Главная » Сектоведение » Справочник » Группы русского неоязычества и ультраправые организации » Последователи Порфирия Иванова

Другие названия: Ивановство

Характеристика: культ имеет неоязыческую ориентацию, причем некоторые бывшие адепты указывают на смыкание с доморощенным шаманизмом. Кроме определенного числа интересующихся оздоровительным аспектом учения, отмечается наличие так называемого внутреннего круга последователей П.Иванова, где практикуется различного рода оккультизм. После себя Иванов оставил более 300 рукописных терадей,некоторые из них были изданы типографским способом. Из культовой литературы секты наиболее широко распространена «Детка» — свод 12 правил Иванова для последователей учения. на самом деле Иванов лишь подписал это текст. «Детка» была сотавлена после появление в «Огоньке» (№8,1982) статьи С. Власова об Иванове под названием «Эксперимент длиной в полвека».

В конце статьи публиковался адрес «экспериментатора» и множество людей воспользовалось этим: Иванов стал получать до 70 писем в день. Тогда он попросил своего главного теоретика И. Я. Хвощевского составить правила для занятия «закалкой» и отсылать их всем желающим. Так появилась на свет «Детка».

Связи: Последователи П.Иванова присутствовали на второй конференции осенью 1994 г., прошедшей в Москве под эгидой «Знамя мира», где собрались также представители Всемирного Белого Братства (айванховцы), виссарионовцы (в том числе глава секты Сергей Тороп — «Виссарион»), представители МОСК, рериховцы.

История культа: основатель — Порфирий Корнеевич Иванов — «Паршек», как сам себя называл Иванов, родился 20 февраля 1898 г. близх города Луганска, на Украине. Скончался в 1983 году на хуторе Верхний Кондрючий в той же луганской области. По свидетельствам его последователей после революции Иванов был советским активистом, работал снабженцем, был пойман на воровстве и осужден на два года. Вскоре, за примерное поведение он был досрочно освобожден и беспечно дожил до 1933 года.
Иванов встретил человека, который все время, даже зимой, ходил без шапки. Он был глубоко поражен увиденным и решил поступить также. В те годы Иванову часто приходилось ездить поездом. Во время одной из поездок в вагоне он встретил женщину с ребенком который сильно плакал, по словам самого Ивановау него зародилась мысль о том, что если мальчик замолчит, после того как он возмет его на руки то «все намеченное в жизни должно свершится». Мальчик успокоился и этот пустяковый случай Иавнов возвел в ранг великого свершения и великого знака, данного ему природой. «Таких людей еще до меня не рождала Природа, чтобы он для этой цели родился»(«История Паршека». т.1. с.106.). С этого момента Иванов стал осознавать себя Учителем, Мудрецом и, в конечном итоге Богом.
В течение нескольких лет иванов «разрабатывал» свою религиозную систему. В ней Иванов пришел к выводу, что жизнь укорачивается из — за стараний людей получше в ней устроится. Следовательно, нужно отказаиться от всех «потребностей» (дом, одежда, еда и проч.), это дарует человеку свободу от болезней и даже от смерти. Тогда же он стал выходить раздетым на мороз и побольше «тянуть вовнутрь воздух», в то же время он занялся и платными исцелениями. Так стала складываться «оздоровительная» система «Детка».Характерно, что в предлагаемых им процедурах с самого начала присутсвовала обращенная к нему просьба:»Учитель, дай мне здоровье». По мере роста численности клиентов, росло и благосостояние его семьи. «Абсолютно независимый от Природы человек» оказался вполне зависимым от различных житейских благ. Вот как Иванов описывает приобретение машины:» Иванову Порфирию Корнеевичу — Победителю Природы, как исключительному человеку, сам начальник сбыта сказал:»Я тебе помогу приобрести за твою работу…экспортную автомашину», Мне показали эту красавицу.. Я как хозяин занял место сбоку от водителя и тут же сказал: это машина «Волга» моя,никуда я из нее не пойду. И не зря я за нее заплатил 42 000 рублей».(История Паршека. т.1. с. 253 — 254.) Еще до войны Иванов полностью отказался от одежды зимой и летом ходил всегда голый (в одних трусах), перестал брится и стричься. Его неадекватность и агрессивность стала бросаться людям в глаза. Несколько раз Иванова направляли на лечение в психиатрические лечебницы. В ростовской больнице он получил диагноз «шизофрения» и первую группу инвалидности. После войны Иванов вновь попадает в психиатрические лечебницы, каждый раз подтверждался диагноз»тяжелая шизофрения».

Болезнь Иванова выражалась и в нарушении причинно-следственных связей: «3 апреля, понедельник. С утра пошел на Мою пользу мизерный дождик для того, чтобы Моя Идея прошла во всем мире» (История Паршека. т. 2. с. 196.). Есть в тетрадях Иванова и совсем уже лишенные всякого смысла места, то, что психиатры называют ученым термином «интерпретативный бред», являющийся составной частью патологического состояния, определяемого как шизофреническая мания:

«Мы вдвоем вышли с Валей (вторая жена Иванова. — А. Д.), походили; Я быстро побегал для Своего сердца. Я люблю снег, как Себя такого человека. Валя такая она ко мне близкая в этом, подобрала нож своей рукой и по Моему велению весь хутор людей вырезала. Даже она сказала в словах это. Но потом после этого всего она подробно остановилась и сказала свою в адрес Моего здоровья правду: «Этого мой Учитель не скажет, а я, такая баба не сделаю». Эти слова Я их только обосновал и тутже на этой странице написал»(Там же. с. 220.).

В 70-е годы психиатры, по всей видимости, убедившись в неизлечимости Иванова, наконец оставили его в покое. После смерти жены он стал жить со своей фанатичной последовательницей Валентиной Сухаревской. В конце 70-х к нему пришла широкая известность, от которой старик совсем потерял голову. Сформировавшееся тогда вокруг него ядро учеников возглавило движение ивановцев после противоречившей всем их установкам смерти «Учителя».

Мы в Природе строим коммунизм: сперва одного человека допустим, а потом мы все вслед пойдем. Он же будет делать для всех: Он учитель народа, Он же — Победитель Природы. А раз Он Победитель Природы — Он же — победитель врага. То чего пишется в Истории, это будет обязательно так.(История Паршека. т. 2.с. 77.)

Доктрина: учение П.Иванова — это не безобидное учение о здоровом образе жизни, как это представляют его адепты, а еретическая религиозная доктрина, где нет места Христу, это место занято Ивановым, который почитается адептами как харизматическая личность. Сам Иванов, не раз показывая своим ученикам на изображение распятого Христа, недвусмысленно намекал о распятии «брата своего». Несмотря на такое «родство», Иванов в церковь не ходил, Богу не молился, креста боялся, своим последователям объявлял, что в Церкви все ложно. В Великий пост он угощал заходивших к нему христиан мясом, поститься же своих учеников заставлял именно в те дни, которые являются христианскими праздниками, во время которых пост по церковному установлению не положен. В кругу ивановцев имеет хождение своего рода «евангелия об Иванове», в котором однозначно утверждается, что Иванов — новый мессия, принесший людям новую «живую» веру. Имеется даже свой вариант «нагорной проповеди». Подражая Христу, Иванов избрал из среды своих последователей 12 учеников.

В конце жизни Иванова люди обращались к нему с просьбами освятить их дом или пищу. Многие говорили о том, что, прикасаясь к хлебу, он освящает его собой, и старались есть хлеб, побывавший в его руках. Такое же отношение было у ивановцев к крещению: «А мы не крестимся, мы крещеные нашим дорогим Учителем — перекрещеные».(Истоки.1997.№1(4.) с. 39.) Похоже, что Иванов завидовал Христу и мечтал чтобы его деятельность сопровождалась такими же чудесами, которые творил Христос. Более того, мания величия заставляла его делать заявления в которых он сравнивает себя со Святой Троицей:»А вот Портрет (еще одно имя Иванова) один между нами такой кому надо поклонится…Это некто такой есть в жизни. Паршек есть в трех лицах: Бог — Отец, Бог — Сын, Бог — Дух Святой». (История Паршека. т. 2. с. 9. 260.)

Учение секты отрицает бессмертие человеческой души. Вместо этого ставится цель достижения земного долголетия за счет принятия ивановского образа жизни. Доходит до того, что некоторые ивановцы питаются только раз в неделю и истязают себя другими аскетическим «подвигами». В словах Иванова: «Здесь живете — остальное сон, мы живем в природе один раз, а потом умираем на веки веков. Мы не знаем, что будет после нашей смерти, поэтому все дела свои мы делаем здесь и сейчас в нашей земной жизни» (Современные секты в России. — СПб, 1994.) очень хорошо просматривается аналогия с подобными же утверждениями Асахары (Аум Синрике).

После смерти П.Иванова (очень мучительной и тяжелой) всех желающих зазывали на хутор Верхний Кондрючий к «жене господа животворящего П.К.Иванова» для принятия от нее «крещения» в Ивановскую веру. Ивановцы совершают паломничества на родину своего учителя — хутор Верхний Кондрючий (сам Иванов называл его «Боги»). Самыми многолюдными паломничества становятся весной, так как 25 апреля празднуют «День Идеи Учителя». На хуторе находится «Дом здоровья», построенный Ивановым в 1971 г. «для всех людей». Для празднования завершения строительства «Дома» трезвенник Иванов с Сухаревской приготовили 200 литров самогона, которым поили всех. Сейчас ивановцы относятся к «Дому здоровья», как к религиозному храму. Недалеко от хутора находится Чувилкин бугор которому Иванов, а затем и его ученики придают особое значение:»Нет на свете такого места, как этот Чувилкин бугор! Он является общим достоянием всего мира всех людей….Мы поклонились бугру, он нас освятил своею славою, своим взором; наше это место в природе оно освященное нами…На земле адамовского времени место, Чувилкин бугор. Он нами пятиконечностью будет окружен. Это истина человеческой жизни, это место будет наше, мы его займем не сейчас, а позже».(История Паршека.т. 1. с. 101, 43,216, 82, 100, 203.). Более того, для Иванова именно Чувилкин бугор является раем: «Рай — это не гора та, на которой был Христос распят. Это Чувилкин бугор, где Своими ножками прошелся наш господь».(Там же. с. 238.)

Как во многих тоталитарных сектах адептам внушается:горе тому кто не примет учения Иванова противники объявляются врагами:»Если заболеет человек чем нибудь в жизни не чем не спасешся, кроме как лишь Его (Иванова) учением.Кто Его не признает, тот спасения нигде не получит….. Тот человек в Природе есть кто не соглашается с идеей иванова, с Учителевой он является враг всего человечества в жизни…Они (люди)этого дела не делают, они не оправданные люди в этом, их Дух Святой (читай — Иванов) не примет как таковых».(История Паршека. т. 2. с. 19, 89, 286.)

(Стилистика и орфография автора приведенных текстов сохранены.)

Так же см. по теме: книга священника Алексия Слюсаренко. «Иванов, ивановцы, ивановщина. О Паршеке и его «детках»»

Биография

Порфирий Иванов — уникальный человек, круглогодично ходивший босиком, а из одежды носивший только трусы до колена, которые он называл шортами. Несмотря на малограмотность, российский «йог» разработал учение о здоровье и бессмертии, у которого нашлись тысячи поклонников. По мнению «ивановцев», учитель был пророком, по мнению исследователей, — шарлатаном, а психиатры считали босоногого старца сумасшедшим.

Детство и юность

Автор правил праведного и здорового образа жизни родился в феврале 1898 года в семье шахтера. Малая родина целителя — село Ореховка, которое сейчас находится под контролем ЛНР.

Корней Иванов назвал старшего из пяти сыновей в честь преподобного Парфения, день памяти которого отмечался, когда новорожденный издал первый крик. Домашним именем мальчика было Паршек. Всего у Корнея Ивановича и его жены Матрены Григорьевны было девять детей.

Опубликовано Порфирием Ивановым Понедельник, 6 мая 2013 г. Порфирий Иванов в молодости

До революции Порфирий успел побывать и крестьянином, и рабочим: в 12 лет мальчик пошел в батраки, а в 15 первый раз спустился в забой. Оставалось у юноши время и на хулиганство — Иванов слыл заводилой в уличных драках, а заработанные деньги спускал в карточных играх.

После Октябрьского переворота Паршек участвовал в разрушении храмов. Негативное отношение к церкви у сына шахтера, окончившего 4 класса приходской школы, сохранилось и в последующей биографии. В неизданной книге «Учитель Иванов. Пути к коммунизму» Порфирий рассказывал, что Корней Иванович в начале 10-х годов XX века сильно повздорил с настоятелем церкви в Ореховке отцом Наумом и примкнул к беспоповской общине, и старший сын, обиженный за родителя, крал церковную утварь.

В 30 лет Иванов поступил в партийную школу и стал кандидатом в члены ВКП(б). Начавшуюся партийную карьеру Порфирия прервал арест по статье «Мошенничество». По некоторым сведениям, будущий целитель попал в исправительный лагерь за неуплату «налога на патент кустарника». Благодаря сотрудничеству с администрацией и ударному труду уроженец Ореховки уже через 11 месяцев после суда вышел из мест заключения по УДО.

Личная жизнь

Первой любовью Иванова стала односельчанка Алена. Однако девушка решила выйти замуж за другого парня: Паршек в Ореховке слыл «дурачком». Разгневанный Порфирий ворвался на венчание и сбил священника с ног. Усмирить гнев ревнивца смог только подоспевший урядник.

В 20 лет Порфирий женился на Ульяне Городовиченко. Менее чем через год после свадьбы у молодых родился сын Андрей, в 25 лет погибший на фронте. Вдова первенца Ивановых Татьяна продолжала жить в одном селе со свекром и звала мужчину папой.

В 1925 году у Порфирия и Ульяны родился младший сын Яков, который в книге «Воспоминания очевидцев» говорил об отце как об исключительно добром родителе, который ни в чем ему не отказывал и выходил после автоаварии. Однако последователем оздоровительной системы Иванова его отпрыск не стал и умер в 72 года.

Из того же сборника можно узнать интересные сведения о личной жизни целителя. Порфирий, с 1928 года живший в городе Красный Сулим Ростовской области, был страстным болельщиком футбольной команды «Металлург» и, чтобы его пускали на трибуны, перед входом на стадион надевал рубашку и брюки. Однако после окончания матча Иванов вновь раздевался до трусов и в таком виде отправлялся домой.

Порфирий Иванов и жена Ульяна / «Фейсбук»

В начале июля 1974 года Ульяна Иванова скончалась от последствий травм, полученных в результате падения с сеновала. К официальной медицине Порфирий Корнеевич обратиться жене не разрешил.

После смерти супруги целитель сошелся со своей последовательницей Валентиной Сухаревской, которая была младше его на 13 лет. Валентина Леонтьевна запечатлена на поздних фото Иванова — пожилая женщина в ситцевом сарафане стоит рядом с мужем босиком на снегу. Сухаревская прожила 79 лет.

Судьба

Весной 1933 года Порфирий, работавший экспедитором, пришел к мысли, которую бы одобрили экологи XXI века: фактор, провоцирующий развитие болезней, и причина смерти человека — отрыв людей от природы. Почему смертны живущие в лесах звери и птицы, уроженец Ореховки не уточнял.

Оппоненты целителя в попытке разоблачить его методику приводят цитату Иванова: «Я размышлял, как бы попасть в вожаки». Однако Порфирий Корнеевич рассказывал, что у него на правой руке врачи обнаружили опухоль и диагностировали запущенный рак. В отчаянии молодой мужчина вышел зимой раздетым на улицу, но, вопреки ожиданиям, не только не простудился, но и избавился от онкологической болезни.

За пару лет Иванов отказался от алкоголя и табака, а также ношения верхней одежды и обуви. Размышляя о том, стоит ли проповедовать закаливание, Порфирий решил положиться на судьбу. В поезде, в котором ехал сын шахтера, надрывно кричал младенец. Паршек решил, что если, когда он возьмет дитя на руки, малыш успокоится, то свет открывшейся истины следует нести людям. Ребенок перестал плакать, едва Иванов к нему прикоснулся.

Путь целителя к известности не был легким. В 1935 году Порфирия, проповедовавшего на Центральном базаре Ростова-на-Дону, арестовали. Всего же в тюрьмах и спецлечебницах Иванов провел 12 лет жизни.

В рассказах целителя трудно отличить правду от вымысла. Так, по утверждению Иванова, в Москве с ним лично беседовал нарком Николай Ежов, а в годы фашистской оккупации «охранную грамоту о ценности для науки» ему вручил сам Фридрих Паулюс. Также, по словам Порфирия Корнеевича, он внес вклад в победу советского народа, внушая ошибочные решения Адольфу Гитлеру, и вместе с Юрием Гагариным побывал в космосе.

Однако даже за вычетом фантазий Паршека в биографии старца было много удивительных моментов. Так, в 1943 году Иванов написал письмо Иосифу Сталину с предложением прекратить войну, ибо фашисты уже выдохлись. В Казанскую тюремную психиатрическую больницу, в которой Порфирий Корнеевич провел год, при Сталине попадал Андрей Туполев, а при Леониде Брежневе — Валерия Новодворская.

Опубликовано Порфирием Ивановым Понедельник, 6 мая 2013 г. Порфирий Иванов в одежде

Первая статья, положительно оценивающая методику Иванова, вышла в 1978 году в журнале «Химия и жизнь» под заголовком «Голод против холода». Автор, 28-летний кандидат медицинских наук Алексей Катков, впоследствии разочаровавшийся в учении уроженца Ореховки, утверждал, что дозированный голод и самовнушение действительно имеют лечебный эффект.

Однако настоящая слава обрушилась на Порфирия Корнеевича после публикации в 1982 году в «Огоньке» материала журналиста Сергея Власова и фоторепортера Эдуарда Эттингера «Эксперимент длиною в полвека». В журнал хлынул поток читательских писем, и целитель оформил свои заповеди и упражнения в виде короткого трактата «Детка».

Образ жизни и оздоровление

Среди советов, сформулированных в «Детке», есть наставления физического и нравственного характера. Среди первых — рекомендации правильно дышать, ходить босиком, не переедать и дважды в день обливаться холодной водой. Среди вторых — советы желать здоровья себе и окружающим, здороваться со всеми встречными, делать добро. Если первая группа наставлений очень конкретна, то вторая расплывчата, а за уточнениями автор рекомендовал обращаться к нему лично или по почте.

При анализе текстов Иванова психиатры констатируют спутанность и сбивчивость мыслей, характерных для шизофрении. Медики утверждают, что обливание холодной водой может спровоцировать инсульт. Иерархи православия разоблачают культ личности автора «Детки» и ругают Первый канал Российского телевидения за создание документального фильма о целителе.

Хотя Порфирий Корнеевич проповедовал голодание как метод оздоровления и сам еженедельно отказывался от пищи с вечера пятницы до полудня воскресенья, в остальные дни питание уроженца Ореховки было обильным. Мужчина, при росте 185 см весивший 90 кг, выпивал все молоко, которое давала корова Ивановых. В подсобном хозяйстве целителя были также свиньи, которых он самолично резал.

Порфирий Корнеевич имел два хобби — карточные игры и управление автомобилем. Экспортный вариант машины «Волга» Иванов приобрел за 42 тыс. руб., поскольку (вопреки собственной заповеди об отказе от материальных благ) целительством занимался на платной основе. Мужчина почти никогда не присаживался, а ложился только перед отходом ко сну и засыпал под звуки громко работавшего телевизора.

Смерть

Иванов скончался 10 апреля 1983 года. По-видимому, Порфирия Корнеевича свела в могилу гангрена ноги, но к медикам старик так и не обратился. Целитель похоронен на кладбище хутора Верхний Кондрючий, именно в этом населенном пункте он в последние годы жил и проповедовал.

Библиография

  • 1951 — «История и метод моей закалки»
  • 1978 — «Это надо»
  • 1982 — «Детка. Практические советы Порфирия Корнеевича Иванова»
  • 1983 — «Мой подарок молодёжи»
  • 1994 — «Труды и письма Учителя»

СЕКТА ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ ПОРФИРИЯ ИВАНОВА

Секта
Русская, синкретическая

Существует довольно широкое движение последователей оздоровительных методов Порфирия Иванова, которые не знакомы с его учением и не являются сектантами. Сектой, в полном смысле слова, можно назвать т. н. «Внутренний круг» приверженцев, которые рассматривают идеи Порфирия Иванова, прежде всего, в религиозной плоскости.

I. Основные данные

1. Основатель: Иванов Порфирий Корнеевич. 1898 – 1983.

Порфирий Корнеевич Иванов родился 20 февраля 1898 г. на хуторе Верхний Кондрючий (Ворошиловградской обл.). в многодетной семье шахтера. Закончил 4 класса церковно-приходской школы. Работать пошел с 12 лет, с 15 лет – шахтером. В 1917 г. Иванов был призван в армию, но из-за перемирия не воевал. После демобилизации в 1918 г. женился, у него родилось два сына (в 1918 и в 1925 г.). В гражданскую войну он активно помогал новой власти. В 1922 г. был осужден за неуплату патентного налога и отбывал 11 месяцев в Архангельской области. Работал на заводе, в депо, экспедитором и пр.

В конце 20-х годов он, по собственному заявлению, стал ощущать какую-то связь с природой, стал слышать внутри себя голоса, призывающие его к единению с природой. 25 апреля 1933 года на Чувилкином бугре на Иванова нашло некое «просветление», которое, по словам его последователей, было вызвано тем, что в него вселился Дух Святой. После этого он начал распространять свое учение. В результате «просветления» Иванов также приобрел особые свойства: претерпевал любой мороз, зимой и летом ходил всегда в одних трусах, мог долго находиться под водой и даже исцелять некоторые болезни.

В 1934 г. он переехал в Красный Сулин и начал целительскую практику, отпустил бороду и волосы. За это был уволен с работы, и с тех пор решил посвятить себя целиком своей идее. Затем он совершил «проход по Донбассу» в одних трусах, воздерживаясь от еды и зачастую от воды. Далее последовало устройство на работу и новое увольнение в 1935 г., после чего Иванов был доставлен в Ростовскую психбольницу, откуда его выписали с диагнозом «хроническое душевное расстройство в форме шизофрении». В 1936 г. он повез письмо на VIII съезд Советов, но в Москве был арестован ОГПУ и насильно отправлен в одежде домой. В 1938 г. ВТЭК Ростовской больницы определил Иванова инвалидом первой группы без права на работу.

В 1942 г. Красный Сулин, где жил Иванов с семьей был оккупирован немцами. Генерал Паулюс выдал ему справку для передвижения по оккупированной территории «как испытателю себя в природе». Как уникальный человек он даже был отправлен в Берлин, но снят с поезда и арестован гестапо в Днепропетровске и вскоре отпущен. В 1943 г. он поехал к Сталину с предложением заключить мир, но был помещен в Институт психиатрии им. Сербского. В 1976 г. Иванов оказался в Новошахтинской психбольнице МВД, однако был выдан ученикам и перевезен ими на хутор Верхний Кондрючий. После выздоровления ему было заниматься целительством и покидать территорию дома далее чем на 30 метров. В тюрьмах, изоляторах и психбольницах Иванов провел в общей сложности 12 лет. Несмотря на негативное отношение властей, сильно затруднявшее распространение учения, число последователей Порфирия Иванова росло.

Он вернулся на хутор Верхний Кондрючий, где и наставлял своих учеников до конца жизни. Незадолго до смерти к Иванову пришло публичное признание. Статьи о нем в 1982 г. появились в журналах «Техника – молодежи» и «Огонёк». В это же время был впервые опубликован свод наставлений Иванова, получивший название «Детка». Это способствовало еще большей популярности «Учителя» и росту количества приверженцев учения. Порфирий Иванов скончался 10 апреля 1983 г. в возрасте 85-и лет, вследствие тяжелой болезни (несмотря на закаливание и все оздоровительные методики).

2. Время основания:

25 апреля 1933 г. – «просветление» Порфирия Иванова на Чувилкином Бугре.

3. Место основания:

Хутор Верхний Кондрючий, Ворошиловградской обл. (ныне – Луганская область Украины)

4. Регион распространения:

В настоящее время секта распространилась по многим республикам бывшего СССР. Наибольшее число последователей – в России и на Украине. Летом 1995 года в Москве состоялась международная конференция, собравшая представителей секты из ряда стран СНГ.

5. Местонахождение руководящего центра:

«Дом здоровья» – Украина, Луганская обл., Свердловский р-н, п/о Должанское, хутор Верхний Кондрючий.

Центры последователей Порфирия Иванова есть во многих городах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Белгороде, Вологде, Череповце и др. В Москве на проспекте Мира находится центр «Начало».

6. Организационная структура:

Общины последователей Порфирия Иванова управляются самостоятельно, образуя своего рода конфедерацию. Периодически проходят конференции, собирающие представителей общин из разных регионов, как России, так и других стран СНГ.

7. Базовая литература:

  • Иванов П. К. «Детка».

8. Периодические издания:

Данных нет

9. Другие средства массовой информации:

Данных нет

10. Учебные заведения:

Данных нет

II. Учение

1. Истоки учения:

элементы христианства, язычество (культ природы).

2. Краткое изложение учения:

Учение Порфирия Иванова содержится в его книге «Детка» и содержит 12 заповедей:

  1. Два раза в день купайся в холодной, природной воде… Горячее купание заверши холодным.
  2. Перед купанием или после него, и если возможно, то и совместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой – на снег хотя бы на 1 – 2 минуты.
  3. Не употребляй алкоголя и не кури.
  4. Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды с 18 – 20 часов пятницы до воскресенья 12 часов.
  5. В 12 часов дня воскресенья выйди на природу босиком.
  6. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничего.
  7. Здоровайся со всеми везде и всюду.
  8. Помогай людям.
  9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость.
  10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти.
  11. Мысль не отделяй от дела.
  12. Рассказывай, передавай опыт этого дела.

В целом эти заповеди выглядят совершенно безобидно и вполне сочетаются с традиционным христианством. Более того, в них не видна никакая религиозная подоплека. Однако последователи Иванова, входящие в т. н. «Внутренний круг» приверженцев учения, исповедуют религиозную доктрину, центральное место в которой занимает личность «Учителя», воспринимаемого как «мессия». По учению ивановцев, Христос пришел на Землю, чтобы принести людям «соборность». Иванов же дал более высокую степень соборности – единство людей и природы. Ивановцы обожествляют природу, только слившись с которой, по их мнению, можно обрести спасение.

В то же время религиозное учение ивановцев в важнейших пунктах противопоставляется христианству. Они отрицают бессмертие души и неизбежность посмертного воздаяния, существование ада и рая. Они также отвергают Церковь и Таинства утверждая, что «каждый ивановец сам себе поп».

Порфирий Иванов почитается сектантами как ходатай и посредник в общении с Природой и даже именуется «Господом Животворящим». Он же является подателем здоровья. Сам Иванов наставлял своих последователей: «Если веришь этому учению, то проси меня как Учителя: «Учитель мой дорогой, дай мне мое здоровье!» Проси с душой и сердцем и никогда в обиде не останешься, а все, что следует, ты получишь». Не раз показывая своим ученикам на изображение распятого Христа, Иванов двусмысленно намекал на распятие «брата своего».

В определенное время все последователи секты поют гимн, посвященный Порфирию Иванову и его «просветлению» на Чувилкином Бугре:

«Люди Господу верили как Богу,
А Он Сам к нам на Землю пришел.
Смерть как таковую изгонит.
А жизнь во славу введет.
Где люди возьмутся на этом Бугре
Они громко скажут слово.
Это есть наше райское место,
Человеку слава бессмертна».

ПРИМЕЧАНИЕ:

Некоторые исследователи считают, что сам Порфирий Иванов был чистым материалистом и его методы оздоровления не имеют ничего общего с мистикой и религией. Согласно этому мнению, религиозная составляющая появилась в учении ивановцев уже после смерти «Учителя». С этим утверждением трудно согласиться. В работе Иванова «Курс моментальной закалки» явно присутствуют элементы, позволяющие говорить о присутствии определенной «мистики» в его методе воздействия на человека. Так, Иванов считает, что обладает возможностью передавать свое здоровье другому человеку посредством особого обряда: «Прежде всего, я беру его правой рукою за правую руку, прижимаюсь своею левой щекой до его левой щеки и прислоняюсь грудью к его груди так, чтобы мое сердце пришлось прямо против его сердца. При этом я желаю и говорю ему: я желаю, чтобы ты заимел мое личное здоровье, а твое нездоровье беру себе». Иванов также верит в свою способность «проникать» в организм другого человека: «Я свою мысль бросаю сначала в высоту в самую глубину Вселенной, а потом вниз, в глубину воды и земли, а потом по всем обиженным в природе живым существам, а потом в человека. Я проникаю в его организм своим внутренним зрением и ощущением, начинаю от головного мозга и до пальцев рук и ног и сердца, и легких, и во все другие органы, кроме желудка, о котором даже нельзя вспоминать. Проникая своим внутренним зрением и ощущением в организм человека, особенно в его головную нервную систему, я как будто электрическим током пробуждаю его скрытые силы и защитные способности». Подобные заявления явно далеки от «материализма» и, напротив, создают твердое ощущение, что оздоровительные методы Иванова насквозь пропитаны мистикой и оккультизмом.

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

В конце 20-х гг. основатель секты Порфирий Корнеевич Иванов почувствовал некую особую связь с природой и даже начал слышать голоса, призывающие к единению с ней. 25 апреля 1933 года на Чувилкином бугре на Иванова нашло «просветление», после чего он обрел экстраординарные способности (переносил мороз, мог долго не дышать под водой, и т. п.). С этого времени он начал распространять новое учение, несмотря на активное противодействие властей (12 лет Порфирий Иванов провел в лагерях и психбольницах). К 1971 г. на хуторе Верхний Кондрючий учениками построен «Дом Учителя», где Иванов мог принимать людей. В 1975 г. состоялось первое массовое посещение его последователями Чувилкина Бугра, где он якобы получил «просветление». В 1979 г. к Иванову впервые приехали журналисты и о нем был снят документальный фильм. Первая заметка с фотографией Иванова появилась в журнале «Техника – молодежи». В 1982 г. статья об «Учителе» появилась в «Огоньке» (№2). После публикации на хутор Верхний Кондрючий стала приходить масса писем. В ответ на них была написана «Детка» – изложение учения Иванова, впервые опубликованное в журнале «Огонек» (№8 за 1982 г.). Это способствовало значительному увеличению числа последователей – люди, жаждущие исцеления и наставления, потянулись к Иванову сплошным потоком. После смерти Порфирия Иванова в 1983 г. роль духовного лидера некоторое время исполняла его жена, принимавшая в движение новых приверженцев. В доме, где жил Порфирий Иванов, сектантами был устроен «Дом здоровья», ставший духовным центром для всех его последователей.

2. Современная деятельность

Деятельность многочисленных групп ивановцев носит преимущественно оздоровительную и экологическую направленность. Это, прежде всего, пропаганда методов закаливания, разработанных Порфирием Ивановым, а также распространение идей о необходимости «единения с природой». Время от времени, ивановцы устраивают конференции и выставки, рассказывающие о жизни и деятельности их «Учителя». Религиозная сущность движения известна далеко не всем сторонникам оздоровительных методов Порфирия Иванова. Учение о «Господе Животворящем Порфирии Корнеевиче Иванове» сообщается новичкам исподволь и постепенно. Религиозное почитание Иванова распространено среди более узкого круга лиц, образующих т. н. «Внутренний круг» его последователей.

IV. Ответвления

Данных нет

V. Библиография

Ю. Д.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *