Как никто другой в греческом и славянском мире средневековой Восточной Европы, Савва Сербский, пожалуй, самая выдающаяся личность в истории средневековой Сербии, успел за 60 лет своей жизни сделать очень многое. Он был правителем провинции, потом афонским иноком, архиепископом. Он выполнял деликатные дипломатические поручения своего брата, короля Сербии. Он основал несколько монастырей и дал им уставы, был законодателем в области канонического права, первым иерархом самостоятельной Сербской Церкви. В качестве паломника Савва обошёл почти всё восточное Средиземноморье. Он стал первым известным писателем своей страны. После кончины Саввы культ его распространился по всем Балканам, и даже мусульманские народы почитали этого православного серба. Савва – наивысший небесный предстатель Сербии. Его полулегендарный образ остался запечатлённым в фольклоре, поэзии и песнях. Мифопоэтическая судьба Саввы, пожалуй, не имеет себе равных в Восточной Европе.

Савва (в миру его имя было Ростислав, или Растко) родился в 1169 или, по другим данным, в 1175 году. Он был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери византийского императора Романа. Один из средневековых хронистов рассказывает, что, когда Растко исполнилось 15 лет, отец доверил ему управление провинцией, находившейся на западных границах государства. Это были территории между нынешним Дубровником и средним течением Неретвы, а также значительная часть Адриатического побережья. В позднем средневековье эта область была известна как Герцеговина или герцогство святого Саввы. Правителем провинции Растко оставался недолго, всего около 2 лет. Однако, находясь там, он имел возможность непосредственно ознакомиться с центрами латинского христианства в Далмации.

Растко с раннего детства усердно посещал церковные службы и питал особые симпатии к инокам. Юноша часто предавался размышлениям о подвижнической жизни и молился Господу, чтобы он указал ему надлежащий путь. Всё чаще вспоминались ему слова псалма: «Блажен муж, бояйся Господа» и слова Спасителя: «Иже любит отца или матерь паче мене, несть мене достоин; и иже не приимет креста своего и в след мене грядет, несть мене достоин». В 17-летнем возрасте, после знакомства с одним русским афонским монахом, Растко тайно покидает двор своего отца и отправляется на Афон. Там он поселился в русском Пантелеймоновом монастыре.

Отец, догадываясь, куда сбежал сын, направил на Афон вооружённый отряд. Беглеца обнаружить удалось, но к этому времени Растко принял постриг и был теперь иноком Саввой – либо в русском Пантелеймновом, либо в греческом Ватопедском монастыре. Поначалу родители были в отчаянии от разлуки с сыном, однако постепенно они поняли, что на всё есть Божья воля, и, будучи благочестивыми христианами, стали радоваться, видя в сыне служителя Божия.

Ватопедский монастырь стал для Саввы домом на последующие 7 лет. Это была одна из старейших и самых влиятельных обителей на Святой Горе, поддерживавшая тесные связи с Фессалоникой и Константинополем, обладавшая огромной библиотекой и игравшая в византийском обществе значительную роль. К 12 веку Афон стал средоточием монастырской жизни всей Восточной христианской Церкви. Кроме греческих, там находились также грузинские, русские, болгарские и итальянские монастыри. Национальной розни там не знали. Преобладало чувство единения, проистекавшее из общности аскетических устремлений и духовной жизни.

Начиная с 10 века монашество на Афоне, следуя традициям восточнохристианского аскетизма, развивалось в трёх основных направлениях: пустынничество, лавра и киновия (то есть общежительные монастыри). Пустынники, избрав путь отшельничества, жили изолированно друг от друга в пещерах и скалах. В лаврах, или скитах, группы отшельников жили также порознь, но под руководством настоятеля, лишь изредка встречаясь друг с другом на совместном причастии. Согласно уставу, полдня пустынники проводили за чтением Псалтыри и клали от 200 до 500 земных поклонов. Остальную часть времени они занимались физической работой. Свои силы пустынники поддерживали постоянным повторением (вслух или про себя) «Иисусовой молитвы»: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Эта молитва в течение веков оставалась главным звеном православной традиции «исихазма».

Киновийные монастыри – это хорошо организованные и централизованные иноческие общины, члены которых жили в одном здании, подчинялись одному игумену и общему распорядку молитв и трудов. Первый монастырь подобного рода был основан в 963 году с согласия византийского императора Никифора Фоки. Этого направления придерживался и Ватопедский монастырь, в котором поселился Савва. Впоследствии многообразие монашеской жизни, увиденное Саввой на Афоне, оказалось ему весьма полезным. Он использовал накопленный опыт при учреждении монастырей в Сербии.

В 1196 году отец Саввы Стефан Неманя (скорее всего, под нажимом со стороны Византии, с которой он постоянно воевал) после 36 лет пребывания на престоле отрекается от власти в пользу своего второго сына – Стефана. Неманя, уже в преклонном возрасте, уходит (теперь как инок Симеон) сначала в основанный им самим Студеницкий монастырь, а через полтора года он вместе с Саввой стал подвизаться в Ватопедской обители на Афоне.

Вскоре по прибытии отца на Афон у Саввы появилась мысль основать сербский монастырь на Святой Горе. В 12 милях севернее Ватопедской обители находился полуразрушенный греческий монастырь Хиландар. На нём и остановили своё внимание Савва и Симеон. В 1197 году Савва отправляется в Константинополь к императору. Поездка оказалась удачной: император Алексей Третий изъял Хиландар и его окрестности из-под юрисдикции афонского протоса и подчинил его настоятелю Ватопедской обители. При финансовой поддержке со стороны своего брата, короля Сербии, Савва начал перестройку Хиландара, и уже вскоре Симеон перебрался туда из Ватопедского монастыря. Теперь Савва обратился к императору с просьбой передать Хиландар двум сербским монахам в полное «законное владение» и позволить им «основать там монастырь по собственному усмотрению». И уже вскоре Алексей Третий прислал документ, согласно которому Хиландар и его окрестности отдавались «под власть и управление» Симеона и Саввы. Сербский монастырь получил звание царской ставропигии, то есть, не подчиняясь ни афонского протосу, ни настоятелю Ватопедской обители, он объявлялся «независимым и самоуправляемым» и находился под покровительством самого императора. А в 1199 году, уже после смерти Симеона, император прислал ещё одну «золотую буллу», по которой права ктитора (основателя) Хиландарского монастыря утверждались за Саввой, а сама обитель получала полную автономию. Кроме того, Хиландару передавались земли и строения заброшенного монастыря Зиган на западном склоне Афона, а для подвоза припасов разрешалось иметь корабль, свободный от обложения налогом. Монастырь стал быстро разрастаться, и уже через несколько лет в нём жили 90 монахов.

Хиландар сыграл огромную роль в религиозной и культурной жизни сербского народа. Здесь переводились на славянский язык греческие сочинения об аскетической и духовной жизни; здесь монахи из многих стран Восточной Европы знакомились с исихазмом.

В Хиландарском монастыре преподобный Савва был посвящён в диакона, а затем и во пресвитера. В Фессалонике за свои иноческие подвиги на Афоне Савва был удостоен сана архимандрита. А 1219 году в Никее во время праздника Успения Пресвятой Богородицы Вселенский патриарх Герман рукоположил Савву в сан архиепископа всей Сербии. Теперь Савве предстояло вернуться на родину. Прибыв из Никеи на Афон, Савва в последний раз обошёл все монастыри, поклонился всем церквям и, вспоминая блаженное житие пустынных отцов, в глубоком сокрушении простился с подвижниками, «исходя из Святой Горы, как бы из некоего Божественного рая».

В Сербии Савва активно занялся устройством дел Церкви и отечества. Положив начало историческому существованию самостоятельной Сербской Церкви, Савва в значительной степени способствовал и укреплению сербской государственности. В 1220 году Савва направил в Рим епископа Мефодия, одного из своих учеников, с просьбой прислать ему королевскую корону, чтобы он, Савва, мог короновать своего брата. Послу было поручено сообщить Папе Римскому о недавнем рукоположении Саввы и испросить папское благословение для Сербии и самого Саввы. Папа ответил должным образом, и вскоре Савва торжественно возложил на голову брата присланную из Рима корону.

В 1228 году, после смерти своего державного брата, Савва, короновав своего племянника Радослава, отправился в Святую Землю «со слезами облобызать святой Гроб Христов и страшную Голгофу». По возвращении святитель обошёл всю землю сербскую, исправил иноческие уставы по образцу афонских и палестинских, построил и освятил множество церквей. После этого Савва, назначив своим преемником иеромонаха Арсения, которого он рукоположил во епископа, вновь покинул Сербию, чтобы «окончить дни свои странником в земле чужой».

Святой Савва умер в 1237 году в болгарском городе Тырнове. Его мощи были перевезены в Милешево, третий по значению монастырь Сербии, где они и оставались в течение трёх с половиной столетий, притягивая к себе паломников со всех Балкан. После завоевания Сербии турками гроб с мощами Саввы был вывезен в 1594 году из Милешево в Белград, где он был предан огню.

Наследие святого Саввы Сербского продолжает жить в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского устава в славянских иноческих обителях; по Типикону святого Саввы доныне живёт сербский Хиландарский монастырь на Афоне. Принадлежащая Савве редакция Кормчей книги стала наиболее распространённой в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей книги святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих книг – Рязанская Кормчая 1284 года. А она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу православия.

Савва и поныне остаётся самым известным святым сербского народа, вечно осеняющим его своим присутствием, почитаемым на своей родине и за её пределами. Иконы и росписи с его изображением имеются в каждой церкви страны. Савва, выйдя за рамки чисто религиозной жизни своего народа, стал национальным героем Сербии, возвеличенным в легендах, поэзии и песнях.

Свт. Савва I Сербский. Фреска

Савва I Сербский (1169 — 1237), первый архиепископ Сербский, святитель

В миру Ростислав Растко, родился в 1169 году в семье самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам.

В семнадцатилетнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в русский Афонский Пантелеимонов монастырь.

Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода велел глаз не спускать с Ростислава. Во время вечернего богослужения, когда упоенные вином воины уснули, Ростислав принял постриг с наречением в честь преподобного Саввы Освященного и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Это случилось в 1186 году.

Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители. На Афоне они обновили сербский Хилендарский монастырь, и эта обитель получила звание царской ставропигии.

В Хилендарском монастыре преподобный Савва был посвящен в диакона и затем во пресвитера. В Солуни за свои иноческие подвиги на Святой Горе преподобный был удостоен сана архимандрита.

Вернувшись затем на родину, святой Савва вместе со своим державным братом святым Стефаном заложили Жичский монастырь в честь Вознесения Господня, призванный стать центром Сербской Церкви.

В 1219 году в Никее на праздник Успения Пресвятой Богородицы Константинопольский патриарх Герман рукоположил архимандрита Савву во епископа с возведением в достоинство архиепископа всей Сербии. При этом преподобный Савва испросил у греческого императора право ищущему достоинства архиепископа быть посвящаемым в Сербии собором епископов, что было очень важно для того времени частых войн между восточными и западными властителями.

Прибыв из Никеи на Святую Гору, святитель в последний раз обошел все монастыри, поклонился всем церквам и, вспоминая блаженное житие пустынных отцов, в глубоком сокрушении простился с подвижниками, «исходя из Святой Горы, как бы из некоего Божественного рая». По пути с Афона, удрученный тяжестью разлуки со Святой Горой, святитель едва шел. Только слова явившейся святому во сне Пресвятой Богородицы — «имея Меня Споручницею к Царю всех, Сыну и Богу Моему, о сих ли еще скорбишь?» — вызволили его из уныния, переменив печаль на радость. В память об этом явлении святитель заказал в Солуни две большие иконы Спасителя и Божией Матери, поставленные им в церкви Филокалии.

В Сербии деятельность Первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время Литургии и всенощной, когда святитель приходил покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро.

Ведя переговоры с венгерским королем Владиславом, объявившим войну Сербии, прославленный небесными знамениями святитель не только доставил желанный мир своему отечеству, но и привел в Православие венгерского монарха. Положив начало историческому существованию самостоятельной Сербской Церкви, святитель Савва способствовал также утверждению сербской государственности. Чтобы укрепить независимое государство сербов, святой архиепископ Савва в 1222 году венчал на царство державного брата Стефана. По преставлении Стефана, венчая на царство его старшего сына Радослава, святитель Савва отправился в Святую Землю «со слезами облобызать святой Гроб Христов и страшную Голгофу». Вернувшись на родину, святитель благословил и венчал на царство Владислава и, для большего утверждения престола сербского, обручил его с дочерью болгарского князя Иоанна Асена.

Святой Первосвятитель обошел всю землю Сербскую, исправил иноческие уставы по образцу афонских и палестинских, построил и освятил множество церквей, утверждая православных в вере. Завершив свой подвиг на родине, святитель, назначив своим преемником иеромонаха Арсения, рукоположив его во епископа и преподав всем благословение, отправился в невозвратный путь, желая «окончить дни свои странником в земле чужой». Пройдя всю Палестину, Сирию и Персию, Вавилон, Египет и Анатолию, повсюду посещая святые места, беседуя с великими подвижниками, собирая священные останки святых, святитель окончил свое странствие в Тырнове, в Болгарии, в доме родственника царя Иоанна Асена, где с духовной радостью предал свою душу Господу в 1237 году.

Сожжение мощей свт. Саввы на Врачаре

Мощи и почитание

Высокочтимый уже при жизни, архиепископ Савва сразу стал почитаться святым по преставлении. Так как его мощи упокоились в Болгарии, святые Сербские король Владислав и архиепископ Арсений приложили много усилий, чтобы перенести мощи в Сербию. Болгарский царь Иоанн Асен II, тесть и союзник святого Владислава, сначала не хотел отдавать мощи прославленного архиепископа. Однако король Владислав лично отправился в Болгарию упрашивать своего родича, а тому было ниспослано свыше ночное видение чтобы он позволил мощам вернуться в Сербию. При перенесении святых мощей святителя Саввы в 1237 году исцеления были столь многочисленны, что болгары стали роптать на Асена, «зачем он уступает такое сокровище». Однако, сербы чтили святого не менее болгар — их торжественно сопровождал их Тырнова сам король, а архиепископ святитель Арсений собрал духовенство и знать на их торжественную встречу. Мощи были положены в монастыре Милешево, в честь чего установлено празднество 6 мая. Вначале их положил во гроб, но вскоре святой Савва явился одному из своих учеников и велел положить его тело открыто в церкви, после чего мощи были положены в деревянном ковчеге в монастырском храме. Тем временем жители Тырнова продолжали получать исцеления от остатков гроба святителя, которые благочестивый Асен приказал собрать вместе и положить во вновь сооруженную гробницу.

Мощи почивали в Милешевской обители до 1594 года, когда Синан-паша взял эту величайшую святыню сербского народа, увёз их в Белград и там 27 апреля сжёг на холме Врачар.

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Пути́, вводя́щаго в жизнь, / наста́вник, и первопресто́льник, и учи́тель бы́л еси́: / пе́рвее бо прише́д, святи́телю Са́вво, / оте́чество твое́ просвети́л еси́ / и, породи́в то́е Ду́хом Святы́м, / я́ко древа́ ма́слинная, / в мы́сленном раи́ насади́л еси́ всеосвяще́нная твоя́ ча́да. / Те́м, я́ко апо́столом и святи́телем сопресто́льна чту́ще тя́, мо́лим: / моли́ Христа́ Бо́га / дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Тропарь свв. Стефану Мироточивому и Савве I, архиеп. Сербскому, глас 1

Оби́тели Хиланда́рския свяще́нных строи́телей / и Афо́на свети́льники, / Се́р­бии похвалу́, / Симео́на велича́йшаго, преподо́бных ле́поту, / и ро́д его́ чу́дный, святи́теля, — глаго́лю, — Са́вву, / прииди́те согла́сно почти́м, глаго́ля: / моли́те Христа́ Бо́га о па́стве ва́шей, бла́женнии, // и о е́же Це́ркви свобо́дней бы́ти от обстоя́ний.

Кондак, глас 8

Я́ко первосвяти́теля вели́каго / и апо́столов соо́бщника, / Це́рковь прославляе́т тя́ люде́й твои́х, преподо́бне, / но я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу, / моли́твами твои́ми от вся́ких на́с бе́д спаса́й, да зове́м ти́: // ра́дуйся, о́тче Са́вво Богому́дре.

Ин кондак, на перенесение мощей, глас 6

Засту́пниче скорбя́щим, / в напа́стех помо́щниче, / ко Влады́це моле́бниче, / не пре́зри на́с, смире́нных, обремене́нных грехи́, / но предвари́ и исхити́ от му́к ве́чных / с ве́рою моля́щихтися, / ускори́ на заступле́ние и потщи́ся на по́мощь, // заступи́, святи́телю Христо́в Са́вво, пою́щия тя́.

Свт. Савва Сербский

Труды

Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Кириллу Киевскому был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих — Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви.

Использованные материалы

«Цкрвени календар» на сайте сербского Свято-Троицкого прихода в Цюрихе, .

Месяцеслов на официальном сайте Элладской Православной Церкви,

Страница румынского сайта CALENDAR ORTODOX — SFINTII ZILEI, .

Официальный календарь Албанской Православной Церкви Kalendari 2015, .

Официальный сайт Кафедрального собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских и Святителя Николая в г. Мюнхене, .

«Цкрвени календар» на сайте сербского Свято-Троицкого прихода в Цюрихе, ; сербский Црквени календар,

«Цкрвени календар» на сайте сербского Свято-Троицкого прихода в Цюрихе, ; сербский Црквени календар,

Страница календаря портала Православие.Ru,

В греческом календаре также 3 ноября отмечена память сретения святых сына и отца, Саввы и Симеона Мироточивого в Ватопедском монастыре в 1196 году.

По др. данным Герман II правил Церковью с 1222 года.

Точная дата — по ст. «В Сербии почтили память святого Саввы Сербского», официальный сайт Русской Православной Церкви,

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *