Опрос на улицах Москвы показал, что милосердия не хватает всем, но люди понимают это слово по-разному. Отвечали полицейский, студент-медик из Малайзии, «Владимир Ленин», писатель, офицер, историк философии и другие

Отвечают полицейский, студент-медик из Малайзии, «Владимир Ленин», школьница, писатель, офицер, израильский инженер на пенсии, историк философии, начальник юридического отдела из Челябинска. Опрос на улицах Москвы показал, что милосердия не хватает всем, но люди понимают это слово по-разному.

Павел, 24 года, полицейский

– Что для вас милосердие?
– Это доброта.

– Нужно ли в современном мире милосердие?
– Конечно, нужно, потому что мир стал жестоким. Люди стали более эгоистичными, это проявляется в жадности каждого отдельного человека. Потому что каждый человек хочет выжить в данной среде и не хочет помочь другому. А помогать нужно всем.

– Даже тем, кто сам виноват в своей беде, например алкоголикам?
– Если человек неизлечим, то это же не значит, что ему нельзя помочь.

– Приходилось ли вам сталкиваться с милосердием в своей жизни.
– Я сирота, и родственники взяли меня в семью и довольно сильно мне помогли в плане воспитания, становления идей, мыслей и мечты на будущее. Для меня это много значило. Если потеряешь обоих родителей, то нет особого желания к чему-то стремиться.

– В вашей работе есть место милосердию?
– Вот поймали мы какого-то преступника, который ограбил человека. А сколько людей пострадали? У кого-то он, может быть, последнее забрал? Его поимка – это милосердие по отношению к тем, кто мог стать следующей жертвой.

– Расскажите какой-нибудь конкретный случай из вашей жизни.
– Была драка на вокзале. Я был одет не по форме и шел по вокзалу, увидел, как незнакомые мне люди дерутся, и я их разнял.
–Как вам это удалось, это же не так просто?
–Ну как, репа то не маленькая.

Игорь, 30 лет, начальник юридического отдела компании по производству насосного оборудования

– Что для вас значит милосердие?
– Это сострадание не только к близким, но и вообще, ко всем окружающим. Сочувствие, выражающееся в определенной помощи людям в трудные для них моменты.

– Нужно ли милосердие в современном мире?
– Обязательно. Без милосердия никуда. Если у нас в наших сердцах не будет милосердия, то мы и людьми себя считать не имеем права. Без милосердия появляется равнодушие к общим проблемам, человек начинает замыкаться на себе, на своих благах, становится безразличным. Я считаю, у нас такого не должно быть в обществе.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Я лично и наша компания помогаем детскому дому и дому престарелых в Челябинской области. Мы организуем детские праздники, недавно построили игровые площадки, а в дом престарелых собираем необходимые вещи. Есть группа людей, которые проявляют неравнодушие. Это не только личная вера, но еще и воспитание.

Аравинден, студент-медик из Малайзии

– Что для вас значит милосердие?
– Милосердие – это когда один человек помогает другому, это должно происходить везде. Милосердие нужно, чтобы снять груз с плеч некоторых людей.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– На прошлой неделе я ехал в метро, и одна дама ехала с большой сумкой и не могла спуститься. Она попросила меня о помощи, и я помог ей, а потом пошел дальше. А дальше была еще одна лестница, и я решил дождаться женщины и помочь ей еще раз, и она сказала «спасибо большое».

– В вашей стране больше милосердия?
– Да, конечно. Я живу в России три года. Жизнь людей здесь и в Малайзии сильно отличается. Я не вижу здесь людей, которые помогают окружающим. Между тем, это обычное дело в моей стране, я это видел множество раз. Где бы ты ни был, если у тебя на улице что-то случилось, к тебе подходят и спрашивают «чем могут вам помочь». А здесь люди просто проходят мимо и не обращают внимания, им все равно.

«Владимир Ильич Ленин»

– Что для вас значит милосердие?
– Если жалеть человека, который сам себе вредит, сам себя в гроб загоняет, например, пьяниц, то это не милосердие. Наверное, их не стоит жалеть, потому что они сами выбрали себе дорогу. Но если человек заболел или как-то иначе попал в беду по независящим от него причинам, тогда естественно можно проявить милосердие.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Я в своей жизни стараюсь больше надеяться на свои силы и больше сам помогаю, чем мне помогают. Несколько раз было, что и мне помогли, но в основном препятствуют. Здесь, например, наши доблестные органы сделали преступников, таскают и таскают в свое отделение.

Я подарил племяннику квартиру. Дочке оставил другую квартиру. А когда уйду, то сразу осчастливлю большое количество родственников, потому что заработал не Ленине за 20 лет на четыре квартиры и собираю на пятую.

Когда я начинал, то надеялся, что у меня будет собственный самолет – так резво все начиналось. Но вдруг всего этого не стало, поэтому остановился на квартирах.

С меня начали копировать образ, но другим «Ленинам» как-то не везет. Я думал, кто-нибудь меня превзойдет, появится нормальный, достойный Ленин. Когда они приходили, от меня зависело, оставить их здесь или нет – я имел влияние на милицию. По доброте своей я решил ладно, пусть работают. Мало того, дарил им вещи с собственного плеча, то пиджак, то кепку. Но все они начали вместо того, чтобы идти вверх, опускаться, стали алкоголиками. Деньги легкие, под рукой, они их зарабатывают и сразу пропивают. Получилось, что вместо добра я причинил им зло.

Евгения, 16 лет, школьница

– Что для вас значит милосердие?
–Сейчас так мало милосердия и у нас, и везде. Люди помогают только если заболел, например, ребенок, и надо его вылечить, но и то очень мало. Люди становятся злыми, становится меньше добра, мир деградирует.

– Почему вы так думаете?
– Из-за людей, их поступков. Люди и знакомые мне, и незнакомые в интернете смеются над больными, над немощными. Это плохо, и это я считаю злым. Или они говорят в лицо одно, а за спиной могут говорить совсем по-другому, и на самом деле они оказываются совсем другие, скрывают свои эмоции и свой характер.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Я помогаю больным детям или могу немного денег подать прохожим на улице или положить в ящик для сбора на какую-нибудь операцию. Могу помогать родным, в том числе душевно. Например, если у них проблема, то можно подсказать решение, а если человек плохо себя чувствует, то помочь ему добрым словом, как-нибудь поддержать. Может, это и есть милосердие?

Сергей Павлович, писатель, бывший энергетик

– Что для вас значит милосердие?
– Милосердие это сложное понятие. Для некоторых людей милосердие – это так, знаете, развлечение. А настоящее милосердие – это когда ты отдаешь последнее и действительно хочешь помочь кому-то.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Я писатель и эту тему тоже прорабатывал. За всю жизнь, а она у меня была большая, так чтобы по-настоящему милосердие, такого не было. Доброта была, забота, а милосердия – не было. Милосердие это что-то более высокое.

В мое время люди как-то лучше относились друг к другу. Так воспитывают сегодня – ты должен сам побеждать, быть эгоистом и все пробивать в этой жизни. Основа сегодняшней жизни – конкуренция.

Вот я читал, что Шварценеггер за годы своей актерской карьеры в своих фильмах убил 549 человек. Хотя он не очень много убивал, а больше красовался. Такие фильмы немножко вызывают жестокость. Особенно много в детских играх, непрерывно убивают и убивают. Для многих сейчас убийство человека – это уже так, ничего особенного.

Я четыре года жил на Кубе, там милосердие может быть проявить сложно, потому что все с одинаковым уровнем достатка, но люди там были добрее.

Н., 39 лет, историк философии и религии

– Что для вас значит милосердие?
– Никогда не задумывалась об этом. Русский язык такой богатый. Составное слово – милующее сердце.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– По отношению ко мне – да. С моей стороны – намного реже. У меня, например, очень тяжело заболела мама, у нее нашли рак, и я фактически осталась одна с этой бедой. Я заканчивала институт, поступала в аспирантуру, и денег у меня не было совсем, а оплачивать надо было все.

Я сразу подготовилась к тому, что попаду в страшную передрягу, чуть ли не до продажи квартиры. Все люди, с которыми я встречалась, может быть, видя мой возраст, не взяли с меня ни копейки, все врачи помогали как могли. А когда надо было заплатить очень большие деньги за химиотерапию, они сделали так, что мы смогли получить ее бесплатно.

Я вылечила маму. От меня не потребовалось продавать квартиру, хотя я бы это сделала. Для меня это был колоссальный акт милосердия, абсолютно не банальный. Причем сопли никто не разводил – есть у человека работа, и он ее делал. Очень конкретно, очень спокойно, меня буквально водили за руку по этапам лечения. И я пришла немного в себя. В итоге врачи сохранили не одну, а две жизни.

– Что, вы совсем никому не помогали?
– Почему никому? Что я, совсем урод что ли? Деньги я даю, просто целенаправленно – не нищим, а конкретным людям, которых я знаю. Старым, соседям, близким. Я не совершаю каких-то поступков. Это очень просто, делать какие-то посильные конкретные вещи, без совершения «акта милосердия». Покупаю, например, достаточно дорогие лекарства одинокому человеку, который не может их купить.

Или моя мама лежала в палате, в которой было девять человек. Нет ни санитарок, никого. Приди, помоги, убери, правильно? Все в пыли, убери ты эту пыль, людям дышать легче станет. То есть какие-то элементарные вещи. Не думаю, что это милосердие. С другой стороны, людям полегче стало, доброе слово от меня услышали. Может быть, боль несколько уменьшилась.

Константин, 41 год, офицер

– Что для вас значит милосердие?
– Как гражданин России я считаю, что милосердие – это бескорыстная помощь.

– Нужно ли милосердие и почему?
– Нужно обязательно, потому что оно является одной из основ общества. Если в обществе отсутствует милосердие, то оно само себя погубит. Воины, идущие на войну, должны быть уверены, что если они погибнут, их семьи будут поддержаны. А воины, вернувшиеся с войны, должны быть уверены, что их государство тоже поддержит. Так же и социальные катаклизмы, которые дорого обходятся многим слоям общества.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Конечно. Я долго служил в Азии, приходилось спасать людей, которые попадали в тяжелые ситуации. Мы там служили, места пустынные, поселки через 150-200 километров, а морозы зимой бывают по 30-40 градусов.

Ситуации разные были: техника ломается, местное население, охотники, иногда застревали в глуши, мы их спасали. На стойбищах до сих пор сакманщиками работают без документов славяне, в том числе русские. Они бегут из рабства, их ловят, это ни для кого ни секрет. Беглых мы тоже спасали.

Эйтан Дегани, пенсионер из Израиля, бывший инженер

– Что для вас значит милосердие?
– Это способность одного человека действовать с любовью по отношению к другому человеку или множеству людей, или к животным. Это способность давать другому. Лично для меня милосердие это действовать с личным чувством по отношению к другим. Я не уверен, равняется ли милосердие состраданию. Сострадание – это видеть другого с высшей точки зрения, понять, чего он хочет, и помочь ему с этим.

– Нужно ли милосердие в современном мире?
– Не знаю, понимает ли кто-нибудь мир, если только он не смотрит на него с религиозной точки зрения. Религиозная точка зрения дает общую картину с Богом и так далее. Мир нуждается в милосердии. Чем больше мир стремится смотреть на все с точки зрения экономики, тем меньше он замечает людей. Он думает только о развитии, о том, как заработать больше денег, и он не заботится о людях.

То же самое можно сказать про политиков и олигархов. Вы слышали про 99%, что элита составляет менее 1% населения, и им принадлежат все богатства? Это несправедливость по отношению к остальным людям. Повсюду в мире сейчас восстания и беспорядки. В Испании, России, в США на Уолл-стрит. Конечно, правительства действуют без сострадания. Они действуют с точки зрения того, как управлять людьми. А я бы хотел, чтобы политики смотрели на людей с большим состраданием, а не с этой эгоистичной точки зрения «как сохранить правительство». Да и некоторым религиям нужно больше сострадания.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Да, вчера мы остановили такси… Надеюсь, это не пойдет в КГБ? Нет? Хорошо. Мы увидели женщину с табличкой и попросили водителя такси остановиться. Она выглядела бедной, а на табличке было написано, что у нее двое детей. Все трое из нас, сидевшие в такси, дали ей немного денег. Это произошло просто автоматически.

Духовная поддержка

Страдание – это не проблема, требующая решения,

и не вопрос, требующий ответа,

это тайна, требующая присутствия.

Наша духовность не измеряется лишь тем, в какой храм мы ходим и ходим ли вообще. Духовная составляющая включает наши представления о цели и смысле жизни, о том, в чем смысл существования в мире. Для многих людей, чувствующих, что их жизнь подходит к концу, духовные вопросы очень важны. Может оказаться, что духовный человек начинает сомневаться в своей вере. Человек, который никогда не был религиозным, начинает задаваться вопросами:

  • Что случится, когда я умру – есть ли жизнь после смерти?
  • Почему я заболел? Может, Бог меня наказал?
  • В чем ценность моей жизни?

Кто обретает смысл в борьбе с чувством вины, гнева и отчаяния. Кто-то хочет обрести прощение, мир в душе надежду. Если мы игнорируем эти вопросы, то, облегчая физические симптомы, мы оставляем пациента с его «духовной болью». Чтобы понять, как лучше организовать духовную поддержку, мы должны узнать об убеждениях и заботах пациента. Иногда нам трудно спрашивать о таких вещах, и мы лишь видим в человеке христианина, мусульманина или индуиста, вместо того, чтобы узнать о духовном пути человека, о том, что скрывается за этими названиями.

Вот несколько полезных вопросов:

  • Что для вас самое важное?
  • Что помогает вам переживать трудные времена?
  • Есть ли у вас вера, которая помогает вам обрести смысл жизни?
  • Вы молитесь когда-нибудь?

Слушание – один из «важнейших инструментов» для оказания духовной поддержки. Наша задача состоит не в том, чтобы говорить, что и о чем должен думать пациент, а в том, чтобы быть с ним, когда они ищут ответы на свои вопросы.

Никто не определит для вас смысл вашей жизни, его нужно искать и обрести.

Если пациенты спрашивают нас о наших убеждениях, мы можем поделиться с ними, но мы ни в коем случае ни должны навязывать наши взгляды. Мы можем помолиться вместе с пациентом или за него, если пациенты и те, кто за ним ухаживают, не чувствуют неловкости.

Внимание к потребности иметь предметы, являющиеся для пациента священными, может оказаться очень важным и значимым для пациента. Это дает им возможность исповедовать свою веру и обретать покой.

Духовная помощь нужна не только пациентам, но и их родственникам, а также персоналу хосписа, ежедневно соприкасающимся с человеческими страданиями и смертью подопечных. По благословению Владыки Филарета протоиерей Александр (Стреха), настоятель религиозной общины «Приход храма Великомученика Георгия Победоносца в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви», приступил к служению в хосписе в сентябре 2006 года.

За время сотрудничества с Православной Церковью на базе хосписа образовался небольшой «приход», в котором еженедельно приступают к таинству исповеди и причастия 10 -15 человек, совершаются церковные таинства для больных, проводятся беседы на духовно-нравственные темы, организуются вечера памяти. Духовная поддержка пациентов и их семей продолжается и после выписки их из больницы. Опека хосписом близких, переживших утрату, продолжается в течение года.

Служение протоиерея Александра в хосписе отмечено благодарственным письмом Мингорисполкома в адрес Митрополита Минского и Слуцкого Патриаршего Экзарха вся Беларуси Филарета.


Сегодня День Памяти игуменьи Марии, в миру Маргариты Михайловны Тучковой. Она скончалась 12 мая 1852 года и была погребена в Спасском храме, возведённом на Бородинском поле около места, где погиб её супруг — генерал Тучков, рядом с сыном. Удивительным образом день этот совпал с Международным днём медицинской сестры, который тоже отмечается 12 мая в день рождения англичанки Флоренс Найтингейл. Во время Крымской войны (1853-1856) она создала первую службу сестёр милосердия, куда могли поступить все желающие.
В России история сестринского дела имеет значительно более глубокие корни. Основал профессию медсестры ещё Пётр I в 1722 году, а первой сестрой милосердия по праву можно считать Маргариту Михайловну Тучкову (1781-1852).

Маргарита Михайловна Тучкова родилась 2 января 1781 года в семье знатных и богатых родителей. Ее отец подполковник М.П. Нарышкин (из рода Нарышкиных, к которому принадлежала мать Петра I), и мать, княжна В.А. Волконская, дали дочери прекрасное домашнее образование и воспитание. К пятнадцати годам она владела тремя иностранными языками; рисовала пером и кистью, не только прекрасно исполняла на фортепьяно пьесы Бетховена и Моцарта, но и вдохновенно импровизировала, великолепно пела на светских вечерах, имела познания в ботанике, географии, логике, анатомии. Она не отличалась особой красотой, но была умна, стройна и обаятельна.
Кроме Маргариты, в семье Нарышкиных росло ещё пять дочерей и два сына. Варваре Алексеевне Нарышкиной, матери Маргариты, принадлежал дом в Москве на Пречистенском (Гоголевском, дом 10) бульваре. Здесь прошло детство всех детей семьи Нарышкиных.

В 16 лет заботливые родители выдали Маргариту замуж за Павла Михайловича Ласунского, сына генерал-поручика М.Е. Ласунского. Маргарита была юна, и не сопротивлялась воле родителей, тем более что жених был хорош собой и отлично говорил по-французски. Брак был кратковременным и неудачным, Ласунский оказался кутилой и игроком. Об этом узнала мать Маргариты и потребовала немедленного развода. Репутация молодого Ласунского была уже настолько подпорчена, что развод был получен легко. Маргарита получила позволение вернуться в дом родителей под именем девицы Нарышкиной.
С Александром Тучковым Маргарита познакомилась ещё в пору первого несчастливого замужества. Молодые люди полюбили друг друга. Узнав о разводе, он не замедлил посвататься. Но Нарышкины были так напуганы неудачей первого брака дочери, что ответили отказом. Они долго не давали согласия на её второй брак. Венчание состоялось только в 1806 году и для 25-летней Маргариты Михайловны наступили короткие годы счастливого замужества. Она гордилась красотой мужа, которого сравнивали в обществе с Аполлоном, его храбростью и доблестью.

Во всех заграничных походах Маргарита не разлучалась с мужем и разделяла с ним все трудности военной жизни. Часто ей приходилось следовать за мужем верхом в форме денщика, спрятав косу под фуражку. Известно, что женщинам в то время было запрещено находиться при армии в походе. В её лице впервые в русской армии появилась сестра милосердия. Она создавала пункты питания для голодающего населения в местностях, охваченных боями. В Финляндской кампании она жила в лютую стужу в палатке, ей приходилось пробираться с войсками среди снежных заносов, переправляться через реки по пояс в ледяной воде. В 1812 году Маргарита Михайловна уже не могла следовать за мужем — она родила сына Николеньку. Было решено, что проводив мужа до Смоленска она вернётся к родителям в Москву. Из Москвы Нарышкины уехали в своё костромское имение, Маргарита Михайловна пожелала остановиться в уездной Кинешме.
По преданию Маргарита Михайловна предчувствовала гибель мужа: во сне она услышала слова «Твоя участь решится в Бородине». Она и муж безуспешно искали на карте название селения и не нашли его в карманном географическом атласе. Вещий сон сбылся 1 сентября 1812 года, в день ее именин, когда брат Кирилл Нарышкин, бывший адьютантом Барклая-де-Толли, привёз известие о смерти генерала Тучкова.

В октябре 1812 года Маргарита поехала на поле битвы искать тело мужа: из письма генерала Коновницына она знала, что Тучков погиб в районе Семёновского редута. Поиски среди десятков тысяч павших ничего не дали: тело Александра Тучкова так и не было найдено. Маргарита вынуждена была вернуться домой. Перенесенные ею ужасы так отразились на её здоровье, что некоторое время домашние опасались за её рассудок. Немного оправившись, она приняла решение построить на свои средства на месте гибели мужа храм. Она продала свои бриллианты и при содействии императрицы Марии Фёдоровны купила три десятины земли, где в 1818 году начала строить Храм Спаса Нерукотворного. Наблюдая за постройкою церкви, Тучкова жила с сыном Николаем и его француженкой-гувернанткой в небольшой сторожке.

В 1820 году церковь освятили во имя Нерукотворенного Образа Спасителя. 26 августа 1820 года, в годовщину Бородинского сражения, в нише справа от иконостаса была помещена икона Спаса Нерукотворного из полковой походной церкви Ревельского пехотного полка, шефом которого был генерал-майор А.А. Тучков. Церковь, построенная в стиле ампир по проекту неизвестного архитектора круга О.И. Бове — Д.К. Жилярди, стала первым архитектурным памятником героям сражения на Бородинском поле.
В 1852 году здесь же была погребена игуменья Мария (в миру М.М. Тучкова), основательница и первая настоятельница Спасо-Бородинского женского монастыря. В 1896 году в Спасском храме был погребен брат М.М. Тучковой — Александр Михайлович Нарышкин

По предложению М.М. Тучковой, ежегодно 26 августа в Спасском храме проводится соборное поминовение всех воинов, погибших в Бородинской битве. Панихида и крестный ход по полю сражения от флешей Багратиона до Батареи Раевского вошли в традицию.

Слева от входа, над символической могилой генерала установили белый мраморный крест с надписью у подножия: «Помяни, Господи, во царствии Твоем Александра, на брани убиенного».
Поcле гибели мужа Тучкова полностью посвятила себя воспитанию сына. Николай Тучков был записан в Пажеский корпус, но по слабости здоровья жил при матери. Он рос, не зная шумных и резвых игр, все любили его за сердечную мягкость и доброту. Маргарита Михайловна не могла нарадоваться на сына, но её беспокоило его слабое здоровье, доктора уверяли, что он с годами окрепнет. Но в 1826 году Николенька простудился, его лечили лучшие врачи. Все они утверждали, что опасности нет, мальчик обязательно поправится. Успокоенная Маргарита Михайловна проводила врачей, а через несколько часов её 15-летний сын неожиданно умер. Она похоронила сына на Бородинском поле, в склепе под Спасским храмом, начертав на надгробной плите слова пророка Исайи: «Се аз, Господи, и чадо, еже ми дал еси!» (Ис. 8, 18).
Ссылка брата Михаила — декабриста, в Сибирь, смерть отца в 1825 году и сына окончательно сразили Тучкову. Теперь ничто уже не держало её в миру. Она переселилась навсегда в свою сторожку на Бородинском поле.
К бородинской отшельнице стали приходить и селиться вокруг сторожки девицы и вдовы разных сословий, ищущие молитвы и уединения. Маргарита Михайловна не отвергала ни одного человека, утешала, благотворила, и так, незаметно для себя, стала душой этого женского общества. В 1833 году община получила официальный статус Спасо-Бородинского богоугодного общежития, а с 1 января 1838 года — Спасо-Бородинского второклассного женского монастыря.
Число насельниц росло с каждым днём. Здесь царила атмосфера любви, взаимопомощи и всепрощения.
На 1836 -1840 годы пришлось строительство монастырских зданий: стен, колокольни, келейного корпуса с трапезной и теплой церковью.
Монастырь стал известен в России и обрел многих благотворителей. Постоянными жертвователями были князь В.В.Долгоруков, княгиня Т.В.Юсупова, князья Потёмкины, граф Шереметев, графиня А.Г. Толстая и многие другие. М.М. Тучкова дала своим ярославским крестьянам вольную и их плату за аренду земли внесла в общую казну, туда же шла и ее генеральская пенсия. Спасо-Бородинский монастырь находился под покровительством Российского царствующего дома.
Маргарита Михайловна искала утешения в помощи несчастным и бедным: помогала окружающему населению, лечила больных и привлекала желающих разделить с ней труды на пользу ближнего. В 1838 году Тучкова приняла малый постриг под именем инокини Мелании, а 28 июня 1840 года была возведена в сан игуменьи с наречением имени Мария. Имя Марии было выбрано в память о происшествии, случившемся с ней в день второй свадьбы: навстречу новобрачной бежал юродивый с криком: «Мария, Мария, возьми посох!».
С 1844 года игуменья Мария стала хлопотать о сооружении в обители соборного храма. Собор был заложен в сентябре 1851 года за год до ее кончины. Строился он по проекту известного московского архитектора М.Д. Быковского в традициях русско-византийского зодчества. 5 сентября 1859 года собор был освящен во имя чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, так как день Бородинского сражения совпал с днем празднования Сретения этой иконы 8 сентября по н. ст.

Средства на строительство собора собирались по всей России, главным образом среди солдат и офицеров гвардейских частей российской армии. Собор Владимирской иконы Божией Матери стал доминантой архитектурного ансамбля Спасо-Бородинского женского монастыря.
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенный в 1874 году на средства императора Александра II по проекту неизвестного архитектора (предположительно М.Д. Быковского), завершил архитектурный ансамбль Спасо-Бородинского монастыря. Храм был трапезным — на его втором этаже совершались трапезы, на первом этаже располагалась монастырская кухня, а в одноэтажной пристройке — хлебная палата. Службы в храме проходили по престольным праздникам. В 1987 году, к 175-летию Бородинского сражения, была завершена реставрация храма, и в нём открылся выставочный зал.
Сейчас в трапезной церкви находится «Военная галерея Бородинского поля».В экспозиции представлены 73 портрета генералов и офицеров русской армии. Это все графические изображения участников Бородинского сражения, которые к настоящему времени удалось собрать в коллекции Бородинского музея-заповедника. Среди них не только прославленные полководцы, но и малоизвестные генералы.
Все гравюры и литографии созданы в первой половине XIX века. Многие из них исполнены на основе прижизненных портретов известными граверами А.Г. Ухтомским, А.А. Флоровым, С. Карделли. Часть портретов выполнена Г. Доу и Т. Райтом по живописным оригиналам автора Военной галереи Зимнего дворца английского портретиста Джорджа Доу. Образы героев Бородина дошли до нас и благодаря литографиям И.А. Клюквина, К. Крайя и И. Песоцкого.
Более трети представленных в экспозиции военачальников были ранены или контужены в сражении.
Следами огненного вихря, бушевавшего на Бородинском поле 26 августа 1812 года, являются и археологические находки, представленные в витринах.
Ежегодно 12 мая в день кончины игуменьи Марии в церкви Спаса Нерукотворного служится панихида. Последними её словами были: «Дайте мне видеть свет, отпустите меня».
Замечательный рассказ о трагической истории жизни Маргариты Тучковой можно почитать в дружеском ЖЖ eho_2013 Вещие сны Маргариты Тучковой
Источники информации:

Все началось в то время, когда у меня на руках умерла мать. Тяжело, грустно – все это пустые слова. По сравнению с тем, что творится внутри любые слова будут ничтожны и пусты. Я много думал о самоубийстве, но в моей жизни появился прекрасный человек, любимый мой духовный отец, благодаря которому, я сейчас это пишу.

Протоиерей Константин Пархоменко

Со временем и его помощью, я пришел к выводу, что в память матери должен служить людям, помогать им, как помогала она. Два года назад я понял, что в жизни повидал немало, и через Интернет я познакомился с людьми, которые сами болели, или же у них были больные родственники. Я стал общаться с ними – кому-то полегчало. Как это работает? Я не психолог, ни какой-то там «гуру» или «волшебник», я просто общаюсь с людьми и умею слушать. Само собой, я не даю никаких гарантий, что именно я вам помогу – давать гарантии в том, что касается человеческой души — могут лишь шарлатаны. Вы просто пишите мне на адрес chernorizec@mail.ru письмо о себе (с пометкой «Скорая духовная помощь»), о своих проблемах, и мы беседуем, пытаемся вместе разобраться, ваши проблемы становятся частично моими, а Господь поможет их решить. Повторюсь, что никаких результатов я не гарантирую, но убеждаю вас, что по этому адресу для каждого найдется крупица тепла. Также вы можете воспользоваться контактной формой на странице контакты, указав в теме сообщения «Духовная помощь».

В мире стало мало доброты –
Вот мое плечо.
Я – такой же странник, как и ты,
Деньги не причем!
У летающих во сне
Денег не было, и нет…
Александр Розенбаум

Естественно, что это совершенно бесплатно. Захотите поблагодарить – поставьте свечку в храме в Светлую память приснопамятной Ирины (моей мамы), ведь именно в ее память я этим занимаюсь

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *