Преподобный Серафим Саровский «Житие, Наставления»

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ «ЖИТИЕ, НАСТАВЛЕНИЯ»

БЛАГОВЕСТ Москва 2009

По благословению

Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

АЛЕКСИЯ II

Преподобный Серафим Саровский: Житие. Наставления. – М.: Благовест, 2008. – 192 с.

ISBN 978-5-9968-0045-2

Преподобный Серафим Саровский (1753-1833) – русский святой и духовный мыслитель. В 1786 г. он принял иноческий постриг, а в следующем году был рукоположен в диаконы. Приняв этот сан, святой Серафим почти все время стал проводить в молитве. Участвуя в богослужениях, видел он святых ангелов, сослужащих священнослужителями и поющих с братией.

Из поучений преподобного Серафима Саровского

Старец Серафим учил, что цель христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого, объяснял условия этого стяжания и его средства.

Издание предлагается и для воцерковленных людей, и для людей только начинающих свой путь к Богу.

ISBN 978-5-9968-0045-2 © Издательство «Благовест», оформление, оригинал-макет, 2009

Молитва преподобному Серафиму Саровскому
Великий Серафим – святой Саровской пустыни (1759-1833)
Молодость
Послушник
Годы зрелости
Подвиг старчества
Основатель монастыря
Чуждый посетитель
Видение в день Благовещения
У порога небесного
Ксения Куломзина I
Ксения Куломзина II
Ксения Куломзина III
Ксения Куломзина IV
Ксения Куломзина V
Ксения Куломзина VI
Ксения Куломзина VII
Об участи верных христиан
Великая Дивеевская тайна
Предсказание преподобного Серафима о возрождении России
Торжество 19 июля 1903 года
Краткое молитвенное правило преподобного Серафима
О свете Христовом
О покаянии
Акафист преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу
Молитва преподобному Серафиму

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ И ЕГО СОВЕТЫ

Редактор А.А.Калайтан

Корректор А.В.Аленичева

Верстка: В.В.Виленская

Дизайн обложки: В.В.Виленская

Подписано в печать 04.06.2009. Формат 70х100 1/32

Печать офсетная. Гарнитура «OctavaC».

Бумага офсетная

Усл. печ. л. 6,0. Тираж 7 000 экз.

Заказ В-814.

Издательство «Благовест»

Адрес: 123182, г.Москва, ул.Авиационная, дом 13

Отпечатано в типографии ОАО ПИК «Идел-Пресс»

420066, г.Казань, ул.Декабристов, д.2

E-mail: idelpress@mail.ru

Книжная торговля издательства

«Благовест»:

телефоны: (495)942-53-72, 543-89-84

Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом.

Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя.

Не должно без нужды другому открывать сердца своего. Когда случится быть среди людей в мире, о духовных вещах говорить не должно, особенно когда в них не примечается и желания к слушанию.

Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого.

Всё пройдёт и кончится, и обители, батюшка, уничтожатся, а у убогого Серафима в Дивееве до самого дня пришествия Христова будет совершаться Бескровная жертва.

Девство есть наивысочайшая добродетель, как состояние равноангельское, и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей.

Преподобный Серафим Саровский

Наставления батюшки Серафима

Лидия Вакина

   Поехать к батюшке Серафиму в Дивеево меня заставили жизненные обстоятельства. Это было в 2000 году. Господь попустил мне такие отношения, что работа мне стала не мила, и произошло это как раз в тот момент, когда я достигла достаточно высокого профессионального уровня. Предприятие реорганизовали , и надо мной появился начальник, точнее начальница, работа с которой превратила мою жизнь в кошмар. Выстраданный отпуск, похоже, пропадал. Просто из прихоти руководства. Я готова была бросить все, не слушая доводов разума. Но видимо и этот класс жизненной  школы мне надо было закончить. Над рабочим столом на стене висел календарь с изображением преп. Серафима Саровского. И я взмолилась:
— «Батюшка Серафим, помоги мне получить передышку ,и я приеду к тебе в Дивеево».

      Как-то все очень быстро устроилось и с отпуском, и домашними обязательствами, и я, пригласив  собой попутчицу Н. благословившись ,отправилась в паломническую поездку. В ней все было удивительным и промыслительным.  Батюшка Серафим с любовью опекал нас даже в мелочах.
      В Дивееве было очень многолюдно. Накануне, 1 августа при огромном стечении паломников монастырь посетил его святейшество патриарх русской православной церкви Алексий ll и президент государства Путин В.В.
   
        Первый ранний автобус из Арзамаса привез нас в Дивеево. В Троицком соборе служилась ранняя Литургия и мы растерянно озирались по сторонам :  где встать, куда вещи поставить, где мощи преподобного Серафима и чудотворные иконы? За многолюдием сразу не сорентироваться. Вдруг ко мне подходит худенькая , невысокая женщина и просит помочь почистить картошку в трапезной.
 –« Какая картошка? Мы к батюшке Серафиму приехали и даже еще не успели понять, где его мощи найти. Мы молиться приехали»  — это первая мысль.
А следующая:
— «Если надо помочь в монастыре выполнить работу, то надо помочь».

     Собрала нас Аннушка-послушница шесть человек и повела трудиться. Я работала в паре с паломницей из Воронежа. Чистим картошку и вдруг раздался колокольный звон. Напарница встала, перекрестилась и произнесла :
-« Господи, слышу голос Твой, помилуй мя грешную и весь род мой».
Мне так захотелось это запомнить,  что тут же записала для памяти.

    И вообще все воспринимала распахнутым сердцем, глазами, ушами, всеми органами чувств. Как- то незаметно  выполнили работу, а Аннушка велит поторапливаться:
— «Сейчас пройдем без очереди к мощам преподобного Серафима. У меня благословение такое для помощников. А потом отправляйтесь на позднюю Литургию в Преображенский храм – там сегодня патриаршая служба».
Вот так начался этот удивительный день.

   Н. меня поучает:- « Ты только представь, что мы получили патриаршее благословение. А оно на целый год»!  Это мы так благодать собирали.
-« А архиепископа  благословение – на целый месяц»!
-« А благословение батюшки в церкви»?
— « А батюшки – на один день».

Визит в службу размещения паломников оставил нас в растерянности. Мест нет.
 — «Вот адрес вам дадим одной послушницы, хорошая матушка, может , возьмет вас к себе».
« Хорошая матушка»  взяла нас к себе. И терпела нашу бестолковость, и научала, и благословляла, и с любовью врачевала скорбящее от искушений сердце:
 — «Радость моя».

        Сама была человеком удивительной судьбы. Когда-то занимала высокий пост одного из  главных специалистов в министерстве народного образования южной республики, входящей в состав бывшего Союза. А теперь смиренная послушница монастыря, да еще и инвалид, которая без посторонней помощи не может вести хозяйство — дом, огород. С какой любовью и заботой она принимала и размещала нас! Мы трудились по хозяйству, посещали службы утренние и вечерние, окунались в источниках, ходили по канавке, терпели искушения и приобретали бесценный духовный опыт .

     Мне казалось, что, войдя в церковную ограду у себя дома, я нахожусь в малом стаде. Знакомые  с сомнением поглядывают в мою сторону, перешептываясь за спиной. На работе вовсе пренебрежение и насмешки. А тут такое от Господа укрепление- вся Россия в Дивеево едет. И молодые, и совсем дети, и пожилые. На поезде, с паломническими автобусами, и даже пешком.  Нас, православных много. Вот и делегация румын приехала — монахи. Когда многочисленный крестный ход прошел  по Богородичной канавке по завершении вечерней службы, все участники стали прикладываться к иконам, возглавлявшим этот крестный ход. Группа румын пела то ли по-гречески , то ли на родном языке строго и стройно . Пение летело в бархатное синее августовское небо, прямо к сияющим крупным звездам- ангельским окнам Божьего мира. Благоухали цветы, и в мире царила Божья любовь. Благоговейную обстановку нарушили резкие крики, звук падающего тела.

Наставления и поучения Серафима Саровского

Несчастная женщина начала биться в припадке, падать об асфальт, бросаться в сторону поющих , и кричать:
— «Прекратите петь! Не мучьте меня»!  Это было очень страшно!

Мы жили у преподобного на такой высокой ноте, что до сих пор не могу объяснить одно явление. После службы, мы с Н. спешили к матушке, чтоб успеть сделать как можно больше дел по хозяйству. И нас всю дорогу сопровождало отдаленное неясное, но очень гармоничное пение. Как будто где- то звучала стройная струна. Как же здесь все необыкновенно! Потом у матушки, занявшись огородом, мы опять вслушивались в это пение, оно явно слышалось со стороны монастыря, хотя за удаленностью нашего жилья это было не реально.
— «Матушка, что это у вас соседи такие благочестивые?  Уж очень хорошие песнопения у них звучат», — говорит Н.
 — « У моих соседей, в основном бранятся», — отвечает матушка.
— « Да нет, матушка, вот, поют, и давно уже поют» ! — в один голос утверждаем мы.
Матушка, посмотрев на нас внимательно и испытывающе,  ровно говорит:
 — « Ну и хорошо, пусть поют».
— «Ты поняла»?- сделав строгое лицо, говорит Н. – « Чье это пение»? ( Ангелы, что ли пели)?
  Теперь я понимаю только одно:
 -« Стараться  бы видеть свои грехи так же настойчиво, как тогда мы искали благодать».

    Бог дал исповедаться. Не везти же грехи назад. Священников было несколько, но к отцу Иоанну —  иеромонаху, была самая большая толпа. Время от времени толпа начинала колыхаться, раздражаться, пытаться отторгнуть примкнувших исповедников без очереди. Тогда батюшка оборачивался, взмахивал над толпой епитрахилью, как будто мух отгонял, и народ снова в молчании спокойно ожидал своей очереди.

         Мне постоянно хотелось что-то сделать для матушки впрок. Продуктов запасти, еды наварить, видимо вызывая смущение в душе хозяйки. Ведь одно из правил монашеской жизни –не стяжание. И в очередной раз, не заметив в огороде грядку капусты, я купила по дороге большой кочан и уговорила Н. отдать его матушке. Только мы появились на пороге со словами:
 — «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». Матушка сказала: « Аминь», открыла нам дверь и строго спросила :
– « Кто купил капусту? Ты? Заберешь ее домой»!
         Потом, видя мою обескураженность и смиренную готовность тащить кочан в Ржев, смилостивилась и разрешила оставить его на кухне. Мы еще успели из него и щей наварить с рыбой. Нормальные щи получились. А в монастырской трапезной довелось есть пшенную кашу на воде, в которую послушница наливала кружку огуречного рассола из бидона и добавляла соленый огурец. Это было так вкусно!

  Матушка наставляла нас с любовью, как слепых котят. Эти наставления помнятся до их пор.
Занялись мы уборкой чеснока. Выкопали его из грядки и, как-то стремительно налетела туча с неминуемым проливным дождем. Не успеть даже подобрать , и спрятать в сарай урожай. Матушка подняла руки к небу и смиренно сказала:
— «Господи, если Ты хочешь, помоги нам». На землю упало несколько тяжелых  капель дождя, и туча,  разделившись на части, исчезла.

Мне достались работы по кухне — надо приготовить обед. Матушка наказывает:
— «Готовь вкусно, сегодня суббота – родителей поминаем». А газа для плиты  в баллоне кот наплакал. Поставила варить суп, а он все не кипит. Переживаю, что оставлю народ без обеда. Матушка мне советует его посолить сразу. А я ,знай свое творю. Ну, умная же! Температура кипения соленой воды выше, чем не соленой. Я с упорством, достойным лучшего применения ждала закипания воды. Потом сообразила после очередного смиренного матушкиного вопроса:
 — «Ты посолила суп»?
Посолила и он сразу же на глазах вскипел . Все законы физики наоборот :  « Идеже хощет Бог побеждается естества чин». Вот какова сила послушания духовно опытному человеку, даже казалось бы в мелочах.
Привычка испрашивать благословения у Господа, крестить посуду, в которой будет готовиться пища, крестообразно наливать масло растительное на  сковородку – это практические уроки, полученные  от общения с матушкой. Знакомые утверждают, что я готовлю вкусно. Это с помощью Божией.

    Молилась в Дивееве за родных, за себя, за умирение жизни, ненавидящих и обидящих нас. По выходе на работу из отпуска выяснилось, что мою начальницу перевели на работу в С. Петербург на должность, с которой мы никак не соприкасались в дальнейшей работе. Позже, она тоже вынесла серьезные жизненные уроки из своего повышения и последующего увольнения с поста. Наши пути еще не раз пересеклись, но уже в новом качестве. А сейчас с благодарностью вспоминаю  совместную работу, которая медленно, но верно помогала мне избавляться от гордыни, смиряться, не превозноситься. Господь избрал этого человека орудием для моего излечения. Как после этого не молиться за своих врачевателей? И если бы не эти обстоятельства, я бы еще долго, возможно, не нашла дороги в Дивеево, к преподобному Серафиму. Так и сидела бы второгодницей в своих обидах и неустройствах.
Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас.

                                                                                                   Январь 2010г.

© Copyright: Лидия Вакина, 2011
Свидетельство о публикации №211012801511

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Лидия Вакина

Рецензии

Написать рецензию

Как-будто совсем другая жизнь.:)

Ирина Давыдова 5   01.08.2018 16:35   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Жизнь- она разная )))

Лидия Вакина   01.08.2018 22:06   Заявить о нарушении

В Дивеево действительно другая жизнь… там даже таксисты берут недорого.
И местные здороваются говоря "Благословите…"
Увы, "прогресс" и туда ползёт, загаживая всё на своём пути…

Ваня Сталкер   02.08.2018 09:50   Заявить о нарушении

Прогресс несут на себе и в себе люди.Так что будем внимательнее и требовательнее к себе, помня слова преподобного Серафима:- Радость моя! Молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя.

Лидия Вакина   02.08.2018 10:47   Заявить о нарушении

Благословите.

Ваня Сталкер   02.08.2018 11:45   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Лидия Вакина

Преподобный Серафим Саровский. Житие. Наставления

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 14-402-0180)

Молитва преподобному Серафиму Саровскому

О, великий угодниче Божий, преподобие и богоносне отче наш Серафиме! Призри от горния славы на нас, смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих. Проникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвенного к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас, молящихся тебе с верою и любовию, и не презри нас, требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый: буди нам воистину ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету жизни вечныя Богоприятным предстательством твоим у престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопокланяемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Житие преподобного Серафима Саровского (1759–1833)

«Сей, отец Тимон, сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камне, сей при пути, сей и в тернии: все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро».

Последнее наставление преподобного Серафима Саровского пустыннику, а впоследствии игумену, отцу Тимону

Молодость

«Поминай моих родителей, Исидора и Агафию», – сказал с любовью прп. старец Серафим, прощаясь с пришедшим к нему игуменом Высокогорской пустыни. Помянем же и мы добрых его родителей, чью память он чтил до самой своей кончины.

Отец св. Серафима Саровского Исидор Мошнин был строителем-подрядчиком, а мать Агафия, ставши вдовой, продолжала дело мужа. Житель города Курска, Исидор Мошнин принадлежал, как сам о нем говорил св. Серафим, к сословию купеческому, тому зажиточному сословию России XVIII века, которое умело нести ответственность за техническую исправность своих предприятий и тем самым способствовало в большой мере созиданию русского национального достояния. Занимаясь стройкой различных зданий, каменных домов и даже церквей, курский строитель сам производил необходимый ему строительный материал на собственных кирпичных заводах. Последним и лучшим предпринятым им делом было сооружение большой церкви во имя прп. Сергия Радонежского в самом городе Курске; но благочестивый купец за последние десять лет своей жизни успел закончить лишь нижний храм св. Сергия, а еще предстояло воздвигать верхний. После его кончины, последовавшей в 1762 году, жена его Агафия продолжала работы в течение шестнадцати лет. Храм был окончен в 1778 году – то был год поступления св. Серафима в Саровский монастырь; гораздо позже – опять примечательное совпадение – в 1833 году, то есть в год смерти св. Серафима, храм этот стал кафедральным собором города Курска.

Хотя Агафия Мошнина не была подрядчицей в техническом смысле этого слова, она все же оказалась способной надзирать за ходом работ после смерти своего мужа и довести постройку храма до конца в сравнительно краткое время. С одним из ее посещений строившейся церкви связан первый знаменательный эпизод в жизни св. Серафима.

Семь поучений преподобного Серафима Саровского

Как-то раз Агафия Мошнина, взяв с собой на стройку семилетнего сына своего Прохора (таково было имя, данное св. Серафиму при Крещении), взошла с ним на верхушку колокольни; резвый Прохор, как все дети, захотел посмотреть вниз и нечаянно упал с довольно большой высоты. Смерть грозила ему после такого падения, но когда мать сбежала с колокольни, то увидела Прохора, стоявшего целым и невредимым… О, благочестивая мать, Бог возвращает тебе сына живым! Надо ли говорить о благодарности, наполнившей твое сердце при явлении такого чуда?

Через несколько лет второй необыкновенный случай навел мать на мысль об особенном промысле Божием касательно ее сына. Десятилетний Прохор, мальчик весьма крепкого сложения и привлекательной по живости и красоте наружности, вдруг сильно заболел, и снова Агафия стала опасаться за жизнь своего любимого сына. Положение казалось безнадежным, но в самый критический момент болезни мальчику во сне явилась Божия Матерь с обещанием лично прийти и исцелить его. Верующей семье Мошниных оставалось предаться надежде на обещанное выздоровление. В то время по улицам Курска устраивали крестные ходы с иконой Знамения Божией Матери. Когда крестный ход приближался к дому Мошниных, случился сильный дождь, что заставило шествие свернуть во двор Агафии; видя это, окрыленная верою мать поспешила вынести больного сына и приложить его к чудотворной иконе. С того дня Прохору стало лучше, и скоро он совсем окреп. Рука Божия второй раз возвращала к жизни сына Агафии. Несомненно, столь дивные знамения должны были впоследствии укрепить сердце матери, когда ей пришло время отдать любимого сына на служение Богу, – беспрекословно.

~ 1 ~

Следующая страница

Преподобный Серафим Саровский – один из самых почитаемых на Руси святых. Имя этого великого подвижника, чудотворца и целителя известно каждому православному человеку.

В нашей книге собраны письменные наставления отца Серафима, приводится его краткое жизнеописание, а также беседы, которые были записаны разными людьми, приходившими к Серафиму Саровскому за советом и благословением. Вы сможете прочитать поучения преподобного Серафима о Боге, о душе, о любви и надежде, о молитве, посте и покаянии, а также многие другие бесценные советы святого старца.

Наставления Серафима Саровского – это великое духовное знание, которое поможет всем нам стать добрее, счастливее и мудрее.

В оформлении обложки использован фрагмент иконы преподобного Серафима Саровского (Собор Иоанно-Предтеченского монастыря).

Поучения Серафима Саровского
Автор-составитель Е. А. Елецкая

Житие преподобного Серафима Саровского

Серафим Саровский, чудотворец, великий подвижник, один из самых почитаемых на Руси святых, родился в Курске 19 июля 1759 года, в купеческой семье Исидора и Агафии Мошниных. При крещении мальчика назвали Прохором.

В три года Прохор лишился отца. Незадолго до смерти Исидор взялся строить храм во имя преподобного Сергия, и эти труды после его смерти продолжила Агафья. Когда Прохору было семь лет, он вместе с матерью осматривал постройку и нечаянно сорвался с самого верха колокольни, но, по воле Божьей, остался цел и невредим.

В 10 лет Прохор очень тяжело заболел. В видении ему явилась Богородица и обещала посетить мальчика и даровать исцеление. Видение оказалось истинным. По Курску тогда крестным ходом несли чудотворную икону Божией Матери "Знамение". Когда ее проносили по улице, где жили Мошнины, пошел дождь, и икону пришлось проносить через их двор. Тогда Агафья вынесла Прохора из дома, и он приложился к иконе, после чего быстро пошел на поправку.

Прохор с детства любил читать божественные книги, изучал Священное Писание, не пропускал ни одного дня без посещения храма Божия. И когда юноше исполнилось семнадцать лет, он твердо решил посвятить свою жизнь служению Господу. Мать благословила его, и Прохор посвятил себя иноческой жизни.

Сначала юноша отправился на богомолье в Киево-Печерскую лавру, где один затворник, Досифей, благословил Прохора идти в Саровскую пустынь. И вот в 1778 году, в канун праздника Введения во храм Богоматери, Прохор Мошнин пришел в Саров. Его принял настоятель пустыни старец Пахомий, и Прохор сразу же предался иноческим подвигам.

Юный инок с усердием и любовью проходил все возлагаемые на него послушания, придерживался строгого поста, изучал божественные книги, первым приходил к службе. Получив у старцев благословение, он в свободное от послушания время уходил в лес, где ничто не отвлекало от молитвенного погружения в созерцание Бога.

Однажды Прохор сильно заболел, но отказался от предложенного братией лечения. Он возложил все упования на милость Божию. Его болезнь длилась три года, и когда состояние Прохора было крайне опасное, ему явилась Пресвятая Богородица и исцелила его. В скором времени после этого келья, где произошло чудесное исцеление, была снесена, а на ее месте возвели больничный корпус с храмом.

13 августа 1786 года, когда Прохору Мошнину шел 28-й год, он был пострижен в иноческий образ с наречением имени Серафим. В 1787 году преподобный был посвящен в сан иеродиакона. После этого в течение шести лет он непрерывно находился в служении, почти не тратя времени на сон и еду, – Бог давал Своему избраннику силы.

Однажды на страстной седьмице во время Божественной литургии преподобному Серафиму было видение: он узрел Господа Иисуса Христа во образе Сына Человеческого во славе, сияющего неизреченным светом и окруженного Небесными Силами: ангелами, архангелами, херувимами и серафимами. От западных церковных врат Спаситель шел по воздуху, остановился напротив амвона и благословил служащих и молящихся.

В 1793 году отец Серафим был рукоположен в сан иеромонаха. В 1794 году, с благословения старца Исаии, нового настоятеля, преподобный Серафим оставил обитель для безмолвного подвига. Его келья находилась в дремучем сосновом лесу, на берегу реки Саровки, и состояла из одной деревянной комнатки с печкой. Возле кельи преподобный устроил огород и пчельник, с которых и питался.

Одевался преподобный Серафим всегда крайне просто, а поверх одежды неизменно носил крест, которым мать когда-то благословила его на иноческое служение. Также преподобный никогда не расставался со святым Евангелием, которое хранил в заплечной сумке. Все время подвижник проводил в непрестанных молитвах и псалмопениях, чтении священных книг и телесных трудах. С молитвенными подвигами старец соединял и подвиг строгого поста.

Преподобный Серафим Саровский: поучения о христианской жизни

В начале своей отшельнической жизни преподобный Серафим питался сухим хлебом, но со временем еще более усугубил свой пост, отказавшись даже от хлеба и питаясь только овощами со своего огорода.

Накануне воскресных и праздничных дней преподобный Серафим приходил в Саровскую обитель, слушал вечерню, всенощное бдение или утреню, причащался Святых Тайн, а потом до вечерни принимал приходившую к нему со своими вопросами братию. После этого святой Серафим возвращался в свою пустынную келью. Всю первую неделю Великого Поста он проводил в монастыре, причащаясь Святых Тайн.

Во время своей отшельнической жизни старец претерпел немало искушений, но не ослабел в мужестве. Однажды грабители, встретив преподобного в лесу, стали требовать от него денег, которые будто бы приносят ему миряне. Преподобный ответил, что денег ни от кого не получает, но грабители не поверили и набросились на старца. Говорили, что Серафим обладал недюжинной физической силой, к тому же, с топором в руках, он мог бы защищаться, но старец опустил топор, сложил крестом на груди руки и сказал: "Делайте, что вам надобно". Грабители избили старца, связали и бросились в келью, но нашли там лишь икону и несколько картофелин. Поняв, что они напали на святого человека, злодеи в страхе убежали. Серафим же, очнувшись, выпутался из веревок, помолился о прощении грабителей и к утру добрался до обители. Восемь суток он пролежал в очень тяжелом состоянии. Врачи, которых пригласили монахи, нашли, что голова проломлена, ребра перебиты, по телу смертельные раны, и удивлялись, как старец остался жив после таких побоев.

И снова преподобному Серафиму было дивное видение: Пресвятая Богородица во славе, с апостолами Петром и Иоанном Богословом, явилась к его одру и произнесла в ту сторону, где находились врачи: "Что вы трудитесь?", а старцу сказала: "Сей от рода моего!" После этого видения преподобный отклонил лечение и предоставил свою жизнь Богу и Пресвятой Богородице. И в скором времени старец уже мог вставать с постели, чувствуя себя гораздо лучше. Пять месяцев он провел в обители, пока полностью не оправился от болезни, а затем снова возвратился в пустыню.

Много раз преподобный Серафим был искушаем и духом честолюбия – его неоднократно избирали в игумены и архимандриты разных монастырей, но он всегда твердо отклонял эти назначения, стремясь только к истинному подвижничеству.

Многие, слыша удивительные истории о жизни преподобного отца Серафима, приходили к нему за советом и наставлениями. Прозорливый старец видел, кто пришел к нему из любопытства, а кто по настоящему зову сердца, и тем, кто имел до него действительную духовную нужду, охотно помогал советами, наставлениями и духовными беседами.

Рассказывали, что даже дикие звери не нападали на преподобного Серафима, и многие, посещавшие старца в дальней пустыни, видели возле святого огромного медведя, которого он кормил из рук.

Три года преподобный Серафим провел в совершенном молчании; 1000 дней и 1000 ночей простоял он на камне, сходя с него только для принятия пищи. Все это время он, воздев руки к небу, молился Господу словами мытаря: "Боже, милостив буди мне, грешному!" Проходя трудный путь подвигов, отец Серафим изнемог, особенно страдали при этом ноги. И не будучи в силах приходить в монастырь в праздничные дни, для принятия Святых Тайн, преподобный в 1810 году, после шестнадцатилетнего пребывания в своей отшельнической келье, возвратился в монастырь, где принял новый подвиг – затворничества и молчания.

В затворе старец провел 17 лет. Первые 5 лет он никуда не выходил, и никто не видел преподобного, даже монах, приносивший ему скудную пищу. Затем старец открыл дверь своей кельи, и любой мог прийти к нему. В келье не было ничего, кроме иконы Богоматери с лампадой перед ней и обрубка пня, служившего старцу стулом. В сенях стоял дубовый гроб, и старец молился рядом с ним, постоянно готовясь к переходу от временной жизни к вечной.

Преподобный Серафим Саровский

Духовные наставления инокам и мирянам

Преподобный Серафим — один из наиболее почитаемых и горячо любимых святых как в России, так и во всем мире. Бережно собранные поучения его содержат великую мудрость Православия, вбирают в себя опыт духовной жизни Святых отцов древности и самого батюшки.

История издания наставлений преподобного Серафима вкратце следующая.

В 1837 году живший в Троице-Сергиевой лавре Саровский постриженник иеромонах Сергий составил первое жизнеописание старца Серафима, в которое вошли в качестве приложения наставления Преподобного.

Через наместника лавры, архимандрита Антония, житие было представлено на рассмотрение митрополиту Филарету. Тщательно просмотрев в рукописи наставления Преподобного, святитель писал в 1838 году архимандриту Антонию: «Посылаю вам, отец наместник, просмотренные мною поучения или Духовные наставления отца Серафима. Я позволил себе переменить или дополнить некоторые выражения частию, чтобы язык был правильнее, частию, чтобы мысли, не довольно полно или не довольно обыкновенно выраженные, оградить от неправильного разумения или от прекословии. Посмотрите и скажите мне, можно ли думать, что я не переиначил или не повредил где-либо мыслей старца».

30 декабря 1838 года Духовные наставления преподобного Серафима были разрешены к печати Московским Духовно-Цензурным Комитетом и в 1839 году они появились в свет. В книгу вошли 33 наставления «отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха, пустынника и затворника».

4-е издание жития преподобного Серафима 1856 года насчитывало 40 наставлений; в книге Н.В. Елагина — 31.

В книгу Л.И. Денисова вошли 43 наставления, заимствованных у иеромонаха Сергия из издания 1839 года (33), у архимандрита Сергия из 4-го издания 1856 года (9) и у Елагина из издания 1863 года (1).

Данная брошюра содержит наиболее полное собрание наставлений Преподобного. Большей частью они взяты из книги «Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца», составленного Л.И. Денисовым; к ним присовокуплены фрагменты отдельных наставлений из книги «Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника», отсутствующие в издании Денисова. И так как в текстах указанных книг имеются разночтения, нами выбирался наиболее ясный и богословски глубокий вариант.

Цитаты Священного Писания приводятся в данной брошюре курсивом.

Бог есть огнь, согревающий и разжизающий сердца и утробы. Итак, если мы ощутим в сердцах своих холод, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он, пришед, согреет наше сердце совершенной любовию не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты убежит хлад доброненавистника.

Отцы написали, когда их спрашивали: «Ищи Господа, но не испытуй, где живет».

Где Бог, там нет зла. Все, происходящее от Бога, — мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению.

Бог являет нам Свое человеколюбие не только в тех случаях, когда мы добро делаем, но и тогда, когда оскорбляем грехами и прогневляем Его. Как долготерпеливо сносит Он наши беззакония, и когда наказывает, как благоутробно наказывает!

«Не называй Бога правосудным, — говорит преподобный Исаак, — ибо в делах твоих не видно Его правосудия. Правда, Давид называл Его и правосудным, и правым, но Сын Его показал нам, что Бог паче благ и милостив… Где Его правосудие? В том, что мы грешники, и Христос умер за нас» (Прп. Исаак Сирин. Сл.90).

Поколику человек совершенствуется здесь пред Богом, потолику вслед Его ходит; в истинном же веке Бог явит ему лице Свое. Ибо праведные, по той мере, как входят в созерцание Его, видят образ Его как в зерцале, а там удостоятся зреть явление истины.

Если ты не знаешь Бога, то невозможно, чтобы возбудилась в тебе и любовь к Нему. Ты не можешь любить Бога, если не увидишь Его. Видение же Бога бывает от познания Его, ибо созерцание Его не предшествует познанию Его.

О делах Божиих не рассуждай по насыщении своего чрева: при наполненном чреве какое может быть ведение тайн Божиих?

2. О таинстве Святой Троицы

Чтобы воззреть к Святейшей Троице, надобно просить о сем учивших о Троице святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, ходатайство которых может привлечь на человека благословение Святейшей Троицы, а самому прямо взирать надобно остерегаться.

3. О причинах Пришествия в мир Иисуса Христа

Причины пришествия в мир Иисуса Христа, Сына Божия, суть:

1. Любовь Божия к роду человеческому: Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть (Ин.3,16).

2. Восстановление в падшем человеке образа и подобия Божия, как о том воспевает Святая Церковь (1-й канон на Рождество Господне. Песнь 1-я): Истлевша преступлением по образу Божию бывшаго, всего тления суща, лучшия отпадша Божественных жизни, паки обновляет мудрый Содетель .

3. Спасение душ человеческих: Не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир (Ин.3,17).

Итак, мы, следуя цели Искупителя нашего Господа Иисуса Христа, должны жизнь свою препровождать согласно Его Божественному учению, дабы чрез сие получить спасение душам нашим.

Прежде всего должно веровать в Бога, яко есть, и взыскающым Его Мздовоздатель бывает (Евр.11,6).

Вера, по учению преподобного Антиоха, есть начало нашего соединения с Богом: истинно верующий есть камень храма Божия, уготованный для здания Бога Отца, вознесенный на высоту силою Иисуса Христа, то есть Крестом, помощию вервия, то есть благодати Духа Святого.

Вера без дел мертва есть (Иак.2,26); а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение упокоение от всех дел , как и Бог почил от Своих дел, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду.

Преподобный Серафим Саровский: житие и деяния святого

Истинная вера не может быть без дел; кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.

Все, имеющие твердую надежду на Бога, возводятся к Нему и просвещаются сиянием вечного света.

Если человек не имеет излишнего попечения о себе из любви к Богу и для дел добродетели, зная, что Бог печется о нем, таковая надежда есть истинная и мудрая. А если человек все упование свое возлагает на свои дела, к Богу же обращается с молитвой лишь тогда, когда его постигают непредвиденные беды, и он, не видя в собственных силах средств к отвращению их, начинает надеяться на помощь Божию, то такая надежда суетна и ложна. Истинная надежда ищет единого Царствия Божия и уверена, что все земное, потребное для жизни временной, несомненно дано будет.

Сердце не может иметь мира, доколе не стяжет сей надежды. Она-то вполне умиротворит его и вольет в него радость. О сей-то надежде сказали святейшие уста Спасителя: Приидите ко Мне еси труждающиися и обремененный, и Аз упокою вы (Мф.11,28), то есть надейся на Меня и утешишься от труда и страха.

В Евангелии от Луки сказано о Симеоне: И бе ему обещанно Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня4 (Лк.2,26). И он не умертвил надежды своей, но ждал вожделенного Спасителя мира и, с радостью приняв Его на руки свои, сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, идти в вожделенное для меня Царствие Твое, ибо я получил надежду мою — Христа Господня .

Стяжавший совершенную любовь существует в жизни сей так, как бы не существовал. Ибо считает себя чужим для видимого, с терпением ожидая невидимого. Он весь изменился в любовь к Богу и забыл все другие привязанности.

Кто себя любит, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога.

Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земле сей, ибо в своем стремлении к Богу душою и умом созерцает только Его Одного.

Душа, исполненная любви Божией, и во время исхода своего из тела не убоится князя воздушного, но со Ангелами возлетит как бы от чужой страны на родину.

Человек, решившийся проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх Божий, который есть начало мудрости.

Пусть будут в уме его всегда напечатлены сии пророческие слова: Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом (Пс.2,11).

Он должен проходить путь свой с крайней осторожностью и благоговением ко всему священному, а не небрежно. В противном случае опасаться должно, чтобы не отнеслось к нему сие страшное определение Божие: Проклят творяй дело Господне с небрежением (Иер.48,10).

Благоговейная осторожность здесь нужна потому, что сие море (то есть сердце со своими помыслами и желаниями, которое должно очистить посредством внимания) великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа (то есть помыслы суетные, неправые и нечистые — порождения злых духов).

Бога бойся, — говорит Премудрый, — и заповеди его храни (Еккл.12,13). А соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое будет всегда хорошо. Ибо, боясь Бога, ты из любви к Нему все делать будешь хорошо. А диавола не бойся; кто боится Бога, тот одолеет диавола: для того диавол бессилен.

два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай.

Но никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободится от всех забот житейских. Когда ум будет беспопечителен, тогда движет его страх Божий и влечет к любви благости Божией.

В русском переводе: истлевшего вследствие преступления, но созданного по образу Божию, всецело подвергшегося порче, отпавшего от высшей Божественной жизни, опять восстанавливает мудрый Создатель.

Имеется в виду, конечно, не буквально отдых от всех дел, а отсутствие излишней заботы о них, хлопот. Ср. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (Мф.6,33-34).

Труд — здесь: страдание, трудности. Ср. Пс.89,10: Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь.
— Прим. ред.

См. Лк.2,29-32: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех пародов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

В русском переводе: Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа (Пс.103,25).

Наставления и заветы преподобного Серафима Саровского

Уста праведнаго каплют премудрость.

Притч. 10, 31

Словеса уст премудраго благодать.

Еккл. 10, 12

Чему преподобный Серафим учил русский народ? Что служило предметом бесед святого старца с приходящими к нему? Прислушаемся же с благоговением к речам, к этим беседам дивного Саровского подвижника, воспроизведем, хотя и не во всей полноте, те наставления, которые он преподавал своим многочисленным посетителям. Это – мудрые советы, это – священные заветы богоносного старца, которым мы должны последовать, которые должны сохранить, если желаем пользы своей душе, которые обязаны исполнять, как свято и точно выполняем завещания дорогих и близких нам лиц, отошедших в вечность. А разве не близок русскому народу отец Серафим, которого знала и знает вся Русская земля от царских палат до убогой хижины крестьянина, к которому при жизни приходили целые тысячи с самыми разнообразными нуждами и запросами и к многоцелебным мощам которого стекаются теперь бесчисленные массы народа?..

Дорогие наставления преподавал отец Серафим своим посетителям, дорогие заветы оставил он нам для исполнения!

Касаются они не материальных благ, не тленных сокровищ, а того, что должно быть особенно дорого для каждого человека, – спасения души, такого сокровища, к которому должны стремиться все христиане.

«Человек по телу подобен зажженной свече, – говорил преподобный отец Серафим. – Свеча должна сгореть, и человек должен умереть. Но душа его бессмертна, потому и попечение наше должно относиться более к душе, нежели к телу: Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит; или что даст человек измену за душу свою (Мф. 16, 26), за которую ничто в мире не может быть выкупом? Если одна душа сама по себе драгоценнее всего мира и царства мирского, то несравненно дороже Царство Небесное».

«Наша жизнь – одна минута в сравнении с вечностию» – и потому «лучше для нас презирать временное и преходящее и желать нетления и бессмертия». Вот к вечности-то, к Царству Небесному, к бессмертию и подготовлял отец Серафим своих собеседников!.. Его мудрые советы да послужат руководством и для нас на пути ко спасению!..

В наставлениях святого Саровского старца нет чего-нибудь особенно трудного и неудобоисполнимого для обыкновенных смертных. Святой подвижник хорошо знал человеческие немощи и слабости и не хотел ни на кого возлагать непосильного бремени, чтобы не отнять и у людей слабых, обремененных грехами, обуреваемых житейскими заботами, надежд на спасение.

«Чтобы получить спасение душам нашим, – учил преподобный Серафим, – мы должны жизнь свою провождать согласно Божественному учению Искупителя нашего Господа Иисуса Христа», как содержит такое учение Святая Православная Церковь, в которой одной только и можно спастись и к которой мы должны питать твердую преданность. «Возлюбим Церковь Святую и Православную, – говорил святой старец, – возлюбим веру как твердое и благодатное ограждение». Оттого-то Преподобный, сам истинный сын Православной Церкви, и питал особенную любовь к тем святым отцам, которые были ревнителями Православия, как то: Василию Великому, Иоанну Златоусту, Григорию Богослову, Афанасию Александрийскому, Кириллу Иерусалимскому, Амвросию Медиоланскому и им подобным, и называл их столпами Церкви. По учению преподобного Серафима, Православие одно только содержит в себе истину Христовой веры в целости и чистоте, и потому твердо нужно держаться его и «не водить дружбы с врагами Христовой Церкви, то есть еретиками и раскольниками». Вот почему на вопрос одного старообрядца: «Скажи, старец Божий, какая вера лучше: нынешняя церковная или старая?» Отец Серафим отвечал: «Оставь свои бредни; жизнь наша есть море, Святая Православная Церковь наша – корабль, а кормчий – Сам Спаситель.

Поучения преподобного Серафима Саровского

Если с таким Кормчим люди, по своей греховной слабости, с трудом переплывают житейское море и не все спасаются от потопления, то куда же стремишься ты с своим ботиком и на чем утверждаешь свою надежду спастись без Кормчего?»

Так как Православная Церковь содержит истинное учение во всей чистоте и целости, то, по наставлению отца Серафима, христианину необходимо исполнять все, что принято ею. «Что Церковь положила на семи Вселенских Соборах, исполняй, – говорил святой одному из своих собеседников. – Горе тому, кто слово одно прибавит к сему или убавит». «Что приняла и облобызала Святая Церковь, все для сердца христианина должно быть любезно». И это нужно относить не к одним только догматам веры, которые, конечно, необходимо принимать и исповедовать во всей полноте, но и ко всем другим постановлениям Церкви и даже к разным церковным обычаям. Отсюда понятно, почему преподобный Серафим решительно настаивал на соблюдении постов, установленных Святою Церковию, между тем как «ныне христиане разрешают на мясо и во Святую Четыредесятницу, и во всякий пост; среды и пятницы не сохраняют». Таких Преподобный советовал даже избегать как ослушников Святой Церкви.

Понятно и то, почему преподобный отец Серафим считал правильным сложением перстов для крестного знамения именно троеперстие, так как только его признает таковым Святая Православная Церковь. Всем колебавшимся в вопросе о перстосложении для крестного знамения великий Саровский старец неизменно завещал употребление троеперстия, приписывая ему особую великую силу.

Однажды к отцу Серафиму пришли четыре старообрядца из села Павлова, Горбатовского уезда, с вопросом о двуперстии. Едва только они переступили порог кельи, как Преподобный подошел к ним, взял руку у одного из них, сложил персты трехперстно по-православному и, крестя его, говорил: «Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от святых апостолов, а сложение двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас, ходите в Церковь Греко-Российскую: она во всей славе и силе Божией. Как корабль, имеющий многие снасти, паруса и великое кормило, она управляется Святым Духом. Добрые кормчие ее – учители Церкви, архипастыри суть преемники апостольские. А ваша часовня подобна маленькой лодке, не имеющей кормила и весел; она причалена вервием к кораблю нашей Церкви, плывет за нею, заливаемая волнами, и непременно потонула бы, если бы не была привязана к кораблю».

Так для спасения души необходимо быть членом Святой Православной Церкви и во всем точно и строго следовать ее учению, исполнять все, предписанное ею. Конечно, преданность христианина Святой Церкви должна носить не внешний только характер. Всякий «должен проходить путь свой с благоговением ко всему священному, а не небрежно, – говорил преподобный Серафим, – должен развивать и укреплять в себе постоянную религиозную настроенность»; всякий должен иметь в виду «истинную цель жизни нашей христианской», которая «состоит в стяжании Духа Святого Божьего». Каким же путем можно и нужно достигать этого?

Прежде всего и больше всего всем и всегда следует памятовать о Боге, стремиться к Нему душою и умом в твердой уверенности, что «из любви к Нему все будем делать хорошо», а для сего непрестанно призывать в сердце имя Божие.

«Молитва – путь к Господу! Призовем имя Господа и спасемся. Когда у нас имя Божие будет в устах, мы спасены».

«Великое средство ко спасению – вера, особливо непрестанная сердечная молитва, – говорил преподобный Серафим генералу Куприянову. – Пример нам – святой Моисей пророк. Он, ходя по полкам, безмолвно молился сердцем, и Господь сказал Моисею: “Моисее, Моисее, что вопиеши ко Мне?” Когда же Моисей воздвигал руки свои на молитву, тогда побеждал Амалика… Вот что есть молитва! Это непобедимая победа! Святой пророк Даниил говорил: “Лучше мне умереть, нежели оставить молитву на мгновение ока”».

«Молитва» именно «более всего дает благодать Духа Святого, потому что она как бы всегда в руках наших, как орудие для стяжания благодати Духа; на нее всякому и всегда есть возможность: и богатому и бедному, и знатному и простому, и сильному и слабому, и здоровому и больному, и праведнику и грешнику». Особенно важно всегда держать в устах и в сердце молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». «В этом да будет все твое внимание и обучение, – говорил отец Серафим. – Ходя и сидя, делая и в церкви до богослужения стоя, входя и исходя, сие непрестанно держи в устах и в сердце твоем. С призыванием таким образом имени Божия ты найдешь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной, и вселится в тебя Святой Дух, источник всех благ, и управит Он тебя во святыне, во всяком благочестии и чистоте».

Постоянным упражнением в молитве, при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести, по наставлению отца Серафима, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним.

Конечно, очень важно и полезно для молитвы посещать храм Божий, куда следует входить и откуда следует «исходить со страхом и трепетом, и никогда непрестающею молитвою».

«Что краше, превыше и преслаще Церкви? И где же возрадуемся духом, сердцем и всем помышлением нашим, как не в ней, где Сам Владыко Господь наш с нами всегда соприсутствует?..»

Однако «требуется подвиг и великая бдительность, чтобы во время псалмопения ум наш согласовался с сердцем и устами, дабы в молитве нашей к фимиаму не примешивалось зловоние». Посему «мы должны стараться быть свободными от помыслов нечистых, когда приносим молитву Богу», и «не предавать себя рассеянию мыслей, ибо чрез сие уклоняется душа от памяти Божией и любви Его». «Если же в молитве случится плениться умом в расхищение мыслей, то должно смириться пред Господом Богом и просить прощения, говоря: согреших, Господи, словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы».

Чтобы предохранить себя от рассеянности на молитве, особенно в церкви, отец Серафим советовал то стоять с закрытыми глазами, то обращать свои взоры на образ или на горящую свечу и, высказывая эту мысль, предлагал прекрасное сравнение человеческой жизни с восковою свечой. «На жизнь нашу, – говорил дивный старец, – смотреть надобно, как на свечу, делаемую обыкновенно из воска и светильни и горящую огнем. Воск – это наша вера, светильня – надежда, а огонь – любовь, которая все соединяет вместе, и веру, и надежду, подобно тому, как воск и светильня горят вместе при действии огня. Свеча дурного качества издает смрад при горении своем и угасая – так смрадна в духовном смысле и жизнь грешника пред Богом.

А потому, глядя на горящую свечу, особенно когда стоим в Божием храме, да вспоминаем начало, течение и конец нашей жизни, ибо как тает свеча, зажженная пред ликом Божиим, так с каждою минутою умаляется и жизнь наша, приближая нас к концу. Эта мысль поможет нам менее развлекаться в храме, усерднее молиться и стараться, чтоб жизнь наша пред Богом похожа была на свечу из чистого воска, не издающего смрада».

Так как к отцу Серафиму приходили многие из простого народа, большею частию люди безграмотные, а также лица, часто не имеющие достаточно свободного времени для молитвы, о чем с прискорбием и заявляли Преподобному, то последний, снисходя к немощам и слабостям человеческим и не желая никого обременять непосильным молитвенным подвигом, преподавал таким лицам следующее очень несложное молитвенное правило.

«Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает молитву Господню: “Отче наш” – трижды, в честь Пресвятой Троицы; потом песнь Богородице: “Богородице Дево, радуйся…” – также трижды и наконец Символ веры – единожды. Совершив это правило, всякий христианин пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван. Во время же работы дома или в пути куда-нибудь, пусть тихо читает: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (или грешную)”, а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: “Господи, помилуй” и продолжает до обеда.

Пред самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило.

После обеда, исполняя свое дело, всякий христианин пусть читает тихо: “Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго” или же: “Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго (или грешную)”, и это пусть продолжает до самого сна.

Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением.

Вы прочитали ознакомительный фрагмент! Если книга Вас заинтересовала, вы можете купить полную версию книгу и продолжить увлекательное чтение.

Полный текст книги купить и скачать за 20.00 руб.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *