Википедия Значение слова в словаре Википедия
Три́виум , или три́вий — общее название системы гуманитарных наук в Средние века . Тривиум включал 3 дисциплины о языке и его использовании: грамматику , диалектику ( логику ) и риторику . Он составлял первую ступень средневекового образования , предшествовал…

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(лат. trivium, буквально ≈ перекрёсток трёх дорог, от tres ≈ три и via ≈ путь, дорога), три гуманитарные науки ≈ грамматика, риторика и диалектика, составлявшие в средние века первый и главный цикл «семи свободных искусств» , изучавшихся на артистическом…

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ТРИВИУМ (лат. trivium, букв. — трехпутье) в средние века 1-й цикл «семи свободных искусств», включавший грамматику, риторику и диалектику.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Вид образования в средневековой школе, включавший в себя изучение трех предметов: грамматики, риторики и диалектики.

«Семь свободных искусств» (лат. «septem artes liberales»), учебные предметы («науки») средневековой средней школы и «артистических» (подготовительных) факультетов университетов. Включали 2 цикла: тривиум (лат. trivium ≈ трёхпутие) ≈ грамматику, риторику, диалектику и квадривиум (лат. quadrivium ≈ четырёхпутие) ≈ арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Циклы представляли собой остатки системы знаний, разработанной в античный период. В средние века разнообразное и богатое для своего времени содержание античной системы постепенно свелось к ограниченному числу элементарных сведений, использовавшихся в религиозных целях (например, грамматика трактовалась как наука, нужная для понимания церковных книг, риторика ≈ как пособие для составления церковных проповедей, астрономия ≈ для вычисления пасхалий, диалектика ≈ для споров с еретиками, занятия арифметикой в значительной степени сводились к мистическому толкованию чисел). В конце средневековья и особенно в эпоху Возрождения «С. с. и.» в средних школах и на «артистических» факультетах университетов стали приобретать светский характер. Систему «С. с. и.» сменила система классических гимназий (см. Классическое образование ).

Как уже отмечалось ранее, семь свободных искусств состояли из двух разделов: тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Этика, метафизика и величайшее из всех исследований — теология — представляла вершину обучения, а все предшествующие предметы — только подготовку к ней.

Ученик Алкуина Рабан Мавр (780—856) — богослов, бенедиктинский монах, его энциклопедические знания и многочисленные труды принесли ему титул «Praeceptor Germaniae» (учитель Германии). Он возглавил школу в монастыре Фульде недалеко от Франкфурта-на-Майне в 803 г. В преподавании Мавр сохранял методику своего знаменитого учителя, сохраняя логическую последовательность в изложении: от грамматики к риторике и другим дисциплинам, он впервые начал обучение греческому языку в землях франков. Уделяя особое внимание изучению языков, он умел обучать школяров разных возрастов и способностей, сумел сохранить просветительскую традицию Алкуина. Для своих многочисленных учеников он составил одну из первых средневековых энциклопедий в 22 томах «О природе вещей» («De rerum naturis»), содержавшую типологические, исторические и мистические толкования Писания, с цитатами из разных источников, так как владел греческим и ивритом.

Назовем семь свободных искусств раннего Средневековья: «Первое из свободных искусств — это грамматика, второе — риторика, третье — диалектика, четвертое — арифметика, пятое — геометрия, шестое — музыка, седьмое — астрономия, — по словам Мавра, — грамматика есть наука толкования | сочинений] поэтов и историков и объяснение правильного письма и построения речи. Она есть начало и основа (Jundamentum) свободных искусств».

Перу Мавра принадлежит изложение каждого из семи свободных искусств и методов их обучения.

  • 1. Ведущий учебник «Искусство грамматики» Донатуса (Donat), написанный в IV в., и грамматика стали синонимами. После того как достигалось достаточное умение в области грамматики, чтение книг религиозного или нравоучительного содержания, допускались и латинские авторы, особенно Вергилий, и затем упражнения и коллоквиумы (собеседования).
  • 2. «Риторика, — по определению Мавра, — это учение о хорошем изложении мыслей в светских науках, в государственных делах». Священники в раннем Средневековье часто становились секретарями и юристами, составляли большинство юридических документов, завещаний, указов и других официальных документов, поэтому искусство написания писем и подготовка документов вошли в программу изучения риторики.
  • 3. «Диалектика, или логика, — писал Мавр, — это теоретическая паука поиска, определения и рассуждения, могущая также отличить истинное от ложного. Итак, это наука наук; она учит учить, она учит учиться, в ней разум показывает себя, открывая, что он такое, чего хочет, что видит». Эта наука готовила к теологии, в позднем Средневековье в университетах диалектика приобретет большое значение в качестве подготовки к диспутам. Чтобы подготовиться к изучению богословия, требовался квадривиум.
  • 4. Арифметика мало что позволяла сделать, так как римская система счисления была трудна в использовании, пока не появилась арабская (индийская) система счисления. Учебник Мавра, выпущенный в 820 г., посвящен описанию свойств цифры, в конце X в. Герберт (впоследствии Папа Сильвестр II) учился в Каталонии, написал книгу «Правила счета на абаке» (abacus — счеты), правда, еще с римскими цифрами, что значительно упростило расчет.
  • 5. Мавр говорил: «Геометрия по латыни означает «измерение земли”… — это наука неподвижной величины и форм». Реальное изучение геометрии в Европе началось в XII в., когда груды Евклида перевели на латинский язык с арабского.
  • 6. В астрономии главной целью обучения было объяснение времен года и движения планет, чтобы исчислить время Пасхи и все другие праздники. «Астрономия — это наука, которая созерцает бег небесных светил, постигает пытливым разумом внешний облик планет самих по себе и в сравнении с землей. Между астрономией и астрологией есть разница», — считал Рабан. Средневековая астрономия была насыщена астрологией и сверхъестественными объяснениями метеоров, комет и затмений. «Теория движения небесных тел» Николая Коперника была напечатана лишь в 1543 г.
  • 7. «Музыка — это наука, которая заполняет всю нашу жизнь», — считал Рабан. В отличие от других наук в квадривиуме, преподавание музыки было представлено довольно обстоятельно: изучались гимны, секвенции, тропы, литании, песни и мелодии, чтобы посредством духовной науки воспитать учащихся в традициях церкви.

По этим учебным пособиям осваивали тривиум и квадривиум и обучались на протяжении всего Средневековья. Учителя, как правило, не имели доступа к копиям этих книг, даже им их не хватало, а ученики чаще всего обходились без учебников. Некоторые из этих учебников написаны в катехизической форме (вопрос-ответ), их целью было стимулировать мышление, и предоставить минимум светских знаний, необходимых для подготовки к изучению богословия. На протяжении почти 800 лет образование оставалось в статическом состоянии, с неизменными целями, содержанием, формами и методами обучения, с одними и тем же учебниками. В Средние века в учебных заведениях обучение осуществлялось на латинском языке, и лишь с XIV в. в городах стали создавать школы, где учителя преподавали на родном языке страны. В связи с тем что античные риторические приемы использовались для составления проповедей, этой цели подчинялось преподавание латинской грамматики и риторики.

Женщина, признанная «учителем церкви», св. Хильдегарда Бингенская (1098—1179), немецкая писательница, композитор, философ, мистик, основала монастыри Рупертсберг (1150) и Лйбинген (1165). Хильдегарда — автор «Книги о внутренней сущности различных природных созданий» (1150—1160), которая состоит из «Книги о простой медицине», известной как «Физика», где обобщила практический опыт и теоретическое обоснование о лечебных свойствах растений, камней, рыб, рептилий и животных, и «Книги об искусстве исцеления» (Causae et curae), в которой исследовала человеческий организм, причины и методы лечения различных заболеваний. Хильдегарда использовала эти книги при обучении в монастыре. Они служат ценным свидетельством общей терапии травм, ожогов, переломов, вывихов и порезов. Хильдегарда подчеркивала жизненную связь между природой и целостным здоровьем человека, почти 300 глав второй книги посвящены изучению этиологии заболевания, а также человеческой сексуальности, психологии и физиологии. Она фокусируется на взаимосвязи четырех стихий (огонь, воздух, вода и земля), четырех времен года, четырех жизненных начал, четырех зон земли и четырех главных ветров. Унаследовав гуморальную теорию древности, Хильдегарда рассказала об иерархическом равновесии четырех жидкостей: крови, слизи, черной желчи и желтой желчи, основанный на их соответствии «высших» и «низших» элементов крови и слизи, соответствующих «небесным» элементам огня и воздуха, и соответствующих «земной» стихии воды и земли. Она автор богословских, ботанических и медицинских трудов, а также посланий и писем, богослужебных песен и стихов, описала Землю как вращающийся шар, ей принадлежит гипотеза о законе всемирного тяготения и магнитных полях.

Введение

Семь свобо́дных иску́сств (septem artes liberales), свободные искусства или вольные искусства (artes liberales), или свободные науки (doctrinae liberales), или свободные занятия (liberalia studia), реже изящные искусства (artes ingenuae), хорошие искусства (artes bonae) — круг учебных наук, то есть дисциплин — в эллинистическую эпоху в Греции (ἐλευθέριοι παιδεῖαι, ἐγκύκλια παιδεύματα), Древнем Риме и средневековой Западной Европе.

Эти термины не нужно путать с терминами «свободное искусство», «свобода искусства».

1. Античность

В Древнем Риме так назывались занятия и упражнения, достойные свободного человека, в отличие от занятий, требующих физического труда, которыми могли заниматься только рабы. Ещё в античности начал вырабатываться список дисциплин, позже названных свободными искусствами. Их обзору посвящено, например, знаменитое (88-е) письмо к Луцилию Сенеки. Понимание опредёленных учебных наук как обязательного образовательного цикла сформировалось постепенно в трудах Никомаха, Секста Эмпирика, блаженного Августина (кн.2 трактата «De ordine»), Марциана Капеллы, Боэция, Кассиодора, Исидора Севильского и других писателей времён поздней античности и раннего Средневековья.

Учение о свободных искусствах было систематизировано в V веке Марцианом Капеллой в трактате «Бракосочетание Филологии и Меркурия», посвящённом обзору семи свободных искусств, которые представлены в аллегорических образах юных невест.

Слово «искусство» (лат. ars) в данном контексте следует понимать не как «художественное мастерство» (такое, ныне господствующее, понимание искусства сложилось только в Новое время), а как практическую науку, т.е. системный взгляд, выработанный в ходе практических наблюдений природы.

Число свободных искусств ограничено семью; они выстроены в значимом порядке, определяющем уровни обучения: искусства слова (грамматика и риторика), мышления (диалектика) и числа (арифметика, геометрия, астроно­мия, музыка). Первый цикл (из трёх учебных наук) назывался словом тривий (trivium), второй цикл (из четырёх) — квадривий (quadrivium). Цикл математических наук оформился еще в поздней античности (по-видимому, в Новой Академии, в рамках неоплатонизма), старшей из наук квадривия признавалась арифметика:

Итак, какую же из дисциплин нужно изучать первой, если не ту, что является началом и выполняет как бы роль матери по отношению к другим ? Такова как раз арифметика. Она предшествует всем другим не только потому, что сам Бог, творец этого мироздания, взял ее первой за образец своего мыслеполагания и по ее устроил всё, что через числа силой творящего Разума обрело гармонию в установленном порядке, но и потому арифметика объявляется предшествующей, что если устранить предшествующие по своей природе сущности, тотчас же устраняются и последующие. Если гибнут последующие, то ничего в статусе предыдущей субстанции не меняется.

— Боэций. Основы арифметики I,1

Тривий оформился значительно позже, в раннем Средневековье. Совокупность семи учебных наук рассматривалась как необходимый подготовительный этап для получения философского знания о мире.

Список свободных искусств по Исидору Севильскому:

2. Средние века

Христианские авторы приспосабливали античные науки к нуждам христианского образования. Пользу грамматики, например, они видели в знании Священного писания и других церковных книг, риторики — в искусстве проповеди, астрономии — в вычислении пасхалий, диалектики — в умении спорить с еретиками.

В средневековых университетах семь свободных искусств изучались на младшем, артистическом, факультете, окончание которого давало право поступления на один из старших факультетов — богословский, медицинский или юридический. Другие учебные дисциплины стали постепенно проникать в этот замкнутый ряд лишь с XII века, и то с большим трудом. Даже современная система титулатуры — магистр искусств и доктор философии (MA и PhD) отражает это древнее деление. Гуманисты поставили свободные искусства в иерархии знаний выше медицины и юриспруденции, в особенности развивая риторику и грамматику.

Из людей, писавших о семи свободных искусствах в Средние века, можно упомянуть Теодульфа и Винсента из Бове.

Свободные искусства преподавались в средневековых средних учебных заведениях (монастырских и епископальных школах, коллегиумах монашеских орденов) и университетах.

Последовательность преподавания свободных искусств. Сначала преподавался тривиум (первой из дисциплин — грамматика), потом квадривиум (базовая дисциплина квадривия — арифметика). Тривиум преподавался отдельно в начальных школах, которые поэтому назывались элементарными или тривиальными.

В средневековых университетах свободные искусства составляли первую ступень высшего образования и преподавались на низшем, подготовительном факультете — факультете искусств (факультет свободных искусств, артистический факультет лат. facultas artium (liberalium)). Помимо них на факультете искусств преподавались философия и другие науки. Окончившим факультет присваивалась учёная степень магистра искусств (магистр свободных искусств magister artium liberalium). Эта степень присуждалась в Германии и присуждается в англоязычных странах (англ. master of arts) по широкому кругу дисциплин, за исключением права, медицины и богословия.

3. Возрождение и Новое время

В эпоху Реформации факультет искусств был переименован в философский факультет. В раннее Новое время систему свободных искусств сменила система дисциплин классических гимназий.

Атрибуты в искусстве:

  • Арифметика — абак

4. Комментарии

  1. У Боэция, который ввёл это слово в обиход, оно пишется несколько иначе — quadruvium.

Литература

  • Иллюстрации

  • Средневековые иллюстрации из собрания библиотеки Зальцсбургского университета на портале «Российское образование»

  • Егоров? Алексей Егорович. Гений искусства, или Семь свободных искусств

  • Ковёр «Семь свободных искусств»

  • Дж. Батиста Тьеполо. Меценат представляет Августу свободные Искусства. 1742

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Семь_свободных_искусств

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *