Содержание

Рождество Христово: традиции и обычаи

Рождественский сочельник – день окончания поста. Ужин накрывают после вечерней службы, когда на небе уже появилась первая звезда. Традиционно перед трапезой все домочадцы должны попробовать сочиво (другие названия блюда: кутья, коливо). Существует множество способов приготовления данного лакомства. Раньше хозяйки просто распаривали пшеничные зерна, а перед подачей на стол заливали их узваром. Ныне кулинары совершенствуют рецепт по своему усмотрению, чаще всего используют такие ингредиенты: изюм, мак, орехи, мед. Кое-кто добавляет ваниль, карамель, цукаты, шоколад.

Общее количество блюд на столе должно соответствовать числу апостолов – 12. Согласно церковному Уставу, пища должна быть горячей, приготовленной на растительном масле. Хотя многие разговляющиеся об этом нюансе забывают.

Для тех, кто собирается блюсти на Рождество Христово церковные традиции и обычаи, приводим список блюд, подходящих для праздничного стола: вареники с картошкой или консервированными вишнями, рыба жареная или запеченная в духовке, блины, винегрет, разнообразные соленья, драники и капуста с грибами. Соответствующие случаю варианты выпечки: пряники, расстегаи, кулебяка.

Рождество является вторым по важности (после Воскресения Христова) двунадесятым праздником. Храмы заранее украшают особенным образом, используя хвойные ветки и живые цветы (чаще лилии и хризантемы), ставят также настоящие елки. Священники надевают торжественное золотое облачение. Первая служба проводится утром 6-го января – царские часы, с 17.00 начинается всенощное бдение, на следующий день в 10.00 – праздничная литургия, вечером – торжественное богослужение.

Люди верующие обмениваются поздравлениями, а перед домашними иконостасами зажигают красные лампадки.

Народные традиции и приметы, связанные с Сочельником и Рождеством

Все самое главное сказочное мистическое происходит ночью накануне Рождества. Наши предки считали, что после 24.00 встречаются добро и зло, но в итоге устанавливается равновесие.

Важнейшее событие Сочельника – торжественный семейный ужин. Порядки в доме и наряды наводились-готовились заранее. О составляющих меню на Свят-вечер мы уже упоминали, теперь остановимся на старинных особенностях сервировки.

По традиции стол устанавливали посредине комнаты, накрывали нарядной белой скатертью, под нею расстилали сено, а по углам клали чеснок, оберегающий от нечистой силы. Обязательный атрибут праздника – посудина с зерном, в которой ставили зажженную свечку. Тушить огонь нельзя было, пока сам не погаснет. Зернышки же не выкидывали, а подмешивали к посевному материалу.

Остатки ужина не убирали, а символически оставляли на столе для умерших близких.

После ужина начиналось веселье – ряженые шли по дворам, распевая священные гимны или задорные колядки. Таких посетителей принято встречать приветливо, угощать и щедро одаривать.

На следующий день можно разговляться. В одних регионах принято ходить в гости к свекрови или теще, в других – к крестным родителям. Хозяйственные хлопоты и дурные мысли в праздник под строжайшим запретом.

Гадание перед Рождеством

как гадать на Рождество. Напомним вначале, что, согласно церковным канонам, ворожба – дело богопротивное. Существует также поверье, категорически запрещающее незамужним барышням гадать в ночь перед Рождеством.

Однако все эти строгие предупреждения обычно мало кого останавливают. На Руси предсказывать будущее начинали именно в Сочельник, веселое и интересное развлечение повторяли каждый вечер, пока продолжались святки.

Каким будет год, и случиться ли в нем ожидаемое событие? Дабы узнать ответ на этот вопрос важные слова писали на листиках бумаги, например: «свадьба», «рождение ребенка», «покупка чего-либо». Все это добро прятали под подушку и укладывались спать. До рассвета необходимо подняться с постели и наугад вытащить предсказание.

Каким будет муж? Девицы развлекались, запуская в комнату петуха. Предварительно на полу раскладывали различные предметы: деньги, угольки, украшения, зерна, ставили чашку с водой. Что выберет птица, таким и будет суженый. Плохо, если нагадит, значит, измены не миновать.

Супружеские пары ворожили на пол будущих деток. Для этого в рюмку с водой опускали обручальное кольцо, оставляли на ночь за окном. Обязательное условие – морозная погода. Вода должна превратиться в лед, по поверхности которого делали выводы (наличие бугорков означает, что родится мальчик, ямки – девочка).

Фигурки, символизирующие будущее, выливали из воска, определяли по контурам горящей бумаги.

Существует еще множество традиций, обрядов и ритуалов, связанных с Рождеством. Нюансы зависят от регионов проживания и степени доверия к народному фольклору.

В России православная церковь использует юлианский календарь, и поэтому Рождество Христово 2019 празднуют в ночь с воскресенья 6 января 2019 года на понедельник 7 января 2019 года.

Вечер перед Рождество называется рождественским Сочельником, начинается одновременно с восходом первой звезды и знаменует окончание Рождественского поста 2018-2019 гг.

Дата праздника Рождество Христово

Рождество – один из любимейших праздников в нашей стране, который отмечается не только как православное торжество, но и как светское мероприятие.

В 2019 году Рождество в России отмечается в понедельник 7 января.

Хотя Рождество официально не входит в список государственных праздников, у этого дня особый статус – праздник является выходным днем на федеральном уровне. Закон о переносе выходных дней на этот праздник не распространяется, однако в России Рождество входит в традиционные новогодние каникулы с первого по десятое (девятое) января.

Рождество – праздник с многовековой историей, однако далеко не всегда он праздновался в привычное нам время. До 1918 года Россия праздновала вместе с большей частью стран Европы – 25 декабря, за неделю до Нового года. С переходом на современное летоисчисление праздник стал отмечаться в январе. Из-за того, что григорианский календарь в нашей стране был принят намного позднее, чем в других странах, в праздновании образовался разрыв в 14 дней.

Читайте также: Короткие и красивые поздравления с Рождеством

История праздника

В православной традиции Рождество входит в число двунадесятых праздников, буквально возглавляя этот список. Хотя в католичестве этот праздник считается самым главным в религиозном календаре.

Рождество Христово – праздник в память о появлении на свет Иисуса Христа, Сына Божьего, грядущего Спасителя всего человечества. История, описывающая библейское событие, подробно описана в Евангелии.

Начало ей положил указ кесаря о проведении переписи населения. Иосиф, муж Марии, будущей Матери Христа, был родом из Вифлиема, и вместе со своей женой отправился на родину. Прибыл в город, он не смог найти места для ночлега, и был вынужден спрятаться от ночного холода в хлев, где размещались овцы.

Здесь непорочная Дева Мария и родила Сына, а новорожденного младенца Иосиф положил в ясли на свежую солому. Первыми поприветствовать нового Царя пришли пастухи, вслед за ними появились волхвы. Волхвы или восточные мудрецы пустились в путь на поиски Спасителя следуя за звездой, сегодня называемой вифлиемской. Звезда зажглась ровно за девять месяцев до Рождества, в момент Непорочного Зачатия, когда Ангел принес благую весть Деве Марии – сегодня этот праздник называется Благовещенье.

Традиции Рождества

Сегодня Рождество и Новый год настолько тесно связаны и переплетены друг с другом, что традиции одного праздника практически не отделимы от другого. Однако на самом деле все, что окружает нас в эти наполненные теплом и светом зимние выходные, родом из старого Рождества, того, что отмечался век назад.

Елка

Основной признак праздника – елка. Именно она, пушистая зеленая красавица, стоит в каждом доме, каждой квартире. Ее с удовольствием наряжают не только дети, но и взрослые – глянцевые бока шаров, мягкое шуршание мишуры, сверкающие огни гирлянд… Традицию наряжать елку принесла в Россию Александра Федоровна, жена Николая I. Первое рождественское дерево появилось в империи в конце 1817 года, накануне Рождества – великая княгиня повелела установить елку в личных покоях для своих детей. Кстати, даже самая новогодняя песенка про елочку – помните, «В лесу родилась елочка» — написана была как раз к Рождеству.

Подарки

Какая же елка без подарков? Традиция класть под пушистые зеленые ветки завернутые в нарядную бумагу коробочки появилась в 1818 году практически вместе с елкой. Ввела ее, как и обычай устанавливать само рождественское дерево, императрица Александра Федоровна. Причем подарки готовились для всех гостей, а не только для детей императора. Конечно, это не значит, что до начала XIX века подарков на Рождество не дарил никто, но вплоть до указанного года не было традиции класть их под елку заранее.

Что было принято дарить в те далекие времена? Так же, как и на Рождество 2019 года, на праздник позапрошлого века ограничений не было никаких. В качестве рождественского подарка могли выступать самые разные вещи – от изысканных украшений и до мелких безделушек.

Дед Мороз

Говоря о елке, нельзя не упомянуть и еще одного персонажа, традиционно стоящего под елочкой в окружении горы подарков. Дед Мороз – традиционный рождественский персонаж, намного позже, уже в советское время, ставший неизменным гостем новогодних утренников.

Как рождественский персонаж появился Дед Мороз все в том же XIX веке. Изначально он был своего рода русской вариацией немецкого Святого Николая, раздающего подарки детям. За несколько лет образ Деда Мороза изменился и превратился в знакомого нам сегодня доброго старика, который приносит праздник в каждый дом. В отличие от европейского или американского Санта-Клауса, наш, родной российский Дед Мороз дарит подарки всем детям, а не только тем, кто хорошо себя вел в течение года.

Праздничный стол на Рождество

Праздновать Рождество Христово в России начинают 6-го января с восходом первой звезды, когда вся семья садиться за стол с праздничным ужином. Но в этот вечер можно потреблять только постные блюда, которых на столе должно быть ровно двенадцать, включая сочиво.

А вот на следующее утро, когда будет 7-е число и наступит настоящее Рождество, кушать можно всё то, что было под запретом весь период Рождественского поста. В частности мясные блюда, такие как:

  • холодец
  • домашняя запечённая колбаса
  • жаркое
  • буженина
  • паштет
  • голубцы с мясом
  • кровяная колбаса

Особой популярностью пользовалась сладкая дрожжевая выпечка (пироги), в процессе приготовления которой скрывался секрет. В один из пирогов клали монетку и у того, кто её найдёт, деньги водиться будут весь год. Поэтому никто из членов семьи не оказывался от возможности отведать сладкого.

Традиционно в канун праздника под скатерть стола ложилось сено, как напоминание о том, что Спаситель мира родился не в царских палатах, а на постоялом дворе в хлеву в овечьих яслях.

Рождественские православные традиции

Рождество, как и любой другой большой церковный праздник, богат на традиции и обряды, дошедшие с древности.

Одной из главных традиций Рождества является колядование. Начиная с вечера накануне праздника, дети и молодёжь ходят по домам и квартирам, оповещая обрядовыми песнями о рождении Христа. Также колядующие желают счастья и благополучия хозяевам дома. За это их щедро одаряют конфетами, пирогами и деньгами.

В деревнях колядовать ходят ряженые с вертепом или же с восьмиконечной Вифлеемской звездой, которую делают самостоятельно. Носит её старший у колядующих, который называется звездарем.

Рождество у православных не принято встречать в одиночестве, так как это исконно семейный праздник. Дети едут в гости к родителям, внуки отправляются к бабушкам и дедушкам, сваты навещают друг друга. Завтракать всегда нужно в кругу семьи, а уж только потом отправляться по гостям и друзьям.

Так как пост уже закончен, с этого дня начинались балаганы, дискотеки, веселья и свадьбы. Праздничного настроения добавляла новогодняя елка, которая всё ещё красовалась в домах и квартирах.

Что можно, а что нельзя делать в Рождество?

На Рождество обязательно необходимо сходить в церковь и выстоять всю утреннюю службу. Здороваться в этот день надо словами: «Христос родился» – «Славьте его»!

В этот день нужно петь, гулять и веселиться, прославляя Спасителя мира Иисуса Христа. Но перед тем, как отправиться праздновать за пределы дома, первым делом необходимо сесть за стол вместе со своей семьёй.

Любая покупка, совершённая в это день будет удачной. Если это одежда, то она будет долго носится, а если кухонная утварь или бытовой предмет, но он прослужит дольше завяленного производителем срока.

Из того, что нельзя делать, стоит отметить следующее:

  1. Нельзя отправляться на рыбалку и охоту. Говорят, что от Рождества и до самого Крещения сама природа оберегает животных, поэтому убивать их нельзя, чтобы не привлечь несчастье.
  2. Нельзя хозяйствовать во дворе и в доме, а также заниматься бытовыми делами.
  3. Нельзя ссориться, ругаться и выяснять отношения, а уж тем более за столом.
  4. Нельзя одеваться в старую одежду. Хоть что-то в наряде должно быть новым.
  5. Нельзя игнорировать просьбы о помощи, если за ней обратились малоимущие и немощные.
  6. Девушкам нельзя гадать на судьбу, ведь гадания разрешены только в святки, которые начнутся на следующий день и продлятся до Крещения.

Ещё говорят, что за обеденным столом нельзя пить воду, так как это может привлечь неудачи, которые будут длиться семь лет. Но нигде в церковных правилах и уставах об этом не сказано, поэтому данное умозаключение – это обычное суеверие, которое к религии никакого отношения не имеет.

Погодные приметы на Рождество

Метель на рождество Листья на деревьях появятся рано
Иней на деревьях Хорошо уродит хлеб
Много звёзд на небе К урожаю гороха
Рождество тёплое Весна будет холодной
Капель Скудный урожай овощей
Новолуние на 7-е января К неурожаю

Рождество является государственным праздником, а значит официальным выходным днём. В 2019 году он выпадает на понедельник. Таким образом праздновать Рождество Христово в России будут целых три дня, начиная с субботы 5-го января.

Всё про Рождество Христово

Канун Рождества называется Сочельник. В русском языке название произошло от слова «сочиво». Оно обозначает замоченные зёрна пшеницы — прообраз хорошо знакомой нам кутьи. Православные христиане отмечают рождественский Сочельник 6 января.

В канун Рождества служат Всенощное бдение с Великим повечерием, на котором поют и читают пророчества о Рождестве.

Около полуночи начинается утреня, которую совершают по чину великих праздников. На ней читают фрагменты Евангелия о Рождестве и поют канон «Христос рождается…» — один из самых красивых канонов в православном богослужении. Далее служат праздничную Божественную литургию св. Иоанна Златоуста.

Всенощное бдение — богослужебное последование, которое состоит из вечерни и утрени, которые получили эти названия по времени совершения. Перед праздниками утреннее и вечернее богослужение объединяют в так называемое «всенощное бдение», то есть молитву, которая продолжается всю ночь. Такая молитва бывает всего дважды в год — на Рождество и Пасху. Перед Рождеством во всенощном бдении служат не вечерню, а Великое повечерие: его совершают после отслуженной в сочельник вечерни, отсюда и название.

Что приготовить на Рождество:

На рождественском столе принято ставить 12 блюд, а украшает стол Кутья. 6 января кончается пост и начинается Сочельник.

Каждая хозяйка предпочитает свой рецепт приготовления Кутьи. Рецептов существует великое множество. Самый простой: берут крупу и замачивают ее на ночь, после варят до готовности и добавляют всякие сладости. Так к примеру можно взять рис мед и мармелад, так же пшено мак и мед, некоторые даже варят кутью из перловой и пшенной крупы. Можно добавлять в Кутью мармелад или же цукаты.

Также на рождественском столе принято подавать Узвар – компот из сухофруктов.

В сам день Рождества верующие празднуют и пируют — «разговляются», уже разрешено есть не только постную, но и «скоромную» пищу.

Традиционными на рождественском столе являются разнообразные блюда из свинины: холодец, зажаренный поросёнок, фаршированная свиная голова, жаркое. На рождественский стол подаются и запечённые птица и рыба, жареное и печёное мясо крупными кусками, поскольку устройство русской печи позволяло успешно готовить крупноразмерные блюда. Мелко нарезанное мясо и субпродукты варили в горшках вместе с традиционной кашей. Мясом начиняют и разнообразные пироги: калачи, ватрушки, колобки, кулебяки, курники, расстегаи и пр. Готовят запеканки и блины. Кроме мясных начинок, готовят разнообразные овощные, фруктовые, грибные, рыбные, творожные и смешанные начинки.

Народные традиции празднования Святок от Рождества до Крещения коренятся в славянских обычаях празднований зимнего солнцестояния. Обязательными атрибутами праздника были переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование (посещения домов группой односельчан, которые исполняли «благопожелательные» приговоры и песни в адрес хозяев дома, за что получали угощение), колядные песни, или колядки, молодёжные игры и гадания.

Святки начинались в Сочельник ужином с рождественской кутьёй и кашей, пирогом с кренделями, ещё к празднику пекли фигурки животных из пшеничного теста, которыми украшали столы, окна избы и которые посылали в подарки родным и знакомым.

Когда семья собиралась за столом, старшие вспоминали год — всё хорошее и плохое в уходящем году, информирует Rosregistr.ru. По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также беднякам, чтобы и они могли отпраздновать Рождество. В некоторых местностях еду и скатерть не убирали со стола до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

Затем ряженые, одетые в тулупы шерстью вверх и звериные маски, чтобы быть неузнанными, устраивали пляски в домах и на улицах, разыгрывали сценки и целые представления. В конце XVII века из Польши в Россию проник вертепный театр: в специальном ящике-вертепе с помощью кукол разыгрывались сценки о рождении Иисуса Христа и другие сюжеты.

Отголоски языческих верований проявлялись и в том, что на Святки принято гадать. В некоторых деревнях на Святки жгли солому — по поверью, умершие предки в эти мгновения приходили погреться у огня. Церковь, не одобряя колдовские суеверия и языческие обряды, ассимилировала «невредные» обычаи, и они органично вошли в народную жизнь.

К Рождеству хозяева обязательно убирали дом, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, приглашали на рождественский ужин одиноких людей. Но кое-где были распространены и связанные с праздником суеверия: за завтраком не пили простую воду, так как считалось, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда.

Что нельзя делать на Рождество:

Под страхом всевозможных бед в Рождество нельзя было ничего гнуть, плести или шить. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду — «чтобы волки не вредили крестьянской скотине».

Народная пословица гласит: Кто в Рождество скотину забьет — тот через три года умрет.

Нельзя давать в сочельник под Рождество взаймы то, что связано с огнем, например, огниво, спички, зажигалку, ведро угля или дров и т. д., иначе вас постигнет несчастье.

Никогда не шейте, не мойте голову, не стирайте и не давайте взаймы в трехдневные святые праздники (Рождество, Пасха и Троица), иначе наживете себе слез и нищеты.

В канун Рождества не одалживают из дома хлеб, соль и денег, иначе все добро будет идти мимо ваших рук. Не стригут волосы и не прядут шерсть. Не стирают и не кипятят белье. Верующие всю грязную работу к этому дню должны закончить еще в Чистый четверг, а кто в канун Рождества «тягает» грязь, тот за это весь год в ней будет сидеть.

За рождественский стол нельзя садиться в траурной, то есть в черной одежде — беду накличете.

Если в этот светлый день в вашем дворе завоет собака, то быть беде. Чтобы от нее отвязаться, нужно тут же подойти к собаке, отвязать ее и сказать: «Как тебя веревка не держит, так бы и беда за мой дом не держалась!».

Не покупайте 8 января, на второй день Рождества, веревки, чтобы никогда в роду вашем не было повешенных или удавленников. Не варите и не ешьте в этот день кисель, чтобы не зазвать в дом покойника.

Девятого января, в третий день Рождества, до заката ни в коем случае не рубите дрова.

Что нужно делать на Рождество:

Согласно народным поверьям, чтобы ваши родные люди были счастливы и здоровы в течение целого года, в праздник Рождества Христова 7 января попросите самого старшего члена семьи угостить всех родственников молоком. Поднося кому-то молоко, он должен каждый раз говорить: «Господь родился, народ крестился. Будь ты весел и здоров. Аминь».

Накануне Рождества в прежние времена выносили и оставляли еду для нуждающихся людей или раздавали угощенье — считалось, что таким образом все умершие предки, не успевшие поесть перед своей смертью, утоляли свой голод. Еду после праздничного застолья не убирали со стола, чтобы и души мертвых родственников откушали праздничной пищи, и за это они будут о вас молиться.

В той семье, где нет мира и лада, в Рождественскую ночь выставляют ведро на мороз, а утром ставят на огонь и говорят: «Лед растает, вода закипит, а у по мне душа заболит». Воду эту дают мужу умываться или в виде чая/супа, а также стирают в ней белье мужа. Святая рождественская вода всегда помогает женской беде.

Просите у Бога под Рождество то, что очень нужно. Просите семьдесят семь раз — и вам будет дано. Кто в Рождество в три часа ночи попросит о чем-либо Бога, тому это будет дано.

Если в Рождественскую ночь высмотреть в небе летящую звезду и загадать желание, то оно обязательно сбудется.

7 января в мороз выскочите на улицу налегке и, как только на теле выступят мурашки, скажите: «Как пупырышек много на моей коже, так чтобы и денег было столь много у меня тоже».

Приметы на Рождество:

♦ Если к вам в дом первым заявится человек в пьяном виде, весь предстоящий год будет в шуме и ссорах. Если ваш порог первой перешагнет женщина, то это к сплетням и неудачам. Если мужчина или мальчик — к благополучию. Если старик или старушка — к долгой жизни. Если к вам в окно постучится птица — к удивительной новости. Если к вам придет нищий или нищенка — к потере и нужде. Если появятся несколько человек сразу — к богатой жизни.

♦ Если к вам под Рождество утром первым зайдет мужчина, надевайте в этот день однотонную одежду, если женщина — цветное платье, чтобы весь год прошел благополучно.

♦ Когда семья сядет за стол под Рождество и при появлении первой звезды начнет вечерять, то незамужняя девушка или неженатый парень из этой семьи, взяв первый не постный кусок в рот, должен держать его на языке и не глотать, пока, выйдя на улицу, случайно не услышит от проходящих мимо людей какое-нибудь имя. Считалось, что такое же имя будет у жениха или у невесты. Люди говорят, что эта примета сбывалась не раз.

♦ Огурцы будут крепкими и хрустящими, если вы засолите их именно в тот день недели, в какой было Рождество в этом году. Хорошая хозяйка для этой цели хранит в укромном месте соль, взятую в Чистый четверг.

♦ Хорошая, добрая примета, если во время рождественского застолья домашний кот сидит под столом — это означает, что в этом году из всех сидящих за столом никто не умрет.

♦ Если утром в Рождество к вам зайдут двое, то в вашем доме не будет смерти, развода и разлук в течение года.

♦ Если в вашем доме в этот день кто-нибудь что-то разольет или разобьет, то весь год для вашей семьи будет неспокойным.

♦ Если человек, идущий в церковь на Рождество, споткнется, то через двенадцать лет, день в день, он заболеет. Чтобы этого не случилось, нужно тут же сказать: «Не к дьяволу, а к Богу иду, Он меня и спасет».

♦ Девятого января обязательно навестите своих кумовьев и родителей.

♦ Ребенок, который 10 января самостоятельно сделает первые шаги, будет здоров, красив и проживет долгую жизнь.

♦ Если больной человек громко чихнет в третий день Рождества, то он скоро выздоровеет и проживет еще долго. Если человек, который тяжело болен, заговорит в этот день о блинах или лошадях, то он скоро отойдет в мир иной.

♦ Десятого января не ставьте опару или квашню.

♦ Одиннадцатого января не подавайте мужу полотенце, иначе он станет распускать руки.

♦ После того, как вам 11 января постучат в дверь или позвонят, сразу же не открывайте. Подождите, когда постучат или позвонят во второй раз, иначе вы в дом болезнь пригласите.

♦ Тот, кто 11 января рассыплет соль, будет весь год слезы лить.

♦ Если Рождество Христово выпадает на понедельник, то в этот год много мужчин умрет. Если Рождество Христово совпадает со вторником, к столу зовут четное число гостей, чтобы не пригласить в дом нищету. Если Рождество Христово выпадает на субботу, то в этот год преставится много стариков, не дожив до следующего Рождества.

♦ Если повитуху звали к роженице и та рожала дитя на Рождество, то бабка-повитуха ни за что не брала даже копеечки за свои труды, мало того, она была обязана стать младенцу крестной матерью. Этот обычай никогда не нарушался, старые люди знали: кто возьмет за роды деньги, то потратит их на гроб для себя.

Поздравления с Рождеством Христовым:

♦ С Рождеством! Со светлым Днём!
Пусть в этот день везёт во всём!
Пусть радость в дом заглянет ваш,
Машина новая ‒ в гараж,
Работа прибыльная ‒ в дом,
И деток много-много в нём!

♦ Пускай рождественское чудо
Одарит вас своим теплом,
Пусть никогда не будет худо,
Встречайте каждый день с добром!

♦ Зажглась звезда добра и волшебства ‒
Счастливого святого Рождества!
Пусть Бог хранит, и люди помогают!
Пусть звёздный свет в душе не угасает!
Пусть счастьем и богатством полон дом!
Любви, здоровья, мира! С Рождеством!

♦ Пусть ночь искрится волшебством,
Несётся ввысь снежинок стая.
Вас поздравляем с Рождеством,
Улыбок, радости желаем.
Поток божественной любви
Струится пусть чудесным светом,
И вас Господь благословит
Здоровьем, счастьем и успехом!

♦ Мы вам желаем в Рождество
Улыбок, искреннего смеха,
Здоровья крепкого, успеха
И много доброго всего.
Пускай играет в сердце кровь,
И радость длится бесконечно.
И да пребудут с вами вечно
Надежда, вера и любовь!

♦ Поздравляю тебя с Рождеством
И хочу от души пожелать,
Чтобы счастьем была жизнь полна,
Чтоб невзгод и печалей не знать!
Я желаю тебе, чтоб исполнились
Все надежды твои и мечты,
Чтобы чистой любовью и нежностью
Наслаждаться всегда могла ты!

♦ Пусть в светлый праздник Рождества
Исполнится всё то, о чём мечтали!
Пусть в доме будет много радости, добра,
А сердце пусть не ведает печали!
Желаю много сказочных чудес,
Тепла любви, душевной чистоты!
И пусть снежинки падают с небес,
Храня покой небесной красоты!

♦ Вот и снова Рождество ‒
Сил Небесных торжество!
В этот день Христос пришёл,
Чтоб спасти наш мир от зол.
Слава вечная Ему,
Побеждающему тьму!
Поздравляем всей душой
С этой радостью большой!

♦ Свечей мерцанье греет дом
И золотом искрится,
Когда волшебным Рождеством
Господь на свет явится!
За нас Он жизнь свою отдал ‒
Должны об этом помнить,
И что народу завещал ‒
Старательно исполнить!
Пусть охраняет ваш покой
От ставень до порога
Долготерпивая любовь,
Простая вера в Бога!

♦ Зажглась звезда ‒ Христос родился ‒
И мир любовью озарился!
Пусть счастье входит в каждый дом!
С прекрасным светлым Рождеством!

♦ Сегодня к нам Христос явился,
Чтоб научить Любви людей.
Друзья, давайте все отметим
И станем хоть чуть-чуть добрей!

♦ Пусть снежинка звенит,
Возвещая рожденье,
И восторгом наполнит
Твоё настроенье!
Ведь сегодня Спасенья,
Любви торжество ‒
Наступает святого
Христа Рождество!

♦ Когда снега укроют землю,
И Рождество наступит вновь,
Бокал за счастье поднимите,
За мир, за дружбу, за любовь!
И чтоб без горя и сомнений
Прожить Вам много светлых дней!
Сберечь уют, покой семейный
И уважение друзей!

♦ С добрым светлым Рождеством,
Что уже стучится в дом!
Распахните шире двери
Вы Любви, Надежде, Вере!
Меховые ёлочки
Пахнут на весь дом,
Каждая иголочка
Шепчет: “С Рождеством!”
Пусть обиды и потери
Улетают, как листва!
Пусть войдёт удача в двери
В светлый праздник Рождества!

♦ Примите поздравленья в Рождество!
Пусть в вашей жизни чудо приключится!
Пусть радость, вдохновенье и добро
Сумеют в вашем доме поселиться!

♦ Сегодня ‒ День Рождения Христа ‒
Несётся по планете весть благая!
Желаю в этот праздник Рождества
Согласия и радости без края!

♦ С новогодним настроеньем!
С новогодним угощеньем!
С новогодним торжеством!
Со счастливым Рождеством!
Пусть в семье всё будет ладом,
И удача будет рядом!
Пусть здоровье будет добрым,
Счастье ‒ светлым, бесподобным!

♦ Рождество пришло в ваш дом,
Счастье разлилось кругом!
Пусть улыбки в нём витают,
И еще я вам желаю:
Доброты и красоты,
Чтоб сбывались все мечты,
Пусть здоровье не подводит,
И удача пусть заходит!

История

Русская рождественская открытка (начало XX века)

На Руси праздник Рождества стал официальным торжеством с крещения князя Владимира в конце X века.

Начиная со дня Рождества и вплоть до Масленицы было принято заключать трудовые и финансовые договоры на год.

В конце XVII — начале XVIII веков из Польши в Россию проник вертепный театр: на Рождество в специальном ящике-вертепе с помощью кукол разыгрывались сценки о рождении Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода. Позже появились и другие сюжеты. Эта традиция продержалась вплоть до Октябрьской революции 1917 года. К концу XIX века непременным атрибутом Рождества как в городе, так и в деревне стала украшенная рождественская ёлка, а с начала XX века подарки стал носить российский аналог западного Санта-Клауса — Дед Мороз.

В 1920-х годах религиозные праздники искоренялись атеистическим государством. Рождественская ёлка и связанные с ней торжества постепенно потеряли значение. Однако в ежегодных российских календарях вплоть до 1929 года церковные даты, включая Рождество, были помечены в разные годы либо как праздники, либо как дни отдыха, то есть были нерабочими днями. Рождественские дни в календарях 1919—1923 годов отмечены 7 и 8 января (из-за перехода страны в 1918 году на григорианский календарь), а 1924—1929 годов — 25 и 26 декабря.

С 1929 года в советской России было запрещено отмечать Рождество Христово. С этим запретом отменялась и рождественская ёлка, которая стала называться «поповским» обычаем. Согласно постановлению СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю»: «В день нового года и в дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях».

В 1935 году в результате неожиданного поворота государственной политики рождественские традиции были приняты как часть светского празднования Нового года (1 января). С тех пор «рождественская ёлка» в современной России устойчиво воспринималась как «новогодняя». Подарки, посещения Деда Мороза также стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации. В 1937 году на встрече Нового года в московском Доме Союзов в качестве спутницы и внучки Деда Мороза впервые появилась Снегурочка — русский сказочный персонаж, уже не связанный с праздником Рождества. Сам праздник Рождества отмечался 7 января, в соответствии с православным календарём.

Традиция официального празднования Рождества на государственном уровне была возрождена в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее православный праздник Рождества нерабочим днём. Уже 7 января 1991 года было нерабочим. Однако в некоторых республиках РСФСР, например, Татарской АССР, это постановление было проигнорировано, и государственные учреждения в этот день работали. В настоящее время Рождество является частью общих «новогодних каникул», которые начинаются от Нового года (или накануне) и продолжаются до Рождества.

Народные традиции празднования

Ряженые: медведь, дед-поводырь, старуха, коза (рисунок П. Каверзнева, XIX век) Подробнее по этой теме см. Коляда.

В некоторых местностях до нашего времени ещё сохраняется древний обычай колядования, когда ряженые в ночь под Рождество носят по домам кутью, прося хозяев её отведать, или просто поют славословия Христу или колядки-пожелания, а в ответ обычно получают всякую пищу (в прошлом), деньги или конфеты (сейчас). Самое известное литературное произведение, в котором описывается этот славянский обряд, — «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя. Действовавший в Российской империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».

Рождество является началом Святок, дней прославления Христа. Святки продолжаются до дня Крещения (19 января). У невоцерковлённых людей этот период считался самым действенным для совершения разнообразнейших гаданий. В это время была полностью запрещена охота на зверей и птиц. Широко распространённым рождественским обычаем в деревнях было сооружение во дворе, а затем сожжение соломенного стога. Вся родня при этом стояла кругом в благоговейном молчании, пока солома не сгорала полностью. По поверью, умершие предки в эти мгновения приходят погреться у огня, зажжённого их потомками, и могут способствовать плодородию.

В прошлом у русских земледельцев считалось дурной приметой, если в день Рождества из числа посторонних людей первой в жилище входила женщина; считалось, что в этом доме женская половина семейства будет болеть весь год. К Рождеству хозяева обязательно убирали избу, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, так как верили, что от этого зависел будущий урожай. За завтраком не давали пить простую воду, так как полагали, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда. Под страхом всевозможных бед и напастей в Рождество ничего не сгибали, не плели, не шили. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада. Днём, после утреннего богослужения священники обходили дома прихожан и совершали «славление» Бога (христославили).

На рождественский ужин было принято приглашать знакомых одиноких людей, одиноких путников. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду, чтобы волки, «отведав и познав человеческую доброту», не вредили крестьянской скотине.

Традиционные русские блюда

Холодец, резаный кусочками, с хреном

Главными и обязательными на рождественском столе в старой России являлись разнообразные блюда из свинины: зажаренный поросёнок, фаршированная свиная голова, жареное мясо кусками, телячий или свиной студень, заливная рыба. На рождественский стол подавали также много других мясных блюд: гуся с яблоками, зайца в сметане, дичь, баранину, рыбу целиком и т. д. Обилие крупнокускового жареного и печёного мяса, целиком запечённой птицы и рыбы на праздничном столе было связано с особенностями устройства русской печи, которое позволяло успешно готовить крупноразмерные продукты.

Мелко нарезанное мясо и субпродукты варили в горшках вместе с традиционной полужидкой кашей. Непременным блюдом на Рождество, как и на другие праздники, были пироги: закрытые и открытые, ватрушки, калачи, пирожки, колобки, кулебяки, курники, лодочки, саечки, расстегаи, шаньги. Готовили запеканки, блины. Начинок было множество, на всякий вкус (травяные, овощные, фруктовые, грибные, мясные, рыбные, творожные, смешанные).

Сладкие блюда, подаваемые на рождественский русский стол, не были разнообразны. Это ягоды, фрукты, пастила, пряники, хворост, печенье, мёд. Пили взвары (компоты и сладкие супы, сбитень), кисели, с начала XVIII века — китайский чай.

Современные традиции празднования

Светские

В отличие от западноевропейских стран и США, Рождество в современной России является в основном религиозным праздником и устоявшихся общепринятых светских традиций не имеет, для подавляющего большинства являясь выходным днём, которым каждый может воспользоваться по своему усмотрению. Ранее имевшиеся в России и СССР традиции празднования Рождества, после исключения в 1929 году праздника из официального календаря, были перенесены на празднование Нового Года, что сохранилось и после восстановления Рождества в числе государственных праздников в 1991 году.

Религиозные

В сочельник (в ночь с 6 на 7 января), по федеральным телеканалам транслируется рождественское богослужение праздничная Литургия (после восстановления храма — из храма Христа Спасителя). Некоторые православные верующие в это время выстаивают службу непосредственно в храме.

Рождество считается в православной церкви вторым по значимости праздником после Пасхи. Праздник предваряется многодневным Рождественским, или Филипповым постом, длящимся с 28 ноября по 6 января.

Девочка держит в руках свечу на рождественском вечере, 7 января 1995 года Рождественская марка России 1995 года с изображением иконы «Рождество Христово» (1497) из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря Будущий президент В. В. Путин в храме Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах (6 января 2000 года) Воспитанники воскресной школы в храме представляют историю Рождества Христова (Приморский край, 2011 год)

Примечания

  1. В Эрмитаже совершен молебен в память «избавления России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков в 1812 году»
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Круглый год. Русский земледельческий календарь, — М.: Правда, 1989, С. 59-62, ISBN 5-253-00598-6
  3. Мадлевская, Е. Л. Вертеп. Российский этнографический музей. Дата обращения 26 марта 2014.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 Энциклопедия обрядов и обычаев. — СПб.: Респекс, 1996. — С. 11—55, 80—88. — ISBN 5-7345-0063-1.
  5. Изменение в 1924—1929 годах связано с попыткой советской власти перевода православного времяисчисления на григорианский календарь.
  6. Гуляй, рванина!. Дата обращения 10 января 2017.
  7. Рожков, А. Ю. В кругу сверстников: жизненный мир молодого человека в Советской России 20-х годов : в 2 т. — Т. 1. — Краснодар: Перспективы образования, 2002. — 205 с.— ISBN 5937490177
  8. Кто же это, «Новый год»? — Праздник как миф и как средство управления. www.kob-crimea.org. Дата обращения 18 декабря 2017.
  9. Постановление СНК СССР от 24.09.1929. www.libussr.ru. Дата обращения 18 декабря 2017.
  10. Душечкина, Е. В. Дед Мороз и Снегурочка // Отечественные записки : журнал. — 2003. — № 1.
  11. Постановление Верховного Совета РСФСР от 27.12.1990 № 2981-I «Об объявлении 7 января (Рождества Христова) нерабочим днём»
  12. Газета «Известия» от 5 января 1991 года.
  13. Св. Зак. XIV. — Ч. 4. — С. 33—34. См.: прот. Г. С. Дебольский. Дни богослужения православной кафолической восточной церкви. — Т. 1. — СПб., 1882.
  14. Определение Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1999 г. № 56-О.
  15. Четвертый канал — news Архивировано 17 декабря 2013 года..
  16. 1 2 3 4 5 Народный Месяцеслов, — М.: Современник, 1992, С. 80, ISBN 5-270-01376-2

Ссылки

  • Е. Л. Мадлевская «Рождество Христово» // Российский этнографический музей
События
Персоналии
Связанные события
Места
Традиции празднования
Рождество по странам

Одним из главных праздников в православии считается Рождество Христово (по-церковнославянски правильно говорить Рожество). В этот день отмечается рождение Иисуса Христа от Девы Марии. Торжественные богослужения длятся всю ночь и утром, а в течение дня 7 января христиане празднуют великую дату.

Рождество Христово в православии является вторым по важности праздником после Светлой Пасхи. 7 января – это примерная дата рождения Христа, точный день никому не известен. Первые празднования упоминаются в I веке. Вплоть до IV века Рождество отмечалось в один день с Крещением — 6 января. Этот знаменательный день называли Богоявлением.

Первый раз отмечать отдельный праздник Рождества начали в начале IV века в Римской церкви. На востоке разделение Крещения и Рождества произошло на полвека позднее. Православные верующие долгое время не могли назначить точную дату празднования. Первые христиане вообще никак не отмечали Рождество. Дело в том, что это, как правило, были евреи, а они отождествляли рождение младенца с болью и муками. Праздник Рождества появился, когда греки примкнули к христианству.

На Руси массовые празднования начались в конце X века, после крещения князя Владимира. В начале XIII века на праздничные гуляния 7 января из Польши приезжал вертепный театр, в точности воспроизводящий историю появления младенца Иисуса на свет и преследование его царем Иродом. Такая традиция продержалась целых шесть веков, вплоть до Октябрьской революции. В конце XIX века неотъемлемым атрибутом праздника стала рождественская елка, которая ставилась не только в городских домах, но и в деревенских. В начале XX века на манер Запада появился Дед Мороз.

В 20-х годах XX века в стране началась антирелигиозная пропаганда, и празднования Рождества прекратились. Но, не смотря на это, вплоть до 1929 года день 7 января в календарях помечался как праздник и был выходным. В 1929 году Рождество Христово стало под запретом. Рождественскую елку обозвали «поповским обычаем». Русские люди, для которых январская ель в доме стала традицией, стали украшать ей жилище на Новый год.

Возрождение праздника Рождества Христова произошло в 1991 году. Накануне Нового 1990 года правительство объявило 7 января нерабочим днем.

История рождения Иисуса Христа

В то время, когда Мария носила во чреве дитя и до появления младенца на свет оставались считанные дни, было дано объявление о переписи населения. Все люди должны были находиться в месте своего постоянного проживания. Мария вместе с мужем Иосифом были вынуждены отправиться в Вифлеем. На пятый день к вечеру они добрались до города и стали искать ночлег. Подходящего места не нашлось и им пришлось заночевать в пещере, куда пастухи в непогоду загоняли скот. Именно в эту ночь Спаситель появился на свет. Мария запеленала новорожденного Христа и положила в ясли, наполненные сеном. В момент рождения Христа на небе над пещерой засияла новая звезда, названная Вифлеемской.

Первыми о рождении Божьего сына узнали пастухи, находившиеся неподалеку от пещеры. Темноту ночи неожиданно озарил яркий свет и с небес явился ангел, оповещающий о свершении долгожданного события. Затем по сияющей дороге спустилось божественное войско и радостной торжественной песнью приветствовало маленького Христа. Когда ночная темнота опять окутала землю, пастухи увидели свет, исходящий из одной пещеры. Войдя туда, они увидели Иосифа, Марию и младенца в яслях.

Царь Иудеи Ирод Великий узнал о рождении Сына Божьего и решил, что он может занять его место на престоле. Сначала он пытался узнать местонахождение младенца у волхвов, но те не сказали, так как предполагали злой замысел. Тогда Ирод пошел на жестокие варварские меры. Он приказал убивать всех младенцев младше двух лет. Во время кошмарного бедствия погибло 14000 детей. Иисуса спас ангел, явившийся к Марии и посоветовавший искать убежища в Египте. В этой стране семья проживала до тех пор, пока не скончался царь Иудеи.

Что нельзя делать на Рождество

  • На Рождество Христово христиане стараются не работать.
  • Под особенным запретом находится рукоделие: шитье, вязание, плетение, вышивание. Ручная работа в этот день привлекает в дом беды и напасти.
  • В этот день нельзя надевать старую или черную одежду.
  • Накануне Рождества запрещено гадать.
  • До старого Нового года нельзя убираться. 14 января нужно вымести весь мусор и сжечь во дворе.
  • Накануне праздника нельзя ходить в баню и мыться.
  • На святочной неделе охота запрещается. Считается, что души умерших в эти дни вселяются в животных.

По-церковнославянски правильно: Рожество Христово

Рождество Христово — один из главных православных господских двунадесятых праздников, по значимости считается вторым после Пасхи. Этот праздник установлен в воспоминание Рождества Исуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском и отмечается всегда в один и тот же день — 7 января (25 декабря по старому стилю). В этот день заканчивается Рождественский пост и начинаются Святки — время от Рождества до Крещения Господня.

О правильном названии праздника: Рождество или Рожество

Написание и произношение слова «Рождество» разнится в древнерусской и современной традициях. В старой дораскольной богослужебной традиции и у старообрядцев в наши дни принято наименование «Рожество» (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:

Ржcтво твоE хrтE б9е нaшъ

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

Поясняет иерей Иоанн Севастьянов, настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество — церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова — это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей Иоанн Курбацкий, настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество» пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго раждает…», «Исусу рождьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы раждается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожду Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рождеством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество», потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.

Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается — славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда, и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Когда Сам Господь пришел на землю спасти человека, то ему не нашлось места в доме

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли — кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть — им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Пастухи и волхвы пришли поклониться рожденному Богомладенцу

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы — волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля» (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).

Восточные мудрецы узнали о рождении Христа по необычной звезде

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников — людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан — Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение — умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим — им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).

Святые мученики 14 000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенные, миниатюра Минология Василия II, Константинополь, 985 год

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа — Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник — день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон», во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог!». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом. Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником. В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах», в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны — изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) — о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) — о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) — о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) — о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) — о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й — о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог», содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин(VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий, Константинопольский патриарх (V век), Софронийи Андрей Иерусалимские (VII век), Герман, патриарх Константинопольский (VIII век).

Библиотека Русской веры
Канон Рожеству Христову →

Читать онлайн

Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия, жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло?», — намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение», — имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова:

Ѓвгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст:

Ржcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст:

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Дв7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст:

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.

Библиотека Русской веры
Поучение на Рождество Христово. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

Лубок Павла Варунина

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Для употребления в храме кутью (или сочиво) старообрядцы готовят строго из пшеницы и меда, а дома допускается добавить по вкусу и других вкусностей (мак, изюм, орешки и т.д.)

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки. Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

Христославы

День Рождества Христова, как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом — отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала —
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

Лубок Павла Варунина

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания.

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях — кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Икона Рожества Христова. Из праздничного чина. Начало XV в. Андрей Рублев. Благовещенский cобор Московского Кремля, МоскваРождество Христово. Двусторонняя икона-таблетка. Вторая половина XVI в. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедникИкона Рожества Христова. XVI век. Каргополь

Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

Поклонение волхвов. Фрагмент фрески ДионисияРождество Христово. Вторая половина XVII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов ВеликийРождество Христово. Вторая половина XVIII в. Государственный музей палехского искусства, Палех

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.

Церковь Рождества Христова в Великом Новгороде

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV — началом XV вв.

Церковь во имя Рождества Христова в Галиче

Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника — Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли — это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.

Христорождественский собор в Каргополе

В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.

Церковь Рождества Христова в Москве, в Палашах

Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.

Церковь во имя Рождества Христова Пафнутиева Боровского монастыря

В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.

Христорождественская церковь в д. Юркино

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.

Церковь во имя Рождества Христова в селе Беседы

В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.

Христорождественский храм в Верее

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.

Христорождественский храм Спасо-Преображенского монастыря в Старой Руссе

В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.

Христорождественский храм в д. Малы

Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина».

Храм во имя Рождества Христова в Ярославле

В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде — Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша…» С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.

Мироносицкая церковь с приделом во имя Рождества Христова в Пскове

Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом — накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в Екатеринбурге, Коломне, Гомеле, Рязани. Особенно торжественно, с молебном после Литургии, отмечают Рождество в храмах, освященных во имя этого праздника. Это приходы Русской Православной старообрядческой Церкви Москвы (собор Рожества Христова Рогожской общины), Екатеринбурга, д. Андроново Московской области и д. Павликово Ярославской области. Во имя Рождества Христова освящены белокриницкие приходы в Сиднее (Австралия) и Журиловке (Румыния).

Cобор РПСЦ Рождества Христова Рогожской общины. МоскваХрам РПсЦ Рождества Христова в Екатеринбурге

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и с. Сосновка (Украина, Полтавская область).

Храм РДЦ в Улан-Удэ

Во имя Рождества Христова была освящена моленная 1-й Московской общины Поморского законобрачного согласия. Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

Христорождественская моленная поморцев законобрачного согласия

Полезное по теме:

  • Зачем родился Христос? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
  • Како подобает Христа славити: православные традиции праздника («Христос раждается славите», текст);
  • Рождество на Руси. Традиции праздника
Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *