Тимпанные композиции французских романских порталов: Вознесение и Пятидесятница

     Для средневекового человека всё видимое было лишь отражением невидимого, высшего мира, его символом. Символика пронизывала всё. Квадрат был символом земли, а круг – неба, выражая идею вечности, бесконечности и совершенства. Обе эти фигуры лежали в основе плана собора и очертаний фасада. Совершенная форма собора открывалась и «взору Бога» и воздействовала и на человеческую душу. Все люди в большей или меньшей степени владели языком символов. Психология восприятия и создателей храмов и созерцателей их была более активна, чем позднее.
     Символизм пространства и архитектурных форм романских соборов – законченная, устойчивая, ясно читающаяся современниками система.
      Трёхчастное деление (нартекс, неф, алтарь) соответствовало представлениям о единстве Божественного, ангельского и человеческого бытия. Кроме того, возникала аналогия с Троицей и с триадой человека (дух, душа, тело).

 

 

 

 

 

     Двучленное деление тоже имело своё идеологическое оправдание: небесное и земное пространство, душа и тело человека.
     Восток храма знаменовал собой рай, запад – ад. Северная сторона ассоциировалась со смертью, мраком, злом. Южная – посвящалась Новому завету.
     План церкви обычно имел форму креста – символ, соединяющий небо и землю, ориентированный в пространстве и времени.

Церковь Сен-Мадлен в Везле

В верхних частях храма изображалось небо, в нижних – земля. Декор пола тоже имел символическое значение – здесь часто помещалось изображение лабиринта, символизировавшего сложность пути восхожения к Богу. 

     Тимпан — углубленное пространство над дверьми или окном, имеющее треугольное, полуциркулярное или стрельчатое очертание.
     Портал — в романской и готической архитектуре, более или менее роскошно орнаментированный вход в церковь, замок, ратушу или другое значительное здание.

 

 

 

 

 

     Число их соответствует числу нефов, иногда порталы бывают на концах трансепта. Портал представлял большую часть, суживающуюся постепенно внутрь нишу в стене. В готике портал обильно украшались статуями.
Была символична и форма портала – полукруг арки был символом неба, а квадрат или прямоугольник дверного проёма – символом земли. Одно из значений латинского слова arcus переводится как радуга – небесный мост между землёй и небом, человеком и Богом. Дверь выполняла оградительные, защитные функции, акцентировала переход из одного пространства в другое, напоминая и о словах самого Христа: «Я есть дверь; кто войдёт Мною, тот спасётся».

 

 

 

     В полукруглой форме тимпана некоторые видят уподобление хлебу. Хлеб как и рыба – это символ Христа и христианства, кроме того – это символ христианского единства («Один хлеб и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба», апостол Павел). Три портала уподоблялись Троице.

 

Шартрский собор как один из лучших образцов готики.

 

     Портал становится центром сосредоточения пластического декора в романских церквах Франции . Он помещался на границе двух миров – грешного мирского и священного и был призван связать их между собою. Предпочтение при украшении портала отдавалось апокалиптическим темам: Страшный Суд или Христос во славе. Это было сильной и эмоциональной проповедью в камне. Идея справедливого возмездия владела воображением средневекового мастера. Романский Бог – это не тот парящий над миром Вседержитель, которого чтили византийцы, но судья и защитник. Он деятелен, он сурово судит своих вассалов, но и охраняет их, как бы ограждает своими громадными ладонями; он попирает ногами чудовищ и утверждает закон справедливости в мире беззакония и произвола. Романское искусство кажется поначалу грубым и диковатым рядом с утончённостью византийцев, но оно более непосредственно и более экспрессивно.

 

 

 

 

 

     Тимпан – полукруглая ниша между дугой портала и карнизом двери.
     К середине XII в. во Франции складывается новое направление в архитектуре и изобразительном искусстве, получившее название готики. Ярче всего "французская манера", как называли ее современники, раскрылась в архитектуре городских соборов, их скульптурном убранстве и витражах. Экспозиция дает возможность лишь частично познакомиться с художественными особенностями готического искусства.
     Одним из важнейших памятников ранней французской готики является западный, т. н. "Королевский" портал собора в Шартре (1140-е гг.).

 

 

 

 

     Шартрский собор – одно из величайших творений готической архитектуры и христианской культуры Средневековья – один из немногих соборов Франции, который почти полностью сохранил свое убранство. Собор представляет собой трехнефную базилику. Высота центрального нефа — 37,5 м, длина 130,2 м, ширина главного нефа 16,4 м, длина поперечного нефа 65 м, высота боковых нефов – 14 м. К западному фасаду с двух сторон примыкают башни, шатровое завершение которых выполнено в разное время.

 

 

 

 

 

     Мастера XII века определили в основном характер западного фасада собора. Фасад украшают три пышно декорированных великолепными каменными барельефами портала. Декорировка "королевского портала" относится к 1145-1155 годам. Над центральным порталом, чуть врезанным в толщу стены и поэтому прекрасно освещенном, расположены неглубоко поставленные высокие окна с полукруглым завершением. Над ними — роза XIII века. Центральную часть фасада венчает "галерея королей" работы начала XIV века. С западной стороны к зданию храма примыкают две башни, каждая высотой около 90 метров. Они мало похожи друг на друга. Более ранняя, северная башня была построена в 1134-1150 годах, а венчающий ее ажурный шатер, возведенный архитектором Жаном Тексие, был установлен только в 1513 году. Южная башня — "Старая колокольня" — выглядит гораздо более строго. Построенная в 1145-1165 годах, она сохраняет линии "чистой" готики и выдержана в едином стиле с основным зданием собора. Внутри башен — высокие квадратные залы, покрытые выпуклыми готическими сводами.

 

 

 

 

     Именно в Шартрском соборе наиболее полно раскрылось мастерство ваятелей Иль-де-Франса . Хотя он является памятником зарождающейся готики, скульптуры его более раннего, королевского портала завершают собой развитие романского стиля. Трое врат близко сдвинуты и почти соприкасаются. В тимпанах боковых арок помещены симметричные композиции: "Мария с младенцем" (справа) и "Вознесение" (слева). Тимпан центральных врат украшен традиционным "Христос во славе".
     Композиция тимпана — шедевр зрелого романского стиля. Фигуры, символизирующие четыре евангелия, свободно размещены вокруг изображенного в мандорле Христа. Плавный силуэт радует глаз спокойной одухотворенностью, утонченным изяществом игры легких, графически переданных складок одежды. 
     Фигура Христа красиво выделена на фоне декоративно выразительных взмахов крыльев и упруго изогнутых тел грузного быка и льва, а также расположенных над ними более легких фигур ангела и орла. Беспокойная, с глубокими сочными тенями орнаментальная резьба, покрывающая эти фигуры, еще более оттеняет изящество образа Христа. На фризе под центральным тимпаном в строгом и спокойном ритме изображены апостолы, а по сводам арки, обрамляющей тимпан, в три ряда помещены 24 старца, предстоящие перед Христом.

 

 

 

     Тимпан сочетает уравновешенность и четкость пластических форм порталов Прованса с тонкой и точной выразительностью графической резьбы, восходящей к бургундской школе, но освобожденной от свойственной ей сложности и запутанности. Самое важное художественное качество шартрских тимпанов — непередаваемый словами дух просветленной гармонии образа.
     Не менее интересны статуи пророков и предков Христа, расположенные по бокам трех входов западного фасада. Они размещены группами из трех и пяти фигур, подчеркивая такой группировкой нарастание торжественности композиций портала к центру. Статуи, помещенные на консолях, разделены тонкими стволами полуколонн. Удлиненные фигуры святых повторяют ритм столбов, драпировки их одеяний, вытянутые длинными тонкими параллелями, иногда расширяющимися по нижнему краю в скошенные складки воспринимаются почти как каннелюры или как продолжение резных узоров, которые заполняют поверхность пилястр между статуями.

 

 

 

 

 

     Повторение линий создает впечатление единства и устойчивости, соответствующее серьезной строгости общего замысла. Здесь мало движения, и по виду фигур понятно, что они не общаются ни с друг другом, ни со зрителем. Однако удлиненность и общая условность форм не делают их фантастически невероятными, гротескными. Мастер в своем стремлении подчинить человеческие фигуры архитектурным формам проявляет необходимый такт и чувство меры.
     Мастера, работавшие над скульптурным убранством Шартра в первой половине XIII века, мудро отказались от вмешательства в скульптурную композицию западного фасада, обретшую свой законченный вид в Королевским портале. Их творческая энергия нашла свою реализацию в своего рода беспрецедентном решении: оба боковых фасада, северный и южный, — каждый из них украшен трехпортальным скульптурным ансамблем с полным комплексом входящих в него пластических изображений, отражающих изменение вкусов.

 

 

 

 

     Тонкость и удлиненность, характерные для XII века, ушли в прошлое. На их место пришли острые складки, подчеркивающие пустоту пространства между ними. Фасады трансептов выдают почерк двух различных художественных мастерских, руководимых разными творческими индивидуальностями. Строгий северный фасад с прекрасными, молчаливыми, полными сдержанности статуями пророков и предков Христа, еще отдающими дань архаизирующей стилизации Шартрской скульптурной школы XII века, в целом противостоит более зрелому и классицизирующему стилю южного трансепта.
     Особенный интерес представляют статуи, украшающие боковые срезы портала южного фасада, отличающиеся, хотя и несколько схематичной, но весьма острой передачей характеров: таковы скульптуры святых Григория, Иеронима, рыцарственно благородного Стефана и сурового Мартина.
     Так, образ святого Мартина бесспорно отмечен чертами сдержанной энергии и сосредоточенной сильной воли; в болезненно нервном лице святого Григория в большей мере переданы оттенки печальной думы. Простые жесты рук этих трех святителей, ритмически сопоставленные, взаимно усиливают пластическую выразительность всей группы и каждой фигуры в отдельности.

 

 

 

     Центром второго этажа южного фасада является большая роза, вписанная в квадрат, как бы зажатая между двумя прямыми контрфорсами, увенчанными башенками. Роза покоится над пятью продолговатыми окнами с овальным завершением. Выше — простая по форме аркатура и небольшой фронтон.

 

 

 

     По сторонам центральной части расположены продолговатые окна, по четыре с каждой стороны. Надвратные арки разделены и фланкированы галереей, покрытой коническими крышами со статуями, стоящими между ее колоннами. Особенностью южного портала Шартра является облицовка стен верхнего этажа очень тонкими, поставленными близко одна от другой колоннами, создающими впечатление вибрирующей поверхности.
Эмоциональная взволнованность – наиболее характерная черта готических образов.

 

«Пятидесятница» – тимпан церкви Ла Мадлен.

 

     Романский стиль – стиль средневекового западноевропейского искусства X-XII вв. (в ряде стран также XIII в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству .
     Романскому искусству присуща острая выразительность. Трактовка фигур находится в прямой зависимости от форм архитектуры. Фигуры композиции находятся в пространстве, лишенном глубины. Любовь ко всему фантастическому.
     Романская культовая архитектура была неотделима от резьбы по камню и монументальной скульптуры, украшавших капители, порталы, иногда заполнявших весь фасад (Нотр-Дам-ла-Гран в Пуатье). Склонность к беспокойным композициям, плоскостность резьбы предопределили особенности пластического декора церквей Лангедока (Сен-Сернен в Тулузе, XI-XIII вв.), Бургундии (тимпаны соборов в Везле и Отене).

 

 

 

     В области монументальной живописи преобладает фреска, в скульптуре — рельеф (основной материал — камень). Произведения из дерева раскрашивались.
     К лучшим монументальным памятникам бургунской школы относятся тимпаны церкви Сен-Мадлен в Везеле и собора в Отене. Тимпан в Везеле изображает Христа, наставляющего апостолов, тимпан в Отене — изображение Страшного суда. Вся композиция более походит на резьбу, чем на скульптуру.

 

 

 

 

 

 «Пятидесятница» – тимпан церкви Ла Мадлен в Везле (Франция) примерно около 1130 г.

 

 

 

     Средневековье создало культуру, отличную от античной. Это было время господства в Византии и Западной Европе монотеистической христианской религии.
     Церковь занимала особое положение в структуре феодального общества и определяла основную направленность его духовных устремлений. Она была главным заказчиком художественных произведений.
     Средневековое искусство отразило новое понимание положения человека в мире (творение Божие и его раб, микрокосм и тлен), провозглашало новые моральные и духовные ценности и на их основе создало свою эстетику, утверждавшую примат духовного начала над материальным и стремившуюся к универсальности эстетической оценки "божественной вселенной".
     Восприятие и интерпретация христианских догматов менялись на протяжении столетий Средневековья (V — XV вв.). Они получили различную трактовку в учениях восточной и западной церквей, которая диктовалась различиями политических и социальных реалий этих двух больших регионов.
     От эпохи Средневековья сохранились в основном культовые памятники, а большинство светских произведений погибло. Это обстоятельство рисует во многом одностороннюю картину художественной жизни этого времени .
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки. Здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали и массивные гладкие стены с узкими проемами окон и ступенчато–углубленными порталами.

 

 

Автор: Жуковская Д.

 

 

В продолжение изучения данной темы рекомендуем вам следующие книги:

      

 

Аббатство Везле

Координаты: 47°27′59″ с. ш. 3°44′54″ в. д. / 47.466389° с. ш. 3.748333° в. д. / 47.466389; 3.748333 (G) (O) Базилика Святой Марии Магдалины Везле

Аббатство Святой Марии Магдалины в бургундском местечке Везле́ было одним из главных паломнических центров средневековой Европы. С 1920 года имеет в католическом мире статус малой базилики и с 1979 года охраняется ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия человечества.

  • 1 Возникновение
  • 2 Расцвет в XII веке
  • 3 Закат и реставрация
  • 4 Ссылки

Возникновение

Первые сведения о бенедиктинском аббатстве в Везле (Верчелле, от лат. Vercellus) относятся к IX веку. Прежде на этих землях, принадлежавших графу Жирару из Руссильона, стояли две монашеские обители, уничтоженные под ударами арабов и норманнов в VIII—IX вв.

В середине XI века было объявлено, что в аббатстве Девы Марии почивают мощи Марии Магдалины, якобы привезённые его основателем из Святой земли. В Везле устремились паломники со всей Европы. Чаще всего из Везле они продолжали путь дальше на юго-запад к гробнице св. Иакова в Галисии по т. н. Лиможской дороге.

Расцвет в XII веке

Св. Бернард призывает в Везле христианский мир к крестовому походу

Чтобы разместить всех паломников, в 1104 г. было начато строительство новой базилики в романском стиле бургундского извода. Строительные работы финансировались за счет поборов с монастырских крестьян. Во время крестьянских волнений был убит настоятель аббатства. Несмотря на это, строительство продолжалось. В 1132 г. папа Иннокентий II освятил просторный нартекс храма. Неф горел несколько раз, последний раз в 1165 году, после чего был отстроен заново. Капители и порталы были щедро украшены скульптурой, призванной наглядно рассказывать малограмотным паломникам о роли Магдалины в спасении человечества.

Аббатство Везле служило одним из пунктов движения за освобождения Святой Земли от неверных. Именно здесь на пасху 1146 года Бернард Клервосский произнёс перед королём Людовиком VII речь с призывом немедленно начать второй крестовый поход. Ричард Львиное Сердце и Филипп Август провели в Везле три месяца 1190 года — прежде, чем выдвинуться в Третий крестовый поход.

Романский скульптурный портал (типология, сюжеты и принципы их расположения)

В 1166 г. на Духов день в Везле произнёс проповедь св. Томас Бекет. Везелейские аббаты энергично отстаивали свою независимость от светских феодалов (в частности, от графов Неверских), признавая своим сюзереном только папу римского.

Закат и реставрация

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 84
рус. • англ. • фр.
Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 1283-002
рус. • англ. • фр.

Непоправимый удар по благосостоянию Везле нанесело открытие 12 декабря 1279 года нетленных останков Марии Магдалины в местечке Сен-Максимин-ла-Сент-Бом на морском побережье Прованса. При покровительстве Карла II Анжу-Сицилийского, рассчитывавшего превратить новую святыню в источник дохода для истощённой казны, местные монахи-доминиканцы в подробностях описали чудеса, которые были засвидетельстваны у новой святыни. Известия о чудесах в Сен-Максимине распространились по всему католическому миру, что привело к оттоку паломников из Бургундии в Прованс.

Мощи Марии Магдалины были утрачены в годы Религиозных войн, а во время Французской революции базилика была разграблена и потеряла часть скульптурного убранства. В 1834 году, когда она была заброшена и грозила обрушением, внимание общественности к её плачевному состоянию привлёк государственный инспектор исторических памятников — Проспер Мериме. С 1840 по 1861 гг. продолжались новаторские для того времени реставрационные работы, которые курировал Виолле-ле-Дюк.

В 1870-е гг. в монастырь привезли новые реликвии Марии Магдалины и он вновь стал принимать паломников. В настоящее время по числу принимаемых паломников Везле занимает во Франции 8-е место.

  • Башня

  • Интерьер нефа

  • Скульптурное убранство

  • В крипте

  • Золотой мощевик

Ссылки

  • Официальный сайт базилики
  Всемирное наследие ЮНЕСКО во Франции
Культурные объекты Ансамбль Мон-Сен-Мишель с заливом • Кафедральный собор в городе Шартр • Версальский дворец и парк • Базилика Марии Магдалины • Наскальные рисунки в пещерах по реке Везер (в т.ч. Пещера Ласко) • Дворец и парк Фонтенбло • Кафедральный собор в городе Амьен • Древнеримский театр с окружением и триумфальная арка в городе Оранж • Древнеримские и романские памятники в городе Арль • Цистерцианский монастырь Фонтене • Соляные шахты в городе Сален-ле-Бен и Арк-э-Сенан • Площади Плас-Станислас, Плас-де-ла-Карьер и Плас-д’Альянс в городе Нанси • Церковь Сен-Савен-сюр-Гартамп • Древнеримский акведук Пон-дю-Гар • Гранд-Иль – исторический центр Страсбурга • Берега Сены в Париже • Кафедральный собор Нотр-Дам, бывшее аббатство Святого Ремигия и дворец То в городе Реймс • Кафедральный собор Сент-Этьен в Бурже • Исторический центр города Авиньон • Каналь-дю-Миди (Южный канал) • Исторический укрепленный город Каркассон • Дороги во Франции, ведущие в Сантьяго-де-Компостела • Историческая часть города Лион • Винодельческий район Сент-Эмильон • Беффруа Бельгии и Франции (совместно с Бельгией) • Долина Луары от Сюлли-сюр-Луар до Шалона • Провен, город средневековых ярмарок • Гавр — город, восстановленный Огюстом Перре • Порт Луны в Бордо • Архитектурное наследие Вобана • Епископский город Альби • Горные массивы Севенны и Гран-Косс • Доисторические свайные жилища в окрестностях Альп (совместно с Германией, Швейцарией, Австрией, Италией, Словенией) • Памятники промышленной революции региона Нор — Па-де-Кале
Природные объекты Мысы Жиролата и Порто, природный резерват Скандола и скалистые бухты «каланки» у города Пьяна (остров Корсика) • Лагуны Новой Каледонии, разнообразие коралловых рифов и их экосистем • Вулканы и цирки на острове Реюньон
Смешанные объекты Район горы Мон-Пердю в Пиренеях (совместно с Испанией)

Аббатство Везле Информацию О


Аббатство Везле
Аббатство Везле
Аббатство Везле Вы просматриваете субъект
Аббатство Везле что, Аббатство Везле кто, Аббатство Везле описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Annotation

Книга представляет описание художественных памятников мировой культуры, знание которых позволяет изучать ее развитие от самых первых проявлений до наших дней. Оглядываясь назад, листая «страницы» прошлого, мы видим удивительные творческие искания и открытия человечества, перед нами выстраиваются картины культур различных эпох, художественные памятники которых вдохновляют на поиски новых форм в искусстве. Книга предназначена для всех, кто интересуется культурой и искусством.

Е.П. Борзова, А.В. Никонов

Введение

Первобытная культура

Культура Междуречья

Древнеегипетская культура

Культура доколумбовой Америки

Древнекитайская культура

Древнеиндийская культура

Крито-микенская культура

Культура Древней Греции

Культура этрусков

Древнеримская культура

Тибетская культура

Японская культура

Африканская культура

Византийская культура

Мусульманская культура

Западноевропейское Средневековье

Западноевропейское Возрождение

Европейская культура Нового времени

Европейская культура XX века

Древнерусская культура

Культура Московского государства

Русское искусство XIX века

Русское искусство XX века

Е.П. Борзова, А.В. Никонов

История мировой культуры в художественных памятниках

Научные редакторы:

Иконникова С.Н., доктор культурологии, профессор Прокуденкова О.В., кандидат культурологии, доцент

Рецензенты:

Лелеко В.Д., доктор культурологии, доцент Плебанек О.В., кандидат философских наук, доцент

Введение

Духовная и материальная культуры – это сущностная основа исторического развития человечества. Понятие «культуры» обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает этот мир и самого себя. Каждая культура – это неповторимая Вселенная, сотворенная человеком во внешнем мире и в самом себе.

Изучая развитие культуры от самых первых ее проявлений до наших дней, можно моделировать и прогнозировать развитие общества. Оглядываясь назад, листая страницы прошлого, мы видим удивительные творческие искания и открытия человечества, перед нами выстраиваются картины культур различных эпох. Удивляют и вдохновляют египетские пирамиды – нетленное творение рук человека, гробницы фараонов, бесподобие и великолепие сфинксов, храмы и легенды Шумеро-аккадской, Вавилонской цивилизаций.

Крито-микенская и греческая культуры поражают своей пышностью, великолепием искусства и мудростью философов. В этот период человек впервые задумался о своем предназначении в мире и выразил это в научных трактатах.

Загадочные для европейского человека цивилизации Индии и Китая, тысячелетиями не меняющие свои традиции, сохраняют и привлекают и манят своей глубиной, неповторимостью и автономностью.

Эпоха Средневековья утверждает в истории новые религиозные традиции. Христианство и ислам начинают вдохновлять многие европейские и восточные народы. Завершающая стадия Средневековья порождает титанов эпохи Возрождения. Значение личности человека поднимается на неслыханную высоту.

Новое время считается эрой великих открытий, изобретений технического творчества. Разум человека побеждает природу, он чувствует себя наравне с ее могучими силами. Появляются новые естественнонаучные, технические и географические открытия.

Новейшее время ознаменовалось эпохальными событиями. На первый план выступают технические открытия, человек осваивает космос, развивается искусство, ведутся археологические и реставрационные работы. Человек заботится о сохранности произведений искусства и культуры прошлого, открывает для себя существование древнейших цивилизаций, исследует более точно момент появления человека на земле. На пороге третьего тысячелетия взывает к разуму землян, думает о методах сохранения человечества, о решении экологических проблем, преодолении термоядерной войны, недопустимости самоуничтожения человека и его культуры.

В предложенном учебном пособии представлены сведения о некоторых уникальных памятниках различных культур, эпох и народов, знания, которые необходимы при сдаче экзаменов и зачетов по курсу «История мировой культуры», а также итогового государственного экзамена. Понятие «памятник» имеет своим корнем слово «память», и художественные произведения, приведенные в данном пособии, призваны помочь запоминанию огромного теоретического материала по истории мировой культуры.

Все «вечности жерлом пожрется и от общей не уйдет судьбы!» (Г.Р.Державин), но порой простая человеческая память, постоянно возрождающаяся в новых поколениях, оказывается долговечнее даже пирамид. И к этой возрождаемой вечности причастны все мы. Пирамиды, безусловно, останутся, но с утратой у людей понятия о них, человек их потеряет.

Новости истории

Памятники без людей теряют смысл. «Камням я верил, а не книгам. Уже не камни зовут и твердят свою историю, а люди, складывавшие эти камни, их тесавшие, их таскавшие», – писал С.М.Эйзенштейн, рассказывая о своей работе над фильмом «Александр Невский».

И, действительно, «камни» помогают увидеть лик целой культуры, эпохи, душу народа, его духовность. Искусство создает возможность узнать греков в основательности и гармонии их храмов и скульптур, прагматичность Рима – в его дорогах, акведуках и амфитеатрах.

Замечательный русский философ А.Ф.Лосев писал: «Видящий образами видит наполовину в них себя». В художественных памятниках, можно понять, как видели себя разные народы мира. Нам невозможно представить лучших «образов», чем их выдающиеся творения. Они являются наглядными примерами, «маяками», помогающими ориентироваться в истории мировой культуры.

Материал по истории мировой культуры в данном пособии систематизирован соответственно определенным культурам, предназначен для подготовки к государственному экзамену по курсу «История и теория мировой культуры».

На государственном экзамене студент должен уметь дать краткую фактологическую справку изображенного на иллюстрации художественного памятника: рассказать кто и когда создал произведение, памятник и т.п., для каких целей они служили. Следует также раскрыть основное содержание изобразительного сюжета (если это картина), описать предназначение (если это архитектурное сооружение), рассказать о герое (если это скульптура), сформулировать некоторые характерные особенности эпохи (если это произведение имеет историко-художественное значение), раскрыть особенности религиозного сознания и культа (если это культовое произведение). Кроме того, необходимо отметить значение памятника художественной культуры для современного человека.

Первобытная культура

Виллендорфская Венера. Австрия (ок. 30 тыс. лет до н.э.)Венера из Савиньяно. Италия (18 -8 тыс. лет до н.э.)Венера из Мораван-над-Вагом. Словакия (ок. 22 тыс. лет до н.э.)

Палеолитические Венеры – женские статуэтки периода Верхнего палеолита (40-35 тыс. лет до н.э.). Изготовлялись из камня, кости и обожженной глины. Характерно, что все они имеют не только сюжетное, но и стилистическое единство: отсутствие черт лица, крупные объемы груди, живота, бедер, отсутствие или схематическое обозначение нижней части ног и рук. Вероятно, задача в данном случае заключалась не в воспроизведении конкретной натуры, а в создании обобщенного образа женщины-праматери, символа плодородия, хранительницы очага. Наиболее знаменитыми из палеолитических Венер являются: «Виллендорфская Венера», выполненная из известняка и найденная в Австрии в 1908 году в местечке Виллендорф (Вена, Музей естественной истории); «Савиньянская Венера», найденная на стоянке Савиньяно на реке Панаро близ Модены в Италии (Национальный доисторический и этнографический музей Луиджи Пигорини, Рим); «Венера» из Мораван-над-Вагом, Словакия.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *