Престольный праздник
Спаса Нерукотворного (29 августа)Настоятель
священник Алексий Васильевич Поздникин, 1971

Приделы
Архангела Михаила (21 ноября, 19 сентября)
вмч. Димитрия Солунского

Телефон
+7 (916) 160-10-71

Сайт
spashrnikulino.cerkov.ru

О храме

По мнению В. и Г. Холмогоровых, в селе Спасском-Никулине издревле существовал храм, который затем был уничтожен по неизвестной причине. В 1678 г. в селе завершилось строительство новой деревянной церкви в честь Преображения Господня. Храм был возведен усердием Степана Борисовича Челищева: «…в вот-
чине его, Степана Челищева, в селе, что было сельцо, Спасском, а Микульском тож, церковь Преображения Спасова…» В клиро-вой ведомости 1683 г. упоминается, видимо, тот же храм, но под другим названием — Всемилостивого Спаса. В ведомости 1704 г. утверждается, что в селе Никулине стоит церковь Нерукотворного образа Спасителя, правда, из повествования неясно, деревянная она или каменная. Свидетельства о каменном храме появляются лишь в переписных книгах 1722 г. В них говорится, что эту церковь построил владелец села Иван Никитич Хитрово. Первоначально при храме был один придел во имя святителя Николая и деревянная колокольня. Однако ведомость о храме 1824 г. сообщает иную дату постройки церкви — 1760 г. Эту же дату называет и клировая ведомость 1845 г.: «Построена 1760 года тщанием гд Дашковых». Таким образом, строительство каменного храма в селе Никулине можно датировать лишь приблизительно, периодом с 1704 по 1760 гг.

В мае 1789 г. Татьяна Леонтьевна Хитрово обратилась к митрополиту Московскому и Калужскому Платону (Левшину) за разрешением построить вместо деревянной колокольни каменную. 24 мая благословение было получено.

В 1824 г. причт церкви Нерукотворного образа Спасителя состоял из священника, дьячка и пономаря. Усадебной земли при храме было 3 десятины, пахотной и сенокосной — 33.

В 1848 г. благодаря помещице Татьяне Ивановне Рузиной у церковнослужителей появились новые деревянные дома. С именем Татьяны Ивановны связано и восстановление самостоятельности прихода Спасского храма села Никулина, который в XIX столетии был приписным к Воскресенской церкви в Сертякине: «…Спасская села Никулина церковь, вследствие прошения помещицы того села госпожи Рузиной и определения консистории, утвержденного Его Высокопреосвященством 7-го октября сего года, восстановлена в самостоятельную».

В 1859—1863 гг. была расширена трапезная Спасского храма и пристроен второй, северный, придел во имя святого великомученика Димитрия Солунского. К сожалению, архивные материалы, в которых описаны эти работы, до наших дней не сохранились.

Церковь выстроена в формах московского барокко. Кирпичный храм относится к типу восьмерик на четверике. Крупная луковичная глава покоится на глухом граненом барабане; прямоугольные окна украшены полуколонками с очельями тонкого рисунка. В основном объеме переход к восьмерику осуществляется с помощью ступенчатых тромпов. К четверику примыкают трапезная и прямоугольный алтарь с лотковым сводом. Первоначально в Спасской церкви был один (южный) придел, а во второй половине XIX в. был пристроен второй, имитирующий декоративные формы древнейшей части храма. Из-за отсутствия внутренних перегородок трапезная с приделами образуют единый объем. Его свод имеет сложную цилиндрическую форму с лотками и распалубками.

Колокольня Спасской церкви двухъярусная. Углы четырехгранного сомкнутого свода нижнего яруса притуплены гранями. Ярус звона прорезан крупными арками с замковыми камнями. Каждая грань колокольни увенчана фронтоном, помещенным на основание прямоугольной тумбы, на вершине которой — стеллообразная пирамида с золоченой главкой. В 1893 г. крестьянин деревни Дмитрово Василий Петрович Пушков изъявил желание отлить за свой счет пять новых малых колоколов, а старые три снять и отвезти к деревенской часовне. Московской духовной консисторией было разрешено повесить у часовни лишь один колокол.

В 1862 г. к Спасскому храму была приписана часовня в деревне Дмитрово, ранее относившаяся к Никольской церкви села Кленова. Квадратная часовня (примерно 3х3 метра) была сложена из белого камня. Дата ее основания неизвестна. По словам местных крестьян, часовню воздвигли на месте древнего кладбища, где, как они считали, находился храм во имя великомученика Димитрия, в честь которого деревня и получила свое название — Дмитрово. В часовне «…бывали в летнее время года молебные пения с водоосвящением, совершаемые священно- и церковнослужителями Николо-Кленовской церкви в то время, когда бывали несчастные случаи какой-либо смертоносной болезни или бездождия и других Божиих посещений…». В часовне находились семь икон, в том числе образа свято-го великомученика Димитрия, пророка Божия Илии и др. В 1887 г. крестьянин Иван Денисов на месте ветхой построил новую часовню. В ней совершались следующие богослужения: «…всенощное бдение на 26 октября и на 6 августа по случаю праздников в сказанной деревне и нередко молебны».

В 1896 г. архитектор Н. Марков создал проект расширения световой арки Спасского храма, соединяющей холодный придел с трапезной. В 1902—1906 гг. были сооружены новые иконостасы.

31 января 1922 г. Подольским советом рабочих и красноармейских депутатов был заключен договор с группой верующих о пользовании Спасской церковью. Вместе с храмом передали два деревянных дома, сараи и 3 десятины земли. 22 февраля 1923 г. в церкви провели изъятие ценностей: всего было вывезено 28 фунтов 28 золотников серебра.

В 1930 г. храм закрыли, и более 60 лет он пустовал. За это время здание было сильно повреждено: в 1980-х гг. разобрали часть опор колокольни, в результате чего возникла угроза ее обрушения.

В 1980—1990 гг. в Спасской церкви проводились консервационные работы. Состояние храма к тому моменту было удручающим: «Рухнули своды в трапезной на 50% площади, своды алтаря; обрушены стены в юго-восточной части алтаря, западная стена трапезной… Однако наиболее опасным разрушением, которое может привести к утрате значительной части памятника, следует назвать отсутствие юго-восточного столба колокольни».

В 1996 г., перед возвращением храма верующим, специальная комиссия, обследовавшая памятник, признала его ограниченно годным к реставрации. Восстановительные работы, начавшиеся в том же году, были полностью завершены к 2005 г. Церковь была вновь освящена митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием при большом стечении богомольцев.

Отличительная особенность богослужений в Спасском храме — знаменное пение. Этот древний, спокойный и одновременно торжественный распев способствует особому восприятию церковных служб.

По материалам книги «Святыни Подмосковья. Подольское благочиние». Семенов К.А., Подольск.

Село Спасское расположено по берегам ручейков Ольховца и Лома-Ржавца, в 60 в. от Тулы и в 30 в. от Венева. Местность, где находится село, богата залежами торфа, который заставил обратить на себявнимание в последние неурожайные годы; название Спасского село носит по храму. Кроме села, в состав прихода входят деревни: Яковлевская или Новая деревня, Александровка и Гранские выселки; последние вошли в состав прихода только в 1878 г., а до этого времени были в приходе с. Гранок. Всех прихожан 1114 м. п. и 1141 ж. п.

Храм, во имя Всемилостивого Спаса, в селе каменный, выстроенный в 1813 г. тщанием и иждивением помещика Сергея Михайловича Власова; при храме два придела во имя Александра Свирского и Димитрия Ростовского: первый был выстроен одновременно с самым храмом, а второй устроен княгиней Александрой Ивановной Багратион и освящен в 1834 г. На месте прежней церкви стоит часовня. В пользу храма имеется капитал в 815 р. Причт состоит из священника и двух псаломщиков. Церковной земли имеется: усадебной 1,5 д., полевой 30 д., сенокосной и неудобной 3 д. При церкви существуют две обеспеченные капиталами богадельни: одна на 12 человек, а другая на 6. В 1893 г. открыта школа грамоты.

«Приходы и церкви Тульской епархии» Тула, 1895 г. http://www.novoeblago.ru/?place=hram&id=16

  • Московская область, Шаховской район, Ивашково, д. 55
  • Телефон:+7 (496) 376-31-34
  • Сотовый: 8-903-287-65-75

Общая информация

В начале XVII в. в селе Ивашкове находилась церковь Успения Пресвятой Богородицы «деревянная клетцки», стоявшая в 1626 г. без пения. В 1694 году была освящена церковь во имя Спаса Нерукотворного с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1794 г. генерал – аншефша В .П. Глебова закончила строительство нового деревянного храма. Ему была суждена долгая жизнь, простояв в Ивашкове 75 лет, он был в 1869 г. перевезен в с. Николо-Пустынь Тверской губернии. В 1850-м году в селе началось строительство каменной церкви. Чертеж был заимствован из альбома типовых сельских церквей Константина Тона. В 1850 году было начато строительство каменной церкви в честь Перенесения Нерукотворного Образа Спасителя из Едессы в Константинополь с приделами в честь Богоявления и Успения Богородицы , 7 октября
1873 года состоялось освящение каменной Спасской церкви с. Ивашково святителем Иннокентием (1797-1879 гг. прославлен в 1977 г.) митрополитом Московским и Коломенским – Апостолом Америки и Сибири. В приход Спасской церкви входили 131 двор, в которых проживали 540 мужчин и 643 женщины, 71 раскольнических дворов. Колокольня величественного и красивого храма была видна издалека, и, прежде всего
— проезжавшим по проходившему вблизи села Зубцовскому тракту. В пореформенное время Ивашково становится крупным торговым селом Волоколамского уезда. В этот период строителем и ктитором храма был местный купец Алексей Федорович Шлёнов. В 1911 г. в селе в 150 дворов были две чайные, трактир, два мануфактурных магазина, кирпичный завод. По субботам у церкви собирался базар, а в престольный праздник 29 августа — большая ярмарка. В Ивашкове родился отец всемирно известных ученых Николая и Сергия Вавиловых. Старожилы помнят могилу их деда, Ильи Вавилова, на церковном кладбище. В советские времена храм в селе Ивашково был пристанищем для верующих большого прихода, так как соседние церкви были закрыты еще в начале 30-х годов. Очередь до Спасской церкви дошла в 1936 году: храм был закрыт. В тяжелые военные дни битвы под Москвой здесь разместился военно-полевой госпиталь. Во время немецко-фашистской оккупации Шаховского района к храму вновь обратились верующие, богослужения совершал бывший иеромонах Новоторжского Борисоглебского монастыря Ефрем (Николаев). Сразу после освобождения села от фашистов он был арестован, его обвинили в пособничестве оккупантам и расстреляли вместе с церковным старостой. В это время Спасская церковь вновь приняла раненых: здесь в 1942-1944 гг. размещались эвакогоспитали. Только в 1947 году в церкви были возобновлены богослужения. В 1961 г. решением Мособлисполкома Спасская церковь была в очередной раз закрыта. А вскоре снесли и колокольню… В теперь уже бывшей церкви разместился сельский клуб и совхозный склад. В мае 1991 года Спасская церковь была передана Русской Православной Церкви. В августе 1991 года туда был назначен иерей Алексей Русин (с марта 2002 года — протоиерей, с ноября 2003 года — благочинный Лотошинско-Шаховского церковного округа, с мая 2004 года — благочинный Шаховского церковного округа). Началось возрождение храма. Перед началом работ по восстановлению Спасской церкви отсутствовали купол и колокольня. Пришлось сносить многие перегородки и перекрытия, сделанные занимавшими храм светскими организациями. Подлежали замене все окна, двери, паперти со ступенями и кровля. Подлежали срочной замене системы отопления, электроснабжения. В 2012 году началось восстановление колокольни высотой 52 метра. 8 августа 2013 года на колокольню был установлен купол с крестом. В ноябре 2013 года на колокольню были установлены куранты с тремя циферблатами и церковные била, установлена система электронный звонарь.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *