Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

Ижевский государственный технический университет

Воткинский филиал

Кафедра ЭиОП

Реферат

По курсу: «История религии»

на тему: «Обретение Казанская икона Божией Матери»

Выполнил: студент группы Д-111 Суслопарова М.А.

Проверил: ст.преподаватель Юсупова Ю.Г.

Воткинск

Казанская икона Божией Матери

Размышляя о судьбе нашей родины, нельзя не заметить, что в трудные моменты ее истории только помощь Свыше спасала наше Отечество. Небесной Заступницей и Хранительницей нашей земли является Пресвятая Богородица. Как толь­ко люди, вознося горячие молитвы, обращались к Ней с верою, помощь являлась незамедлитель­но. Знамение этого небесного покрова — чудотвор­ные иконы Божией Матери, прославленные в Рус­ской земле.

Казанская икона Пресвятой Богородицы — всенародная наша святыня — была явлена в горо­де Казани через четверть века после покоре­ния его Иоанном Грозным. Казанский поход 1552 года, завершивший завоевание могущественного татарского царства, стал ве­личайшим событием в жизни Московского госу­дарства после Куликовской битвы.

В завершение продолжительных военных дей­ствий и осады войска Иоанна Васильевича предпри­няли штурм Казани 2 октября, после празднования Покрова Пресвятой Богородицы. Деятельно подго­товившись к решительному приступу и устроив большой подкоп для взрыва стен и башен города, воины стали готовиться и духовно, призывая на помощь Бога и Его Пречистую Матерь. Как опи­сывается в „Сказании о Русской Земле”, накануне „в Русских полках было всем велено исповедо­ваться и причаститься; сам Иоанн провел часть ночи со своим духовником… Перед рассветом… Иоанн оповестил все полки, чтобы они готовились немедленно приступить к делу, как только раз­дастся взрыв, а сам, облеченный в юшман, или бо­евую броню, и имея коня наготове, отправился, по своему обыкновению, отслушать обедню в по­ходной шатровой церкви.

Здесь, когда диакон, читая Евангелие, воз­гласил: „И будет едино стадо и един пастырь”, — государь и все присутствовавшие услышали страшный гром от взрыва, причем задрожала зем­ля. Иоанн выступил из церковных дверей и уви­дал, что стена уже взорвана, а бревна и люди ле­тят в высоту; когда во время ектений диакон читал молитву за царя и провозгласил слова: „О еже покорити и пособити под нозе его всякаго врага и су­постата”, — то раздались звуки от второго взрыва… Войска наши с возгласами „С нами Бог!” двинулись на приступ…

Иоанн же продолжал слушать обедню; один из близких людей сказал ему: „Государь! Время тебе ехать: полки ждут тебя”, — но он отвечал: „Если до конца отслушаем службу, то и совер­шенную милость от Христа получим”… Когда обедня кончилась… он, приняв благословение от священника, наказал продолжать молиться о нис­послании победы. Затем Иоанн сел на коня и по­спешил к своему войску”.

И в тот день пала Казань. Принеся благода­рение Богу и Его Пречистой Матери, Иоанн Васи­льевич вступил в покоренный город, где через два дня собственноручно заложил соборный храм Бла­говещения Пресвятой Богородицы. По возвраще­нии в Москву государь в память о взятии Казани приказал построить против самых кремлевских стен великолепный Покровский собор, который и доныне украшает главную площадь столицы.

После умирения всех казанских владений, го­сударев наместник в Казани, князь Петр Иванович Шуйский стал ревностно заниматься устройством вверенного ему края. Для просвещения населения Христовым учением была образована новая епар­хия — Казанская, первым епископом которой стал преосвященный Гурий. В наказе, данном ему мит­рополитом Московским Макарием, говорилось, что татар надо привлекать к Крещению отнюдь не страхом и жестокостью, а любовью и лаской, и во­обще очень заботиться о них. Преосвященный Гу­рий с большим рвением относился к своей трудной задаче и сумел кротостью и истинно христианским отношением привлечь сердца многих татар к вос­приятию Православия. При его преемнике архи­епископе Германе распространение веры Христовой также протекало успешно, но потом магометанст­во стало оказывать сильное сопротивление.

В 1579 году в Казани случился страшный по­жар, уничтоживший половину кремля и приле­гавшую к нему часть города, после чего магометане заговорили, что русский Бог не­ милостив, и „вера Христова, — замечает ле­тописец, — стала притчею и поруганием”. Именно в эту пору Господь и Матерь Божия яви­ли православным свою великую милость.

Стрелец Даниил Онучин намеревался ставить себе на месте сгоревшего дома новый. И вот его дочери, девятилетней Матроне, явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела сказать Казан­скому архиепископу и городским воеводам, чтобы они извлекли из земли икону Ее, и указала место нахождения иконы на пепелище сгоревшего дома.

Девочка рассказала о сне матери, но та не придала этому значения. Видение повторилось, но снова мать не вняла словам ребенка.

Казанская икона Божьей Матери: история, чудеса, молитвы

Наконец в третий раз Матрона увидела во сне саму икону, от которой послышался грозный голос: „Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом ме­сте, но ты погибнешь!”. Девочка проснулась по­трясенная и стала настойчиво требовать от матери исполнения повеления Богородицы. Тогда мать отвела дочь к городским начальникам и к архиепископу Иеремии, но никто из них не поверил словам девочки.

8 июля, вернувшись после бесплодных хож­дений, в полдень мать взяла заступ и стала копать землю в указанном месте. Помогали ей и другие, но икона не появлялась. Тогда стала копать сама Матрона, и вскоре около того места, где находи­лась печь, было найдено заветное сокровище. Икона Божией Матери, скрытая здесь, по-видимо­му, при господстве мусульман христианами-испо­ведниками, была завернута в ветхий суконный ру­кав мужской одежды вишневого цвета. Но лик иконы был свежий, ничем не испорченный, точно она была только что написана.

Весть об обретении иконы быстро облетела весь город. Когда узнали о событии городские вла­сти, все собрались к дому стрельца; архиепископ Казанский с духовенством совершил на место яв­ления крестный ход, и икона была торжественно перенесена в приходскую церковь Николы Туль­ского, называемую так по местночтимому Туль­скому образу святителя, хранившемуся в ней. Настоятелем ее был тогда священник Ермолай, впоследствии митрополит Казанский Ермоген, а затем Патриарх всея Руси, который описал об­ретение иконы Божией Матери и чудеса, явлен­ные от нее; им же были сложены стихиры, канон и тропарь иконе, дошедшие до нашего времени.

У Николы Тульского было совершено тор­жественное молебствие, а затем вновь обретен­ную икону понесли в Благовещенский собор. По дороге совершилось первое чудо: прозрел сле­пец Иосиф, ничего не видевший в течение трех лет. По принесении иконы в собор получил ис­целение и другой слепец, Никита. В дальнейшем было замечено, что от Казанской иконы особенно много исцелений подается людям, страдаю­щим глазами.

Вскоре архиепископ и воеводы послали Ио­анну Васильевичу в Москву подробное донесение об обретении иконы с точным ее списком. Госу­дарь повелел на месте явления построить храм и основать женский монастырь и в нем хранить икону. Отроковица Матрона первой приняла постри­жение в новой обители.

Спустя немного времени по основании первой церкви в монастыре была воздвигнута новая, с трапезою, во имя Пресвятой Богородицы, а на содержание обители было дано сто душ. В 1594 го­ду по повелению царя Феодора Иоанновича здесь был заложен обширный каменный собор Успения Божией Матери, который в следующем году был освящен митрополитом Казанским Ермогеном. Тогда же был увеличен штат инокинь; обители были принесены богатые дары иконами, ризами и утварью; чудотворная икона была обложена золотом, драгоценными камнями и жемчугом.

Обретенная чудотворная икона Божией Мате­ри стала почитаться Одигитрией, что переводится как Путеводительница, Наставница, Помощница. „Царица Небесная в Казанском Своем образе яв­ляется воеводой христиан, Державной Водительницей. И изображается Она с Младенцем Христом особенно: Господь стоит, подняв благословляю­щую руку. В других изображениях и канонах Ма­терь Божия является Покровительницей, Утеши­тельницей, Радостью скорбящих, Взысканием по­гибших, Матерью сирот. Здесь же — Воеводой и Царицей”, — замечательно говорит священномученик епископ Серафим (Звездинский).

Действительно, Пресвятая Богородица через Казанскую икону явилась Путеводительницей рус­ских людей, прежде всего русского воинства и тем самым — государства, особенно являя Свою милость во время нападений врагов, войн и бедствий.

В конце XVI века в нашем Отечестве нача­лось страшное смутное время: самозванцы и ино­земцы стремились захватить русский пре­стол, оставшийся без законного монарха. В результате происшедших событий „наступило так называемое лихолетье. Каза­лось, пришли последние дни для Московского го­сударства. Хищные отряды шведов, казаков, по­ляков, „полковника Лисовского" и других воров всюду хозяйничали самым наглым образом… Ни­кто в это время не знал, что надо делать и чего держаться. Жива была в сердцах русских людей только горячая вера в Бога, и к Нему с усердной и слезной молитвой всюду стали прибегать люди, „чтобы Он пощадил останок рода христианского”.

Святейший Патриарх Ермоген твердо верил в заступничество Пресвятой Богородицы за Рус­скую землю. Он ревностно выступил против польских интервентов, водворившихся в Моск­ве, за что был арестован. Находясь под арестом, Патриарх рассылал по городам „грамотки” — воззвания, побуждавшие русских людей подняться на защиту Отечества (впоследствии в подвалах Чудова монастыря он принял мученическую кончину).

Небесной Заступницей, Покровительницей и Хранительницей земли русской является Пресвятая Дева Мария. Люди, вознесшие молитвы к Царице Небесной, вскоре по своим молитвам получали помощь.

Входя в храм Божий первое, что видит каждый прихожанин — это множество святых ликов на иконостасе. Один из главных — Казанская икона Божией Матери, одна из древнейших русских святынь. Ее образ можно увидеть практически в каждой верующей семье.

Помощь по молитвам верующих

Казанская Богородица помогает справиться абсолютно со всеми проблемами:

  • ей молятся перед свадьбой, а жениха и невесту родители благословляют в семейную жизнь именно этой иконой — Дева Мария обязательно поможет молодоженам выстроить крепкий брачный союз;
  • именно Казанской Богоматери молятся о недужных, о даровании им здравия — Она может исцелить от любой болезни, в том числе по молитвам верующих прозревают очи у слепых людей;
  • обеспечивает мир на земле, во времена военных конфликтов она вселяет спокойствие и благоразумие враждующим сторонам, способствует скорому перемирию;
  • искренняя молитва перед Святым ликом позволит сохранить мир в семейном очаге, предупреди ссоры в семье, станет залогом безбедного и гармоничного супружества;
  • мать, желающая здравия и благополучия своему чаду, возносит молитвы перед Казанской иконой;
  • Матушка помогает избавиться от бесплодия бездетным супругам;
  • Царица Небесная защитит от смерти внезапной;
  • Покровительствует путешественникам и странникам.

Описание святого образа

Казанская Богородица относится к типу «Одигитрия» — «Путеводительница», «Указующая путь».

Предание гласит, что первозданный образ принадлежит кисти апостола Луки.

История Казанской иконы Божией Матери

Смысл изображения на иконе состоит в представлении явления в мир Спасителя. На иконе Он благословляет двумя перстами.

Но в других списках перстосложение изображено таким образом, что каждый палец означает букву греческого алфавита, а вместе из них получается монограмма имени Иисуса Христа IC XC.

Голова Богородицы преклонена к Сыну Своему, а Ее лицо излучает наивысшую любовь. Ее очи задумчивы по матерински, но глаза Пресвятого Младенца выражают разум взрослого человека. Он стоит с левой стороны от Матери, его правая рука поднята, что означает благословение.

Шествие Церкви к Богу

Крестные ходы были созданы еще в древние времена, с тех пор они имеют огромное значение и великий смысл для Земли русской. Шествия с Казанской иконой Пресвятой Богородицы внешне похожи на церковные богослужения и ярко показывают силу христианской веры.

В Ее честь освящены более 10 монашеских обителей и полсотни соборов и церквей, которые, помимо России, находятся в других странах.

Почитание Казанской иконы Божией Матери совершается ежегодно:

  • 21 июля, в день ее торжественного обретения;
  • 4 ноября, в память избавления Москвы и России от иноземных захватчиков.

История возникновения лика

Очень страшным выдался 1579 год для града Казани, во времена ее завоевания Иоанном Грозным. Огромную часть города поразил сильнейший пожар, множество семей остались без крыши над головой. Огонь вырвался из дома одного из городских стрельцов и в несколько минут обратил в пепелище то, что многие годы великими трудами творили людские руки.

Лютый плач и людские слезы стояли над Казанью. Пожар бушевал в основном в той части города, где проживали православные верующие. Им трудно было выносить обвинения, надругательства над священными образами.

И тогда Всевышний явил своим верным людям Божественное милосердие — для утоления скорби и вразумления.

Десятилетней девочке Матроне, дочери стрельца, в пустой хате явился образ Богородицы. От иконы исходил голос, повелевающий найти Ее образ в недрах земных. Матрона, конечно же, испугалась и ничего не стала рассказывать родителям.

На следующий день видение повторилось, и девочка поведала матери о диве, но та не придала дочериным словам особого значения. Через несколько дней Матрона прилегла днем отдохнуть и уснула, как вдруг неведомая сила подняла ее и перенесла на середину двора.

Открыв глаза, отроковица вновь лицезрела Богородичный лик. От него исходили огромные и яркие огненные лучи. Отроковица испугалась и подумала, что они могут сжечь ее. Грозный женский голос приказал ей во всеуслышание объявить явленный указ и найти икону, а в наказание за непослушание девочке была обещана тяжелая и неизлечимая смертная болезнь. От испуга девочка упала на землю без чувств.

Когда она очнулась, то поведала матери о своем чудесном перенесении из дома во двор, об иконе и огненных лучах. Вскоре мать с дочерью направились к местным воеводам, рассказали о чуде и указали место, где под землей должна находиться икона.

Но воеводы не восприняли всерьез рассказ и Матрона с матерью отправились к правящему архиерею в надежде, что тот выслушает и распорядится извлечь Святой Лик из земли. Но и он оставил рассказ без должного внимания.

Делать нечего, им пришлось самим искать чудотворную икону на пепелище. Многие люди трудились на раскопках, но икону так и не нашли. Но когда начала копать землю сама Матрона в том месте, где ранее стояла печь, то на глубине полутора метров она обрела Священный лик.

Православный люд был очень рад обретению иконы, они опускались пред ней на колени, прикладывались и лобызали в надежде на исцеление от недугов и получение благодати.

Архиерей, узнав о чудесном обретении, приказал звонить во все колокола. Увидев новоявленный образ, он был сильно удивлен — икон такого чудесного письма ему никогда не приходилось лицезреть. Упав на колени, он слезно молил Богородицу о прощении за свое неверие.

Патриарх Гермоген, будучи в те годы священником, переносил икону с места обретения в церковь.

По милосердию Божиему, по пути от пожарища до храма от иконы стали происходить чудеса. Двое мужчин, долгое время страдающие слепотой очей, неожиданно прозрели.

Далеко за пределы Казани разнеслась чудесная весть, о чуде узнал царь Иоанн Грозный и велел написать копию с чудотворной иконы. Ее, как драгоценное сокровище, доставили в Москву.

Администратор

Обретение Казанской иконы Божией Матери.

Казанская икона Божией Матери

Удивительным промыслом Божиим, зачастую случается так, что прежде какого-либо великого дара, испытывается вера и терпение человека или даже целого народа — смотря по тому, кому этот дар ниспосылается. Примеров этому в истории великое множество. Авраам получил в дар от Бога сына своего Исаака — плод терпения и веры — в тот период его жизни, когда на рождение ребенка надеяться было уже практически невозможно; израильский народ, выйдя из Египта, странствовал в пустыне сорок лет, прежде чем получить Землю Обетованную; Захария и Елисавета, Иоаким и Анна стали родителями святых чад своих, будучи уже в преклонных летах, после многих, исполненных верой и упованием на промысл Божий, молитв; самым же ярким ветхозаветным пример терпения и упования на Бога являет собой Иов Многострадальный, перенесший потерю всего, что имел, в том числе своего здоровья, но не отрекшийся от Бога, несмотря на невыносимейшие страдания и досаждение от всех своих друзей и близких.

Подобно этому, явление одной из самых почитаемых на Руси икон, Казанской иконы Божией Матери, произошло после великого испытания для православного населения города Казани.

С большими сложностями шла проповедь Православия в этой новоприобретенной части русского государства: очень уж были сильны там традиции язычества и ислама. Многие труды прилагали проповедники Слова Божия, чтобы донести до людей красоту и святость православной веры, однако зачастую их старания пропадали втуне из-за неготовности слышать, нежелания воспринимать свет веры Христовой — не готовы были слушавшие и не слышавшие идти тесным, но плодоносным путем в Царствие Небесное.

Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани чудотворной иконы Божией Матери, которое совершилось 8 июля 1579 года.

Грозным испытанием веры и терпения для всех казанских православных жителей послужил страшный пожар, случившийся 28 июня 1579 года. Ермоген, митрополит Казанский, ставший впоследствии Патриархом Российским, в своем творении «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже въ Казани» так описывает данные события:

«…Мѣсяца Июня 28 день, на память святыя мученицы Агрипѣны, бысть пожаръ в новопросвѣщенномъ граде Казани, по взятьи града в двадесят шестое лѣто, яко достовѣ рнейши сами видѣхомъ. Загорѣся в полуденное время близь церкви святаго Николы, иже зовется Тульский, во дворѣ нѣкоего воина царева Данила Онучина. И мала нѣкая часть посаду остася, и половина града к соборней церкви и дворъ архиепископль остася. Болшая же часть посада: и торги всѣ, и во граде обитель боголѣпнаго Преображения Спасова, и дворъ великого князя — увы! вся огнь всеядец пояде и пожже и без вѣсти сотвори»1.

Это событие послужило причиной многого уничижения и насмешек над православными со стороны язычников и мусульман. Действительно, для человека стороннего, мыслящего логикой чисто земной, логикой падшего человеческого естества, здесь кажется все простым и ясным: «Если их Бог так всесилен, как они говорят, почему же Он допустил такое беспощадное разрушение Своих церквей!?» Однако человек есть человек — существо ограниченное, в отличие от Бога, и он не может понять Его непостижимую для нас грешных, но всегда святую и благую волю. Очень часто Господь проявляет Свою милость к нам через наказание или скорбь, Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:6). Непонимание этого и послужило причиной того, что «бысть имъ в притчю и в поругание истинная православная вѣра»2.

Это и было тем самым испытанием, о котором мы упоминали в начале статьи —; проверкой терпения, упования на Бога, на Его благой промысл о нас. Однако Господь по испытании, если его переносят с верой и упованием, всегда дарует Своим верным рабам избавление от него и великий дар, ради которого и было ниспослано само испытание. Так случилось и в этот раз.Это и было тем самым испытанием, о котором мы упоминали в начале статьи — проверкой терпения, упования на Бога, на Его благой промысл о нас. Однако Господь по испытании, если его переносят с верой и упованием, всегда дарует Своим верным рабам избавление от него и великий дар, ради которого и было ниспослано само испытание.

Казанская икона. В чем помогает Казанская икона Божией Матери

Так случилось и в этот раз.

Особо примечательно то, что чудесное явление Казанской иконы Божией Матери, произошло благодаря десятилетней девочке по имени Матрона, дочери некоего стрельца родом из простых. Как в Евангелии мы читаем: Славлю тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам (Лк. 10:21), так и сейчас чудо Божие было явлено через ребенка.

Любопытным является тот факт, что практически во всех описаниях явления Казанской иконы Божией Матери почему-то утверждается, что Матрона была дочерью стрельца (а в некоторых описаниях — купца) Даниила Онучина. Это мнение является ошибочным, так как «царев воин» (а не стрелец) Даниил Онучин, упомянутый в повествовании святителя Ермогена о явлении Казанской иконы, был не отцом девочки, а виновником пожара. Подробнее об этой и некоторых других распространенных неточностях при изложении событий обретения Казанской иконы Божией Матери можно прочесть на сайте Казанской Духовной Семинарии.

Произошло обретение следующим образом. Однажды во сне Матроне явилась чудесная икона Божией Матери — тот самый образ, который и был обретен впоследствии. Девочка услышала голос Пресвятой Богородицы, повелевающий пойти к властям и сообщить о месте, на котором сокрыта эта икона (судя по всему, оно было на той же улице, что и дом девочки), чтобы они извлекли ее из земли. Однако Матрона не решилась на такое и поведала об этом видении только лишь своей матери. Та, конечно, не придала серьезного значения сну девочки и оставила все ее слова без внимания.

Несколько раз явление повторялось, несколько раз девочка пыталась донести до матери правдивость своих слов, однако так ничего и не добилась. Наконец, однажды, когда Матрона спала днем, икона явилась особенным образом: девочка внезапно увидела себя стоящей посреди двора, в котором они жили, и вот в ярком, как бы пылающем свете, появляется икона Божией Матери, испуская сияющие лучи такой силы, что девочка подумала, что сгорит. И вот она слышит: «Если не передашь Моих слов и не пойдешь извлечь из земли Мой образ, я явлюсь на иной улице и в другом городе, ты же заболеешь так сильно, что лишишься жизни». На маленькую Матрону напал такой страх, что она упала на землю и некоторое время лежала как мертвая. Придя же в себя, она громко закричала, прося мать, чтобы та скорее пошла к архиепископу и правителям города, и рассказали им обо всем.

И вот они вместе с матерью идут к властям города, и девочка рассказывает им об иконе и месте, на котором нужно ее искать. Но, как и следовало ожидать, Матроне никто не поверил. Тогда они отправилась к архиепископу и со слезами поведали ему обо всем, снова указывая на определенное место, в котором находится чудесная икона Божией Матери. Однако и архиепископ не принял всерьез слов девочки и ее матери. Тогда они отправились домой, и мать Матроны стала рассказывать окружающим людям о видениях своей дочери, но и те только дивились и уходили прочь.

Отчаявшись кого-либо убедить, женщина берет заступ, идет вместе с дочерью на указанное место и начинает копать. Через некоторое время, люди, видевшие как она трудится, стали присоединяться к ней. Однако проработав долгое время, они так ничего и не нашли. Когда же в том месте, где на пепелище раньше была печь, начала копать сама девочка, наконец-то и была обретена икона! Она была завернута в рукав ткани, и когда ее развернули, было такое впечатление, что образ только что написан — настолько яркими были краски.

Огромное количество народа сразу стеклось на место обретения новой иконы Божией Матери. Сразу же послали сообщить архиепископу и властям об этой чудной вести. Тут же в Казани зазвучали колокола, а на место обретения направился крестный ход во главе с самим архиепископом. Прося милости и прощения за свое неверие словам девочки, архиепископ и власти города поклонились пречистой иконе Богоматери. Весь народ города стекался сюда, радуясь и благодаря Пречистую Деву за великую Ее милость к ним.

Так Господь по испытании, даровал и великую награду за терпение и веру, проявленные православными жителями Казани.

Святитель Ермоген упоминает в своем повествовании, что тогда он был еще священником, служившим в церкви Николы Гостинского, и что сам присутствовал при обретении чудотворной иконы. Мало того, по повелению архиепископа, именно он нес чудный образ Божией Матери вместе с крестным ходом в церковь Николы Тульского, расположенную неподалеку от того места. Там при невероятном стечении народа был совершен молебен, после чего крестный ход снова двинулся по улицам города по направлению к казанскому кремлю. Тогда-то и были явлены первые из бесчисленных чудес и исцелений, полученных от Казанской иконы Божией Матери.

1 Материал взят с сайта «Наследие Святой Руси»

2 Там же.

Казанская икона Божией Матери

празднование – 21 июля и 4 ноября
(8 июля и 22 октября по старому стилю)

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это — знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.

Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга — главный водный путь страны — стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики — святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом (†1567; память 6 ноября).

Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.

Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. "Вера Христова, — говорит летописец, — сделалась притчею и поруганием". Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.

Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита.

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский (†1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: "Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани". С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись "Повести" — автограф Святейшего Патриарха Ермогена — целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.

Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля), написанной , и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз "Матушка Казанская" указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.

В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход "за Казань" (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского (†1584), увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, "встречь солнца" многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.

Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и "воровских людей" старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605-1612), который народ назвал "Смутным временем", Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия — священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор "Сказания" о ней и Службы ей.

В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: "Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем". Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.

Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.

Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: "Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена".

Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня — Кремль.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.

В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.

В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек.

Защитница России: Казанская икона Божьей Матери

В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

…Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год — как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь…

В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: "Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего… всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим".

Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.

Празднование Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", 22 октября установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена (память 12 мая) русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.

Святитель Димитрий Ростовский (память 21 сентября) в "Слове на день явления иконы Божией Матери в Казани" (празднование 8 июля) говорил: "Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не токмо праведныя, но и грешныя, но которыя грешныя? Ты я, иже возвращаются к Отцу Небесному яко блудный сын, воздыхают биющи перси своя, яко мытарь, плачут у ног Христовых, яко грешница, омочившая нозе Его слезами, исповедание Ему приносят, яко на кресте разбойник. На таковая грешныя Пречистая Божия Мати призирает и ускоряет на помощь им, и от великих бед и зол избавляет".

Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием русские войска 22 октября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом.

Акафист Казанской иконе Божией Матери

На главную ‹ Жития Святых

Казанская икона Божией Матери

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579 г.)

1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.

Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики – святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияла своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом († 1567; память 6 ноября).

Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.

Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.

Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин.

Как обрели, переписали и утратили икону, про которую говорили, что она «спасала страну»

Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита.

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский († 1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись «Повести» – автограф Святейшего Патриарха Ермогена – целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.

Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля) и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.

В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского († 1584), увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.

В соборе Казанского девичьего монастыря икона находилась до начала ХХ в., а в 1904 г. Россию потрясло известие о похищении святыни. Святотатственное событие произошло в ночь с 28 на 29 июня 1904 г.

К явленной иконе имелось несколько риз. Праздничная надевалась на Рождество Христово, Пасху и в дни празднования Казанской иконы, будничная, или повседневная, – в остальные дни. Праздничная риза была золотая. На нее надевалась другая риза, низанная крупным жемчугом, бриллиантами, изумрудами, яхонтами и др. драгоценными камнями. Будничная, не менее драгоценная, московской работы, сплошь низанная жемчугом, имела золотые венцы с бриллиантовыми розами, множеством других украшений и драгоценных камней. А в 1767 году императрица Екатерина II приложила к иконе еще и бриллиантовую корону. Видимо именно из-за такого обилия драгоценностей явленная Казанская икона была похищена из Казанского девичьего монастыря шайкой 28-летнего Варфоломея Стояна. Воры вскоре были пойманы, и в ноябре 1904 года в Казани состоялся судебный процесс. Однако, что стало с чудотворной иконой, в ходе следствия окончательно выяснить не удалось. На суде было высказано мнение, что икона была сожжена, так как на квартире Стояна в печи были найдены обгоревшие остатки икон. Мать сожительницы Стояна Кучеровой, показала на суде, что обе иконы были порублены и сожжены Стояном. Сам же Стоян отрицал участие и в краже, и в уничтожении иконы, сознаваясь лишь в покупке краденых драгоценностей. Стоян и его подельник Комов были приговорены к лишению всех прав, имущества и к ссылке на каторжные работы на 12 и 10 лет соответственно.

Потеря первоначального образа не умаляет благодатной силы всего множества списков с Казанской иконы, через которые Пресвятая Богородица помогает нам Своим ходатайством перед Своим Сыном по плоти, а по ипостаси Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом.

Избавление Москвы и России от поляков в 1612 г.

Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605–1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия – священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.

В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.

Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.

Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».

Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня – Кремль.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.

В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.

В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

… Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год – как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь…

В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего…

всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».

Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.

 ← Пименовская икона Божией Матери

Икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радость"  → 

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *