Мы публикуем данную статью, ожидая, что вы выскажетесь на затронутые в ней темы. Ещё раз подчеркнём, что у нас нет цензуры по идейным или художественным соображениям. Ждём ваших откликов.

"Я шаровая молния. Я проливаю дождь… Ты еще молод, но ты умрешь. Я не буду брать заложников и не поделюсь ни одной жизнью… Меня зовет колокол. Я забираю тебя в ад…"

Если процитировать вышеприведенные строки любому юному любителю рок-музыки, не напевая при том мелодии, на которую они положены, и спросить, что это за произведение, в ответ, уверен, 9 фанатов из 10 только пожмут плечами. Английский, усвоенный в неполной средней школе, не позволит им, очевидно, узнать одну из самых популярных песен горячо любимой многими рок-группы "AC/DC" — "Hell’z Bells", название которой переводится как "Колокола ада". Ну а о том, что тяжелый ритм ее музыки позаимствован из ритуала самых черных в мире колдунов — африканских вуду — не знают не только поклонники современного рока, но и их родители.

Иначе говоря, наложенные на специально рассчитанный, веками используемый для этого ритм, слова песни запечатываются непосредственно в подсознание слушателей. А поскольку слово, независимо от того, на каком языке оно звучит, — единица всегда смысловая, именно смысл и укладывается в подсознании человека, которому, кстати сказать, тоже безразлично, в каком "оформлении" пришла информация: по-испански, по-древнеегипетски или на иврите. Усваивает-то подсознание именно смысл.

Эта тайна подсознания — едва ли не главная в психиатрии. В свое время ее объясняли и генной памятью, и тем, что якобы любое слово помимо смысла несет в себе гипнотический момент, но тайна осталась. С ней просто приходится считаться как с фактом.

Но вернемся к рок-музыке. Эта тема — неблагодарная. Потому что популярность рока все последние десятилетия в мире настолько велика, особенно среди подростков и молодежи, что даже намек на то, что возлюбленные звуки разрушающе действуют на человеческую личность и организм, может дорого обойтись автору подобной попытки. Ведь известно, что в США, например, учащиеся 7-12-х классов колледжей в среднем проводят в сутки с рок-музыкой 11 часов, то есть в два раза больше, чем каждый средний школьник проводит на занятиях.

И все-таки, именно из-за того, что как раз рок правит сегодня миром молодых и очень молодыхлюдей, необходимо понять, каким образом он влияет на подрастающее поколение. Вопрос этот стоит очень остро. Так что попробую рискнуть, опираясь исключительно на факты и статистику.

Еще несколько лет назад американские ученые-медики, возглавил которых доктор Дэвид Элкин, доказали, что пронзительный звук большой громкости способству-етсворачиванию белка: сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, оказалось через три часа "сваренным" всмятку. А вот и другие результаты серии экспериментов, опубликованные затем в книге Элкина "Торопливое дитя".

Так называемый тяжелый металл приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели. Рыба, подвергнутая рок-обработке с одновременным миганием света, сдохла и всплыла на поверхность водоема. Было, к примеру, установлено и то, что после трехчасового рок-концерта семиклассники были не в состоянии вспомнить таблицу умножения. А журналисты, задавшие в крупнейших рок-залах Токио зрителям простейшие вопросы: как вас зовут? где вы находитесь? который сейчас год? — не получили ни одного ответа ни от одного опрошенного!

Почему происходит подобное? Немецкий ученый профессор Б.Раух отвечает на это так: пребывание в таком звуковом мешке провоцирует в человеческом организме выделение особых стресс-гормонов, которые стирают часть запечатленной в мозгу информации.

Известно, что современные рок-группы работают в диапазонах от 80 до 20 тысяч герц и даже ниже. Во всем мире на их концертах фиксируются помимо упомянутой потери памяти и потери слуха звуковые контузии и ожоги. Разрушительная сила такой музыки известна еще с 1979 года, когда в Венеции во время концерта Пола Маккартни рухнул деревянный мост. А группа "Пинк Флойд" сумела разрушить мост в Шотландии.

Еще в те годы голоса медиков и ученых, пытавшихся донести до фанатов, что ритм, частота, чередование света и темноты, нагромождение звуков, полностью взятых из древних черномагических обществ — все направлено на разрушение человеческого существа, его насильное перелицовывание, на слом всех механизмов самозащиты, инстинкта самосохранения, нравственных устоев, не были никем услышаны. Сегодня ученым остается лишь с грустью констатировать, как говорит доктор Элкин: "Мало что ускользает от всепроникающей стихии рок-музыки.

Рок-музыка c христианской точки зрения

Она тиражирует серые шаблоны мировоззрения, контролирует, как одеваться, как думать… По этим шаблонам молодые люди просыпаются, ведут машину, развлекаются, учатся и снова засыпают".

Не стоит при этом упускать из виду, что основная часть исследований американских медиков приходилась на времена "Битлз", которые играли на уровне мощности 500-600 ватт. А многие современные исполнители работают на уровне 70 тысяч ватт, пытаясь приблизиться к 100-тысячному рубежу. При постоянном же или достаточно систематическом штурме человеческого мозга звуком в 120 децибел, тогда как наш слух рассчитан на 55 децибел максимум, происходят процессы, которые практически нельзя повернуть вспять.

Речь идет прежде всего о том, что уже после получасового пребывания, например, на дискотеке подростки впадают в состояние, близкое к гипнабельно-му, становятся восприимчивыми к магическим ритмам и заклинаниям, часто используемым в роке, полностью теряют над собой контроль — отсюда и неконтролируемые выбросы агрессии. Иными словами, посетители дискотек и рок-концертов получают глубокие психоэмоциональные травмы, теряют автоматические рефлексы и механизмы естественной защиты, которые у подростков и так ослаблены.

Понимают ли все это сами рок-музыканты? И если да, используют ли получаемую ими власть во зло? Вот что говорят они сами.

Джимми Хендрикс: "С помощью музыки мы гипнотизируем людей, низводя их до примитивного уровня, и там, находя их самое слабое место, ты можешь им вбить в голову все, что угодно" (из интервью журналу "Лайф").

Питер Тоунсшенд, солист группы "Who": "Я не знаю, как это объяснить, я не могу контролировать себя на сцене. Думаю, никто из рок-музыкантов не может контролировать себя. Не знаю, как это объяснить, но я уже не владею собой. Такое ощущение, что я могу кого-то убить" (там же).

Гитарист Джон Маклафлин: "Как-то вечером мы играли на концерте, и вдруг неожиданно какой-то дух вселился в меня, и я понял, что это играю уже не я…" (там же).

Что ж, тот, кто знает, что лежит в основе рок-ритмов, не станет особо удивляться явлению, которое описывается звездами: древние ритмы черной магии ведь и были изначально рассчитаны на то, чтобы вызывать духов зла! В христианстве это так и называется — одержание бесами. И конечно же, перед нами во весь свой рост встает дух насилия, дьявольский дух смерти.

Речь идет не только о том, что преждевременная трагическая гибель роковым образом преследует, начиная с Битлов, большинство рок-звезд. Но именно в век рока в мире на 10 тысяч процентов возрос уровень преступности, а насилие на концертах приобрело характер эпидемии. Своей критической точки она достигла в 1985 году, когда во время выступления уже упомянутой группы "Who" в Цинциннати было убито одиннадцать и ранено сорок два человека.

Возникает вопрос: можно ли воздействие рока на психику человека объяснить только физиологическими причинами? Или действительно здесь действуют прежде всего силы мистические?

Сегодня все чаще, все настойчивее во всем мире звучит страшное слово — сатанизм. И в первую очередь там, где речь идет о молодежных проблемах. Могут ли не сыграть в этом отвратительном процессе сатанизации подростков свою роль ритмы и слова древних заговоров, позаимствованные у самых сильныхв мире черных колдунов?.. Начнем с Джона Леннона, одного из первых рок-кумиров. Вот что рассказывает его биограф. Как-то во время гастролей в Германии в Страстную пятницу Леннон свесил со своего балкона гротескную фигуру распятого Христа, а затем начал сбрасывать на идущих мимо монахинь презервативы, наполненные водой, выкрикивая: "Это дождь, посланный с небес!" Именно Леннон стал автором и ныне широко внедряемой в рок-музыку идеи: включения в грамзапись отрывков из "Евангелия от Сатаны", записанных задом наперед или на высокой скорости и таким образом отправляемых вновь прямиком в подсознание слушателей. Апогеем и завершением его святотатства стал последний альбом "Битлз" — "Дьявольский белый альбом", выпущенный в 1968 году. А вскоре последовала и трагическая смерть Леннона.

Десятки современных рок-групп делают темами своих "произведений" низость нравов, сексуальные извращения, насилие…

Очень многие исполнители вполне сознательно используют в своей символике знаки Сатаны. Видеть их можно у ансамбля "Кисс" (короли на службе дьявола), у Оззи Осборна, Криса де Бурга. Когда Питер Мэрфи из "Бау Хауса" поет на латыни "Отец, Сын и Святой Дух" задом наперед, даже у его самых горячих поклонников, по их признанию, появляется какое-то тягостное чувство… Ничего удивительного! Ведь именно так, задом наперед, читают христианские молитвы на своих черных мессах служители Церкви Сатаны — организации, насчитывающей около 10 тысяч человек в одной только Америке и примерно столько же, увы, в России. И точно так же нет ничего удивительного в том, что посвящение в сатанисты происходит под музыку тяжелого металла.

Смыкаясь с оккультизмом, пользуясь финансовой и мистической поддержкой мощных чернооккультных лож — таких как "Иллюминатор", "Всемирное Агентство колдунов ICCA", рок, кроме того, восходит исторически к музыкальным формам, рассчитанным на доведение людей до самоубийства (панк-рок). Знаменитый Джим Моррисон серьезно заявлял, что одержим злыми духами. В 1970 году он женился на профессиональной ведьме, его свадьба сопровождалась распитием крови и, разумеется, рок-музыкой, спиритическими ритуалами. А годом позже музыкант был уже мертв…

Но, возможно, столь страшные последствия, совсем уж крайние, — удел самих музыкантов, но не их слушателей?

Дабы испытать на себе влияние дьявольского талисмана "эдди" своей любимой группы "Айрон Мейдон", 14-летний металлист Томми Салиман сделал его для себя сам, начал слушать любимую музыку и, дойдя до предела возбуждения, взял охотничий нож и убил свою мать, отрезал ей правую руку и снял скальп; затем отрезал кисть собственной руки и перерезал себе горло…

Социально неадекватным мальчик не был, ни наркотиками, ни алкоголем не увлекался.

Еще один 14-летний фанат тяжелого рока дошел до такого исступления, что вырезал у себя на груди символ любимой группы — всем известное число "666" — и вслед за этим убил троих человек…

Этот страшный список можно продолжить, но упомяну еще лишь один факт, который наверняка хорошо помнят россияне: речь идет о загадочном самоубийстве трех школьниц из Балашихи, выбросившихся из окна. Следствию так и не удалось отыскать ни одного мало-мальски похожего на причину факта в жизни этих девочек. Разве что кроме одного: все они были поклонницами тяжелого рока… И слушали свою любимую музыку именно в тот роковой день.

Показан и полностью соответствует истине и тот факт, что очень многие организаторы и производители рок-индустрии являются официальными членами сатанистской церкви, а большинство рок-групп принадлежит к той или иной люциферской религии. Над аудио- и видеозаписями, выпущенными ими, часто производятся демонические ритуалы (например ритуал приворота слушателей для повышения популярности). И ничего не подозревающий человек, принося в дом эту продукцию, в полной мере попадает под все прелести околдовывания, ощущает на себе влияние сил зла: становится раздражительным, агрессивным, ощущает склонность к сквернословию, непристойностям, бунту, самоубийству…

Что же делать в такой ситуации родителям, если их сын или дочь всерьез "зафанатели" от рока, тем более — от тяжелого металла? Естественно, ни одному человеку, а подростку тем более, нельзя навязывать, что ему любить, а что нет. Но дело в том, что ребятишки, особенно на первой стадии своего увлечения, даже не подозревают правды о понравившейся им музыке. Это для них что-то вроде общепринятой игры. Опрос семи-, восьмиклассников подтверждает данный факт. На вопрос, почему рок часто называют дьявольской музыкой, ребята повально отвечают: "Просто так, для понта…" или "Может, и дьявольская, ну и что? Ерунда это все!" Следовательно, единственное, что можно и необходимо сделать в этой ситуации, каков бы ни был выбор вашего чада, — довести до его сведения правду. Рассказать, кто и куда его на самом деле зовет и каковы могут быть последствия…

Игорь ВОЛОДИН, доктор психологических наук

По материалам газеты "Свободный курс"

Глава отделавнешних церковных связей Московского патриархата митрополит Кирилл высказалсяоб отношении церкви к рок-музыке. Митрополит заявил, что церковь не должнапрепятствовать рок-музыкантам, и даже сравнил их с проповедниками. Сами рокерывосприняли это заявление неоднозначно.

Выступая навстрече перед студентами МГУ, митрополит Смоленский и Калининградский Кириллзаявил, что не видит причин, по которым Русская православная церковь (РПЦ)должна препятствовать рок-музыке. "Я отдаю себе отчет, что в молодежнойсреде большинство людей испытывает некоторое вдохновение в связи срок-музыкой,- сообщил он.- В последнее время мне стало ясно, что молодые людисвязывают это вдохновение с религиозными переживаниями".

МитрополитКирилл пояснил, что имеет в виду не всех рокеров, а лишь наиболее набожных,которые "сопрягают свое творчество с проповедью Евангелия или призывомотказаться от наркотиков". "Если сто или двести человек черпаютрелигиозное вдохновение в этой музыке, неужели ее надо запрещать? — сказал митрополит.-Зачастую бывает, что рок-музыканты на концерте говорят несколько фраз оправославии, которые производят на молодежь большее впечатление, чем долгаяпроповедь в храме".

Именприглянувшихся ему рокеров глава отдела внешних церковных связей Московскогопатриархата не назвал, однако это сделал для "Коммерсанта" егозаместитель Всеволод Чаплин. Отец Всеволод пояснил, что митрополит Кирилл имелв виду лидера группы "ДДТ" Юрия Шевчука, лидера "Алисы"Константина Кинчева, а также группу "Ковчег" и ее лидера ОльгуАрефьеву. "Митрополит не упомянул конкретных имен, и я бы не сталприписывать ему конкретной поддержки той или иной группы",- уточнил отецВсеволод. По его словам, некоторые представители РПЦ не просто хорошо относятсяк рок-музыке, а всерьез ею увлекаются.

13 лучших песен о Сатане

"Есть у нас игумен Сергий Рыбко,так у него при храме действует рок-клуб",- сообщил отец Всеволод.

Лидер группы"Ва-банкъ" Александр Ф. Скляр, напротив, восторга от заявлениямитрополита Кирилла не испытывает. "Он должен был сказать, чтонекомпетентен в этом вопросе, разделить гражданскую и духовную позицию. Церковьвообще не должна обсуждать, какую музыку поддерживать, а какую нет,- она духомчеловеческим должна заниматься,- заявил он Ъ.- Я человек верующий, с 14 летсознательно крест ношу, а митрополит Кирилл, кажется, просто популистскизаигрывал с молодежной аудиторией, это совсем не к его чести".

Почему внушают людям, что рок-музыка — от сатаны, если эта музыка привела меня в Церковь?

Современная рок- и поп-музыка
с точки зрения православия

Факты и мнения

Сразу оговоримся — обзор фактов и мнений по данной теме не ставит целью дать однозначный и решительный ответ вроде «плохо-хорошо» или «можно-нельзя». Такой ответ может сформироваться, родиться в душе каждого верующего, каждого, кто идет нелегким и долгим путем веры, постепенно познавая себя, свои заблуждения, ошибки и немощи. Жизнь показывает, что увещевания, призывы и запреты имеют мало пользы там, где с молодежью ведут разговор о молодежной культуре, в частности о музыке. Молодежь слушала, слушает и будет слушать все то, что в гигантском количестве выбрасывается на мировой музыкальный рынок. По существу она беззащитна перед этой лавиной музиндустрии. Не забудем и о другом аспекте — все начинается с семьи. Что звучит дома? Что создает музыкальный «фон» семьи? Иногда ничего вообще не звучит — и «свято место пусто не бывает».

Дорогие родители, если вы действительно любите своих детей, не отделывайтесь только покупкой им плеера, но и контролируйте, что именно так увлеченно слушает ваш ребенок.

Нам уже никуда не уйти от океана этой музыки: дома, на работе, на улице, в транспорте, в магазине, по телевидению, радио — она повсюду. От нее не скрыться нигде, кроме храма. Церковный порог ей не переступить. Тем яростнее звуковые волны бьются в него, оставляя свои меты: вот известный богослов и православный публицист выступает со «вступительным словом» на рок-фестивале, вот прекрасно ориентирующиеся в современных рок- и поп-течениях батюшки, вот музыканты рок- и поп-групп, по совместительству поющие на клиросе или прислуживающие в алтаре, и так далее… Как к этому относиться и как это оценивать? Нужны ли вообще такие оценки?

Что говорят старцы?

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Дорогой о Господе О.!

Скажу Вам сразу — помысл о рукоположении изгоните от себя раз и навсегда.

почему рок музыка дьявола

Даже если Вас и будут соблазнять такими предложениями. Опыт показывает, что пришедшие к Престолу от рок-музыки служить во спасение не могут. Я получаю столько писем от таких несчастных людей, но помощь им приходит только после того, как они снимают с себя сан. Некоторые вообще не могут стоять у престола, а некоторые опускаются на дно ада беззакониями такими, которые они и до принятия сана не делали. Так что имейте это в виду…»

Отметим этот четкий и однозначный ответ старца своему корреспонденту, желавшему, по-видимому, приступить к св. Престолу после увлечения рок-музыкой. Сравним этот ответ с другими суждениями отца Иоанна о явлениях современной жизни (ИНН, компьютеры), знакомыми православному читателю.

Еще одно мнение принадлежит архимандриту Лазарю (Абашидзе) — автору глубоких и серьезных работ «Грех и покаяние последних времен», «О тайных недугах души», «О монашестве»: «Недопустимо думать, что христианину можно все-таки иногда кое-что слушать из такой музыки, выбирая более или менее «безобидное», и тешить этим свой слух. Нет! Не собирают с терновника винограда! Злое дерево не приносит добрых плодов! <…> Итак, даже самое «легкое» увлечение православного христианина рок-культурой есть измена своей вере, есть явное оскорбление своего Господа, удаление от Него, есть пагубная прелесть, общение с духами тьмы, заигрывание с сатаной! Спеши исповедовать такое увлечение и не имей более к сему отношений!»

Ясно, что мнение такого рода не оставит равнодушными апологетов рок-музыки. А ведь их немало и в среде православных…

Современная культура: сатанизм или Богоискательство?

Под таким названием в 2002 г. вышла брошюра иеромонаха Сергия (Рыбко) — настоятеля одного из столичных храмов, одного из активных авторов радио «Радонеж». Уже в предисловии автор четко ставит все точки над «i» и, предвидя неоднозначную реакцию православного читателя, выводит «тяжелую артиллерию» своих аргументов в защиту современной рок-музыки. В знании предмета

батюшке не откажешь — все упоминаемые группы и исполнители, отечественные и зарубежные, их многочисленные композиции ему превосходно известны. Разбирается он и в стилевых особенностях рок-направлений, и в тонкостях аранжировки. Со многим изложенным в этой работе нельзя не согласиться — да, действительно лучшее из творчества легендарной четверки «Beatles» вошло в музыкальную классику ХХ века; да, действительно такие группы, как «Pink Floyd», «Jethro Tull», «Emerson, Lake&Palmer», «King Krimson», наш «Аквариум», такие исполнители, как Рик Уэйкман, Майкл Олдфилд, Брайан Эно, Борис Гребенщиков, Тальков, Кинчев и другие — это музыка иного уровня исполнения и восприятия. Отец иеромонах, однако, видит серьезную проблему в том, что: «… Современную культуру, в частности рок-музыку, пытаются критиковать маститые протоиереи и архимандриты, как правило, старшего поколения. Вряд ли кто-нибудь из них основательно знаком с предметом критики, а если и знаком, то большей частью выборочно, далеко не с лучшими произведениями, часто путая рок-музыку с дешевками типа Майкла Джексона и ему подобных… <…> Авторы слишком легко решают проблему отношения православных христиан к современной культуре. Ничтоже сумняшеся, ее всю целиком голословно называют порождением диавола и одним из видов сатанизма. Вопрос решен!

Давайте теперь посмотрим на последствия такого решения. Прежде всего, это неправда. А любая ложь, даже когда человек невольно заблуждается, отвращает от всего, что он говорит, даже если остальное — правда. По причине этой лжи Церковь теряет миллионы душ, в основном молодых, которые могли бы стать подлинными ее членами, глубоко верующими людьми, могли бы проповедовать христианские убеждения своим сверстникам и тем самым ощутимо повлиять на современную молодежную среду. «Обличители» современной культуры, отталкивая молодежь от православия, не берут ли на душу грех?.. <…> Нередко молодые люди, не имеющие никакого духовного опыта, будучи вынуждаемы старшими выбирать между православием и современной культурой, между Церковью и рок-музыкой, увы, выбирают рок-музыку».

По прочтении брошюры целиком возникает целый ряд вопросов и даже недоумений. Да нуждаются ли рок-музыка (пусть и высокого качественного уровня) и ее поклонники в такой горячей и убедительной защите, исходящей от церковнослужителя? Никаких последствий «гонения» Церкви на нее никто не ощущает — скорее наоборот: рок-музыка и ее адепты постепенно входят в церковную среду, как об этом свидетельствует сам же отец иеромонах на других страницах своей работы. Второе немаловажное обстоятельство — творчество элитарных рок-групп и исполнителей, имена которых батюшка приводит в своей работе, — капля в море нынешней рок- и поп-музыки. Всякий из нас, «имеющий уши», слышит ежедневно, чем заполнен эфир. И это отнюдь не вершины и шедевры рок-стилей. Ухо современного человека уже свыклось с этой музыкальной «жвачкой», более того — вырабатывается зависимость от этой музыки. Что же касается упреков уважаемым и читаемым православным писателям в «некомпетентности», огульном обвинении всей рок-музыки во всех смертных грехах, то напрашивается и вопрос: а нужно ли опытному духовному человеку досконально разбираться во всех «технических» тонкостях явления, чтобы увидеть его сущность духовным зрением?

Что говорят ученые?

Медицина свидетельствует, что рок-ритмы диссонируют с ритмами человеческого организма. Извлекаемые из бас-гитары низкочастотные звуковые колебания и возбуждающий ритм барабанов непосредственно воздействуют на гипофиз (железу внутренней секреции, расположенную у основания мозга), заставляя его вырабатывать гормон, стимулирующий половой инстинкт. Конечный эффект сверхнормального производства этого гормона заключается в снижении или полном исчезновении реакции торможения.

Если к звуковому воздействию рок-концерта или дискотеки добавляются еще и манипуляции световыми эффектами — знаменитые «мигалки» или фотовспышки, — ломаются все психологические барьеры, человек теряет способность к оценке своих действий и безвольно подчиняется любым внушениям. Постоянно меняющее цвет и интенсивность освещение нарушает координацию и безусловные рефлексы, мигание в ритме порядка 6-8 вспышек в секунду полностью выключает пространственную ориентацию. При частоте около 26 вспышек в секунду происходят изменения альфа-ритма головного мозга, следствием чего становится рассеянность.

На кафедре акустики МГУ проводились исследования наиболее агрессивных образцов такой музыки. Компьютер раскладывал звук на частоты, обертоны, шумы, а затем моделировал свойства человеческой ткани и вычислял, как эта музыка влияет на организм. Например, частота основного ритма композиции «Дип Пепл» «Smoke on the water» — от 2 до 4 Гц. Такие скачки, да еще при громкости в 40-50 дБ, вызывают неконтролируемое возбуждение, вплоть до потери контроля над собой, агрессивность к окружающим или, наоборот, негативные эмоции к себе. Тот, кто предрасположен к психическим заболеваниям, после двух-, трехразового прослушивания подобной композиции может ожидать обострения или нервного срыва.

Композиция «Битлз» «Helter Skelter» — это пример, когда на первый взгляд приятная и благозвучная музыка оказывается на поверку не менее вредной. Здесь основной ритм (около 6,4 Гц) находится в опасной для человека области резонансных частот грудной клетки и брюшной полости. При прослушивании этой композиции ткани живота и груди «болеют» и понемногу разрушаются. Кроме того, поскольку основной ритм по частоте близок к частоте головного мозга (7 Гц), существует реальная угроза резонансного совпадения этих частот. У животных такой резонанс приводит к распаду функций мозга, то есть к сумасшествию.

Как вы думаете, почему так притягательны для молодежи дискотеки? Потому что преобладающая частота эстрадной музыки — 120 ударов в минуту. Эта частота активизирует сексуальный центр, расположенный в районе четвертого позвонка, что вызывает образование эндорфина сексуального удовольствия. Эндорфин — это искусственный наркотик, который вырабатывает само тело человека для себя.

Известный американский социолог Аллан Блюм утверждает: «Никогда в прошлом не существовало искусства, направленного так явно на совращение молодежи… Эта музыка влияет на молодых людей больше, чем открытая порнография».

Доктор Павел Кинг, профессор-ассистент клиники детской психиатрии при университете города Теннеси, сообщает, что 80% его молодых пациентов слушали эту музыку ежедневно.

Что говорят рок-звезды?

Начнем с уже ставшего хрестоматийным высказывания Джона Леннона («The Beatles»), заявившего в зените славы: «Мы сейчас более популярны, чем Иисус Христос».

Еще одно высказывание легендарной «ливерпульской четверки»: «Наша музыка может спровоцировать эмоциональную неустойчивость, нарушения координации, буйство и даже вызвать революцию».

Известный гитарист Джимми Хендрикс как-то поделился собственным открытием: «Музыкой можно гипнотизировать людей, и если нам удается попасть в их слабую точку, мы можем проповедовать их подсознанию все, что хотим…».

Мик Джаггер из «Роллинг Стоунз», называющий себя Люцифером рока, заявил: «Наши усилия всегда направлены на то, чтобы управлять мыслью и волей людей; большая часть других групп занимается тем же».

Дэвид Кросби: «Я решил, что самым важным будет скосить их детей. Здесь я не говорю о физическом похищении. Я имею в виду переменить их шкалу ценностей, что фактически выведет их из того мира, в котором живут их родители».

Этнос и музыка

О том, что ритмы оказывают воздействие на определенные участки коры головного мозга, известно давно. Уже в прошлом веке европейские путешественники, наблюдавшие африканские ритуальные танцы, отмечали состояние транса, в которое вводил окружающих ритм специально подобранных тамтамов. После этого у самих европейцев нередко наблюдались головные боли, нервные расстройства и другие патологии, которые первоначально напрямую не связывались с местной музыкой, а относились за счет тяжести путешествия, общей усталости и т.д. Когда же почти через столетие подобные музыкальные импровизации захлестнули Европу, ученые подняли тревогу тоже не сразу.

Постепенно, с отменой рабства и общей либерализацией общества, языческие ритмы вчерашних рабов вышли из подполья и завоевали эстраду. С появлением электромузыкальных инструментов сформировалась современная рок-музыка, имеющая множество направлений, но в основании ее лежат все те же африканские языческие ритмы.

В последние годы феномен воздействия ритмов на подкорковые области головного мозга особенно тщательно изучается. Три года назад нейрохирурги Иллинойского университета открыли синдром, который они назвали «ритмическим токсикозом». При этом налицо симптомы алкогольного или наркотического отравления, хотя следов подобных веществ в организме не обнаружено, а пациент явно злоупотребляет прослушиванием рок-музыки в различных формах. Большая часть пораженных новой болезнью — подростки, причем не африканского происхождения. На последних синдром практически не действует. Видимо, сказывается привычка, передающаяся на генном уровне. Согласно гипотезе, выдвинутой учеными, звуковые сигналы определенного ритма и тембра разрушительно воздействуют на иммунную систему человека, что может привести к необратимым последствиям.

Музыкальные заимствования чужих музыкальных ритмов могут быть отнюдь не безобидны. Сформированные веками национальные мелодии, скорее всего, отвечают оригинальным биопульсациям каждого этноса. Агрессия чужого (например, негритянского) ритма может разрушить стереотип поведения белого человека, лишить его самоидентификации, гармонии с окружающей средой. Так что повальное увлечение молодежи «чернокожим» рэпом внушает серьезные опасения.

Каждый, кто бывал на концерте рок-музыки, мог отметить состояние транса, в котором находятся музыканты и большая часть зрителей, причем чем больше людей удается «завести», тем профессиональнее считаются музыканты. Если слушатели во время концерта сидят на своих местах, это значит, что выступает слабая и неинтересная команда. Но вот ее сменяет другая, под музыку которой все больше поклонников вскакивает с мест, выбегает в проходы и начинает раскачиваться и танцевать в такт ударной установке… Так Европа послушно повторяет культовые ритуалы коренных жителей Центральной Африки, у которых вместо рок-группы — шаман с хорошо подобранной командой барабанщиков, вместо зала или стадиона — поляна в тропическом лесу, а вместо зрителей — все члены племени.

(Любопытно в этой связи интервью с солистом российской группы «Мумий Троль» Ильей Лагутенко («Известия, 31 августа 2002 г.), который с восторгом рассказывает, как принимали выступление их группы в Йоханнесбурге чернокожие слушатели. «Принимали нас волшебно, даже танцевали. Видимо, в «Мумий Троле» есть и частичка черной души тоже»).

Думайте сами, решайте сами…

В нашем обзоре намеренно опущены некоторые аспекты темы, и без того знакомые читателю, например, длинный список рок- и поп-звезд, умерших и погибших отнюдь не христианской, «непостыдной и мирной», смертью. Или другой список жертв — «фанатов», покончивших с собой вслед за смертью своих кумиров (интересно, что ни одна другая область человеческой деятельности — спорт, политика, искусство, бизнес и пр. — не дает примеров подобных «жертвоприношений»). Не будем приводить здесь переводы и оригиналы текстов песен — наших и «ненаших» — людям среднего и молодого поколения они известны в изобилии. Связь рока с наркотиками — тема, также не требующая примеров и доказательств (классический пример — те же «Beatles» и их знаменитая композиция «Lusy in the Sky with Diamonds», прозрачно рекламирующая галлюциноген LSD).

Типичная «картинка» рок-концерта — перед глазами у каждого, «живьем», по телевизору или видео — все нынче охвачены рок-просвещением. Именно поэтому хотелось бы избегнуть моралей, оценок и приговоров. Здесь все решает каждый сам для себя. Кто-то уже все давно решил. Кто-то вообще не видит здесь проблемы — что вы! ведь о вкусах не спорят! — считая вполне безобидным для себя и своих детей постоянный, навязчивый рок-поп-фон сегодняшней жизни.

Евангельское слово говорит «По плодам их узнаете их…» (Мф. 7, 20). Плоды рок- и поп-творчества ныне обильно заполнили, практически затопили мир. Речь идет не только и не столько о самих музыкальных композициях, сколько об изменении сознания людей, их чувств, эстетических представлений. Каждое новое рок-поколение, выходящее на мировую сцену со своими проектами, ощутимо сдвигает музыкальную «ось» все дальше от Красоты, Гармонии — всего того, что извечно входило в состав самого понятия «Музыка». Процесс этот уже приобрел глобальные масштабы. Академик РАН эколог Ф.Я.Шипунов: «В пределах биосферы существует созданная Творцом звукосфера, которую человек с некоторых пор преобразовал в шумосферу, хаос. Звук целителен для всякой живой клетки, а шум ее разрушает, поэтому в шумосфере человеку не выжить».

Стоит ли напоминать о том, что христианин стремится не просто выжить, но спасти душу для Небесного Царствия. На этом трудном, долгом пути через бушующее рок-ритмами современное нам с вами «житейское море» не раз вспомнятся апостольские слова «Все мне позволительно, но не все полезно…» (1 Кор. 6, 12).

В обзоре использована литература: Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Вып. 2; «Грех и покаяние последних времен» архимандрита Лазаря (Абашидзе); «Современная культура: сатанизм или Богоискательство?» иеромонаха Сергия (Рыбко); «Рок-музыка и наши дети» А.Симусева (http://www.pravoslavie.ru/); «Африканские божества на европейской земле» Ю.Баженова; «Начало начал» — Тихоплав В.Ю. и Т.С.

Составитель В.Хорецкая
Ежемесячная газета "Мир Православия" №12 2003

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *