МГГКИ

Доклад на тему:

«Креационизм. Доказателства креационизма»

Выполнила Романович  Виктория

Учащаяся 2 «А»  класса

Минск, 2011 г.

Креациони́зм (от лат. creatio, род. п. creationis — творение) —  теологическая и мировоззренческая  концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также  мир в целом, рассматриваются  как непосредственно созданные  Творцом или Богом.

История креационизма является частью истории религии, хотя сам термин возник не так давно. Термин «креационизм» стал популярным приблизительно с конца XIX столетия, означая концепции, признающие истинность изложенной в  Ветхом Завете истории сотворения мира. Накопление данных различных наук (от астрономии до геологии и биологии), в особенности распространение  в XIX веке теории эволюции, привело к  возникновению противоречия между  новыми взглядами в науке и  библейской картиной мира. Результатом  этого антагонизма в дальнейшем стало последовавшее возрождение  креационизма как совокупности телеологических  концепций, являющихся реакцией консервативно  настроенных христиан на ставшие  доминирующими представления об эволюционном и естественном пути происхождения  живой и неживой природы.

Креационизм имеет  два источника. С одной стороны, своим становлением он обязан священным  текстам христианской религии, утверждающим генезис бытия через творческий акт Создателя, сотворившего Вселенную  из небытия (ничего), а затем все  виды (роды) живого в земной биосфере и человека из различных форм неживой  природы (шестидневное творение). С  другой стороны, своим становлением он обязан целой серии научных  фактов, объяснить которые невозможно с точки зрения эволюционизма.

К таким фактам относится, например, невозможность естественного  объяснения появления духовной жизни  человека, отделяющей его от мира животных, лишенных самосознания, абстрактного мышления, грамматически структурированного языка, всех форм духовной творческой активности – науки, искусства, религии. К таким фактам также относится  отсутствие бесспорных научных данных в пользу доктрины прогрессивной  биологической макроэволюции, к  тому же противоречащей росту энтропии согласно второму закону термодинамики; невозможность редуцировать биологические  явления к физическим, совершенная  нерешенность проблемы физико-химического  объяснения происхождения биологической  жизни, что ставит под сомнение идею естественного самозарождения биологической  жизни; невозможность для современной  физики отказаться от антропного принципа, утверждающего, что значения всех физических и космологических величин обусловлены  требованием возможности существование  на Земле человека; противоречивость модели «вечно существующей вселенной», не согласованной со вторым законом  термодинамики и наблюдаемому космическому микроволновому фону; научная обоснованность теории «Большого взрыва» и «расширяющейся вселенной», в контексте которой  утверждается существование начала вселенной во времени, под которым  понимается начало расширения и т. д.

Среди течений креационизма наиболее представительными и сильными являются младоземельный креационизм (Young-Earth Creationism), настаивающий на буквальном следовании шестидневному творению Книги Бытия Ветхого Завета, и  староземельный креационизм (Old-Earth Creationism), где шесть дней творения интерпретируются как символическая формула — метафора, приспособленная к уровню восприятия людей различных эпох с различным  уровнем знаний, что, возможно, имеет  своим основанием в том, что слово  день (евр. «йом») не означает в Священном  Писании только сутки, но также часто  указывает на неопределённый отрезок  времени.

Среди староземельного  креационизма важно выделить креационизм  постепенного творения (Progressive creationism), согласно которому Бог непрерывно направляет процесс изменения биологических  видов и их появления, не нуждаясь в видообразовании путем естественного  отбора. Как включенное в креационизм  направление необходимо рассматривать  и эволюционный креационизм (теистический эволюционизм), признающий теорию эволюции в виде инструмента Бога.

Современный креационизм  является мощным направлением в философии  и науки. К нему принадлежит множество  видных ученых в самых различных  областях знания.

Опровержение  эволюции

Между теорией эволюции и библейским сообщением о сотворении, очевидно, имеются глубокие различия. Сторонники эволюции утверждают, что  сотворение несовместимо с наукой. Справедливости ради можно, однако, также  спросить: действительно ли научна сама эволюция? С другой стороны, является ли сообщение библейской книги Бытие, как утверждают многие, просто рядовым древним мифом о сотворении? Или оно в согласии с открытиями современной науки? И как обстоит дело с другими вопросами, которые тревожат многих людей: если существует всемогущий Создатель, почему тогда происходит так много войн, голода и болезней, из-за которых миллионам приходится преждевременно умирать? Почему он допускает столько страданий? Если существует Создатель, то сообщает ли он, что будет в будущем?

Останки

Итак, когда мы предоставляем  слово ископаемым, их свидетельство  не говорит в пользу эволюции. Напротив, оно говорит в пользу сотворения. Оно показывает, что многие различные  «роды» живых организмов появились  внезапно. Хотя внутри каждого «рода» было большое разнообразие, но никаких  связующих звеньев с эволюционными  предками не было. Не было их также и  с различными «родами» живых существ, появившихся позднее. Разнообразные  «роды» продолжали существовать на протяжении долгих периодов, не испытывая значительных изменений, пока некоторые из них  не вымерли, тогда как другие сохранились  до сего дня.

В своей книге Order: In Life (Порядок: в жизни) эволюционист Эдмунд Сэмюэл приходит к такому заключению: «Концепцию эволюции нельзя рассматривать  как строго научное объяснение наличия  разнообразных форм жизни». Почему нельзя? Он добавляет: «Ни один точный анализ биогеографического распределения  или палеонтологической летописи не может непосредственно подтвердить  эволюцию».

Очевидно, беспристрастное  исследование привело бы к заключению, что ископаемые не подтверждают теорию эволюции. С другой стороны, свидетельство  ископаемых служит веским доводом в  пользу сотворения.

Абсолютная и относительная

Зоолог Коффин констатировал: «Для светских ученых ископаемые, то есть свидетельства прежней жизни, представляют собой высшую и последнюю апелляционную  инстанцию, потому что палеонтологическая летопись является единственной достоверной  хроникой жизни, доступной науке. Если эта хроника ископаемых не соответствует  эволюционной теории — а мы видели, что  это так и есть, — то чему же тогда  она учит? Она рассказывает нам  о том, что растения и животные были созданы в своих основных формах. Основные данные палеонтологической летописи подтверждают сотворение, а  не эволюцию». Поэтому астроном Карл Сейган в своей книге Cosmos (Космос) откровенно признал: «Свидетельство ископаемых могло бы быть совместимо с концепцией о Великом Конструкторе».

Опровержение  самозарождения

Одна из современных  эволюционных концепций об истоках  жизни излагается в книге Ричарда  Докинса The Selfish Gene (Эгоистичный ген). Согласно его теории, вначале земля  имела атмосферу, состоявшую из углекислого  газа, метана, аммиака и воды. Под  влиянием энергии солнечного излучения  и, может быть, благодаря молниям  или вулканическим извержениям, эти простые соединения расщеплялись и затем преобразовывались в  аминокислоты. Их разновидности постепенно скапливались в морях и образовывали соединения, подобные белкам.

В результате, говорит он, океан превратился  в «первичный бульон», на первых порах  неживой.

Мог ли образоваться «первичный бульон»?

Насколько вероятно, что аминокислоты, предположительно сформировавшиеся в атмосфере, осели  и образовали «первичный бульон»  в океанах? Абсолютно невероятно, потому что та же энергия, которая  расщепляла бы в атмосфере простые  химические соединения, еще быстрее  разлагала бы на составные части  любые образовавшиеся сложные аминокислоты. Интересно, что в миллерском эксперименте с электрическим разрядом в «атмосфере»  четыре полученные аминокислоты сохранились  только благодаря тому, что он убрал  их из зоны разряда. Если бы он оставил  их там, разряд разложил бы их вновь  на части.

Допустим, что аминокислоты каким-то образом добрались до океанов  и укрылись от губительной ультрафиолетовой радиации в атмосфере. И что же потом? Хитчинг объясняет: «Под поверхностью воды было бы недостаточно энергии  для активации последующих химических реакций; вода в любом случае препятствует росту более сложных молекул».

Итак, для того чтобы  из аминокислот, находящихся в воде, образовались более крупные молекулы и белки, пригодные для зарождения жизни, аминокислоты должны были выйти  из воды. Но если они выйдут из воды, им опять будет не избежать губительного воздействия ультрафиолетовых лучей! «Иными словами, теоретическая вероятность пройти даже эту первую и сравнительно легкую стадию эволюции жизни равна нулю», — говорит Хитчинг.

Хотя обычно и  принято утверждать, что жизнь  спонтанно зародилась в океанах, но водная среда просто не благоприятствует необходимым химическим процессам. Химик Ричард Дикерсон объясняет: «Поэтому трудно представить себе, как могла  протекать в водной среде первичного океана полимеризация , так  как присутствие воды содействует  не полимеризации, а деполимеризации ». Биохимик Джордж Уолд согласен с этим мнением. Он говорит: «Гораздо вероятнее спонтанное растворение, и поэтому оно происходит гораздо  быстрее, чем спонтанный синтез». Это  значит, что накопления «первичного  бульона» не было! Уолд считает это  «самой упрямой проблемой, с которой  мы сталкиваемся».

Существует, однако, еще одна упрямая проблема. Как  известно, имеется более 100 различных  аминокислот, но для белков живых  организмов необходимо лишь 20. Кроме  того, они встречаются в двух формах: одни молекулы имеют «правую асимметрию», а другие — «левую». При случайном  образовании, как в случае теоретического первичного бульона, одна половина, по всей вероятности, будет иметь правую структуру, другая половина — левую. Причина  того, почему в живых организмах дается предпочтение одной форме, не известна. И все же из 20 аминокислот, участвующих в образовании белков живых организмов, левую асимметрию или структуру имеют все!

Как же могло произойти, что в «бульоне» случайно объединялись только определенные необходимые виды? Физик Дж. Д. Бернал допускает: «Следует признать, что возникновение асимметрии все еще остается одной из наиболее трудных задач в объяснении структурных  характеристик жизни». Его заключение гласит: «Возможно, что нам никогда  не удастся объяснить асимметрию».

Научно  ли это?

Прежде чем признать самозарождение жизни как научный  факт, его следовало бы подтвердить  научным методом. Этот метод описывается  следующим образом: наблюдай происходящее; на основании этих наблюдений разработай теорию, которая может дать истинное представление о действительности; проверь теорию дальнейшими наблюдениями и опытами; проследи, сбываются ли предсказания, основанные на этой теории.

Ученым, пытающимся руководствоваться научным методом, не удалось увидеть самозарождение жизни. Нет доказательств того, что  оно происходит сейчас, а раньше, когда оно, по словам эволюционистов, происходило, конечно же, не существовало никаких человеческих наблюдателей. Ни одна теория, имеющая к этому  отношение, не была подтверждена наблюдениями. Лабораторные эксперименты по воспроизведению  самозарождения потерпели неудачу. Предсказания, основанные на теории, не осуществились. Можно ли говорить о  честной науке, если, несмотря на подобную несостоятельность в применении научного метода, такая теория превозносится  на уровень факта?

С другой стороны, имеется  достаточно доказательств в пользу того, что самозарождение жизни из неживой материи невозможно. Как  признает профессор Гарвардского университета Уолд, «стоит только рассмотреть объем  этой задачи, чтобы признать, что  самозарождение живого организма невозможно».

Но во что, в сущности, верит этот защитник эволюции? Он отвечает: «Все же, я верю, что наше существование  на земле является результатом самозарождения». Звучит ли это, как объективная наука?

Британский биолог Джозеф Хенри Вуджер описал такие  рассуждения следующим образом: «Утверждение, что то, во что мы желаем верить, случилось на самом деле, является простым догматизмом». Что  побудило ученых принять это явное  несоблюдение научного метода? Хорошо известный эволюционист Лорен Айсели допустил следующее: «Наука, после того как она упрекала теолога в  том, что он полагается на мифы и  чудеса, нашла себя в незавидном положении, создав собственную мифологию, а именно предположение, что в  первобытное время действительно  произошло то, что после долгих усилий не могло быть доказано как  происходящее сегодня».

На основании доказательств  можно сказать, что теория самозарождения жизни скорее относится к области  научной фантастики, чем к области  научных фактов. Многие сторонники этой теории, очевидно, отказались от научного метода, чтобы верить в то, во что  им нравится верить. Вопреки факту, что шанс случайного возникновения  жизни неимоверно мал, упрямый догматизм  преобладает над осторожностью, которая обычно диктуется научным  методом.

Страницы:123следующая →

Что такое теистическая эволюция?

Вопрос: Что такое теистическая эволюция?

Ответ: Теистическая эволюция является одной из трёх мировоззренческих концепций относительно происхождения жизни; другие два – это атеистическая эволюция (также широко известная как дарвинистская или натуралистическая эволюция) и Божественное творение.

Согласно атеистической эволюции, Бога нет и жизнь может и, на самом деле, возникла естественным путём из ранее существующих неживых строительных блоков под воздействием сил природы (например, силы притяжения и т.д.), хотя происхождение этих законов природы не объясняется. Божественное творение, в свою очередь, подразумевает, что Бог непосредственно создал жизнь или из ничего, или из ранее существующих материалов.

Теистическая эволюция утверждает, что возможны два варианта. Первый заключается в том, что Бог на самом деле существует, но Он не принимал непосредственного участия в возникновении жизни. Он мог создать строительные блоки, Он мог создать законы природы, Он мог даже создать эти элементарные частицы, рассчитывая на последующее возникновение жизни, но в определённый момент Он отступил и позволил Своему творению развиваться самостоятельно. Он позволил происходить тому, что произошло, чем бы оно ни было, и, со временем, жизнь возникла из неживого материала. Эта позиция сходна с атеистической эволюцией в её предположении натуралистического происхождения жизни.

Второй вариант теистической эволюции заключается в том, что Бог совершил не одно или два чуда, чтобы дать начало жизни в том виде, в котором мы её знаем. Его чудеса происходили постоянно. Он вёл жизнь шаг за шагом по пути от первобытной простоты до современной сложности, на подобие эволюционному древу жизни Дарвина (рыба стала амфибией, которая стала рептилией, та стала птицей и млекопитающим и т.д.). Там, где жизнь не могла эволюционировать естественным путём (как например, конечности рептилии не могли эволюционировать в крылья птицы естественным путём), вмешивался Бог.

Научный креационизм

Этот взгляд похож на Божественное творение в том, что он предполагает определённое сверхъестественное участие Бога, чтобы дать начало жизни.

Существуют многочисленные различия между библейским взглядом на Божественное творение и теистической эволюцией. Одно важное различие относится к взглядам на смерть. Теистические эволюционисты полагают, что возраст земли составляет миллиарды лет и что геологический столб, содержащий ископаемые находки, представляет длительные временные эпохи. Так как человек появляется лишь в последних ископаемых шарах, теистические эволюционисты полагают, что многие существа жили, умирали и исчезали задолго до появления человека. Это значит, что смерть существовала до Адама и его грехопадения.

Библейские креационисты верят, что земля сравнительно молода и что ископаемые находки оказались там из-за Ноева потопа. Наслоение шаров, по их мнению, произошло через гидрологическое сортирование и разжижение, которые являются наблюдаемыми явлениями. Это значит, что ископаемые находки (включая останки живых организмов) датируются сотнями лет после грехопадения Адама.

Другим важным различием между двумя теориями является их восприятие книги Бытие. Теистические эволюционисты стремятся либо к теории «день за век», либо к схематической теории, обе из которых являются аллегорическими толкованиями недели творения в 1-й главе книги Бытие. Креационисты, поддерживающие теорию о молодой земле, читая Бытие 1, используют буквальные 24-часовые сутки. Оба взгляда теистической эволюции ошибочны с христианской точки зрения, так как не соответствуют изложению творения в книге Бытие.

Теистические эволюционисты следуют сценарию Дарвина, согласно которому возникли звёзды, затем наша солнечная система, затем земля, растения и животные, а потом – человек. Два взгляда теистической эволюции противоречат друг другу относительно роли Бога в происходящих событиях, но они, в общем, поддерживают временные рамки Дарвина. Они противоречат изложению творения в книге Бытие. Например, Бытие 1 гласит, что земля была создана в первый день, в то время как солнце, месяц и звёзды были созданы лишь на четвёртый день. Некоторые приверженцы теистической эволюции доказывают, что слова в Бытие подразумевают, что солнце, месяц и звёзды на самом деле были сотворены в первый день, но были невидимы через земную атмосферу до четвёртого дня. Это несколько притянутая теория, так как книга Бытие излагает достаточно чётко, что земля не имела атмосферы до второго дня. Если солнце, месяц и звёзды были созданы в первый день, то они должны были быть видимы в тот же день.

Кроме этого, Бытие отчётливо гласит, что птицы были созданы вместе с морскими творениями на пятый день, в то время как земные животные были созданы на шестой день. Это прямо противоречит теории Дарвина о том, что птицы эволюционировали из земных животных. Библейское упоминание гласит, что птицы появились раньше земных животных. Теория теистической эволюции утверждает прямо противоположное.

Одна из самых неприятных тенденций в современном христианстве заключается в попытках заново истолковать книгу Бытие, чтобы согласовать её с эволюционными теориями. Многие общеизвестные библейские учителя и апологеты присоединились к эволюционистам и пришли к мнению, что буквальное толкование книги Бытие определённым образом вредит убедительности христиан. Тем не менее, эволюционисты теряют уважение к тем, чья вера в Библию столь хрупка, что они готовы так легко пожертвовать ею. Хотя число истинных креационистов среди академических кругов может уменьшаться, несколько добросовестных организаций, таких как «Ответы в книге Бытие», «Общество исследования творения» и «Институт исследования творения» подтверждают, что Библия не только соответствует настоящей науке, но и настаивают, что ни одно слово в Библии никогда не было опровержено истинной наукой. Библия – это живое Божье Слово, данное нам Творцом вселенной, и Его описание того, как Он творил вселенную, не соответствует теории эволюции, даже в её теистическом понимании.

English

Вернуться на русскую стартовую страницу

Что такое теистическая эволюция?

навигация

ПоискЗадать вопросБлагая вестьВажные вопросыЧасто задаваемые вопросы

Креациони́зм (от лат. creare – создавать, форма creatio – создаю) – философско-теистическая концепция, зародившаяся среди христианских ученых, утверждающая происхождение вселенной, Земли, человека и всех форм жизни в результате творческого акта личного сверхприродного Абсолюта, Творца всего сущего – Бога.

Креационизм имеет два источника. С одной стороны, своим становлением он обязан священным текстам христианской религии, утверждающим генезис бытия через творческий акт Создателя, сотворившего Вселенную из небытия (ничего), а затем все виды (роды) живого в земной биосфере и человека из различных форм неживой природы.

К таким фактам относится, например, невозможность естественного объяснения появления духовной жизни человека, отделяющей его от мира животных, лишенных самосознания, абстрактного мышления, грамматически структурированного языка, всех форм духовной творческой активности – науки, искусства, религии. К таким фактам также относится отсутствие бесспорных научных данных в пользу доктрины прогрессивной биологической макроэволюции, к тому же противоречащей росту энтропии согласно второму закону термодинамики; невозможность редуцировать биологические явления к физическим, совершенная нерешенность проблемы физико-химического объяснения происхождения биологической жизни, что ставит под сомнение идею естественного самозарождения биологической жизни; невозможность для современной физики отказаться от антропного принципа, утверждающего, что значения всех физических и космологических величин обусловлены требованием возможности существование на Земле человека; противоречивость модели «вечно существующей вселенной», не согласованной со вторым законом термодинамики и наблюдаемому космическому микроволновому фону; научная обоснованность теории «Большого взрыва» и «расширяющейся вселенной», в контексте которой утверждается существование начала вселенной во времени, под которым понимается начало расширения и т. д.

Среди течений креационизма наиболее представительными и сильными являются младоземельный креационизм (Young-Earth Creationism), настаивающий на буквальном следовании шестидневному творению Книги Бытия Ветхого Завета, и староземельный креационизм (Old-Earth Creationism), где шесть дней творения интерпретируются как символическая формула – метафора, приспособленная к уровню восприятия людей различных эпох с различным уровнем знаний, что, возможно, имеет своим основанием в том, что слово день (евр.

Теория креационизма

«йом») не означает в Священном Писании только сутки, но также часто указывает на неопределённый отрезок времени.

Среди староземельного креационизма важно выделить креационизм постепенного творения (Progressive creationism), согласно которому Бог непрерывно направляет процесс изменения биологических видов и их появления, не нуждаясь в видообразовании путем естественного отбора. Как включенное в креационизм направление необходимо рассматривать и эволюционный креационизм (теистический эволюционизм), признающий теорию эволюции в виде инструмента Бога.

Современный креационизм является мощным направлением в философии и науке. К нему принадлежит множество видных ученых в самых различных областях знания. Ученые – креационисты объединены в исследовательские сообщества, издающие научную и научно-популярную литературу. Их сайты представлены в Интернете.

Среди русскоязычных сайтов важно выделить:

Ведущие зарубежные креационистские общества представлены сайтами:

См. КОСМОГОНИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ

Теория креационизма

By vera |

Теория креационизма частично базируется на идее этернизма — стационарности жизни. Жизнь потому и неизменна, что появилась она в результате единичного акта творения некого Созидающего Начала. Некто некогда создал все многообразие жизни из ничего. Корни теории уходят в глубокую античность. Известен древневавилонский миф о герое- боге Мардуке, который и творит Мир. Позднее учение становиься догмой основных официальных религий.

Основные положения креационизма:

1). Библия является неоспоримо надежным источником в вопросах естествознания;

2). Вера в творение из ничего;

3). Возраст Земли не более 10000 лет;

4). Все крупные группы животных были сотворены законченными и не менялись.

Основой креационизма является положение о сотворении живых организмов (либо только простейших их форм) неким сверхъестественным существом — божеством, абсолютной Идеей, Сверхразумом, сверхцивилизацией и так далее. Очевидно, что этой идеи с глубокой древности придерживались последователи большинства ведущих религий мира, в частности, христианства. Формирование течения связано с переходом в XVIII — XIX веке к системному изучению морфологии, физиологии, индивидуального развития и размножения организмов, положившему конец представлениям о внезапном превращениям видов и возникновении сложных организмов в результате случайного сочетания отдельных органов. Оно распространяется не только в религиозных, но и в научных кругах.

Обычно подходы креационизма используют в попытках объяснения наиболее сложных вопросов биохимии и биологии эволюции, связанных с переходом от сложных органических молекул к живым организмам, отсутствие переходных звеньев от одного типа животных к другим.

Сторонники идеи постоянства видов — видные ученые, оставившие свой след в истории науки. Карл Линней (1707 -1778 г.г ), шведский врач и естествоиспытатель, создатель единой системы классификации растительного и животного мира, самой прогрессивной в то время.

Креационизм. доказательства креационизма

Вместе с тем утверждал, что виды реально существуют, они устойчивы, а изменения, возникающие внутри них под влиянием различных факторов, происходят строго внутри неких ограниченных пределов. Количество видов неизменно с момента сотворения.

Жорж Леопольд Кювье (1769 — 1832 г.г.), барон, пэр Франции, французский естествоиспытатель и натуралист, основатель сравнительной анатомии и палеонтологии. Это его метод реконструкции животных по единственной обнаруженной кости используют палеонтологи всего мира. Стремясь снять противоречия между данными об устойчивости современных видов и данными палеонтологии, Кювье создает теорию катастроф. В книге " Рассуждения о революциях на поверхности земного шара", которая была издана в 1830 году, излагается его гипотеза серии катастроф в истории Земли. Каждый геологический период в истории планеты имел свою флору и фауну. И непременно заканчивался катастрофой, при которой гибло абсолютное большинство живого. Восстановление флоры и фауны происходит за счет видов, пришедших из небольших локальностей. Кювье считал виды неизменными, но не был сторонником многократности творений. Он был творцом теории миграций фаун прошлого. Когда в разных геологических пластах находили разные виды жизни, ученый объяснял этот факт тем, что после катастрофы на это место пришли другие виды, сохранившиеся в небольшом количестве в других местах, не затронутых катаклизмом. С накоплением палеонтологических находок количество предполагаемых катастроф в истории планеты росло и достигло двадцати семи.

Последователи Кювье — Жан Луи Родольф Агассис (1807 — 1873 г.г.), американский палеонтолог и зоолог и французский геолог Альсид Дессалин Д’Орбиньи (1802 — 1857 г.г.) — создали теорию катастроф с многочисленными актами Творения. После каждого воссоздания увеличивается "творящая сила", поэтому в целом усложняются виды.

Принцип катастрофизма полностью отрицает английский естествоиспытатель Чарлз Лайель (1797 — 1875 г.г.), основоположник современной геологии. В своем главном произведении "Принципы геологии" (1830 г.) автор поддерживает идею актуализма. Он утверждает, что в истории Земли никогда не было никаких глобальных потрясений, никакой активизации внутренних сил планеты — вулканизма, разломов литосферных плит, горообразования. Как и не было скачкообразного возникновения новых биологических видов. Все изменения на планете, даже самые принципиальные, стали возможными в результате медленно идущих плавных изменений, текущих сотни миллионов лет. Лайелю принадлежит теория равнозначности состояний, она в том числе отрицает горячей фазы в формировании планеты. А океаны и континенты были на ее поверхности всегда.

В настоящее время креационизм можно разделить на два направления: ортодоксальный и эволюционный. Сторонники ортодоксального придерживаются традиционных взглядов, опираются на веру, в доказательствах не нуждаются, научные данные игнорируют. Они отвергают не только эволюционное развитие, но и общепринятые геологические и астрофизические теории, которые противоречат теософским теориям. Эволюционный креационизм претерпевает некоторые изменения, пытаясь объединить идею эволюции и религиозное учение о создании мира. Согласно их взглядам, виды могут превращаться один в другой, но направляющей силой является воля Творца. При этом не оспаривается и происхождение человека от обезьяноподобных предков, но сознание и духовная деятельность его рассматриваются как результат божественного творения. Все изменения в живой природе происходят по желанию Творца. Следует отметить, что эволюционный креационизм характерен для западного католицизма. В православии единой официальной точки зрения на вопросы эволюционного развития нет. На практике это приводит к тому, что существует широкая возможность трактовки момента развития — от ортодоксального до похожего на католический эволюционизм. Креационизм с середины шестидесятых годов прошлого века утратил свое значение в биологии. Современные сторонники данной теории пытаются выдвигать свою трактовку имеющихся спорных фактов, критикуют научные поиски, но свои, независимые исследования, материалы и доводы предложить не торопятся.

Литература:

Дзеверин И.И., Пучков В.П., Довгаль И.В., Акуленко Н.М. "Научный креационизм, насколько он научен?", М., 1989

Кювье Ж. "Рассуждения о революциях на поверхности земного шара", М., 1937 г.

Маклин Дж., Окленд Р., Маклин Л. "Очевидность сотворения мира. Происхождение планеты Земля", Принт Хаус, 2005

Ларичев В.Е. "Сад Эдема", Политиздат, М., 1980

WWW. antropogenez.ru

WWW.dic. academic.ru

WWW.elementy.ru

Оставить комментарий

Существуют три глобальных подхода, три основные точки зрения на возникновение человека: религиозный, философский и научный. Религиозный подход опирается на веру и предание, обычно он не требует каких-либо дополнительных подтверждений своей правоты. Философский подход опирается на некий первоначальный набор аксиом, из которого путём умозаключений философ строит свою картину мира.

Научный подход опирается на факты, установленные в ходе наблюдений и экспериментов. Для объяснения связи этих фактов выдвигается гипотеза, которая проходит проверку новыми наблюдениями и, по возможности, экспериментами, в результате чего либо отвергается (тогда выдвигается новая гипотеза), либо подтверждается и становится теорией. В дальнейшем новые факты могут опровергнуть теорию, в этом случае выдвигается следующая гипотеза, лучше отвечающая всей совокупности наблюдений.

И религиозные, и философские, и научные взгляды со временем менялись, влияли друг на друга и причудливо переплетались. Иногда крайне сложно разобраться, к какой области культуры отнести ту или иную концепцию. Количество существующих взглядов огромно. Невозможно в кратком изложении рассмотреть хотя бы их треть. Ниже мы попробуем разобраться лишь с самыми главными из них, наиболее повлиявшими на мировоззрение людей.

Сила Духа: креационизм

Креационизм (лат. creatio – сотворение, создание) – религиозная концепция, согласно которой, человек был создан неким высшим существом – Богом или несколькими богами – в результате сверхъестественного творческого акта.

Религиозное мировоззрение является древнейшим из засвидетельствованных в письменной традиции. Племена с примитивной культурой обычно выбирали себе в предки разных животных: индейцы-делавары считали своим родоначальником орла, индейцы-осаги – улитку, айны и папуасы из бухты Морсби – собаку, древние датчане и шведы – медведя. У некоторых народов, например, малайцев и тибетцев, бытовали представления о возникновении человека от обезьяны. Напротив, южные арабы, древние мексиканцы и негры берега Лоанго считали обезьян одичавшими людьми, на которых рассердились боги. Конкретные способы создания человека, согласно разным религиям, очень разнообразны. Согласно одним религиям, люди появились сами по себе, согласно другим, их создали боги – из глины, из дыхания, из тростника, из собственного тела и мыслью единою.

В мире существует огромное множество религий, но в целом креационизм можно разделить на ортодоксальный (или антиэволюционный) и эволюционный. Теологи-антиэволюционисты считают единственной верной точку зрения, изложенную в предании, в христианстве – в Библии.

Движение, пространство, время

Ортодоксальный креационизм не требует иных доказательств, опирается на веру, а научные данные игнорирует. Согласно Библии, человек, как и другие живые организмы, был создан Богом в результате одномоментного творческого акта и в дальнейшем не изменялся. Сторонники этой версии либо игнорируют доказательства длительной биологической эволюции, либо считают их результатами других, более ранних и, возможно, неудачных творений (хотя могут ли быть неудачи у Творца?). Некоторые теологи признают существование в прошлом людей, отличных от живущих сейчас, но отрицают какую-либо преемственность их с современным населением.

Теологи-эволюционисты признают возможность биологической эволюции. Согласно им, виды животных могут превращаться один в другой, однако направляющей силой при этом является воля Бога. Человек также мог возникнуть от более низко организованных существ, однако его дух оставался неизменным с момента первоначального творения, а сами изменения происходили под контролем и по желанию Творца. Западный католицизм официально стоит на позициях эволюционного креационизма. Энциклика 1950 года папы Пия XII "Humani generis" допускает, что Бог мог создать не готового человека, а обезьяноподобное существо, вложив, однако, в него бессмертную душу. После это положение подтверждалось другими папами, например, Иоанном Павлом II в 1996 году, который в послании Папской академии наук писал, что "новые открытия убеждают нас в том, что эволюцию следует признать более чем гипотезой". Забавно, что для миллионов верующих мнение папы римского в этом вопросе значит несравнимо больше, чем мнение тысяч учёных, посвятивших науке всю жизнь и опирающихся на изыскания других тысяч учёных. В православии единой официальной точки зрения на вопросы эволюционного развития нет. На практике это приводит к тому, что разные православные священники интерпретируют моменты возникновения человека совершенно различно, от сугубо ортодоксального варианта до похожего на католический эволюционно-креационистского.

Рекомендуем материал: 13 мифов об эволюции человека

Современные креационисты проводят многочисленные исследования с целью доказать отсутствие преемственности древних людей с современными или же – существование полностью современных людей в глубокой древности. Для этого они используют те же материалы, что и антропологи, однако смотрят на них под другим углом зрения. Как показывает практика, креационисты в своих построениях опираются на палеоантропологические находки с неясными датировками или условиями нахождения, игнорируя большую часть остальных материалов. Кроме того, нередко креационисты оперируют некорректными с точки зрения науки методами. Их критика обрушивается на те области науки, что ещё недостаточно полно освещены – так называемые "белые пятна науки" – или незнакомы самим креационистам; обычно такие рассуждения производят впечатление на людей, недостаточно знакомых с биологией и антропологией. Большей частью креационисты занимаются именно критикой, однако на критике своей концепции не построишь, а своих собственных независимых материалов и доводов у них нет. Впрочем, надо признать, что учёным от креационистов есть некоторая польза: последние служат хорошим индикатором понятности, доступности и популярности результатов научных исследований широкой публике, дополнительным стимулом к новым работам.

Стоит заметить, что число креационистских течений, как и философских, и научных, весьма велико. В России же они почти не представлены, хотя значительное число учёных-естествоиспытателей склоняется к подобному мировоззрению.

Дальше:Сила мысли: философские концепции антропогенеза

Назад:Введение

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *