В наши дни от деревни Кривель до скита была проведена дорога, линия электропередач, появился мост через реку Пару, были построены несколько домов, братские корпуса, дом наместника, гостиница для паломников в Кривеле, гостиница в скиту с трапезной для братии. Скит продолжает строиться. Постоянно увеличивается число насельников. Сейчас здесь собрана братия из разных уголков нашей страны: Сибири, Молдавии, Cанкт-Петербурга, Москвы и Ростова. Они разные по возрасту: есть схимник, которому за 70, есть молодые братия, которым едва исполнилось 20. Каждый из них нашел в скиту свое место. Обычно сюда посылают молодых, чтобы они вкусили монашеской жизни: здесь утром и вечером совершаются богослужения, есть молитва и труд, природа, уединение, тишина – здесь можно найти себя, проверить свое желание и готовность оставить мир, получить первый опыт послушания, терпения, смирения. Человек, пришедший в монастырь, в скиту может оценить, устраивает ли его такая жизнь, ищет ли он монашества или, может, его призвание в чем-то другом. Ведь пора послушничества – пора испытаний. Если человек находит себя здесь, он остается, если нет – уходит и ищет какой-то другой путь к спасению.

В скиту каждый насельник имеет свое постоянное занятие –послушание, которое назначает настоятель скита. Основные послушания связаны с богослужением; одни служат и исповедуют, другие помогают во время службы в алтаре, читают и поют на клиросе. Помимо богослужебного послушания каждый трудится и для братии: в трапезной, в библиотеке, в саду и огороде, на пасеке. Скит полностью обеспечивает себя всем необходимым, скитские насельники собирают и заготавливают на зиму грибы, ягоды, ухаживают за садом; для нужд монастыря выращивается картофель и другие овощи. Неподалеку от скита братия вырыли пруд, где разводят рыбу.

Ежедневно, в будние дни в 5:30 утра, насельники скита собираются в храме Преподобного Сергия Радонежского: служится полунощница, утреня, часы и изобразительны. Вечером служба совершается в 16 часов, а после нее братия крестным ходом обходят территорию скита с иконой Божией Матери «Спорительница хлебов», прося помощи и благословения городам, селам, нивам, и каждому дому.

По древней традиции в скиту принимаются записки с именами усопших для поминовения на Псалтири: каждый день братия молятся о наших умерших родственниках и близких, просят милостивого Бога простить им все согрешения и даровать Царствие Небесное.

В воскресные и праздничные дни службы совершаются по полному чину в двух храмах: в скиту – в храме Преподобного Сергия Радонежского, и в селе Михеи – в храме Архангела Михаила. Накануне праздника вечером совершается всенощное бдение, а в день самого праздника – Божественная литургия. По воскресеньям после Литургии братия служат молебны перед иконами Божией Матери «Всецарица» и «Неупиваемая Чаша». На престольные храмовые праздники – на Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (21 ноября) и на память Преподобного Сергия Радонежского (18 июля и 8 октября) – приезжают братия монастыря во главе с наместником монастыря архимандритом Алексием. В эти дни богослужения особенно торжественны.

В скиту – обширная пасека: на ее территории находится более 300 ульев, омшанник (место для зимовки пчел), сотохранилище, дом пчеловода.

В 2009 году на Подворье было закончено строительство столярных мастерских. Они оборудованы современными деревообрабатывающими станками производства Германии и итальянской фирмы Gridgio: 4-х сторонний станок, рейсмус, форматно-раскроечный станок, шлифовальный, токарный и фрезерный станки, на которых трудятся квалифицированные работники. Столярная продукция изготавливается из различных материалов: сосна, ясень, липа, лиственница. В мастерских можно заказать практически любую столярную продукцию, погонаж, церковную утварь и мебель.

26 апреля 2010 года состоялось освящение и новой пекарни. На сегодняшний день отлажена технология выпечки белого и серого хлеба, работает кондитерский цех. Весь ассортимент хлебопекарной продукции можно приобрести непосредственно в пекарне (кирпичное здание за трехэтажной гостиницей).

Гефсиманский Черниговский Скит

Гефсиманский Черниговский Скит является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви. Скит основан в 1844 г. наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры прп. Антонием (Медведевым) при деятельном участии свт. Филарета (Дроздова). В 1847 г. при ските основано Пещерное отделение блаженным схимонахом Филиппом. Уединённая живописная местность привлекала монахов, жаждущих безмолвия, и скит вскоре стал местом тихого пристанища для более чем 400 монахов. После революции 1917 г. скит, как и большинство храмов и монастырей России, был закрыт. Монашеская жизнь вновь возродилась в скиту в 1990 г.

«Скит» (на коптском языке «шиет») – пространная равнина. Так называлась дикая песчанная местность в Египте, начало пустынножительства в которой положил прп. Макарий Египетский в IV в. Впоследствии этим же именем стали называть подобные уединённые места, устраиваемые при некоторых монастырях для искавших безмолвия и жаждущих более сторого подвижничества монахов. Гефсиманским скит назван в честь Иерусалимского сада, где погребена Богоматерь, а Черниговским – в честь Её чудотворной Черниговской иконы, прославившей скит в конце XIX века.

Теперь скит открыт для паломников, желающих поклониться его святыням, и всех, кто хочет узнать историю монастыря, увидеть его достопримечательности – пещерные храмы, монашеские кельи и святой источник. Помимо пещер скит известен уникальным архитектурным ансамблем храмов, построек и монастырских стен, сохранившихся доныне.

Переступая порог святой обители, следует помнить, что скит — особый дом молитвы, уединения от мира. Уважая святость места сего, следует знать и выполнять несложные правила: необходимо сохранять скромный и благопристойный вид. Мужчинам нужно быть в рубашках и брюках, женщинам — в юбках и с покрытыми головами. Женщины в брючных костюмах, джинсах или коротких юбках могут получить юбку при входе в храм.

Кривель
Река Пара, родившись в Тамбовской области, без промедлений устремляется строго на север, где недалеко от Шилово впадает в Оку. Её направление на карте похоже на прямую линию. Вот только на сапожковской земле Пара вдруг отклоняется на юго-запад, описывая замысловатую петлю, будто склоняясь перед непреодолимым препятствием. Здесь, на её левом берегу, лежит село Кривель, своим названием метко характеризующее чудное поведение реки. Впервые Кривель упоминается в писцовых книгах за 1676 год. В 1686 году здесь отстроена церковь из дерева во имя святого Дмитрия Солунского. В приходе значилось два двора помещиков, два драгунских двора, 24 крестьянских и два двора бобыльских. Простояв почти сто лет, церковь пришла в негодность, и на её месте выстроили новую с тем же названием. Вторая церковь тоже была деревянная, потому до наших дней не дожила.
Мёд
Ядро кривельской излучины Пары занимает обширный древний песчаный останец. Это место в народе за непривычную высоту называют Бугром, а за красивые виды и плодотворную рыбалку не иначе как Сапожковский Куршевель. В современную эпоху купли-продажи земли кривельский холм просто обязан был уйти в частные руки, ― кажется, здесь не найти более удачного места для коттеджа. Между тем на склонах бугра нет ни одной деревеньки. Но местный краевед Николай Николаевич Поляков обнаружил в песках кривельской горы каменный топор, наконечники копий и стрел, каменные грузила и даже бронзовые украшения древних модниц и передал их в музей краеведения Сапожка. Археологи обнаружили сохранившийся вал древнего городища, доказав, что жизнь здесь кипела уже в каменном и раннем железном веках. Причём кипела до середины XX века ― вдоль дороги на Бугор ещё сохранились фундаменты и развалины кирпичных построек. Впрочем, жизнь отсюда ушла, но вернулась, правда, совсем в другой форме.
От села Кривель идёт асфальтовая дорога, где бетонный мост соединяет берега Пары. Дальше дорога постепенно поднимается на бугор и, миновав сосновую посадку, через два километра приводит в поле. За соснами открывается вид на странное озеро. И пока вы пытаетесь понять, что может делать столь крупный водоём на вершине песчаного холма, загадка решается сама собой. На поверку озеро превращается в 10 гектаров поля синей травы, которая имеет звучное название синяк и, судя по грядкам, посажена не для забавы. Правда, муки из неё не смолоть, хлеба не испечь, да и коровы её не едят — уж очень колюча. И всё-таки синяк ― культура сельскохозяйственная, ведь над полем вьются тысячи пчёл, выполняя грандиозные планы местных пасечников. А пасека тут не простая, а богоугодная, и находится чуть дальше дороги на подворье монастыря. Мёд с местной пасеки известен, пожалуй, на всю Центральную Россию. Многие храмы используют и ладан, изготовленный тут по специальной технологии. За 150 семьями пчёл ухаживает послушник Николай, который попутно совершенствует своё мастерство в институте пчеловодства.
Скит
В 1992 году наместник московского Данилова монастыря архимандрит Алексий и сопровождавшие его лица приехали в Рязанскую область, чтобы выбрать место для создания скита Данилова монастыря. На помощь монахам пришли сельчане, которые не могли не рассказать о чуде, увиденном их предками в середине прошлого века. Тогда в четырёх километрах от Бугра в сумерках видели лестницу: она спускалась с неба на землю, а по этой лестнице кто-то восходил. Чудо длилось около получаса. А кто его (чудо) видел, воспринял сие как нечто божественное. Местная старица Екатерина Михайловна Хлуденёва, к которой многие приходили за духовным советом и утешением, ещё в сороковые годы прошлого века говорила, что придёт время, храмы восстановятся, и указывала на горку за Парой: «А здесь монастырь будет».
Как бы то ни было, взяли эту землю в собственность Данилова монастыря. Монахи Евсевий и Михей начали устраивать монастырские подворье и скит. Деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского воздвигли именно на том где, где явилось людям чудо в образе лестницы. При открытии скита сюда была передана частица мощей преподобного Сергия Радонежского, которая хранится в специальном мощевике. На территории подворья возведена уникальная часовня в честь иконы Живоносный источник. Внутри часовни ― колодец со святой водой. Его глубина ― больше двадцати метров. Новый храм, сейчас покрытый медью, до этого был покрыт тёсом, а его маковки — лемехом, и он напоминал первый храм, который Радонежский построил на Маковце. Приезжавшие люди не раз спрашивали у братий: «Тут преподобный жил?». Но преподобный тут не жил, хотя известно, что до Рязани он доходил и даже мирил Олега Рязанского и Дмитрия Донского.
Помимо церкви, сегодня в Кривели существует гостиница для паломников, а скит продолжает строиться. Приехать сюда может любой желающий. Для паломников построена специальная гостиница с отдельными номерами. Удобства ― хоть и не в номере, но и не на улице. На этаже есть душ и стиральные машинки. Плата за гостиницу символическая — в виде добровольного пожертвования. Правда, остаться на территории монастыря могут только мужчины, да и то с благословения настоятеля. Остальные обычно останавливаются в соседней деревне.

Проживающие пожилого возраста 23 августа 2017 года посетили с. Кривель Сапожковского района скит Сергия Радонежского.

В конце 1992 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Сапожковском районе Рязанской области неподалеку от села Кривель, в красивом уединенном месте, братьями московского Данилова монастыря было положено начало основанию скита во имя преподобного Сергия Радонежского.

За 20 лет, с Божьей помощью, скит вырос буквально на пустом месте. Сегодня здесь совершается монашеское служение: возносятся молитвы за насельников монастыря, наших родных и близких, за весь мир, развивается сельское хозяйство.

Люди, видя это духовное и, насколько возможно, материальное возрождение, приходят в скит, чтобы услышать слово Божие, и обретают благодатную возможность изменить свою жизнь по вере.

Сейчас скит Данилова монастыря во имя Преподобного Сергия Радонежского составляет часть монастырского подворья при храме Архангела Михаила в селе Михеи Сапожковского района Рязанской области.

Осенью 1992 года наместник московского Данилова монастыря архимандрит Алексий и ныне покойный монастырский эконом архидиакон Роман (Тамберг, †1998) приехали в Рязанскую область, чтобы выбрать место для основания сельскохозяйственного подворья: «первому на Москве» монастырю были необходимы собственные сельские угодья, которые и обитель бы кормили, и давали доход для финансирования ее многосторонней деятельности.

В селе Михеи Сапожковского района была церковь во имя Архангела Михаила, но она находилась в ведении местного колхоза и не действовала. В правлении колхоза архимандриту Алексию предложили открыть храм для верующих и возобновить богослужения. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил Данилову монастырю открыть здесь подворье. С Божьей помощью, силами братии и местных жителей уже через год удалось подготовить один из приделов храма – преподобного Серафима Саровского – к освящению, и в конце 1993 года в храме были возобновлены богослужения.

Храм стал постепенно восстанавливаться: был установлен центральный иконостас храма (придел Архангела Михаила), стало совершаться богослужение в праздничные дни. Помолиться сюда приходят сейчас местные жители, приезжают люди и из других сел.

Однако монастырю нужна была земля. Когда в администрации Сапожковского района речь зашла о том, что братия хотели бы иметь место для молитвы, для посильных трудов, им порекомендовали местечко неподалеку от села Кривель, называемое Горкой, или, как говорят местные жители, Бугром. Отец наместник и отец эконом приехали посмотреть это место и стояли внизу за речкой около села. К ним стали подходить местные жители, старушки в темных платках, и со слезами радости говорили: «Вы хотите открыть здесь монастырь». Но тогда и мыслей таких еще не было.

Поднялись на горку. Переехали в брод на машине речку Пару – моста еще тогда не было, не было и дороги, соединяющей Кривель и скит, не было тогда никаких домов, которые сейчас составляют скит. Это было красивое, уединеное место, окруженное с трех сторон речкой Парой. Когда-то здесь была усадьба, от которой не осталось и следа; о ней напоминал только старый, одичавший сад на южном склоне холма.

Место это среди местных жителей – это говорили люди, достойные уважения, и церковные – считается намоленным и по-своему известным. В 60-е годы жители села Красный угол, что в 4 км от скита наискосок, в сумерках видели лестницу, которая спускалась с неба на землю, и по этой лестнице кто-то спускался и восходил. Длилось это чудесное явление около получаса. И верующие люди тогда поняли, и братия сейчас понимают, что так, вероятно, это место было обозначено Ангелами. А местная старица Екатерина Михайловна Хлуденева, к которой многие приходили за духовным советом и утешением, еще в 40-е годы прошлого века говорила, что придет время, храмы восстановятся, и указывала на горку за Парой: «А здесь монастырь будет».

Данилов монастырь взял эту землю и направил сюда первых насельников – иеромонаха Евсевия и чуть позже – иеромонаха Михея, положивших начало устроению монастырского подворья и скита. На месте, куда, по свидетельству очевидцев, спускалась небесная лестница, решили построить деревяный храм.

Поначалу решили, как назвать скит: в честь Преподобного Сергия Радонежского или в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Скит был назван в честь Преподобного Сергия Радонежского, потому что братия, которые пришли в Данилов монастырь и стали первыми насельниками, были из Троице-Сергиевой Лавры, и любовь к этому угоднику Божиему они сохранили в своих сердцах. Преподобный Сергий, святой заступник всей Руси, всегда ходатайствовал о русских людях, он сам и его ученики основывали святые обители в разных местах России. Так имя Преподобного Сергия прославилось в деревянном храме, построенном в скиту. Это храм, сейчас покрытый медью, до этого был покрыт тесом, а его маковки – лемехом, и напоминал первый храм, который Преподобный Сергий построил на Маковце. Приезжавшие люди не раз спрашивали у братии: «А тут Преподобный жил?». Нет, не жил, хотя известно, что до Рязани он доходил и мирил князей. Насельники скита чувствуют ходатайство Преподобного Сергия и каждый день обращаются к нему с молитвой, величанием, тропарем.

За 20 лет, с Божией помощью, во многом на пожертвования добрых людей, скит вырос буквально на пустом месте. От деревни Кривель до скита была проведена дорога, линия электропередач, появился мост через реку Пару, были построены несколько домов, братские корпуса, дом наместника, гостиница для паломников в Кривеле, гостиница в скиту с трапезной для братии. Скит продолжает строиться.

Постоянно увеличивается число насельников. Сейчас здесь собрана братия из разных уголков нашей страны: Сибири, Молдавии, Cанкт-Петербурга, Москвы и Ростова. Они разные по возрасту: есть схимник, которому за 70, есть молодые братия, которым едва исполнилось 20. Каждый из них нашел в скиту свое место. Обычно сюда посылают молодых, чтобы они вкусили монашеской жизни: здесь утром и вечером совершаются богослужения, есть спасение и труд, природа, уединение, тишина – здесь можно найти себя, проверить свое желание и готовность оставить мир, получить первый опыт послушания, терпения, смирения. Человек, пришедший в монастырь, в скиту может оценить, устраивает ли его такая жизнь, ищет ли он монашества или, может, его призвание в чем-то другом. Ведь пора послушничества – пора испытаний. Если человек находит себя здесь, он остается, если нет – уходит и ищет какой-то другой путь к спасению.

Послушания

В скиту каждый насельник имеет свое постоянное занятие – послушание, которое назначает настоятель скита. Основные послушания связаны с богослужением; одни служат и исповедуют, другие помогают во время службы в алтаре, читают и поют на клиросе. Помимо богослужебного послушания каждый трудится и для братии: в трапезной, в библиотеке, в саду и огороде, на пасеке. Скит полностью обеспечивает себя всем необходимым, скитские насельники собирают и заготавливают на зиму грибы, ягоды, ухаживают за садом; для нужд монастыря выращивается картофель и другие овощи. Неподалеку от скита братия вырыли пруд, где разводят рыбу.

Богослужения в подворье

Поскольку «главное дело монахов есть молитва неусыпная, непрестающая – о Церкви, Отечестве, живых и мертвых» (святитель Феофан Затворник), ежедневно, в будние дни в 5:30 утра, насельники скита собираются в храме Преподобного Сергия Радонежского: служится полунощница, утреня, часы и изобразительны. Вечером служба совершается в 16 часов, а после нее братия крестным ходом обходят территорию скита с иконой божией Матери «Спорительница хлебов», прося помощи и благословения городам, селам, нивам, и каждому дому.

По древней традиции в скиту принимаются записки с именами усопших для поминовения на Псалтири: каждый день братия молятся о наших умерших родственниках и близких, просят милостивого Бога простить им все согрешения и даровать Царствие небесное.

В воскресные и праздничные дни службы совершаются по полному чину в двух храмах: в скиту – в храме Преподобного Сергия Радонежского, и в селе Михеи – в храме Архангела Михаила. Накануне праздника вечером совершается всенощное бдение, а в день самого праздника – Божественная литургия. По воскресеньям после литургии братия служат молебны перед иконами Божией матери «Всецарица» и «Неупиваемая Чаша». На престольные храмовые праздники – на Собор Архистратига Михаила и прочих небесных Сил бесплотных (21 ноября) и на память Преподобного Сергия Радонежского (18 июля и 8 октября) – приезжают братия монастыря во главе с наместником монастыря архимандритом Алексием. В эти дни богослужения особенно торжественны.

Пасека

Пасека в скиту существует практически с первых дней его основания, когда двое паломников – Николай и Елизавета – привезли с собой 20 ульев, с которых все и началось. В первое время не все получалось, нужно было узнать характер пчел, их биологические особенности, методы разведения и содержания, научиться правильно вести себя с ними. Сейчас в скиту обширная пасека: на ее территории находится более 300 ульев, омшанник (место для зимовки пчел), сотохранилище, дом пчеловода. Супесчаные почвы около скита оказались непригодными для сельскохозяйственной обработки и были засеяны медоносами для пасеки. Братия заботятся о своих маленьких подопечных: зимой поддерживают необходимую температуру в гнездах и заранее готовятся к весне – ремонтируют ульи, готовят рамки для будущих сотов, утеплительные подушки, а ранней весной, в самое трудное для пчел время, следят, чтобы в ульях было тепло и достаточно корма. И пчелы щедро благодарят братию за заботу – за год скит собирает до пяти тонн прекрасного меда, которого хватает и для скита, и для многочисленных паломников.

Производство ладана

Ладан – это ароматная смола, выделяемая некоторыми растениями. Его используют как благовонное вещество при Богослужении. История возникновения ладана как одного из элементов служения и угождения Богу уходит еще во времена Ветхозаветной церкви. В духовном смысле ладан является образом нашей молитвы, нашего молитвенного устремления к Богу.

В настоящее время сложилась практика добавлять в смолу ароматные масла для того чтобы придать благовонию более яркий или может быть более приятный тон. В природе существует множество разных растений выделяющих свой особенный аромат, соответственно и ладан различается по запаху.

Несколько лет назад по благословению отца Наместника один из насельников Данилова монастыря был направлен в Грецию для обучения ремеслу изготовления ладана. Братия греческого монастыря Воскресения Христова (г. Лутраки) во главе с отцом Агапием, игуменом этой обители, с любовью встретили и обучили его всем секретам этого дела.

Есть разные способы и методы изготовления ладна. Кто-то избирает современное оборудование и отдает предпочтение машине, а кто-то по старинке делает вручную. Мы избрали второй путь, для нас это является рукоделием.

Но чтобы сразу по возвращении приступить к производству, одних знаний оказалось недостаточно, нужно было найти и сырье. Немало времени ушло на поиск качественных компонентов, это оказалось не просто. Смолу ладанного дерева нашли в далекой Африке, а благовонные масла – во Франции.

Придя на Богослужение в Данилов монастырь, вы сможете оценить аромат нашего ладана и здесь же, в монастыре, вы сможете его приобрести. Ладан различается по видам и цене, которая зависит от стоимости ароматических масел, входящих в состав благовония.

Столярное производство

В 2009 году на Подворье было закончено строительство столярных мастерских. Они оборудованы современными деревообрабатывающими станками производства Германии и итальянской фирмы Gridgio: 4-х сторонний станок, рейсмус, форматно-раскроечный станок, шлифовальный, токарный и фрезерный станки, на которых трудятся квалифицированные работники. Столярная продукция изготавливается из различных материалов: сосна, ясень, липа, лиственица. В мастерских можно заказать практически любую столярную продукцию, погонаж, церковную утварь и мебель.

Хлебопекарное производство

26 апреля 2010 года состоялось освящение и новой пекарни. На сегодняшний день отлажена технология выпечки белого и серого хлеба, работает кондитерский цех. Весь ассортимент хлебопекарной продукции можно приобрести непосредственно в пекарне (крипичное здание за трехэтажной гостиницей).

«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет,
то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».
9 апреля 2017 года православный мир отмечал великий и в тоже время трагический праздник – Вход Господень в Иерусалим. В этот день, когда Господь под радостные восклицания толпы «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» верхом на ослике вступил во Святый Град, где добровольно взошел на Крест, дабы искупить все грехи мира, всем сердцем хотелось быть в храме. Второй день паломничества «Радонежье» начался с ранней Божественной Литургии в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 5 утра Сергиев Посад еще спал, а в Лавре уже звучали первые молитвы. Паломники отстояли Литургию, многие причастились Святых Христовых Таин, после чего группа отправилась дальше в странствие по земле Радонежской, знакомясь с ее древними обителями и духовным наследием ее великих подвижников.

Интересно получилось, что весь первый день паломничества, путники следовали по местам, тем или иным образом связанными со служением в качестве наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева). Сначала паломники побывали на Божественной Литургии в Спасо-Вифанском монастыре, настоятелем которого некоторое время был преподобный Антоний Радонежский. После этого группа отправилась в храм Святой Марии Магдалины, построенный на территории летней дачи «Царь-Дар», где отдыхали воспитанники Александро-Мариинского дома призрения. Храм был воздвигнут стараниями руководительницы дома призрения, Елизаветы Степановны Кротковой, которая была назначена на эту должность по благословению архимандрита Антония, ее мудрого духовного наставника.


Из храма Святой Равноапостольной Марии Магдалины паломники отправились в скиты Троице-Сергиевой Лавры, основателем и строителем которых был преподобный Антоний. И уже к вечеру первого дня паломничества группа приехала в Лавру. Здесь, в обители преподобного Сергия Радонежского, с восточной стороны Свято-Духовского собора в 1877 году был похоронен архимандрит Антоний (Медведев), всю свою жизнь посвятивший служению Богу, благоустройству Лавры и ее подворий, заботе о братии и всех страждущих и нуждающихся в духовной помощи людей.
Преподобный Антоний (Медведев) (1792–1877) родился 6 октября 1792 года в с. Лыскове Нижегородской губернии в семье вольноотпущенного крестьянина. В крещении ему нарекли имя Андрей в честь Андрея Критского. Отец мальчика умер рано, а воспитанием занималась мать. Мать растила сына в вере Христовой. После обучения грамоте Андрей стал учеником аптекаря при местной больнице.
Архимандрит Антоний (Медведев)

(источник фото)
Под влиянием настоятельницы Арзамасской Алексеевской женской общины игумении Олимпиады (Стригалевой) Андрей стал задумываться о монашестве. По указанию явившегося ему во сне преподобного Андрея Критского, его небесного покровителя, 27 июля 1818 года он стал послушником в Саровской пустыни. Пробыв около полутора лет в Сарове, Андрей вернулся в Арзамас и поступил в Высокогорский монастырь. 27 июня 1822 года послушник Андрей был пострижен в монашество с именем Антоний в честь Антония Киево-Печерского, а вскоре был рукоположен в иеродиакона и затем – иеромонаха.
В 1826 году епископом Нижегородским Мефодием иеромонах Антоний был отправлен строителем в Высокогорскую пустынь. Трудами отца Антония пустынь быстро благоустраивалась, численность братии приумножалась, и с каждым днем все большее количество паломников приходило в обитель за духовным советом.
3. Троицкий собор в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре
Отец Антоний часто бывал в Сарове, где общался с преподобным Серафимом Саровским. Однажды отче Серафим предсказал ему быть наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. И действительно, вскоре слова прозорливого старца в точности сбылись. Митрополит Филарет предложил отцу Антоний принять это служение.
При Антонии в Лавре развернулось масштабное строительство, поновлялись храмы и монастырские постройки. Стараниями архимандрита на месте сгоревшей гостиницы был создан дом призрения, при Лавре появились иконописная и литографические мастерские. Во всем преподобный Антоний стремился следовать напутствию, данному ему Серафимом Саровским: «Будь не отцом, а матерью братии». Особо чтил благочестивого архимандрита, исполненного духовной мудрости, митрополит Московский Филарет, который избрал Антония свои духовником.
В 1843—1844 годах отец Антоний, с благословения митрополита Филарета, учредил Гефсиманский скит, который в скором времени привлек к себе многих иноков. А с 1858 года он положил начало пустынножительству в скиту Параклит, образованному на дарованных императором Александром Николаевичем по случаю рождения сына землях.
Тяжелым ударом для отца Антония послужила кончина в 1867 году митрополита Филарета, который был для него духовным другом, учителем и наставником. В 1873 году преподобный Антоний перенес легкий инсульт, после которого сильно ослабел.
В 1876 году, после начала войны с Турцией, архимандрит Антоний при мощах преподобного Сергия Радонежского благословил великого князя Николая Николаевича, командовавшего русскими войсками, а в январе 1877 года, собрав последние силы, он приветствовал императора Александра II и августейшую семью.
4. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов (Духовская церковь)
Преподобный Антоний скончался 12 мая 1877 года, и, согласно его последней воле, был погребен в притворе церкви святителя Филарета Милостивого рядом со святителем Филаретом (Дроздовым). Мощи преподобного Антония, святителей Филарета и Иннокентия Московских были обретены в 1994 году. В 1997 году архимандрит Антоний был причислен к лику местночтимых Радонежских святых. Сейчас его честные мощи покоятся в Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры.
После службы у Лаврских Святых врат паломников встретил послушник Вячеслав, и группа отправилась в еще один скит, носящий имя преподобного основателя Троицкого монастыря.

По пути в обитель паломники сделали остановку в храме в честь Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, расположенному на территории Детского дома для слепоглухих.
6. Храм в честь Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому
У мотоциклистов была миссия передать для воспитанников приюта посылку от участников паломнической группы. Пока Ночные Волки носили тяжелые коробки в подсобное помещение, из притвора то и дело выглядывали заинтересованные детишки. В храме только закончилась Божественная Литургия, ребятишки причастились и теперь ожидали, когда старшие накроют трапезу.

Этот храм сам по себе уникален. Он появился на месте маленькой домовой церкви Сергия Радонежского при Сергиево-Посадском детском доме для слепоглухих на средства добросердечных благотворителей. И сейчас храм поражает не только благолепием внешнего облика, но и продуманностью своего устройства для удобства детей с ограниченными возможностями. Иконы здесь вырезаны из дерева, камня, гипса, чтобы невидящие детки могли познакомиться со святыми через прикосновение. Образы установлены на доступной высоте и подписаны брайлевским шрифтом.
В боковом приделе и нижнем храме установлена низкая алтарная преграда, чтобы глухие могли следить за богослужением. Для удобства инвалидов-колясочников установлены пандусы и низкие подсвечники. Вместе с ребятами занимаются сурдопедагог (переводчик для глухих) и тифлопедагог (переводчик для слепоглухих). В этом необычном храме дети не просто сторонние «зрители», а настоящие соучастники богослужения – они поют на клиросе, алтарничают, пономарят в храме, помогают священнику, звонят в колокола. Двери храма открыты для всех, и вместе в воспитанниками детского дома богослужения посещают и местные жители.
При храме действует благотворительный фонд имени преподобного Сергия Радонежского и строится церковно-приходской дом, где достигшие совершеннолетия дети могли бы жить и работать. Мотоциклисты передали собранную для детского дома помощь и продолжили странствие по святым обителям Радонежья.

В трех километрах от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в селе с радующим православное сердце названием Благовещенье расположился Сергиевский скит.

Этот благодатный уголок для уединенной молитвенной жизни образовался сравнительно недавно. В 1987 году здесь появилось первое подсобное хозяйство Лавры, в котором вскоре по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был устроен скит в честь преподобного Сергия Радонежского.

Жизнь в скиту устроена по строгому афонскому уставу, согласно которому основная часть богослужений совершается ночью. С 2:00 начинается полунощница, затем – утреня, часы и Божественная Литургия. Дневное богослужение (вечерня и повечерие) поводится в 14:45, в двунадесятые праздники в обители служат Всенощное бдение, которое начинается в 23:00 и длится до 6-7 утра.
Скит преподобного Сергия Радонежского, пожалуй, самый скромный по размерам, но при этом и самый аскетичный скит из всех существующих Лаврских подворий. Как сказочный терем посреди елового леса приютилась тут небольшая деревянная церковка.

В памяти всплывают стихи иеромонаха Романа (Матюшина), написанные им в скиту Ветрово в 2007 году:
«О, безмятежность тихого скита,
Где звук пустой — известность, знаменитость!
Целительны безлюдные места:
В них царствуют безвестность и забытость.
Порою и колодцу муть грозит,
А луже не угнаться за колодцем…
Не трогайте её — и отразит
Луну и звёзды, облака и солнце».
(иеромонах Роман (Матюшин), 2007, скит Ветрово)

Сейчас в Сергиевском скиту проживает около 20 человек. По лесу разбросаны скромные кельи и несколько хозяйственных построек. Суровый скитской устав и строгость быта не только закаляют подвижника, но и открывают необыкновенную способность любить Бога и ближних — то, чего лишены многие городские жители. Это качество как магнит притягивает искателей благочестия.

Конечно же скромные монастырские труженики избегают общения с миром, но паломническую группу Господь сподобил получить благословение скитской братии побывать в обители, пройти по тропам, по которым изо дня в день ходят смиренные молитвенники, прикоснуться к благодатной тишине. Монахи трудятся на пасеке, ухаживают за фруктовым садом и ведут небольшое огородное хозяйство.

Паломники преподнесли в дар скиту икону Собор Радонежских Святых и после проведенной послушником Вячеславом экскурсии отправились дальше.

По узкой дорожке от храма шли не спеша, прислушиваясь к пению птиц, журчанию ручейков и наслаждаясь покоем и тишиной помыслов.

Здесь слух не терзает бранное слово,
Не слышится гула от шумных дорог.
Нет осуждающих и суетливых,
Златолюбивцев и ищущих склок.
Церковка маковку скрыла за елью,
Ей птицы лесные поют в высоте.
И дремлют сады в ожиданье капели,
Весны отражения в игривом ручье.
В маленьких кельях при свете лучины
Иноки сердцем читают Псалтирь…
Господи, Боже, и нас Ты помилуй,
Грешный, израненный, но алчущий мир…

Из Сергиевского скита, испросив благословения братии и попрощавшись с послушником Вячеславом, паломники отправились туда, откуда и начался монашеский путь Печальника и Игумена земли Русской. Их путь лежал в Покровский Хотьков монастырь, где провели последние дни своей земной жизни и были похоронены благочестивые родители преподобного Сергия Радонежского.

Другие рассказы о паломничестве «Радонежье»:
1. Спасо-Вифанский монастырь
2. Храм св. Марии Магдалины
3. Гефсиманский Черниговский скит
4. Скит Параклит

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *