В книге в доступной и живой форме рассматриваются основные этапы истории западноевропейской философии «классического периода» (от Фалеса до Гегеля). Жанр очерков позволил автору избирательно подойти к историко-философскому материалу, за счет чего оказалось возможным подробно рассмотреть наиболее важные, «узловые» пункты в истории западноевропейской философии. Автор сфокусировал внимание не на полученных мыслителями прошлого выводах и результатах, а на тех проблемах, способом решения которых оказались различные философские конструкции и построения. Такой подход позволит читателю взглянуть на классиков философии как на живых собеседников, обсуждавших и решавших вопросы, не утратившие своей актуальности и сегодня. В Очерках сделан акцент на двух наиболее значимых и сквозных темах классической философии — теории познания, во-первых, и метафизике свободы, во-вторых. Большое внимание уделено также анализу философского смысла Богочеловеческой идеи христианства и эволюции классических доказательств бытия Бога, ставшей своеобразным стержнем западноевропейской метафизики.Книга рассчитана на широкий круг читателей, в том числе на старшеклассников, студентов и аспирантов, будет полезна всем, кто приступает к изучению философии

Определение 1

Русский духовный ренессанс – период в истории русской культуры, русской философии, искусства, литературы начала $20$ века, подразумевающий себя как расцвет и возвышение духа, творческих и интеллектуальных способностей и умонастроений.

Особенности русского духовного ренессанса

Для русского духовного ренессанса характерно:

  • Поиск ответов на вопросы и проблемы смысла жизни
  • Поиск роли человека в мире
  • Вопросы о судьбе и свободе человека
  • Раздумья о прошлом и будущем
  • Мысли и рассуждения о духовной миссии России
  • Русский духовный ренессанс держится на трёх частях:
  • Русский модерн
  • Символизм и Серебряный век поэзии
  • Богоискательство
  • Создание русской религиозной философии

Замечание 1

Это однозначный и яркий подъём всех потенциальных творчески и интеллектуальных сил страны. В эти временные рамки русская культура достигла пика своей утончённости. Данное движение открывалось культурной элитой, оторванной от народных масс и процессов, протекавших в широких общественных кругах.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Русский духовный ренессанс 480 руб.
  • Реферат Русский духовный ренессанс 270 руб.
  • Контрольная работа Русский духовный ренессанс 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Чем-то русский духовный ренессанс был схож с романтически-идеалистическим движением $19$ века.

Россия раскрыла для общества и культуры уникальные души, которые были очень чутки ко всем веяниям духа.

Яркими представителями русского духовного ренессанса являются – Вл. Соловьев, Е. Трубецкой, Н. Бердяев, П. Флоренский, В. Розанов.

Нельзя не оценить могущественное влияние философии и богословия Вл. Соловьева на поэтов-символистов, творивших в этот период: А. Блока, В. Иванова, А. Белого.

Наряду с серьёзными поисками смысла, кризисом души, формировалась негативная мода на мистику, оккультизм, эстетизм, отрицание этики. Но все это вело к зарождению нового типа человека, смотрящегося обратить взор внутрь себя. Это внутренний духовный переворот, это раскрытие «потустороннего», меняющего перспективу и направление сознания.

Изменение эстетического сознания, освобождение от русского нигилизма и социального утилитаризма художественного творчества, переоценка ценностей характеризовало новый этап развития культуры.

А. Волынский и Д. Мережковский были пионерами этого обновления эстетического сознания и отношения к творчеству. Свое выражение это нашло в литературе, которую не выдерживала старая публицистическая критика.

Ещё одним источником русского ренессанса выступала немецкая философия и русская религиозная философия $19$ века, к которым произошёл своеобразный возврат.

Возросший интерес к общемировоззренческим тенденциям и острые вопросы религиозного обновления расположили символистов к идеям и рассуждениям «проклятых вопросов», рассматриваемых православным духовенством. По их инициативе начали открываться Религиозно-философские собрания и общества, на которых освещались вопросы философии духовного ренессанса, наряду с этими обществами начали свою работу популярные и быстрорастущие литературно-художественные журналы «декадентского» направления. Особая роль отводилась журналу «Мир искусства», который был основан в Петербурге в $1899$ году. Это первый в России журнал эстетического толка. Именно на него была возложена миссия возрождения пластических искусств в стране, по словам З. Гиппиус. Центральным органом русского символизма выступал крупный московский журнал «Весы» под руководством Я. Брюсова.

Несмотря на такую разнородность и разнообразие фундаментальных компонентов русского духовного ренессанса, они объединяются общим пониманием по поводу одухотворенности материального и воплощенности духовного, представляющих единство двух начал. Где бы не представлялась эта мысль: в символизме или поэзии, архитектуре модерна, балете, было видно своеобразное мнение, проявлявшее себя в возврате к античной калокагатии.

Это давало основание отрицать историческое православие, его аскетизм и народничество, требующих жертв и служения. Такой взгляд созвучен символизму ренессансного духа, который нашёл себя в концепции Богочеловека, человека, равного своему создателю. Характерное для этой тенденции направление – русский футуризм, воспевал этого будущего богочеловека на манере стихов, картин, театральных постановок.

Замечание 2

Свою слабость русский духовный ренессанс проявлял в узкой социальной базе, заключенной в основном в культурной элите. Их борьба за дух свелась к разрыву с обширными массами интеллигенции и народом. Все больше нарастало их одиночество и обособленность. Но задача, которую перед собой ставили сподвижники русского духовного ренессанса была велика, несмотря на все проблемы, возникавшие в этом процессе – «задача поддержания света, как бы ни была велика тьма».

Общая характеристика

19 столетие по праву называют «золотым веком» русской философии. Это был классический период в истории русской философской мысли, эпоха универсализма (многообразие) в ней (западники и славянофилы, радикалы и либералы, народники и социалисты, крестьянские и буржуазные философы, демократы, идеалисты и материалисты, религиозные ортодоксы и реформаторы).

В это время философская мысль развивалась в значительной мере внутри художественной литературы. Философия и литература 19 века образовали весьма оригинальный и нерасторжимый синтез, ставший прочной традицией отечественной духовной культуры.

Проблемное поле русской философии 19 века распадается на три

сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы:

В каждой из этих сфер присутствует альтернативная ориентация на определённый идеал:

  • — в сфере познания — это идеал рациональности или духовности (задаваемые наукой или религией)
  • — в сфере действия (социальной) — идеал социальности: монархия или демократия (либерализм, социализм, анархия)
  • — в сфере нравственности — идеал человека, определяемый:
    • а) с помощью определённых форм коллективности — государство, народ, община, церковь;
    • б) посредством личных атрибутов — природа человека, нравственное чувство, разумность.

Таким образом русская философия 19 века предстаёт как многообразие философских учений, организованных вокруг двух полюсов:

  • 1) философия тотальности (коллективности, целостности)
  • 2) философия индивидуальности.

Основные философские школы и философы

Чаадаев П.Я.

Пётр Яковлевич Чаадаев (1894-1856 г.г.) одним из первых в прошлом столетии поднял вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском национальном самосознании.

Вначале он высоко оценивал западную цивилизацию и её достижения, с сожалением писал об отставании России от «общего движения», т.к. считал, что истинный прогресс создается на истинном христианстве, которым является только католицизм (католичество).

Позже Чаадаев стал критически относиться к Западу, выделяя в его социальном организме такие пороки, как эгоизм, враждебность частных интересов, жизнь по расчёту.

Чаадаев размышлял об особой роли России в мире. Эта роль должна состоять в том, чтобы «дать миру какой-нибудь важный урок», «…мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество». Этой пророческой максимой он стремился преодолеть отчуждённость своей историософии от исторической почвы, придать ей характер национального идеала.

По Чаадаеву основную роль в развитии общества играет Божественное откровение, которое должно вдохновлять человечество к построению Царства Божия на земле. Для будущего «Царства Божьего» свойственны равенство, свобода и демократия. Именно поэтому оно может быть определено как социалистическое, ибо «социализм победит не потому, что он прав, а потому, что не правы его противники».

Отрывок из романа «Теранезия» (Грег Иган):
В начале недели Мадхузре объявила, что они в классе начали изучать движение за гражданские права. Затем, в пятницу за ужином, она объявила Киту и Амите, что наконец поняла, над чем они работают в университете.
Кит победно ухмыльнулся Прабиру, а Амита проворковала:
— Ну, разве ты не умница? Почему бы тебе не рассказать нам, что ты выучила?
Мадхузре изложила всё, со своей обычной девятилетней говорливостью.
— В шестидесятые и семидесятые годы двадцатого века во всех демократических странах были люди, которые не обладали реальной властью, и они стали приходить к людям, которые этой властью обладали, и сказали им: «Все эти принципы равенства, о которых вы твердите со времен Великой французской революции, прекрасны, но вы, похоже, не воспринимаете их всерьез. Вы все, на самом деле, лицемеры. Так что мы заставим вас принимать эти принципы всерьез». И они стали проводить демонстрации и устраивать автобусные поездки, и захватывать здания, и это было очень неудобно для людей во власти, что у других людей есть такой хороший аргумент, и каждый, кто слушал внимательно, вынужден был согласиться с ними. Феминизм работал, и движение за гражданские права работало, и все остальные движения за социальную справедливость стали получать все большую и большую поддержку. Итак, в восьмидесятых ЦРУ… — она обернулась к Киту и весело пояснила: — вот тут в игру вступает теория секретных материалов — наняло действительно талантливых лингвистов для разработки секретного оружия: невероятно сложного способа говорить о политике, который на самом деле не имел никакого смысла, но быстро распространился по всем университетам мира благодаря своему впечатляющему внешнему эффекту. И сразу же, люди, которые использовали такой способ говорить, просто прицепили свой вагон к движению за гражданские права, а все остальные позволили им присоединиться, так как считали их безобидными. Но затем они забрались на поезд мира и вышвырнули машиниста. Итак, вместо того, чтобы отправиться к людям во власти и сказать: «Как насчет отстаивания всеобщих принципов, в которые, как вы утверждаете, вы верите?» люди из движения за социальную справедливость в итоге говорили примерно следующее: «Мой нарратив правды соперничает с вашим нарративом правды!» А люди во власти отвечали: «Горе мне! Вы бросили меня в терновый куст!» А все остальные сказали: «Кто эти идиоты? Почему мы должны доверять им, если они даже говорить нормально не умеют?» И ЦРУ было счастливо. И люди во власти были счастливы. А секретное оружие поселилось в университетах на долгие годы, потому что те, кто участвовал в заговоре, были слишком смущены, чтобы признаться, что они натворили.
После долгой паузы Амита сказала напряженным голосом:
— Ты, наверное, неправильно поняла урок, Мадди. Это непростые идеи, а ты все еще слишком молода.
— О нет, Амита. Я поняла. Все было очень доступно, — уверенно ответила Мадхузре.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *