Семейный детский сад – это не отдельное коммерческое учреждение, не частный и даже не домашний детский cад, а структурное подразделение государственного образовательного комплекса, где мамы–воспитатели являются его штатными сотрудниками. В Москве пилотная программа по созданию семейных детских садов была запущена в 2007 году, после принятия столичными властями постановления № 951 «Об утверждении примерного положения об организации деятельности семейного детского сада».

Не стой в очереди в детский сад, открой свой!

Мария Гуреева

Семейный детский сад Марии Гуреевой – один из самых первых в Москве. О Марии ходят легенды. Говорят, что если разбудить ее среди ночи, она наизусть расскажет все требования СанПиН. Мария работает заместителем директора по воспитательной работе и социальным вопросам ГБОУ г. Москвы «Школа № 14», преподает биологию и экологию, а также является куратором семейных детских садов школы. А еще у Марии семеро детей, они побеждают в соревнованиях по бальным танцам и на олимпиадах по учебным предметам, зачастую за более старшие классы.

— Мария, расскажите, как вы стали одним из первопроходцев в системе семейного дошкольного образования?

Мария Гуреева: — Я пришла устраивать своего второго ребенка в детский сад, ему тогда был годик. А у меня как раз должен был родиться третий ребенок. И заведующая сада № 892, который был пилотным в округе по программе семейных детских садов, спросила, не хотим ли мы поучаствовать в открытии семейного детского сада, мы будем первыми в округе и она готова нам всячески помогать. Около трех дней я обдумывала предложение, взвешивала все за и против и потом дала свое согласие, тем более, что всегда можно будет отказаться.

При посещении семейного детского сада дети зачисляются в семейную группу, а при необходимости могут быть переведены в группу полного дня того же образовательного учреждения.

Семейный детский сад Марии работал с 8 утра, 5 дней в неделю по 7 часов 12 минут в день. В таком графике семья жила на протяжении семи лет, с 2008 года. За это время семья Гуреевых значительно выросла. Почти каждый год в ее детский сад приходил новый воспитанник. Мама-воспитатель вставала на час раньше детей. За это время она успевала приготовить завтрак, обед и ужин. Далее – занятия с детьми согласно образовательной программе. А вечером, когда приходил муж, Мария передавала ему ребятишек, занималась уборкой, делала заготовки еды на утро и, конечно, свои дела. В 22 спать, а на 7 уже стоит будильник.

Если ваши дети – «совы», вы можете договориться с директором образовательного комплекса о графике работы вашего семейного детского сада, например, с 10 до 17.

— Получается, что мама выполняет всю свою домашнюю ежедневную работу и еще за это получает зарплату?

МГ: — Ну кроме домашней работы она должна выполнять еще и основную образовательную программу дошкольного образования, что очень хорошо для детей. Почему? Если мама просто с ними сидит дома, то она хочет – позанималась, не хочет – не позанималась. Хочет – занимается по программе, хочет – занимается только тем, что ей по душе. А в семейном детском саду получается, что мама, с одной стороны, будет разносторонне развивать ребенка, а с другой стороны – ей будут помогать сотрудники школы. Мамы, у которых сейчас открыты семейные детские сады, говорят, что, может быть, первые месяц-два трудно себя организовать. Но потом они настолько вливаются, что уже в восторге от того, что у них есть готовая образовательная программа, готовые материалы, и их задача – просто разносторонне развивать ребенка. Еще одним плюсом семейного детского сада можно считать то, что дети всегда с вами, вы сами решаете, как их воспитывать, с кем им общаться, они не наберутся всяких садовских манер и словечек.
Воспитанники семейного детского сада могут заниматься со специалистами-педагогами из образовательных учреждений, что положительно сказывается на развитии детей. С семейным детским садом работает методист детского сада, выдаются книжки для занятий с детьми и методическая литература. А еще – услуги логопеда, занятия музыкой, физкультурой, бассейн в детском саду, к которому прикреплен семейный детский сад, посещение всех праздников и утренников. При создании семейных детских садов сокращается потребность в строительстве новых, а очереди в имеющиеся идут быстрее.

Семейный детский сад – прерогатива только многодетных семей?

Семейный детский сад – это государственная форма поддержки многодетных семей. В соответствии с положением, его может организовать у себя дома многодетная семья, имеющая трех и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, если же своих дошкольников в многодетной семье менее трех или мама-воспитатель хочет принять в группу больше детей, то можно взять детей из других семей, не обязательно многодетных. Средняя группа такого детского сада – 3–6 человек. Если позволяет площадь квартиры, можно набирать группы больше. На каждого ребенка положено по 2–2,5 квадратных метра свободного места в игровой комнате (не путать с метражом квартиры).
Программа семейных детских садов общероссийская, но в каждом регионе свои особенности организации и функционирования этой формы дошкольного образования и свое положение о семейных детских садах. При открытии семейного детского сада имеет смысл прислушаться к опыту мам-воспитателей, проживающих в этом регионе.

Если у вас есть педагогическое образование, не дайте ему пропасть зря!

— Иметь педагогическое образование – обязательное условие создания семейного детского сада?

МГ: — Да, нужно иметь педагогическое образование. Либо если человек имеет опыт и навыки педагогической деятельности, то он может быть аттестован специальной комиссией.

Также возможен вариант получения дополнительного образования или прохождение профессиональной переподготовки с одновременным открытием семейного детского сада. Правда, для этого тоже нужно будет проходить аттестацию.

— А папа может открыть свой семейный детский сад?

МГ: — Да, любой из родителей! У родителей в нашей стране равные права. В нашем районе Тропарево-Никулино двое таких пап-воспитателей есть!

Это страшное слово СанПиН!

— Мария, какие условия жилья должны быть для открытия семейного детского сада, сложно ли соблюсти все нормы СанПиН?

МГ: — На самом деле, морально я была ко всему готова. Что касается квартиры, да, действительно были моменты, которые надо было подкорректировать. Нужна была мебель определенная – столики, стульчики по росту детей, и чтобы все поверхности полов и стен были моющиеся. Мы отодрали старые бумажные обои и покрасили стены. Это оказалось очень удобно, потому что на окрашенных стенах пыль меньше оседает, и если оболтусы все изрисовали, то это можно благополучно стереть.

По словам Марии, сверхъестественных требований к семейному детскому саду СанПиН не предъявляют. А только те, что действительно необходимы для комфортного и безопасного пребывания малышей в своей группе.

Основные требования СанПиН.

— У каждого ребенка, посещающего семейный детский сад, должен быть столик для занятий и спальное место.

— Температура помещения должна быть 19–20 градусов во время сна и 20–24 градуса во время бодрствования детей. Влажность – 40–60%. В квартире необходимо иметь гигрометр и термометр. Также в квартире должен быть исправный, не просроченный огнетушитель.

— У детей до 3 лет должны быть индивидуальные горшки, а после 3 лет – индивидуальные или одноразовые накладки на унитаз.

— В ванной комнате должно быть жидкое мыло и индивидуальные или одноразовые полотенца.

— В групповых помещениях запрещено присутствие животных. Поэтому все домашние питомцы должны находиться в соседней комнате на время работы сада.

— У мамы-воспитателя должна быть медкнижка, а у всех детей, посещающих ее группу, – медкарты по форме 26.

Что едят в семейном детском саду?

Ежемесячно на каждого ребенка выделяется компенсация за питание – 108 рублей в будний день на одного ребенка до 3 лет и 133 рубля в будний день на одного ребенка после 3 лет. Каждый месяц сумма разная, зависит от числа рабочих дней в месяце. Мама-воспитатель готовит то, что входит в меню детского сада. Повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или последующие два дня не допускается.

Примерное меню:

Завтрак: каша/запеканка/творожные (яичные) блюда, бутерброд и горячий напиток.

Полдник: напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.

Ужин: рыбные или мясные/овощные/творожные блюда, горячие напитки.

«Мамина зарплата»

Семейный детский сад создает рабочие места для многодетных матерей, у которых появляется возможность без отрыва от семьи расти в профессиональной сфере, сохранять стаж, получать зарплату, повышать свою квалификацию как педагога.

Так сколько же зарабатывает мама-воспитатель? Зарплата равняется минимальному гарантированному окладу воспитателя. Сумма минимального оклада по Москве колеблется от 28 до 35 тыс. рублей. Так как мама работает на полную ставку, получает она оклад целиком.

Работа на должности воспитателя семейного детского сада является основным видом трудовой деятельности. Если воспитатель числится где-то еще, то нужно будет уволиться с прежнего места работы и официально устроиться в образовательное учреждение, к которому вы хотели бы прикрепиться.

МГ: — Для мамы быть воспитателем семейного детского сада – это стимул к саморазвитию. Когда она просто сидит дома с детьми, она может сидеть и сидеть. Когда она – воспитатель, она постоянно учится на курсах, проходит переподготовки, повышение квалификации, участвует с детьми в конкурсах, участвует в педагогических конкурсах. Саморазвитие мамы очень важно для детей. То, что мама реализуется, то, что у мамы есть победы и достижения, и она уже не в ночнушке или халате ходит целый день, а красиво одевается, выступает перед публикой… детям это очень важно!

А есть ли минусы у семейных детских садов?

Основной минус, по мнению самих воспитателей, – это нехватка социализации. Так как группы семейного детского сада маленькие, ребенок большую часть времени находится в одном и том же коллективе. Тогда как в обычном детском саду он может самостоятельно выбирать, с кем дружить, с кем играть. Если мама-воспитатель сможет предоставить детям как можно больше возможностей общаться с другими ребятами, посещать различные мероприятия, участвовать в них, посещать садовские утренники и праздники, эту проблему можно будет минимизировать.

— Мария, что нужно делать в первую очередь, решив открыть семейный детский сад?

МГ: — Внимательно прочитать СанПиН и образовательную программу дошкольного отделения образовательного учреждения. Сейчас в Москве уже не отдельно детские сады, а единые образовательные комплексы, поэтому с заявлением нужно обращаться непосредственно к директору школы. После этого директор все подскажет. Хорошо, если мама с СанПиН и с программой уже знакома, если нет, то к ней домой обязательно направят социального педагога, куратора от этой школы, которые подскажут что в квартире нужно изменить, улучшить, доделать. Ее направят к методисту, которая поможет ей с планированием занятий. Ее детей направят к психологу, которая поможет разработать индивидуальную образовательную траекторию. Семейный детский сад в этом плане уникален – детей мало, и можно идти по индивидуальным траекториям, что практически невозможно в группе из 30 человек.

В школе № 14, где работает Мария, сейчас 15 семейных детских садов, и открывается 16-й. При желании или необходимости семейный детский сад можно закрыть. Причины могут быть самые разные, но, как правило, это взросление детей или переезд.

МГ: — Я закрыла семейный детский сад в силу того, что сама вышла работать в школу учителем биологии, экологии, заместителем директора. То есть эти две профессии я уже не могла совмещать просто по закону.

Открывая свой семейный детский сад, будьте готовы к тому, что дети будут с вами 24 часа в сутки, без выходных и праздников.

5 самых важных рекомендаций от Марии Гуреевой для тех, кто только собирается открывать свой семейный детский сад

  1. Детей нужно прежде всего любить и поддерживать.
  2. Нужно стараться разносторонне развивать детей, разнообразить их деятельность. Например, делать занятия на природе, ходить на экскурсии, в музеи и т. д.
  3. Помнить про социализацию! Очень здорово встречаться, например, всеми семейными детскими садами одного образовательного комплекса или чаще общаться с другими семьями.
  4. Детям нужна счастливая мама, поэтому часть своих обязанностей нужно делегировать мужу и родственникам.
  5. Дружить с сотрудниками школы, которые являются не только коллегами, но и помощниками. В содружестве с ними можно дать максимальное развитие и максимальные возможности своим детям!

Текст подготовила Наталия Ивашинникова

Фото: архив Марии Гуреевой

Как вопрос выглядит в теории

Теоретически непреодолимых препятствий для этого нет. Если группа достаточно велика и в ней работает достаточное количество взрослых, то у ребёнка есть возможность для взаимодействия с другими ролевыми моделями, кроме мамы, и её присутствие не будет этому мешать.

Если мама выступает в роли педагога, то не вполне в чистом виде возникнет опыт сепарации, когда ребёнок находится где-то вне дома сам. Это важный момент: прийти к осознанию, что отношения привязанности к значимым людям существуют даже тогда, когда мы не наблюдаем объект привязанности непосредственно. Но в полноценной по численности группе и в соответствующем этой численности помещении у ребёнка достаточно возможностей заниматься своими делами, пока мама занята своими, так что и этот опыт у малыша будет, хотя и в видоизменённой форме.

Совместное пребывание в группе может актуализировать проблему ревности, но это хороший вызов, конструктивно преодолевая который, ребёнок будет двигаться в сторону умения строить более зрелые отношения с любимыми людьми. Даже если как родитель взрослый общается с ребёнком на одном языке, а как педагог – на другом, разделение языка по месту – дом или класс – поможет малышу разобраться в языках, поэтому подобная ситуация допустима.

Что мы можем наблюдать на практике

Практически же всё зависит как от индивидуальных особенностей ребёнка, так и от умения взрослого устанавливать границы и доверительные отношения. Важную роль играют обстоятельства и качество привязанности, которые сложились к моменту, когда встал вопрос о совместном или раздельном посещении класса.

Если есть напряжение, амбивалентность, неуверенность в родителе, личная мнительность, травматический опыт посещения больницы, рождения младших детей, непростых отношений со старшими сиблингами, педагогическая неуверенность родителя, большая разница в темпераменте, то задача совместного пребывания в классе может стать слишком тяжёлой для ребёнка. Тогда может быть, что заставлять его решать такую задачу будет нецелесообразно и нежелательно для его развития.

Надо понимать правильно: неидеальные детско-родительские отношения не означают, что вы плохой родитель. Никто не совершенен, но сила не в безупречности, а в умении трезво увидеть сильные и слабые стороны, ошибки и удачи, и гибко реагировать на ситуацию, учитывая индивидуальность именно ваших отношений здесь и теперь.

Часто корректно выстроить линию поведения в диаде «мама-педагог – ребёнок» не готов не ребёнок, а мама. Опять-таки, нет ничего зазорного в том, что есть ситуации, в которых вы способны быть терпеливы, деликатны или непреклонны с другими детьми, а с собственным ребёнком теряете терпение или проявляете непоследовательность, давая слабину.

Просто с особенностями поведения собственного ребёнка вы имеете дело 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Они застают вас и в часы усталости, и в минуты волнения или горя, когда вы болеете или просто нуждаетесь в поддержке. Не всегда идеально придерживаются единства в воспитательных требованиях ваши близкие, что тоже может плохо влиять на поведение ребёнка и создавать повторяющиеся ситуации, над которыми вы теряете контроль из-за того, что другие значимые для малыша взрослые дезориентируют его тем, что их система разрешений и запретов сильно отличается от вашей. Но если в контексте детско-родительских отношений подобные несовершенства уместны и сглаживаются самой природой привязанности детей и родителей, то для класса они совершенно не годятся и вредны как самому ребёнку, так и остальным детям в классе.

Причин, по которым не стоит совмещать позицию мамы и педагога, множество, и никакая из них не универсальна, и может быть как несущественным, так и весомым аргументом против совместного нахождения в классе мамы и ребёнка. Пожалуй, далеко не всегда стоит стремиться сделать приемлемым совместное пребывание ребёнка и мамы в одном классе. В тоже время, если невозможность работать в одной группе ставит под вопрос само посещение группы, то, скорее всего, полезнее в классе всё-таки быть, чем не быть.

Таким образом, боюсь, самый точный ответ на вопрос никак не уменьшит вашей ответственности в принятии решения, поскольку он следующий: «Дети могут заниматься в группе, где Монтессори-педагог – их мама. Но только в том случае, если и мама, и дети к этому готовы, что бывает не всегда».

На фото Монтессори-студия «Эмиль» (г. Воронеж)

20 Фев Департамент образования поможет многодетным мамам открыть семейный детский сад

Размещено 21:48h в Новости автор Наталья

Такое явление как семейный детский сад (СДС) появилось в Москве, чтобы поддержать многодетные семьи, закрыть вопрос с дефицитом мест в детских садах и помочь детям с ограничениями по здоровью получить хорошее дошкольное образование.

Институт «Семейный детский сад» получил легальный статус с принятием Правительством Москвы 30 октября 2007 г. Постановления N 951-ПП «Об утверждении примерного положения об организации деятельности семейного детского сада».

Сейчас в Москве насчитывается 950 семейных детских садов. Их число растет из года в год.

Департамент образования города Москвы запросил у «Объединения многодетных семей города Москвы» списки мам и пап, которые хотели бы открыть сад, но или не смогли, или не знали, или боялись. Специалисты департамента будут помогать семьям в открытии СДС.

Мы постарались ответить на наиболее часто задаваемые вопросы.

Ответы помогли нам составить две многодетные мамы –Юлия Александрова и Ольга Костина.

Юлия Александрова совсем недавно открыла свой детский сад. Она рассказывает, что всегда об этом мечтала — в семье шесть детей, а муж работал один, хотелось хоть как-то помочь. «Платят за то же, чем занимаюсь обычно — в семье всегда занималась с детьми. Это что-то из области фантастики. Не ищешь никакие подработки, как раз больше времени уделяешь детям» — рассказала Юлия.

Ольга Костина семейный детский сад закрыла два года назад. Она тоже положительно отзывается об инициативе: «Мы были счастливы, что есть такая возможность» — говорит она. По ее словам, зарплата была приличной, её устраивала, а в последний год она даже увеличилась.

Что такое семейный детский сад?

Это одна из форма дошкольного образования для детей из многодетных семей. Родители открывают такие сады у себя дома, обеспечивают воспитание, обучение, оздоровление и питание для детей от 2 месяцев до 7 лет.

Семейный детский сад — это своего рода филиал муниципального дошкольного образовательного учреждения, в котором родитель-воспитатель получает рабочее место, заработную плату и трудовой стаж.

Кто может открыть детский сад?

Многодетная семья, в которой есть трое и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, зарегистрированная по месту жительства в столице.

Организовать работу семейного детского сада может любой из родителей, как мама, так и папа. Для родителя это становится основным местом работы, он получает заработную плату.

При этом воспитателем становится тот, кто имеет высшее или среднее профессиональное педагогическое образование. При отсутствии педагогического образования родитель может быть принят на должность помощника воспитателя и осуществлять присмотр и уход за детьми.

Можно ли создать СДС, если в семье только два ребенка от 2 месяцев до 7 лет?

Если в семье только один или двое детей дошкольного возраста, семейный детский сад также может быть организован, но при условии, что его будут посещать и дети из других семей.

Посещать семейный детский сад могут даже не в том районе, в каком вы прописаны. «Можно выбирать в какой семейный детский сад ходить, даже не там, где ты записан. Если б перестали ходить в семейный детский сад (если бы его, например, закрыли), то дети бы попали в тот детский сад, к которому привязан СДС», — рассказал Юлия Александрова.

Как муниципальное дошкольное образовательное учреждение может помочь?

Для обустройства детского сада на дому родитель-воспитатель может взять из муниципального дошкольного образовательного учреждения необходимый инвентарь, мебель или игрушки.

Также у воспитателей есть возможность получить в муниципальном ДОУ методическую помощь, в том числе специализированную литературу и различные пособия.

При этом воспитанники СДС могут посещать узко направленных специалистов в МДОУ, приходить на различные занятия, принимать участие в праздничных мероприятиях.

В семейном детском саду воспитание проводится по общеобразовательной программе. Родитель-воспитатель может создать авторскую методику раннего развития на основе методических рекомендаций, но методику он обязан согласовать ее с руководством МДОУ, за которым закреплен семейный детсад.

Как открыть семейный детский сад?

Открыть детский сад, говорят многодетные мамы, несложно — процедуры стандартные, но иногда требуют времени: «Детский сад открыть не сложно, как в обычный детский сад собираешь медицинские карты. Еще нужно собрать справки о несудимости, о том, что нет административных нарушений, пройти наркологическую и психологическую проверку. Вы заказываете справки, и через месяц они приходят.

Детский сад может открыть один из родителей многодетной семьи, обратившись к руководителю близлежащей образовательной организации, в состав которой входят дошкольные группы.

Ему понадобятся следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт одного из родителей (законных представителей);
  • трудовая книжка;
  • медицинская книжка;
  • свидетельства о рождении всех детей;
  • медицинские карты детей.

Какую работу выполняет воспитатель в СДС?

Каждодневная задача воспитателя — предоставлять маленьким воспитанникам должный уход, а именно: заниматься обучением детей, выводить их на прогулку, готовить еду и кормить и т. д.

В обязанности воспитателя также входит ежедневное составление конспектов занятий (хотя в некоторых организациях принимаются и планы), а также заполнение табеля посещаемости.

Руководство муниципального детского садика имеет право потребовать у воспитателя проведения открытого занятия или тестирования воспитанников.

Также возможны проверки как санитарных условий помещений (например, в каком состоянии находится санузел и кухня), так и условий нахождения детей в семейном детском саду (например, как соблюдается режим дня).

На что обращают внимание при проверке? Часто ли приходят методисты?

Инспекция предупреждает о прибытии за три дня. С какой частотой они приходят и в каком объеме проверяют помещение точно сказать нельзя. По словам Ольги Костиной и Юлии Александрой — у всех семей всё происходит по-разному.

Но в первую очередь проверяют безопасность и комфортабельность помещения: не лежит ли бытовая химия на видном для детей месте, низко ли висят полотенца в ванной, есть ли разные комплекты постельного белья, стол для занятий, отдельные спальные места у детей и так далее. «У нас был осмотр помещения, смотрели, чтобы были спальные места, пространство для игр», — рассказывает Ольга.

А Юлия призналась, что на всякий случай перед приходом комиссии «полтора месяца вычищала квартиру, с отодвиганием мебели от стен».

Сколько получает воспитатель?

«Зарплата у всех разная, все зависит от рейтинга школы и тех средств, которыми она располагает. У одного может быть зарплата 15 тысяч, а другого — 45», — рассказала Юлия Александрова.

Её детский сад отрылся в январе текущего года, но многодетная мама уже отметила, что оплата проходит два раза в месяц — аванс и зарплата, к тому же присылают деньги на детское питание. Также, замечает Юлия, выплаты на время декрета прекращаются, так как мама получает официальную работу.

«На питание давали примерно по 2400 на ребенка», — делится Ольга Костина.

В целом, мнение о семейных детских садах самые разные, но Ольга и Юлия, кажется, вполне довольны своим опытом.

«Если у мамы есть образование и определенная система выстраивания отношений с детьми, то нет проблем. Но если мама не тянет, то это просто «семейное пребывание», — говорит Ольга.

Юлия согласна, что многое зависит от подготовки родителя, но не меньше зависит от самих детей: «Смотря, что вы хотите получить от сада. Некоторым детям, постеснительнее, может будет лучше в семейном детском саду, а вот мой сын ему нужно много друзей, поэтому его я отдала в обычный детский сад».

В наше время выбор учреждений дошкольного образования широк как никогда. Детский сад может быть муниципальным (государственным), частным, семейным, домашним. Сегодня мы обсудим домашние детские сады. Насколько они безопасны и как правильно выбрать такой сад, расскажем в нашей статье.

Домашний детский сад – что это такое?

Интерьер домашнего детского сада. Фотография с сайта KidsReview.ru

Самый массовый и доступный вид детского сада в России – государственный. Далее по степени популярности идут частные сады, главный недостаток которых – высокая цена (от 25 000 до 160 000 рублей в месяц плюс вступительный взнос не менее 10 000 рублей). Неудивительно поэтому, что большинство родителей старается отдать ребенка в муниципальное учреждение. Но не всегда у них есть такая возможность. Случается, что маме пора на работу, а очередь все не подойдет. Частный сад или няня – дорого, бабушки-дедушки тоже помочь не могут. А бывает, что есть возможность пойти в государственный сад, но нет желания. Мол, группа большая, воспитательница за всеми не уследит, да и болеть малыш сразу начнет чаще. Но в то же время хочется хоть как-то социализировать ребенка. В такой ситуации многие начинают искать домашний детский сад. Что это?

Как правило, женщина с педагогическим образованием зарабатывает тем, что у себя дома или на съемной квартире присматривает за детьми дошкольного возраста. В группе бывает не более 10 детей. О том, насколько это законно, мы расскажем ниже.

Есть еще одна разновидность детского сада на дому – так называемые семейные детсады. Идея появилась в Москве в 2007 году, а затем распространилась в некоторых других городах России. Суть в том, что многодетные матери – при наличии как минимум трех детей дошкольного возраста – официально прикрепляются в качестве воспитателей к муниципальному детскому саду. В нем дети из семейной группы могут свободно посещать логопеда, бассейн, музыкальные и спортивные занятия. Мама получает зарплату воспитателя, если у нее есть высшее или среднее специальное педагогическое образование. Деньги на питание каждого ребенка также выделяются от государства (возможен вариант, когда мама-воспитательница забирает готовые блюда из садика). Взамен мама обязана предоставлять ежемесячные подробные отчеты о работе с детьми и о питании в саду. Кстати, когда чада вырастут и пойдут в первый класс, законом не возбраняется набрать новую группу, с участием сторонних дошколят – это могут быть дети друзей или соседей.

Почему домашний сад – это сложно

Для начала отметим, что владельцы домашних детсадов ведут полулегальный или вовсе нелегальный бизнес. Они делают это не по злому умыслу – просто в современном российском законодательстве пока нет понятия «домашний детский сад». Одни находят лазейку в том, чтобы оформить себя в качестве индивидуального предпринимателя. Но это дает право лишь на ведение преподавательской деятельности (лекции, семинары, развивающие занятия с детьми). Значит, полностью исключена возможность того, что ребенок в это время ест, спит, играет, гуляет. Поэтому и ответственности за детей в такие моменты хозяева сада не несут.

Другие не заморачиваются никакими разрешениями и просто потихоньку присматривают за чужими детьми у себя дома. Но это уже совсем нелегальный вариант, при котором малыши напрямую подвергаются опасности, и происходит это из-за легкомыслия родителей. Ведь если с ребенком что-то случится, доказать вину владельцев домашнего детсада будет невозможно: официально они не несут абсолютно никакой ответственности за своих подопечных. Получается, что родители просто доверили малыша хозяевам сада под честное слово.

Минус такой «теневой» работы в том, что про этот домашний сад никто не в курсе: ни пожарная, ни СЭС, ни департамент образования. Отсутствие информации у контролирующих органов приводит к тому, что садик никто не проверяет. Как там дела с пожарной безопасностью и защищенностью детей в случае нештатной ситуации? Смогут ли ребенку оказать медицинскую помощь в случае, когда счет идет на минуты? Проводится ли регулярная санитарно-гигиеническая обработка помещения? Насколько качественные продукты едят дети? По какой программе они занимаются и занимаются ли вообще? Ни одна инстанция не проверяет это в полулегальном детском саду. В результате вопросы остаются без ответов, так как сами родители не в состоянии проконтролировать все это. Допустим, вы точно знаете, что с детьми занимаются по некой развивающей программе. Но соответствует ли она государственным образовательным стандартам? А еще не исключены варианты, когда дети просто сидят весь день в квартире и смотрят мультфильмы. Тем более что организация прогулок вызывает особенно много вопросов. Дети должны гулять минимум 4 часа в день. Выводить их на общедомовую территорию проблематично: за всеми не уследишь. Приходится выбирать между безопасностью и здоровьем ребенка. Дилемма явно непростая.

Кроме того, нужно помнить, что все тайное рано или поздно становится явным. И если в контролирующих органах узнают о существовании нелегального детсада, его закроют. Иногда даже в самый неподходящий для вас момент.

Если домашний детский сад имеет лицензию, то он называется частным детским садом. Такие учреждения могут располагаться в нежилых помещениях многоквартирных домов либо в отдельных коттеджах. Такой сад свободен от большинства вышеназванных проблем. Тем более что для прогулок возле коттеджа существует собственная огороженная территория. Бонус для родителей: если ваш ребенок посещает лицензированный сад, вы можете рассчитывать на получение государственной компенсации, которая частично покроет ваши расходы на ежемесячную оплату. Но чтобы получить лицензию на открытие домашнего детского сада, нужно пройти несколько инстанций, собрать кучу справок и разрешительной документации, соблюсти множество требований. Не все хотят с этим связываться. Ну и не у всех есть в наличии коттедж, а использовать собственную квартиру гораздо легче.

Что должно быть в домашнем детском саду

Интерьер домашнего детского сада. Фотография с сайта KidsReview.ru

Если вы все же решились отдать малыша в домашний детский сад, подойдите к выбору заведения максимально ответственно. Итак, на что нужно обратить внимание родителям?

  1. Помещение. Обычно это трехкомнатная квартира (реже – коттедж на огороженном участке). В помещении должна быть отдельная комната для игр (возможно совмещение с залом для спортивных и музыкальных занятий), изолированная спальня, отдельное место для приема пищи (за этими же столиками можно проводить развивающие и обучающие занятия). Оцените общую площадь. По современным нормам, на каждого ребенка должно приходиться минимум 2,5 кв. м.
  2. Оборудование. Как театр начинается с вешалки, так домашний сад начинается с прихожей. Здесь должны быть детские скамеечки и вешалка. Каждая комната должна быть оборудована всем необходимым для детей. В ванной комнате может быть установлена либо низкая детская раковина, либо обычная, но с подставкой для ног. Каждому воспитаннику полагается отдельное полотенце и отдельный горшок в ванной, а в спальне – своя кровать и свой стульчик для одежды. В достатке должны быть канцтовары и материалы для творческих работ (рисование, лепка, аппликация и др.), игрушки для помещения и для улицы (соответствующие возрасту воспитанников), детские книжки, спортивный инвентарь (мячи, батут, маты, кегли, обручи, массажные коврики и др.).
  3. Питание. Подразумевается, что вся еда свежая, каждый день готовят новые блюда из качественных продуктов. И, конечно, никаких полуфабрикатов. Сообщите хозяевам садика, что именно из еды не любит ваш ребенок, на какие продукты у него аллергия, а какие блюда, напротив, ест с удовольствием.
  4. Программа занятий. Ознакомьтесь с развивающей программой, которую предлагает воспитатель. Если что-то вас не устраивает, поинтересуйтесь, можно ли внести коррективы. Возможно, вас интересует конкретная методика и вы можете порекомендовать воспитателю специальную литературу или сайты, посвященные этой программе. Узнайте, принято ли здесь водить детей в музеи, на мини-экскурсии или детские спектакли. Учтите, что профильных специалистов (логопед, преподаватель английского и др.) обычно в домашний детский сад не приглашают.
  5. Прогулки. В домашней группе обычно 4 – 10 детей. Выясните, будут ли гулять с детьми в течение дня и где именно. На обычной площадке возле многоквартирного дома трудно уследить за таким количеством малышей, особенно если там в это же время гуляют другие дети. Воспитатели это понимают, поэтому будьте готовы к тому, что ребенок весь день проведет в помещении. Намного проще обстоят дела с прогулками, если домашний садик расположен в частном коттедже. В этом случае огороженная территория присутствует автоматически. Хорошо, если на ней оборудована детская площадка с качелями, горками, песочницей.
  6. Персонал. Если в группе 10 детей, то воспитателей должно быть минимум двое. У каждого сотрудника должна быть санитарная книжка, для воспитателей желателен диплом о профильном образовании (педагог, психолог или медработник). Владелец домашнего сада должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (это не равно лицензии). И, конечно, стоит обсудить заключение договора, в котором будут оговорены ключевые моменты вашего взаимодействия, а также степень ответственности обеих сторон. Главное, что вы должны помнить при этом – то, что в случае ЧП этот договор ни от чего не защитит ни вас, ни вашего ребенка. Так что его наличие играет роль чисто символическую. Однако наличие этого документа все же лучше его отсутствия.
  7. Медицинская помощь. Поинтересуйтесь, есть ли медицинское образование у кого-либо из сотрудников домашнего сада. Если нет – к кому и куда они обратятся за помощью. В любом случае, у хозяев должна быть аптечка – конечно, в недоступном для детей месте.

Мнение родителей

Евгений Сысоев:

— У нас двое детей: сыну 4 года, дочери 5 лет. Оба ходят в один домашний садик. Крайне положительно отношусь к домашним детским садам, если у них есть лицензия, а сотрудники имеют опыт и навыки. Да и чем он может быть хуже государственного детского дошкольного учреждения, где на 30 ребятишек приходится два замотанных воспитателя, невеселая заведующая с вечными просьбами о материальной помощи и, извините, не всегда адекватные нянечки…

Ирина Ясинская:

— Я бы ни за что не доверила своего ребенка таким сомнительным организациям. У домашних детских садов нет никаких документов, кроме разрешения на обучение детей. Государство эти заведения никак не контролирует. Конечно, частный сад дороже домашнего, но там и занятия совершенно другого уровня, и проверяют их СЭС, пожарная, роно. В частных садах есть огороженная и оборудованная площадка для прогулок, пищеблок, который соответствует всем нормам, квалифицированные повара, медперсонал. А в домашнем саду вообще непонятно, кто будет отвечать, если с ребенком что-то случится. Прогулки на общедомовой территории – это вообще жесть! Без видеокамер, без ограждения. Я даже представить такое не могу…

Ирина Рахманова:

— Мой ребенок посещает частные детские сады уже три года. Правда, я все время выбираю садики не в квартирах, а в коттеджах, с огороженной для прогулок территорией. Самое для меня важное, за что я готова платить – это то, что от меня никто не требует справок после болезни ребенка. В частных садах все построено на сознательности родителей, а не на бумажках. Я очень занята (у меня свой бизнес), мне совершенно некогда бегать по поликлиникам. При этом дети в домашнем саду болеют гораздо реже, чем в муниципальном. Еще важно отсутствие вступительного взноса – я ведь не знаю, насколько мы в этом саду задержимся. В общем, я своего ребенка в муниципальный сад не отдам: питание за три копейки, один воспитатель на 30 детей и т. д.

Александра Толина:

— У нас отношения не сложились с детскими садами. В муниципальный оказалась гигантская очередь, да я и не хотела туда отдавать малыша. Какой бы ни был распрекрасный воспитатель, все равно трудно уделить особое внимание каждому из группы в тридцать человек. А так как мне надо было выходить на работу, мы ребенка отдали в частный домашний сад. В итоге за несколько месяцев ни одной поделки, практически ни одной прогулки, зато бактериальная пневмония с осложнениями.

Мнение педагогов

Организатор домашнего детского сада Татьяна Прохорова:

— Самое главное, что дети приходят в домашнюю обстановку. Это все равно что оставить малыша у родной бабушки. Приучаем детей заботиться о своих близких: когда вечером приходят родители, малыши всегда приносят им табуретку и предлагают посидеть. В спальне много бесшумных игрушек, поскольку действует правило: если проснулся раньше всех, можешь тихонечко поиграть с игрушками, но нельзя будить других детей.

Всю квартиру мы специально переоборудовали под потребности детей: например, большая часть мебели у нас сделана по индивидуальному проекту. В ванной подобрали так, чтобы каждый ребенок узнавал свое полотенце и свой горшок по цвету.

У нас даже для крох (1 – 3 года) есть адаптированная подготовка к школе. Но если вашему ребенку нужны отдельные занятия с логопедом и другими специалистами, то сильно сомневаюсь, что в домашнем детском саду он сможет получить все необходимое.

Воспитатель домашнего детсада Анна Карпова:

— У нас питание гораздо более разнообразное, чем в обычном садике. Мы готовим паровые котлеты из диетических видов мяса, делаем домашние пельмени. Сами печем пирожки, домашние торты, на десерт делаем фрукты в желе, молочные коктейли с фруктами-ягодами.

Мы беседуем с родителями каждого ребенка и записываем, что ему нельзя, на какие продукты аллергия, что особенно любит из еды. Потом составляем сводную таблицу продуктов питания для всей группы. На основе этого строим меню. Если ребенок на обед не хочет есть первое, даем ему два вторых. Едят детки по-домашнему, на кухне.

Мнение юриста

Юрист Ирина Гилета:

— Если владельцы домашнего сада зарегистрировались в качестве индивидуального предпринимателя, их деятельность не контролируется никаким департаментом образования. Плюс этого в том, что организация может выбрать любую развивающую методику и образовательную программу. Это прекрасно, особенно если учесть, что в группе не 25 детей, а восемь, что воспитатели готовы работать с каждым ребенком – и даже с его семьей – индивидуально. Минус же ситуации в том, что при отсутствии контроля органов образования вы не можете быть уверены ни в грамотности предлагаемой программы, ни даже в ее наличии. Бывают случаи, когда деньги с родителей берут, а дети весь день просто предоставлены самим себе.

Кроме того, если вы решили отдать ребенка в домашний детский сад, отмечу, что наличие договора между организацией и родителями, безусловно, лучше его отсутствия, однако принципиального значения не имеет. При возникновении серьезной конфликтной ситуации данный договор не защищает ни вас, ни вашего ребенка, поскольку на сегодняшний день оставить малыша в домашнем детсаду – это значит доверить его сотрудникам сада буквально под честное слово. Поэтому помните, что ответственность за вашего ребенка лежит на вас – хотя бы в плане принятия правильного решения при выборе образовательной организации.

В качестве резюме отмечу, что система домашних детских садов в России – услуга однозначно нужная и востребованная. Но, к сожалению, законодательно нигде не закрепленная. Однако нельзя утверждать, что муниципальный сад – это хорошо, а частный или домашний – это плохо, и наоборот. В каждой из этих систем хватает как порядочных и ответственных людей, так и не очень

— Ирина Гилета, юрист

Что же выбрать?

По сути, любой домашний детский сад, работающий под маской ИП или вовсе без разрешения – деятельность не совсем законная. И если что-то случится, отстоять свои права родителям будет крайне сложно. Поэтому они должны десять раз подумать, готовы ли они подвергать такому риску себя и малыша.

Конечный выбор всегда остается за родителями. Именно они несут ответственность за своего ребенка – в том числе и при выборе дошкольного учреждения.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *