Чтец: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.(Трижды)
Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.(Дважды)

Псалом 3

Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух и спах; востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе, зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людей Твоих благословение Твое.
Аз уснух и спах;востах, яко Господь заступит мя.

Псалом 37

Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою. Несть исцеление в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих. Яко безззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах. Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей. Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего. Господи, перед Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утайся. Сердце мое смятеся, остави мя сила моя и свет очию моею, и той несть со мною. Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближашася и сташа. И ближнии мои отдалеча мене сташа и нуждахуся ищущии душу мою; и ищущиии злая мне, глаголаху суетная и льстивным весь день поучахуся. Аз же яко глух не слышах, и яко нам не отверзаяй уст своих. И был яко человек не слышай, и не имый во устех своих обличения. Яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой. Яко рех: да не когда порадуют ми ся врази мои, и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша. Яко аз на раны готов, и болезнь моя передо мною есть выну. Яко беззаконие мое аз возвещу, и попекуся о гресе моем. Врази же мои живут, и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды. Воздающии ми злая возблагая, оболгаху мя зане гонях благостыню.
Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою , Господи спасения моего.
Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего.

Псалом 62

Боже, Боже мой, к Тебе утренюю: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне. Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою.Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалити Тя. Тако благословлю Тя в животе моем, о Имени Твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти да исполнится постели моей, на утренних поучахся в Тя, яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуйся. Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя. Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли. Предадятся в руки оружия, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе, похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.
На утренних поучахся в Тя, яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуются.Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духе, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды) Слава, и ныне.

Псалом 87

Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему. Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Привменен бых с нисходящими в ров, бых яко человек без помощи, в мертвых свободь. Яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша. Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя. Удалил еси знаемых моих от мене: положиша мя мерзость себе; предан бых и не исхождах. Очи мои изнемогосте от нищеты; воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех к Тебе руце мои. Едва мертвыми твориши чудеса? Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе? Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели? Еда познана будут во тьме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней? И аз к Тебе, Господи, воззвах, и утро молитва моя предварит Тя. Всякую, Господи, отрееши душу мою, отвращаеши лице Твое от мене? Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея, вознес же ся, смирихся и изнемогох. На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя. Обыдоша мя яко вода, весь день одержаша мя вкупе. Удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей.
Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему.

Псалом 102

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, Имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его; очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сяновом израилевым хотения Своя. Щедр и милостив Господь, долготерпив и многомислостив. Не до конца прогневается, ниже в век враждует. Не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Яко же щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава, дние его, яко цвет сельный, тако оцветет; яко дух пройде в нем, и не будет и не познвет ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа вси ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его, благослови, душе моя, Господа.
На всяком месте владычествия Его, благослови, душе моя, Господа.

Псалом 14

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей. И не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой: посадил мя есть в темных, яко мертвые века. И уны во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои: душа моя яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой: не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою; и милостию Твоею потребиши враги моя, и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь.
Услыши мя, Господи, в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим. Услыши мя, Господи, в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву.
Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Богослужение утрени совершается ради наставшего дня, за который человеку следует благодарить Господа, даровавшего нам свет вещественный и просвещающего наши души светом веры и благочестия. Содержит песнопения в честь празднуемого святого или события и из службы дня седмицы. По характеру Утреня — служба хвалебно-славословная, служба радостного подвига.
Соответственно различию праздников, которые бывают великие, средние и малые, утреня бывает более или менее торжественная. Праздничная утреня включает в себя полиелей и на ней поется великое славословие, она именуется «полиелейной». Бывает утреня без полиелея, но с пением великого славословия. Такая утреня называется «славословной». И, наконец, повседневная утреня бывает без полиелея и без великого славословия. На всенощном бдении служится полиелейная утреня, которая соединяется с вечерней.

Двупсалмие

В начале Утрени, если она совершается не в составе Всенощного бдения, читаются два псалма с тропарями и затем следует сокращенная сугубая ектения с молитвой о всех православных христианах. И затем служащий священник произносит возглас: «Слава святей, единосущней и животворящей и нераздельней Троице…». Если служится Всенощная, то этот возглас дается в самом ее начале, а не перед Утреней.

Шестопсалмие

Основа первой части Утрени — шестопсалмие. Начинается оно словами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Это ангельская песнь, воспетая некогда при Рождестве Христовом, славословие ангелов о нашем спасении. И затем читаются шесть псалмов, разделенных на две части. Псалмы эти исполнены покаяния и умиления. Типикон предписывает слушать их со вниманием и страхом, «яко самому Богу невидимо беседующе, и молящеся о гресех наших». Устав не дозволяют во время чтения шестопсалмия никаких разговоров (даже шепотом), хождения по храму, даже возбраняет чихнуть или кашлянуть. Если кто-то вошел в храм во время шестопсалмия, то надо остаться у входа до окончания чтения и лишь после пройти на свое место. А нарушение этого устав именует «знамением бесстрашия и бесчиния».
Шестопсалмие напоминает нам о пришествии Спасителя и о необходимости покаяния в деле нашего спасения.
Ввиду важности шестопсалмия, читать его положено на середине храма, внятно и неспешно. Во время чтения шестопсалмия, по уставу, свечи погашаются, освещение храма сокращается до минимума. Это делается для того, чтобы очи молящихся не развлекались внешним и были обращены внутрь души. Также на шестопсалмии совсем отменяются поклоны. После первых трех псалмов на «Аллилуия» полагается крестное знамение без поклона и только по окончании всего шестопсалмия при заключительном «Аллилуия» — три поклона.

Великая ектения, «Бог Господь» или «Аллилуия»

После шестопсалмия следует великая ектения («Миром Господу помолимся») и затем славословие Господу: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне». В этом пророческом стихе прославляются два пришествия Христова: первое пришествие во плоти для спасения людей и второе, которое будет в конце мира. Это славословие является как бы продолжением ангельского песнопения, возглашенного перед чтением шестопсалмия: «Слава в вышних Богу». Пение «Бог Господь и явися нам» перемежается с возглашением 4-х стихов 117 псалма: «Исповедайтеся Господеви, яко благ,яко в век милость Его», «Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им», «Не умру, но жив буду и повем дела Господня», «Камени, егоже небрегоша зиждущие, сей бысть во главу угла, от Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших». В дни сокрушения и печали, дни строгого поста, а также в родительские субботы вместо «Бог Господь» поется «Аллилуия», также вместе с возглашением 4-х стихов. В дни поста — это стихи из пророка Исайи, а в дни поминовения усопших — из псалтири. «Аллилуия» означает «хвалите Господа», «Господь грядет».

Тропари

За пением «Бог Господь» или «Аллилуия» следует пение тропарей. После «Бог Господь» поются тропари дня, в которых прославляется празднуемый святой или событие. После «Аллилуия» в родительские субботы поются заупокойные тропари, а в дни поста — тропари в честь Святой Троицы — «троичны», того гласа, на который поются песнопения Октоиха этого дня, на каждый глас и день таких тропарей по три. При этом, и «Бог Господь», и «Аллилуия» поется именно на тот глас, но который за этим поются тропари.
Приведем устав пения тропарей на «Бог Господь» для самых распространенных случаев:

  • Если празднуется один святой, то поется тропарь святому дважды, затем «Слава и ныне» — Богородичен.
  • Если два святых, то тропарь первому святому дважды, затем «Слава:» тропарь второму святому. «И ныне» — Богородичен по гласу последнего тропаря.
  • В воскресный день поется тропарь воскресный дважды. «Слава:» тропарь святому. «И ныне» — Богородичен по гласу тропаря святому.
  • В дни предпразднства и попразднства вместо обычного Богородична на «И ныне» поется тропарь, соответственно, предпразднства или попразднства.
  • В Господские и Богородичные праздники поется тропарь праздника.

Кафизмы

Затем на утрени положено чтение кафизм. Кафизмы читаются также на вечерне и распределяются таким образом, чтобы за седмицу в храме была полностью прочитана Псалтирь. А в период Великой Четыредесятницы псалтирь полностью прочитывается дважды за седмицу.
Как правило, на утрени положено чтение 2-х или 3-х кафизм. В некоторые дни Великого Поста положена одна кафизма, а на Страстной седмице, начиная с Великого Четверга, кафизмы вообще опускаются. Псалтирь отражает все многообразие душевных переживаний и обстоятельств, в каких приходится бывать человеку, научает нас, как и о чем просить Бога. Псалмы являются основой, фундаментом всего православного богослужения, «богатство их содержания, — как пишет митрополит Вениамин (Федченков), — было столь обширно, что удовлетворяло всем нуждам души: здесь и сознание своей греховности, и преследование врагами, и беспомощность в борьбе, и упование на силу Божию, и благодарение за помощь, и слава за творение и промышление Божие, и упокоение под кровом Божиим, …и моление об избавлении от всяких бед, и любовь к Богу, и обличение грешников и т.д. и т.д. Но если все это свести к основным мотивам, то в псалмах мы увидим главным образом веру, покаяние, упование и славословие. И еще теснее: покаяние с надеждой. Все это есть внутренняя часть человека, его духовные переживания». 1
Устав чтения Псалтири на богослужении
После кафизм бывают малые ектении и за ними седальны. В дни поста, когда вместо «Бог Господь» пелось «Аллилуия», а также в некоторых других случаях ектении после кафизм опускаются. Седáлен — это краткое песнопение, по форме — тропарь, который поется или читается в определенный местах богослужения (например, после кафизмы Псалтири или после 3-й песни канона), и во время пения этого песнопения разрешается сидеть. Седальны после стихословия Псалтири являются как бы заключением прочитанного. В дни праздничные в седальнах заключается торжественная хвалебная песнь празднеству или святому. В таких случаях перед седальнами положена и малая ектения. А седальны из Октоиха или из Постной Триоди содержат умилительное моление ко Господу, перед ними малая ектения опускается.

На праздничной утрени (полиелей, чтение Евангелия)

Полиелей

На праздничной утрени обычно поется торжественное песнопение, состоящее из псалмов 134 и 135 («Хвалите имя Господне…») и называемое «полиелей» (от греческого «полиелеос», что в переводе на русский язык значит «многомилостивое»). Название это произошло от частого повторения в 135-м псалме слов «Яко в век милость Его». В обиходе принято петь только четыре стиха из этих псалмов или чуть больше. Но по Уставу положено петь эти два псалма полностью.

Особенность воскресной службы — «Непорочны», тропари «Ангельский собор»:

На воскресной утрени полиелей поется от отдания Воздвижения до недели Сыропустной, кроме предпразднства и попразднства Рождества Христова и Богоявления. В остальные дни года полиелей на воскресной утрени поется только если случится праздник Господский, Богородицы или великого святого, которому положено служить полиелейную утреню.
В воскресные дни, когда не положено петь полиелея, поется 17-я кафизма — «Непорочны». (Такое наименование принято по первому стиху 17-й кафизмы: «Блажени непорочнии в путь…») Непорочны — это величественная и торжественная библейская песнь. Ввиду важности содержания и обильного назидания, 17-я кафизма назначается почти для ежедневного употребления (она стихословится на вседневной Полунощнице, на Утрени в субботу в качестве второй рядовой кафизмы и для торжественного пения на воскресной утрени большей части воскресных дней года). На воскресной утрени 17-я кафизма поется на 5-й глас вся подряд, без разделения на части и без всяких припевов. По распространенной практике 17-ю кафизму поют не полностью, а ограничиваются только некоторыми стихами из нее. А в некоторых храмах укрепился обычай всегда петь полиелей, даже в те дни, когда по Уставу поются Непорочны.
Завершаются «Непорочны» исполняемыми на тот же глас тропарями: «Ангельский собор удивися…» Если положено петь полиелей, но нет величания празднику или святому, то эти тропари поются сразу же после полиелейных псалмов. Тропари «Ангельский собор» поются во все воскресные дни, кроме Фомина воскресенья и если на воскресенье не придется Господский праздник. Эти тропари также поются в Лазареву субботу и в Великую субботу.

Величание и псалом избранный

В дни больших праздников после пения полиелейных псалмов поется величание празднику или святому и Псалом избранный, который переплетается с пением величания. Избранные псалмы — это особый вид церковной поэзии, когда текстами ветхозаветных библейских гимнов, избранными стихами из Псалтири, воспеваются новозаветные праздники или прославляются святые. Первоначально величания и избранные псалмы полагались лишь для великих праздников. Но со временем они стали необходимой частью всех полиелейных богослужений. Печатаются величания и избранные псалмы в «Ирмологии».
Особенность воскресной службы. На воскресной утрени к избранному псалму присоединяются тропари «Ангельский собор удивися…»

Ипакои, седальны, степенны антифоны

После полиелея и величания (если оно есть), бывает малая ектения и читаются ипакоú и(или) седальны праздника. Ипакоú — это тропарь, достойный особого удивления и внимания из-за его высокого содержания. В воскресный день перед полиелейными седальнами читаются праздничные седальны, положенные после кафизм, т.к. в этот день после кафизм всегда читаются воскресные седальны из Октоиха.
За седальнами поются степенны антифоны. Называются они так по той причине, что составлены из тех псалмов Давидовых, которые имеют надписание «песнь степеней» и говорят о стремлении человека к восхождению от земного к небесному, как бы по ступеням. В воскресные дни поются антифоны гласа. А в другие праздничные дни поется 1-й антифон 4-го гласа («От юности моея мнози борют мя страсти…»)

Прокимен и Евангелие

Затем возглашается прокимен и читается Евангелие праздника или воскресное. Воскресных Евангелий одиннадцать. Ряд утренних воскресных Евангелий начинается в неделю Всех Святых. После прочтения 11-го Евангелия опять читается 1-е и т.д. В дни воскресные, а также в некоторые праздники (Воздвижение Креста Господня, Вознесение Господне, Лазарева суббота) после чтения Евангелия поется торжественное молитвословие: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся Христе и воскресение Твое поем и славим…» В день Святой Пасхи, на Светлой седмице и во все воскресеные дни от Пасхи до Вознесения это песнопение поется по трижды.

50-й псалом

На вседневной или славословной Утрене сразу после кафизм, а на полиелейной Утрене после чтения Евангелия или после пения «Воскресение Христово видевше…» (если поется это молитвословие), читается 50-й псалом.
Затем на полиелейной утрене поется еще «Слава… Молитвами святого (или в праздник Богородицы — молитвами Богородицы, в воскресный день — молитвами апостолов), Милостиве, очисти множество согрешений наших», «И ныне… Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множество согрешений наших», «Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое», затем «Стихира по 50-м псалме», а в воскресный день: «Воскрес Иисус от гроба якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость». В недели приготовительные к Великому посту и в недели Великого поста после 50-го псалма поется песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» Затем диакон читает молитву «Спаси, Боже, люди Твоя», после которой поется 12 раз «Господи, помилуй».

Канóн

Канóн в переводе с греческого это слово значит «правило, норма, образец». В богослужении Утрени канон занимает центральное положение. Канон — это поэма, составленная по определенному порядку, правилу, и состоящая из девяти песней, которые тематически основываются на девяти библейских песнях. Каждая песнь канона состоит из начальной строфы, которая называется ирмóс («связь» — греч.), и ряда строф-тропарей, которые по стихотворному размеру и по мелодии (а у греков и по числу слогов) равны ирмосý. Ирмос также является связкой, переводящей от темы библейской песни к теме тропарей канона.
1-я песнь канона — это песнь Мариамы, сестры Моисеевой, воспетая по переходе израильтян через Чермное море (Исх.15,1-19). 2-я песнь — песнь Моисеева по переходе иудеев через пустыню (Втор.32,1-43).
3-я песнь — благодарственная молитва Анны, матери пророка Самуила (1 Цар.2,1-10).
4-я песнь — песнь пророка Аввакума, который провидел Христа, родившегося от Девы (Авв.3,1-19).

5-я песнь — песнь пророка Исайи, который предвозвестил чудо «яко се Дева приимет и родит сына Еммануила»(Ис.26,9-19).
6-я песнь — песнь пророка Ионы, который своим тридневным пребыванием во чреве кита прообразовал тридневное погребение и Воскресение Спасителя (Ион.2,1-10).
7-я песнь — песнь трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, не опалившихся в пещи Вавилонской, что было прообразом Божественного Воплощения (Дан.3,26-51).
8-я песнь — славословие Господу, которое воспели эти три отрока, призывая к сему всякое создание: «Благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан.3,51-88).
9-я песнь — в честь Пресвятой Богородицы и также содержит пророчество Захарии, отца святого Иоанна Предтечи (Лк.1,46-55,63-79).
Вторая песнь канона в большинстве случаев отсутствует по причине обличительного и грозного характера второй библейской песни. Она имеется в Великом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского и в некоторый других канонах.
Помимо полного канона (состоящего из 9-ти или 8-ми песней), бывают также неполные каноны. Это двупеснец — канон, состоящий из 2-х песней (8-ой и 9-ой), трипеснец — канон, состоящий из 3-х песней (одна из песней меняется по дню седмицы, а 8-я и 9-я имеются всегда), четверопеснец — канон, состоящий из 4-х песней (6-ой, 7-ой, 8-ой и 9-ой).
Первоначально ирмос и тропари каждой песни канона пелись перемежаясь со стихами соответствующей библейской песни. Тропари раньше тоже пелись. В современной практике поется только ирмос, а тропари читаются. Библейские песни сейчас поются или читаются только в седмичные дни Великого поста, а в другое время заменяются припевом, соответствующем празднику или святому (например, «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святителю отче Николае, моли Бога о нас»).
Несколько канонов могут быть соединены в один. Например, соединяется три канона. В таком случае, сначала поется 1-я песнь первого канона, потом второго, потом третьего, затем таким же образом следующие песни этих канонов.
После 3-й песни положена малая ектения и некоторые песнопения, посвященные празднику (седальны, ипакои, иногда кондаки). Если положены кондаки нескольким святым или событиям, каноны которым соединяются, то кондак главному событию читается после 6-й песни, а остальные кондаки читаются после 3-й песни перед седальнами.
После 6-й песни после малой ектении поется кондак праздника вместе с икосом.
После 8-й песни, кроме некоторых дней, поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа» с припевом «Честнейшую Херувим…». В великие праздники вместо этой песни поются особые припевы.
В завершение песней канона поется катавáсия («схожу вниз», «схождение» — греч.). Катавасией называтся сейчас стих (обычно ирмос), который поется в завершение песни канона, потому что при этом по Уставу положено сходиться на середину храма певцам обоих хоров и петь вместе. В качестве катавасии поется либо ирмос одного из канонов, либо ирмос в честь Божией Матери, либо ирмос праздника, что регламентируется Уставом. При этом может не соблюдаться сходство размера и слогов с ирмосом, как это положено для тропарей канона. На праздничной утрени катавасию положено петь после каждой песни канона. На вседневной службе катавасия поется только после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песней. На вседневной Утрени после катавасии 9-й песни канона поется еще «Достойно есть».
После 9-й песни канона после малой ектении поются или читаются

Светúльны (эксапостилáрии)

Ексапостиларий буквально с греческого значит «посылаемый». Это тропарь, который на утрени поется после канона. Вероятно, его название связано с тем, что для его исполнения посылался один из певцов на середину храма или на амвон (сейчас так исполняются обычно ексапостиларии на Страстной Седмице). Иногда это песнопение называют «светильном», потому что обычно в нем говорится о свете, о просвещении души свыше и оно предшествует возглашению «Слава Тебе, показавшему нам свет». На воскресной Утрени чтение светильнов предваряется возглашением «Свят Господь Бог наш».

Хвалитные псалмы и стихиры

После светильнов поются или читаются псалмы, в которых содержится славословие и хвала Богу от всего творения. Эти псалмы называются хвалитными. Часто они соединяются со стихирами, которые называются «стихиры на хвалитех». И если святому или празднику положены стихиры на хвалитех, то и хвалитные псалмы нужно петь тому и другому лику(клиросу, хору) по стихам на глас, с которого начинаются стихиры. Поются обычно первые стихи, потом остальное читается. И с последними шестью или четырьмя стихами поются стихиры. Иногда положено петь 8 стихир, тогда к последним двум полагаются особые стихи. Если стихир на хвалитех не положено, то хвалитные псалмы читаются. И еще одна особенность. Если служба вседневная, то хвалитные псалмы начинаются словами «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь Богу». А если на службе поется, а не читается Великое славословие, то тогда пение хвалитных псалмов начинается словами «Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних…»

Великое славословие

После хвалитных псалмов и стихир следует Великое славословие, которое поется или читается. Когда Великое славословие поется, то его предваряет возглас священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет». А если славословие читается, то чтец читает: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и далее читает Великое славословие, которое несколько отличается по тексту от варианта, который положено петь. За некоторым исключением (дни Великого поста, Пасхальная служба), на всех праздничных службах Великое славословие всегда поется. Славословие это составлено из выражений Ветхого и Нового Завета, сложено оно еще в первые христианские времена.
Затем, если Великое славословие пелось, то за после него сразу положено петь тропарь праздника, а далее следуют две ектении (сугубая и просительная) и полный отпуст. После этого читается 1-й час с малым отпустом.
Если Великое славословие читалось, то после него произносится просительная ектения. Затем поются стихиры на стиховне, после которых читается молитва «Благо есть исповедатися Господеви…», Трисвятое по Отче наш и тропарь праздника. Затем ектения (в Великий пост она заменяется на чтение 40 раз «Господи, помилуй»). И далее читается 1-й час, который завершается полным отпустом.

Отпуст

Отпуст — это особая молитва, которой священник оканчивает службу, благословляя народ. На полном отпусте обычно поминаются почитаемые святые, а также те святые, которые празднуютсчя в настоящий день. Или поминается празднуемое событие. После полного отпуста поется «Многолетие» — небольшая молитва о многолетней жизни Святейшего Патриарха, правящего архиерея, настоятеля и прихожан храма (или обители) и всех православных христиан.

Федотов Георгий Петрович

Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

Федотов Г. П.

НОВЫЙ ПЕРЕВОД ПСАЛМОВ Г. П. ФЕДОТОВА

Георгий Петрович Федотов давно думал о переводе православного богослужения на русский язык. Этой теме посвящена его статья в ном. 57 «Пути», под заглавием «Славянский или русский язык в богослужении», в которой, после тщательного взвешивания pro и contra, он решительно высказался в пользу русского. Г. П. не раз пытался переводить литургические песнопения, в частности он работал над переводом «Херувимской».

Новый русский перевод Псалмов· представлялся ему особенно насущным: в двадцатые годы, в России, когда к церковному чтению были привлечены миряне, синодальный перевод поражал привыкший к славянским звукам слух своей неблагозвучностью, а часто и искажением смысла.

Но для осуществления этого трудного и ответственного дела, долго у него не хватало досуга. И то, и другое было наконец дано ему во время длительного пребывания на острове Олероне в трагическое лето 1940 г.

Вернувшись в Париж в начале октября с готовым переводом, Г. П. успел до окончательного своего отъезда прочесть его в кругу сотрудников Православного Дела и воспользоваться кое какими критическими замечаниями К. В. Мочульского.

Перевод сделан со славянского языка, с некоторыми исправлениями по греческому и еврейскому текстам. Он не имеет претензии на научность и рассматривался автором как попытка заменить синодальный текст в частной и литургической молитве.

Е. Федотова.

Извлекаем из полного перевода Псалмов Г. П. Федотова, долженствующего в скором времени выйти отдельной книгой, шесть Псалмов, читаемых на утрени и составляющих так называемое Шестопсалмие.

20

Ш Е С Т О П С А Л М И Е

Псалом 3

Господи, почему так умножились враги мои! Многие восстают на меня. Многие скажут душе моей: «Нет спасения ему: в Боге его». Но Ты, Господи — защитник мой; слава моя. Ты возносишь главу мою. Я к Господу воззвал, и Он услышал меня, со святой горы Своей. Я заснул и спал и встал, ибо Он хранит меня. Не убоюсь, тьмы людей, отовсюду нападающих на меня. Господь, восстань, спаси меня, Боже мой! Ибо Ты поразил всех врагов моих, раздробил зубы; грешников. От Господа спасение мое, и на людях Твоих благословение Твое.

Псалом 37

Господи, не в ярости Твоей обличай меня, и не в гневе Твоем наказывай меня. Стрелы Твои вонзились в меня и рука Твоя тяготеет на мне. Нет целого места на теле моем, от гнева Твоего, нет покоя костям моим от грехов моих. Беззакония мои свыше головы моей, как бремя тяжкое отяготели на мне. Смердят, гноятся раны мои по вине безумия моего. Я согнулся и поник до земли, весь день хожу сокрушаясь. Ибо чресла мои —сплошная язва, и нет здравого места на теле моем. Я изнемог и сокрушен в конец, кричу от боли сердца моего. Господи, пред Тобой все желания мои, и вздох мой не утаится от Тебя. Сердце мое трепещет, оставила меня сила моя, свет очей моих, —и того уже нет. Друзья мои и соседи отвернулись от язв моих, и ближние мои стоят вдали. Ищущие смерти моей ставят мне сети, а замышляющие мне зло говорят о погибели, целый день строят козни. А я, как глухой, не слышу, как немой не открываю рта. Я стал как человек, который не слышит и стоит безответный. Но на Тебя, Господи, уповаю; Ты услышишь, Господи Боже мой. Сказал я: пусть не восторжествуют враги мои; когда поскользнется нога моя, они величаются надо мной. Я близок к падению, скорбь моя всегда со мною. Беззаконие мое я знаю и сокрушаюсь о грехе моем. Враги же мои живут и крепнут, и умножились ненавидящие меня безвинно. Воздающие мне зло за добро оклеветали меня, за то, что я ищу правды. Не оставь меня, Господи Боже мой, не удаляйся от меня. Поспеши на помощь мне, Господь спасения моего!

Псалом 62

Боже, Боже мой, с ранней зари ищу тебя. Тебя жаждет душа моя, по тебе томится плоть моя, в земле пустынной, непроходимой и безводной. Так я видел Тебя во святилище, видел силу Твою и славу. Твою. Ибо милость Твоя слаще жизни, уста мои прославят

21

Тебя. Так благословлю Тебя в жизни моей, во имя Твое воздену руки мои. Словно туком и маслом наполнится душа моя и радостными устами восхвалю имя Твое. Я вспоминал Тебя на постели моей, и на утренней страже буду размышлять о Тебе. Ибо Ты был помощником моим и под кровом крыл Твоих возрадуюсь. К тебе прильнула душа моя, десница Твоя поддержала меня. Те же, кто тщетно искали души моей, сойдут в преисподнюю земли. Будут преданы мену, станут добычей лисиц. Царь же возвеселится о Боге, прославится всякий клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду.

Псалом 87

Господи Боже, спасение мое, днем и ночью взываю к Тебе. Да взойдет пред лицо Твое молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему. Ибо душа моя насытилась горем: и жизнь моя приблизилась к аду. Я сравнялся со сходящими в гроб, как человек беспомощный, покинутый. Среди погибших от меча и брошенных в могилу, о ком Ты уже не вспоминаешь, ибо они отвержены от руки Твоей. Меня положили во рву преисподней, во мраке сени смертной. На меня обрушился гнев Твой и все волны Твои нахлынули на меня. Ты удалил от меня близких моих; сделал меня мерзостью для них. Я заточен и нет мне исхода. Очи мои исчахли от горя. Я взывал к Тебе, Господи, весь день, простирал к Тебе руки мои. Разве для мертвых Ты творишь чудеса? Или тени воскреснут, чтобы славить Тебя? Разве кто поведает во гробе милость Твою и истину Твою в погибели? Разве познает кто во тьме чудеса Твои, и правду Твою в стране забвения. Но я к Тебе, Господи, воззвал, и утром молитва моя — на встречу Тебе. Зачем же, Господи, Ты отвергаешь душу мою? Скрываешь лицо Твое от меня? Жалок я и чахну от юности моей; терплю, смиряюсь и изнемогаю. Надо мною бушует ярость Твоя, ужас Твой убивает меня. Окружают меня как вода всякий день, обступают со всех сторон. Ты удалил от меня близких моих, друга и ближнего от страны мрака.

Псалом 102

Благослови, душа моя, Господа и все существо мое имя святое Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай благодеяний Его. Очищающего все беззакония твои, исцеляющего все недуги твои. Избавляющего от тления жизнь твою, венчающего тебя милостью и щедротами. Насыщающего желания твои. Обновится, как орел, юность твоя. Творит правду Господь и суд всем обиженным. Открыл, пути. Свои Моисею, сынам Израелевым дела Свои. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многоми-

22

лостив. Не до конца гневается, не вечно негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам. Как высоко небо над землею, так велика милость Его к боящимся Его. Как далек Восток от Запада, так удалил Он от нас беззаконие наше. Как отец жалеет сыновей, так жалеет Господь боящихся Его. Ибо он знает природу нашу, помнит, что мы прах. Человек — как трава дни его; как цветок полевой, отцветает. Подует на него ветер, и нет его. И места его не узнать. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его. Й правда Его на сынах сынов хранящих завет Его, и соблюдающих заповеди Его. Господь на небесах поставил престол Свой и Царству Его все подвластно. Благословите Господа все ангелы Его, сильные крепостью, творящие волю Его, внимая гласу слова Его. Благословите Господа все воинства Его, служители Его, творящие волю Его. Благословите Господа все создания Его, на всяком месте владычества Его. Благослови, душа моя, Господа.

Псалом 142

Господи, услыши молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей, услышь меня во правде Твоей. И не судись с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобой никто из живых. Враг преследует душу мою·; в землю втоптал жизнь мою; заставил меня жить во мраке как мертвеца. И уныл во мне дух мой, во мне смутилось сердце мое. Вспоминаю дни древние, рассуждаю о всех делах Твоих, помышляю о делах рук Твоих. Простираю к Тебе руки мои; душа моя как жаждущая земля перед Тобой. Скоро услыши меня, Господи, дух мой изнемогает. Не отвращай лица Твоего от меня, да не уподоблюсь сходящим в гроб. Дай мне услышать на рассвете милость Твою, ибо на Тебя уповаю. Укажи мне, Господи, путь, каким итти, ибо к Тебе стремится душа моя. Избавь меня от врагов моих, Господи, к Тебе прибегаю. Научи меня исполнять волю Твою, ибо Ты Бог мой; дух Твой благий да введет меня в землю правды. Имени Твоего ради, Господи, оживи меня правдою Твоею. Изведи от печали душу мою. И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех угнетающих душу мою. Ибо я Твой раб.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *