Содержание

Письмо в редакцию

Здравствуйте!

У меня есть такая проблема — я слишком самокритичный человек и постоянно себя ругаю. Причем ругаю не только за очевидные ошибки, грехи, а практически за каждый шаг. Особенно это касается моего общения с людьми. Мне постоянно кажется, что я на кого-то не так посмотрела, что-то не так сказала, пытаюсь заранее скрупулезно проработать все предстоящие диалоги, чтобы не сказать человеку то, что в моем понимании является глупостью. Придираюсь к своему поведению по мелочам, начинаю твердить себе, какая я глупая, как можно было так посмотреть/сказать/поступить.
Как научиться бороться с этим и отделять такие надуманные мелочи от настоящих ошибок? Почему так со мной происходит?
Что это за искушение?
Елизавета

Чем больше себя ругаешь, тем ближе к Богу?

На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко

Человеку свойственно оценивать самого себя — свои слова, поступки, мысли. И неудивительно, что такая оценка не всегда бывает со знаком плюс, ведь ошибиться может каждый.

Однако бывает так, что самооценка у людей начинает сильно «зашкаливать» в сторону негатива. Мысленное осуждение себя становится постоянным фоном, любой пустяк вроде ненароком разлитого на столе чая вызывает гневные обличительные тирады в свой же адрес. А уж если какое-то досадное недоразумение произошло на глазах у других людей, тогда вообще хочется провалиться сквозь землю, даже если твоей ошибки никто не заметил. Внутренний голос тут же начинает объяснять тебе, кто ты есть, уже не выбирая выражений и интонаций, порой переходя в откровенную брань.

Такие самообличения, даже при всей их формальной правоте, исподволь отнимают уверенность в своих возможностях, лишают сил и радости. В той или иной степени с этим странным явлением знаком каждый из нас. Но объяснить его природу бывает непросто даже для людей, внимательно относящихся к своему внутреннему миру.

А самое главное — непонятно, что со всем этим делать и можно ли заставить своего «внутреннего критика» вести себя поприличней. Забегая вперед, сразу скажем: можно. Но для этого нужно сначала выяснить, что он собой представляет и откуда берется.

Тезис первый: «Внутренний критик» — это вовсе не какая-то отдельная сущность, вселившаяся в нас, и не раздвоение личности. Это всего лишь зафиксированный в памяти эмоциональный опыт общения со значимыми для нас людьми.

Человек — существо общественное. Это утверждает не только наука, но и религия. В рассказе о создании Адама Бог говорит: не хорошо быть человеку одному (Быт 2:18). Именно для того чтобы человек жил не один, а в обществе себе подобных, ему сначала была сотворена жена, а после дано благословение плодиться, размножаться и наполнять землю своим многочисленным потомством. С самого момента рождения каждый из нас находится в тесном взаимодействии с другими людьми. И все новые умения (за исключением врожденных рефлексов) мы приобретаем в детстве только благодаря общению с теми, кто этими навыками уже обладает.

Например, ребенок никогда не научится ходить и говорить, если его не будут этому обучать специально. Поэтому мы, уже умеющие ходить, водим наших детей за ручки, учим делать первые шаги, подбадриваем их, когда они падают. Все наши ежедневные папско-мамские «агу» и «сорока-ворона кашу варила» — не что иное, как передача ребенку нашего родительского опыта владения речью. Точно так же мы терпеливо учим его есть ложкой, ходить на горшок, знакомим с новой едой, рассматриваем с ним картинки в детских книжках и помогаем узнавать на них кошку, собаку, дом, дерево. Все эти навыки постепенно закрепляются в зрительной, слуховой и моторной памяти у ребенка, потом усваиваются им и становятся уже его собственным опытом. Так происходит передача навыков от родителей к детям.
Но есть еще один вид опыта, который наш ребенок получает от нас. Это опыт эмоционального реагирования на то или иное событие. Предположим, ребенок нечаянно разбил на кухне чашку или разлил на себя суп. Мы можем отнестись к этому спокойно и разумно. Например, сказать: «Ничего страшного, не расстраивайся, так бывает с каждым. Давай я помогу тебе переодеться, и мы вместе все уберем». Тут ребенок видит, что в ситуациях подобного рода мы его все равно любим, заботимся о нем и признаем за ним право на ошибку.

Однако мы можем отреагировать и совсем по-другому: «Ах ты криворукая дрянь! Да что ж это такое! Почему у тебя все из рук валится? У других дети как дети, а от тебя — одно расстройство!» В этом случае ребенок видит, что права на ошибку у него нет. И дело тут даже не в самой разбитой чашке или запачканной одежде. Ребенок понимает, что, если он сделает что-нибудь не так, он становится для нас плохим, мы лишаем его своей любви.

Ему страшно и горько от этого отвержения. Но он знает, что мама или папа не могут ошибаться, они же взрослые. И тогда происходит очень грустная вещь: ребенок, ориентируясь на нашу негативную родительскую реакцию, сам начинает верить, что он плохой и никуда не годный, если разобьет чашку или перевернет тарелку с супом, если слишком громко смеется или слишком медленно идет, если вдруг захочет в туалет посреди улицы, если…если… если… Эти переданные ему нами навыки самооценки сохраняются в его эмоциональной памяти, потом усваиваются и становятся уже его собственным способом отношения к себе после ошибок или поражений. А в схожих ситуациях в голове у ребенка начинает звучать тот самый голос: «Ах ты криворукая дрянь! От тебя одно расстройство!» И этот голос будет наш, родительский. Он будет сопровождать ребенка всю жизнь, став той частью его личности, которая всегда будет настороже и не простит ему ни одного промаха или даже простой неловкости. Даже когда он вырастет и станет взрослым, наш раздраженный окрик вновь и вновь будет воспроизводиться его психикой в ситуациях, за которые взрослому человеку вообще странно было бы себя ругать, а уж тем более — такими словами. Эмоциональная память нашего повзрослевшего ребенка надежно сохранит в его душе те чувства, которые вы когда-то сгоряча изливали на него за пустяшные провинности. Наши тогдашние родительские эмоции будут усвоены и включены в его опыт отношения к самому себе точно так же, как опыт прямохождения или владения речью. Приблизительно так появляется в человеке его «внутренний критик».

Опыт общения со значимыми для нас людьми проявляет себя в форме воспроизведения слов, выражений, интонаций, которыми когда-то эти люди к нам обращались, если мы что-то делали не так, как надо. Этот опыт может быть очень разным. У одних он может звучать очень мягко: «Маленький, ну что ж ты делаешь? Не надо так». У других строже: «Подбери нюни, не раскисай. И делай, пока не получится». Эти варианты ничуть не мешают, а напротив — поддерживают, помогают переживать неудачи и мобилизовать себя на их преодоление.

Но бывают у «внутреннего контролера» и совсем другие интонации и слова, когда в трудные минуты вместо поддержки эмоциональный опыт вдруг достает из закромов памяти унижающие, обесценивающие, откровенно ругательные фразы. И ты уже не хочешь ничего преодолевать, достигать, да и вообще жить.

Хочешь лишь спрятаться куда-нибудь подальше от всех, чтобы никто не больше не видел, какой ты плохой, безмозглый неумеха с кривыми руками и тупой башкой. И торопливо говоришь про себя эти злые, ранящие душу слова, как будто спешишь опередить кого-то, кто может снова тебя так обозвать.

Такой травматический эмоциональный опыт совсем не обязательно приобретается в родительской семье. Но в любом случае его начало — в ситуации, когда человек длительное время подвергается эмоциональному насилию, на которое он в силу обстоятельств не может достойно ответить. И тогда, чтобы снизить внутреннее напряжение от невыраженной злости на обидчиков, он как бы соглашается с ними. И принимает все эти «гад», «придурок» и т. д. как заслуженные и справедливые определения. А впоследствии и сам ругает себя этими же словами за всякие реальные или мнимые прегрешения. В таких случаях «внутренний контролер» может говорить голосами старшеклассников, более агрессивных сверстников, воспитательницы в детском саду, школьного учителя, тренера в спортивной секции. «Матрицей» для травматического опыта может стать ежедневная ругань старослужащих или офицеров в армии, крик агрессивного начальника на работе или раздраженного супруга. Но все же уязвимее всего к таким травмам душа человека бывает именно в детские годы, в родительской семье.

Что же получается в итоге? Человек живет с уверенностью в том, что должен быть идеальным, не имея права на ошибку хоть в чем-нибудь. И хотя идеал недостижим по определению, любое отклонение от него человек воспринимает как падение и катастрофу. Ведь он запомнил, что любить его можно лишь тогда, когда он делает все как надо. Но чем сильнее он стремится быть идеальным (а значит — любимым), тем хуже у него это получается. И тем чаще «внутренний критик» озвучивает в душе запомнившиеся с детства, уже ставшее привычным: «Ах ты криворукая дрянь!»

Тезис второй: У верующих людей в таком состоянии может появиться еще одна проблема: их навык ругать себя на каждом шагу внезапно приобретает сакральное наполнение.

Уверовав в Бога, ознакомившись с церковным вероучением и правилами христианской жизни, они вдруг обнаруживают, что мучающий их много лет «внутренний критик» удивительно хорошо подходит под целый ряд весьма положительных и возвышенных понятий. Тут и «смирение», и «самоуничижение», и «видение своих грехов как песка морского». И вот, словно по мановению волшебной палочки, невротическая привычка к болезненной рефлексии вдруг превращается для них едва ли не в вершину и совокупность христианских добродетелей. А ругань «внутреннего критика» — в голос совести или даже в глас Божий. Теперь после каждого своего мысленного «Ах ты криворукая дрянь», они с чувством глубокого удовлетворения мысленно же добавляют «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Ну как же — ведь они увидели свой грех, укорили себя за него и покаялись перед Богом. И так — десятки, а то и сотни раз за день, прямо как великие подвижники!

Стоит ли говорить, что ни со смирением, ни с самоукорением подобное состояние души не имеет ничего общего. Привычка во всех делах стремиться к идеальному поведению играет с такими людьми очередную шутку. Сделав вывод, что в духовной жизни «чем более плохим видишь себя, тем ближе ты к Богу», они придают своей психологической проблеме некий духовный смысл. И еще больше начинают себя «накручивать», ругая себя уже произвольно и принудительно.

Понятно, что такая «духовная практика» ничем хорошим кончиться не может, и обычно приводит к нервному истощению, истерикам, неврастении. Которые при желании человек тоже может отнести к проявлениям своей «высокой духовности». Однако в православной аскетической практике для таких состояний есть и вполне традиционное определение — прелесть (от слова — лесть, т. е. — «прельстить самого себя»).

Тезис третий: В самодельной формуле «чем более плохим ты видишь себя, тем ближе ты к Богу», выражаясь образно, телега поставлена впереди лошади.

Но как же быть с самоукорением и самоуничижением? Ведь в покаянных молитвах, составленных святыми, действительно можно встретить очень жесткие их определения в отношении себя. Однако тут есть важный момент, без которого невозможно правильно понять тот духовный опыт, из которого рождались такие молитвы. Святые очень любили Бога и общение с Ним. Вся их жизнь была, по сути, таким общением, молитва сопутствовала им во всех их делах, а Священное Писание они часто знали наизусть и тем не менее ежедневно читали его, наслаждаясь Словом Божьим, питавшим их душу. Ради богообщения они даже оставляли мир и уходили в пустыню, чтобы ничто из земных забот не отвлекало их от этой постоянной обращенности к Господу. И конечно же, такая любовь святых к Богу не оставалась безответной. Дух Святой сиял в них, просвещая их ум, чувства и даже само тело. В Его сиянии святые и видели себя греховными, недостойными этой Божественной чистоты, которая даже в ангелах может высветить недостатки. Радость от такого божественного утешения была столь велика, что святые отцы как бы уравновешивали ее самоукорением и покаянным плачем о грехах, которые увидели в своих душах, просвещенных благодатью.

Современный богослов митрополит Каллист (Уэр) пишет: «Пока вы не увидите свет Христов, вы не сможете в действительности увидеть своих грехов. Пока в комнате темно, говорит епископ Феофан Затворник, вы не замечаете грязи, но при ярком освещении можно различить каждую пылинку. Так же обстоит дело и с комнатой нашей души. Порядок не таков, что мы должны сначала покаяться, а потом осознать присутствие Христа; ибо только тогда, когда свет Христов уже вошел в нашу жизнь, мы действительно начинаем понимать свою греховность. …Согласно отцам пустыни, «чем ближе человек к Богу, тем яснее он видит, что он грешник”. В качестве примера они приводят Исайю: сначала он видит Господа на престоле и слышит серафимов, возглашающих: свят, свят, свят; и лишь после этого видения он восклицает: Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами (Ис 6:1–5)».

Наверное, нелишне будет повторить, что аскетическая практика самоукорения не имеет ничего общего с проявлениями травматичного эмоционального опыта, заставляющего человека ругать себя за любую мелочь. Канонизировать своего «внутреннего критика» — дело заведомо бессмысленное и вредное для душевного здоровья.

Тезис четвертый: Чтобы призвать «внутреннего критика» к порядку, прежде всего следует научиться распознавать в себе его голос.

И каждый раз, когда он затеет свою привычную песню, тут же пресекать эти грубые обличения себя. Ведь «внутренний критик» — это всего лишь ваш навык ругать себя. Да, он автоматизирован и включается непроизвольно. Но если следить за собой и поставить целью вывести его в осознаваемую область психики, этот навык, как и любая дурная привычка, становится видимым, и тогда с ним уже можно работать. Как только после очередного вашего мелкого промаха в уме зазвучит обычное «Ах ты, такой-сякой!», немедленно скажите себе «Стоп! Я не буду больше ругать себя. Это плохая привычка». Слова можно подобрать и другие, но смысл их должен быть примерно таким. А поскольку «внутренний критик» часто проявляет себя в словах из наших детских травматических воспоминаний, можно поискать им на замену совсем другие — поддерживающие слова, которые звучали когда-то в нашем детстве. Возможно, это будут слова бабушки или дедушки. Возможно, какого-то другого значимого для вас взрослого. А может быть, вы и сами найдете добрые, утешительные слова, которые сейчас готовы сказать себе — тогдашнему, маленькому. Это может быть что-то вроде «Успокойся, мой хороший. Все наладится». Слова тут тоже могут быть разными, каждый находит их для себя сам. Главное, чтобы они звучали с теплой, принимающей интонацией и были выражением вашей заботы о себе. Эта техника проста в исполнении, но весьма эффективна. Вообще же, если «внутренний критик» сильно отравляет вам жизнь, лучше обратиться к психологу. Когда человек замечает, что постоянно ругает себя, придирается к себе по мелочам, продумывает в деталях предстоящие диалоги из страха сказать что-либо не так и все время недоволен собой, это может оказаться проявлениями последствий серьезной психологической травмы. Такие проблемы лучше решать вместе со специалистом.

Если же вы человек верующий и видите, что какая-то не очень значительная, но смутившая вас ошибка в духовном смысле все же является грехом, можно воспользоваться советом преподобного Феофана Затворника: «Относительно мелких греховных движений сердца, помыслов и т. п. <…> следующее правило: как только замечено что-либо нечистое, тотчас следует очищать это внутренним покаянием пред лицом Господа. Можно этим и ограничиться, но если нечиста, неспокойна совесть, то потом еще на вечерней молитве помянуть о том с сокрушением и — конец. Все такие грехи этим актом внутреннего покаяния и очищаются».

Обратим внимание: речь идет именно о том, чтобы не давать зарвавшемуся «внутреннему критику» определять нашу духовную жизнь, а вовсе не об избавлении от спокойного критического подхода к собственным мыслям и поступкам. Ведь если «затыкать» любой внутренний голос, указывающий нам на наши несовершенства, то тогда и совесть, и покаяние можно объявить ненужными. Но все обстоит как раз наоборот.

Именно бесконечные обвинения себя в неидеальности «сбивают прицел» и вносят путаницу в нормальную самооценку христианина, растворяя в сотнях ничего не значащих мелочей реальные случаи нарушения заповедей Божиих, за которые действительно нужно каяться.

При описанных выше психологических травмах человек может в любом своем неловком телодвижении усмотреть грех против Бога и ближних. И уже не замечает разницы между случайно разлитым кофе за общим столиком и сознательным обманом, сплетнями, «подсиживанием» коллег по работе, и множеством других грехов, которые становится почти невозможно выделить из общего фона непрерывной невротической самокритики. Совесть, как индикатор духовной опасности того или иного поступка, перестает выполнять свои функции, если стрелка этого индикатора постоянно находится в красном секторе: «Я всегда плохой». Избавление же от злобного и настырного «внутреннего критика» лишь помогает лучше слышать ее голос, обличающий нас в по-настоящему неправедных делах.

Конечно, бывает, что верующему человеку трудно самому разобраться, где он перегибает палку в анализе своей греховности, а где нет. Поэтому если у вас есть духовник, то такие вопросы обязательно следует подробно обсудить с ним. Духовная жизнь сложна, и проходить ее намного проще, когда рядом есть более опытный наставник.

Тезис пятый: Ругать себя мысленно за всякий промах — занятие вредное не только с психологической, но и с духовной точки зрения.

Согласно заповеди, к ближнему нужно относиться как к самому себе. А значит, и себя тоже нужно любить, понуждать себя к этой любви, даже если видишь в себе некие греховные слабости и несовершенства.

О таком понуждении говорил преподобный Серафим Саровский: «Должно снисходить душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим других, но не обленяться, а побуждать себя к лучшему. Употребил ли пищи много, или что другое подобное, сродное слабости человеческой, сделал — не возмущайся этим и не прилагай ко вреду вред, но мужественно подвигни себя к исправлению, а между тем старайся сохранить мир душевный».

И вместо болезненного самоедства, вгоняющего в уныние и даже в ненависть к себе, куда правильнее будет последовать этому совету великого святого — снисходительно и терпеливо относиться к собственным недостаткам, побуждать себя к исправлению и сохранять мир в своей душе.

НОВОСТИ БИБЛИОТЕКА КАРТА САЙТА
Атеизм Религия и современность Религиозные направления Мораль
Культ Религиозные книги Психология верующих Мистика

Христиане не такие уж и консерваторы, как это может показаться на первый взгляд. На самом деле за 2000 лет существования этой религии изменилось в ней достаточно много различных моментов. От некоторых убеждений и обрядов, которые сегодня могли бы показаться дикими, уже давно отказались. В нашем обзоре 10-ка устаревших христианских традиций и верований.

Апокрифы


Апокрифы

Многие из самых странных верований в этом списке были взяты из библейских книг, которые считали священными некоторые ранние христианские секты (например, гностики). Позже было обнаружено, что данные книги были сфальсифицированы.

Так, книга Еноха якобы была хроникой падших ангелов, которые дали людям запрещенные знания, но позже было доказано, что книгу написали те, кто утверждал, что «обнаружил» ее.

Еще одна книга — «Евангелие от Фомы» — является хроникой детства Иисуса. В ней рассказывается о том, как Иисус оживлял глиняных птиц и воскресил мертвого друга. Тем не менее, было доказано, что эта книга была написана спустя столетия после смерти Христа, а события, в ней описанные, не имеют никаких документальных подтверждений.

Совсем недавно было обнаружено и «Евангелие от Иуды», которое также вскоре оказалось подделкой.

Доступ к Библии


Доступ к Библии

Библия не всегда была столь доступной, как сейчас. В средние века некоторые экземпляры Библии приковывали цепями, чтобы предотвратить их кражу. Это в значительной степени связано с тем, что полная Библия (экземпляры, написанные от руки монахами) была невероятно дорогой. Поскольку большинство народа было неграмотным, делать всем по копии было просто расточительно (тем более, люди каждый день ходили в церковь, где могли прочитать или услышать что-то из священного писания).

Даже после того, как Библию начали печатать, еще сотни лет велись споры, кому можно ее читать. В нынешние времена христиане не только считают, что каждый желающий имеет право читать и изучать Библию, но и настаивают на важности изучения и знания Библии.

Оккультизм


Оккультизм

Сегодня христианство с неодобрением относится к оккультизму, но было время, когда оккультное движение считалось безвредным и даже в чем-то полезным. В конце 19-го века оккультные науки считались безопасной забавой, а проведение спиритического сеанса не считалось злом. И это при том, что оккультные и духовные искусства прямым текстом запрещены в Библии. Позже, в 1900-х годах, с появлением таких одиозных личностей, как Алистер Кроули, оккультизм снова начали осуждать.

Другие боги


Другие боги

Изначально Священное Писание не исключало существования других богов. Зачастую в них даже встречались упоминания о некоторых других божествах или демонах, таких как Ваал. Но внезапно эта вера куда-то исчезла перед тем, как было закончено написание канонической Библии. К примеру, апостол Павел в своих посланиях ругает раннюю церковь за признание других богов. А апостол Петр негодовал по поводу идеи размещения образа христианского Бога рядом с изображениями римских богов.

Белый Иисус


Белый Иисус

Всегда считалось, что Христос был европеоидным мужчиной с каштановыми волосами. Но существует также ряд других изображений, которые никогда не считались каноническими. На тысячах картин и в тысячах статуй у Иисуса явственно восточная внешность. Современные исследователи часто признают, что церковные изображения далеки от истины и Иисус выглядел несколько по другому. Существует также теория, что Иисус был эфиопом.

Кинокефалы


Кинокефалы

В первые дни христианства еще существовали верования в некоторые старые мифы. Одним из таких примеров является вера в кинокефалов, или людей с головами собак. Считалось, что многие из отдаленных народов, такие как жители центральной Африки или индейцы, имеют головы собак. Различные святые, которые якобы были выходцами из далеких стран (к примеру, святой Христофор), изображались с головой собаки. Существовали даже мифы о потомках Каина, населявших Ханаан до израильтян, которые «лаяли и ели человеческое мясо».

Сатанинское ритуальное насилие


Сатанинское ритуальное насилие

В конце 70-х и начале 80-х годов многие христиане считали, что существует тотальный сатанинский заговор по вербованию детей в свои ряды. Христиане верили, что сатанисты используют скрытые сообщения в мультфильмах, играх и популярной музыке, которые побуждают детей ходить в сатанинские церкви, где их использовали для разврата и даже жертвоприношений. Эта тенденция в значительной степени была дискредитирована, когда многие музыканты и аниматоры начали подавать в суд на фанатиков, обвинявших их в подобной чуши.

Самобичевание

Самобичевание

В 13-м веке возникло радикальное христианское движение аскетов-фанатиков, известных как «флагеллянты», которые считали, что лучшим способом искупить грехи является самоистязание. Они избивали себя бичами, имитируя якобы избиение Христа. Несмотря на то, что Папа Римский вскоре осудил подобную практику «умерщвления плоти», секта продолжала существовать. Самобичевание практикуется в католической церкви до сих пор, а также встречается среди различных религиозных орденов и среди некоторых культур в Южной Америке.

Продажа индульгенций

Продажа индульгенций

В средние века некоторые жадные епископы решили подзаработать, продавая индульгенции — освобождения от временной кары за грехи, в которых человек покаялся во время исповеди. Подобные продажи индульгенций практиковались до 1567 года, когда папа Пий V запретил денежные расчеты при предоставлении индульгенции. После этого роль индульгенций в католицизме значительно снизилась, но практика их выдачи существует и поныне.

Лилит

Лилит

Ранняя церковь (главным образом гностические секты) считала, что у Адама до Евы была ещё одна жена. По мнению ряда апокрифических книг, Лилит была создана одновременно с Адамом, но отказалась подчиняться ему и стала женой ангела смерти Самаэля, после чего была изгнана из Эдемского сада. Многие ранние еврейские и христианские мифы связаны с Лилит и Самаэлем. В одних утверждается, что Лилит стала матерью демонов, в других — что от них на свет появились полулюди, такие как кентавры и минотавры. Третьи источники гласят, что дети Лилит стали вампирами.

Что такое самобичевание? Это разрушительное занятие, незаслуженное обвинение себя во всем, что происходит вокруг. Оно опасно не только для психического состояния. Это угроза для физического здоровья. Постоянные попытки в чем-то себя упрекнуть провоцируют развитие серьезных заболеваний, неврозов, депрессии. Как защитить себя от таких последствий? Можно ли научиться критиковать себя здраво и конструктивно?

Психология самобичевания

В психологии самоедством или самобичеванием называют негативный анализ своих собственных действий и мыслей. Негативное отношение к себе как к личности в целом. Человек, который занимается самокопанием, испытывает бурю эмоций. Среди них гнев, страх, ненависть, боль, тревога. С течением времени они не отпускают, а лишь усиливаются. В самых тяжелых случаях человек винит себя за недовольство собой. Получается замкнутый круг.

Самоедство и моральное самобичевание имеют серьезные последствия. Чаще всего это депрессия, неврозы, психозы. Бывают случаи, когда люди стремятся нанести себе какой-то вред или решают покончить жизнь самоубийством. К счастью, это редкость. Но жизнь все равно становится хуже. Находятся новые поводы для самообвинения. В таком состоянии человек может пойти на другую крайность: попытаться заглушить негативные эмоции и чувства с помощью алкоголя и наркотиков. Кроме того, из-за многолетней склонности к самоедству у него развиваются серьезные заболевания.
Порой даже врачи не могут определить причину их появления. А все банально просто: «больного» изнутри разъедают негативные эмоции.
Самоедство не имеет ничего общего со здоровой критикой. Между этими понятиями есть два отличия:

  1. Адекватный самоанализ помогает найти связь между действиями и последствиями, сделать выводы, исправить ошибки.
  2. В отличие от самобичевания, критика не имеет негативного воздействия на психическое и физическое здоровье.

Самообвинение часто входит в привычку. Оно настолько укореняется, что человек уже не может правильно воспринимать реальность, себя самого, происходящее вокруг. Он тратит все свои ресурсы на угрызения совести, на попытки найти в себе еще один недостаток. Получается, что сам себя съедает изнутри.

Причины самобичевания

В описании значения слова «самобичевание» сказано, что часто это публичное обвинение себя в корыстных целях. Человек не хочет получить совет. Ему нужна жалость, оправдание, утешение.

В обществе бытует мнение, что те, кто во всеуслышание упрекают себя, признаю свои проступки, по-настоящему раскаиваются в содеянном. Но на самом деле этим людям нужны зрители. Тот, кто действительно хочет исправиться, проведет работу над ошибками наедине с собой, самостоятельно сделает выводы и составит план действий. Такой человек не нуждается в жалости. Он «включает» сильные качества своего характера и уверенно идет вперед.

Причины самобичевания, как и других психологических проблем, кроются в детстве. Ребенок, который не получил достаточное количество ласки, тепла и заботы от родителей, пытается получить их уже в старшем возрасте от окружающих людей. Только при этом он использует манипуляции.
Другой причиной появления самобичевания считаются психологические травмы. Представьте ребенка, которого часто били в детстве за плохие поступки. Родители объясняли свое поведение желанием вырастить хорошего человека. Или, например, малыша часто критиковали, а потом дарили ему немного доброты и ласки. Как это скажется на его поведении в будущем? Молодой человек или девушка, скорее всего, будут вести себя так же, как их мама и папа, реализуя такую модель поведения на членах семьи, друзьях, знакомых.

Склонность к самокопанию может быть следствием приверженности каким-либо религиозным догматам. Во многих организациях прихожанам рассказывают о греховности физического тела и о необходимости искупления через боль. Причем боль не только душевную, но и физическую.

Не стоит забывать и о низкой самооценке. Человек, который считает себя никчемным, попадает в ловушку. С каждым днем он все больше убеждается в том, что недостоин хорошего отношения, счастья, любви. Начинает обвинять себя в том плохом, что с ним случается. Результат – депрессия, утрата смысла жизни, мысли о самоубийстве.

В детстве, а после и в подростковом возрасте, многим кажется, что они – властелины мира, обладают неограниченными силами, способны строить свою жизнь так, как хочется. По мере взросления такие взгляды перерастают в перфекционизм, излишнюю ответственность за все происходящее вокруг, а местами даже фанатизм. И если у такого человека что-то идет не по плану, представляете, как сильно он будет себя критиковать? Речь не идет о здравой критике. Это самобичевание.

Получается, что изначально самобичевание помогает человеку выживать в сложных, травмирующих психику условиях. Но позже оно трансформируется в патологию, провоцируя развитие еще более серьезных трудностей. Самая главная опасность в том, что человек не ищет выходы из ситуации. Он еще глубже закапывается в проблемах.

Признаки самоедства

Главным симптомом самобичевания в психологии считается негативный настрой по отношению к себе. Если происходит что-то плохое, человек склонен обвинять во всем только себя. При этом он часто повторяет такие фразы:

  1. Я неудачник. Так мне и надо.
  2. У таких наивных людей, как я, по-другому произойти не могло.

Со временем жизнь становится безрадостной. Исчезает желание двигаться вперед, развиваться, да и просто делать для себя что-то хорошее.
Есть и другие симптомы:

  • всевозможные комплексы;
  • ненависть к себе;
  • склонность сравнивать себя с другими;
  • депрессия;
  • смущение за свою жизнь;
  • плохой аппетит или, наоборот, постоянное переедание;
  • бессонница;
  • желание изменить жизнь и отсутствие готовности что-то делать;
  • непринятие своего внешнего вида;
  • постоянная жалость к себе, к своему никчемному существованию.

Интересно, что самобичевание по-разному проявляется у мужчин и женщин. Первые упрекают себя за финансовые проблемы или отсутствие карьерного роста. Вторые же чаще недовольны своим телом и внешностью.

Виды самобичевания

В психологии самоедство условно разделили на три вида:

  1. Демонстративное. Человек не планирует справляться с проблемами, исправлять ошибки, меняться. Ему нужно хорошо сыграть раскаяние, вызвать у окружающих сочувствие, жалость и, возможно, прощение. Во многих странах такое поведение считается признаком высокой морали. Поэтому его не считают чем-то неправильным.
  2. Интровертированое. Что значит самобичевание в этом случае? Оно не имеет внешних проявлений. Все свои чувства, эмоции человек оставляет внутри. Он ищет новые поводы обвинить себя. Любыми способами поддерживает плохое настроение, хандру, тоску. Каждая ошибка становится настоящей трагедией, усугубляет нелюбовь к себе.
  3. Невротическое самобичевание. Со временем становится образом жизни. Приводит к серьезным проблемам с физическим здоровьем.

Последний вид самоедства диагностировать у себя практически невозможно. Нужен взгляд со стороны.

Последствия самобичевания

Иногда кажется, что вечное самокопание – безобидное занятие. Ответственный человек, всегда стремящийся к идеалу, очень удобен для окружающих. А гордецы и эгоисты наоборот.
Однако на самом деле, как уже говорилось выше, самоеды сталкиваются с множеством серьезных проблем:

  1. Недовольство, озлобленность, подавленность становятся постоянными чертами характера. Человек изливает негативные эмоции на окружающих. Устраивает истерики, напрашивается на сочувствие, ко всему относится с пессимизмом.
  2. Со временем развивается бессонница. Возможны нарушения пищевого поведения, например, компульсивное переедание или полный отказ от пищи.
  3. На развитие и самосовершенствование совсем не остается сил. Они уходят на самобичевание.
  4. Становится сложно решать даже простые текущие трудности.
  5. Занимающиеся самоедством люди страдают от низкой самооценки. Они не любят себя. И окружающие относятся к ним так же.
  6. Развивается уязвимость перед манипуляторами.

Если вы не хотите так жить, не хотите нанести непоправимый вред своей психике и здоровью, прямо сейчас начинайте избавляться от вредной привычки – самобичевания.

Как избавиться от самоедства

Для начала примите тот факт, что вы изводите себя неоправданными обвинениями. Следующий шаг – определите причину этого. И только потом попытайтесь избавиться от склонности к самобичеванию. Как это сделать?

Имейте опыт достижений

Если у вас за плечами есть достигнутые цели, успешно завершенные проекты, вам легче перестать разрушать себя, занимаясь самокопанием. Но так будет только в том случае, если эти достижения по-настоящему важны для вас. Бывает так, что люди многого добиваются в жизни, но остаются недовольными собой. Им всегда мало. И это плохо, поскольку им сложно совладать с чувством неудовлетворенности, остановить желание очередной раз упрекнуть себя в чем-либо.

Чтобы не стать одним из них, учитывайте абсолютно все свои достижения. Пусть они будут маленькими и незначительными на ваш взгляд. Когда сзади есть результат, легче справиться с самоедством, повысить самооценку, полюбить себя как личность.

Продуктивная и непродуктивная самокритика

Полностью прекратить критиковать себя не получится. Да это и не нужно. Здоровая критика помогает увидеть ошибки, проанализировать их и уверенно пойти дальше. Человек, умеющий себя критиковать, – это успешный человек. Он справится с любыми задачами.
Продуктивная критика сильно отличается от самобичевания:

  1. Предшествует какому-то поступку. Представьте, что вам нужно поговорить с незнакомым человеком на важную тему. Но вы боитесь это сделать. Здравый подход в этом случае – мысленно назвать себя трусом, собраться с мыслями, пойти поговорить, пока есть такая возможность. Самобичевание в этом примере начнется, если вы так и не решитесь подойти.
  2. Критика учит контролировать эмоции. Вы можете строго указать самому себе сначала на недостатки, а после на способы их устранения. При самоедстве недостатки упоминаются вновь и вновь. Но способы справиться с ними не рассматриваются.
  3. Адекватная критика поможет, в конце концов, достичь цели или получить желаемое. Вы испытаете небывалые эмоции, радость, удовлетворение. Они с лихвой перекроют негатив, который возникает, когда вы сталкиваетесь с трудностями.

Конструктивная критика и самобичевание не имеют ничего общего. В первом случае вы действуете, а во втором только обвиняете себя, не пытаетесь ничего изменить.

Пессимизм и самобичевание

Излишняя требовательность к себе, склонность к самокопанию – следствие пессимистического настроения. Человек, мир которого окрашен в черный цвет, винит в этом себя, а порой и окружающих. Он погружается в свои проблемы, выплескивает плохие эмоции на других, что сильно портит отношения.

Единственный способ, как избавиться от самоедства в данном случае – раскрасить реальность в яркие тона. Посмотрите на мир с другой стороны. Может, все не так плохо? Повышайте самооценку, ограничьте потоки негатива, льющиеся на вас с экрана телевизора и из интернета, развивайтесь. Все это поможет улучшить настроение, научиться радоваться мелочам.

«Искусственный мысленный поток»

Эффективный способ, как перестать заниматься самобичеванием. Вам нужно научиться разговаривать с самим собой. Да, вы не ослышались. Задумайтесь, самоедство – это ведь тоже диалог с собой. Только вы обвиняете себя, упрекаете в том, что сделали или не сделали.

Попробуйте найти другую тему для разговора. Что, если представить благоприятный исход событий? Сказать себе, что все хорошо и сейчас. Но вскоре станет еще лучше. Нужно лишь приложить усилия.

В первое время вам наверняка будет непривычно. Но не сдавайтесь. Вскоре ваше мышление станет более позитивным.

Учитесь у профессионалов

Найдите себе наставника. Пусть это будет человек, которому вы доверяете. Самостоятельно оценивать свои достижения – это одно дело. Другое, если на них указывает тот, кто является для вас авторитетом. Такая похвала повысит вашу самооценку, подарит заряд бодрости, мотивацию для дальнейших свершений.
Не бойтесь сменить наставника, если он не поощряет, а незаслуженно ругает вас.

Подключайте проводников и полупроводников

Проводники – это профессионалы в своей сфере, коучи, учителя. Они помогут повысить самооценку, научиться ставить цели и достигать их. Чем больше таких людей будет в вашей жизни, тем лучше. Глядя на них, вы сможете остановить в себе желание заняться самобичеванием.

Полупроводники – люди, которые поддержат любые стремления. Они всегда рады вашим достижениям и не ругают за промахи. Это оптимисты, с которых нужно брать пример.

Спешите не спеша

Как перестать заниматься самоедством, используя этот метод? Учитесь здраво смотреть на вещи. Не пытайтесь получить все и сразу. Ставьте цель, а потом мелкими шагами идите к ее достижению. Это гораздо лучше, чем попробовать сделать один рывок, ошибиться и потом винить себя, вгоняя в депрессию.

Также вам понадобится гибкость. Если раз за разом у вас ничего не получается, вы снова «наступаете на грабли», попробуйте сменить план действий. Не корите себя за неудачи. Пусть это будет жизненный опыт.

Советы психологов

Справиться с приступом самоедства и самокопания помогут простые рекомендации:

  1. Сначала подумайте, а потом сделайте. Это поможет избежать ошибок.
  2. Контролируйте эмоции. Ошиблись? Строго отчитайте себя и сделайте выводы. Больше не возвращайтесь к этой ситуации.
  3. Хвалите себя за положительные результаты. Хорошие эмоции перекроют негатив.
  4. Принимайте себя такими, какие вы есть. Не давайте повода склонности к самобичеванию укорениться в вашем сознании. Цените себя, не сравнивайте с другими людьми, будьте уверенны в своей индивидуальности.
  5. Заполняйте свободное время позитивом. Найдите интересное хобби, начните читать увлекательную книгу, гуляйте на свежем воздухе. Всегда будьте заняты.
  6. Пересмотрите свое окружение. Ограничьте общение с теми, кто постоянно жалуется, ворчит. Пусть вокруг вас будут только оптимисты и успешные люди.

И еще один совет, как не заниматься самоедством. Планируйте будущее, а не возвращайтесь в прошлое. Склонные к самобичеванию люди зацикливаются на том, что уже произошло. Смените направление. Каждый день составляйте план на завтра. А по вечерам анализируйте, что вы смогли сделать. И, конечно, хвалите себя.

Самобичевание – что это? Это серьезная проблема, игнорирование которой приводит к серьезным последствиям. Чтобы избавиться от нее, выясните, откуда у вас появилась такая склонность. Может быть, вы скопировали модель поведения родителей или получили психологическую травму в детстве. После этого попробуйте посмотреть на себя с другой стороны. Вы ничем не хуже окружающих. Вспомните все свои достижения и успехи, направьте мысли в позитивное русло. Найдите пример для подражания. Не возвращайтесь в прошлое. Это поможет вам не обвинять себя, а воспринимать промахи за опыт.

Автор статей по саморазвитию и психологии отношений.

Самобичевание
Бирюзовый самоцветМаксимум: 1(10-20)% увеличение урона за каждое проклятие на вас
На вас можно наложить дополнительное проклятие
ОскверненоМолю, прости меня!Поместите самоцвет в доступное гнездо на дереве пассивных умений. Чтобы вынуть самоцвет, щёлкните по нему правой кнопкой мыши.Стоимость покупки

Уникальный 8x Сфера хаоса

Цена продажи
3x Осколок алхимииПрочее
Класс предмета: Самоцветы

Самобичевание — это уникальный Бирюзовый самоцветБирюзовый самоцветПоместите самоцвет в доступное гнездо на дереве пассивных умений. Чтобы вынуть самоцвет, щёлкните по нему правой кнопкой мыши. , который можно получить только осквернением.

Механика

Если вы делаете ставку на проклятия на вас, то вам необходимо повышать их возможное количество.Вам помогут Покров духаПокров духа
Одеяние из паучьего шёлкаКачество: +20%
Энерг. щит: (211-230)
Скорость передвижения: -3%Требуется Уровень 49, 134 ИнтРазмещённые камни усилены Колдующим тотемом 20 уровня
(20-25)% увеличение урона от чар
(100-120)% увеличение энергетического щита
50% увеличение здоровья тотема
+1 к максимальному количеству установленных тотемов
Проклинает вас случайным проклятием 20 уровня при смерти ваших тотемовПоследствия величайших ошибок
будут видны еще долгие годы. и определенные свойства на картах. Так же будут очень полезно ослабление эффекта проклятий , которое имеется например на кольцах КиказаруКиказару
Кольцо с топазомТребуется Уровень 20+(20-30)% к сопротивлению молнии+(10-15) ко всем характеристикам
(20-40)% повышение скорости регенерации маны
40% ослабление эффекта проклятия на вас
1 регенерации здоровья в секунду за уровеньНе ведаю я зла. и Воровская мукаВоровская мука
Радужное кольцоТребуется Уровень 30+(8-10)% к сопротивлению всем стихиям(10-16)% увеличение количества найденных предметов
Невозможно использовать другие кольца
+(16-24)% к сопротивлению всем стихиям
50% ослабление эффекта проклятия на вас
+(40-60) здоровья за каждый удар атаками по врагу
+30 маны за каждый удар вашими атаками по врагуЗабрал я кольцо, они отняли палец.
Недолго глумились над сумрачным пением:
я души их отнял. Злодеи узнали,
что боком им вышло благословение. .

Получение предмета

Способы получения

Этот предмет можно получить следующими способами:

Кол-во Ингредиент Примечания
по ингредиентам
Общие примечания Тип
1 Бирюзовый самоцветБирюзовый самоцветПоместите самоцвет в доступное гнездо на дереве пассивных умений. Чтобы вынуть самоцвет, щёлкните по нему правой кнопкой мыши. любая редкость случайный результат осквернения Вручную
1 Сфера ваалСфера ваалРазмер стопки: 10Оскверняет предмет, непредсказуемо изменяя егоЩелкните правой кнопкой мыши по этому объекту, а затем левой по предмету, чтобы осквернить его. Осквернённые предметы не могут быть модифицированы снова.
Для разделения щелкните мышкой с зажатой клавишей Shift.
N/A
10 Глаз драконаГлаз дракона10Самоцвет
ОскверненоНекоторые силы слишком огромны
даже для старых богов.
N/A случайный осквернённый самоцвет Автоматически
8 Высокомерие ваалВысокомерие ваал8Предмет
Два собственных свойства
ОскверненоОткрытие может привести к красоте, а может и к гибели.
N/A случайный осквернённый предмет с двумя собственными свойствами Автоматически

История изменений

Версия Изменения
2.0.0
  • Добавлено в игру

Изображение:

Католическая религия – одно из древнейших религиозных вероисповеданий. Миллионы людей во всем мире исповедуют католичество. В этой религии есть несколько необычных традиций. В то время как для католиков они кажутся привычными и понятными, то для людей, не являющихся католиками, эти аспекты часто кажутся откровенно странными.
1. Стигматы
Стигматой называют явление, когда у человека появляются на теле раны необъяснимого происходжения, которые совпадают с предполагаемыми ранами на теле Христа. В некоторых случаях раны могут появиться только в одном или двух местах, но были случаи, когда раны возникали на всех пяти местах, куда Христос был ранен. Раны могут вызвать сильную боль, которая, как известно, ухудшается во время определенных религиозных праздничных дней. Были отдельные случаи фальсифицирования стигмат в прошлом. Наиболее известен случай святого Пио (канонизирован в 2002 г.), который наиболее почитается за стигматы в католической церкви. Самый известный стигматик, вероятно, Святой Франциск Ассизский.
2. Католическая власяница
Власяница является особым видом одежды, которую нужно носить на теле, чтобы причинить себе боль или дискомфорт ради покаяния (раскаяния за свои прошлые действия). Первоначально власяница была нижним бельем, сделанным из грубого волоса (например, конского) или ткани. В последнее время вариантом такого покаяния является цепь, которая имеет шипы. В наше время использование власяницы, как правило, ограничивается членами определенных религиозных орденов. На сегодняшний день только картузианцы и кармелиты носят ее в соответствии с правилами ордена; в других случаях это просто обычай или добровольное умерщвление плоти.
3. Самобичевание
Самобичевание – это вид самоистязания с помощью небольших твердых предметов, прикрепленных к бичу. Оно традиционно используется для самонаказания и наиболее часто встречается в консервативных религиозных орденах. Бичующийся держит бич
в одной руке и ударяет себя через плечо. Цель самобичевания — это добровольное покаяние и умерщвление плоти (гарантия против совершения дальнейших грехов) .
4. Братство веревки
Члены этого католического братства носят веревку, затянутую вокруг талии, как форму покаяния и для того, чтобы помочь предотвратить будущие грехи. Веревку можно носить свободно в память о святых, или ее можно завязывать достаточно плотно, чтобы причинить боль, как это было в случае с многочисленными святыми: святой Франциск, святой Томас, святой Августин, Святитель Николай. В ранней Церкви девственники опоясывались веревкой как знак и эмблема чистоты, и, следовательно, она всегда считалась символом целомудрия, а также умерщвления и смирения.
5. Святые реликвии
Это предметы, связанные со святыми католической церкви. Есть три категории реликвий:
1) Предметы, непосредственно связанные с жизнью Христа (ясли, крест и т.д.), или же физические останки святых (кости, конечности, волосы и т.д.). Реликвии мучеников ценятся выше, чем мощи других святых. Некоторые святые мощи известны своей необыкновенной исцеляющей и чудотворной силой. Важно отметить, что части тела святого, которые были важны для его жизни, являются более ценными реликвиями. Например, правое предплечье короля Венгрии Святого Стефана особенно важно из-за его статуса как правителя.
2) Одежда, которую носил святой (носок, рубашка, головной убор и т.д.) Сюда также относятся вещи, которые принадлежали святому, например, распятие, четки и т.д.
3) Что-либо, с чем соприкасался святой или принадлежащие ему реликвии.
Чтобы предотвратить злоупотребления, закон католической церкви (церковное право) запрещает продажу реликвий. Католики почитают мощи таким же образом, как они почитают изображения, статуи и святых. Это часто путают с идолопоклонством, но на самом деле почитание — акт уважения, а не акт поклонения, который запрещен.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *