Сегодня мы чтим память одного из самых известных и благодатных старцев прошлого столетия — схиигумена Саввы (Остапенко).

Почти в каждой церковной лавке можно найти книги и небольшие брошюры с проповедями и духовными наставлениями схиигумена Саввы. Он писал о молитве, о покаянии, о добродетелях, страстях, искушениях, несении креста… Отец Савва о высоком, духовном писал просто, доступно. Как еще при жизни, он мог понятными, незамысловатыми словами открыть для человека путь к Богу, так и сейчас его бесценные труды для многих становятся важным подспорьем и руководством в духовной жизни. Каким его запомнили современники, паломники, духовные чада? Схиигумен Савва — открытый для всех, всегда готовый прийти на помощь, ответить на волнующие сердце вопросы, и буквально вырвать страдающую душу из преисподней. В памяти многих людей он навсегда останется той яркой путеводной звездой, маяком, озаряющим дорогу к Господу.

Схиигумен Савва, в миру — Николай, родился 11 ноября (ст. ст.) 1898 года на Кубани в семье благочестивых христиан Михаила и Екатерины Остапенко. В семье было восемь детей, Коленька был пятым. Мать и отец растили своих чад в послушании, во всем руководствуясь заповедями Божиими и церковными установлениями. Дети росли смирными, но даже когда, бывало, зашалят, мать накажет их, а потом сама в соседней комнате бухнется на колени и молится Пресвятой Богородице, чтобы Та наставила и образумила чад. Ребятки, конечно же, тут же каялись и боялись впредь огорчать мать.

Коленька был самым смышленым из всех детей. Более всего он любил Бога, молитву, церковь — помогал и прислуживал в храме, пел на клиросе. В самом юном возрасте он решил для себя, что будет священником. Однажды он даже решил бежать из дома с монахом-паломником, но тот из жалости к родным, которые будут беспокоиться за пропавшего отрока, уговорил Николая подождать годок-другой. Мальчик согласился. Он решительно объявлял всем, что станет монахом. Родители не возражали ему.

Детство заканчивалось, начиналась взрослая жизнь, далекая от безмятежных дней, проведенных в родительском доме. Началась империалистическая война (1914 год). Николая отправили на Турецкий фронт. После войны он продолжал учиться в военно-инженерном училище, после чего проходил службу в технических войсках армии. Затем Николай окончил Московский инженерно-строительный институт и работал в столице по специальности.

Несмотря на мирскую суету, Николай Михайлович не оставлял молитвы и желания полностью посвятить свою жизнь Богу. Монастыри и храмы были тогда закрыты, и он обратился к одному опытному старцу — Илариону, чтобы тот постриг его в тайные монахи. Но старец, который впоследствии станет духовным наставником Николая, ответил ему:

— Не спеши! Откроются монастыри, и тогда не тайный постриг примешь, а явный. Будешь жить в Лавре.

Эти слова стали пророческими, но сбылись не сразу. Для Николая Михайловича наступило время внутреннего подвига среди мирской суеты и шума, сосредоточенной аскетической жизни, готовившей его к будущему монашеству. Господь сподобил его нескольких видений, которые смущали душу и волновали сердце неопытного подвижника. С этими недоумениями он обратился к владыке Варфоломею (ныне покойному митрополиту Новосибирскому и Барнаульскому), известному своей строгой благочестивой жизнью. Помолившись, владыка сказал ему:

— Ты будешь священником. Трудности будут большие… Зависть и ненависть к тебе будут постоянным твоим крестом. Но не бойся трудностей. Бог тебе Помощник!

В Великую Отечественную войну Николай Михайлович не был отправлен на фронт. В это время он работал в отделе строительства по санитарии и профилактике древесины при Наркомздраве, сотрудники которого имели бронь. Затем открылась Троице-Сергиева Лавра, и будущий старец ушел с мирской работы и поступил в Московскую Духовную семинарию. Зимой он учился, а летом жил в Лавре и помогал восстанавливать ее.

По окончании семинарии для Николая Михайловича начинается новый этап в жизни — монашеский, а затем и этап старчества. Несмотря на предложения остаться и стать священником, он поступил в Троице-Сергиеву Лавру. 7 ноября 1948 года за торжественным всенощным богослужением в праздник великомученика Димитрия Солунского совершилось пострижение Николая в монахи с наречением имени Савва в честь преподобного Саввы Сторожевского (Звенигородского). 18 июля следующего года отца Савву рукополагают в сан иеромонаха.

В монастыре он нес непростое послушание эконома. Обитель только восстанавливалась, и работы было много. Отец Савва зачастую физически изнемогал, спал по четыре часа в сутки. Однажды его посетила мысль о том, что как хорошо было бы заболеть и отлежаться вдоволь. Тут же его стали мучить сильные головные боли. Тогда он понял свое малодушие и покаялся, обещал Богу работать, не покладая рук. Господь исцелил его от недуга и даровал силы днем работать, а ночью молиться. Эту способность подвижник сохранил на всю жизнь.

По благословению Святейшего Патриарха наместник обители дал отцу Савве новое послушание — быть духовником богомольцев, а через некоторое время и старцем Троице-Сергиевой Лавры. Отец Савва с полной самоотдачей исполнял послушание: всех старался выслушать, каждому помочь — советом или молитвой. Наставлял он кротко, говорил о самом главном — о покаянии, заповедях Божиих, благочестии. С любовью он относился к каждому грешнику, обратившемуся к нему, с искренним состраданием старец разделял с другими людьми их горе и беду. Многих отец Савва простыми и понятными словами наставил на путь ко спасению, зажег в их сердцах огонь духовной жажды. Однако враг рода человеческого воздвиг в сердцах некоторых братьев зависть, а в некоторых — заблуждения относительно старца. Кто-то говорил, что он прельщен, кто-то называл его святошей и ханжой. Этот крест из человеческой злобы и неприятия часто сопровождает скорбный путь истинного Божьего праведника. Не миновала эта участь и отца Савву. В 1954 году по приказу Святейшего Патриарха он покидает Троице-Сергиеву Ларву и переходит в Псково-Печерский монастырь.

Отец Савва был духовником архимандрита Рафаила (Карелина) — известного духовного писателя. Архимандрит писал о своем духовнике: «…сразу после рукоположения в иеромонахи он оказался в числе гонимых светскими властями, а отчасти — и своими собратиями. Дело в том, что отца Савву постоянно окружал народ; около монастырских ворот можно было видеть толпу богомольцев, которые часами ожидали, когда он выйдет из келии, чтобы взять у него благословение или спросить о чем-то очень важном для себя. Какая сила притягивала к нему людей? Мне кажется, сила непрестанной молитвы, которая делает человека подобным духовному магниту. Молва о великом молитвеннике шла по всей Руси и с каждым днем собирала около него все больше духовных чад».

Архимандрит Рафаил описывает в своих воспоминаниях, что отец Савва особенное внимание уделял Иисусовой молитве, именно в ней он находил укрепление в монашеских подвигах и утешение в скорбные минуты своей жизни. С именем Божиим на устах он встретил и новость о переводе в Псково-Печерский монастырь. «Казалось, что у него нет ничего, кроме имени Иисуса Христа, и в этом имени есть все. Монах на земле — нищий, и вместе с тем он царь в своих владениях: его жезл — молитва, его корона — покров Пресвятой Богородицы, его престол — покорность воле Божией», — писал архимандрит Рафаил.

Псково-Печерский монастырь

В Псково-Печерской обители отец Савва хотел уйти в затвор, но после особого видения понял, что его место остается среди страждущих людей, которым нужны его духовный совет и помощь. Он вновь без остатка отдается служению всем богомольцам: паломникам, духовным чадам. Надо отметить, что обитель в те времена испытывала материальные затруднения, средств от немногочисленных паломников едва хватало. С приходом отца Саввы ситуация стала постепенно меняться: приезжали его чада, знавшие его еще по Троице-Сергиевой Лавре, они старались во всем помогать монастырю. Затем все чаще стали посещать обитель и другие паломники, искавшие встречи, совета и молитвенной помощи благодатного старца.

Однако некоторых насельников и начальство смущали многочисленные паломники, нарушающие строгую и тихую монашескую жизнь. Снова начались доносы, жалобы владыке на отца Савву, который стремился каждому помочь советом, за каждого молитвенно предстоял пред Господом. «Если я не буду утешать скорбящий народ, я буду изменником Богу!», — говорил старец на все претензии к нему как монашествующих, так и гражданской власти, представители которой открыто запрещали ему «собирать вокруг себя народ».

Тем не менее, в 1958 году, в дни Великого поста отец Савва назначается настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в городе Великие Луки. Старец со смирением и покорностью принял новый перевод, он твердо знал, что Господь не оставит его в искушениях.

Приход храма Казанской иконы Божией Матери, действительно, нуждался в пастырском окормлении и находился в серьезном запустении. Отец Савва со свойственным ему усердием принялся за работы, касаемые как хозяйственной части, так и духовной жизни прихожан. Несмотря на большие затруднения, с Божией помощью по молитвам старца церковь потихоньку восстанавливалась. Местные власти удивлялись темпам работ и даже прислали специальную комиссию, которая разведывала: законным ли путем идет ремонт храма. Но самое главное, налаживалась духовная жизнь прихожан. Жители всем сердцем расположились к новому заботливому пастырю.

— Мне пришлось побывать в Великих Луках, — рассказывает духовная дочь старца, — много хорошего я слышала об отце Савве от местных жителей. Его святыми молитвами они воспрянули от духовной спячки. Кто состоял в браке без благословения церковного — венчались, некрещеные крестились, давно не причащавшиеся исповедовались и причащались.

Выполнив послушание на этом приходе, отца Савву отправляют в другой — старинный Псковский храм. И эту церковь батюшка с Божьей помощью и силами верующих людей восстановил и благоукрасил. Затем владыка благословил старца на новое послушание. Его отправляют в село Палицы, что в 30-и километрах от Пскова. Находящемуся здесь храму великомученица Георгия грозило закрытие, но Господь через усилия и молитвы старца уберег от этого. В храм потянулись прихожане, томимые духовной жаждой. Отец Савва проповедовал, наставлял каждого советом, молился вместе со своей новой паствой, к которой и сам сердечно расположился и привык.

Отец Савва трудился на приходе, не жалея сил, молился за каждого, забывая себя — иногда он не успевал поесть, когда надо было спешить на очередную требу. Здоровье старца слабело. В 1960-м году он лег в больницу. Исход его болезни мог быть иным, но Господь даровал отцу Савве еще время послужить Ему.

Старца, возвратившегося в монастырь, ожидало вновь испытание. Враг рода человеческого особенно озлобился на Божьего праведника, «вырывавшего» человеческие души из его лап. В обители вновь его оклеветали, на него жаловались и доносили начальству, и отцу Савве запретили общаться с богомольцами. Он благодушно все переносил, молился. Гнать от себя людей, приходящих к нему за советом и помощью он не собирался, но старался делать это незаметно, никого не искушая. Впрочем, вскоре старца восстановили, разрешили вновь проповедовать и разговаривать с паломниками. Однако жизненные силы уже покидали немолодого монаха. Он стал чаще говорить о смерти, наставлял своих чад:

— Если обрящу дерзновение, то буду молить Господа, — говорил он. — А вы будьте всегда просты, незлобивы, искренни: простота и искренность приятны Богу. Подавайте милостыню, молитесь, кайтесь, причащайтесь Святых Христовых Тайн. Читайте чаще Евангелие, в нем все написано сладостно для сердца и научает смирению, а смирение истребляет все страсти и привлекает в душу благодать Божию. В этом и заключается спасение. Но не забывайте, что враг наводит уныние на всякую душу, хотящую спастись. Берегитесь осуждать ближнего, а чтобы не впасть в искушение, не присматривайтесь к чужим поступкам. Смерть вожделенна для любящих Бога, но страшна для не готовых, не научившихся христианской любви.

По благословению правящего архиерея отца Савву отправляли на лечение в Грузию. На Иверской земле он после себя также оставил богатые плоды.

Архимандрит Рафаил (Карелин) приводит такой случай: «Одна женщина в Сухуми спросила меня: «Ты знаешь отца Савву?». Я ответил: «Да». Она сказала: «Нет, ты не знаешь его. У меня был рак груди. Врачи говорили, что операция необходима, я попросила молитв у отца Саввы. Он ответил: «Будешь здорова». После этого опухоль у меня стала рассасываться, а потом исчезла совсем. Разве ты знал, что он творит такие чудеса?». Я спросил: «А ты сказала ему об этом?». Она ответила по-детски: «Я купила две большие рыбы, самые лучшие на базаре, принесла в тот дом, где он был, и просила, чтобы он принял от меня этот дар. Затем я встретила его в церкви и, когда хотела сообщить ему о своем исцелении, он дотронулся пальцем до моих губ и тихо сказал мне на ухо: «Господь, а не я».

В последние годы схиигумен Савва тяжело болел, имел целый букет недугов, несколько раз лежал в больнице, перенес операцию. Усиленные молитвы возносились ко Господу за здравие старца из разных церквей и обителей, от многочисленных духовных чад и просто людей, имевших счастье повстречать на жизненном пути этого Божьего человека. На какое-то время состояние здоровья отца Саввы улучшилось, но смерть приближалась неумолимо.

27 июля 1980 года старец Псково-Печерской Свято-Успенской обители схиигумен Савва отошел ко Господу. Весть об этом быстро разнеслась по разным уголкам нашей страны. Говорят, что в эти дни поезда и другие виды транспорта, идущие в обитель, были переполнены — все спешили последний раз проститься со старцем. В монастырь пришло большое число телеграмм с просьбами отложить погребение, чтобы все смогли приехать. По благословению владыки Иоанна, митрополита Псковского и Порховского, погребение назначили на четвертый день. Отца Савву отпевали при огромном стечении народа — и это лишь малая часть людей, которым старец помог в трудную минуту, кого наставил в духовной жизни, кого утешил в скорби, за кого помолился, кого вымолил для вечной жизни, для кого открыл тропинку к Богу… Многотрудным и многоскорбным был его жизненный путь, однако свет любви и заботы старца сияет для нас сквозь десятилетия через его пастырские наставления и духовные советы.

(А)

«Не пропустила ни одной лекции проекта «Круг чтения» с отцом Саввой Мажуко в библиотеке имени А.Герцена. Весной встречи отменили из-за пандемии, священнослужителя давно не слышно – беспокоюсь, всё ли с ним в порядке? Когда проект возобновит работу? Прошу первой темой выбрать разговор на тему коронавируса – интересно знать мнение отца Саввы». С таким вопросом в редакцию «Белки» обратилась гомельчанка Лидия.

– Летом проект всегда уходит на каникулы, поэтому до сентября «Круг чтения» не проводился. Так было и в прошлом, и в позапрошлом году, – рассказали в библиотеке. – По осени будем смотреть на эпидситуцию в стране. Тем, кто скучает по проекту, рекомендуем посмотреть видеозаписи отца Саввы на YouTube-канале Свято-Никольского монастыря. Видео здесь публикуют регулярно с перерывом всего в пару дней.

Просьбу о проведении лекции на тему коронавируса в библиотеке пообещали учесть.

Сам же отец Савва поблагодарил своих слушателей за беспокойство и рассказал, чем сейчас живёт:

– Всё у меня хорошо, спасибо! Сейчас часто провожу прямые эфиры в Интернете. Обсуждаю там и эпидемию, и общественно-политическую ситуацию. Когда сможем, проект в библиотеке обязательно возобновим.

BELKAGOMEL.BY. ФОТО: ВЯЧЕСЛАВ КОЛОМИЕЦ

Главная→Статьи→Схиигумен Савва (Остапенко)

Старец Савва не любил рассказывать о себе, биографические данные весьма скудные. Известно, что он родился 12/25 ноября 1898 года на Кубани в многодетной семье, при крещении был наречён Николаем. Его родители Михаил и Екатерина прививали своим детям с детства «боголюбивые навыки, которыми владели сами».

В восьмилетнем возрасте случилось несчастие: Николай провалился в прорубь. Чудом, спасённый мальчик тяжело заболел, надежд на выздоровление было очень мало. Изнурённому болезнью ребёнку было чудесным образом открыто его будущее.

Вот что поведал об этом одному духовному лицу старец Савва: «Ночью я долго не мог уснуть и вдруг вижу на потолке себя уже взрослым в сане священноинока, и сердце моё как-то неизреченно взволновалось. После этого быстро поправился».

Николай успешно окончил церковно-приходскую школу, во время войны в 1914 году был досрочно мобилизован в армию и направлен на Турецкий фронт. После войны Николай учился в военно-инженерном училище, а потом продолжил обучение в Московском инженерно-строительном институте. После окончания института работал по специальности.

Старец рассказывал, что все эти годы мечтал посвятить себя служению Господу. Однажды, после горячей молитвы перед сном, в тонком сне будущий подвижник сподобился увидеть святую великомученицу Параскеву. Святая дева указала Николаю путь к монашеству.

В тридцатипятилетнем возрасте Николаю Михайловичу посчастливилось попасть к афонскому старцу Илариону. Старец предсказал скорое открытие монастырей, утешил: «Будешь жить в лавре».

С 1941 году Николай Михайлович работал в Наркомздраве в отделе строительства по санитарии и профилактике древесины (работники Наркомздрава имели временную бронь). Всё своё свободное время Николай Михайлович проводил в молитве, за чтением Священного писания, посещал храм.

Вскоре предсказание старца Илариона начало сбываться: в Москве в Новодевичьем монастыре открылась Духовная Семинария (позже семинария была переведена в г. Загорск). Николай Михайлович, получивший рекомендацию от протоирея Иоанна, успешно сдал вступительный экзамен и был зачислен в семинарию. Летом он принимал участие в восстановительных работах, ведущихся в лавре.

25 октября / 7 ноября 1948 года в Троице-Сергиевой лавре наместником лавры архимандритом Иоанном было совершено пострижение Николая Михайловича в монахи. При постриге он был наречён Саввой, в память преподобного Саввы Сторожевского.

В первые годы иноку Савве пришлось по послушанию быть экономом, позже наместник лавры, по благословению Святейшего Патриарха, назначил его духовником богомольцев. Со временем старец схиигумен Алексий благословил иеромонаха Савву помогать ему в духовничестве и передал ему свой духовных опыт, а перед самой кончиной возложил на иеромонаха Савву подвиг старчества.

Число желающих исповедоваться быстро увеличивалось, многие верующие получали по молитвам старца Саввы исцеление.

Вот одно из свидетельств благодатной молитвы старца. Тяжелобольную Анну положили в больницу (врачи определили рак лёгких). Дочь Анны приехала в лавру испросить молитв старца о тяжко болящей матери. Старец Савва отслужил молебен у мощей преподобного Сергия и утешил:

— Не волнуйся, всё будет хорошо! Вот, вези ей эту просфору, чтобы всю съела.

На следующий день врачи были в недоумении, больная повеселела, у неё появился аппетит, назначили повторное обследование. Рак не был обнаружен. Анну выписали из больницы. Когда Анна окрепла, сама лично отправилась в лавру благодарить Господа, исцелившего её по молитвам старца.

При встрече старец спросил: «Где же твой рак, уполз?»

Старец Савва старался в каждом сердце разжечь искру Божественного дара, не только духовно, но и материально помогать нуждающимся людям, отдавая всего себя служению ближнему. Народ безмерно любил своего пастыря, и именно эта любовь и подвижническая жизнь старца явились причиной многочисленных доносов и клеветы, буквально обрушившейся на него. Старец старался не осуждать своих обидчиков, молился за ненавидящих его, учил и своих духовных детей благодушно переносить скорби.

Летом 1954 год пришёл приказ патриарха о переводе отца Саввы в Псково-Печерский монастырь.

С тяжёлым сердцем уезжал старец из лавры, трудно ему было оставлять святую обитель, духовных чад. На прощание он сказал: «Вы будете молиться за меня, а я за вас! Сердце сердцу весть подаёт. Не надо отчаиваться, ведь воля то Божия! Матерь Божия во всём нам поможет, только молиться надо, а не унывать».

Красота природы новой обители смягчила скорбь. Крайне бедная, малопосещаемая в те годы обитель обрела старца. В монастырь за духовной помощью и исцелением стали стекаться людские потоки. Многочисленные пожертвования духовных детей старца помогли улучшить благосостояние монастыря.

Случаи исцеления по молитвам старца Саввы:

Как-то приехали в монастырь московские духовные чада старца, и рассказали о тяжёлой болезни духовной дочери старца, Параскевы, старец обратился ко всем молящимся с просьбой:

— Помолимся сейчас искренне о болящей Параскеве. Врачи признали у неё рак, а мы не дадим ему развиваться в ней, помолимся, и ей будет легче… Ей ещё рано умирать…

Старец отслужил молебен о болящей, и благословил отвести больной святой воды с молебна и просфору. Когда больная приняла святыню, сразу же почувствовала себя лучше. Болезнь отступила, вскоре её выписали из больницы.

Однажды к старцу приехал московский священник Георгий, пятилетняя дочь которого, Мария, не умела ходить и не разговаривала. Старец Савва помолился о болящей и благословил их ехать домой. На вокзале Мария впервые пошла и заговорила.

Из воспоминаний духовной дочери старца Галины:

— Меня мучила стенокардия в тяжёлой форме, приступы продолжались сутками, много раз я была на волоске от смерти… Приехала к отцу, передала исповедь, где написала, что мне очень плохо. После литургии отец вышел их алтаря, остановился около меня, посмотрел прямо в глаза, погладил меня по лицу и сказал: «Сердце твоё больше болеть не будет».

И я почувствовала в сердце какие-то толчки. После этого болеть я перестала…

Огорчалась я на детей, что они не помогают. Приезжаю к отцу и спрашиваю:

— Как быть?

— Когда устанешь, то перекрестись и скажи: «Делаю ради Христа», и Христос тебе поможет.

Так и стала поступать. Исчезли мои обиды, и усталости не стало. Как почувствую, что раздражаюсь, прошу перед карточкой отца:

— Отец помогите, раздражаюсь.

Приезжаю к нему, он говорит:

— Вот ты всё пишешь мне: «Раздражаюсь, помогите» (а я не писала). В руке у отца иконочка Божией Матери «Неопалимая Купина», он даёт её мне и говорит:

— Она помогает не только от пожара дома, но и от пожара души. Молись Ей.

Начала я молиться Божией Матери перед этой иконой. Мне стало легко, я перестала раздражаться.

На исповеди отец сказал, что не надо бояться душевнобольных. И окинув всех взором, добавил:

— Здесь все до единого больные, только в разной форме: у кого один, у кого два, а у кого и две тысячи бесов. И если мы раздражаемся, то мы больные…

Заметила я, что схимницы и монахини не употребляют пищу до двенадцати часов и после шести вечера… В душе решила: приеду домой и тоже буду так делать. Намерение своё решила держать в тайне.

После литургии отец говорит всем:

— Вот посмотрите на Галину. Она решила: как приедет домой, то не будет, есть до двенадцати и после шести часов вечера. А муж её за это из дома выгонит… Никакого режима в часах.

Я только порадовалась: ничего от батюшки не скроешь!

Многим в монастыре не нравилась деятельность старца. Некоторые из братии считали, что из-за старца нарушается монашеская жизнь, участились доносы. Последовали и предупреждения от местных гражданских властей, старцу стали запрещать принимать верующих.

В 1958 году старец Савва был назначен настоятелем храма Казанской Божией Матери в городе Великие Луки.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Господь попускает искушения на подвижника благочестия, чтобы сделать его крепче, чтобы показать его в большой славе…».

Старец Савва безропотно принял новое послушание, ему предстояло восстановить полуразрушенный кладбищенский храм. Всё необходимое для ремонта по молитвам старца появлялось чудесным образом. Многие духовные чада старца приезжали в Великие Луки, каждый помогал, чем мог.

За два месяца храм был приведён в порядок. Слухи о прозорливом старце распространялись молниеносно, маленький храм не мог вместить всех богомольцев.

Выполнив послушание в Великих Луках, старец вернулся в родную обитель. А через год ему уже предстояло по послушанию отправиться в село Палица Псковской области.

Тяжёлые испытания подорвали здоровье старца, в 1960 году тяжелобольной старец Савва вернулся в монастырь.

Старец неоднократно говорил своим духовным чадам:

— Никогда не торопитесь в молитве … Каждое святое слово – это великая творческая сила. Каждое слово приближает нас к Богу… Некоторые просят молиться за отца, за дочь, за брата, сестру, а сами нисколько не стараются молиться… Знаете, как батюшке тяжело бывает? Ведь он часть грехов человека берёт на себя… Берегите свой сердечный сосуд, чтобы сохранить его чистым, оградите его оградой – непрестанной молитвой… За твёрдую веру, за непрестанную молитву душа принимает Святого Духа и делается сосудом Божественной благодати… Очень хорошо делают те, кто сочетает Иисусову молитву с дыханьем…

Сочетать молитву с дыханием нужно так: до обеда: вдох – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий…», выдох – «помилуй меня грешного». После обеда: вдох – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий…», выдох – «молитвами Богородицы помилуй меня грешного». В любое время, в любом месте, при любых занятиях в сердце своём всегда надо взывать к Нему, хотя бы кратко: «Господи, помилуй!», «Господи, помоги!»

Заботливый пастырь советовал духовным детям ежедневно исполнять Богородичное правило – 150 молитв «Богородице Дево, радуйся».

Призывал чаще читать Евангелие, особенное внимание советовал уделять Нагорной Проповеди Спасителя (Мф. 5:1-12), 15 главе Евангелия от Иоанна о любви и послание апостола Павла к римлянам (гл.13).

При разрешении «недоумённых» вопросов благословлял тянуть жребий.

Он говорил: «Можно и даже похвально пользоваться жребием в недоуменных случаях. Перед этим надо сделать три поклона с Иисусовой молитвой и прочитать «Царю Небесный», трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево, радуйся» и «Верую». Только надо иметь живую веру и уповать на Бога».

Из воспоминания духовная дочери старца Саввы:

— Когда мы приходили к нему со своими бедами, он, печально глядя на нас, говорил:

— Ну что так печалишься, потерпи. Это всё временное. Вся наша жизнь впереди…

Он одобрял тех, кто в трудных случаях (после молитв) тянул жребий: «Жребий полезен тем, что отсекает твою волю».

Старец говорил: «Болезни Бог посылает и за совершенные грехи, и для того, чтобы предотвратить их в будущем, и для очищения души. Плоть – враг наш, необузданный конь, а болезнь – удила, его сдерживающие. Святые Отцы говорят, что перед смертью каждому очень полезно года два полежать в постели, пострадать, высохнуть, чтобы душа очистилась, смогла войти в обитель рая».

Старец советовал за умершего человека, чтобы его душа легче переносила мытарства, 40 дней утром и вечером делать по 12 поклонов с молитвой об упокоении.

Телесные силы старца ослабевали, зная, по откровению свыше о дне смерти, старец писал духовные завещания для духовных чад, для братии.

В воскресенье 14/27 июля 1980 года монастырский колокол Псково-Печерской Свято-Успенской обители возвестил о кончине схиигумена Саввы.

Друзья мои духовные и чада верные!

Как пастыря меня о Господе любя,

Вы книги все – последние и первые –

И все труды мои храните для себя.

Случиться так, что телом я уйду от вас –

Тогда пусть будет вам одно из правил:

Сходитесь иногда хоть мысленно на час,

Читайте те труды, что я для вас оставил.

Потом, обдумав всё, скажите: «Это он,

Как прежде, и теперь заботится о нас!»

И благодатию Христа, стряхнув могильный сон,

Войду невидимо я к вам в заветный час.

И как при жизни моей вас благословляя,

Усердно буду к Господу взывать,

Чтоб на дела святой любви всех вдохновляя,

Вас осеняла свыше Божья благодать.

Душеполезные поучения старца Саввы

«Подвиг монашеский заключается и в том, чтобы близких родственников, которые умерли без покаяния и мучаются там за сделанные грехи, выручать, спасать их души. Тот монах, который правильно ведет свой образ жизни, имеет дерзновение спасти несколько поколений умерших и живых…

Когда познаешь сколь благ, сколь милосерд Господь, тогда становится ясным, почему отчаяние считается смертным грехом, то есть очень тяжким грехом. Как бы ни были многочисленны грехи человека и как бы ни были тяжки преступления его, но безграничное милосердие Божие покрывает их все, если человек кается, сокрушается и искренно хочет исправиться. Грехи, как бы они ни были тяжелы и многочисленны, но они имеют границу, имеют предел, а милосердие Божие не имеет границ и предела, оно беспредельно, безгранично. И когда человек думает, что Бог не простит ему грехи и отчаивается в своем спасении, он, тем самым, помышляет как бы хулу на Бога, умаляет его достоинства, отталкивает от себя милосердие Божие, отталкивает от себя спасение, таким образом, сам себя губит. Слава Господу Богу, за то, что Он дал нам покаяние!

В скорбных обстоятельствах хорошо молиться за усопших, а также призывать на помощь святых угодников Божиих. Но более совершенный путь – это обращаться к Божией Матери. Читайте Ей канон молебный «Многими одержим напастями». И вы сразу почувствуете благую перемену. Чтобы избавиться от одержимости, надо читать 150 раз «Богородице Дево» и молиться Божией Матери «Избавительнице». На Новом Афоне была чудотворная икона «Избавительница». Сколько чудес там было от нее!

Не питайте, возлюбленные, ни к кому зла. Когда чувствуете, что гнев овладел вами, то скажите про себя: «Господи, помилуй!» А потом 5 раз: вздохните: «Господи» и выдохните «помилуй», и гнев пройдет, наступит мир и тишина. Это и есть подвиг!

Второй подвиг – это неосуждение, особенно духовных лиц. Старайтесь, возлюбленные, приучаться к подвигам любви и милосердия, прощения обид и неосуждения.

Бесчестие и укоризны – суть лекарства для гордой души, поэтому, когда смиряют тебя извне, смири внутренне себя, то есть приготовь, воспитай свою душу.

Гордость – это основной узел, который связывает все грехи пороки и страсти, а смирение – меч острый, который их рассекает. Нам гордится нечем. Тело и все способности дал нам Господь и все это не наше, а Господне. Наше у нас – лишь пороки и страсти, но гордиться ими неразумно. Гордым свойственно раздражаться, ругаться, спорить, обижаться.

Святой Иоанн Златоуст говорит: «У того, кто допускает это – недостаток ума». Надо работать над собой и вырабатывать такой характер, чтобы никогда ни с кем не спорить, не злиться, не раздражаться.

Святой Иоанн Лествичник говорит: «Когда человек плачет о своих грехах, то не осуждает других». Поэтому, как мы только перестаем осуждать себя, мы тотчас начинаем осуждать других…

Каждый грех, даже малый, влияет на судьбу мира, – так говорит старец Силуан. Грех – самое великое в мире зло, – говорит святой Иоанн Златоуст. Наши нераскаянные грехи – это новые язвы, которые мы нанесли Христу Спасителю, это страшные раны и в нашей душе, и грехи от них остаются на всю жизнь… Лишь в Таинстве Покаяния можно очистить и исцелить душу. Покаяние – это великий дар Бога человеку, оно простирает руку, вытаскивает нас из бездны греха, пороков, страстей и вводит во врата рая, оно возвращает нам постоянную после крещения благодать.

Надо не только носить крестик, но и целовать его. Утром, как только открыли глаза, надо сейчас же поцеловать крестик с молитвой Иисусовой или с молитвой: «Господи, крестом Твоим освяти и огради меня! Силою креста Твоего изглади мои грехи и укрепи меня!» А Господь и намерение целует. Он освящает нас, и вражеская сила удаляется от нас, мрак и смрад уходят, и тогда мы пребываем во свете… Если мы поцелуем крестик утром да еще помолимся, получим благословение на день, то день пройдет гладко, спокойно, и все будет хорошо».

Старец часто любил повторять высказывание преподобного Серафима Саровского: «Стяжи мирный дух, и подле тебя спасутся тысячи». Благодатный пастырь схиигумен Савва по совету преподобного Серафима всю жизнь «стяжал мирный дух», тысячи людей спасавшиеся около него при его жизни, и сейчас чувствуют неустанную заботу старца. Многочисленные свидетельства молитвенного заступничества старца перед Господом за верующих не оставляют сомнений в том, что в скором времени старец Савва будет прославлен.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *