Дом и семья – малая Церковь

Семью часто называют «домашней Церковью». Церковь начинается для верующих людей в храме, когда они участвуют в церковных Таинствах, но продолжается и после окончания богослужения за церковным порогом и особенно в христианской семье. Можно даже сказать, что именно здесь, среди самых близких и родных нам людей, проверяется, настоящие ли мы христиане.

Семья – это первоначальная ячейка христианской общины, это «домашняя Церковь», как называет ее в своих посланиях апостол Павел (Рим. 16, 4; Кол. 4, 15).

А слово «церковь» говорит о том, что в христианской семье присутствует Сам Христос, ибо Церковь составляет Его Тело (Кол. 1, 24).

Апостол Павел так характеризует одну из христианских семей:

«Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь (Рим. 16, 3–4)».

Что значит – семья как малая Церковь? На этот вопрос отвечает протоиерей Максим Козлов:

«Слова апостола Павла о семье как о «домашней Церкви» (Рим.

урок по теме: "Дом и семья в православии".

16, 4) важно понимать не метафорически и не в одном только нравственном преломлении. Это прежде всего свидетельство онтологическое: настоящая церковная семья по сути своей должна быть и может быть малой Церковью Христовой. Как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Брак есть таинственное изображение Церкви». Что это значит?

Во-первых, в жизни семьи исполняются слова Христа Спасителя: «…Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). И хотя двое или трое верующих могут быть собраны и безотносительно семейного союза, но единение двух любящих во имя Господа – безусловно, фундамент, основа православной семьи. Если в центре семьи не Христос, а кто-то иной или что-то иное: наша любовь, наши дети, наши профессиональные предпочтения, наши общественно-политические интересы, то нельзя говорить о такой семье как о семье христианской. В этом смысле она ущербна. Истинно христианская семья есть такого рода союз мужа, жены, детей, родителей, когда отношения внутри его строятся во образ союза Христа и Церкви.

Во-вторых, в семье неизбежно реализуется закон, который по самому укладу, по самому строю семейной жизни является законом и для Церкви и который зиждется на словах Христа Спасителя: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35) и на дополняющих их словах апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). То есть в основе семейных отношений – жертва одного ради другого. Такая любовь, когда не я в центре мира, а тот, кого я люблю. И это добровольное удаление себя из центра Вселенной есть величайшее благо и для собственного спасения, и непременное условие для полноценной жизни христианской семьи.

Семья, в которой любовь как взаимное желание спасения друг друга и помощи в этом и в которой один ради другого себя во всем стесняет, ограничивает, отказывается от чего-то, для себя желаемого, – это и есть малая Церковь. И тогда то таинственное, что соединяет мужа и жену и что никак не сводимо к одной физической, телесной стороне их союза, то единение, которое доступно воцерковленным, любящим супругам, прошедшим вместе немалый путь жизни, становится действительным образом того единения всех друг с другом в Боге, каковым является торжествующая Церковь Небесная.

За две тысячи лет христианства церковный взгляд на брачный союз не изменился, он един, так как опирается на Божественное Откровение, на Священное Писание, поэтому Церковь смотрит на брак мужа и жены как на единственный, на их верность как на необходимое условие полноценных семейных отношений, на детей как на благословение, а не как на обузу, и на брак, освященный в Венчании, как на союз, который может и должен быть продолжен в вечности».

Беседа

с протоиереем Димитрием Смирновым

о создании и жизнедеятельности православной семьи

15 апреля 2013 г. состоялась встреча протоиерея Димитрия Смирнова с участниками духовного молодёжного центра при Московском Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы.

Обсуждались вопросы создания и жизнедеятельности православной семьи и некоторые сопутствующие проблемы.

Часть 1

   1. Как православным молодым людям выстраивать отношения с противоположным полом?   (2:13)   2. О мужских и женских обязанностях.   (5:31)   3. Какие бывают цели создания семьи?   (15:33)   4. Какие должны быть цели создания православной семьи?   (16:15)   5. В какой вере воспитывать детей, если муж – татарин, мусульманин, а жена – православная?   (17:57)   6. Откуда берёт своё начало пагубная тенденция разводов?   (20:46)   7. Как стать счастливым?   (26:27)   8. О положении большинства современных детей.   (27:18)   9. Что делать тем людям, которые уже достигли зрелости, и так и не создали семью?   (28:19)  10. Почему человеку нужна семья?   (34:58)  11. Как объяснить молодому человеку, что целомудрие нужно сохранять до свадьбы?

Реферат: Конспект урока «дом и семья в православной традиции»

  (38:27)  12. О ранних браках и рождении детей. О влиянии телевидения на подростков.   (40:47)  13. Если мужчине за 30, а он говорит, что ещё не готов к браку.   (42:10)  14. Если молодой человек вернулся из армии и склоняет к близости под предлогом того, что и так целый год терпел?   (42:48)  15. Может ли отсутствие общего духовника послужить трещиной во взаимоотношениях молодого человека и девушки?   (44:52)  16. Жизнь – система неравенств со множеством неизвестных.   (48:06)  17. Любовь – не достаточное условие для брака.

  (50:51)  18. Одобрит ли Церковь развод, если муж-атеист не пускает жену с детьми в храм?   (52:10)  19. Насколько глубоко и долго нужно узнавать человека перед заключением брака?   (57:47)   1. Как сохранить отношения, если молодой человек уехал учиться в другой город (девушка уехала учиться в другой город)?   (1:34)   2. Что делать, если молодые люди были помолвлены, а потом один из них уехал?   (3:28)   3. Что делать, когда начинают воцерковляться люди, которые находятся в блудном сожительстве? Как им выстраивать путь ко Христу?   (5:06)   4. Допустимо ли говорить «Я люблю тебя» на первых порах, когда есть ещё только симпатия?   (8:40)   5. С чем связан тот факт, что если отец неверующий, то больший процент детей не приходит к вере?   (11:48)   6. Планирование семьи в современном обществе.   (14:18)   7. Что делать, если сыновья священников становятся атеистами или начинают вести разгульный образ жизни?   (20:24)   8. С чего начинается христианское воспитание в семье?   (22:46)   9. Кто такой истинный мужчина и кто такая истинная женщина? К чему стремиться современному человеку?   (26:17)  10. Как себя исправлять? Необходима большая работа ума.   (31:54)  11. Пост во время беременности и во время кормления.   (34:36)  12. Как понимать слова апостола Павла: «Нет жены – не ищи жены, а нет мужа – не ищи мужа»?   (36:53)  13. Многодетность – это показатель хорошей семьи?   (40:01)  14. Контрацепция в православной семье.   (44:48)  15. О ювенальной юстиции. Как вести себя православным родителям?   (48:58)
Назад к списку

Главная>>Религия и семья>>Семья в христианстве

Традиции и отношения в христианской семье

Семья в христианстве

Когда человек решает обратиться к вере в Бога, то он, почти во всех случаях, меняет свою прежнюю жизнь и выбирает, что делать дальше, стать монахом и жить в монастыре, или вести мирской образ жизни и создать христианскую семью. Часто можно видеть очень успешных деловых людей, (бизнесменов, предпринимателей), или людей, которым удалось создать счастливую семью, но они не хотят больше идти по мирскому пути и всерьёз задумываются о жизни в монастыре.

Однако, монашеский путь — требует особого внутреннего расположения. Нужны врождённые способности к монашеству и призвание Божие.

Традиции и отношения в христианской семье

И призвание к монашеской жизни есть далеко не у всех. Быть хорошим мирянином — это гораздо лучше, чем быть плохим монахом. Мирской путь верующего — это достойный путь и он приемлем для большинства людей. Такой путь даёт множество возможностей реализовать себя творчески. Но какую бы возможность для реализации человек не выбрал, создание, семьи с христианскими традициями — это необходимое условие в православии. И не просто заключение гражданского брака, а брака церковного, с венчанием. И, далее, рождение и воспитание детей в православных традициях.

Господь Иисус Христос прежде чем служить обществу, благословил Своим посещением супружескую и у них на венчании сотворил настоящее чудо (Ин.2:1-11). Его ученики, апостолы, несли слово Божие, прежде всего, в дома семейных людей.

Познать радость бытия человек может только при руководствуется нравственными законами, а эти законы человек узнаёт в семье. Разрушение института семьи неизбежно ведёт к деградации и разрушению общества, в целом.

В своих книгах о важности семьи, православный священник Илия Шугаев говорит: "Мы, как народ, слабеем, потому что сила народа — в крепости семьи, а семейные традиции в России практически уничтожается. Ведь любовь человека к Родине, к миру или к отдельному человеку начинается с любви в семье, потому что семья — это то место, где он проходит школу любви".

В современном обществе правит капитал, и для современных атеистов-язычников нет ничего важнее, кроме своих личных интересов и материального благополучия. Поведением этих людей руководят их инстинкты, и они всё активнее пропагандируют безнравственную жизнь, которая противоречит всем заповедям Бога.

Такие безнравственные активисты ради своей наживы распространяют гомосексуализм, безнравственность, аборты и разводы в семье, как норму, с целью разрушения религии, причём, не только православия, потому что религия устанавливает духовные ценности и определяет их иерархию, несёт в себе нравственные ориентиры и сдерживает тех, кто поклоняется мамоне (материальному благополучию).

"Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне" (Матф. 6:24).
У всякого христианина (того, кто ведёт образ жизни согласно учению Христа, а не того, кто называет себя таковым) существует иерархическая цепочка духовных ценностей: Бог — семья — служение обществу (людям) — собственные интересы. Семья находится сразу же после Бога, т.е. имеет достаточно высокий статус. Семья и семейное счастье является гармоничной средой жизни любого человека.

Сейчас в обществе больше всего ценятся профессиональные качества человека, социальное положение и большое количество знаний в голове. Это, конечно, положительные качества. Но! Если человек не пытается наладить свои семейные отношения, то эти качества не прибавят ему счастья.

В христианской семье наиболее важная добродетель — это бескорыстная любовь. Все члены семьи, любя друг друга и руководствуясь заповедями, находят способы для предотвращения или разрешения ссоры в семье, изучают на деле, что такое доброта, порядочность, терпение и другие добродетели, которые позволяют найти душевный покой и обратиться к вере в Бога.

Итак, в христианском обществе отношение между мужем и женой в семье, а также рождение и воспитание детей в семьеполучают благословение Всевышнего. В заключении пожелаем всем семейным парам жить в соответствии с законами Божьими и освящаться светом евангельских, православных истин.

На основе статьи христианина,отца
двоих детей, организатора паломничества
по святым местам России, Александра Котилина.

Рекомендуем также посмотреть статьи:

 

Дорогие о Господе братья и сестры!

Приглашаем всех – и детей, и взрослых – принять участие в творческом конкурсе, посвященном СЕМЬЕ. Софья Сергеевна Куломзина, замечательный церковный педагог, пишет, что христианскую семью важно понимать как «малую Церковь», т. е. единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Предлагаем поделиться друг с другом мыслями, переживаниями и образами на эту тему!

В конкурсе три номинации:

1. Сочинение-эссе или рассказ на тему «Семья – малая Церковь»

2.Стихотворение

3. или рисунок на ту же тему.

Участником конкурса может стать как отдельный человек, так и целая семья. Например, родители и старшие дети пишут рассказ и собирают фотографии, а младшие дети иллюстрируют работу своими рисунками.

В работе Вы можете поделиться своим размышлениями на тему семьи как малой Церкви вообще или рассказать об опыте церковной жизни именно Вашей семьи, о том, как любовь и вера делает ее единым целым. А можете попытаться раскрыть тему на примере житий святых или истории жизни людей, которых Вы знаете лично.

Рисунки на конкурс необходимо представить аккуратно оформленными, подписанными, на листах формата не менее А4.

Сочинения-эссе, рассказы и стихи будут приниматься как в электронном, так и в рукописном виде.

Работы на конкурс можно передать дежурным консультантам в верхнем храме по воскресным дням с 9.15 до 14.30.

Презентация Дом и семья в православии (2).ppt

В электронном виде работы следует направлять по адресу: info@cpsim.ru с пометкой КОНКУРС.

К работе можно приложить фотографии или рисунки (не более 5 штук).Вы высылаете только один файл с расширением doc или docx, в котором размещены:

•  Сочинение-эссе, рассказ или стихотворение

•  Рисунки или фото (если есть)

•  Ваши контактные данные (ФИО участника, контактный телефон, адрес электронной почты)

Объем сочинения — не более 2 листов формата А4 шрифтом TimesNewRoman, 14 pt, интервал 1,0.

Конкурс проводится в рамках фестиваля «Синий Цветок» и продлится до 5 января включительно. 6 января, в Сочельник – подведение итогов.

Награждение победителей состоится во время Рождественских праздников.

Лучшие работы будут опубликованы на сайте нашем сайте www.cpsim.ru

Семья отца Иоанна и матушки Надежды Осяк

Это фото сделано 6 лет назад. Несколько детей на него не попали.

Вот что о. Иоанн рассказывает о своей семье:

"Всего у нас 8 мальчиков (Иван, Алексей, Евгений, Александр, Владимир, Григорий, Сергей и Серафим) и 10 девочек (Ольга, Елена, Мария, Татьяна, Анна, Надежда, Евдокия, Дарья, Ксения, которая трагически погибла, и Анастасия).

Старшие – уже вполне состоявшиеся образованные люди. Иван – предприниматель. Алексей и Евгений получают третье высшее образование: позади Ставропольская духовная семинария, Институт кавказских народов, Питерская духовная академия. Два моих зятя – священники, а еще один сын – диакон. В общем, всё слава Богу.

Верьте! И ничего не бойтесь. Мужа или жену выбирайте внимательно — на всю жизнь. Сквозь все невзгоды идите, крепко взявшись за руки.

Будьте верными Богу и друг другу.

И будете счастливы, потому что иначе не может быть".

Христианская семья – любовь и гармония

Какие они – христианские семьи? О них почти не пишут и не говорят.

Семья — малая Церковь

Мы живем в последнее время, когда нет ничего стабильного, прочного. Все, что так необходимо каждому: любовь, семья, забота, — утрачивает свою ценность, вытесняется равнодушием, пошлостью, жестокостью.  Христианская семья — прообраз небесной семьи. Все ее члены помнят об этом каждый день. В их жизни проявляется такой характер, который преподает миру наглядный урок – вот такие семьи, любящие Бога и соблюдающие Его заповеди.

Любовь – основа христианской семьи. Молодые христиане, которые собираются вступить в брак, ставят перед собой цель любить по-настоящему, хранить и умножать ее. Христианская семья призвана к стяжанию такой любви, какая описана в первом послании к Коринфянам, 13. Христианская семья пронизана обязательной для всех дисциплиной, в ней царит христианская иерархия ценностей. Муж – глава семьи. На нем огромная ответственность за духовное, финансовое и бытовое ее состояние. Но он и авторитет для всех, его уважают и готовы слушать и подчиняться. Муж в христианской семье – настоящий труженик, ему по силам любая работа. Все он умеет: и головой думать, и руками мастерить. И жена не отстает от него, успевает и дом обустроить, и детей воспитывать, и про себя не забывать, и все это в свободное от работы время.  А как иначе? «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, и придет, как прохожий, бедность твоя». Повседневная жизнь в христианской семье пронизана светом Божественного присутствия — оно проявляется и в семейной молитве, в церковных и домашних праздниках, даже в простом общении. В христианском доме разум, таланты и дарования ребенка развиваются, потому что родители-христиане сознают огромную ценность человеческой личности. Как правило, в христианской семье не один, и не два ребенка. И не потому, что этот вопрос не контролируется, а просто в сердцах родителей огромный запас любви. Дети растут в заботе и понимании. С малых лет они впитывают христианские истины, поэтому в дальнейшей взрослой жизни способны на добро, милосердие, а страшные пороки, распространенные среди молодежи, не коснутся их.

В христианской семье нет места раздорам. Если возникла размолвка, всегда есть рядом Библия, мудрый Божий совет уладит все разногласия. На споры нет ни времени, ни желания, и смотрят все члены христианской семьи в одну сторону – Иисус всегда рядом.

Долг перед родителями никогда не прекращается. Любовь наша к ним и их к нам не измеряется годами и расстоянием, и наша ответственность никогда не может быть снята с нас. Даже самая независимая и самостоятельная христианская семья всегда помнит о своих пожилых родителях, доставляя им радость и утешение. Что может больше опечалить родительские сердца, чем пренебрежительное отношение со стороны детей? Какой еще грех может быть хуже для детей, чем причинить горе престарелым отцу и матери? В свои преклонные годы родители особенно остро желают любви и сочувствия, нельзя лишать их внимания. Пока бабушки и дедушки живы, дети и внуки с радостью общаются, получают незаменимый опыт, чтят и уважают их.  Нет лучшей рекомендации в этом мире, чем та, что ребенок чтит не только своих родителей, но и знает и любит дедушек и бабушек. В христианской семье терпеливо сносятся немощи стариков. Говорят с ними ласково, произносят только нежные слова, только те, которые не причинят душе боль. Истинный христианин никогда не будет суровым, никогда ни при каких обстоятельствах не будет невнимательным к отцу и матери, но будет помнить наказ: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.

В христианской семье всем хватит места и любви: и старикам, и детям. Никто не будет лишним и ненужным. И гостя встретят с радостью, если надо, помогут от всего сердца.

Христианская семья жизнерадостна. Трудности и повседневные заботы не омрачают жизнь. Бог дает полноту радости, и когда она наполняет душу, выражается и в словах, и в поступках, и в улыбках. Нет воли Божьей на то, чтобы мы были угрюмыми и раздражительными.

Кто-то скажет, что все это лишь красивая мечта, такого не может быть. В Боге и это возможно. И очень радостно, что и в нашей церкви такие настоящие христианские семьи есть. 

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *