История

Приходы, находившиеся на территории Сахалина и Курильских островов, первоначально входили в состав образованной 21 декабря 1840 Камчатской, Курильской и Алеутской епархии с кафедрой в Ново-Архангельске на острове Ситха. Правящим архиереем 15 декабря 1840 года был назначен епископ Иннокентий (Вениаминов). В 1850 году он послал на Курильские острова миссионера-иеромонаха Сергия, который продолжил дело миссионерского служения на отдалённых островах архипелага. Первыми на Курилах православие приняли айны, жившие на островах Шумшу и Парамушир. Развитие православия на острове Сахалине началось после прибытия туда в 1868 году священника Симеона Казанского «для исполнения духовных треб в Дуэ, Кусунае и Аниве». Первоначальным местом его пребывания был пост Кусунайский, затем Муравьёвский на озере Буссе. Окончательно обосновавшись в посту Корсаковском, Симеон Казанский в мае 1870 года заложил один из первых сахалинских храмов — во имя святителя Николая. К концу 1880-х годов на острове Сахалине было пять приходских церквей — в постах Александровском, Дуэ, Корсаковском и в селениях Рыковском и Мало-Тымово. В начале 1890-х годов в посту Александровском, административном центре острова Сахалина, началось строительство собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 23 июня 1893 года состоялось его освящение. Строились церкви в те годы, как правило, на казённые средства, за счёт тюремного ведомства. Основным строительным материалом служило дерево. В тех селениях, где ещё не было церквей, богослужения проводились в избе кого-нибудь из поселенцев, а в тюрьмах для этого выделялись небольшие приспособленные помещения.

С образованием в 1898 году Владивостокской и Камчатской епархии приходы, находившиеся на территории Сахалина и Курил, перешли в её ведение. К этому времени на Сахалине было десять церквей и шесть часовен. Все они были деревянными. При поддержке местной администрации строительство православных храмов продолжалось вплоть до Русско-японской войны и начала боевых действий на самом Сахалине, развернувшихся летом 1905 года.

В ходе боевых действий пострадали многие храмы на южной части острова. Уцелевшие православные храмы в селениях Владимировка, Галкино-Враское, Кресты, Нояси остались без присмотра, были почти полностью разграблены и постепенно разрушились. В некоторых из них разместились японские учреждения.

В советские годы все храмы на острове были разрушены или перестроены. Последний храм был закрыт в 1930 году.

После Великой Отечественной войны Сахалин относился к Хабаровско-Владивостокской епархии, учреждённой 25 января 1945 года, однако и эта епархия с февраля 1949 по июль 1988-го не имела собственного архиерея и управлялась правящими архиереями Иркутской и Читинской епархии. Попытки православных верующих Сахалина открыть хотя бы один приход не увенчались успехом несмотря на письма в светские и церковные инстанции. Пресекалась в области и деятельность зарегистрированного духовенства: в 1950-е годы дважды приезжал в командировку священник из Хабаровска, «…но благодаря умелым действиям властей, эта миссия не увенчалась успехом, и со своим грузом поп вынужден был уехать с Сахалина». Пограничный режим, система вызовов (разрешений) на въезд в Сахалинскую область предельно затрудняли пастырскую деятельность духовенства

11 января 1989 года было дано согласие светских властей областного центра, города Южно-Сахалинска на регистрацию общины и приобретение помещения для её нужд. Летом того же года был приобретён частный дом, в котором был устроен первый за многие годы православный приход, названный в память блаженной Ксении Петербургской. Вслед за приходом блаженной Ксении, в 1989—1991 годах образовались и начали действовать приходы Преподобного Сергия Радонежского в городе Охе, Покрова Божьей Матери в городе Корсакове, Святителя Николая Чудотворца в городе Холмске, Святого Илии Пророка в посёлке Тымовское, Благовещенский приход в городе Шахтёрске Углегорского района. Но восстановление церковной жизни на Сахалине и Курильских островах столкнулось с трудностями: не хватало священников для новых приходов; отсутствовали храмы, а новообразованным приходам приходилось ютиться в частных домах или приспособленных и весьма убогих помещениях; сложно было в небольших неприспособленных помещениях организовывать полноценную богослужебную жизнь; не было возможности организовать воскресные школы для детей из-за отсутствия помещений, средств, квалифицированных кадров.

В начале 1992 года в Южно-Сахалинске началось строительство храма Воскресения Христова, ставшего первым полноценным храмом в области.

23 февраля 1993 года решением Священного синода была образована Сахалинская епархия Русской православной церкви. Её возглавил Аркадий (Афонин). Приоритетным направлением деятельности стало открытие новых приходов и строительство храмов. В январе 1995 года в кафедральном соборе Воскресения Христова начались богослужения.

В 1999 году решением Священного синода Покровский приход в Корсакове был преобразован в мужской монастырь Покрова Божией Матери, который стал первым православным монастырём на Сахалине.

Решением Священного синода Русской православной церкви от 6 октября 2001 года «епископом Южно-Сахалинским и Курильским определено быть архимандриту Даниилу (Доровских), благочинному Троице-Сергиевой лавры».

По воспоминаниям епископа, впечатление от первого посещения епархии было тяжёлым:

Всё было в удручённом состоянии. Работали здесь по вахтовому методу — приехал, поработал три года и уехал. Дух временщичества был не только в городе, но и, к сожалению, в епархиальном управлении. <…> У епархии на тот период долгов было более чем достаточно <…> Удалённость, неверие в развитие духовности и культуры на островах, которое читалось даже в глазах священнослужителей. После первого собрания духовенства я понял, что ко мне относятся несерьёзно. Многие думали, что Сахалин для меня что-то вроде «трамплина», и через некоторое время я уеду обратно.

С 20 по 23 сентября 2009 года состоялся визит патриарха Кирилла в Южно-Сахалинскую епархию. Патриарх Кирилл принял участие в церемонии открытия епархиального Духовно-просветительского центра и благословил строительство нового кафедрального собора Южно-Сахалинской епархии.

24 декабря 2010 года епископ Даниил перемещён на Архангельскую кафедру. За годы его служения были построены около двадцати новых храмов, открыты воскресные школы, с образовательными целями на остров регулярно приезжали известные священники, миссионеры и религиоведы из Москвы. На Сахалине было создано несколько православных общественных организаций и православный молодёжный лагерь.

В течение всего 2013 года в различных населённых пунктах Сахалинской области приходили мероприятия, приуроченные к празднованию 20-летия епархии.

В ноябре 2015 года начали возводить первый на Сахалине женский монастырь в селе Березняки (городской округ Южно-Сахалинск).

О том, как сегодня сосуществуют две религии: ислам и православное христианство, что между ними общего, а в чем верования не совпадают, мы поговорили с их видными представителями.

Суть ислама
Полномочный представитель Верховного муфтия Центрального духовного управления мусульман России на Дальнем Востоке, председатель Духовного управления мусульман Дальнего Востока Ахмад хазрат ГАРИФУЛЛИН:
— Исторически ислам — самая последняя из авраамических (проповедующих единобожие) религий, возникшая в шестом веке (гораздо позднее иудаизма и христианства) на Аравийском полуострове с приходом пророка Мухаммеда и распространившаяся по Ближнему Востоку, а затем и по всему миру. На сегодняшний день из семи миллиардов людей на Земле около полутора-двух миллиардов исповедуют ислам. То есть религиозные масштабы ислама таковы, что это вторая религия после христианства, а конфессионально (учитывая деление христианской церкви на католическую, протестантскую, православную и т. д.), ислам как суннитская школа — самая массовая в мире.
Нужно знать, что в исламе также есть различные течения и школы. Главное существующее разделение — между суннитами и шиитами. Шииты населяют территории современного Ирана и Азербайджана, это 200-300 миллионов человек. Сунниты — «люди середины» по своим религиозным убеждениям, наиболее многочисленное направление в исламе, распространены по всему Ближнему Востоку, Кавказу, Африке и индонезийско-малайзийским территориям.
В переводе ислам — это покорность. Суть ислама в том, чтобы посредством религии привести человека к божественной милости, помочь ему достойно прожить эту бренную жизнь, максимально обустроив его в социуме. Поэтому в исламе очень много внимания уделяется человеческим взаимоотношениям (с родителями, с супругом, с детьми, с соседями). В одной из прощальных проповедей пророка Мухаммеда столько времени было посвящено теме отношения к соседям, что его сподвижники подумали — а не собирается ли пророк включить соседей в список своих наследников!
Что касается отношений супругов, то пророк Мухаммед за всю свою жизнь имел 12 жен. С первой и вплоть до ее смерти единственной — Хадиджей — он прожил 25 лет и имел шесть из семерых своих детей. Последующие 11 жен появились для исполнения пророком его божественного ремесла, по каким-либо социальным (вдовы), политическим (необходимость выстраивать взаимоотношения с соседними племенами) или духовным причинам и поводам.
Религия ислам возникла в продолжение предыдущих Священных Писаний. Священный Коран является тому доказательством, так как сохранил в себе заповеди, ниспосланные Богом ранее, лишь слегка видоизменив их, сделав более практичными. Больше всего сближает ислам с христианством суфизм — в понятии мусульман самым великим аскетом и суфием является Иисус Христос. В честь этой величайшей исторической личности мусульмане дают имена своим детям — Исса, по-арабски Иисус.
У многих вызывают вопросы мусульманские запреты ростовщичества, употребления свинины или алкоголя. Но каждый из них обоснован, и со временем это становится очевидным для человечества. Всевышний, обращаясь к нам, так и говорит: «Я желаю вам только облегчения, не желаю сложности». Но люди так устроены, что любое повеление свыше сначала воспринимают как некое навязывание…
Сегодня ислам переживает не самые лучшие времена с точки зрения полного его понимания последователями. Впрочем, это касается и христиан. Сколько россиян называют себя таковыми? А сколько из них исповедует, изучает и знает свою религию? Отсутствие глубоких знаний в нашей религии привело к таким явлениям, как терроризм, экстремизм. Для некоторых организаций и даже государств это удобное прикрытие — под лозунгом ислама преследовать свои преступные цели. Это клевета, приведшая к потере авторитета, удар для нашей религии — понятия «террорист» и «исламист» в 20 веке стали тождественными. И абсолютно незаслуженно! Ни одна религия априори не может нести в себе или оправдывать терроризм, потому что это противоречит ее сути — повиновение Богу и принесение мира обществу. Священный Коран гласит: тот, кто убьет одну душу, не имея на то оснований и прав, тот словно убил все человечество, а тот, кто спас одну душу, приравнивается к тому, кто спас все человечество. И вероисповедание (либо приверженность атеизму) здесь не имеют значения. Право убить появляется лишь при необходимости самозащиты или защиты своего достоинства, своих близких, во время военных действий. Важно понимать, что из полутора миллиардов мусульман во всем мире идеологию экстремизма поддерживает не больше десяти миллионов человек. И мусульманская община воспринимает их даже не как опухоль на своем теле, а как нечто абсолютно инородное, стороннее, не имеющее отношения к исламской религии.

Немного истории
Для России ислам — вовсе не нечто новое. Волжская Булгария (сегодня это территория Татарстана), соседствовавшая с Киевской Русью, а затем с Московским княжеством, добровольно и официально приняла ислам в 922 году. И только через 66 лет князь Владимир в Киеве принял христианство. Случилось так, что в одном веке два разных народа, мирно сосуществующих на протяжении тысячелетий, приняли две основные на сегодняшний день мировые религии. И еще тысячу лет эти народы, выбравшие для себя разные государственно-политические устройства, прожили на одной территории, превратившись потом в единый Советский Союз. В XVI, XVII, XVIII, XIX, XX веках мы совместно оберегали свою отчизну. К примеру, Великая Отечественная война показала истинное лицо ислама, когда российские мусульмане объявили истинный джихад фашистской Германии (в отличие от лозунга, используемого современными деструктивными организациями, запрещенными в большинстве стран мира) — священную борьбу за свою территорию и своих близких. И это произошло несмотря на то, что с 1927 по 1937 год советская власть разрушила более 15 тысяч храмов, сослала либо казнила десятки тысяч священнослужителей. Мусульмане не затаили обиду, не собирались отдавать землю своих предков, поддержали советский народ в борьбе с захватчиками. Это наглядно показывает, как мусульмане относятся к иноверцам и атеистам, каков истинный характер мусульманина.
При этом ислам очень мирная религия. В истории завоевания исламом других государств вы не найдете несправедливости — мусульмане не уничтожали захваченные культуры, оставляя нетронутыми даже чужие храмы.

Универсальность религии
— Существуют ли непримиримые противоречия между исламом и христианством? Насколько смело называть их родственными религиями?
— На мой взгляд, они родственные. По опыту общения с христианскими священнослужителями я знаю о существовании разных мнений на этот счет — человеческий фактор всегда и везде играет существенную роль. Есть фанатики, которые категорически против любого взаимодействия. Но один из наших праведников говорил: «Человек враг того, чего не знает». Если мы не знаем какую-либо культуру или религию, мы воспринимаем ее враждебно — именно от того, что не знакомы с ней. Так, в средневековье христианство негативно относилось к наукам, не понимая их. Ислам долгое время не принимал философии и логики, подозревая здесь зло, а не полезный любому мыслящему человеку инструментарий (до тех пор, пока один из мусульманских богословов не заявил: «Нельзя доверять религиозным знаниям того, кто не имеет знаний по философии и логике»). Это же относится и к отношениям между религиями. Пророк Мухаммед говорил, что мы — Божьи посланники, дети разных матерей, но вера у нас одна. Для образованных богословов, ученых это так и есть. Надеюсь, эта мысль в недалеком будущем станет доступна и простому народу. Первый человек, первый праотец и первый пророк — Адам. И до последнего человека — все это одна Божественная привязь. Бог один. И система Божественная — одна (может отличаться лишь во временном формате, в зависимости от конкретной эпохи).
Поэтому, когда я слышу от христианских богословов «ваш Аллах», мне становится смешно. Аллах — одно из ста имен Всевышнего, наряду с другими: Всевышний, Милостивый, Милосердный, Творец, Создатель, Господь… Суть и христианства, и ислама заключается в признании, что Абсолютный Творец или Отец, или Аллах — он один. Вы знаете, что в Сирии, при ведении христианского богослужения используются арабские термины: «С именем Аллаха», «Аль-Хамду ли-Ллях» (вместо «слава Богу»), «Иншаллах» (вместо «на то воля Божья») и т. д. Потому что эти термины — универсальны! Они не могут быть присвоены какой-то одной религией.
Согласно Священному Корану, существование разных народов и племен задумано Всевышним не для розни, а для того, чтобы мы познавали друг друга. Наша многонациональность, многорелигиозность, внешние различия и языки существуют, чтобы мы были интересны друг другу, путешествовали, изучали культуры, расширяя свой кругозор. Ведь человек — наместник Бога на земле, ему дарована вся благодать этого мира. Уже пять лет я преподаю основы ислама православным батюшкам в Хабаровской семинарии. Зачем? Священнослужители должны знать обо всех мировых религиях, это неизменно вызывает живой интерес с их стороны. Тем более это важно в таком многонациональном государстве, как Россия. Живя здесь, мы должны не искать, не выдумывать глобальных, объективных различий между религиями (их нет!). Нас и так всегда пытаются разделить, раскачать взаимное недовольство на национальной почве, посеять раздор. Наше различие лишь в восприятии религии, в атрибутах, в традициях, в деталях. Но точек соприкосновения гораздо больше!
В исламе очень многое прописано до самых мелочей: от соблюдения мер гигиены до сути космических процессов. Освоив обрядовую, бытовую, внешнюю часть, человек начинает работать над собой, над своим эго, над своими страстями.

Собственное духовное развитие
— Как мусульманин должен относиться к иноверцу, не следующему столь четким предписаниям? Как сохранить искренние добрососедские отношения?
— В Коране Всевышний обращается отдельно к верующим (мусульманам), к христианам, к иудеям, к неверующим и к язычникам. Но при этом ко всем относится равно.
Каждый человек воспринимает другого по мере своего духовного развития и воспитания — чем он ближе к Богу, тем он благосклоннее к людям. Истинно верующий не осуждает других, не обвиняет в неверии, не ищет изъянов. Работайте над своими недостатками — у вас времени не хватит на чужие!
— Допустимы ли браки мусульман с иноверцами?
— Канонически допустимо брать в жены христианку или иудейку (мы в равной степени любим и ценим Христа и Моисея), а женщина-мусульманка может выйти замуж только за мусульманина. Но сегодня, по милости и замыслу Всевышнего, мир меняется и совершаются разные браки.

Христианство как таковое
Архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский, владыка АКСИЙ:
— Христианство — одна из авраамических религий (что является одной из точек соприкосновения христианства с исламом), зародившаяся две тысячи лет назад с пришествием в мир Христа Спасителя, с воплощением Сына Божия.
Воплощение Христа — это принятие на Себя человеческой плоти: израненной, болезненной, искалеченной грехом (в этом смысле Христос ничем не отличался от нас). Но являясь соединением Божества с человечеством, Он не совершал в своей жизни грехов и уже этим от нас отличается совершенно.
Каждый год мы празднуем Рождество Господа Иисуса Христа, или Сына Божия по плоти. Однако не было времени, когда бы Сын Божий не существовал — это важнейший догмат христианской веры. Две тысячи лет назад произошло именно Его воплощение. Кстати, принятое почти во всем мире летоисчисление ведется как раз с Рождества Христова, и никто против этого не выступает.
Как пришествие Христа на землю изменило мир? Ответ на этот вопрос принципиально важен для нас. Христианство отличается от любой другой религии тем, что Бог никогда так не приближался к человеку — ни в одной религии нет такого, что Бог воспринял на себя человеческую плоть. Да, Он слышит нас. Да, Он исполняет наши прошения. Да, Он прощает. Но ни в одной доктрине (кроме христианской) Бог не соединяется с человеком, не становится человеком! Соединяется неизменно, нераздельно, неразлучно.
И среди самих христиан были люди, которые не могли допустить, что Святой Бог, Абсолют, Высшая сила, соединился с бренным человечеством. Ведь человек — по своей природе греховное существо, в большей степени склонный к совершению зла, чем к добру (что не означает невозможность эту данность исправить). Как же произошло такое соединение — совершенного и обыденного?! Заблуждающиеся разделяли человеческую природу (плоть) и душу, считая, что греховное начало, низменные страсти связаны именно с плотью, а дух — свят и устремлен ввысь. Следующим шагом такого заблуждения было стремление освободиться от этих бренных оков, от тела. Но христианство не разделяет таких взглядов: и тело может быть свято (именно поэтому христиане с таким почтением относятся к погребению умерших и местам захоронения). К телу следует относиться как к храму Духа Святого. Избавляясь от страстей, от греховных привычек, недостатков и пороков, мы преображаемся вместе с нашим телом.
Христианство — это, пожалуй, единственная религия, где на первом месте стоит не учение Христа (как многие думают), не Его морально-нравственные принципы, а сама личность Христа. Когда Христос пришел на землю, в религиозных отправлениях было много внешнего: исполняешь закон и ты спасешься. Но апостол Павел говорит римлянам, что исполнение закона само по себе не может спасти, важно то, что происходит внутри тебя – если есть жажда мщения, зависть, соблазн обокрасть и т. п., то это нужно исправлять. Сам Христос обличал фарисеев, служителей законов, книжников, саддукеев (последователей иудейских сект, которые только внешне все делали правильно), сравнивая их с гробами: «снаружи вы красивы, а внутри полны смрада и зла».
Сама личность Христа важна для нас вот почему. Христианство сознает — одних человеческих сил не хватает, чтобы превозмочь в себе тягу к совершению зла. Мы можем воодушевиться, преисполниться решимости вести праведную жизнь, но надолго этого воодушевления не хватает. И христианство собирает людей, которые понимают свою греховность и хотят исправиться, стать лучше, прося на это помощи у Бога. И Бог подает. Для этого необходимо было воплощение Христа, чтобы Бог Дух стал человеком. Сами, только своими усилиями, мы спастись не можем. Бог нам отвечает, но Он — далеко. А какая связь между Богом и человеком? И вот Христос, Сын Божий реализовывает эту связь в Своем Теле, в Своей жизни. Теперь мы молимся Ему о нашем спасении.
Придя в мир, Христос изменяет уже ниспосланные иудейскому сообществу заповеди (заповеди Моисея), наполняет их любовью. Они остаются актуальными и для современных христиан, но как бы актуализируются для нас Христом. Примером нового наполнения старого учения может служить послание апостола Павла к хозяину беглого раба, в котором апостол велит принять беглеца как раба, но относиться к нему как к брату. Кстати, нигде в христианстве вы не найдете призывов свергать рабовладельческий строй. Если ты раб, то оставайся в этом состоянии. Если ты господин, то будь им, но жалей своих рабов. Любое служение в этом мире временно (в контексте вечности). С утверждением христианства становятся важны не столько товарно-денежные отношения, отношения власти-подчинения, а личная преданность, ответственность за ближнего, взаимная любовь.
Свое учение Христос доводит до необразованной паствы с помощью притч — иначе оно бы не было понято простыми людьми.

Личность Христа
— Последователи не всех религий признают божественную сущность Христа, не так ли?
— В историчности Христа, в его бытии на земле никто не сомневался. Сомневались в том, кем он был: Богом (и сколько в нем было божественности) или человеком? Монахи, ведя очень суровую жизнь, которая тем не менее не могла победить человеческой греховности, не понимали — как возможно Святому Богу сродниться с человеком?! Им казалось, что это недостойно Бога. Но в этом акте как раз и проявляется любовь, Бог смирил Себя и принял греховную человеческую природу, чтобы исцелить ее. Поэтому мы и говорим, что Христос не судья, а врач. Ту тайну соединения Бога с человечеством в момент зачатия Христа мы постичь пока не можем, но это вовсе не значит, что этого не было.
Ислам рассматривает Христа как пророка, не как Сына Божьего. И пророк Мухаммед, провозвестивший учение от Аллаха, в сравнении с Христом, имеет для мусульман первостепенное значение.
— Как исторически ислам связан с иудаизмом и христианством?
— Патриарх Авраам родил сыновей Исмаила и Исаака. От Исаака возникло иудейство и впоследствии христианство, а от Исмаила пошли исмаильтяне, народ, который позже принял мусульманство.
Я бы не стал говорить, что между нашими религиями существуют непримиримые противоречия. Да, у нас разные доктрины. Но если не вступать в богословские дискуссии, диспуты, можно смело утверждать — нравственные критерии и позиции, морально-этические нормы у нас одни. Каждая религия несет мир, добро. Крайние формы верований, выражающиеся в религиозном экстремизме и сепаратизме, — явления абсолютно неприемлемые ни для какой традиционной религии. Безусловно, есть люди, которые придерживаются этих воззрений, но эти воззрения носят скорее политический характер, нежели религиозный.
В моем окружении много хороших товарищей-мусульман, и у нас очень много похожих воззрений на современность (то, что не касается вероучительной точки зрения). Повода враждовать у нас нет никакого.

В рамках одного государства
— Значит, не должно быть повода для вражды и у других людей, приверженцев разных религий?
— Думаю, что не должно быть. Нам предстоит большая работа — объяснить молодежи различия между правильным пониманием ислама и неправильным (экстремистскими воззрениями и т. д.), между правильным пониманием христианства и неправильным. У нас тоже случаются казусы, за которые бывает стыдно (как захват монастыря на Урале одним схимником). Подобные вещи вообще не нужно ассоциировать с религией, здесь речь идет о духовном повреждении конкретных людей.
Такие традиционные ценности ислама как отношение к родителям, почтение к старшим, заслуживают безусловного уважения и внимания.
Россия — удивительное государство, где достаточно мирно сосуществуют самые разные религии. В рамках одного государства находятся регионы, население которых преимущественно исповедует ислам или буддизм. Конечно, межрелигиозные конфликты случались, но они не привели к распаду страны (как это вышло в Европе, когда рассыпались огромные империи: Римская империя, Византия, Османское владычество). Нам следует и далее мирно сосуществовать, избегая трагических столкновений на религиозной почве (это самые страшные войны в истории человечества). Вспомним Великую Отечественную войну, когда для советского народа утратили значение религиозные различия, все воевали за свою землю и свою семью (а эти понятия для всех одинаковы), спали в одном окопе и ели из одной чашки. Благодаря единодушию мы выиграли эту войну. И в мирной жизни мы должны руководствоваться этими принципами. Простому человеку нужно учиться принимать других людей с иными воззрениями и убеждениями.
Заслуживает внимания такой факт — многие иноверцы почитают христианские святыни. Мусульмане почитают святителя Николая. Святитель Алексий излечил жену татарского хана Тайдулу и за это почитаем в том числе и иноверцами…
— Как христианство относится к бракам с иноверцами?
— Такие браки допустимы, но в этих случаях не может быть совершено Таинство Венчания. И я вижу в союзах людей из разных религий такую сложность — поскольку воспитание происходило в разных культурах, это неминуемо наложит отпечаток на воззрения человека и может привести к конфликтам. С другой стороны, повод для конфликтов может найтись и без этого… Нужно уметь преодолевать разногласия в семье. Две души, одно тело — никакой связи Бог не поставляет выше связи между мужем и женой.
Венчание возможно лишь между православными и католиками или протестантами (при условии, что дети в семье будут воспитываться в православии).

22:01 16 сентября 2018.

В 2018 году Южно-Сахалинская и Курильская епархия отмечает 25-летие со дня образования. В связи с этим 16 сентября в киноконцертном зале «Октябрь» областного центра прошел ряд мероприятий — праздничный концерт, презентация документального фильма и открытие выставки сахалинского фотографа Сергея Красноухова.

Четверть века в островном регионе происходит возрождение православия. Многие моменты этого возрождения запечатлены жителями области. Среди сахалинцев встречаются настоящие профессионалы фотографического дела, одним из которых является Сергей Красноухов. Именно его снимки сегодня украсили фойе «Октября».

— Когда иконописец пишет икону, то он передает, в первую очередь, внутреннее состояние своей души, своего «я», своего видения божественной Тайны Святой Троицы. То же самое — и фотографии. Сергей Красноухов находит удивительные моменты. После просмотра его работ думаешь: «А почему я этого не видел?». Мне особенно приятно, что именно он дал свое согласие выставить свои фотографии здесь в преддверии концерта, — сказал архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон.

Представленные снимки отражают историю епархии с 2006 года. На них можно увидеть храмы Сахалинской области, а также очень важные исторические моменты церковной жизни.

— Эта выставка не является тяжелым фундаментальным фотографическим трудом. Это скорее всего репортерские заметки. Люди и события, отраженные на этих снимках — это уже наша история. И я призываю, давайте делать историю вместе, — сказал Сергей Красноухов.

Сегодня эта выставка будет перевезена в кафедральный собор Рождества Христова, который расположен на площади Победы. В течение месяца у жителей и гостей города будет возможность познакомиться с историей епархии через снимки сахалинского фотографа.

Далее на сцене кинотеатра начался праздничный концерт. С приветственными словами выступили архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон, мэр областного центра Сергей Надсадин, председатель Сахалинской областной думы Андрей Хапочкин, а также губернатор Олег Кожемяко.

— Мы говорим огромное спасибо, что за 25 лет вы объединили народ, дали возможность многим людям прийти в церковь и в радости, и в горе, прийти крестить младенца, встречать церковные праздники, провожать в последний путь. Церковь неразрывна с нашей жизнью. Безусловно, для Сахалина было очень важно возродить здесь православие, — сказал поздравительные слова глава региона.

После официальных речей и выступления творческих коллективов зрителям был презентован документальный фильм «Свеча православия», созданный к 25-летию епархии. В нем четыре человека рассказывают о том, как на их глазах создавалась епархия — это преподаватель воскресной школы, одна из первых просфорниц, первый монах, постриженный на Сахалине, и первый бухгалтер епархии. Режиссером выступила сахалинка Юлия Вятржик.

Южно-Сахалинский Рождественский собор. Фото, сентябрь 2016 г.

Южно-Сахалинский кафедральный собор в честь Рождества Христова Южно-Сахалинской епархии

Расположен на площади в парке Победы.

Из-за малой вместимости действующего кафедрального собора губернатор Сахалинской области А. В. Хорошавин выступил с инициативой строительства нового кафедрального собора. 21 сентября 2010 года, после Божественной литургии на месте будущего строительства в парке Победы патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил возведение собора. Большую помощь в возведении собора оказала компания Роснефть и её президент Игорь Сечин.

Во втором квартале 2012 года подрядчик ООО «Горстрой» начал строительные работы, которые было намечено завершить во втором квартале 2015 года . 7 июня 2013 года в строящемся соборе, в нижнем храме Трёх святителей, была совершена первая Божественная литургия которую возглавил епископ Южно-Сахалинский Тихон . С того времени в течение более двух лет богослужения совершались в нижнем храме, а 14 августа 2015 года владыка Тихон совершил первую Божественную литургию в верхнем храме Рождества Христова. В цокольном этаже была создана специальная крестильная купель — первая в городе, в которой можно было в полный рост крестить взрослых. Изначально предполагалось, что храм будет отштукатурен, но бывший губернатор области настоял на том, чтобы использовался мрамор — материал долговечный и красивый. По завершении строительства новый собор стал одним из самых высоких на Дальнем Востоке .

4 сентября 2016 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин великого освящения кафедрального собора и Божественную литургию в новоосвящённом храме. С этого времени собор стал главным кафедральным храмом Южно-Сахалинской епархии. Храм уже был украшен многочисленными мозаиками, но четыре ряда галерей были еще не расписаны — тогда планировалось расписать их так, чтобы каждый ряд был посвящен эпохе в истории Церкви: верхний — земной жизни Спасителя, далее — истории древней Церкви, следующий — истории Русской Церкви, и самый нижний — новейшей истории Русской Церкви.

Архитектура, убранство

Собор выдержан в новгородском стиле. Высота собора от цоколя до кончика креста — 81 м. (без креста — 77 м.). В форме представляет пятиглавый четверик. Главый центральный купол — позолочен, остальные — голубого цвета. Подбор цветов был обусловлен посвящением храма Рождеству Христову — празднику, который в некоторой степени и Богородичный, отчего был использован голубой цвет в честь Божией Матери. Фасад храма облицован белым мрамором, стилобатная часть — красным гранитом; в стилобатной части также использован красный мрамор привезённый из Индии. Над входом в храм размещены часы-куранты.

Внутри храм имеет четыре ряда галерей. Пятиярусный иконостас собора выдержан в русском стиле, содержит 98 икон, и насчитывает 17 м. в ширину и 15 м. в высоту. Центральный вход в собор украшает уникальная величественная мозаика с изображением Спасителя; на Горнем месте собора установлена другая массивная мозаика Воскресения Христова несколько меньших размеров. Обе мозаики были созданы в Иерусалиме. Всего в храме 42 мозаичных иконы и панно общей площадью 175 кв. м. Основой украшенного иконами трёхтонного паникадила — самого большого в Южно-Сахалинске — служит двухъярусный хорос диаметром в шесть метров, изготовленный по специальному заказу в Сергиевом Посаде. В корпусе собора устроены залы для проведения мероприятий, классы для занятий. Здание оборудовано лифтами.

Настоятели

  • Василий Иванов (6 ноября 2012 — 2 апреля 2019)

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта Южно-Сахалинской епархии:
    • — «Патриарх освятил кафедральный собор Рождества Христова», 4 сентября 2016
    • — Суетинова Марина, «Экскурсия в новом соборе Рождества Христова», 19 сентября 2016
  • «Предстоятель Русской Церкви благословил строительство нового кафедрального собора Южно-Сахалинска,» портал Православие.ру, 22 сентября 2010:
  • «Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил в Южно-Сахалинске кафедральный собор Рождества Христова», официальный сайт губернатора и правительства Сахалинской области, 4 сентября 2016:

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *