Часть серии о
История Сербии
Белая Сербия около 600 г. н.э.
Княжество Сербия Дукля , Травуния , Захлумия , Нарентинцы , Рашка , Босния 7–10 века
Катепаната Раса около 969–976
Дукля (Зета) 11–12 века
Тема Sirmium 1018–1071
Великое княжество 1071–1217
Королевство Сербия 1217–1346
Царство короля Драгутина 1282–1325
Империя · Падение 1346–1371
Сербия князя Лазаря 1371–1402
Деспотат Сербии 1402–1537
Сербия под властью Турции 1459–1804
Йован Ненад / Радослав Чельник 1526–1530
Банате Лугож и Карансебеш 16–17
Габсбургское занятие 1686–1699
Великие сербские миграции 1690 и
1737–1739 гг.
Военная граница 1702–1882 гг.
Габсбурги Сербия 1718–1739
Граница Коча 1788–1791
Революция 1804–1815 гг.
Княжество Сербия 1815–1882 гг.
Сербская Воеводина 1848–1849
Сербия и Банат 1849–1860 гг.
Королевство Сербия 1882–1918
Королевство Югославия 1918–1941
Оси оккупации 1941–1944
Союзная единица Югославия 1944–1992
Федеральное подразделение СРЮ (S&M) 1992–2006
Республика Сербия 2006– настоящее время
Сербия портал

Сербский православный монастырь Дечаны , построенный в 14 веке.Остатки Рас , средневековой столицы Сербии (12-13 века)

Сербия в средние века относится к средневековому периоду в истории Сербии . Период начинается в VI веке со славянских миграций в Юго-Восточную Европу и длится до османского завоевания сербских земель во второй половине 15 века. Период также продлен до 1537 года, когда Павле Бакич , последний титульный деспот Сербии в венгерском изгнании, пал в битве при Горьяни .

Эта статья об истории Сербии в целом, с древнейших исторических времен до наших дней. Для истории сербов в целом см. Историю сербов .

Часть серии о
История Сербии
Белая Сербия около 600 г. н.э.
Княжество Сербия Дукля , Травуния , Захлумия , Нарентинцы , Рашка , Босния 7–10 века
Катепаната Раса около 969–976
Дукля (Зета) 11–12 века
Тема Sirmium 1018–1071
Великое княжество 1071–1217
Королевство Сербия 1217–1346
Царство короля Драгутина 1282–1325
Империя · Падение 1346–1371
Сербия князя Лазаря 1371–1402
Деспотат Сербии 1402–1537
Сербия под властью Турции 1459–1804
Йован Ненад / Радослав Чельник 1526–1530
Банате Лугож и Карансебеш 16–17
Габсбургское занятие 1686–1699
Великие сербские миграции 1690 и
1737–1739 гг.
Военная граница 1702–1882 гг.
Габсбурги Сербия 1718–1739
Граница Коча 1788–1791
Революция 1804–1815 гг.
Княжество Сербия 1815–1882 гг.
Сербская Воеводина 1848–1849
Сербия и Банат 1849–1860 гг.
Королевство Сербия 1882–1918
Королевство Югославия 1918–1941
Оси оккупация 1941–1944
Союзная единица Югославия 1944–1992
Федеральное подразделение СРЮ (S&M) 1992–2006
Республика Сербия 2006– настоящее время
Сербия портал

Часть серии статей о

Сербы

Коренные сообщества

Связанные группы

История Сербии охватывает историческое развитие Сербии и ее государств — предшественников, от раннего каменного века до современного состояния, а также , что из сербского народа и областей , которые они правили исторически. Масштабы сербского проживания и правления сильно менялись на протяжении веков, и, как следствие, история Сербии столь же эластична в том, что она включает.

Славяне поселились на Балканах в 6 — м и 7 — м веков, из которых Поселка Первое сербское Княжество из Vlastimirovići появилось. К 11 веку он превратился в Великое княжество , а в 1217 году под властью Неманичей были основаны королевство и национальная церковь ( Сербская православная церковь ) . В 1345 году была основана Сербская империя : она охватила большую часть Балкан. В 1540 году Османская империя аннексировала Сербию.

В сербских царств исчез в середине 16-го века, раздираемый внутренними распрями и преодолеть османского завоевания. Успех сербской революции против османского владычества в 1817 году ознаменовал рождение Княжества Сербия , которое в 1867 году добилось фактической независимости и, наконец, получило признание великих держав на Берлинском конгрессе 1878 года . Победив в Балканских войнах 1912–1913 годов, Сербия вернула себе Вардарскую Македонию , Косово и Рашку ( Старая Сербия ). В конце 1918 года регион Воеводина объявил о своем отделении от Австро-Венгрии, чтобы объединиться с панславянским государством словенцев, хорватов и сербов ; Королевство Сербия присоединилось к союзу 1 декабря 1918 года, и страна была названа Королевством сербов, хорватов и словенцев .

Сербия достигла своих нынешних границ в конце Второй мировой войны, когда она стала федеральной единицей в составе Федеративной Народной Республики Югославии (провозглашенной в ноябре 1945 года). После распада Югославии в серии войн в 1990 — х годах, Сербия вновь стала независимым государством 5 июня 2006 года после распада в виде короткоживущих союза с Черногорией.

Что произошло в XIV веке на Косовом поле, как возникла легенда про обмен свободы на вечное спасение и почему она стала аргументом для присоединения к Сербии Косово и других территорий

Рассказала Мария Фалина

Битва на Косовом поле

Битва на Косове. Картина Адама Стефановича. 1870 годWikimedia Commons

И в XIX, и в XX веке, да и, наверное, сейчас, самый главный национальный миф в Сербии — это косовский миф, центральной частью которого является миф о бит­ве на Косовом поле, случившейся в июне 1389 года.

В XIV веке единого сербского народа — в нашем сегодняшнем понимании того, что такое нация, — не существовало. На юго-востоке Европы жило христиан­ское (как православное, так и католическое) население, говорившее на южно­славянских диалектах, и было несколько крупных независимых государствен­ных образований: Болгарское царство, Боснийское королевство, княжество Зета (там, где сейчас находится Черногория) и великолепное Сербское государство.

В середине XIV века правитель Сербского государства Стефан Душан очень сильно расширил его территорию и провозгласил себя царем сербов и греков. У него был практически византийский замах, но после его неожиданной смер­ти начался кризис, а после смерти его сына Уроша царство окончательно рас­палось на соперничающие мелкие княжества и королевства. Все эти княжества лавировали, пытаясь поддерживать более-менее мирные и выгодные им отно­шения с другими крупными игроками: на севере это были венгры, ближе на Адриатике — Венеция и престол папы римского.

Между тем с юго-востока в Европу довольно быстро продвигались османы. В 1352 году они переправились через Дарданеллы и вышли на европейскую землю, а уже в 1389-м дошли до Косова поля — это место находится недалеко от Приштины, то есть примерно в центре Балканского полуострова, если в качестве его северной границы взять Дунай. После распада Сербского царства Косово поле вместе с большой частью Косово принадлежало воеводе Вуку Бранковичу. Но турок там встретили не только его войска, а объединенное войско независимых южнославянских княжеств. Возглавлял его Лазарь Хребе­лянович, один из сербских князей; с ним сражался боснийский король Твртко; были там и другие отряды. Кстати, на стороне османов в этой битве тоже воевали некоторые славянские отряды, которые к тому моменту уже вошли в орбиту Османской империи.

В 1389 году, 28 июня по новому стилю, в День святого Вита, произошла битва на Косовом поле, которая фактически закончилась ничьей: османский султан Мурад I был убит, Лазарь взят в плен и убит, и все стороны понесли страшные человеческие потери. Но у османов еще были войска на востоке, а сла­вяне потеряли свои последние силы. Поэтому в самом конце XIV — начале XV века все еще остававшиеся независимыми княжества потеряли независи­мость — и начались 500 лет османского владычества.

Легенда о Косовом поле

Османы продолжили идти на север, захватили практически весь Балканский полуостров, за исключением узкой полоски земли вдоль Адриатики, дошли до Вены и несколько раз неудачно ее осаждали. Австро-турецкие войны про­должались до конца XVIII века.

Во время войны 1683–1699 годов отряды австрийской армии ненадолго про­дви­нулись далеко на юго-восток, вплоть до Скопье, и местное славянское на­селение их очень поддерживало: потому что они были хоть и католики, но все-таки христиане. Тем не менее австрийской армии пришлось снова отступить назад. Тогда жители территории, которая теперь называется Косово и Метохия, боявшиеся возмездия со стороны османов, получили специальное разрешение императора Леопольда I на то, чтобы уйти вместе с армией. Под предводитель­ством патриарха Арсения Черноевича они переселились в южные области Венг­рии (сегодня этот регион находится на севере Сербии и называет­ся Воево­дина). Это событие называют Великим переселением сербов, посколь­ку оно затронуло огромную массу славянского населения; в 1740 году подня­лась его вторая волна.

Переселенцы основали в Воеводине монастыри, которые стали важными цент­рами знаний и письменности. Там продолжала развиваться традиция эпиче­ских поэм и песен, исполнявшихся гуслярами, которая была характерна вообще для всей балканской народной культуры. Эти песни были очень попу­лярны и в XVIII, и в XIX веке; они существовали во множестве региональных вариан­тов, и, конечно, их знали все жители этих венгерских территорий, куда пересе­лились сербы.

Внутри этой традиции в XVIII веке сформировался так называемый косовский цикл, в основе которого лежала легенда о битве на Косовом поле. Сюжет такой: Лазарю Хребеляновичу перед битвой явился святой Илия и предложил выбрать между победой в битве или вечным спасением сербского народа. Лазарь, как хороший правитель и христианин, конечно, выбрал вечное спасение. Эта леген­да положила начало мифу, который называется мифом о Небесной Сербии, суть которого в том, что сербы — богоизбранный народ (это, естественно, свой­ство далеко не только сербского национального самосознания, почти все евро­пей­ские нации в том или ином виде подчеркивают свою богоизбранность).

Смерть Мурада I. 1870-е годы© Mary Evans / DIOMEDIA

Этот миф содержит много интересных деталей. Например, Вук Бранкович, кото­рый изначально выступал на стороне Лазаря, в середине битвы, видя, что победа славянскому войску не светит, перешел на сторону османов, чтобы сохранить своих людей. В сербской мифологической интерпретации он — предатель, который подвел Лазаря к пленению и унизительной смерти. Вуку Бранковичу противопоставляется Милош Обилич, мифологический персонаж, который в конце битвы притворился, что сдается османам, а когда предстал перед султаном Мурадом I, зарезал его, за что, конечно, был растерзан на месте султанской охраной.

Возрождение косовского мифа

В начале XIX века на сербских территориях, которые находились под властью Османской империи, началось антиосманское движение, и в конце концов Сербское княжество получило автономию (формально оставаясь в составе империи). Там начали появляться политические и государственные институты: зародилась какая-то парламентская жизнь с политическими партиями и нача­ли формироваться представления о том, куда сербы идут и чего хотят, в том чи­сле и в территориальном плане — что именно должно входить в Сербское государство.

Вообще, центр сербской интеллектуальной жизни находился на севере, в Нови-Саде и Будапеште. Но эти территории оставались в составе Австро-Венгерской империи, и там сербы жили в довольно мирных условиях: у них было образо­вание на сербском языке, церковная автономия и свой «сабор» — выборный орган церковно-культурной автономии. Кроме того, Австро-Венгрия была слиш­ком мощным государством, чтобы с ним соперничать, — и, соответ­ствен­но, расширение территории за Дунай было малореалистичным.

А вот на юге было Косово, которое все еще оставалось в составе Османской империи. И тут им пригодился этот самый косовский миф — потому что мало того, что Косово — это центр средневекового Сербского государства, где нахо­дятся все сербские монастыри и святыни, но там еще и произошла Косовская битва, где была решена судьба сербского народа на 500 лет вперед и где сербы были отмечены Богом. Конечно, в песнях косовского цикла перечислялись раз­ные князья, участвовавшие в битве, но в первую очередь она воспринима­лась как битва и поражение именно единого сербского народа.

Вук Караджич. Фотография Анастаса Йовановича. 1850-е годыWikimedia Commons

В середине XIX века сербский лингвист, фольклорист и просветитель, главный деятель национального литературного возрождения, автор реформы сербского языка Вук Караджич среди прочего издал сербские народные песни, и в том числе песни косовского цикла. Это была не первая публикация этих текстов, но благодаря Караджичу возникала их стандартная, как бы официальная версия.

На протяжении всего XIX века — то есть весь период национального становле­ния и строительства государства — вся сербская национальная идеология, неважно, правая или левая, бесконечно использовала в качестве аргумента то, что Сербия — избранная, она долго страдала ради высшей цели, и теперь это дает ей моральное право на то, что было нужно данной политической силе в данный момент.

Наконец, по итогам Русско-турецкой войны 1877–1878 годов Сербское кня­жество формально получило независимость и в 1882 году провозгласило себя королевством. Пик возрождения косовского мифа пришелся на период балкан­ских войн 1912–1913 годов, когда территория Косово была присоединена к Серб­скому королевству.

Интересно, что миф о битве на Косовом поле возник не только у сербов. Албан­цы, которые тоже участвовали в битве, запомнили ее немного иначе. В XIX веке албанцы боролись за освобождение от Османской империи, и в их интерпрета­ции легендарный Милош Обилич, якобы зарезавший султана, из серба превра­тился в возможного незаконнорожденного сына албанской матери — а значит, в символ многовековой борьбы за восстановление албанской независимости.

Косовская битва в XX веке

Политическая роль косовского мифа сохранялась и в XX веке: каждый раз, когда в Югославии возникали противоречия разных национальных интере­сов — сербов и хорватов, сербов и боснийских мусульман, сербов и албанцев, — сербы всегда в первую очередь использовали косовский аргумент, поскольку это якобы давало им моральное право на главенство.

Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево 28 июня 1914 года. 1914 год© DeAgostini / DIOMEDIA

Это усилилось одним совпадением: 28 июня — то есть в годовщину битвы — произошло несколько исторических событий, три из которых были особенно важными. Во-первых — убийство Франца Фердинанда, австрийского эрцгер­цо­га и наследника австро-венгерского престола. После Русско-турецкой войны 1877–1878 годов Босния перешла под управление Австро-Венгрии, хотя фор­мально оставалась частью Османской империи. В 1908 году Австро-Венгрия, воспользовавшись случившимся в Стамбуле кризисом, аннексировала Боснию, и она стала и де-факто, и де-юре частью Австро-Венгерской империи. Сербское национальное движение между тем видело все основания для того, чтобы при­соединить часть боснийских территорий к Сербскому королевству, и в Бос­нии действовали сербские националистические радикальные группы. 28 июня 1914 года, то есть в самый важный день для сербского национального самосо­знания, Франц Фердинанд поехал в Сараево, столицу Боснии, с официальным визитом. Судя по всему, он выбрал этот день случайно, но сербские нацио­на­листы восприняли это как еще один плевок в лицо. Группа студентов попыта­лась убить Франца Фердинанда, и совершенно случайно у них это получилось.

Затем именно 28 июня 1921 года, уже после окончания Первой мировой вой­ны, была провозглашена первая югославская конституция. И наконец, еще одна важная годовщина битвы на Косовом поле — шестисотая: 1989 год, лидер серб­ских коммунистов Слободан Милоше­вич на вертолете прилетает в Косово и там произносит националистическую речь про то, что Косово — это Сер­бия,  С 1969 года Косово было автономным краем в составе Сербии — одной из республик Юго­сла­вии. Подавляющее большинство жителей Косово к этому моменту были албанцами, и сре­ди них все более популярными стано­ви­лись сепаратистские и антисербские настрое­ния. В начале 1980-х годов это выли­лось в антисербские выступления албанских националистов. В 1986 году председателем президиума ЦК Союза коммунистов Сербии стал Слободан Милошевич, сербский нацио­налист. 28 июня 1989 года он приехал в Косо­во на митинг в честь 600-й годовщины Битвы на Косовом поле и произнес речь, обращен­ную к косовским сербам, где, апеллируя к со­бытиям 1389 года, говорил о Косово как об ис­конно сербской земле. пронизанную риторикой косовского мифа — страдания, через которое сербы заслужили право отвоевать для себя эти земли. 

Другие национальные мифологииЧилиВенгрияСША Ирландия Польша

Краткая история Сербии

Сразу же оговоримся, что история страны, которую мы привыкли называть Сербией, берет свое начало с VI века. После разделения Римской империи территория нынешней Сербии стала частью Византии. В 879 году сербы приняли православие, а в 969 году Сербия отделилась от Византии.

В конце XII века Стефан Неманя стал Великим жупаном Рашки в борьбе со своими братьями и заложил основу единого феодального государства в Сербии (так называемого государства Неманичи). Другие представители династии Неманичей создали обширное сербо-греческое царство на Балканах, а царь Стефан Душан даже провозгласил себя в 1346 году «царем сербов и греков». Однако после его смерти государство, включавшее в себя большую часть современной Албании и северную часть Греции, распалось.

В июне 1389 года ополчение сербских князей потерпело поражение от турецкой армии под предводительством султана Мурада в битве на Косовом поле. Это стало величайшей трагедией в истории сербского народа.

Окончательно Сербия была завоевана турками в 1459 году, и на протяжении последующих трех с половиной веков сербские земли находились под властью Оттоманской империи. Северные районы Сербии с конца XVII века входили в состав Австро-Венгрии.

В 1816 году в результате двух сербских восстаний возникло небольшое автономное княжество Сербия с центром в Белграде (кстати сказать, под сербским названием «Белград» этот населенный пункт впервые упоминается в IX веке).

Полной независимости Сербии удалось добиться лишь в 1878 году, по условиям Берлинского мира, а в 1882 году она была провозглашена королевством.

В XIX–XX веках Сербией правили две династии — Обреновичей и Карагеоргевичей.

В результате Балканских войн 1912–1913 годов в состав Сербии были включены территории Косова и Македонии.

В ходе Первой мировой войны Сербия, по некоторым оценкам, потеряла до трети населения. После завершения войны Сербия стала ядром Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (Краљевина Срба, Хрвата и Словенаца, сокращенно — Королевство СХС), которое с 1929 года стало называться Королевством Югославия (Краљевина Југославија).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *