В Шамордино один из самых красивых монастырей Калужской области. В отличие от Оптиной пустыни, он мене известен, зато тут пахнет стариной, природы больше, архитектура краше, а добираться также — автобусом до Козельска — не доезжая несколько километров до него, выйти на повороте к Шамордино и пройти пешком километр.

На полпути к монастырю — полевая кухня.

Шамординский монастырь. Официально Казанская Амвросиевская женская пустынь

Стоит остановится и сделать фото. Место интересное — монастырь стоит на обрыве у реки Серены, которая делает петлю в обширной пойме

Экскурсия. Обычно за день показывают Оптину пустынь, Козельск и Шамордино.

Стены монастыря радуют бесплатной парковкой.

0Стенд на территории пугает запретом на фотосъемку в частности… Но на сайте монастыря все не так печально и вполне в рамках закона — там написано таки что можно. Да и с юбками к женщинам никто не пристает. Атмосфера более дружелюбная, чем в Оптиной пустыни.

Главный храм очень красив, замораживает своим обнаженным кирпичным телом без привычных слоев штукатурки.

Такой кирпич не делают давно…
Мостик
Шамординский монастырь
За рощей видны жилые корпуса… До революции при монастыре также была и больница.
Разумеется, коммунисты монастырь разогнали. Википедия пишет, что «в 1923 году монастырь был закрыт; часть сестёр расстреляна, часть сослана». Такая обобщенная цитата с сайта монастыря, если туда пройти, на сайт, то увидим другое: «Сестры вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших селениях. Духовно укрепленные оптинскими старцами, они смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках.» То ест истина где-то посередине — массовых расстрелов не было, но и от коммунистов пострадали изрядно, как и все в то время.
Водонапорная башня. Через полчаса мы открыли тайну и нашли место, откуда там она появлялась.
Столовка
На закате все вдвойне краше
Шамординский монастырь
Православный кот
Кот давно понял бренность мирского и никуда не убегал. Вот так религия порабощает всякую волю.
Только в женском монастыре кота могут назвать Кисой. Чтоб не палиться — мужик все таки. Возможно что и кастрированный. Но скорее нет — его просто изгоняют в добрые руки, чтоб не соблазнял сестер весенними песнями. А есть кого!
Русь
Сказка
Ангел
Океюшки…
Закат.
Смотровая площадка и лестница к источникам
Источник чистой силы
И нечистой
Ухрябы
Река Серена
Серена — одна из самых красивых рек Калужской области.
Ледопад из воды еще одного источника
Наноцерковь очень понравилась всем. Напомнило Николо-Ленивец
Ой, кажется это заброшенная ракетная шахта. Их тут полно по козельским лесам.
Все таки водокачка. Или командный пункт под видом водокачки.
Золотой петушок
Монахини в основном пожилые, но и молодые тоже есть. Супруга в столовой побеседовала с 22-летней девушкой, решившей принести себя в жертву богу.
Монахини
Схема Шамординского монастыря
Шамордино, Козельский район, Калужская область.

Казанская Амвросиевская женская пустынь в Шамордино была основана чуть более века назад – в конце XIX века. Она стала едва ли не самой почитаемой и притягательной обителью России. Даже, несмотря на то, что находится в русской глубинке – между старинными городами Козельском и Калугой, недалеко от прославленной Оптиной пустыни. А появился монастырь по благословению легендарного оптинского старца Амвросия и благодаря его настоянию.

Будущей прославленной Шамординской обители суждено было процветать под водительством старцев Оптиной пустыни лишь около сорока лет. После октябрьского переворота монастырь закрыли в 1923 году. И все же за столь короткое время здесь удалось возвести прекрасный архитектурный ансамбль. Который был восстановлен после того, как обитель весной 1990 года вернули Русской православной церкви. Больше всего удивляет гигантский, пятнадцатиглавый Казанский собор, который стал украшением не только Шамординской обители, но и всей России. Подробнее – в программе «Вера. Надежда. Любовь».

Программа: Вера, Надежда, Любовь

Шамординский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Шамординский монастырь, Казанский собор

Не заметить монастырь нельзя — его главный храм расположен поблизости от деревни Шамордино, на вершине поросшей лесом горы. Высокий 15-главый собор, декорированный в русском стиле, издали кажется не то ожившей картиной Васнецова, не то шлемом витязя из древней былины. Уже у подножия вы почувствуете, что оказались в особенном месте. Доверьтесь своим чувствам — это действительно так.

Другая Россия

Коптящие трубы заводов и мануфактур, рев фабричных гудков — вот образ России конца 19 века. Но совсем рядом с промышленной Москвой, в тихой Калужской губернии незаметно происходит то, что в православии называют «духовным деланием». По благословению оптинского старца Амвросия в 1884 г. основывают новый монастырь — Казанскую женскую пустынь. За считанные годы обитель быстро разрастается, принимая даже самых бедных и обездоленных женщин — тех, кому дорога в другие обители была закрыта. Благодаря щедрым пожертвованиям московского чаеторговца С. В. Перлова возводятся многочисленные мастерские, монастырская трапезная, больница и главное украшение пустыни — Казанский собор. Перед первой мировой войной пустынь стала домом для почти тысячи монахинь и принимала паломников со всей России.

От монастыря к трудовой коммуне

Революция и гражданская война не пощадили обитель. Чтобы спасти монастырь от разорения и конфискации церковных ценностей, сохранить кров и пищу монахиням, в 1918 г. настоятельница игуменья Валентина (Розанцева) приняла непростое решение — просить новые власти о переименовании монастыря в трудовую коммуну. Нелегкий выбор… но он продлил жизнь обители на 5 лет. Лишь в 1923 г. монастырь расформировали окончательно: имущество было конфисковано, собор лишен крестов и обезглавлен, а окрестные земли передали соседнему колхозу. Изгнанных монахинь ожидали аресты, тюрьмы, ссылки и очень многих — мученическая смерть. Игуменья Валентина не увидела гибели монастыря и поругания святынь — она умерла в 1919 г.

Во время Великой Отечественной войны на территории пустыни располагался военный госпиталь. Сложно в это поверить, но хирурги в ходе многочисленных операций не потеряли ни одного раненого! Считать это чудом или нет, пусть каждый решает сам.

Возрождение

После 70 лет гонений Русская православная церковь начинает постепенно возвращать потерянное. 15 мая 1990 г. в ведение Московского патриархата передают и Шамординскую обитель. В том же году возобновляется монашеская жизнь и начинается реставрация построек. Самой трудной задачей было восстановление Казанского собора — в алтаре стоял проржавевший комбайн, стены закрывала огромная карта СССР, а пол было сложно разглядеть из-за груд мусора и битого кирпича. Лишь к 2005 г. собор удалось возродить в былом великолепии.

Реставрация обители во многом осуществлялась силами самих монахинь. Когда будете разглядывать великолепное убранство Казанского собора, вспомните о том, что иконы, витражи и вышитые бисером оклады — все это сделано в мастерских обители женскими руками.

Монастырь сегодня

Казанская Амвросиевская женская пустынь в наши дни имеет статус ставропигиальной. Это означает, что обитель подчиняется не епархиальному начальству, а непосредственно патриарху — таких монастырей за пределами московской области всего 5, и пустынь достойна высокого звания: помимо главного собора, в обители есть храмы в честь преподобного Амвросия Оптинского, храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и Троицкий храм. Нельзя забыть и купальню у «Живоносного источника», к которому ведет лестница из 200 с лишним ступенек, богадельню постройки 1902 г., больницу, старую водонапорную башню, больше похожую на средневековый донжон, а также трапезную, в которой гости могут отведать блюда настоящей монастырской кухни. Добавьте красоту среднерусской природы, великолепный вид на реку Серену со специально оборудованной смотровой площадки, тишину, спокойствие, кристально чистый воздух… и вы поймете — даже самому закоренелому атеисту стоит здесь побывать.

Практическая информация

Территория монастыря открыта для посещения круглый год ежедневно с 8:00 до 20:00. Визит бесплатный.

Точный адрес: Калужская область, Козельский район, Шамордино. Если вы на машине, то до деревни по навигатору, а дальше на глаз — курс на купола Казанского собора (расстояние от Москвы порядка 280 км).

Как добраться общественным транспортом: от метро «Теплый стан» автобусами на Козельск, Хвастовичи или Сосенский. Выйти нужно в поселке Каменки, не доезжая до Козельска. Далее либо местным транспортом, либо (для сильных телом и духом) около 10 км пешком по указателям на Шамордино.

Телефон для справок: (08442) 2-16-49.

Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь была основана в 1884 году по благословению преподобного Амвросия Оптинского. Она находится в живописнейшей местности в 12 км от Оптиной пустыни. Старец Амвросий (Гренков, 1812-1891) был «душой» монастыря. Все здесь начиналось и делалось по его благословению. Он входил во все дела, указывал места построек, непрестанно заботился о духовном окормлении сестер. Последние месяцы своей жизни старец также провел в Шамордине, здесь он и скончался, а молитвенным покровительством не оставляет обитель и поныне. С самого начала существования обители старец Амвросий, как чадолюбивый отец, собирал сюда всех немощных, обездоленных, слепых, хромых, сирот и вдов, не имеющих возможности поступить ни в какую другую обитель. Все они находили здесь покой и утешение.

Первой настоятельницей Шамординской общины была духовная дочь старца Амвросия — схимонахиня София (Астафьева, 1845-1888). Человек удивительной доброты, истинного благочестия, глубокого ума, она была достойной ученицей старца. Он называл ее своей «правой рукой». Под ее руководством начиналось создание общины. Матушка всю себя отдавала этому служению, не щадя ни сил, ни здоровья. Она скончалась в возрасте 42-х лет, пробыв настоятельницей всего около 3-х лет. Для сестер она была настоящей матерью. После ее кончины старец Амвросий говорил, что она свята.

В 1901 г. взамен старой домовой церкви был воздвигнут Казанский собор. Вслед за ним была освящена церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»при богадельне. Ее строительство осуществлялось по проекту калужского губернского инженера Б.А.Савицкого. Величавый 15-главый собор, напоминающий дворец из русской сказки, поражает своими размерами и в то же время изяществом. Построен он из красного кирпича, выполнен в так называемом «русском» стиле — с кокошниками, полуколоннами, щипцами, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон. Кровля храма с ее шатровыми завершениями — это целая симфония куполов и башенок. На северном и южном фасаде собора — шатровые крыльца, а на западном — арочный вход, который через галерею соединяет храм с трапезной.

Месторасположение Казанского собора было выбрано не случайно. Когда еще никто не помышлял о том, что здесь будет монастырь, тогдашнему владельцу Шамордина помещику В.П.Калыгину было такое видение: ему явилась прекрасная церковь в облаках, стоящая прямо над его домом. А 30 лет спустя на этом месте вырос Казанский собор. Строился он по проекту Сергея Владимировича Шервуда, сына академика Владимира Осиповича Шервуда — автора здания Исторического музея и часовни-памятника героям битвы под Плевной в Москве. Взору входящих в собор открывался прекрасный бело-золотой иконостас в 4 яруса перед главным приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. За алтарем, вдоль восточной стены, располагался еще витражный иконостас. Солнечные лучи, проходя сквозь цветные стекла, создавали в храме атмосферу возвышенной радости, так что эта церковь была поистине небом на земле. Собор имеет несколько приделов; основные из них — в честь святителя Николая и священномученика Игнатия Богоносца.

Главная святыня обители — Казанская икона Божией Матери. Преподобный Амвросий, увидев эту икону в первый раз, долго перед ней молился, а потом сказал: «Ваша Казанская икона несомненно чудотворная; молитесь ей и храните ее». Сейчас местонахождение этого первого чудотворного образа неизвестно. Но Заступница усердная и в подобиях икон своих возжигает новые светильники благодати. Как раньше, так и теперь, сестры обители обращаются с молитвой к Казанской иконе, уповая на милость и всесильную помощь Пресвятой Богородицы. В архитектурный комплекс обители кроме собора входят больница, богадельня с церковью в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», приют, кирпичный заводик, мастерские, типография.

Замечательна архитектура трапезной палаты и дома С.В. Перлова, созданных по проекту известного архитектора Р.И. Клейна. Они, как и вообще все здания монастыря, построены из красного кирпича в едином стиле и напоминают сказочные терема. В полукилометре от монастыря находится Святой источник. Комплекс монастыря был создан на средства Сергея Васильевича Перлова, одного из сыновей основателя чаеторговой фирмы Василия Алексеевича Перлова.

В начале 20 века число насельниц обители составляло более 800 человек. Помимо подсобного хозяйства сестры трудились в мастерских: иконописной, золотошвейной, башмачной, занимались фотографией, гончарным делом, ковроткачеством. 21 год провела в монастыре сестра Л. Толстого Мария. В 1890-м г. Лев Николаевич приезжал к ней и начал здесь работу над повестью «Хаджи-Мурат».

Многоскорбная судьба России отразилась и на Шамординской обители. В 1923 году монастырь был закрыт. Часть сестер расстреляна, часть сослана. Монашеские келии заселялись мирскими лицами, в Казанском соборе был размещен сельхозтехникум. Центральная часть храма была разделена на два этажа железобетонным перекрытием, купола снесены, в алтарной части сделан вход. Там, где раньше возносились молитвы, теперь стояли сельскохозяйственные машины, а в центральном алтаре в качестве наглядного пособия находился громадный комбайн. От грохота механизмов содрогались стены, разрушалась кладка… В больничном корпусе в 1950-х гг. располагалась сельская школа, в которой учителем русского языка и литературы работал только-только окончивший Тбилисский университет Булат Шалвович Окуджава. Жил будущий великий бард рядом, в одной из келий.

«Мерзость запустения», полуразрушенные здания, березки на крыше Казанского собора, — вот что увидели здесь первые насельницы монастыря весной 1990 года. Прежний облик монастыря можно было представить только по фотографиям. Началась работа. Вначале была отреставрирована богадельня с храмом «Утоли моя печали». Его новое освящение состоялось в мае 1990 года. Казанский собор восстановлен в начале 2000-х г.г.

Описание составлено по буклету «Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь, что в Шамордине» изданному обителью в конце 1990-х г.г., и публикациям в газетах «Вечерняя Москва» от 16 сентября 1997 г. и «Подмосковье-Неделя» от 28 июля 2004 г.

С русской стороны в сражении принимали участие примерно 11 000 человек и 46 орудий, командовал войсками князь А. И. Горчаков.
Против защитников Шевардинского редута Наполеоном было направлено около 35 000 человек и 180 орудий. Вся эта масса войск, охватывая редут с севера и юга, пыталась окружить войска князя А. И. Горчакова.
Шевардинский редут был сооружен русскими как передовой опорный пункт Бородинской позиции. Его оборона должна была дать возможность русским войскам выиграть время для завершения земляных работ на Бородинских укреплениях, уточнить группировку сил наполеоновских войск и направление их главного удара.
Сражение за Шевардинский редут выдалось довольно жаркое. Только к наступлению темноты Кутузов приказал отвести русские войска к основным укреплениям и оставить редут «за ненадобностью». Удерживать отдаленный от прочих позиций редут было бессмысленно. Военный гений добился своего, так как получил достаточно времени, чтобы дать возможность основной русской армии занять необходимые ей позиции и подготовить дополнительные укрепления.

Общие потери двух сторон в боях вокруг Шевардинского редута были весьма ощутимыми- примерно по 6000 тысяч человек.
Сражение за Шевардинский редут стало прологом всей Бородинской битвы. Каждая сторона в определенном смысле добилась своего. Кутузов успел подготовиться к генеральному сражению, а Наполеон наглядно продемонстрировал мощь своей армии.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *