Примеры употребления слова себялюбивый в литературе.

Человек себялюбив и склонен к антропоцентризму, порождающему великое множество ошибочных мнений!

Как самоотверженные, вселюбящие натуры, стояли вожди, сверхчеловеческие существа, наряду с этим еще детски себялюбивым человеком.

Она считала Джофри избалованным, себялюбивым, чванным и очень заурядным юнцом и, поскольку сама была замужем за человеком, чья самовлюбленная ограниченность отравляла ей жизнь на протяжении более двадцати лет, не желала такой участи для Клэр.

Евфимия в своем суетном себялюбивом ослеплении стала теперь в моих глазах существом презренным, а связь с нею казалась мне тем отвратительней, что в сердце моем царила одна Аврелия и лишь ради нее вступил я на стезю греха, если можно считать грехом то, что для меня было теперь вершиной земных наслаждений.

Новоиспеченный Архонт, существо тщеславное и себялюбивое, бен Кебес, сидя в своем огненном мире, наслаждался осознанием безмерной власти и своею избранностью.

Конечно, вы агрессивны и жестоки, себялюбивы и подозрительны, но все же в вашем дикарском конгломерате нет-нет да попадется истинный разум.

Мрачная и грозная, надвигалась вторая зимовка для горстки русских людей, брошенных на краю света в жертву голоду и смерти интригами мстительных, себялюбивых и недальновидных бюрократов.

Затрагивая самые разнообразные области человеческой деятельности, Смоллет настойчиво подчеркивает один и тот же принцип — принцип враждебной разобщенности людей, руководимых себялюбивыми, частными интересами.

И чем беспощаднее и быстрее недуг разрушал еще недавно здоровое, сильное тело, тем упорнее надеялся Неволин сохранить его и пользоваться наслаждениями жизни и тем себялюбивее становился, занятый исключительно только собой и своей женой, которая давала ему счастье.

Различие еще усиливалось личными особенностями: Бестужев был образованный практик, Иван Иванович Шувалов — образованный теоретик, Петр Иванович Шувалов — малообразованный и себялюбивый корыстный делец, Алексей Разумовский — необразованный и бескорыстный человек.

В первую очередь ему с детства ненавистны те, кто себялюбиво вносит в жизнь соблазн, пошлость, разврат, кому не претит власть сильного над слабым, унижение человеческого достоинства.

А тучный, но благородный сановник Солнца и меланхолически себялюбивый названый супруг Мут представлялся мечтательной этой голове низшим соответствием, телесным повторением неженатого и бездетного, одинокого и ревнивого бога отцов, и хранить ему, Потифару, бережную человеческую верность Иосиф, в силу этого ребяческого смешения и не без соответствующих корыстных мыслей, собирался самым решительным образом.

Они с лихвой перекрывались достоинствами этих людей, среди которых Семенов не видел ни лицемеров, ни трусов, ни себялюбивых эгоистов, опасных для еще не успевшего окончательно сложиться коллектива.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Мотивация, постановка проблемы

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы обсудим с вами тему, которая поможет вам лучше разбираться в самих себе и окружающих вас людях. Саму тему я озвучу чуть позже, а сейчас предлагаю вам разделить лежащие на столе карточки со словами на две группы и с помощью магнитов закрепить их на доске в два столбика (на доске две карточки – созидание и разрушение, а также карточка с вопросительным знаком). В том случае, если какое-то слово вызовет у вас сомнение, поместите эту карточку под вопросительным знаком.

Учащиеся распределяют карточки со словами в столбики.

Ребята, объясните, пожалуйста, что вы сейчас сделали, почему распределили слова именно так?

А что означают слова «созидание» и «разрушение»?

Какими близкими по значению словами их можно заменить?

Почему эти слова вы поместили под карточку с вопросительным знаком? (при необходимости)

Предполагается, что учащиеся поместят под карточку с вопросительным знаком слова «самолюбие» и «себялюбие». В том случае, если этого не произойдет, учитель просит учащихся выбрать из списка сложные однокоренные слова (самолюбие и себялюбие) и объяснить, почему ребята отнесли эти слова в тот или иной столбик.

Именно эти слова — самолюбие и себялюбие – и станут темой нашего разговора.

Рассмотрение проблемы

В беседе с ребятами учитель выясняет, что ребята знают об этих словах, в чем их сходства и различие.

Действительно, на первый взгляд, эти слова об одном: о любви к себе, но смысл этой любви разный.

Самолюбие предполагает не только любовь к себе, своим способностям, но и защиту и отстаивание своей жизненной позиции, в том числе и в отношении других людей, своей чести. Самолюбие – это чувство собственного достоинства. Не имея самолюбия, в жизни ничего не добиться.

Еще И.С.Тургенев сказал: «Человек без самолюбия ничтожен. Самолюбие — архимедов рычаг, которым землю с места можно сдвинуть». Ребята, как вы понимаете эти слова?

А себялюбие — это забота об одном себе, любимом, и равнодушие к благу других – эгоизм; это — исключительная, эгоистическая любовь, повышенное внимание к самому себе.

В.И. Даль говорит: «Себялюб жертвует всем в свою пользу».

А народная мудрость гласит: «Себялюб никому не люб». Как вы понимаете эти слова?

О. Бальзак сказал: «Себялюбие – яд для дружбы». Прокомментируйте, пожалуйста, это высказывание?

Думаю, что мы с вами разобрались в значении этих слов. Предлагаю вам это проверить. Перед вами две карточки, на которых написаны значения слов «самолюбие» и «себялюбие», но не указаны сами слова. Соотнесите, пожалуйста, определения с терминами.

Учащиеся распределяют карточки со значениями терминов под карточками с терминами (на магнитной доске).

— повышенное внимание к самому себе, забота только о себе и о своих интересах (себялюбие)

— чувство собственного достоинства, самоуважения, самоутверждения (самолюбие)

Учитель проверяет правильность выполнения задания.

Молодцы, ребята, выполнили задание правильно, а это означает, что мы с вами разобрались в значении этих слов. И теперь я прошу вас еще раз выполнить то задание, которым мы с вами начали наш разговор и отнести карточки со словами «самолюбие» и «себялюбие» в тот столбик, в который считаете нужным.

Учащиеся распределяют карточки со словами в столбики: самолюбие в «созидание», себялюбие в «разрушение».

И закончить наш разговор я хочу притчей.

Притча о добре и зле. Какой волк победит?

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Подведение итогов беседы

1) О чем притча?

2) Как она соотносится с темой нашего разговора?

3) Итак, ребята, к какому выводу вы пришли?

Ответы учащихся, заключительное слово учителя.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *