Биография

Юрий Арабов родился 25 октября 1954 в Москве. В 1980 году окончил ВГИК (мастерская Н. Н. Фигуровского и Е. С. Дикого).

Дебютировал в кинематографе фильмом «Одинокий голос человека» (1978, вышел на экраны в 1987). Постоянный соавтор Александра Сокурова, сценарист одиннадцати его лент. Не раз обращался к сюжетам «серебряного века» и эпохи модерн. Общеизвестный пример — мистический триллер «Господин оформитель» (1988).

Один из организаторов неформального клуба «Поэзия» в Москве (1986), выпустил несколько поэтических сборников, среди которых «Автостоп», «Ненастоящая сага», «Простая жизнь», «Воздух». Как поэт позиционируется метаметафористом (см. «Метаметафора»).

Его стихотворение «Монолог» было опубликовано в апреле 1987 года в журнале «Юность» в рубрике «Испытательный стенд».

С 1992 года совместно с Татьяной Дубровиной ведет мастерскую драматургии во ВГИКе, с 1994 года заведует кафедрой кинодраматургии. В разное время студентами его мастерской являлись Нана Гринштейн, Дмитрий Соболев, Денис Родимин, Гиви Шавгулидзе, Михаил Дурненков.

Написал сценарии к 20-ти кинофильмам. Является автором сценария также телевизионных проектов: "Дело о «Мертвых душах», «Доктор Живаго», «Завещание Ленина».

В 2008 году по сценарию Юрия Арабова режиссёр Кирилл Серебренников поставил фильм «Юрьев день», удостоенный призов на международных кинофестивалях. В 2009 году по роману «Чудо» режиссёром Александром Прошкиным была поставлена одноименная картина, получившая приз «Серебряный Георгий» на 31-м Московском Международном кинофестивале.

Является автором романов «Биг-бит», «Флагелланты», «Чудо», а также сборника кинопрозы «Солнце и другие киносценарии» и книги эссе «Механика судеб».

Лауреат премии Каннского кинофестиваля за сценарий фильма «Молох» (1999). Лауреат Пастернаковской премии (2005). Лауреат Государственной премии РФ в 2002 г. за сценарий к фильму «Телец». Лауреат независимой премии «Триумф» (2008). Лауреат кинопремии «Ника» за сценарии фильмов «Телец» и «Солнце». Лауреат Государственной премии Правительства России за сценарий к фильму «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» (2011).

Критика

Литературный критик Кирилл Ковальджи отметил: „Гандлевский, Еременко, Арабов, Друк в той или иной мере прибегают к «антипоэзии»“.

Фильмография

  1. 1987 — Одинокий голос человека
  2. 1987 — Скорбное бесчувствие
  3. 1988 — Дни затмения
  4. 1988 — Господин оформитель
  5. 1989 — Посвященный
  6. 1989 — Спаси и сохрани
  7. 1990 — Круг второй
  8. 1990 — Николай Вавилов
  9. 1990 — Сфинкс
  10. 1992 — Присутствие
  11. 1992 — Сердце не камень
  12. 1993 — Тихие страницы
  13. 1997 — Мать и сын
  14. 1999 — Молох
  15. 2000 — Телец
  16. 2002 — Игра в модерн
  17. 2004 — Солнце
  18. 2005 — Дело о «Мёртвых душах» (Сериал)
  19. 2005 — Доктор Живаго (Сериал)
  20. 2006 — Ужас, который всегда с тобой
  21. 2007 — Завещание Ленина (Сериал)
  22. 2008 — Юрьев день
  23. 2009 — Чудо
  24. 2009 — Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину
  25. 2011 — Фауст
  26. 2012 — Орда (рабочее название — «Святитель Алексий»)

Книги Ю. Арабова

  • Автостоп. Стихи. — М.: Советский писатель, 1990
  • Простая жизнь. Стихи. (В конволюте с книгой стихов «Референдум» Нины Искренко) — М.: Московский рабочий, 1991
  • Ненастоящая сага. Стихи. — Париж: AMGA, 1992
  • Механика судеб. Эссе. — М.: Парад, 1997
  • Биг-бит. Роман-мартиролог. — М.: Андреевский флаг, 2003
  • Чудо. Роман. — М.: АСТ ; Астрель, 2009.

Предисловия Ю. Арабова к книгам других авторов

  • Павел Лунгин. Такси-блюз и другие киносценарии. — Сеанс/Амфора, 2008. — 464 с. — (Серия «Библиотека кинодраматурга»). ISBN 978-5-90158616-7, 978-5-367-00746-6
  • В. Брайнин-Пассек. К нежной варварской речи. Стихотворения.

    Юрий Арабов

    Составитель Михаил Безродный. — СПб.: Алетейя, 2009. — 94 c. — (Серия «Русское зарубежье. Коллекция поэзии и прозы»). ISBN 978-5-91419-277-5

«Земля» Юрия Арабова — книга удивительная не только своей силой, но и неожиданной образностью, точностью и какой-то потаенной красотой. Поэт вдумчив и наблюдателен, а его стихи несут мощнейший культурный заряд. Тут «брат Гоголь» ходит «к брату Пушкину», граф Толстой ищет почву, нахохливается Пончик Пилат, а Врангель пытается вырвать Юг из войны. «И нежная память затягивается, как порез».

Этот сборник — не что иное, как попытка собрать осколки тех смыслов, что остались в нашем…

«Земля» Юрия Арабова — книга удивительная не только своей силой, но и неожиданной образностью, точностью и какой-то потаенной красотой. Поэт вдумчив и наблюдателен, а его стихи несут мощнейший культурный заряд. Тут «брат Гоголь» ходит «к брату Пушкину», граф Толстой ищет почву, нахохливается Пончик Пилат, а Врангель пытается вырвать Юг из войны. «И нежная память затягивается, как порез».

Этот сборник — не что иное, как попытка собрать осколки тех смыслов, что остались в нашем постмодернистском мире.

Юрий Арабов: «Отдать геям Чайковского? Хватайте!»

Обрести новую духовность единственно верным путем аккумуляции вековых ценностей. Не удивительно, что в глобальном смысле жизнь поэтом мыслится как некое вечное непрерывное действие: «На крепкой веревке до Бога в Рай/сушится наше белье./И облако, вздрогнувши, как фонарь,/обращается в майку, висит кулем». А время — вещь весьма относительная: «Я живу в Золотой Орде/и работаю там в Ворде», и дальше: «Но все же я исчезаю/из речи деда Мазая,/из сводок Хамида Карзая,/из сосен на Ладоге./Орда, она Золотая,/а яма всегда выгребная./И птица бьет, не взлетая,/из раны роняет ягоды./Под нею — омут без края,/над нею — небо без Рая./И нимб без святого — радуга».

Здесь дух глаголет, пусть и язык иногда темен, особенно когда речь идет о более ранних текстах. К слову сказать, в книге четыре части: «Образ жизни», «Образ мыслей», «Past Indefinite» (стихи 1980–1990 годов) и «Времена года» (в этом разделе поэтические тексты перемежаются с задумчивой прозой).

Арабов пишет о Боге и расслоении реальности, бренности и вечности, душе и смерти. Кажется, весьма традиционный набор, но на деле получается иное, точно «суть квадратуры круга, что не круг, а куб».
Читая эти тексты, понимаешь, почему сценарии (именно работы Арабова лежат в основе 11 фильмов Александра Сокурова) так глубоки и многозвучны. Впрочем, сам Юрий Ни-колаевич считает себя поэтом, хоть другие называют его прозаиком…

N11(76)

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *