История Омска: вторая половина XVIII века

Закладка второй Омской крепости состоялась в 1762 году. Первая крепость, хоть и занимала выгодное географическое положение, но была деревянной и к середине XVIII века обветшала. В 1765 году под руководством начальника Сибирской экспедиции генерал-поручика Ивана Шпрингера были возведены новые каменные крепостные сооружения. В крепость вели четверо ворот: с востока – Омские, со стороны Иртыша Иртышские и Тобольские, с севера – Тарские.

©Фото из электронного архива Библиотеки Конгресса США (frontiers.loc.gov)

Иртышские ворота на реке Иртыш (фото 1905 года)

Первым каменным сооружением крепости стал Воскресенский военный собор, который в 1773 году возвели тобольские зодчие братья Черепановы на средства военно-инженерного ведомства. Храм представлял собой оригинальное строение: его основной корпус, составлявший единое целое с трапезной, имел сходство со зданием гражданской архитектуры; над ним возвышались трехярусная соборная колокольня с восьмигранным шатром, которая во время военных действий могла использоваться как наблюдательная вышка, и купол.

©Фото из архива музея истории городского самоуправления

Воскресенский военный собор

Воскресенский собор являлся культурно-просветительским и благотворительным центром Омска – при нем действовали школа и детский приют. В соборе хранились древние казачьи знамена, старинные иконы в серебряных окладах, инкрустированных драгоценными камнями, богослужебная утварь и подаренные императрицей Екатериной II реликвии.

При нем располагалась самая большая в городе церковная библиотека, в составе которой хранились книги религиозного содержания: богословские сочинения православных архипастырей, толкования Священного Писания, подшивки духовных журналов. Библиотекой пользовалось местное население – военные, купцы, мещане, священники, а также заключенные острога. Плата за пользование книгами с читателей не взималась.

Впоследствии, во время пребывания на каторге в Омске, Ф.М. Достоевский с разрешения протоиерея Стефана Знаменского читал книги из библиотеки Воскресенского собора. Вот что писатель упоминает о храме в своей повести «Записки из мертвого дома»: «Мы ходили в церковь, которая была неподалеку от острога, раза по два и по три в день… Бывало, утром, по подмерзшей за ночь земле, нас водили под конвоем с заряженными ружьями в божий дом. Конвой, впрочем, не входил в церковь. В церкви мы становились тесной кучей у самых дверей, на самом последнем месте, так что слышно было только разве голосистого дьякона да изредка из-за толпы приметишь черную ризу да лысину священника… Мы были закованные и ошельмованные; от нас все сторонились, нас все даже как будто боялись, нас каждый раз оделяли милостыней… Арестанты молились очень усердно, и каждый из них каждый раз приносил в церковь свою нищенскую копейку на свечку или клал на церковный сбор. «Тоже ведь и я человек, – может быть, думал он или чувствовал, подавая, – перед богом-то все равны…» Причащались мы за ранней обедней. Когда священник с чашей в руках читал слова: «…но яко разбойника мя прийми», – почти все повалились в землю, звуча кандалами, кажется приняв эти слова буквально на свой счет».

©Фото из архива музея истории городского самоуправления

Гауптвахта

К концу XVIII века вокруг находившегося в центре крепости крепостного плаца был сформирован архитектурный ансамбль. Основными строениями крепости были лютеранская кирха, дома для генералитета и штаб-офицеров, солдатские казармы и артиллерийский арсенал, пороховые погреба и соляные магазины, военные подвалы, гауптвахта , дом коменданта крепости и тюремный острог. Все строительные работы проводились силами арестантов-колодников и казачества. На их постройку сооружений потребовалось большое количество строевого леса. Его заготавливали в Семипалатинском, Долонском и Карасукском лесах и переплавляли по Оми и Иртышу. Часть крепостных сооружений строилась из кирпича. Омская крепость стала одним из крупнейших сооружений в восточной части страны – ее площадь составила более 30 гектаров.

©Фото Д.Ю. Рудакова

Тобольские ворота крепости (фото 2008 года)

На левом берегу Оми располагались каменная и деревянная церкви, госпиталь, провиантский магазин, гостиный двор, ратуша и 388 обывательских домов. Город быстро расстраивался, в основном за счет землянок на берегах рек.

В Омске сложилась форштадтная система застройки города, представленная находящимися вне города или крепости и примыкающими к ним поселениями – фордштатами.

©Фрагмент карты из архива музея истории городского самоуправления

Омская крепость и окружающие ее форштадты

В начале ХVIII века на берегу Иртыша возник Казачий форштадт. На его территории располагался административный центр казачьего управления – Омская станица. «Улицы форштадта имели названия, отражающие историю его возникновения и род деятельности большинства его жителей: Казачья, Атаманская, Конюшенная, Артиллерийская и тому подобное. Некоторые из улиц были названы по фамилиям генералов-атаманов отделов казачьего войска: Русиновская, Плотниковская, Путинцевская и другие… В Казачьем форштадте находился многие десятилетия особый Казачий базар, принадлежавший Омской станице. К востоку от Казачьего собора шла улица, названная по имени церкви – Никольский проспект (сейчас это ул. Красных зорь), которая заканчивалась въездом на Казачье кладбище, просуществовавшее до начала 60-х годов нашего века, а затем снесенное и застроенное типовыми жилыми домами». (Алисов Д. А. Форштадты Омска ( XIX – начало XX веков). На территории Казачьего форштадта были возведены красивейшие архитектурные сооружения, сохранившиеся до настоящего времени, – Сибирский кадетский корпус и Никольский казачий собор.

©Фото из электронного архива Библиотеки Конгресса США (frontiers.loc.gov)

Сибирский кадетский корпус

Во второй половине ХVШ века между крепостью и правым берегом Иртыша сформировался Кадышевский форштадт. Позднее, в XIX – начале XX веков там были выстроены важнейшие административные здания: Главное Управление Западной Сибири, Дом судебных установлений, Омская контрольная палата, Омская казенная палата, губернское казначейство, Отделение государственного банка, губернское акцизное управление, духовная консистория, архиерейский дом.

©Фото из электронного архива Библиотеки Конгресса США (frontiers.loc.gov)

Духовная консистория (фото 1906 года)

Во второй половине ХVIII века к северу от новой крепости вдоль Тобольского тракта возник Бутырский форштадт. К концу XIX века он сделался центром религиозной жизни города. На его территории находилось несколько православных церквей, среди которых был и Успенский кафедральный собор; также храмы были организованы в остроге, при учебных заведениях и больницах. В этой части города находилось более десятка учебных заведений, среди которых были 1-я мужская гимназия, 1-я женская гимназия почетных граждан Поповых, коммерческое и землемерное училища, фельдшерская школа. В Бутырском форштадте располагались крупнейшие банки и торговые заведения региона: Сибирский торговый банк, Русский торгово-промышленный банк, Русский банк внешней торговли, Московские торговые ряды, городские торговые ряды, конторы и склады акционерных обществ Эльворти и Гельферих-Саде, а также пристань пароходства Разумовского и Центральная электрическая станция.

©Фото из электронного архива Библиотеки Конгресса США (frontiers.loc.gov)

Московские торговые ряды (фото 1904 года)

В конце ХVIII века правом берегу Оми образовался Подгорный форштадт, который пожара в 1823 году выгорел дотла и пришел в запустенье, а 1851 году на этом месте была разбита знаменитая Любина роща, получившая свое название в честь жены генерал-губернатора Г.Х. Гасфорда, рано умершей, но оставившей о себе в народе память как о добром и удивительно светлом человеке. Любина роща долгое время оставалась излюбленным местом отдыха и гуляний омичей.

©Фото из электронного архива Библиотеки Конгресса США (frontiers.loc.gov)

Гасфордский (позже – Любинский) проспект (фото начала XX века)

В конце ХVIII века на правом берегу Оми возник Мокрый форштадт, получивший свое название по причине крайне неблагоприятного географического положения – он находился в низине, из-за чего часто подтапливался весенними разливами рек. «С приближением весны, от чрезвычайной сырости и таяния снега образовались во многих дворах озера, и улицы этого форштадта потонули в болоте… – писал современник, офицер при штабе Сибирского корпуса И. Белов в середине XIX века. – Некоторые места нашего форштадта уже затоплены… Народ был в ужасном смятении, одни бегали, отыскивая челны, дабы в них спасаться от наводнения, другие, кто имел запряженные телеги, укладывал свои пожитки и спешили как могли скорее выбраться из этого форштадта, иные выносили из погребов и низменных мест лучшее, что могла бы повредить вода…» (Белов И. Путевые заметки и впечатления по Западной Сибири). В этой местности в жалких хижинах селилась, в основном, беднота.

Ильинский форштадт появился в конце ХVШ века. Его возникновение вызвано перепланировкой города после завершения строительства новой крепости. Он располагался на месте Луговской слободы и части старой крепости. До 1822 года Ильинский форштадт являлся административным центром Западной Сибири, а затем Степного края, поскольку здесь находилась резиденция генерал-губернатора. Здесь же находились административные здания – Общественное и Коммерческое собрания, женская гимназия, костел, ряд торговых заведений. Достопримечательностью форштадта можно назвать каменную Ильинскую церковь, возведенную в 1778–1789 годах.

©Фото из архива музея истории городского самоуправления

Церковь Ильи Пророка

В 1782 году Омская крепость была преобразована в город в составе Тобольского наместничества. Из южной части Тарского уезда был образован Омский уезд. В 1785 году у Омска появился герб.

В Омске сосредоточивается управление Сибирскими линиями и Сибирским казачьим войском, которое не только надежно охраняло южно-сибирские рубежи, но и внесло огромный вклад в хозяйственное освоение степных просторов Казахстана, присоединение к Российской империи Средней Азии.

Общее руководство городскими делами осуществлял генерал-губернатор Западной Сибири через магистрат, возглавляемый городскими старостами, которые избирались ежегодно из среды мещан и купцов города. Наиболее важным звеном в системе городского управления была полиция, через которую осуществлялись контакты администрации с гражданами. Омск имел статус окружного (уездного) центра. Омское окружное правление делилось на общее и частное. Общее окружное правление представлял начальник Омского округа, комендант Омска. Полицейские функции выполняли городничие. Городским хозяйством занимался староста.

Башкирское восстание

В 1705—171 1 годах разразилось мощное выступление в Башкирии. Непосредственным поводом для него стало прибытие в Уфу царских чиновников для сбора налогов и призыва на воинскую службу местного населения. Стремясь собрать больше денег, они ввели 72 новые статьи налогов, в том числе даже налог на карие и серые глаза (под который попадали практически все местные жители). Издеваясь над башкирами, они оскорбляли их национальные и религиозные чувства, жгли бороды уважаемым старейшинам и простым людям.

Возглавили восстание башкирская родовая знать и мусульманское духовенство. Недовольство действиями царских властей они направили против всего русского народа. Поэтому восстание носило ярко выраженный национальный характер. Сотни русских деревень были разорены и уничтожены, а их жители захвачены и проданы в рабство на невольничьи рынки Турции.

Стремясь заручиться поддержкой мусульманских государств в борьбе против центральной власти, башкирская знать направляла посольства в Османскую империю и в Крымское ханство с просьбой принять башкир в подданство.

Лишь в 1711 году царским властям удалось подавить это выступление.

Религиозные выступления

Несмотря на более терпимое, чем раньше, отношение государства к старообрядцам, преследования их при Петре I продолжались.

Проводившиеся в стране реформы предполагали еще больший отход от многовековых традиций, которые существовали на Руси. Поэтому царь видел в старообрядчестве тормоз на пути развития страны.

Старообрядческие общины по своему составу в основном были крестьянскими. Проповеди старообрядцев, дававших свою оценку преобразованиям царя-реформатора, зачастую являлись причиной новых крестьянских выступлений. Поэтому антифеодальная борьба крестьян порой проявлялась в виде церковного непослушания, проповеди иных религиозных норм.

На сторону старообрядцев иногда переходили и те священники, которые не нашли своего места в связи с церковной реформой Петра.

При Петре старообрядцам было запрещено избираться на общественные должности. Заключенный по старым обрядам брак не признавался действительным. В 1716 году для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере. Старообрядцев направляли на строительство металлургических и оружейных заводов. Наконец, их обязали одеваться под угрозой большого штрафа в нелепую одежду, по которой можно было определить, что это «человек второго сорта».

Во многих районах европейского Севера России, среднего Поволжья, северной Украины на протяжении всего царствования Петра I имели место выступления крестьян-старообрядцев против властей. По-прежнему распространенным явлением были и их самосожжения.

Выступления работных людей

По мере роста мануфактурной промышленности при Петре I начались массовые выступления новой общественной группы — работных людей. Они протестовали против нечеловеческих условий труда, многомесячного отрыва от семей.

Самыми массовыми и частыми были волнения на уральских заводах. Наиболее распространенной формой протеста были побеги. При сооружении Екатеринбургского завода практически все приписанные к его строительству крестьяне разбежались. Вместе с ними бежали и приставленные для охраны солдаты. Беглецы не могли вернуться домой — там их ждала расправа. Поэтому многие из них направились в низовья Волги и Дона, другие скрывались у башкир.

Волнения рабочих были и на более «благополучных» московских предприятиях — на Хамовном и Суконном дворах (1720), когда рабочие написали коллективную челобитную на директора Тиммермана, а затем обратились к самому царю во время посещения им этих мануфактур (1722).

Значение народных выступлений

Несмотря на жестокое подавление народных выступлений, их значение было весьма серьезным.

В условиях, когда в России не существовало иных форм заявить о своем неудовольствии, народные выступления были единственным средством, заставлявшим власть изменять свою политику в отношении различных слоев населения.

Так, казачьи выступления на Дону и в Запорожье отсрочили отмену казачьей автономии.

Крестьянские восстания вынуждали власти быть более гибкими в вопросах розыска беглых крестьян и не усиливать и без того высоких пошлин и отработок. Национальные движения башкир, татар, удмуртов заставляли считаться с национальными традициями и обычаями народов России.

Первые выступления работного люда заставили царя в 1723 году издать указ, в котором он требовал содержать работников «порядочно, без всяких напрасных нападков» и устанавливал новые, более справедливые нормы оплаты труда.

Итог
Таким образом, народные движения первой четверти XVIII века были естественным ответом народа на усиление давления со стороны государства, связанного с реформами, проводимыми в стране.

Учреждение в России в конце XVI в. патриархии означало существенное укрепление авторитета русской православной церкви во внешнем мире. Однако внутри страны церковь все более подчиняется государству. В XVIII в. церковь продолжает обладать громадными богатствами, в том числе землями и крестьянами, но государство принимает меры к ограничению роста церковного землевладения. Делаются попытки ограничить церковь в ее судебных правах, что имело и политическое, и экономическое значение. Попытки патриарха Никона поставить вопрос о равенстве церковной власти со светской и даже о приоритете церкви над государством привели к его низвержению. Цари и до этого ставили на патриарший престол нужных им лиц, хозяйничали на церковных соборах и т. д.

С именем Никона связано и такое важное событие в русской православной церкви, как ее раскол. Деятельность патриарха Никона по реформе церкви соответствовала интересам государства. Переписка церковных книг в соответствии с греческими канонами означала централизацию культовой сферы, введение единства и единообразия в по­рядок богослужения и вообще в церковный порядок. До этого в разных русских землях накопились свои местные искажения церковных книг и порядков, которые сохранялись как пережиток феодальной раздробленности. Инициаторами раскола явились рядовые священники, в большой массе полуграмотные, которым переучиваться по исправленным книгам было просто не по силам. Но к расколу примкнули и самые разнородные силы: древние боярские роды, теснимые дворянством, посадское население, положение которого ухудшалось преимущественно по причине конкуренции иностранных купцов, а главное, крестьянство, закрепощение которого завершилось и положение которого продолжало ухудшаться. Именно участие в расколе широких народных масс сделало его серьезной и опасной силой, с которой государству пришлось активно бороться.

Подчинение церкви государству усилилось в XVIII в. Петр I, воспользовавшись смертью патриарха Адриана, решил вообще не избирать нового патриарха, а учредил лишь должность местоблюстителя патриаршего престола, назначив на этот пост верного ему человека — молодого рязанского епископа Стефана Яворского. Вслед за тем был вновь учрежден Монастырский приказ, созданный, а затем упраздненный еще Алексеем Михайловичем. Но теперь Монастырский приказ получил более широкие полномочия. Он стал управлять всем хозяйством русской православной церкви, причем часть доходов от громадных церковных имуществ шла на содержание церкви, а остальное — на государственные нужды. Больше того, церковь была обложена разного рода государственными повинностями и податями.

При Петре I была создана и духовная коллегия, названная затем Синодом и подчиненная Сенату. Она стала государственным органом управления церковью. При преемниках Петра Великого статус и экономическое положение церкви неоднократно менялись в ту и другую сторону, но при Екатерине II церковь была полностью поставлена под контроль государства, стала по существу государственным органом, а ее имущество было отобрано в пользу казны. Все церковные иерархи были посажены на государственное жалованье, которое платилось из доходов от бывших церковных имуществ. На это тратилась примерно треть доходов, а больше половины их просто шло в казну. Для заведования церковными землями и крестьянами была создана Коллегия экономии, а такие крестьяне стали именоваться экономическими. Екатерина II и Павел I не стеснялись раздавать часть бывших церковных земель своим приближенным.

В конце XVIII в. одновременно с губернской реформой был пересмотрен состав епархий, при этом территория епархии стала совпадать с губернской.

В эпоху абсолютизма церковь сделала следующий шаг и в признании богопомазанности монархов. Теперь царь признавался наместником бога на земле и главой православной церкви.

Юридический статус духовенства( стоит на следующей после дворянства ступени).

Духовенство, которое по-прежнему подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество), пользовалось определенными сословными привилегиями: духовенство и его дети освобождались от подушной подати; рекрутской повинности; подлежали церковному суду по каноническому праву (за исключением дел «по слову и делу государеву”). По своей социально-классовой характеристике духовенство, точнее церковь, относилось к классу феодалов, так как патриаршему двору, архиерейским домам и монастырям принадлежали на вотчинном праве огромные земли и до 5% всего крестьянства в стране. Экономическое могущество церкви обеспечивало ей определенную независимость от власти, что являлось основой для притязаний на вмешательство в государственные дела и оппозиционности петровским реформам.

Религиозная политика русского правительства

Принципом религиозной политики русского правительства в отношении неправославных вероисповеданий была веротерпимость. Единственное исключение составлял иудаизм. Лишь в конце XVIII в. евреи появились в пределах Российской империи (до этого им запрещался въезд в страну). Правительство ограничило территорию их проживания и перемещения особой чертой оседлости. Иудаизм стал предметом пристального изучения российской интеллигенции. На тему иудаизма писали такие видные публицисты, как В.В.Розанов, Д.С.Мережковский, С.Н.Булгаков и др.

Следует заметить, что происходившие в конце XIX – начале XX в. еврейские погромы не имели религиозной окраски. Причины были, скорее, социальными: погромы направлялись в первую очередь против евреев-ростовщиков и торговцев, монополизировавших торговлю в некоторых западных городах и взвинтивших цены. Правительство нередко принимало меры против погромщиков, но одних репрессий было недостаточно. Проблема антисемитизма на государственном и бытовом уровне оставалась актуальной.

Стояние на реке Угре. Миниатюра летописного свода. XVI в.

Миссионерская деятельность Русской православной церкви в первой половине XVIII в. проходила в основном в Поволжье. Государственное финансирование миссионерских мероприятий в связи с провозглашением принципа веротерпимости велось крайне нерегулярно. Однако результатом проповедей православных миссионеров было почти полное обращение в православие чувашей, мордвы, марийцев.

Для устройства быта вновь крещеных была устроена «новокрещенская контора», подчинявшаяся Синоду. Татары крестились значительно меньше. Они имели уже более высокоразвитую культуру и религию, чем другие народы Поволжья. Кроме того, стремясь отторгнуть татар от ислама, власти зачастую применяли грубые насильственные меры. Насильственное насаждение христианства вызывало восстания татар и башкир и послужило причиной их активного участия в крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева.

Одновременно велась проповедь христианства среди калмыков. Крещеные калмыки переходили к оседлому образу жизни и переселялись в Россию, в основном в район Киева. Калмыцкие ханы первоначально выражали недовольство уходом их подданных. Тогда в 1720 г. российское правительство заключило с ханом Аюком договор, по которому за каждого крещеного калмыка Аюк получал 30 рублей серебром.

В 1724 г. внук Аюка Тайшим сам принял крещение и приказал креститься кочевавшим с ним 5 тыс. калмыкам. Ему было разрешено продолжать кочевать, а Петр I даже подарил ему походную церковь. К 1730 г. число крещеных калмыков достигло 20 тыс. Впоследствии миссия среди них стала менее успешной, так как устройство их быта было передано государственным органам, чиновники которых нередко допускали злоупотребления.

Результатом стало бегство калмыков за Урал и возвращение их к традиционной религии. В Западной Сибири проповедь среди хантов и манси вел митрополит Тобольский Филофей. Он крестил свыше 10 тыс. человек, построил 37 храмов. Его сподвижник архимандрит Феофан дошел с проповедью христианства до Камчатки, где основал Успенский монастырь.

В 1728 г. там начала работу миссия во главе с архимандритом Иоасафом. Миссионеры крестили около 10 тыс. камчадалов и построили три школы, где учили детей чтению, письму, рисованию, работе с различными инструментами. Миссия среди сибирских татар так же, как и в Поволжье, была менее успешной. Митрополит Тобольский Сильвестр, сменивший Филофея, действовал насильственными методами. В результате жалоб татар светским властям он был переведен в Суздаль. В Восточной Сибири для успешного распространения христианства в 1706 г. была создана Иркутская епархия. Ее первым епископом стал Иннокентий. Он проповедовал среди эвенков, якутов и бурят. Менее успешной в то время оказалась миссия среди чукчей.

За пределами России христианство распространялось на Алеутских островах. Первых алеутов крестил открывший эти острова казак Андрей Толстых (1743 г.).

Распространению христианства способствовала Американская торговая компания во главе с Г.И.Шелиховым. По его просьбе и на его средства в 1793 г. из Петербурга прибыла миссия во главе с иеромонахом Иоасафом (Болотовым).

Миссионеры привлекли алеутов милосердием. Монах Герман – один из членов миссии – основал на острове Еловый приют для детей-сирот. Благодаря усилиям миссии было крещено свыше 7 тыс. алеутов. В 1799 г. была создана Американская епархия, епископом которой стал руководитель миссии Иоасаф. Однако, возвращаясь на острова после рукоположения, он потерпел кораблекрушение и погиб, а преемник ему так и не был назначен.

Со второй половины XVIII в. предпринимались попытки миссионерской деятельности на Кавказе. Во главе миссии стояли грузин архимандрит Платон и русский протоиерей Лебедев. За 20 лет (1771-1791 гг.) миссии удалось крестить свыше 8 тыс. осетин. Благодаря этому было положено препятствие распространению ислама, активно осуществлявшемуся турецкими миссионерами на Северном Кавказе во внешнеполитических интересах Турции.

Русский иконостас синодального периода

Крещеный ставропольский калмык на государственной службе

С начала XIX в. начался новый этап миссионерской работы. Он был связан с появлением в 1789 г. при Казанской семинарии отделения по изучению языков народов Поволжья и Сибири. Такие же отделения появлялись в учебных заведениях всех сибирских епархий.

К началу XIX в. было подготовлено достаточно кадров, владеющих языками, издана церковная литература и появились особые училища для инородцев. Изменились методы проповеди. Вместе с проповедниками к язычникам теперь шли учителя и медики, миссионеры изучали верования разных народов и серьезно готовились к дискуссии с ними, ища точки соприкосновения. Нередко проповедь и богослужение велись на национальных языках, что привлекало язычников к христианству.

Благословение воинов. Скульптурная композиция

За рубежом в XIX в. христианство распространилось в Японии. Основателем японской миссии был иеромонах Николай (Касаткин), духовник русского консульства. Он перевел на японский язык Евангелие и богослужебную литературу, крестил трех знатных японцев, в том числе синтоистского жреца. Они распространили христианство по стране.

В 1869 г. миссия получила поддержку российского правительства. Были открыты школы в Токио и Хакодате. В 1880 г. Николай был рукоположен в епископа Японского и рукоположил первых православных японцев в священников. Он управлял Японской епархией до 1912 г. и оставил по себе добрую память.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *