симпатии к «духовным сокровищам православия», а приложить усилия к действительному ознакомлению с ними.

А для этого необходимо знание своего рода правил «техники безопасности», соблюдение которых желательно при соприкосновении с религиозной проповедью.

Правило первое: Навсегда запомнить, что «духовность» — слово двуликое. Оно лишь указывает на вдохновенность как на источник получения знания или источник мотивации. Но оно не ручается за доброкачественность того, что именно сообщается человеку. Есть вдохновение добра. Есть вдохновение зла. И самое страшное: игры в переодевание — любимое занятие темной духовности. Высоцкий пел: «Не все то, что сверху — от Бога». Не все то, что говорит о духовности, ведет к Богу. Не все религиозные пути приводят к добру. И, значит, не очень стоит доверять тем дамам-теософиням, что с придыханием настаивают на равной духовной одаренности всех понаслышке известных им религиозных путей.
Правило второе: Если Вы еще не нашли в себе решимости или внутреннего опыта, необходимых для вхождения в серьезную религиозную жизнь, если Вы ощущаете себя не то что атеистом, но просто человеком, лишенным дара веры — все же сделайте свой выбор. Не в том смысле, что вот немедленно, сейчас же прочитайте «Символ веры». Нет, выберите и осознайте — во что вы верить не хотите и в какой религиозной традиции Вы не желаете оказаться ни при каких обстоятельствах. Попробуйте сказать в своем сердце: «Если когда-нибудь мне понадобится обратиться к Богу и к вере, я хотел бы молиться как православный, но я не хотел бы стать членом таких-то сект».
Между этими Вашими словами и реальным вхождением в церковную общину может пройти не один десяток лет. Но если Вы, например, решили (даже не из-за богословских аргументов, а просто в силу семейной или национальной традиции), что Вы будете православным — все эти предстоящие Вам годы Вы сможете защищать себя от слишком навязчивых предложений «поклониться богу Кришне», «узнать имя Господа Иеговы», «последовать живому пророку Божией Матери Иоанну», и даже пойти «библейским путем новой жизни», на который приглашает Вас очередной американский агитатор.
Правило третье: Всегда просите представиться своего собеседника. Беды Фауста стали неотвратимы тогда, когда он удовлетворился уклончивым ответом Мефистофеля («Как ты зовешься?» — «Мелочный вопрос!»). Не удовлетворяйтесь самопредставлением проповедника («Мы — «Церковь Христа!»). Просите более четко рассказать об истории его общины, понудите ясно высказать ее отношение к Православию. Так Вы защитите свою свободу выбора — ибо очень многие проповедники как раз желают, чтобы поначалу Вы и не заметили, что Вам предлагают выбор и отречение от традиционной веры Вашего народа.
Правило четвертое: Имейте в виду, что религиозная миссия часто прикрывается сугубо светскими наименованиями. Если Вас приглашают на бесплатные курсы английского языка — почти наверняка окажется, что это очередная секта, которая просто собирается по английски читать Вам Библию (или книгу Мормона), потихонечку разъясняя, что жить Вы должны так, как Вам говорят на этих уроках. В результате за «бесплатные курсы» люди платят своими душами, а затем и деньгами — ибо в большой части протестантских объединений действует принцип «десятины»: обязательных регулярных взносов на церковные нужды. Другое любимое прикрытие — «экологические форумы», «школы общения» и т. п.
Языческий оккультизм Штейнера прикрывается, например, вывеской гуманитарного движения «Новый Акрополь». Секта Муна действует под вывеской Международного фонда образования и Международного движения «Женщины за мир во всем мире» .
Кроме того, мунисты часто проповедуют на улицах под видом торговцев значками и наклейками, используя каждый контакт для завязывания более близкого знакомства и приглашений на «вечера дружбы».
Правило пятое: Помните, что неожиданное радушие, выказываемое Вам вашими новыми знакомыми не всегда является проявлением искреннего благорасположения. Вы интересуете сектантов не сами по себе; не то, что в Вас есть сейчас, радует их. Зачастую это просто радость о новой добыче. Радушие и восторг, который они выказывают Вам, зачастую выходят за разумные пределы. Но смысл у них один: привязать Вас к себе, к новой общине, к новым знакомым. В секте Муна есть термин, очень точно выражающий суть этих отношений с новыми знакомыми: «бомбардировка любовью» . «Неужели никто не говорил Вам, что Вы так умны!»; «Откуда у Вас такое умение одеваться!»: «Такое ощущение, что Вы знаете несравненно больше того, что дают Вам в Вашей школе!».
Правило шестое: При разговоре с проповедником старайтесь выяснить не только то, что есть общего у его веры с другими конфессиями, но и отличия. Они могут показаться Вам незначительными, на их незначительности может настаивать сам проповедник. Но в конце концов, если они так незначимы, — зачем же изза них они отделились от всей Церкви? Помните французскую пословицу: «Дьявол прячется в мелочах».
Правило седьмое: Если аргументы Вашего собеседника из неправославной общины показались Вам убедительными — все же помедлите с принятием окончательного решения. Например, если Вам говорят, что Библия запрещает писать иконы и молиться за усопших родителей — найдите священника, или человека, осведомленного в основах православного богословия, или хотя бы соответствующую книгу и выслушайте аргументы стороны, обвиненной Вашим новым знакомым.
Правило восьмое: Не составляйте Своего представления о той или иной конфессии только на основании анекдотов о недостоинстве ее служителей. Сравнивайте не грехи людей, а основы вероучений.
Правило девятое: Не считайте разговор о вероучительных отличиях проявлением «религиозного фанатизма» или «нетерпимости». Не покажется же Вам носителем тоталитарного сознания философ, разъясняющий, чем учение Канта отличается от философии Ницше! Изучать историю философии, ограничившись лишь разговорами о том, что Кант и Ницше были немцами, а кроме того — философами, и оба что-то писали по вопросам веры — это поверхностное, а потому и бесполезное занятие. Изучать историю религии только для того, чтобы сказать, что все религии призывали к миру и любви — занятие еще в добавок и небезопасное (вспомните «Белое братство» с «Богородичным центром»). Разница религий — это исторический факт. Считать, что он исчезнет только потому, что Вы не будете его замечать — слегка наивно.

Правило десятое: Когда Вам будут говорить, что Учитель такой-то нашел путь к объединению всех религий — обратите внимание на то странное обстоятельство, что всякая проповедь унификации провоцирует прежде всего очередное размежевание. Помните, что любая такая инициатива, на самом деле, ставит целью вытащить Вас из Вашей привычной религиозной среды. Преподобный Мун не объединил христиан и индусов. Он лишь создал обособленное движение, члены которого не являются ни теми, ни другими, и свысока смотрят на обычных верующих.
Правило одиннадцатое: Признайте за каждой религиозной общиной право самой определять свои собственные границы. Если Вы услышите, что Папа Римский объявил такое-то учение выходящим за рамки католичества — не считайте, будто Вы лучше знаете католичество, чем Папа и не стремитесь его подправлять. Точно так же, если Вы услышите, что православные богословы не согласны с каким-то учением Римского Папы — поверьте, что у них есть не менее отъемлемое право определять, что согласно с православием, а что несовместимо с ним.
Правило двенадцатое: Будьте просто трезвы. Не спутайте психическое воодушевление, естественное при больших собраниях, сопровождаемых громкой музыкой и энергичной речью, с таинством вхождения Христа в святыню человеческого сердца. Если Вы попали на собрание сектантов, то хотя бы не выходите в ответ на их финальный призыв к сцене для принятия их «крещения». Ведь если Вы поддадитесь эффекту толпы и в конце экзальтированной проповеди согласитесь стать членом сектантской общины — Вы отлучите себя от Православной Церкви.
В качестве комментария к этому правилу приведу рассказ о том, как закончилось два года назад одно сильно разрекламированное протестантское шоу в Будапеште. Сектанты сняли для него центральный стадион города. Поскольку Венгрия — католическая страна, они пригласили на свое мероприятие и католического священника. Венгерские католики неплохо подготовились к высадке американского десанта и поэтому священник, бывший на стадионе, получив слово, сказал лишь несколько слов о пользе веры и Евангелия и попросил собравшихся по окончании стадионного действа по дороге домой зайти в католические храмы, окружавшие стадион…
В самих храмах к этому тоже подготовились изрядно. Двери были открыты. Храмы были освещены. Священники ждали людей. И вот, когда люди, выйдя со стадиона, наполнили церкви, священники к ним обратились с простыми вопросами. «Братья и сестры! Вам полтора часа говорили о любви. Это очень хорошо. Но скажите, вы полюбили кого-то за эти полтора часа? В вас проснулось сострадание? Ваше видение мира, человека, себя стало глубже? Нет? Ну что же, концерт он и есть концерт, а теперь давайте мы с вами помолимся уже всерьез о том, чтобы Господь умножил в нас веру…»

Выше приведены общие правила защиты нецерковным человеком своей души от сект. Еще два конкретных совета я могу дать тем, кто хотят знать, как отличить христианство и православие от подделок под них. Если Вы хотите узнать, каково отношение обратившегося к Вам христианского проповедника к Православию — есть совсем простой способ понудить его к честному объявлению его конфессиональной позиции. Попросите его перекреститься. И попросите его поцеловать образок Божией Матери. Если он откажется — значит это представитель одной из многочисленных антиправославно-протестантских общин. А дальше — это уже выбор Вашей свободы: пойдете ли Вы за ним сразу, решите действовать так, как рекомендовано в Правиле 7, или вспомните о том, о чем шла речь в Правиле 2.

Есть и критерий, по которому можно узнать, насколько Ваш собеседник далек от христианства. Попросите его пояснить — зачем Христос умер на кресте и почему Он называется Спасителем. Христианин скажет, что в конце концов, Христос спасает нас от небытия и спасает ценой собственной крестной жертвы. Не христианин скажет, что Иисус — это Учитель, который спасал нас от тьмы незнания и безнравственности… А вот зачем он все же пошел на Крест — останется без пояснений. Напомню лишь, что Сам Христос сказал «На час сей Я и пришел в мир» не перед началом очередной проповеди, а перед казнью… Здесь стоит помнить, что хотя у человека есть право проповедовать что угодно — у него нет права (по крайней мере нравственного) на явную ложь. Он может излагать любое воззрение, он не может лишь утверждать, что это (то есть понимание христианства, лишенное понимания Креста) и есть воззрение Самого Христа.

Я полагаю, что даже в самых светских школах дети всех вер и национальностей должны знать очень близко к тексту, желательно наизусть, один специфически христианский текст. Это — 24 глава Евангелия от Матфея.

«Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине, и спросили: скажи нам, когда это будет, и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас. Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить «я Христос», и многих прельстят… Тогда, если кто скажет вам: «Вот, здесь Христос», или «там», — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «Вот, Он в пустыне», — не выходите; «Вот, Он в потаенных местах», — не верьте. Ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец мой один. Итак, бодрствуйте, ибо не знаете в который час Господь ваш приидет. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий».

Весьма многие секты выдают своих гуру за «Христов»: и Мун, и Виссарион, и «Белое братство» и многие иные. Даже если в городе нет трамвая — каждый школьник должен знать, что обходить трамвай на остановке надо спереди. Точно также это правило религиозной безопасности должен знать каждый человек: если проповедник говорит, что он знает вновь пришедшего Христа — значит, это не христианин, но сектант. Если проповедник уверяет, что он точно знает дату конца света значит, он не христианин, но сектант.

И даже если он сам настойчиво рекомендует себя в качестве самого что ни на есть «живого» и «настоящего» христианина (не то, что эти православные) — он все равно всего лишь сектант. А дальше это уже дело свободы каждой души: хочешь рискнуть и обойти трамвай сзади — твое дело. Хочешь попробовать жизнь в секте — твой риск. Но во всяком случае это будет ситуация открытого выбора: ты с христианами или с сектой.

А если вдруг, при раздумьях о желательности всеобщего религиозного уравнения, на Вас найдет очередной приступ раздражения по поводу «нетерпимого христианства» (в полном соответствии с изложенным в правиле 10) — задумайтесь над тем, что Христос и апостолы проповедовали не в Советской России, а в глубоко религиозном мире. И этот глубоко религиозный мир по своим глубоко религиозным мотивам их распинал…

В отличие от нынешнего атеистического — тот мир живого язычества почувствовал разницу.

Диакон Андрей Кураев.

Биография

В конце марта 2019-го СМИ (в том числе и зарубежные) взорвались от новости из духовного мира. Отца Сергия (Зотова), в прямом смысле слова верой и правдой служившего в Магнитогорском кафедральном соборе, «сослали» вместе с семьей в село Фершампенуаз, что в 60 км от города. Причина такого решения – недостойное поведение супруги, а именно – участие в конкурсе красоты, ухоженная и модная внешность, активный «Инстаграм» и работа косметологом. Зотова и его жену поддержал коллега – известный богослов, общественный деятель и писатель Андрей Кураев.

Детство и юность

В середине самого короткого зимнего месяца 1963 года в московской семье Кураевых родился сын Андрей. Если верить публикациям в СМИ, у него есть брат. Родители к религии не имели никакого отношения, даже наоборот, были от нее максимально далеки. Отец Вячеслав Иванович являлся личным секретарем видного партийного работника Петра Николаевича Федосеева, а мать Вера Трофимовна трудилась в институте философии АН.

View this post on Instagram

A post shared by Militant Apatheist (@militant_apatheist) on May 14, 2019 at 10:47am PDT

Портрет Андрея Кураева

Известно, что в подростковом возрасте несколько лет мальчик прожил вместе со взрослыми в Праге – в Чехословакию их забросила служба. Андрей воспитывался в духе атеизма, что в советском прошлом считалось нормой. В общеобразовательном учебном заведении он даже отвечал за выпуск антирелигиозной стенгазеты, в 14 лет стал комсомольцем.

По окончании школы, оказавшись перед выбором дальнейшего образования, пошел по стопам матери, выбрав МГУ и факультет, где преподавалась философия. Ничего не предвещало того, что студент в одночасье вдруг кардинально изменит свои убеждения и представления о мире.

Однако на 3-м курсе в руки Кураева попал последний роман Федора Михайловича Достоевского о жизни семейства Карамазовых, представляющий собой настоящее хранилище глубоких мыслей и поиск ответов на вечные вопросы. После знакомства с литературным произведением приоритеты Андрея кардинально изменились – он решил принять православие.

Андрей Кураев в молодости (2-й справа) / Православие и мир

Домашние о таком смелом и непонятном в то время поступке чада не знали, но застав его за чтением Евангелия, бросились отговаривать от выбранного пути. Еще бы – если об этом узнали бы «наверху», проблемы не заставили бы себя ждать.

Что, собственно, и произошло в дальнейшем – отца сначала не пустили в зарубежную командировку, а затем и вовсе «попросили» с работы. Но больше всего взрослые переживали за будущее сына. Как оказалось, зря – Андрей с отличием окончил вуз, защитив диплом под руководством Кирилла Никонова. Затем запланировал осилить аспирантуру, но не вышло.

Подробнее о жизни и трудах священнослужителя показано в кинематографических лентах «Андрей Кураев. Прямая речь» и «48 часов из жизни диакона Андрея Кураева».

Религия

После выпуска из главного университета Москвы парень сначала трудился в духовной академии, а потом взялся за осуществление мечты, поступив в семинарию. Встреченные на пути сложности в виде крупного пожара не остановили упорного Кураева – побыв строителем, он все-таки закончил учебное заведение РПЦ. Следующий раздел биографии – вуз в Бухаресте и рукоположение в том же городе в 1990-м в диаконский сан.

View this post on Instagram

A post shared by Mike Balashov (@balmoreus) on Mar 1, 2016 at 10:28am PST

Религиозный деятель Андрей Кураев

По возвращении на родину Кураев занялся педагогикой – преподавал Слово Божие на журфаке МГУ, возглавил богословский факультет РПУ, параллельно писал диссертацию.

«У меня появилась возможность создать университет своей мечты. Я создавал университет, в котором сам мечтал бы учиться. Более того, был один человек, который помогал деньгами, и благодаря ему я мог приглашать штучно профессоров, у которых и сам готов был слушать лекции», – вспоминал он.

Позже занимал профессорский пост ПСТГУ, числился старшим научным сотрудником в МГУ, а потом попал в родную духовную академию и семинарию. Параллельно с педагогической деятельностью не оставлял и основную – служил в храмах. В 2009-м лично патриарх Кирилл возвел Андрея Кураева в сан протодиакона.

Творчество

Известен также Андрей Вячеславович своим активным миссионерством, за что и награжден знаками отличия (ордена «Миротворец», «За благодеяние» и т. д.). Размышления на православные и церковные темы изложены им в писательских трудах. Это статьи «О вере и знании», «Закон Божий и «Хроники Нарнии”», в книгах «»Мастер и Маргарита”: за Христа или против?», «Если Бог есть любовь…» и «Дары и анафемы».

View this post on Instagram

A post shared by Αλεξάνδρα (@a_ankira) on Sep 1, 2017 at 9:24am PDT

Андрей Кураев на презентации своих книг

Также в своих сочинениях автор поднимал вопросы антисемитизма, наличия финансов у священнослужителей, размышления о порче, сектантстве, суевериях, «Коде да Винчи» и «Гарри Поттере». Плюс – предлагал способы поднятия России с колен и даже признавался в собственных допущенных ошибках.

Не остается протодиакон в стороне общественной жизни – его видения (нередко скандальные и резонансные) тех или иных событий развернуто излагались им в «Живом журнале». К примеру, мужчина не поддержал «бесстыжих судей» Владимира Головина и привел имена священнослужителей, принадлежавших к сексуальным меньшинствам.

View this post on Instagram

A post shared by Vladimir Baskov (@vladibaskov) on Nov 25, 2012 at 1:22am PST

Андрей Кураев

За это часто подвергался критике, увольнению и даже наложению епитимьи (церковного наказания). В 2017-м от патриарха Кирилла пришло постановление об «исправительных работах» своему подопечному – сорокоуст в Новоспасском монастыре. Что думал Кураев по этому поводу, он опубликовал, конечно, в собственном блоге и рассказал в интервью журналистам:

«Никто, правда, мне не объяснил, в чем я должен каяться. Никакой указивки я на руки не получил. Очевидно, что это наказание за мою публицистическую деятельность. Когда в 2014 году меня увольняли из Московской духовной академии, формулировка была «За эпатажные высказывания в Интернете и массмедиа”».

Досталось от протодиакона и звездам эстрады – Мадонне, чей концерт недопустим на русской земле, Филиппу Киркорову, которого и вовсе надлежит отлучить от церкви.

Личная жизнь

Как известно, представителям белого духовенства не запрещено создавать семью и детей. Но у Андрея Кураева с личной жизнью не сложилось. Хотя по этому поводу мужчина переживать не спешил.

View this post on Instagram

A post shared by «Молодая гвардия» Дом Книги (@bookmg) on Apr 13, 2019 at 4:56am PDT

Андрей Кураев

В 2003-м в интервью газете «Известия» на вопросы корреспондента, касающиеся семейного положения, он ответил таким образом:

«Влюбленности остались в той моей жизни, до крещения. После – Бог мне этого не посылал. Значит, и не нужно. Я ведь никогда свою жизнь особо не планировал. Я только один выбор в жизни сделал – крестился. Все остальное было неотвратимо».

Плюс – у брата Андрея Вячеславовича есть четверо детей, которые обожают дядю, и духовные чада, то есть крестники.

Познакомиться с размышлениями протодиакона можно не только в «ЖЖ», но и во «ВКонтакте», а также в «Телеграме» и «Твиттере».

Андрей Кураев сейчас

Андрей Вячеславович и сейчас ведет блог в «Живом журнале», сопровождая его видео и фотографиями, охотно участвует в беседах на радиостанции «Эхо Москвы». В передаче «Особое мнение» в качестве гостя мужчина присутствует почти каждый месяц.

Андрей Кураев сейчас / Фейсбук

В марте 2019-го в разговоре с Александром Плющевым рассуждал о нацизме, ненужности статьи об оскорблении чувств верующих и политике Украины.

Тогда же, на Прощеное воскресенье, Кураев встретился с молодыми прихожанами тропаревского храма Архангела Михаила, где числится сверхштатным «сотрудником». Кстати, данная церковь попала в кадр «Иронии судьбы».

А весной 2020-го стало известно, что богослова отстранили от служения. Причиной стало «безнравственное и циничное высказывание» Кураева об Александре Агейкине, скончавшемся от коронавируса, а ранее призывавшем прихожан не отказываться от посещения церкви невзирая на пандемию.

Библиография

  • 1995 – «О вере и знании»
  • 1996 – «Раннее христианство и переселение душ»
  • 1996 – «О нашем поражении»
  • 1997 – «Школьное богословие»
  • 1997 – «Если Бог есть любовь…»
  • 1997 – «Протестантам о православии»
  • 1998 – «Как делают антисемитом»
  • 2001 – «Дары и анафемы: что христианство принесло в мир? Размышления на пороге III тысячелетия»
  • 2003 – «Взрослым о детской вере»
  • 2004 – «Кино: перезагрузка богословием»
  • 2004 – «Гарри Поттер»: попытка не испугаться»
  • 2006 – «Почему православные такие?..»
  • 2006 – «Правда и фантазии «Кода да Винчи»
  • 2007 – «Когда Небо становится ближе. О чудесах и суевериях, о грехах и праздниках»
  • 2009 – «Мои ошибки»

В своем блоге, в сообщении от 21 апреля, посвященном смерти Агейкина, Кураев назвал покойного «тупым карьеристом, сделавшим карьеру в сфере вип-сервиса». Он также заявил, что Агейкин стал первым за полвека настоятелем Елоховского собора, кто вместе с этой должностью не получил титул протопресвитера. «Это ровным счетом ничего не говорит о нем, но лишь о мелких реформах патриарха Кирилла», — добавил Кураев. «Я обращал внимание семинаристов, что эпидемия освободит много мест», — отметил он.

В патриаршем указе поведение Кураева названо «безнравственным» и «особенно циничным», отмечается, что оно «вызвало возмущение» архиереев, клириков и паствы РПЦ. Патриарх также отметил, что ранее ему также поступали жалобы на поступки Кураева. Теперь по всем жалобам Кураеву предстоит ответить перед епархиальным церковным судом.

«По закону. И по совести», — прокомментировал указ патриарха в своем Telegram-канале глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

В соответствии с утвержденным в 2014 году Священным синодом положением, запрещение в служении может быть снято с клирика указом правящего архиерея досрочно («если клирик принес достойные плоды покаяния до истечения срока наказания»), либо продлено («если клирик пребывает нераскаянным»).

В случае «упорного нераскаяния» может быть поднят вопрос о снятии с клирика сана.

В свою очередь сам Кураев заявил РБК, что сегодня более значимым событием чем запрет в служении, является смерть настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском протоиерея Георгия Бреева, который находился в больнице и двусторонней пневмонией и был подключен к аппарату ИВЛ. «Замечательный, светлый, добрый священник. Когда-то, 35 лет назад, именно он дал мне рекомендацию в семинарию. Сегодня я ещё раз осиротел, мои мысли только об этом», — добавил он.

Андрей Кураев — автор ряда трудов по православному богословию и религиозной философии. В своих выступлениях он нередко критиковал руководство РПЦ. Например, он называл «постыдной» позицию патриарха по фильму «Матильда».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *