Основным лейтмотивом произведения является авторское рассмотрение тематики о любви к ближнему в разрезе социально-психологической трактовки, напоминающей толстовское народное творчество.

Сказка посвящена религиозному пасхальному празднику и отличается проповеднической тональностью изложения, сочетающейся с евангелистской облицовкой образов, понятной для широкого читательского круга, придерживающегося церковных представлений. Повествование проникнуто удивительным внутренним родством нравственной морали с глубинными традициями христианского культурного образа народа.

Сюжетная композиция раскрывает события, происходящие в период пасхальной ночи во время крестного хода на фоне тоскливой и печальной убогости холодного, безмолвного, задавленного пейзажа, в котором двигаются к храму, наполненному звуками церковных колоколов и свечными огнями, и нищий деревенский люд, измученный бедностью и гнетом, и представители зажиточного класса, весело предвкушающие предстоящий праздник. Писатель ярко иллюстрирует атмосферу, царящую в людской толпе, тянущейся к церкви для поклонов божественному воскрешению, которая отличается чуткой, напряженной, тревожной тишиной.

Неожиданно происходит чудодейственное схождение Иисуса Христа к народу, освещенного лучами алеющего восходящего солнца. Господь благословляет воспрявшую от его прихода природу в лице деревьев, птиц и зверей, обещая им теплую весну, пищу и избавление от страшного суда.

Повернувшись к людской толпе и увидев убогих, задавленных жизнью нищих крестьян, Иисус благословляет народ, благодаря за беззаветное служение богу, любовь к ближнему и правильно воспитание подрастающего поколения, обещая новую жизнь, где царит добро, правда и справедливость.

Обратив взор на богатых и зажиточных людях, Господь перечисляет все совершенные ими злые и неблаговидные поступки, указывая спасительное направление от тяжких грехов в виде осознания совершенных деяний и наполнения своих сердец скорбью и состраданиям, приблизив тем самым их к богу.

Пред взором людской толпы в рассветном небе предстает образ повещенного Иуды, которого Иисус вынимает их петли и преподносит благодать в виде вечной жизни, наполненной скитаниями и презрением, поскольку из всех грехов, совершенный поступок Иуды в форме предательства не заслуживает прощения.

Произведение насыщено религиозным пафосным смыслом, передающим размышления писателя о возможности торжества справедливости и веры в людей.

Тема, идея, смысл

Другие сочинения:

Анализ сказки Христова ночь Салтыкова-Щедрина

Несколько интересных сочинений

  • Смысл названия поэмы Мертвые души Гоголя сочинение

    Название данного произведения Гоголя, в первую очередь связано с главным героем Чичиковым, который скупал мёртвых крестьян. Для того чтобы начать заниматься собственным делом.

  • Сочинение Базаров и Павел Кирсанов сравнительная характеристика

    Столкновение разных поколений, разных взглядов-проблема, которая никогда не перестанет быть актуальной. Самым ярким примером является роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В данном произведении И. С. Тургенев мастерски раскрывает

  • Адресаты любовной лирики Пушкина 9 класс сочинение сообщение

    Ни один из поэтов в русской литературе не обошел в своем творчестве тему любви, которая раскрывает собственные переживания, вымышленные связи или наблюдения со стороны.

  • Характеристика и образ Яши в пьесе Чехова Вишнёвый сад

    В каждом народе каждого времени есть такой тип людей, которые всегда жалуются на то, какая их страна угрюмая, необразованная и не имеющая будущего, при этом ничего не делая для улучшения ситуации.

  • Сочинение Лирический герой в стихотворениях Есенина

    Сергей Есенин – это жемчужина русской поэзии. В своих произведениях молодой поэт отражал свои переживания, мысли и чувства. Многие стихотворения Сергея Александровича автобиографичны, поэтому наполнены не только любовными переживаниями

Сказки «Медведь на воеводстве»

1. Чем отличается сказка писателя от народных сказок? (В центре сказки изображена жизнь в лесной трущобе, но образ Магницкого разрушает иллюзию сказки.)

2. Традиционны ли герои сказки Салтыкова-Щедрина? (Сказочные образы традиционны: Медведь, Орел, Лев, — но они приобретают дополнительные нюансы. Лев — враг просвещения и искусств, мечтает изловить чижика. Невежественен, неграмотен. Резолюцию «нацарапал». Таким образом, Салтыков-Щедрин смешивает в героях различные черты: они и звери, и люди.)

3. Почему же сказка была под запретом до 1906 г.? (Предполагают, что в образах сказки современники угадывали черты правительства: Лев — Александр III, Осел — 1-й советник Победоносцев, Топтыгин I и Топтыгин II — граф Д. Толстой и министр внутренних дел Игнатьев.)

4. Вспомните отрывок из романа Салтыкова-Щедрина «История одного города», изученный в 8 классе. Что общего можно заметить в сказках писателя и отрывке из романа? (Параллели сказки «Медведь на воеводстве» и романа «История одного города»: лесная трущоба — город Глупов; Топтыгин, Осел, Лев — градоначальники; лесные мужики — глуповцы.)

Можно предложить учащимся, используя материалы урока, выполнить дома на выбор одно из индивидуальных заданий.

Индивидуальные задания для самостоятельной работы

1. Самостоятельный анализ одной из сказок писателя, прочитанной дома (на основе плана анализа сказки).

2. Анализ библейского контекста сказок Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и «Христова ночь».

3. Пересказ народной сказки в стиле Салтыкова-Щедрина.

4. Написание собственной сказки с использованием стилистики Салтыкова-Щедрина.

Итог урока. Основная проблематика сказок Салтыкова-Щедрина и особенности сатирического изображения действительности в них могут быть записаны в виде таблицы.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина

Проблематика Художественные особенности
— самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»); — отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»); — положение народа («Коняга», «Кисель»); — подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»); — трусость обывателя («Премудрый пискарь»); — правдоискательство («Дурак», «Христова ночь») — фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика); — гротеск (переплетение фантастики и реальности); — «эзопов язык» (иносказание и метафоричность); — социальная сатира (сарказм и реальная фантазия); — обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности); — гиперболизация

Уроки 143—144. «Книга Щедрина не только величайшая антиутопия на темы российской истории. Это еще и философский роман о парадоксе человеческого существования»

М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников.

Урок можно начать с лекционного вступления, в котором учитель обозначит особенности романа «История одного города», что поможет его адекватному восприятию и пониманию.

Основные положения вступительного слова учителя

1. Замысел и история создания романа.

2. Особенности его названия.

3. Конфликт произведения.

4. Основные проблемы романа.

5. Принципы художественного историзма автора.

6. Особенности композиции романа.

7. Пародирование известных древнерусских памятников.

8. Фольклорное начало в романе.

9. Сатирическое изображение градоначальников и многовекового терпения народа.

Вопросы и задания к главе

«Опись градоначальникам»

1. Что обозначает слово «опись»?

2. Почему автор назвал главу «Опись градоначальникам»? Это оговорка писателя или нет? (Нет, не оговорка. Автор использует яркий сатирический прием и называет главу так, чтобы показать читателям, что перед ними не люди, а «механизмы», вещи, куклы-марионетки, действующие по заданной программе.)

3. Докажите, что в главе совмещаются два художественных плана повествования. Какую роль играет здесь прием образного и стилевого контраста? (Первый план — жизнеподобные детали, строгий стиль официальных документов. Второй план — комический, в котором соединяются фантастика и гротеск.)

4. Проанализируйте причины, по которым градоначальники лишались власти. Сделайте вывод о качестве их правления.

5. Какой художественный смысл приобретает нумерация градоначальников?

6. Как Салтыков-Щедрин развивает в описании градоначальников гоголевский мотив абсурда?

7. Какой обобщенный образ самодержавия создан в главе?

8. Какой смысл приобретают в изображении действительности приемы фантастики и гротеска?

9. Попытайтесь определить, черты каких реальных правителей России отразились в образах глуповских градоначальников.

10. Подумайте, что же такое «История одного города» в жанровом отношении: сатира на самодержавие, величайшая антиутопия на темы российской действительности или философский роман о парадоксах человеческого существования? Найдите аргументы для доказательства каждой позиции. (Вопрос остается открытым, так как каждая версия имеет убедительные аргументы в свою пользу.)

Может быть, на уроке родится еще одна точка зрения на проблему жанра романа, о которой учащиеся выскажутся в ходе обсуждения.

В центре уроков — размышления об образах наиболее отличившихся градоначальников. Эту работу уместнее всего организовать в группах и предложить учащимся заполнить таблицу — характеристику правителей города.

Группа 1. Дементий Варламович Брудастый.

Группа 2. Семен Константинович Двоекуров.

Группа 3. Петр Петрович Фердыщенко.

Группа 4. Василий Семенович Бородавкин.

Группа 5. Иван Пантелеич Прыщ.

Группа 6. Эраст Андреевич Грустилов.

Группа 7. Угрюм-Бурчеев.

Примерный план анализа образов градоначальников

1. Фамилия, имя, отчество градоначальника (говорящие фамилии, фамилии-клички).

2. Внешность и черты характера.

3. Методы управления.

4. Жизнь народа в период правления градоначальника.

5. Исторические аналогии.

6. Сатирические приемы, использованные автором для создания образа.

7. Авторская позиция.

В ходе исследований школьники должны выявить приемы сатирического изображения героев, использованные Салтыковым-Щедриным в романе:

1. Приемы типизации сатирического образа-персонажа.

2. Гротеск в изображении комических ситуаций, где действуют герои произведения.

3. Пародирование законодательных документов.

4. Стилизация повествования под слог летописцев-архивариусов.

5. «Эзопов язык».

Итог уроков. Перед глазами читателей прошла целая галерея диких, полоумных, наглых и жестоких правителей города, а значит — страны, так как границы города Глупова расширяются до пределов всей России. В нем совмещены деревни, села, уездные и губернские города и даже столицы. Это город-гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны многих явлений жизни: узаконенный грабеж, войны, откровенный террор, голод, разруха и рабская психология глуповцев.

В романе проявилось высокое мастерство писателя в использовании приемов сатирического изображения действительности и умелых социальных обобщениях. Иго градоначальников делает положение глуповцев поистине бедственным. Состраданием к угнетенному народу проникнуты главы «Сказание о шести градоначальницах», «Голодный город», «Соломенный город». Автор подчеркивает масштабность социальных и исторических катастроф, к которым может привести и беспредельное терпение, и стихийный бунт. В покорности народа он видит не только позор и беду русской нации, но и причины страшных социальных болезней и трагедий будущего.

Дорогой читатель. Книгу «Христова ночь» Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович вероятно стоит иметь в своей домашней библиотеке. В рассказе присутствует тонка психология, отличная идея и весьма нестандартная, невероятная ситуация. Чувствуется определенная особенность, попытка выйти за рамки основной идеи и внести ту неповторимость, благодаря которой появляется желание вернуться к прочитанному. Написано настолько увлекательно и живо, что все картины и протагонисты запоминаются на долго и даже спустя довольно долгое время, моментально вспоминаются. С помощью описания событий с разных сторон, множества точек зрения, автор постепенно развивает сюжет, что в свою очередь увлекает читателя не позволяя скучать. Существенную роль в успешном, красочном и динамичном окружающем мире сыграли умело подобранные зрительные образы. Юмор подан не в случайных мелочах и не всегда на поверхности, а вызван внутренним эфирным ощущением и подчинен всему строю. Благодаря уму, харизме, остроумию и благородности, моментально ощущаешь симпатию к главному герою и его спутнице. В заключении раскрываются все загадки, тайны и намеки, которые были умело расставлены на протяжении всей сюжетной линии. С первых строк понимаешь, что ответ на загадку кроется в деталях, но лишь на последних страницах завеса поднимается и все становится на свои места. Гармоничное взаимодоплонение конфликтных эпизодов с внешней окружающей реальностью, лишний раз подтверждают талант и мастерство литературного гения. «Христова ночь» Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович читать бесплатно онлайн можно неограниченное количество раз, здесь есть и философия, и история, и психология, и трагедия, и юмор…

ХРИСТОВА НОЧЬ
(Стр. 206)

Впервые — Р. вед., 1886, 7 сентября, № 245, стр. 1—2, под цифрой «I», вместе со сказкой «Путем-дорогою». Подпись: Н. Щедрин.

«Христова ночь» писалась в марте 1886 года для пасхального номера

475

«Рус. ведомостей». 23 марта 1886 года Салтыков писал Михайловскому: «Пробовал я вчера писать сказку: едва могу держать перо; пробовал диктовать сказку жене, но выходит банально. Боюсь, что к Святой не поспею». Сказка или не была своевременно закончена, или по каким-то причинам задержалась в продвижении и была напечатана только в сентябре.

Сохранилась черновая рукопись первой (незаконченной) редакции под заглавием «Христова ночь. I» («Равнина еще цепенеет <…> укажу вам путь ко спасению» — ср. стр. 206—209 наст. кн.) и полная беловая рукопись под заглавием «I. Христова ночь. Предание» (первоначально: «Народное предание») (ИРЛИ). Варианты рукописного текста незначительны.

В «Христовой ночи», посвященной моральным проблемам, Салтыков использует евангельские мифы и форму христианской проповеди. Однако, несмотря на обращение к мифу о предательстве Иуды и воскресении Христа, по своему пафосу «сказка» прямо противоположна проповеди религиозного смирения. В ней отвергается идея прощения предателя и звучит призыв беспощадно карать его. Перспектива грядущего освобождения от социального гнета рисуется в сказке как победа познавшей себя народной силы над богатеями и жестокими правителями.

Салтыкову не чужда была мысль о воздействии на совесть эксплуататоров, вместе с тем он не разделял концепций о возможности достижения социального равенства путем их морального исправления. Их нравственная порочность — не причина, а следствие общего «порядка вещей». Именно этот смысл и выражен в словах «Христовой ночи», относящихся к характеристике мироедов: «Вы — люди века сего и духом века своего руководитесь». Что же касается возможного «суда собственной совести», который указывается мироедам как путь к спасению, то в данном случае речь идет, во-первых, о их собственном спасении, а не о спасении всего «многострадального воинства», и, во-вторых, о их спасении после того «грозного часа», когда будет сломлена их сила и когда их мечтания «рассеются в прах», то есть после искоренения мироедского «духа века».

Для обличения предательства в «Христовой ночи» Салтыков использовал, на свой лад, евангельский миф об Иуде и «бродячий» легендарный сюжет об Агасфере, или «Вечном Жиде». Гневный моральный пафос этого обличения продиктован, несомненно, конкретно-исторической обстановкой 80-х годов, когда, в связи с разгромом народовольческого движения и общественно-политической реакцией в стране, факты предательства и отступничества стали обычным явлением. См. также в общей статье (стр. 426—427, 429—430).

Стр. 206. Равнина еще цепенеет… — Пейзажная экспозиция сказки, точно воспроизводящая предвесеннюю ночь, вместе с тем символизирует всеобщее бесправие и придавленность русского народа, пребывающего в глубоком безмолвии ночи, задавленного грозной кабалой. О художественном впечатлении, производимом этим пейзажем, Пантелеев писал: «Раз я

476

дал В. В. Верещагину <…> прочитать «Христову ночь». Ему, как художнику, особенно понравилось самое начало — картина природы, а маленький штрих — «на темном фоне ночи вырезались горящие шпили церквей», положительно привел его в восторг. — Вот никак не думал, что у сатирика была такая способность к художественному восприятию внешних явлений!» (Л. Пантелеев. «Христова ночь» М. Е. Салтыкова (По воспоминаниям). — «Солнце России», 1914, апрель, № 219/16, с. 8—9).

Ранняя весна, ночь. Над снежной равниной раздалось «гудение полночного колокола» и она ожила. По дороге потянулся деревенский люд. Впереди шли самые бедные, замученные жизнью, с истерзанными сердцами и опущенными головами. Они несли воскресшему богу своё смирение и свои несчастья – больше у них ничего не было.

За ними, в праздничных одеждах, шли деревенские богатеи и кулаки. Они весело разговаривали и мечтали о предстоящем недельном празднике. Но вот толпы прошли, раздался последний удар колокола, на миг всё торжественно и таинственно смолкло, затем начался рассвет и «воскрес поруганный и распятый бог» Иисус. Он заполнил собой мир и благословил «землю и воды, зверей и птиц».

Господь пообещал снять с рек ледяные оковы, одеть степи зеленью и накормить зверей и птиц. Пусть человек борется с природой, проникает в её тайны – «он покоряет себе только атомы», а природа будет вечно подавлять его своей неприступностью и могуществом.

Затем Господь обратился к людям. Первыми к его ногам упали беднейшие, «окутанные сетями рабства». Когда-то он благословил их с Голгофы, пообещал освобождение, и теперь они ждут, когда настанет этот час. Господь увидел, что сердца их по-прежнему чисты.

Люби бога и люби ближнего, как самого себя, – вот эта правда, во всей её ясности и простоте, и она наиболее доступна не богословам и начетчикам, а именно вам, простым и удручённым сердцам.

Зная, что они ждут пришествие правды, Господь пообещал, что скоро «пробьёт этот желанный час» и благословил на новую жизнь в царстве света и добра.

Иисус пошёл дальше и встретил богатеев, мироедов, душегубов, лицемеров и нечестных судей. Сердца их были мертвы, а радовались они не Воскресению Господа, а предстоящей праздничной суете. Но даже они, увидев Иисуса, испуганно остановились.

Иисус сказал, что они полны зла и овладели миром не потому, что сильны сами по себе, а благодаря силе, унаследованной от предков. Эта сила защищает их, а окружающие причисляют к сильным мира сего. Они безнаказанно творят зло, веря, что таково унаследованное ими право.

Господь предрёк, что скоро «слабые также познают свою силу», а сильные осознают своё ничтожество. Но даже для грешников есть путь к спасению – суд собственной совести. Она вызовет тени погубленных ими и иссушит сердца. Но когда совесть, как чаша, переполнится горечью, тени погубленных простят грешников и откроют им путь к спасению.

И не будет тогда ни татей, ни душегубцев, ни мздоимцев, ни ханжей, ни неправедных властителей, и все одинаково возвеселятся за общею трапезой в обители моей.

В это время взошло солнце и стала виден человек, повешенный на осине. Это был предатель, казнивший сам себя. Напрасно предатель надеялся скрыться от наказания во мраке смерти. Разгневанный Господь оживил его, вернул ему прежний облик и сказал, что путь к спасению для него закрыт навсегда, потому что предательство хуже убийства.

Господь осудил предателя на жизнь. Он будет стучаться в двери, но никто не пустит его переночевать, вместо хлеба он получит камень, а вместо воды – кровь того, кого предал. Его слёзы превратятся в огненные потоки и будут жечь ему щёки. Совершённое им добро отравит души тех, к кому будет обращено. Даже смерть отречётся от предателя, и он вечно будет бродить по миру, презираемый всеми.

Выслушав приговор, предатель взял вместо посоха осиновый сук и отправился в вечное странствие. Он и сейчас ходит по земле, «рассеивая смуту, измену и рознь».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *