См. также: Сатана (значения), Дьявол (значения), Шайтан, Иблис и Чёрт

Сатана

ивр. ‏שָׂטָן‏‎, сатан


Сатана и собрание демонов в Аду, ил. Гюстава Доре.

В Ветхом завете: имя нарицательное, означающее противных людей или обстоятельства, а также служащий Богу ангел-обвинитель.
В Новом завете: олицетворение зла, отождествлён с «древним змеем» свергнутым с небес.

Мифология

авраамические религии

Толкование имени

противник, клеветник

Имя на других языках

Вельзевул, Люцифер, Иблис, дьявол, шайтан

Пол

мужской

Занятие

Вредительство и искушение людей, увод от спасения во грех к духовной гибели.
Царь ада и предводитель падших ангелов (дьяволов, бесов, чертей)

Дети

Дэмиен Торн

Связанные персонажи

Яхве (Бог), антихрист, Архангел Михаил

Связанные понятия

Ад, грех, зло, искушение

Связанные события

Клевета Богу на Иова, искушение Иисуса в пустыне, восстание против Бога и свержение с небес, будет поражён в Апокалипсисе архангелом Михаилом

Упоминания

Ветхий завет, Новый завет, «Потерянный Рай»

В иных культурах

Ангра-Майнью

Иллюстрации на Викискладе

Сатана из поэмы Джона Мильтона «Потерянный Рай». Иллюстрация Гюстава Доре.«Большой красный Дракон и Жена, одетая в Солнце» (The Great Red Dragon and the Woman Clothed in Sun). Иллюстрация к Апокалипсису (откровению Иоанна Богослова). Большой красный дракон Апокалипсиса соответствует сатане. Жена — христианской церкви. Акварель Уильяма Блейка.

Сатана́ (от ивр. ‏שָׂטָן‏‎ śāṭān, арам. שִׂטְנָא sāṭānā, геэз śayṭān — «сатан(а)» — «противник», «клеветник», от сев.-зап.-семитск. корня *śṭn «сатан» букв. «быть враждебным», «обвинение») — в религиозных представлениях авраамических религий — главный противник небесных сил, представляющий собой высшее олицетворение зла и толкающий человека на путь духовной гибели.

Образ Сатаны в Библии

Сатана и змей, впоследствии искусивший Еву. Иллюстрация Гюстава Доре.Отец церкви Августин и Сатана. Правая внешняя створка Алтаря отцов церкви. 1471-75. Старая пинакотека. Мюнхен

В Ветхом Завете

В отношении ангела и самое первое упоминание в Библии появляется в книге Чисел (Чис. 22:22) где слово употребляется в прямом значении «препятствующий».

В качестве имени определённого ангела Сатана впервые появляется в книге пророка Захарии (Зах. 3:1), где Сатана выступает обвинителем на небесном суде.

Согласно христианской традиции, Дьявол впервые появляется на страницах Библии в книге Бытие в образе змея, у которого были лапы, обольстившего Еву соблазном вкусить запретного плода с Древа Познания добра и зла, в результате чего Ева и Адам согрешили гордыней и были из рая изгнаны, и обречены добывать хлеб свой в поте лица трудом тяжким. Как часть Божьего наказания за это, все обычные змеи вынуждены «ходить на чреве» и питаться «прахом земным» (Быт 3:14-3:15). Однако в если рассматривать Ветхий Завет или Тору то можно заметить, «змей» пишется с маленькой буквы и не подразумевает его значимости.

Библия описывает Сатану также в образе Левиафана. Здесь он — огромное морское существо или летающий дракон.

В ряде книг Ветхого Завета сатаной называется ангел, испытывающий веру праведника (см. Иов. 1:6—12). В книге Иова Сатана подвергает сомнению праведность Иова и предлагает Господу испытать его. Сатана явно подчинён Богу и является одним из его слуг (бней Ха-Элохим — «сынов Божьих», в древнегреческой версии — ангелов) (Иов. 1:6) и не может действовать без его позволения. Он может предводительствовать народами и низводить огонь на Землю (Иов. 1:15-17), а также влиять на атмосферные явления (Иов. 1:18), насылать болезни (Иов. 2:7).

В христианской традиции к Сатане относят пророчество Исаии о царе Вавилона (Ис. 14:3-20). Согласно трактовке, он был сотворён как ангел, но возгордившись и пожелав быть равным Богу (Ис. 14:13-14), был низвержен на землю, став после падения «князем тьмы», отцом лжи, человекоубийцей (Ин. 8:44) — предводителем мятежа против Бога. Из пророчества Исаии (Ис. 14:12) взято «ангельское» имя Сатаны — הילל, переводимое как «Светоносный», лат. Люцифер). Многие богословы относят к Сатане также отрывок из Книги пророка Иезекииля:

Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.

В Новом Завете

В Евангелии Сатана предлагает Иисусу Христу: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её» (Лк. 4:6). Но Христос отвергает все искушения.

Иисус Христос говорит людям, желавшим Его смерти: «Ваш отец — диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

Иисус Христос видел падение Сатаны: «Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18).

Апостол Павел указывает место обитания Сатаны: он «князь, господствующий в воздухе» (Еф. 2:2), его слуги — «мироправители тьмы века сего», «духи злобы поднебесные» (Еф. 6:12). Также утверждает, что сатана способен внешне преображаться (μετασχηματίζεται) в ангела света (άγγελον φωτός) (2Кор. 11:14).

В Откровении Иоанна Богослова Сатана описывается как дьявол и «большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем» (Откр. 12:3, 13:1, 17:3, 20:2). Вслед за ним последует часть ангелов, называющихся в Библии «нечистыми духами» или «ангелами Сатаны». Будет низвержен на землю в битве с архангелом Михаилом (Откр. 12:7—9, 20:2,3, 7—9), после того как Сатана попытается съесть младенца, который должен стать пастырем народов (Откр. 12:4—9).

Иисус Христос полностью и окончательно победил Сатану, взяв на себя грехи людей, умерши за них и воскресши из мертвых (Кол. 2:15). Библия описывает людей на земле, верующих в Иисуса Христа, победителями сатаны:

И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.

В Судный день Сатана сразится с Ангелом, владеющим ключом от бездны, после чего будет скован и низвергнут в бездну на тысячу лет (Откр. 20:2—3). Через тысячу лет он будет освобожден на короткое время и после второй битвы навечно будет ввержен в «озеро огненное и серное» (Откр. 20:7—10).

Распространённые имена и синонимы

Сатана в образе змеи на старообрядческой иконе XIX в. «Образ Страшного Суда Божия»

Имена Сатаны в Библии

Сатана имеет в Библии следующие имена:

Другие популярные синонимы

  • Мефистофель — дьявол в германской повести «Фауст» XVI века, заключивший договор с человеком.
  • Воланд — имя дьявола, происходящее или от имени древне-скандинавского бога-кузнеца Велунда, или от имени Фаланд, встречающегося в старинной немецкой литературе. М. А. Булгаков позаимствовал его имя из трагедии И. В. Гете «Фауст», в которой Мефистофель просит нечистую силу расступиться: «Дворянин Воланд идёт!»

Трактовки

В иудаизме

Согласно представлениям иудаизма, Сатана не является силой, равной Богу. Сатана — это ангел-обвинитель, который служит Всевышнему в этом качестве и, как все ангелы, не имеет свободы воли. Творец позволяет Сатане действовать в мире с тем, чтобы у человека был выбор между добром и злом.

В литературе таннаев Сатана упоминается не часто, и почти всюду он выступает лишь как безличная сила зла. В период амораев Сатана, однако, стал играть более заметную роль в Талмуде и Мидраше. Он часто именуется Самаэль, но далее в том же тексте встречается и имя Сатанаил. Сатана отождествляется с дурными наклонностями и с ангелом смерти, но часто наделяется собственной индивидуальностью.

В христианстве

Христианство считает грехом и безумием любое обращение к Сатане в колдовстве и гаданиях. Церковный тропарь христианским мученикам подчёркивает немощь дерзостей демонов.

«Отречение от сатаны» входит в православный и католический чин крещения.

В исламе

Основная статья: Иблис

Иблис (Сатана) — умнейший джинн, который за свои познания был вознесен милостью Всевышнего до уровня ангелов и стал вхож в их круг. Он был верующим, но ослушался Господа, не подчинившись Его приказу, за что был проклят навечно: «И сказали Мы ангелам: «Поклонитесь Адаму! «. Поклонились все, кроме Иблиса (Сатаны), он воспротивился, отказался, посчитал себя важным, возгордился и стал одним из безбожников /20/ » (см. Св. Коран, 2:34).

В сатанизме

Основная статья: Сатанизм

Сатанист Антон ЛаВей (основатель авторского сатанизма) говорил: «Сатана — проявление тёмных сторон человеческой натуры. В каждом из нас сидит Сатана. Задача состоит в том, чтобы познать и выявить его. Сатанинское начало заключено в людях, — главное и наиболее могущественное. Им надо гордиться, а не тяготиться. Его надо культивировать, что мы и делаем в нашем храме с помощью различных магических заклинаний».

Религиовед Джеймс Льюис считает, что «подавляющее число сатанистов» обозначают сатану именно в качестве символа, архетипического образа, неперсонализированную природную силу (ср. равновесный принцип ЛаВея) или какой-либо иной «антитеистический» концепт.

В психологии

Сатана может восприниматься как архетип. К. Г. Юнг связывает такое восприятие сатаны с нижней частью личности и как образ коллективного бессознательного.

В теософии

В «Тайной Доктрине» Е. П. Блаватской говорится о том, что нет ни Дьявола, ни Зла вне человеческого создания, и отмечается, что «противодействующий», «противник», Сатана — это наш животный, низший аспект, который проявляется в наших страстях, неуёмных желаниях и пороках. То есть И Бог, и Дьявол находятся внутри самих людей и это является причиной зла, которая кроется в животной человеческой природе, в невежестве и страстях, потому что через человека могут действовать как добрые силы, так и злые силы, и люди сами порождают их в своём сознании. Автор утверждает, что своими мыслями, чувствами, негативом творим монстров зла и из своего сознания отправляем их в пространство, и они начинают жить независимо от нас и это означает, что человек сам поддерживаете несовершенство мира, так как у человека есть свободная воля, значит он сам направляет свою энергию на несовершенство, и оно продолжает существовать.

Сатана в искусстве

Образ Сатаны

Средневековые описания образа Сатаны чрезвычайно детальны, наделяя его исполинскими размерами, смешением антропоморфных и животных черт и т. д. Пасть Сатаны часто отождествлялась с входом в ад, так что войти в ад означало быть сожранным им.

В иконописи существует композиция «Падение денницы», основанная на 14-й главе книги пророка Исаии. В этой композиции показаны ангелы в различных стадиях преображения в демонов и собственно Люцифер (денница), в данном случае естественно отождествляемый с Сатаной.

В «Божественной комедии» Данте («Ад», XXXIV) Сатана — гигантских размеров падший ангел с ужасающей внешностью: у него шесть крыльев летучей мыши и три лица, красное, бело-жёлтое и «как у пришедших с водопадов Нила» (комментарии в конце книги обозначают цвет, как цвет кожи эфиопа). Его зубы терзают Иуду Искариота — предателя Христа, и Брута с Кассием — убийц Гая Юлия Цезаря, знаменитого римского правителя, выдающегося полководца и писателя.

Напротив, Дж. Мильтон в «Потерянном раю» придаёт образу Сатаны мрачное величие, делающее его пригодным для роли эпического героя.

Отрывок из речи Сатаны в «Потерянном раю»:

«…А я пущусь в полет, за берега
Бесформенного мрака, чтобы всех
Освободить. Попытку предприму
Один; опасный этот шаг никто
Со мною не разделит!» Кончив речь,
Монарх поднялся, наложив запрет на возраженья…

Мильтон в «Потерянном раю» также описывает Хаос как третью силу, не связанную с восставшими ангелами и дружественную Сатане. Сатана также обращается к Ночи, как к «Несозданной».

В этом же направлении идёт трагическая поэма нидерландского поэта Йоста ван ден Вондела «Люцифер», герой которой умеет быть импозантным в своем тщеславии и рассуждает о необходимости исправить ошибку Ягве на пользу самому Ягве.

В поэме Байрона «Каин» главный герой, Каин, является единомышленником и соратником Люцифера-Сатаны в битве против творца мира. Люцифер здесь положительный герой, благосклонный к человеку, поскольку его бунт и бунт людей сродни друг другу.

Люцифер ведет Каина по «безднам пространства». Каин следует за ним, чтоб уйти от ужаса земной жизни и там познать средство для преодоления этого ужаса. Но оказывается, что весь его земной опыт — «блаженнейший эдем» во всей его невинности в сравнении с тем, что ему в «безднах пространства» предстоит скоро постичь. Истина есть знание зла, и потому счастье со знанием несовместимо. Перед человеком выбор: или верить и спастись или сомневаться и погибнуть. Верить Каину больше не дано, он сомневается и познает.

Только после романтизма (Дж. Байрон, М. Ю. Лермонтов и др.), в струе либерализма и антиклерикализма, образ Сатаны как вольнолюбивого мятежника может стать однозначно положительным героем, обретая черты древнегреческого божества: «К Сатане» Карддучи, «Люцифер» Марио Раписарди, «Литания Сатане» Ш. Бодлера.

Для А. Франса, как наследника этой традиции, уже аксиоматично что Сатана — идеал, и он играет этой аксиомой в «Восстании ангелов», доказывая, что Бога следует уничтожать в себе, «ибо мы не понимали, что победа — дух и, что в нас, и только в нас самих, должны мы побороть и уничтожить Иалдаваофа».

М. А. Булгаков в «Мастере и Маргарите» изображает Дьявола свидетелем евангельских событий, излагающим их как «Евангелие от себя», при этом Иисус («Иешуа») выступает как нищий философ-мечтатель, лишённый божественной глубины. Характерно, что поведение свиты Воланда (страх креста, петушиного крика и т. д.) выдаёт лукавый характер дьявольского повествования — таким образом, Булгаков пародирует представления «Исторической школы» в библеистике. Воланд — ироничный критик современной Булгакову реальности, окруженный свитой демонов и насмехающийся над человечеством. Балу у Сатаны также посвящён немалый отрывок романа.

В пьесе Гусейна Джавида «Иблис» Сатана (Иблис) является воплощением зла, которое гнездится в самом человеке. Согласно Джавиду, если мир полон измен, предательств и преступлений, то в этом повинна порочная натура человека, его дьявольская природа.

В современном искусстве

Изображение Сатаны, идеи и образы, символика сатанизма в настоящее время активно используются при продвижении некоторых музыкальных групп — прежде всего, с целью привлечения внимания к себе (см. эпатаж).

Многие группы, играющие в стиле метал (и особенно Блэк-метал), прибегают к символике сатанизма и имени Сатаны, а также других демонов. Известны группы, утверждающие, что включают сатанистов или состоят только из них, в частности, Dissection:

Таким образом, я хотел видеть только сатанистов в своей группе и, следовательно, старые участники оказались вне игры. И поставив перед собой такую цель, я отнюдь не облегчил себе жизнь.

Оригинальный текст (англ.) So, therefore I only wanted Satanists in the band and consequently the old members were out of the question. And having set up this goal, I didn’t make things easy for me.

См. также

Сатана в Викицитатнике

Сатана на Викискладе

Сатана в Викиновостях

Примечания

Литература

Иноязычная

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Современный зритель, если он хотя бы немного искушен, при словах «мистический триллер», как правило, непроизвольно вздрагивает — слишком уж тесны ассоциации с чем-то варварским и малокультурным, вроде Дэна Брауна. Были, однако, времена, когда о нечистой силе великие люди снимали великие фильмы. О том, как это было и куда подевалось — журналист Алексей Королев для портала iz.ru

Вышедшего на экраны Америки 12 июня 1968 года «Ребенка Розмари» считают главным успехом Романа Полански (хотя на самом влиятельном киносайте мира Rotten Tomatoes «Нож в воде» и имеет более высокую оценку, но, положа руку на сердце, кто его смотрел, кроме синефилов?) и это в целом очень справедливо: в простой истории о том, что демоны всегда среди нас, Полански рассказал о всех своих комплексах и страхах, а по количеству и того и другого с ним не может соперничать ни один режиссер на свете. Ну и кроме того, это, вероятно, главный и лучший фильм о дьяволе, хотя ни копыт, ни рогов вы в «Ребенке», разумеется, не увидите, сколько ни всматривайтесь. У этой вершины, впрочем, вполне монструозное основание.

Призраки ночи

Сатана был слишком выпуклым персонажем, чтобы кино могло без него обойтись. Строго говоря, даже первый фильм ужасов, снятый (как и почти все остальные первые фильмы в разных жанрах) Жоржем Мельесом в 1896 году, назывался «Замок дьявола». Впрочем, это была скорее комедия, и этот прием надолго возобладал в кинематографе: владыку Ада следовало показывать иронически, превращать в мальчика для битья; величественным или пугающим он не мог быть ни при каких обстоятельствах. Причины тому, разумеется, лежат в области взаимоотношений искусства и общества, искусства и Церкви — в первой половине столетия это были важные сюжеты, игнорирование которых могло художнику дорого обойтись.

Кадр из фильма «Страницы из книги Сатаны»

Фото: Nordisk Film A/S

Юморили, разумеется, не все. Мимо фигуры Нечистого не могли, впрочем, пройти мрачные гении Фридрих Мурнау и Карл Теодор Дрейер, которые в один и тот же год — 1920-й — выпустили, соответственно, «Сатану» и «Страницы из книги Сатаны»; здесь уже над главным героем совсем не шутили. (Забавно, что оба фильма — прямой оммаж великой «Нетерпимости» Гриффита). А соотечественник Дрейера, датчанин Беньямин Кристенсен, в 1922 сделал удивительный фильм «Ведьмы», полудокументальный (!), и сам сыграл «отца лжи».

Кроме того, у кинематографистов оставался еще один, вполне узаконенный и респектабельный ход — объявить свой фильм экранизацией «Фауста» или хотя бы вариацией на эту тему. Один Мельес снял аж 4 картины на эту тему, был свой «Фауст» и у Мурнау, в этом фильме Сатану впервые сыграл действительно выдающий артист — Эмиль Яннингс, первый в истории лауреат актерского «Оскара».

Кадр из фильма «Фауст» режиссера Фридриха Вильгельма Мурнау

Фото: Universum Film

Впрочем, всё это — декадентская Европа между войнами. В пуританской Америке всё было строже — и Сатана появлялся, за редким исключением, либо в комедиях, либо в мелодрамах, либо в их комбинациях. Впрочем, среди этих фильмов были и выдающиеся, вроде «Хижины в небесах» (1943) — дьявол там чернокожий — или «Ангела на моем плече» (1946).

Незаметный черт

Наступили шестидесятые — Эра-Когда-Было-Можно-Всё, в том числе — и показывать на экране Люцифера без оглядки на клерикалов и кодекс Хейса, который, между прочим, не только прямо запрещал высмеивать духовенство, но и употреблять слово hell как ругательство. Как ни странно, рогатые монстры вовсе не заполонили экран, хотя некоторые Люциферы — например, в исполнении Антона Шандора ЛаВея в легендарном «Пробуждении моего демонического брата» (1969, режиссер Кеннет Энгер) или Тима Карри в «Легенде» (1985, режиссер Ридли Скотт) — выглядят ровно так, как если бы их рисовал десятилетний ребенок. В целом же дьяволиада, напротив, стала тоньше, показывать лукавого во плоти стало вовсе не обязательно (как это сделать практически эталонно, продемонстрировали Уильям Фридкин в «Изгоняющем дьявола» и Ричард Доннер в «Омене», ну и Роман Полански, разумеется).

Антон Шандор ЛаВей в роли Сатаны в фильме Кеннета Энгера «Пробуждение моего демонического брата»

Фото: youtube.com

Родоначальником другой практики стал фильм «Ослепленный желаниями» (1967), где князь тьмы в исполнении Питера Кука напоминал неизвестного публике участника The Beatles, а вовсе не воплощение вселенского зла. Обаятельного беса в костюме bespoke позже переиграли, кажется, все великие люди — Роберт де Ниро в «Сердце ангела», Джек Николсон в «Иствикских ведьмах», Аль Пачино в «Адвокате дьявола», Макс фон Зюдов в «Нужных вещах», Билли Кристал в «Разбирая Гарри».

Джек Николсон сыграл Сатану в «Иствикских ведьмах»

Фото: Warner Bros.

Перемена места

Спустя полвека после выхода «Ребенка Розмари» черта определенно нельзя считать популярным киногероем. Последние попытки попугать им всерьез (вроде «Конца света», где инфернальный Гэбриел Бирн выглядел куда симпатичнее стареющего Шварценеггера) окончательно деконструировал — в том же 1999 году — Кевин Смит своей «Догмой», где Бога играла рок-певица Аланис Мориссет, а концентрированным злом оказывался даже не Азраил и не сосланные в штат Висконсин падшие ангелы-бунтари, а обыкновенный кардинал из Нью-Джерси. Словом, всё, казалось, вернулось к истокам, и дьяволу недвусмысленно указали на его место — объекта как минимум иронического отношения.

Падшие ангелы в фильме Кевина Смита «Догма»

Фото: Videogram

Сатану спас телевизор (недаром многие считают, что дьявол его и изобрел). Враг рода человеческого оказался удивительно органичен в формате истории с продолжением — и почти всегда шоураннеры относятся к нему с должным уважением. Свою историю телевизионная дьяволиада нового типа ведет, очевидно, с «Падшего» (2006), очень хорошего, но практически неизвестного у нас мини-сериала о сыне человека и ангела. Но настоящим возвращением в мейнстрим для Вельзевула стал культовый (тот редкий случай, когда это слово можно употреблять без опаски) сериал «Сверхъестественное». Он стартовал на год раньше «Падшего», но персонаж Марка Пеллегрино появился лишь в пятом сезоне и довольно быстро стал одним из постоянных и любимых зрителями действующих лиц — и в самом деле, с кем еще воевать протагонистам, смазливым охотникам на нечисть, как не с лидером этой самой нечисти?

Кадр из сериала «Твое милое личико отправится в ад»

Фото: youtube.com

Ныне диавол уверенно держит аудиторию в отдельных сезонах и эпизодах таких известных шоу как «Торчвуд», «Рик и Морти», «Быть человеком», «Прах к праху» (а это, между прочим, не какой-нибудь мистический триллер, а самый натуральный процедурал, и нечистый прячется здесь в форм-факторе инспектора из отдела внутренних расследований Скотланд-Ярда!). Ну а в сериале «Твое милое личико отправится в ад», в «Люцифере», «Посланниках», «Салеме», «Жнеце» Сатана либо главный антагонист, либо вообще центральный персонаж. Так что любителям потешить беса есть где развернуться — а если придется потом платить, как уверял поэт, то это, пойми, потом.

Самаэ́ль (также Самаил; Самаел; др.-евр. סמאל, «сам» + «эль»: яд и бог) — начальник демонов, разрушительная сила и ангел смерти («малах ха-мавет») в Талмуде. Находится в вечном противоборстве с архангелом Михаилом (Михаэлем) и Богом. Вражда между двумя бесплотными духами началась с того дня,когда Самаэль был низвергнут с небес: падший ангел пытался увлечь Михаила за собой в преисподнюю. Оба являются главными мировыми правителями: Михаил представляет добро а также правильно живущих людей и добрых поступках, а Самаэль —ангел зла, умерших или живущих злых людей и злых духов. Дух зла, стоящий во главе семи отрицательных «сефирот».

-Все переведеное ниже связона с Каббалой

Первый демон в иерархии ада. Десять сефирот – это космос, божественный порядок. Они – Господь Бог, Альфа и Омега – начало и конец. Клипот – это Хаос. Он – Сатана и Дьявол (с иврита – «противник»), тень и противоположное Богу. Они существуют за пределами начала и конца, в измерениях за пределами времени. Символ гармонии – круг и число десять. Число клипот – одиннадцать. Одиннадцать означает шаг за пределы порядка. Одиннадцать – Дьявола разрушение мироздания. Перед тем, как Дьявол с другими ангелами бросил вызов Богу, гармония была полной. Восстание Дьявола означает Хаос. Произошли изменения, и старая стагнация была прервана. Десять стали одиннадцатью. Согласно каббалистам, имя Князя Тьмы – не Сатана. Это скорее звание, чем имя противника бога Иеговы. В клипотической перспективе Бог есть Сатана, с тех пор как он стал противником антимиров. Истинное имя Князя Тьмы, по мнению каббалистов, это имя Бога наоборот. По Элифасу Леви, это «Хавайо», если использовать состав гласных, как в иврите. Хотя Иегова и Хавайо отражают противоположные принципы, они находятся недалеко друг от друга, подобно числам десять и одиннадцать.Число клипот – одиннадцать, так как верхняя клифа разделена. Она называется Таумиэль, боги-близнецы. Это крайняя противоположность верхней сефире, Кетер, которая символизирует полное единство. Таумиэль символизирует вечное изменение и множественность. Боги-близнецы находятся в постоянной борьбе, которая способствует вечному прогрессу. Это тайна числа одиннадцать; это врата в бесконечность. Число десять – это замкнутый круг, который разрывается числом один. В сексуальном мистицизме число десять – это девственность, которая раскрывается фаллической единицей и становится числом одиннадцать – вратами. Страх раскрытия делает одиннадцать ужасным чудовищем. Это также проявленная форма одиннадцати, изображавшая Хавайо на протяжении многих лет. Это грозная Тиамат вавилонян и Апеп египтян, а также мифический красный дракон, покоящийся в Бездне и готовый прервать девственность нашего мира и открыть врата в другие миры.

Демон Самаэль — кто он такой

В классическом миропонимании христианства и иудаизма Сатана отождествляется с истинным злом, полный антагонист Бога и корень всех бед человечества начиная с древних времен. Интерес к его образу, силе, возможностям существовал всегда. Колдуны, искатели истины всегда понимали важность Змея как символа познания, пусть и запретного. Этот смысл вкладывался в образ самого сильного ангела и в Средние Века, а с конца девятнадцатого века, относительно современные демонологи, мистики, эзотерики отказываются от негативной трактовки. По их словам, подобное очернение образа Сатаны является попыткой церкви получить власть над умами и сердцами людей, отвратив их от науки, поиска себя, стремления достичь лучшего в жизни.

Наибольшего апогея достигло такое мнение в учении Антона Шандора Ла’Вея. В его Церкви Сатаны главной ценностью для человека является исключительно он сам и все, что его волнует. Это не значит, что нужно творить зло. Последователи такого сатанизма считают, что хорошее отношение к другим — наивысшее стремление каждого. Однако, ими же отрицается бездумное следование догматам, согласно их мнению, необходимо делать добро только когда оно является искренним внутренним желанием, а не обуславливается давлением церкви и общества по причине того, что так нужно поступать для преференций в посмертии. В классической демонологии считалось, что Самаэль — верховный владыка Ада, отвечающий за колдовские силы и запретные знания, способный наделить невероятным могуществом в обмен на самую высокую ценность — человеческую душу. При этом, так же считалось, что колдунов не будет преследовать участь обычных грешников — если они были верными слугами Самаэля в мирской жизни, после смерти им просто придется продолжать работу на адского владыку

Кто такой Люцефер

Люцефер это был эпитетом это потверждаеться том что этот эпитет достался Исусу.

А его настояшие имя это Самаэль.

Среди ангелов он был одним из прекраснейших и любимых ангелов Бога. Он думал что сам себя сотворил, а не Бог. Однажды он увидел пустой трон куда-то отлучившегося Бога и подумал: «О, как чудесно мое сияние. Если бы я сидел на этом троне, я был бы так же мудр как и он.” И под разноголосицу ангелов, часть которых льстит ему, а часть – отговаривает от сомнительной затеи, Люцифер(Самаэль) занимает трон Бога и провозглашает: «Вся радость мира пребывает на мне, ибо лучи моего сияния горят так ярко. Я буду как тот, кто выше всех на вершине. Пусть Бог идет сюда – я не уйду, но останусь сидеть здесь перед лицом его”. И приказывает ангелам преклониться перед ним, внеся раскол в их ряды.

За это Бог сверг Люцифера(Самаэля) и преклонившихся перед ним ангелов и Бездну, превратив его красоту в безобразие. Он из огненного, стал черным, как уголь. У него тысяча рук и на каждой руке по 20 пальцев. У него вырос длинный толстый клюв и толстый хвост с жалами. Он прикован к решетке над адским пламенем, раздуваемым низшими демонами.

Люцифер изгнан в ад

Упавши с небес, сын утренней зари! Потерял крылья, разбившись об землю. В сердце своем томя ты носил: «Взойду поверх звезд Отцовых, да трон вознесу, и воссяду на горе, против слова всякого. Да буду я равен Отцу Всевышнему». Теперь изгнан ты в пучины адские, в преисподней мир. Глядевшие на тебя, удивляются «Ты ли это, тот что сотрясший царство, в пустыню превратил вселенную, и узников своих не отпускал домой?»

Качества Дьявол(Сатана), такие как злость, гордыня, тщеславие, пригодились ему в аду и позволили властвовать там. Его мечта о власти сбылась, он был как король, ему поклонялись, его возносили выше всех. Там же он и был провозглашен царем ада. Находясь в аду, Дьявол(сатана) посчитал своим долгом отцовское творение подпортить плохими качествами. Вселяя алчность и эгоизм в людей, свой долг он выполнил сполна.

Лилит и Люцифер

Жизнь после небес у Дьявол(Сатана) оказалась куда насыщенней, нежели на небесах. Не нужно было подчиняться чьей-либо воле, и можно диктовать свои правила. Будучи королем ада Дьявол(Сатана) обрел жену. Ею стала демон по имени Лилит. По легенде Лилит была первой женой Адама, еще до Евы. Она была обычным человеком, но ставшим демоном.

Однажды она воспротивилась указаниям Адама и считая себя равной Адаму, а не его рабыней, не желала подчиняться ему. За это и стала также отвергнутой Богом, как и Дьявол(Сатана). Это и соединило две преисполненные от злобы души.

Детьми Дьявола(Сатаны) являются все демоны, бесы, созданные им и Лилит. Все существа, живущие на почве зла, происходят от Дьявол(Сатаны), а это:

Демон – обманывает людей, внушая им неправильные понятия. Внушает, что лгать хорошо, если это приносит пользу, а кража совсем не страшно, если от этого будет больше денег.

Вельзевул – высший демон, происходящий в язычестве от бога Баала. Обладает огромной силой, уступая лишь Люциферу (по некоторым версиям они равны в мощи).

Левиафан.

Аббадон и многие другие

Также Дьявол(Сатана) будет считать своим чадом любого падшего ангела, и даже человека, чьи взгляды и помыслы будут схожи с дьявольскими.

Сатана (Сатанаэль) – князь обманщиков. Эпитет его – «Противостоящий”. Станаэль – старший сын Бога, творец материального мира, блудный сын сбившейся с праведного пути. Стоял справа от Бога. После падения его место занял Иисус. Сананаэль создал тело Адама, а Бог вдохнул в него душу. Затем он создал Еву, а Бог – ее душу. После этого Сатанаэль при помощи хвоста переспал с Евой, и они родила ему Каина и его сестру близнеца Каломену, от Адма же она родила Авеля.

Вначале Сатанаэль был членом божественного совета, исполняя зло, назначаемое грешникам от Бога. Но, отказавшись в заносчивости поклонился Адаму, заявил, что тот сделан из праха, а он – из огненной материи, и что он выше Адама, за что был низвергнут с высот и после падения создал второе небо со своими собственными ангелами и с той же иерархией, что и на небе отца. При этом он потерял божественную приставку «ЭЛЬ” и стал именоваться просто Сатана. Ангелы Сатанаэлья переспали с человеческим дочерьми – и родились великаны, восставшие против Сатанаэля, но Сатанаэль победил их, наслав потоп. Один по вине Сатаны – погубивший допотопных великанов, а второй – по воле Бога – с огромными человеческим чертами.

В ряде книг Ветхого Завета сатаной называется ангел, испытывающий веру праведника . В Евангелиях указывается, что сатана пал с неба . Также пророк Иезекииль, предсказывая падение царя Тира, сравнивает его с херувимом, «чьи одежды были украшены сверкающими драгоценными камнями, который был низвергнут Богом из Эдемского Сада на землю за то, что он впал в грех гордыни «. Апостол Павел утверждает, что сатана способен внешне преображаться (μετασχηματίζεται) в ангела света (άγγελον φωτός) В Апокалипсисе сатана выступает как дракон и дьявол — предводитель тёмных ангелов в битве с архангелом Михаилом

Каково же настоящее имя Сатаны

Есть ли ещё у него имена, кроме Сатаны, Люцифера? Конечно есть, и список этот не так уж мал. Самаэль, Люцифер, Сатана, Дьявол, Дракон, древний змий, жестокий ангел, злой ангел, злой дух от Бога, Искуситель, князь бесовский, лживый дух, лукавый, отец лжи, человекоубийца от начала,князь тьмы. И самое, можно сказать, ироничное его прозвище — Князь Мира Сего. Оно очень тонко намекает на то, насколько сильно человечество погрязло в пороке и грехе.

Как же разобраться в этом сонме и ответить на вопрос — каково настоящее имя Люцифера? На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ. А всё потому что Дьявол — не историческая фигура. Это означает, что невозможно найти достоверный источник. Негде найти точных указаний о том, как зовут Люцифера на самом деле.

Сатана́ (— «противник», «клеветник»,»обвинение»), Дья́вол (устар. диавол, церк.-слав. дїа́волъ др.-греч. διάβολος «клеветник») значит имя дьявол и сатана это одно и тоже, а кто такой Самаэль это имя сатаны в оккультизме и в иудаизме — начальник демонов, разрушительная сила и ангел смерти. И это и есть настоящее имя Дьявола а кто такой Люцефер это был эпитетом Иисуса Христа. Значить человек по ошибки провезла к Сатане. Вывод Самаэля это имя Сатаны (Дьявол) до падения не стоят недооценивать его силу. Сатана входит 9 сильнеших демонов и самых опасных хотя это спорно что Сатана демон он скорее всего падшие божество или ангел смерти которые поклянется все демоны это в иудаизме. Дьявол, Сатана, Самаэль – самый могущественный демон гиены огненной, владыка ада сосредоточия вселенского зла. Он имеет огромное количество имён и обликов. Причём в разных авраамистических религиях и в разные эпохи в его описании есть отличия. Его обозначают как падшего ангела, восставшего против господа. При этом также в средневековье дьявола соотносили с Вельзивулом, хотя данный демон является и самостоятельным существом. У него много имён и, безусловно, отец всех демонов и считается самым опасным из них. Когда-то он был приближён к Богу, но затем попал к тому в немилость и был изгнан. Во время вызова Сатана является колдунам в образе маленького ребёнка.В переводе с древний греческий имя этого демона означает противник, клеветник .

Самаэль и Лилит — отвергнутые Богом

С древности считается, что демоница Лилит, первая женщина, преподнесенная Богом Адаму, после своего побега из Эдемского сада стала супругой Самаэля. В связи с тем, что ее отказ от вечной жизни в Раю был целиком добровольным уходом, а не изгнанием, как в случае с Адамом и Евой, ее поведение во многом свидетельствовало о тяге к переменам, о желании управлять течением собственной жизни. Именно поэтому во многих современных исследованиях, посвященных древней ветхозаветной истории, Лилит — символ равноправия и феминизма. Эта женщина воспротивилась отношению Адама и Бога к ней как к собственности.

То же можно сказать об уходе Самаэля из Рая и отказе его служить Всевышнему. По одной из легенд о падении, он был сильнейшим среди ангелов и самым преданным Господу. Он настолько хотел ему помочь, что однажды, когда Бога не было, сам сел на престол и начал заниматься божественными делами. Всевышний воспринял такое поведение как гордыню и способ занять его место и изгнал Самаэля. Падший ангел забрал с собой всех, кто разделял его идеи и решил, что более никто не должен быть рабом Господа — этим также объясняется его стремление «искусить» людей знаниями, обещаниями богатства, власти и темной силы. Он не только покровитель колдунов, но и всех, кто отчаялся найти помощь в привычном окружении и хочет начать новую жизнь с надеждами только на себя.

Музей Люцифера в Ватикане

Как ни странно, существует даже музей Люцифера. Он находится в Ватикане, в подвале храма Святого Сердца Мученика. Папа Пий XІ в 1933 году освятил музей, и после этого его открыли для всех желающих. Среди экспонатов есть прожжённый в трех местах молитвенник, к которому прикасался Люцифер. В 1578 году молодая итальянка умерла от страха после того, как ее посетил падший ангел. Также платье юной графини Сибиллы — на нем до сих пор виднеются метки когтистых пальцев.

Скульптуры в музее Люцифера

Из любопытных вещей — договор Гитлера. Германские и итальянские эксперты подтвердили подлинность подписи германского диктатора в документе. Это контракт с последующим условием — Гитлер делает злые дела, за что получает власть по всему миру, а также спустя 13 лет отдает Люциферу свою душу. Дата подписи — тридцатое апреля 1932 года. Интересно то, что спустя ровно 13 лет Адольф покончил с собой.

Также в музее находится плоть демона, привезенная из Мексики. Ссохшийся труп нашли под руинами церкви в 1997 году. У существа были козлиные рожки, длинные острые когти и копыта, а на шее у него висел медальон, письмена на котором не расшифрованы до сих пор.

Еще один интересный экспонат — предсказание падшего ангела. Некий таинственный посетитель принес свитки в музей. На них печати, датируемые 1566 годом. Некоторые пророчества, указанные там, противоречат Библии, но, к ужасу человечества, сбываются. Последнее из них прямо указывает на конец света в скором времени.

Итак, падение Люцифера является одним из важнейших событий библейской истории. Люцифер изначально был ангелом, но после падения в ад превратился в демона. Образ Люцифера будоражит человеческие сердца до сих пор; в Ватикане даже существует музей, посвященный падшему ангелу.

Социальные статусы в аду

Император — (Сатана, Самаэль, Дьявол)

Высшие демоны — Князь, Герцоги, Маркизы, Графы, Виконты, Бароны, Баронеты, Принц

Средние демоны — Рыцари, Шевалье, Кавалеры

Низкие демоны — Войны, Слуги, Рабочий класс

Сатана — Сатан

Подборка статей и аудиоуроков по теме «Сатана»:

Сатана в Рош Ашана

Кто такой Сатана?

Сатана в Иудаизме и Исламе

Сатана и злословие

Сатан и Ангел

Слово «Сатан» (Сатана) употребляется в Танахе в значении «противник» или даже «предатель» (Млахим 1, 5, 18), «обвинитель на суде» (Теиллим 109, 60) и «оппонент» (Шмуэль 2, 19, 23). Это слово также употреблялось для обозначения того, кто ставит препятствия на чьём-либо пути (Бемидбар 22:32), когда ангел ставил препятствия Биламу. Но Сатана как отдельное существо, не подчинённое Б-гу, в Торе не упоминался.

Впервые Сатана является в качестве существа высшего порядка в книге Иова, где он фигурирует среди «сынов Б-жьих» (1, 6). В диалоге со Всевышним Сатана предстаёт как участник Б-жественного совета и обвинитель человека. Однако, преследуя человека, видя в его поступках одну лишь несправедливость и грехи, Сатана лишён права действовать самостоятельно, без разрешения Б-го, поэтому его нельзя рассматривать как противника Б-га. Доктрина монотеизма ничуть не страдает от его существования, как и от признания других небесных сил. Таким же Сатана предстаёт и в книге пророка Зхарьи (3, 1-2), где он является противником и обвинителем первосвященника Йеошуа. Против Сатаны выступает «ангел Господа», налагающий на него молчание именем Б-га. В обоих этих случаях Сатана является только в роли прокурора и действует лишь в том случае, когда ему это разрешено, но в книге Диврей а-Йамим он описывается уже как значительно более самостоятельная фигура: он по собственному почину вводит Давида в такой грех, который влечёт за собой гибель множества людей. Такой подход тем поразительнее, что в первоисточнике говорится о том, что Б-г, а не Сатана, ввёл в заблуждение Давида. Но это легко объяснимо: ведь он является в конце концов проводником указаний Б-га.

В Пиркей Авот 4, 11 сам грех является обвинителем человека, а не Сатана. В Тосефте Шабат говорится, что Сатана сопровождает хулителей Господа, согласно Теиллим 109, 6.

Мидраши говорят о том, что Сатана был сотворён одновременно с праматерью Хавой (Ялкут, Берейшит 1, 23) и является поэтому существом смертным, но, подобно всем небесным существам, он умеет летать (Берейшит Раба 19) и способен принимать любой облик, например, птицы (В. Талмуд, Сангедрин 107а), женщины (В. Талмуд, Кидушин 81а), попрошайки (там же). Сатана похож на козла; к нему обращаются со словами презрения: «стрела в глазах твоих» (В. Талмуд, Кидушин 30а, 81а).

Сатана является воплощением всего зла, все мысли и поступки его направлены на гибель человека. Сатана, толкающий на зло (йецер а-ра — дурное стремление, ивр.), и ангел смерти — одно лицо. Он спускается с неба, вводит человека во грех, затем поднимается, чтобы обвинить его перед Б-гом. По велению Б-га он вынимает душу, иными словами, убивает (В. Талмуд, Бава Батра 16а). Он может воспользоваться одним случайно обронённым словом, чтобы воздвигнуть обвинение против человека, поэтому следует остерегаться «дать Сатане возможность открыть рот» (В. Талмуд, Брахот 19а). Сатана старается обвинить человека именно тогда, когда тому грозит опасность (Талмуд Йерушалми, Шабат, 5 б). Круг знаний Сатаны ограничен и многое приводит его в смущение, например, трубление в шофар в день Новолетия (В. Талмуд, Рош а-Шана 16 б). А в день Искупления (Йом-Кипур) его власть полностью уничтожается; это объясняют с помощью гематрии: сумма цифровых значений букв имени а-Сатан (эй, син, тэт, нун) — 364, следовательно, один день в году свободен от его власти (В. Талмуд, Йома 20а). Когда Сатана почему либо не достигает своей цели, он бывает страшно удручён. Страшным огорчением для него был тот факт, что евреи получили Тору, и он не успокоился до тех пор, пока не привёл их к поклонению тельцу (В. Талмуд, Шабат 89а).

По Агаде, Сатана сыграл видную роль в падении Адама (Пиркей дэ-раби Элиэзер 13), он является отцом Каина (там же, 21). Кроме того, он принимал действенное участие во многих событиях, описанных в Торе, например, в истории увлечения Давида Бат-Шевой (В. Талмуд, Сангедрин 95а), в смерти царицы Вашти (В. Талмуд, Мегила 11 б), а указ Амана об истреблении всех евреев в один день был написан на пергаменте, доставленном Сатаной (Эстер Рабба 7).

Сатана должен будет уступить Машиаху. Свет, созданный в начале Творения, Б-г спрятал под своим престолом, и когда Сатана спросил о назначении этого света, Б-г ответил ему: «Он предназначен для того, кто посрамит тебя». Тогда Сатана стал умолять Всевышнего позволить ему взглянуть на Машиаха. Увидев его, Сатана пал в ужасе и воскликнул: «Воистину это Машиах, который низвергнет меня и всех князей ангелов в геином (Ад)» (Псикта раббати 3, 6).

В Каббале все злодеи, упомянутые в Торе (Амалек, Голиаф, Аман) идентифицируются с Сатаной. Полчища Сатаны получают название клипа (ивр.: шелуха, скорлупа, внешняя оболочка, нечто второстепенное, противопоставленное основному).

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *