О. А. Андриянова

ПРОБЛЕМА ПОЛОЖЕНИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ НА ПЕРЕГОВОРАХ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ВАТИКАНОМ

В 1878-1884 гг.

Работа представлена кафедрой теории и истории международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета.

Научный руководитель — кандидат исторических наук, доцент А. Ю. Павлов

2 2

В статье рассмотрены основные направления переговоров между Россией и Ватиканом в 18781884 гг., их результаты и влияние на положение римско-католической церкви в Российской империи. Статья основана на ранее не использованных материалах российских архивов.

Ключевые слова: Римско-католическая церковь, Ватикан, Россия, конец XIX в.

Key words: the Catholic Church, Vatican, Russia, the end of the 19th century.

После трех разделов Польши подданными Российской империи стали несколько миллионов католиков, управление которыми требовало урегулирования отношений с Папским правительством. В результате переговоров между Россией и Ватиканом был подписан конкордат (3.09.1847), который установил определенные гарантии неизменности положения римско-католической церкви в России . В 1863 г. из-за восстания в Царстве Польском, которое было поддержано частью католического духовенства, отношения между Россией и Папским государством ухудшились, и указом от 22.11.1866 г. дипломатические отношения между обоими государствами официально были прекращены, в 1867 г. был отменен конкордат.

С избранием папы Льва XIII (20.02.1878) Римская Курия развернула активную дипломатическую деятельность, в частности предложила российскому правительству восстановить дипломатические отношения. Российская сторона также считала необходимым возобновить переговоры с Папским престолом. В феврале 1878 г. на совещании обсуждалась записка главы МВД о положении римско-католической церкви в России, где были обозначены основные вопросы, которые следовало обсудить на переговорах. Одну из главных целей в конфессиональной политике российское правительство видело в создании верноподданнического непольского римско-католического духовенства . В инструкции русскому посланнику в Риме князю Урусову было написано: «Цель правительства не скрывается, она состоит в том, чтобы семинарии воспитывали и подготовляли достойных и

образованных Р. К. священников, притом вполне русских и преданных своему отечеству помимо всякого расчета» .

Переговоры начались в конце 1878 г. в Вене, когда папский нунций Якобини обратился к русскому посланнику Новикову с предложением о возобновлении официальных переговоров. Впоследствии Новикова сменил П. П. У бри, и специально для переговоров с Ватиканом был отправлен глава департамента иностранных исповеданий А. М. Мосолов. В феврале 1879 г. Якобини передал Новикову промеморию, где были изложены вопросы, которые предлагал обсудить Ватикан. Анализируя статьи папской промеморий, глава МВД отметил, что из всех вопросов, представленных Курией, российское правительство предполагало начать переговоры по следующим пунктам: восстановление иерархии, правильная организация Виленской и Минской епархий и удаление не признанных Римской Курией администратора и визита-торов. Еще один вопрос, который следовало обсудить, оставив преимущество за российской стороной, это вопрос об улучшении семинарий . При этом целый комплекс вопросов российская сторона предпочла оставить за пределами переговоров. Понимая заинтересованность Ватикана в укреплении дипломатических связей с Россией, российская сторона согласилась продолжить переговоры, но не спешить с заключением формальной сделки, так как «мы успели приобрести преимущества над противною стороной» .

Почти год шел обмен мнениями. Центральным вопросом переговоров стал вопрос о восстановлении иерархии в римско-

католических приходах России во многом потому, что обе стороны были заинтересованы в его скорейшем разрешении . Вторым проблемным вопросом стал вопрос об упразднении Минской епархии. Российская сторона настаивала на ее упразднении в связи тем, что большая часть ее населения, будучи униатами, была присоединена к православию в 1839 г., поэтому она свое значение утратила . Обсуждался вопрос о каноническом утверждении Келец-кой епархии, чтобы таким образом отделить ее от Краковской, это предложение было высказано кардиналом и принято российской стороной .

Переговоры завершились подписанием 19.10.1880 г. Венского прелиминарного договора, после чего переговоры были перенесены в Рим, где их продолжили А. М. Мосолов и представитель МИД Бутенев. Из 14 пунктов договора три пункта подлежали последующему обсуждению: вопросы о семинариях, об академии и о пересмотре «исключительных постановлений» . В соглашении оговаривались условия восстановления римско-католической иерархии на территории российской империи, получила церковную санкцию Келецкая епархия, Римская Курия согласилась на упразднение трех епископств, в том числе и Минского епископства . Российская сторона согласилась также на пересмотр так называемого 14-го пункта об «исключительных постановлениях» в обмен на некоторые уступки Курии в вопросе о восстановлении иерархии . Один из вопросов, который российская сторона собиралась вновь поднять в ходе переговоров, касался признания русского языка в дополнительном богослужении, запрещенного в 1877 г. распоряжением Римской Курии .

В инструкции от 22.02.1881 г., адресованной российским представителям, отмечалось: «Мы желаем установить для римско-католического у нас исповедания такие нормальные условия, при которых мы могли бы рассчитывать на должное содействие

Римской Курии в случаях, указываемых необходимостью и взаимным интересом» . Наиболее острые споры развернулись вокруг вопросов о семинариях и «исключительных постановлениях». Российская сторона подчеркивала, что считает семинарии национальными русскими учреждениями, поэтому считала необходимым ввести в их программу обучения русский язык и русскую историю . По второму вопросу Россия согласилась отменить некоторые запреты: вопрос о разрешении епископам разъезжать по епархии с целью ревизии, с обязательным сообщением об этом генерал-губернатору, об отмене цензуры проповеди, о праве епископам самим увольнять неугодных прелатов в приходах . Соглашение между Римской Курией и Россией было подписано 24.12.1882 г., оно подтвердило почти все пункты венского договора об иерархии и управлении епископствами. Преподавание русского языка и русской истории в католических семинариях должно было быть усилено. Частично были отменены чрезвычайные меры против католических священников.

Несмотря на все заверения папы в своей благосклонности к императорскому пра-вительству, переговоры оказались сложны -ми. В мае 1882 г. министр внутренних дел Д. А. Толстой писал, что, когда три года назад переговоры только начались, «правительство могло рассчитывать на достижение благоприятного для него соглашения с Ватиканом относительно епископов, упраздненных епархий и семинарий и не имело опасений, что римско-католическое духовенство воспользуется такими снисхож-дениями во вред православию и русской народности в Западных губерниях и в Польше» . Но со временем «обнаружились явные признаки пробуждения польских притязаний, отразившейся на Р. К. духовенстве, и что последнее в местностях, населенных бывшими греко-униатами, напрягает все усилия для ослабления православия и вместе с тем русской народности» . К этому добавился и ряд вне-

шних факторов. В 1880 г. обер-прокурором Синода был назначен К. П. Победоносцев, а в 1881 г. министром внутренних дел России стал Н. П. Игнатьев. Отношение к переговорам изменилось. Как следствие кадровых перестановок, подал в отставку Мосолов, в Риме остался один Бутенев.

В Ватикане также усилились противники сближения с Россией. Особенно сильные позиции занимал граф Ледуховский, префект конгрегации «Пропаганды веры», пользовавшийся большим влиянием при папе. Кардинал отстаивал интересы Австро-Венгрии, которая предпочитала быть посредником между Россией и Ватиканом. Кроме того, при папском дворе выказыва-лось недовольство крайней неуступчивостью российского правительства, особенно по вопросу восстановления официальных дипломатических отношений. Нежелание Курии идти на уступки в вопросе русского языка в дополнительном богослужении, отказ российской стороны от подписания конкордата и затягивание с ответом о восстановлении дипломатических отношений привели к тому, что в 1884 г. переговоры были полностью прекращены.

Российское правительство прекрасно понимало необходимость совместной работы с Римской Курией для урегулирования вопросов, связанных с положением римско-католической церкви в России, и прежде всего в Царстве Польском. Главная задача, которую она ставила, «располячивание

костела», определила характер переговоров с Ватиканом. Со своей стороны Римская Курия была заинтересована в восстановлении дипломатических отношений для повышения своего международного престижа и привлечения внимания к проблеме «римского вопроса». Для императорского правительства католическая церковь была лишь частью государственного аппарата, через который она, в частности, пыталась решить национальные проблемы в Западном крае и Польше. С другой стороны, Римская Курия была заинтересована в сохранении традиционного положения римско-католической церкви и старалась сопротивляться любым попыткам российского правительства поставить церковь под контроль государства. Несмотря на то что обе стороны были разочарованы переговорами 1878-1884 гг., определенные результаты были достигнуты. Прежде всего была восстановлена церковная иерархия в римско-католических приходах западных губерний, российская сторона добилась канонического утверждения нового административного деления римско-католических территорий. Со своей стороны Курия добилась отмены «исключительных постановлений», установленных российским правительством после польского восстания 1863 г. Были определены основные направления переговоров между Россией и Ватиканом, которые возобновились спустя три года.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. АВПРИ. Ф. 190, Оп. 525. Д. 1390. 1880 г.

2. АВПРИ. Ф. 190. Оп. 525. Д. 1419. 1881 г.

По итогам беседы глав двух церквей была подписана декларация, стороны также обменялись подарками и сообщили о возможности проведения подобных встреч в дальнейшем.

Беседа проходила в аэропорту Гаваны и длилась два часа. Журналистов пустили только на первые несколько минут и на итоговую церемонию подписания декларации. В начале встречи стороны поприветствовали друг друга, а папа Франциск даже назвал патриарха Кирилла своим братом, на что глава РПЦ отметил, что встреча состоялась в нужное время в нужном месте, но после нее всем, безусловно, станет легче.

После разговора между Кириллом и Франциском главы церквей обменялись подарками. Патриарху вручили частицу мощей своего небесного покровителя святого равноапостольного Кирилла, а папе преподнесли копию особо почитаемой иконы Казанской Божьей матери.

Запад против Востока

Великий раскол между христианами произошел еще в 1054 году, когда римский кардинал Гумберт и константинопольский патриарх Михаил Керуларий преподнесли друг другу взаимные проклятия и отлучение от церкви. Накануне этого в Константинополь прибыло папское посольство с целью заручиться военной поддержкой византийского императора в борьбе с нормандскими захватчиками. Вместо поддержки получилось только накалить ситуацию с разногласиями между церквями до крайнего предела, в результате чего и случился раскол.

С тех пор история не раз распоряжалась таким образом, что православные и католики все чаще конфликтовали, но никак не шли на сближение. И у всех сторон накопился ворох претензий. Католиков обвиняли в том, что во время Крестовых походов был разграблен Константинополь и осквернено множество православных реликвий, некоторые были вывезены на территорию Западной Европы. Православную церковь обвиняли в приступных гонениях на последователей католической церкви на территории России, когда почти все католические храмы получила православная церковь.

Совместная работа

Разговор двух глав церквей в Гаване был крайне содержательным, сказал по итогам встречи патриарх Кирилл. По его словам, теперь две церкви смогут работать вместе, чтобы защищать христиан во всем мире. Стороны смогли четко и предельно ясно представить свои позиции и мнения по множеству вопросов. Глава Ватикана выразил благодарность патриарху и заявил, что обе стороны имеют одну веру и искали тот же путь. Разговор получился откровенным и принес Франциску, по его словам, некоторое утешение.

Встреча закончилась принятием декларации, которая состояла из 30 пунктов. В основном текст документа проповедует поддержку и неукоснительное следование христианскому учению. Однако, в некоторой степени, декларация содержала несколько интересных моментов. Стороны согласились, что разделение церкви — печальный момент истории, христианские церкви когда-то должны объединиться.

Угрозы для христианства

Объединиться церквям нужно и для того, чтобы остановить гонения на христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке, всеми силами остановить подрыв духовных устоев христианства и не допускать впредь желания обратить представителя иной веры в свою.

Стороны предметно обсудили и ситуацию на Украине. Патриарх Кирилл и папа Франциск подчеркнули, что нужно остановить раскол среди всех украинских верующих и примирить православных с греко-католиками. Все верующие на Украине должны постараться прийти к согласию и прекратить поддерживать конфликты.

Подписание декларации не стоит все же рассматривать в качестве инструмента для политических игр. Документ довольно емко отражает идею по сближению между разными ветвями одной церкви. Подчеркивается, что православные и католики должны пойти друг к другу на встречу, особенно в столь тяжелое время. Ватикан в последнее время находится под давлением, все больше людей покидают церковь по велению модных тенденций. Особенно подчеркивалась и проблема мультикультурализма и интеграции в европейское общество, которая чаще всего проходит с явным неуважением к религиозной идентичности христиан.

Алексей Петров

Посол Святого престола в России, апостольский нунций архиепископ Иван Юркович говорит, что «новый понтифик хорошо знает Русскую православную церковь, в особенности благодаря его личным отношениям с владыкой Юстинианом, временным управляющим Аргентинской и Южноамериканской епархией» РПЦ.

Тот факт, что в Аргентине проживает много выходцев из стран Восточной Европы, как православных, так и греко-католиков, по мнению генсека Конференции католических епископов России священника Игоря Ковалевского, дополнительно свидетельствует, что понтифику «знакома восточная ветвь христианства».

«Можно делать вывод о том, что Папа знает византийскую христианскую традицию, и эта тема тоже будет одной из приоритетных в межхристианском диалоге», — считает Ковалевский.

Иезуит и униаты

Отдельные обстоятельства из биографии Франциска, впрочем, вызвали и определенные вопросы в православной среде. Так, известный миссионер протодиакон Андрей Кураев в своем блоге в «Живом журнале» обратил внимание на связь Франциска с Украинской греко-католической (униатской) церковью, отметив, что Папа был воспитан украинским греко-католическим священником и, будучи уже епископом, несколько лет руководил украинскими греко-католическими приходами в Аргентине.

По мнению Кураева, «вряд ли украинские униаты сформировали в нем (Франциске) позитивный образ Московской патриархии».

«При этом стоит помнить, что с нашей стороны как на главное препятствие на пути к личной встрече патриарха и Папы, а также для визита Папы в Россию, указывалось на недоброе отношение украинских униатов к своим православным согражданам 20 лет назад. Станет ли Франциск именно в этом вопросе идти нам навстречу, если для этого ему придется переступить через точку зрения его прямых наставников и чад?» — пишет Кураев.

В церковных кругах не обошли вниманием и тот факт, что впервые на папский престол был избран представитель католического ордена иезуитов. На этом, в частности, остановился в эфире программы «Вести в субботу» на телеканале «Россия» митрополит Иларион.

Он напомнил, что у православных довольно часто в истории возникало настороженное отношение к иезуитам, и «не случайно слово «иезуит» приобрело в русском языке негативную окраску». «Существует мнение, что иезуит — это человек, который внешне один, внутренне другой, одно говорит, другое подразумевает; и это мнение находит определенное подтверждение в реальной жизни», — сказал Иларион.

Вместе с тем, с момента избрания на папский престол понтифик — глава всей Католической церкви и, соответственно, должен заботиться и защищать интересы всей церкви, а не того или иного ордена или региона, добавил митрополит.

Встреча предстоятелей

Тема возможной встречи Папы Римского и патриарха Московского после 13 марта, как и следовало ожидать, была актуализирована в медийном пространстве. Оценивая по просьбе журналистов ее перспективы, митрополит Иларион напомнил о проблемах на Украине.

«Я думаю, что такая встреча возможна, но время и место этой встречи будут, прежде всего, зависеть от того, насколько быстро мы сумеем преодолеть последствия тех конфликтов, которые произошли на рубеже 80-90-х годов и откинули нас далеко назад в нашем православно-католическом диалоге», — сказал председатель ОВЦС.

В свою очередь католики также не отрицают самой возможности встречи Папы Франциска и патриарха Кирилла, но здесь условием для подобного шага объявляется «готовность российского общества принять Папу Римского».

«Это первое и непременное условие. Если общество к этому не готово, не следует торопить события — следует ждать и молиться… Более вероятно, что эта встреча произойдет на третьей территории, а не в России», — сказал генсек Конференции католических епископов РФ.

В торжественной церемонии интронизации, которая запланирована на 9.30 (12.30 мск) 19 марта, примут участие главы многих государств. Российскую сторону в Ватикане помимо Нарышкина и митрополита Илариона представят замглавы МИД России Алексей Мешков и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *