С давних пор Владимирская икона Божией Матери считается покровительницей Руси

С давних пор Владимирская икона Божией Матери считается покровительницей Руси. Ее история восходит к I веку, когда, по преданию, евангелист Лука написал ее на доске от того стола, за которым трапезничало Святое Семейство, когда Иисус был еще ребенком.
История иконы Владимирской Богоматери

Дни празднования: 3 июня, 6 июля и 8 сентября.

Первоначальным местом пребывания иконы был Иерусалим, в 5 веке ее перевезли в Константинополь. Известно, как икона Владимирской Богоматери попала на Русь: патриарх Константинополя подарил ее в начале 12 века князю Мстиславу. Она была поставлена в Вышгородском монастыре вблизи Киева и вскоре прославилась как чудотворная.
Прослышав об этом, князь Андрей Боголюбский решил перевезти ее на север, но в пути случилось настоящее чудо: неподалеку от Владимира кони с повозкой, на которой везли икону, вдруг стали, и их никакими силами не удавалось сдвинуть с места. Решив, что это Божье знамение, там же и заночевали, а ночью во время молитвы у князя было видение: сама Богородица повелела оставить свою икону во Владимире, а на месте стоянки возвести монастырь с храмом в честь Её Рождества. Так Владимирская икона Пресвятой Богородицы получила свое название.

Сретение Владимирской иконы

В 1395 году на Русь нагрянули полчища Тамерлана, который продвигался к Москве, беря один город за другим. По просьбе великого князя Василия I Димитриевича, ожидавшего нападения татар, во Владимир послали за чудотворной Владимирской иконой Богородицы, и за 10 дней ее крестным ходом донесли до Москвы. По пути и в самой Москве икону встречали сотни и тысячи коленопреклоненных людей, возносивших ей молитву о спасении земли русской от врагов. Торжественная встреча (сретение) Владимирской иконы произошла 8 сентября.

В этот же день Тамерлану, который остановился с войском на берегу Дона, было видение: ему привиделась Величавая Жена, парившая над святителями, которая повелела ему покинуть Русь. Придворные истолковали это видение как явление Богоматери, великой защитницы православных. Суеверный Тамерлан выполнил ее приказ.

В память того, как Русская земля была чудесным образом избавлена от вражеского нашествия, был построен Сретенский монастырь и 8 сентября установлено празднование Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Значение Владимирской иконы Божией Матери

Значение этой иконы для Руси и всех ее православных невозможно переоценить – она является нашей национальной святыней. Перед ней в Успенском соборе Кремля происходило помазание государей на царство и избрание первосвятителей. Не раз еще Царица Небесная, покровительница Руси, спасала ее: в 1480 году избавила от ордынского хана Ахмата (празднование 23 июня), а в 1521 году – от крымского хана Махмет-Гирея (празднование 21 мая).

Владимирская икона Божией Матери

Богоматерь спасала не только государство, но и множество людей своей силой.

То, что Владимирская икона чудотворная, было широко известно, и к ней стекались со своими мольбами со всей Руси.

Известно немало историй чудотворных исцелений и другой помощи в бедах и напастях. Причем чудотворной силой обладала не только сама икона, находившаяся в Москве, но и ее многочисленные копии, такие как Владимирская икона Божией Матери Оранская, спасшая в 1771 году Нижний Новгород от эпидемии чумы или Владимирская Заоникиевская икона Божией Матери, прославившаяся многочисленными исцелениями, и др.

В настоящее время Владимирская икона Божией Матери находится в Третьяковской галерее, а именно в храме-музее Святителя Николая при Третьяковской галерее.

Описание иконы

Прежде чем дать характеристику Владимирской иконе Божией Матери, необходимо отметить, что с точки зрения иконографии она относится к типу «Елеуса», который сложился в византийской иконописи в 11 веке. Это переводится с греческого как «милующая», но в Древней Руси называлось «Умиление», что гораздо точнее передает суть образа.

И действительно, образ Матери с Младенцем выражал бы лишь Ее умиление, если бы не глаза, исполненные невероятного трагизма в предвидении мук, на которые обречено Ее Дитя. Младенец же в Своем невинном неведении обнимает Мать, прильнув щекой к Ее щеке. Очень трогательная деталь – голая левая ножка, выглядывающая из-под Его одеяния, так что видна подошва, что характерно для всех списков с Владимирской иконы.

В чем помогает Владимирская икона

Владимирская икона Божией Матери не раз спасала Святую Русь. В тяжкие времена крестные ходы и всенародные молебны с этой иконой приносили избавление от вражеских нашествий, смуты, раскола, эпидемий; перед этим образом проходило венчание русских монархов на царство, приносили присягу на верность.

Молитва Богородице перед Ее Владимирской иконой укрепит дух и веру, придаст решимость и поможет выбрать правильный путь, отгонит дурные помыслы, уймет гнев и дурные страсти, принесет исцеление от недугов физических, особенно сердца и глаз. Ей молятся также об укреплении семейных уз и благополучии семьи.

Молитвы перед иконой
Тропарь, глас 4

Днесь све́тло красу́ется сла́внейший град Москва́,/ я́ко зарю́ со́лнечную восприе́мши, Влады́чице,/ чудотво́рную Твою́ ико́ну,/ к не́йже ны́не мы притека́юще и моля́щеся Тебе́, взыва́ем си́це:/ о, пречу́дная Влады́чице Богоро́дице!/ Моли́ся из Тебе́ воплоще́нному Христу́ Бо́гу на́шему,/ да изба́вит град сей и вся́ гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих,// и спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд.

Перевод: Сегодня светло радуется славнейший город Москва, как сияние солнца приняв, Владычица, чудотворную Твою икону, к ней же мы сейчас приходим и молимся Тебе, взывая так: «О пречудная Владычица Богородица, молись воплощенному из Тебя Христу Богу нашему, да сохранит город этот и все города и страны христианские невредимыми от всех вражеских козней и спасет души наши, так как Он Милосердный».

Кондак, глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых/ прише́ствием Твоего́ честна́го о́браза, Влады́чице Богоро́дице,/ све́тло сотворя́ем пра́зднество сре́тения Твоего́ и обы́чно зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: Обороняющей нас Военачальнице воспеваем победную песнь, так как избавились от бед пришествием Твоего почитаемого образа, Владычица Богородица, и радостно празднуем встречу с Тобой и по обычаю взываем к Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая».

Ин кондак, глас 8

К Взбра́нней Воево́де и Засту́пнице, Де́ве и Богоро́дице,/ в чи́стей со́вести, ве́рою утверди́вшеся, ру́сстии наро́ди,/ невозвра́тно наде́жду иму́ще, притеце́м,/ к чудотво́рному Ея́ и пречи́стому о́бразу, и возопие́м Ей:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: К обороняющей нас Военачальнице и Заступнице, Деве и Богородице, с чистой совестью, утвердившись в вере, русские народы, имея неизменную надежду, придем, к чудотворному Ее и пречистому образу, и воззовем к Ней: «Радуйся Невеста, брака не познавшая».

Молитва

О, Всеми́лостивейшая Госпоже́ Богоро́дице, Небе́сная Цари́це, Всемо́щная Засту́пнице, непосты́дное на́ше Упова́ние! Благодаря́ще Тя о всех вели́ких благодея́ниях, в ро́ды родо́в лю́дем росси́йским от тебе́ бы́вших, пред пречи́стым о́бразом Твои́м мо́лим Тя: сохрани́ град сей (или: весь сию́, или: святу́ю оби́тель сию́) и предстоя́щия рабы́ Твоя́ и всю Зе́млю Ру́сскую от гла́да, губи́тельства, земли́ трясе́ния, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни. Сохрани́ и спаси́, Госпоже́, Вели́кого Господи́на и Отца́ на́шего (имярек), Святе́йшего Патриа́рха Моско́вского и всея́ Руси́ и Господи́на на́шего (имярек), Преосвяще́ннейшего епи́скопа (или: архиепи́скопа, или: митрополи́та) (титул), и вся Преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя. Даждь им Це́рковь Росси́йскую до́бре упра́вити, ве́рныя о́вцы Христо́вы неги́блемы соблюсти́. Помяни́, Влады́чице, и весь свяще́ннический и мона́шеский чин, согре́й сердца́ их ре́вностию о Бо́зе и досто́йно зва́ния своего́ ходи́ти коего́ждо укрепи́. Спаси́, Госпоже́, и поми́луй и вся рабы́ Твоя́ и да́руй нам путь земна́го по́прища без поро́ка прейти́. Утверди́ нас в ве́ре Христо́вой и во усе́рдии ко Правосла́вной Це́ркви, вложи́ в сердца́ на́ша дух стра́ха Бо́жия, дух благоче́стия, дух смире́ния, в напа́стех терпе́ние нам пода́ждь, во благоде́нствии – воздержа́ние, к бли́жним любо́вь, ко враго́м всепроще́ние, в до́брых де́лех преуспе́яние. Изба́ви нас от вся́каго искуше́ния и от окамене́ннаго нечу́вствия, в стра́шный же день Суда́ сподо́би нас хода́тайством Твои́м ста́ти одесну́ю Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против, которые покушались на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов.

Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом «Аминь». Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу. Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненную духовного веселия. Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева, прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благостоянии всего мира.

Крестный ход в день Успения Божией Матери

Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея» — и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Тогда началось радостное Ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ангелы взывали: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати немощно» (стихира праздника на «Господи, воззвах»). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.

Более подробно читайте на сайте pravoslavie.ru …

Радуйся, верных Господеви сочетавшая, — прославляет Церковь Богоматерь, возлагая на Нее все упование свое как на Посредницу нашего спасения и соединения с Богом, таинственного обручения с Небесным Женихом. И сколько уже святых душ под благодатным всемощным покровом Богородицы сочеталось со Христом, вошло в чертог небесный и ныне блаженствует и ликует в райских обителях! Им, этим избранникам Божией Матери, нет числа.

Они возложили на Царицу Небесную всю надежду свою, прибегали к Ней во всякое время с молитвами и молениями своими, и Она их оправдала и спасла. С Нею они переплыли море искушений и достигли тихой пристани в вечных небесных кровех. Воспоминаемые нами события, происходившие с отдельными христианами и с отдельными странами и городами, совершившиеся предстательством Матери Божией, весьма утешительны для всех и всегда. Они наглядно удостоверяют нас в том, что под благотворным и спасительным попечением Божественного Провидения проходит вся наша жизнь и что Пречистая Владычица принимает самое живое участие в нашей судьбе, избавляя нас от великих бед и зол и ниспосылая нам небесное благословение и помощь. Никтоже, притекаяй к Тебе, посрамлен от Тебе исходит, Пречистая Богородице Дево, но просит благодати и приемлет дарование к полезному прошению,- говорит святая Церковь.

Но чтобы для нас всегда был открыт этот неиссякаемый источник всех благ духовных и телесных, чтобы нам всегда быть достойными находиться под покровительством Пресвятой Богородицы, мы должны всячески стараться сохранять и, насколько возможно, усиливать внутреннее общение с Ней. Чем теснее будет духовное общение между нами и Пресвятой Богородицей, чем сильнее будет внутренняя наша связь с Ней, тем больше и чаще мы будем пользоваться Ее покровительством и получать от Нее великие милости. Для укрепления этой внутренней нашей связи с Царицей Небесной необходимы частые молитвенные обращения к Ней и благоговейное созерцание Ее величия, которым Она возвышается над всеми земными и небесными существами. Надо также стараться подражать Ей в Божественных добродетелях Ее — смирении, терпении, в Ее постоянном стремлении к Богу, постоянном отрешении от земли и всецелой преданности воле Божией. Нам известно из истории Церкви, что многие святые подвижники непрестанной молитвой и уподоблением Пречистой в своих душевных расположениях успевали поставлять себя в сыновнее отношение к Ней, настолько близкое, что удостаивались видимых Ее посещений и явлений. Об этих явлениях Божией Матери мы и побеседуем сегодня.

Страницы Церковной истории насыщены дивными свидетельствами чрезвычайной близости Божией Матери к верующим во Христа. За двадцать веков существования на земле христианской Церкви Церковная историческая наука запечатлела массу случаев явления Богородицы подвижникам благочестия — наяву или во сне. Явления Божией Матери христианам имели целью воодушевить их на подвиги благочестия, утешить в скорбях и научить верным путям спасения. Внешний вид являвшейся наяву Богоматери был столь лучезарен, что благодатный свет, исходивший от Нее, оказывался для многих подвижников невыносимым, и они теряли способность видеть и понимать Ее. Только прикосновение к ним восстанавливало эту способность. В некоторых видениях Царица Небесная представала облаченной в царскую багряницу с золотыми крестами, главу Ее венчала золотая корона с крестом вверху. Иногда Она являлась в синей мантии поверх хитона. Реже одеянием Богоматери служила иноческая мантия; в таких случаях Она держала в руках игуменский жезл. Спутниками Ее при явлениях выступали различные святые: Иоанн Предтеча, апостол Иоанн Богослов, первоверховный апостол Петр, святитель Николай Чудотворец, преподобные Киево-Печерские, Афонские, Псковские, Новгородские, Соловецкие, Валаамские, мученики, мученицы и другие праведники, а также — сонмы Ангелов.

Часы и места явлений Богоматери подвижникам также были самые разнообразные. Она являлась им во время их молитвенных предстояний — утренних, полуденных, вечерних, полуночных и после трех часов пополуночи. Местами явлений служили церкви, монастырские кельи, лесные землянки, на которых потом вырастали храмы или обители. Святой Андрей Христа ради юродивый, святой Нифонт Кипрский, Афонские преподобные Матфей и Косма открыто созерцали Божию Матерь в храме, пред их взором Она наблюдала за поведением молящихся, раздавала им благодатные дарования под видом разных монет и Сама слезно молилась о всем мире.

Явного видения Пресвятой Богородицы неоднократно удостаивался наш Преподобный Серафим Саровский на протяжении своей многолетней подвижнической жизни. По сказанию его жития, 25 ноября 1825 года он, покинув затвор, вышел в Саровский лес с целью посетить свою дальнюю пустыньку. И вот, на берегу речки Саровки, у Богословского источника, старец увидел явившуюся ему Богоматерь и стоявших позади Нее на пригорке апостолов Петра и Иоанна Богослова. Божия Матерь ударила в землю Своим жезлом, и вслед за этим мгновенно забил из нее фонтаном источник светлой воды. Преподобный пал пред Богоматерью и просил Ее дать Свое благословение водам источника. И Царица Небесная милостиво обещала исполнить его прошение. Одновременно Она преподала подробные наставления относительно устройства Дивеевской обители. Она назвала по имени восемь сестер-девиц из прежней общины первоначальницы монахини Александры, дала особый устав и повелела принимать в новую общину одних только девиц. Игуменией этой обители Она обещала всегда быть Сама и назвала ее Своим «четвертым вселенским жребием на земле».

В 1830 году Преподобный Серафим вновь сподобился явления Божией Матери. Об этом он сам рассказывал дивеевскому священнику отцу Василию Садовскому следующее: «Ныне,- говорил он,- Царица Небесная посетила убогого Серафима и покрыла неизъяснимой благодатью, рекши мне: «Любимиче Мой! Проси от Меня чего хочешь». И я просил, чтобы все в Серафимовой пустыни спаслись бы сироточки, и Матерь Божия обещала убогому Серафиму сию неизреченную радость».

Последнее общеизвестное посещение Преподобного Серафима Богоматерью вместе с другими небожителями было ранним утром в день Благовещения в 1831 году, как удостоверяет личная свидетельница его — дивеевская монахиня Евпраксия (в миру — Евдокия). Накануне Благовещения в 1831 году она пришла к отцу Серафиму по его приглашению. Старец приветливо встретил ее со словами: «Ах, радость моя! Какая нам с тобою милость и благодать готовится от Матери Божией в настоящий праздник!» и добавил: «Повторяй, матушка, несколько раз сряду: Радуйся, Невесто Неневестная! Аллилуйя!» Евдокия начала плакать, высказывая свое недостоинство, но Преподобный, утешая ее, сказал: «Хотя ты и недостойна, но я о тебе упросил Господа и Божию Матерь». С этими словами он надел на нее свою мантию и сам начал читать акафисты: Спасителю, Божией Матери, Святителю Николаю, Иоанну Крестителю, каноны: Ангелу Хранителю и Всем святым.

По прочтении канона Всем святым неожиданно послышался шум, подобный шуму леса в большой ветер. Затем раздалось пение, дверь сама собою отворилась, и келья наполнилась благоуханием и необычайным небесным светом. Старец упал на колени и, воздев руки к небу, воскликнул: «О, Преблагословенная, Пречистая Дева, Владычица Богородица!» В это время пред взором отца Серафима и дивеевской сестры открылось шествие небожителей. Впереди шли два Ангела, у каждого из них в руке было по ветви с распустившимися цветами. За ними следовала сама Царица Небесная и за Нею попарно 12 святых дев — мучениц и преподобных: Варвара, Екатерина, Фекла, Марина, Ирина, Евпраксия, Пелагея, Дорофея, Макрина, Иустина, Иулиания и Анисия. Позади шли святой Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов в белых блестящих одеждах. На Богоматери была блестящая мантия, а под мантией — зеленый хитон, препоясанный высоким поясом; поверх мантии видна была как бы епитрахиль. На главе Ее покоилась чудная корона, увенчанная крестами. Волосы Царицы Небесной, распущенные, лежали на плечах. Она, казалось, была выше всех дев. Девы же все святые были в венцах, также с распущенными волосами и одеты в одежды разного цвета. Тесная келья Преподобного стала как будто просторнее, и свет, озарявший ее, был какой-то особый, светлее и ярче света солнечного.

Дивеевская сестра при виде небожителей упала замертво, и сколько продолжалась беседа старца с ними, она не знала. Только тогда пришла она в себя, когда Богоматерь, обратившись к Преподобному, вопросила: «Кто это у тебя лежит на земле?» Отец Серафим отвечал Ей с глубоким благоговением: «Это та старица, о которой я просил Тебя, Владычица,- чтобы быть ей при явлении Твоем». Тогда Пречистая подошла к Евдокии и, взяв ее за правую руку, произнесла: «Встань, девица, и не бойся нас. Такие же девы, как и ты, пришли сюда со Мною». Евдокия встала и Богоматерь вторично сказала ей: «Не убойся. Мы пришли посетить Вас». И повелела монахине подойти к небожителям и спросить их имена и о том, какова их жизнь. Ободрившись, та подошла и обратилась с этими вопросами сперва к Ангелам, а затем и ко всем святым. И все они сказали ей свои имена, свою жизнь и свои подвиги.

Между тем, Богоматерь беседовала с Преподобным Серафимом и повелела ему, чтобы он возложил послушание на дивеевских сестер, добавив, что если исправят они это послушание, то «будут со Мною и с тобою, а если потеряют мудрость, то лишатся участи сих святых дев». Затем Царица Небесная сказала отцу Серафиму: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами» и благословила его. Простились со Старцем и все святые. Предтеча и апостол Иоанн Богослов благословили его, а девы целовались с ним по-священнически, рука в руку. Дивеевской же сестре было сказано: «Видение это даровано тебе ради молитв отцов Саровских: Серафима, Марка, Назария и Пахомия», и затем в одно мгновение светлый сонм небожителей скрылся от их очей. Продолжалось сие дивное посещение, как сказал потом сам Преподобный, четыре часа. И при этом он прибавил: «Вот какой радости мы достигли! Есть нам почему веру и надежду иметь ко Господу».

Подобно Преподобному Серафиму Саровскому явления Богоматери сподоблялись Афанасий Афонский, греки — зодчие Киево-Печерской Лавры, Преподобный Сергий Радонежский и многие, многие другие.

Сподоблялись видеть Матерь Божию наяву и некоторые не прославленные Церковью в лике святых подвижники, как, например, схиигумен Глинской пустыни Филарет, монах той же пустыни Досифей, оптинский схимник Иосиф и другие — всех и не перечесть.

Алтайский миссионер архимандрит Макарий (Глухарев) лично слышал от тамошних крещеных инородцев, что еще за год до его приезда в Томскую губернию Пресвятая Дева наяву являлась некоторым детям алтайцев. Так, явившись одному мальчику, Она пророчески говорила: «Дитя! Пройдет год, и сюда приедет Макарий. Ты его увидишь. Он научит тебя молиться Тому Богу, Который сотворил Алтай». Мальчик спросил, какой он будет. Светлая Жена — Богоматерь — подвела его к реке Майме и показала на поверхность воды, на которой начертался образ архимандрита Макария. Спустя год действительно приехал упомянутый миссионер и в числе новообращенных алтайцев крестил и этого удостоившегося беседовать с Божией Матерью мальчика-язычника. Вот как близка к роду человеческому, а особенно к роду христианскому, Царица Небесная!

Постараемся и мы как можно чаще и усерднее прибегать с молитвами к Пресвятой Деве Марии, чтобы и нам укрепить свою внутреннюю связь с Богоматерью, сподобиться сыновнего отношения к Ней.

Особенно в настоящие дни Рождественского поста будем стараться помнить об этом и ревностнее молиться Матери Божией, постом и покаянием очищая свою душу от всякой нечистоты и грязи. Ибо нечистотой души являются страсти душевные: злоба, ненависть, коварство, зависть, клевета, осуждение, объядение, пьянство, сладострастие, срамословие, леность, нерадение и прочие человеческие пороки. Очищая себя от этих страстей, мы тем самым будем подражать Богоматери в Ее совершенствах и сподобимся от Нее чрез это еще больших милостей и внимания; сподобимся и с духовной радостью встретить великий, светлый праздник Рождества Христова, к которому мы с вами сейчас готовимся. Да послужат нам в этом добром деле примером наши благочестивые предки, которые и Богоматерь любили, и заповеди Божии хранили со страхом и благоговением, посты проводя с ревностью и душевной пользой, через что и праздники Господни они встречали с истинной и великой радостью духовной.

Возложим все упование наше на Царицу Небесную и будем молиться Ей и дома, и в храме тепло и искренне, всегда прося Ее помощи и предстательства, укрепления нас во всех наших благих намерениях и начинаниях, чтобы творить благоугодное Господу и сподобиться доброго конца нашей скоротечной, временной жизни. К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная… Твои бо есмы раби, да не постыдимся!

Православный интернет курс дистанционного обучения (бесплатный)

Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

http://ofld.ru — Благотворительный Фонд «Лучик Детства» — это добрые и великодушные люди, объединившиеся вместе ради помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации! Фонд поддерживает детей из 125 социальных учреждений 8 областей России, в том числе и малюток из 16 домов ребенка. А это дети-сироты из Челябинской, Свердловской, Курганской, Оренбургской и Самарской областей, а также дети Пермского Края, Республики Башкортостан и Удмуртской Республики. Основной задачей при этом остается обеспечение всем необходимым детей из домов ребенка, где находятся самые маленькие наши подопечные – детки в возрасте от 1 месяца и до 4 лет.

8 января Православная Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы, той, без которой не было бы Рождества Христова и нашего спасения. То, как чтят христиане Божию Матерь, несопоставимо с почитанием ни одного святого. В молитвах ее называют «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим», то есть выше и славнее самых высоких ангельских чинов – Херувимов и Серафимов.

Известно более восьмисот икон Богородицы. К Ней обращаются и в горе, и в радости, со всеми без исключения вопросами и проблемами, с просьбой о спасении. И даже личные местоимения «Она», «Ее», если речь идет о Богородице, пишутся с заглавной буквы, как и местоимения, относящиеся к Богу. Но почему? Ведь Она, хоть и была в земной жизни великой праведницей, все же не была Богом, и в Евангелиях о Ней сказано очень немного… Почему же Ее так прославляют?

Уникальная Мария

Беато Анджелико. Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции: Благовещенье. Ок. 1437-1446 гг.

Начнем издалека. На протяжении многих веков человеческой истории мир ждал пришествия Спасителя. Этим ожиданием проникнут весь Ветхий Завет – это его центральная тема. Возникает вопрос: почему же Мессия так долго не приходил? Дело в том, что от женщины, которая должна была стать земной Матерью Бога, требовался величайший подвиг самоотречения и любви. Для того чтобы такая женщина появилась на свет, нужны были века подготовки. Богородица Мария – самая чистая и смиренная Дева из всех, рожденных на земле. Такое Дитя – результат усилий и духовной работы десятков поколений. Мария должна была согласиться на зачатие особенного Сына, должна была максимально доверить Богу Свою жизнь. Это сейчас у нас может возникнуть вопрос: что же в этом такого? Подумаешь, подвиг, – скорее, речь идет о великой чести, которую Ей оказали, кто от такого откажется? Но на самом деле все было гораздо сложнее. Во-первых, Дева Мария могла не поверить Архангелу Гавриилу, который рассказал Ей, чего хочет от Нее Бог. Но Она поверила. Во-вторых, Она могла сказать «нет». Достаточно было представить, что могло ждать Ее, совсем юную невинную девушку, выросшую при храме, обрученную с престарелым Иосифом, который обещал по-отцовски о Ней заботиться, когда бы оказалось, что Она беременна, и неизвестно от кого? Сколько сплетен и слухов породило бы такое положение… Так что Она могла испугаться и сказать «нет». Но Она доверилась Богу и согласилась. Наконец, Мария могла возгордиться, что выбор пал на Нее. Пожалуй, немногие устояли бы на Ее месте. Но Она кротко ответила Архангелу, что Она Божия раба, и согласна, чтобы все было по Его воле.

Родители Богородицы

Говорят, что дети – это отражение родителей. И чтобы понять, как появилась на свет такая кроткая Дева, обладающая столь сильной верой, нужно вспомнить, кем были Ее отец и мать. Родители Богородицы – святые праведные Иоаким и Анна. Господь долго испытывал их, не давая им детей. А надо сказать, что отсутствие потомства в ветхозаветном Израиле было крайне серьезной проблемой. Считалось, что если в семье нет детей, то, значит, это наказание Божие.

Таких людей подвергали насмешкам, пересудам и даже гонениям. Например, есть предание, что отца Марии Иоакима изгнали из Иерусалимского Храма, когда он пришел туда принести жертву. Якобы он великий грешник и чем-то прогневал Бога, раз Он не дает ему потомков. Иоаким удалился в пустыню, стал горячо молиться и именно в тот момент получил от Бога радостную весть, что у них с Анной будет дитя. Оба были в преклонном возрасте, поверить в это было трудно. Все случилось именно так.

Богородица, с одной стороны, действительно была необычной Девой: долгожданный ребенок, вымоленный у Бога, в три года отданный на воспитание в Храм… Но, с другой стороны, Она была самым обычным человеком, которому знакомы тяготы и болезни человеческой природы. Тем более исключительна Ее роль в истории: простая девушка, не искавшая себе славы и подвигов, была возвышена Богом и стала Матерью Христа.

Так говорит Евангелие

Нередко возникает вопрос: почему в Евангелии о Богородице сказано так мало, если Она – Мать Христа, «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим»? Действительно, упоминаний о Ней немного, но все они очень содержательны. Например, в Евангелии от Луки есть пророчества о почитании Богородицы. Это слова Архангела Гавриила – короткая фраза «Благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28). «Благословенна» значит прославлена. Архангел произносит это не от себя, он всего лишь посланник Божий. Чуть позже Богородица, встречаясь со Своей родственницей Елисаветой, прямо говорит, что Бог сделал Ее великой и люди прославят Ее (Лк. 1:48-49).

Согласно церковному Преданию, Богородица рассказывала о Христе апостолу Луке. На основании Ее рассказа он и составил свое Евангелие. Таким образом, Дева Мария фактически была соавтором одного из Евангелий.

Еще важное замечание: Священное Писание прямо указывает на то, что Господь был в повиновении у Иосифа и Марии (Лк. 2:51) и даже спорил с религиозными учителями, пытавшимися обойти Божию заповедь: «Почитай отца твоего и мать». А в самый страшный момент Своего земного служения Спаситель, страдая на Кресте, позаботился о том, чтобы Его Мать не оказалась одинокой, поручив заботу о Ней апостолу Иоанну Богослову. Так что Ее роль в жизни Сына была очень серьезной, даже несмотря на то, что сказано об этом немного.

Богородице хватило веры, чтобы не усомниться в Своем предназначении, у Нее было достаточно духовных сил, чтобы не возгордиться, и достаточно смирения, чтобы нести Свой крест. Она с самого начала знала, что земное служение Ее Сына окончится трагически. И как верующий человек, и как Мать Она перенесла немыслимые страдания. А пошла Она на это, потому что хотела спасения всем нам, всему человеческому роду. Потому и чтят Ее так высоко – Ту, без подвига Которой стало бы невозможным Рождение Христа, а значит, и наше спасение. Каждому христианину Она стала небесной Матерью. Это может почувствовать любой человек, который будет искренне Ей молиться.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *