День памяти преподобного Сергия Радонежского

Память преподобного Сергия Радонежского отмечается несколько раз в году: 5 / 18 июля — воспоминание обретения его честных мощей (1422), 25 сентября / 8 октября – его преставление (1392).
Имя преподобного Сергия Радонежского напоминает, до какой высоты способна подняться наша земля‚ просвещенная Словом Христовым. Человек‚ не оставивший после себя ни одной книги‚ стоит у начала всей русской культуры Московского периода‚ открывает дверь‚ ведущую из глухой подмосковной тайги прямо в глубину Божьей премудрости‚ во все тайны человека и мира.

Церковный праздник 8 октября — день памяти Сергия Радонежского

И деятельность его тем более видится нам чудесной‚ потому что мы не можем разделить в ней плоды небесной помощи и его собственных трудов. Сергий всю жизнь старался уйти от мира‚ не принимать на себя решения судеб окружавших его людей‚ не вмешиваться самочинно в происходящие вокруг события. Однако все бытовые и исторические подробности эпохи так тесно сплетены в его житии‚ что, кажется, нет такой стороны русской жизни второй половины XIV века‚ которую бы он не освятил‚ где бы не осталось следов его бережного благословения. Если же вспомнить‚ каково было это время‚ то выяснится‚ что преподобный Сергий стоит не только в начале русского Просвещения‚ но и знаменует собой русское Возрождение в самом высоком его смысле.

Преподобный Сергий: преобразование монашества

До преподобного Сергия севернорусское монашество знало, главным образом, особножительные монастыри. Там всякий инок имел свою келью, одевался и питался так, как позволял ему личный достаток. Общинное начало в подобных монастырях получило ослабленный, «смазанный» вид. Нередко такая обитель становилась пристанищем для благочестивых аристократов, доживавших тут век или же коротавших ссылку, порой купаясь в роскоши и ведя привычную жизнь, весьма далекую от монашеского идеала. Со времен Сергия в иноческой среде начались разительные изменения. Повсюду стали появляться общежительные, или, иначе, киновиальные, монастыри. Там имущество, вплоть до книг и мелких бытовых вещей, становилось общим, а трапеза — совместной. Общинное начало обрело мощный толчок для развития. Кроме того, киновиальный монастырь мог вести сложное, прогрессивное хозяйство: ему охотно жертвовали землю и другие угодья, а доход с них шел на храмовое строительство, благотворительность и нужды духовного просвещения. Общежительный монастырь сплошь и рядом оказывался центром книгописания и церковной живописи. Между тем никто из монахов не мог присваивать себе все материальные блага, происходившие от такого уклада.

Кроме того, деятельность преподобного Сергия и святителя Алексия, митрополита Московского, открыла врата для целой эпохи масштабной иноческой колонизации русских окраин. Ученики Сергия и ученики его учеников отправлялись в лесные дебри, на арктические берега, в места глухие и безлюдные, ставили там новые и новые обители, и уже к этим обителям прирастали посады, крепости и целые городки. Движение иноков, ищущих место для уединенной молитвы, для самоотверженного посвящения себя Богу было очень значительным. Оно представляет собой страницу не столько даже русской, сколько мировой истории христианства.

Деятельность Преподобного Сергия: укрепление русской государственности

Преподобный Сергий сыграл значительную роль в становлении русской государственности и «собирании земель» Москвой. Так, известны его «миротворческие походы», когда преподобный Сергий отправлялся в дальние места, чтобы смирить гордыню сварящих меж собой князей и склонить их к миролюбию. Самый известный из них был совершен пешком из Троице-Сергиева монастыря в Нижний Новгород.

В 1374 году Сергий крестил Юрия, сына великого князя московского Дмитрия Ивановича. Это произошло в Переяславле-Залесском, во время большого съезда русских князей, договорившихся о военно-политической коалиции под эгидой Москвы, т. е. сделавших очень большой шаг в сторону объединения Руси. Преподобный своим участием в съезде освятил это великое дело.

Перед Куликовской битвой игумен обители на горе Маковец дал благословение великому князю Дмитрию Ивановичу и православному воинству, идущему сражаться с ордынцами. В источниках по-разному рассказывается об этом. По одним, государь московский лично посетил со свитой преподобного Сергия. По другим, Сергий прислал русской рати грамоту с благословением. Но, так или иначе, он сыграл роль духовного наставника, стоящего у самых истоков освобождения Руси от ордынского ига.

Основание Троице-Сергиева монастыря

Преподобный Сергий вместе с братом Стефаном основали маленькую лесную обитель на горе Маковец, в отдалении от людных мест. Там жилось трудно. Ни человеческого лица увидеть, ни побеседовать с кем-либо. Вдвоем они срубили себе бревенчатую келью и деревянную церковь, что потребовало немалого труда. Чем могли питаться братья? Тем, что сами же и добудут в лесу. Голод мучил их постоянно. Стефан не выдержал такой жизни. Житие преподобного Сергия говорит: «Стефан, построив и освятив церковь, еще некоторое время прожил в пустыне с братом и увидел, что пустынная жизнь трудна, прискорбна, сурова: во всем нужда, во всем лишения, неоткуда взять ни еды, ни питья, ни чего-либо другого нужного для жизни. К тому месту не было ни дорог, ни привоза ниоткуда, вокруг этой пустыни поблизости не было ни сел, ни домов, ни людей, живущих в них; не вела туда никакая тропа людская, и не было ни прохожих, ни посетителей, но вокруг со всех сторон стоял лес — безлюдная чаща и глушь. Глядя на нее и тяготясь своей жизнью, Стефан оставил пустыню и родного брата, преподобного пустыннолюбца и пустынножителя, и ушел оттуда в Москву». А Сергий прожил там всю жизнь и закончил дни свои. Притом довольно долго в его обиталище был только один насельник — он сам… В ту пору монастырь еще не знал ни обширных палат, ни каменных храмов, ни материального достатка. Сергиева эпоха в судьбе обители парадоксальна: игумен и его духовные чада уже прославились по всей Руси, но продолжают жить в скудости.

Бог давал очевидные знаки благоволения к Сергию. Хищные звери — стаи волков, медведи — приходили к его келейке, но ни один не тронул его. Господь дал иноку силу прогонять молитвой целые полчища бесов, атаковавших его в уединении.

Позднее, когда обитель разрослась, преподобный Сергий основал еще несколько монастырей. О числе их спорят. Но, во всяком случае, несомненно, плодом его духовных трудов стали Киржачская Благовещенская обитель, Высоцкая обитель в Серпухове и Успенская на Дубенке. С его именем также связывают создание знаменитого Старо-Голутвина монастыря под Коломной.

Ученики Преподобного Сергия

Из среды троицкой братии выходили светочи русского монашества, становившиеся настоятелями крупных монастырей и архиереями. Так, учениками преподобного были святитель Феодор Симоновский, будущий архиепископ Ростовский; святой Андроник — основатель знаменитого Спасо-Андроникова монастыря под Москвой; преподобный Савва Сторожевский, игуменствовавший недолгое время в Троице-Сергиеве монастыре, а затем основавший Саввино-Сторожевскую обитель близ Звенигорода; преподобный Павел Обнорский, прославившийся крайним аскетизмом, и множество других светильников «иноческого делания».

Поколение просветителей: воспитанники Преподобного Сергия

Уже после кончины преподобного Сергия основанная им обитель стала крупным центром духовного просвещения и высокой культуры. Этот поворот начал происходить в игуменство преемника Сергия — преподобного Никона Радонежского. При нем был построен, расписан фресками и украшен иконами первый каменный храм. До того иноки обходились деревянными церквями. При Никоне и после него в монастыре сложилась традиция собственного книгописания. Монахами собрана была чрезвычайно крупная, по меркам русского Средневековья, библиотека. По заказам настоятелей работали выдающиеся зодчие и церковные живописцы. Самые известные из них — иноки Даниил Черный и Андрей Рублев. Знаменитейшее творение последнего — икона «Святая Троица» — создавалось для Свято-Троицкого собора Сергиевой обители.

В XV–XVII столетиях Троице-Сергиева обитель славилась как средоточие учености, или, как тогда говорили, «книжности». Самых начитанных монашествующих оттуда привлекали к работе на Московском печатном дворе. Например, первый печатный вариант Устава «Око церковное» по велению патриарха Гермогена был подготовлен в 1610 году троице-сергиевским иноком Логгином Шишелевым по прозвищу Корова.

Но о каких-либо школах в обители ничего не известно. Собственно, до середины XVII века, до первых Романовых, вообще нет свидетельств о сколько-нибудь значительных училищах на территории Московского царства.

«Образовательный центром» Троице-Сергиев монастырь сделался лишь в середине XVIII века. В 1742 году тут появилась семинария. А 1 октября 1814 года, на праздник Покрова Богородицы, здесь состоялось открытие Московской духовной академии, перенесенной из Москвы, где она именовалась Славяно-греко-латинской академией. С этого момента Троице-Сергиева обитель — действительно один из главных оплотов и духовного образования, и духовного просвещения всероссийского уровня.

Святой Сергий Радонежский — образец истинного монаха

Всему русскому народу преподобный Сергий любезен чистотой души и прямотой поступков. Всю жизнь он был таким монахом, каким и надо быть. Вел аскетическую жизнь, питался мало, молился много, сну отдавал ничтожное время, не чуждался простого тяжелого труда, бывало, плотничал, хотя происходил из боярского семейства, носил сермяжную небеленую одежду с заплатками.Но в аскезе никогда не доходил до вычурного самоистязания. Житие преподобного Сергия рассказывает о нем: «Он усердно служил братии, как купленный раб: колол для всех дрова… толок и молол жерновами зерно, пек хлеб, варил еду и заготавливал другие съестные припасы для братии, кроил и шил обувь и одежду и, зачерпнув воду в бывшем неподалеку источнике, носил ее в двух ведрах на своих плечах в гору и ставил у келии каждого брата». Казалось бы, как просто… А много ли настоятелей нашего времени пожелают и смогут уподобиться в этом Сергию?

Власти и иных благ земных никогда не искал Сергий. Не он бегал за властью, а она за ним. В своей обители он уступил игуменство священнику Митрофану, и лишь потом, умоленный братией, все же принял игуменский сан. Однажды восстала против него братия. Так Сергий ушел, слово худого ей не сказав: кого хотите себе главою, тот и будет, без свары отступлюсь… Предлагали ему архиерейство, да он отказался.

Бескорыстный человек, и в то же время добрый и разумный, Сергий вызывает какое-то безотчетное доверие. Он как будто всей Руси родной, всей Руси свой. Идут к нему за советом и благословением всякие люди — от нищего до князя, и он всех принимает, никем не брезгует, ни перед кем не чинится и не высокомерничает. Святость его высока, но помимо нее есть еще какое-то народное чувство… дружества, братства. Словно у работников к честному и справедливому старшому в громадной артели — размером на всю страну. Сергий среди нас первый, его Бог ведет, но к каждому, кто к нему тянется, Сергий относится как к брату.

По материалам: журнала "Фома" и сайта www.foma.ru

Главная —> Церковные Православные праздники —> Октябрь —> 8 октября (25 сентября по старому стилю)

Церковный Православный праздник октября.

Cегодня 8 октября (25 сентября по старому стилю),
православная церковь празднует:

* Преподобной Евфросинии Александрийской (V), дочери преподобного Пафнутия. Преподобной Евфросинии Суздальской (в миру Феодулии) (1250). *** Преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца (1392). Святителя Германа, архиепископа Казанского (перенесение мощей, 1595).
Святых Прохора (I-II), ученика апостола Иоанна Богослова; Пафма. Преподобномученика Пафнутия Египтянина и с ним 546-ти мучеников (ок. 284-305). Святителя Феофила Исповедника, епископа Ефесского (IX). Мучеников Павла, Татты и детей их: Савиниана, Максима, Руфа и Евгения, в Дамаске пострадавших; Романа. Преподобных Евстафия, монаха Римского; Николая Триккокита; Афанасия, Железный посох (1388), и Феодосия (XIV) Череповецких, учеников преподобного Сергия Радонежского. Святого Николая (Розова) исповедника, протоиерея, Ярославского (1941). Память землетрясения при благоверном царе Феодосии Младшем (ок. 438).

Преподобный Сергий Радонежский

Великий святой Русской земли Сергий Радонежский — основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра). Почитается в лике святых как преподобный, почитается величайшим подвижником земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых (до Макарьевских соборов русская церковь не знала обязательной соборной канонизации). Светские историки отмечают, что Сергий причислен к святым по политическим мотивам волей великого князя Василия Тёмного. Великий князь включил Сергия в число московских святых не специальным актом, а по частному случаю, в договорной грамоте 1448 года с князем Иваном можайским. С формальной церковной точки зрения эта санкция культа недостаточна.

Преподобный Сергий Радонежский родился в селе Варницы (под Ростовом Великим) в 1314 году от знатных и благочестивых родителей — бояр Кирилла и Марии. Еще во чреве матери будущий подвижник трижды возгласил в церкви во время литургии, славя Святую Троицу. С первых дней жизни младенец явился строгим постником: по средам и пятницам не пил материнского молока: мяса он не ел всю жизнь. При крещении он был наречен Варфоломеем.
Когда ему исполнилось семь лет, родители отдали мальчика учиться грамоте, но она не давалась ему, пока однажды в лесу он не увидел инока и не попросил его помолиться об успехе его учения. Старец помолился и благословил отрока. С тех пор он стал успевать в науках. При этом мальчик был равнодушен к удовольствиям юности, любил читать священные книги и стремился ко всему доброму.
Когда родители Варфоломея переселились в Радонеж, а старшие братья женились, он захотел идти в монахи. Но родители, видя молодость сына, удерживали его. После кончины родителей Варфоломей стал искать удобное место для пустынных подвигов. Вместе со старшим братом Стефаном он поселился в глухом лесу, выкопал здесь пещеру, построил келью и маленькую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Стефан вскоре ушел в один из московских монастырей, а Варфоломей, будучи 24 лет от роду, принял постриг с именем Сергий и, живя в лесу, посвятил себя трудам, борьбе со злыми помыслами, посту и молитве. Число иноков стало быстро увеличиваться, и таким образом основалась обитель.
В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонахи и возвел в сан игумена. Обитель разрасталась и становилась богатым монастырем. Константинопольский патриарх Филофей обратил на нее внимание и прислал со своим посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял прп. Сергия за его подвижничество и дал совет ввести строгое общинножитие. Преподобный последовал этому совету и с благословения митрополита Алексия ввел общинножительный устав.
Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.
Прп. Сергий умел действовать «тихими и кроткими словами» на самые жестокие и загрубелые сердца и таким способом часто примирял даже враждующих князей. Благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Димитрия Донского. Старец воодушевил кн. Димитрия, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму. Жизнеописатель преподобного Сергия повествует, что святой видел в духе весь ход битвы, знал имена погибших воинов, за которых сам тут же служил панихиды. В 1389 году Димитрий Донской пригласил св. Сергия скрепить духовное завещание, узаконявшее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.
За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.
Кроме Троице-Сергиева монастыря Преподобный основал еще несколько обителей. Многие благочестивые мужи просияли славою в его обители, многие из них были поставлены на игуменство в другие монастыри, а иные стали архиереями: его ученики учредили до 40 монастырей в Северной Руси.
Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»
Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, и в 1452 году он был причислен к лику святых. И по сие время подает он помощь притекающим с молитвой к его мощам, покоящимся в Троице-Сергиевой Лавре.
Особые молитвы преподобному возносятся об упразднении гордыни и самомнения, о даровании способностей детям, о просвещении разума к обучению наукам.

Преподобная Евфросиния Александрийская

Преподобная Евфросиния жила в V в., происходила от богатых и знатных родителей, живших в Александрии.

В возрасте 12 лет лишилась она матери, и отец сам воспитал ее в строго христианском благочестии. Желая получить благословение на брачный союз дочери, отец отправился с ней к одному знакомому настоятелю монастыря. Настоятель в разговоре восхвалял девство, и св. Евфросиния так полюбила иночество, что однажды тайно от отца постриглась в монахини и, переодевшись в мужское платье, поступила в мужской монастырь с именем Измарагда. Игумен не узнал Евфросинии и, видя ее красивое лицо, отвел для нее уединенную келью, где она и подвизалась. Отец не раз искал утешения у знакомого игумена в скорби об отсутствии дочери. Однажды игумен советовал ему побеседовать с отличающимся особенной жизнью в его монастыре молодым монахом. Отец беседовал, но не узнал дочери по причине изменившегося цвета лица и низко спущенного клобука. 38 лет подвизалась св. Евфросиния в обители. Перед смертью навестил ее отец; тут она открылась отцу, и он упал в беспамятстве. Затем отец раздал все свое имение и поселился в той же келье, где спасалась его дочь.

Преподобная Евфросиния Суздальская

Преподобная Евфросиния Суздальская в миру называлась Феодулией и была дочерью святого князя-мученика Михаила Черниговского (память его 20 сентября). Она была испрошена молитвой в обители святых Антония и Феодосия. Образование получила и от самих благочестивых родителей; и от таких же благочестивых воспитателей. Св. Евфросиния не хотела было идти замуж, но по горячей любви к родителям не решилась противиться их воле. Назначено было бракосочетание, и она уже была на пути к жениху, князю суздальскому, как вдруг пришло известие, что жених ее умер. Тогда Евфросиния не возвратилась к родителям, а поступила в Суздальский Ризположенский монастырь. Чтобы укротить свои телесные страсти, она только раз в день, а иногда и через день принимала пищу и часто проводила ночи без сна. Несмотря на это, нередко смущалась искушениями: часто рисовались ей в воображении картины мирских утех и наслаждений, но она усиливала пост, молитву и труды и покоряла плоть духу. «Зачем Господь попускает такие тяжкие искушения?» — спрашивала она однажды игуменью. «Без нападений врага не было бы твердых царских рабов, — отвечала старица, — так и Господь допускает Своим рабам терпеть искушения, чтобы явились добродетели их». По смерти игуменьи св. Евфросиния заняла ее место и в этом сане усилила свои подвиги. Предсказала разорение Суздаля Батыем. В 1238 г. татары сожгли все храмы и монастыри в Суздале, но, по молитвам св. Евфросинии, Ризположенский монастырь Господь чудесно сохранил. В 1250 г. она скончалась.

День памяти преподобного Сергия Радонежского

В 1698 г. мощи ее были обретены нетленными и положены в соборном храме обители, где и почивают доселе.

Преподобномученик Пафнутий

Преподобномученик Пафнутий вел жизнь подвижническую в Египте в III в. Когда Диоклетиан объявил гонение на христиан, правитель Адриан схватил Пафнутия в числе прочих и подверг жестоким мучениям. Святой переносил все мучения с необыкновенным мужеством, так что многие из мучителей приняли христианство и сами умерли мучениками. Он скончался распятый на дереве, и с ним убито около 546 христиан.

Все Православные Святые угодники: житие, память, страдание …

« предыдущий Церковный Православный праздник :: 8 октября :: завтра Церковный Православный праздник »

Сегодня православный церковный праздник:
Пророка и Боговидца Моисея. Священномученика Вавилы, епископа Великой Антиохии, и с ним мучеников трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы. Святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Второе обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского…
Завтра праздник:
Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей святого Иоанна Предтечи (I). Преподобномученика Афанасия, игумена Брестского…
Ожидаются праздники:
19.09.2018 — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах). Мучеников Евдоксия, Зинона и Макария и с ними 1104-х воинов…
20.09.2018 — Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мученика Созонта. Святителя Иоанна, архиепископа Новгородского. Преподобномученика Макария Каневского, архимандрита Овручского, Переяславского…
21.09.2018 — РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ…
22.09.2018 — Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Праведных богоотцов Иоакима и Анны. Мученика Севериана. Преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского…
23.09.2018 — Мучениц дев Минодоры, Митродоры и Нимфодоры. Преподобного Иоасафа Каменского (князя Андрея)…

Все православные праздники …

День памяти Сергия Радонежского: что нельзя делать 18 июля и о чем молиться святому

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *